Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 39-43. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 6. P. 39-43.
Научная статья УДК 323.21
https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.4
Политическое, правовое просвещение и гражданское общество в России Анастасия Александровна Безрукова
Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье анализируется политическое и правовое просвещение как способ развития гражданского общества в России в начале XXI века. Показана роль процессов познания и обретения новых компетенций в молодежной среде, способы и методы ее реализации. Обозначена функция Общественной палаты по формированию гражданского общества нового типа в Российской Федерации. Рассматриваются содержательные и организационные аспекты обеспечения гражданской активности личности, подготовки молодых людей к интеграции в систему политико-правовых, социальных, этических отношений. Теоретическая значимость статьи состоит в предпринятом анализе проблем естественного формирования гражданского общества в современной России, разработке эффективных механизмов просвещения населения и выработки у него активной гражданской позиции. Практическая значимость работы обусловлена опытом исследования процесса становления гражданской идентичности в отечественной науке.
Ключевые слова: гражданское общество, политическое просвещение, правовое просвещение, общественная палата
Для цитирования: Безрукова А.А. Политическое, правовое просвещение и гражданское общество в России // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 39-43. https://doi.org/10.24158/pep.2023.6A
Original article
Political, Legal Education and Civil Society in Russia Anastasia A. Bezrukova
Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article analyzes political and legal education as a way of development of Russia's civil society in the beginning of XXI century. The role of the processes of learning and acquiring new competences in the youth environment, the ways and methods of its implementation are shown. Outlines the function of the Public Chamber in the formation of a new type of civil society in the Russian Federation. The substantive and organizational aspects of ensuring the civic engagement of the individual, preparing young people for integration into the system of political, legal, social, ethical relations are considered. Analyzing the problems of natural formation of civil society in modern Russia, the development of effective mechanisms to educate the population and the development of its active civic position is the theoretical significance of the article. Therefore, it is necessary to study the process of formation of civic identity in the national science.
Keywords: civil society, political education, legal education, public chamber
For citation: Bezrukova, A.A. (2023) Political, Legal Education and Civil Society in Russia. Society: Politics, Economics, Law. (6), 39-43. Available from: doi:10.24158/pep.2023.6.4 (In Russian).
В условиях глобального духовного кризиса более чем актуальны вопросы, связанные с ценностью человеческих знаний, ролью гражданского общества в обществе развивающейся демократии, ибо главным фактором развития и процветания государства является не рынок, а социальные добродетели.
Если XVIII век стал веком просвещения, то XXI, возможно, станет веком альтернатив, или нового просвещения, или нового средневековья. Немецкий философ Карл Ясперс определил просвещение «как путь, на котором человек приходит к самому себе» (Ясперс, 2000).
М.К. Мамардашвили, выдающийся советский философ, обозначил суть просвещения как «взрослое состояние» человечества, т.е. способность людей думать своим умом и ориентироваться без внешних наставников и авторитетов, не ходить «на помочах»1.
1 Мамардашвили М.К. «Если осмелиться быть» : интервью [Электронный ресурс] // Московская школа конфликтологии. URL: https://conflictmanagement.ru/esli-osmelitsya-byt/?ysclid=lisyi34buh47883811 (дата обращения: 12.06.2023).
© Безрукова А.А., 2023
роитюэ
Научная новизна исследования обусловлена тем, что показано выявление перспектив становления и развития гражданского общества, обозначен социально-политический потенциал школ, вузов в политическом и правовом просвещении.
Цель статьи состоит в проведении политологического анализа процесса политического и правового просвещения в России. Проблемы политического и правового просвещения анализировались в работах Ю.М. Аксенова (2012), П.А. Бородина (2020), И.А. Васькиной (2021), Ю.С. Ва-сютина (2013), М.Г. Гогуадзе (2019), О.В. Селивановой (2015), В.И. Семеновой (2020), Ю.В. Яр-мака (2014) и других авторов.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности политического и правового просвещения гражданского общества в России;
- показать, каким образом происходит политическое образование в России;
- исследовать взаимодействие гражданского общества и государства с целью политического и правового просвещения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов, послание президента РФ.
В процессе научно-исследовательской работы использовались общие методы научного познания (анализ, синтез, абстрагирование, дедукция и индукция), метод системного подхода в единстве политического, культурного, экономического и духовного осмысления феномена гражданского общества.
Сегодня в России недостаточно высокий уровень развития институтов и традиций гражданского общества и правового государства во многом обусловлен правовым нигилизмом и инфантилизмом населения. Первый выражается в неуважительном отношении к праву, неверии в его роль, отрицании ценностей правового регулирования, второй - в недостаточности правовых знаний или несформированности убеждений1. Нежелание участвовать в политической жизни, что наиболее заметно среди молодежи (Матюхин, Давыдова, 2022), также является фактором, сдерживающим развитие гражданского общества.
Для его формирования в России представители социума должны приобрести гражданскую компетентность - способности, которые позволят каждому человеку «осуществлять эффективную реализацию всего комплекса гражданских прав и свобод в рамках демократического общества и применять свои знания в практической деятельности»2.
Проблема гражданской компетентности остро стоит не только в нашей стране, но и в государствах с длительными традициями демократии. Это объясняется тем, что усложнились масштабы общественной жизни. Лишь меньшинство граждан европейских государств всерьез интересуется политикой, а средний гражданин мало разбирается в политических вопросах и платформах кандидатов на выборах. В странах Европейского союза политические партии по уровню общественного доверия занимают одно из последних мест среди всех социально-политических институтов. Так, в 2019 г. из 28 стран Евросоюза в 12 доля недоверяющих партиям превышала 80 % (Долгих, 2021а). В США в 2016 г. только 42 % респондентов в значительной мере были расположены к политическим лидерам, в то время как в 2004 г. этот показатель составлял 63 % (Долгих, 2021б). Таким образом, проблемы в дальнейшем развитии и функционировании гражданского общества характерны не только для нашей страны.
Политическое образование в условиях современной России становится первым условием того, чтобы общество обрело черты коллективного субъекта политики. Однако сегодня ситуацию осложняет излишнее воздействие СМИ на сознание людей: предоставляя для восприятия граждан массовый продукт, который не предполагает необходимость размышлений, они формируют у граждан привычку получать готовое, что переносится также и на политическое поведение населения. Отсутствие критического мышления затрудняет формирование собственной позиции по тому или иному вопросу. Кроме того, анализ современных политических процессов позволяет утверждать, что социальные сети не в последнюю очередь могут выступать полноправным политическим актором (Кривошеева, Мажников, 2021). «Разгул потребительских настроений» и «дефицит гражданственности» будет преодолен лишь тогда, когда соотечественникам смогут объяснить суть новой государственной идеологии.
Каждая эпоха решала проблему политического образования по-своему. В XXI веке эта проблема становится гамлетовской. Как провозгласил Д.Б. Шоу, «мы должны или воспитать политические способности, или погубить демократию»3. Россия нуждается в воспитании политических способностей граждан.
1 Долгих Ф.И. Теория государства и права : учебник. М., 2023. С. 408-409.
2 Основы методики гражданского воспитания в семье и школе / под ред. Г.Н. Филонова. М., 2001. С. 26.
3 Джордж Бернард Шоу [Электронный ресурс] // Жемчужины мысли [сайт]. URL: https://www.inpearls.ru/author/george+bemard+shaw/page/2 (дата обращения: 12.06.2023).
Что такое «гражданин» сегодня? На этот вопрос попытался ответить американский политолог Р. Даль: «Нормальный адекватный гражданин - это тот, кто обладает минимально достаточным объемом знаний о том, что соответствует его собственным интересам и о том, какой политический выбор позволяет ему обеспечить эти интересы лучше других»1.
Сегодня главное - просвещение, стремление к личному интеллектуальному мышлению. В нашей стране это серьёзная проблема: просветить сознание, помочь ему в выработке своей личной оценки происходящего, так как массовое сознание ориентируется на социальную мифологию, которая никогда не поощряла веру в самого себя, в свою правоту. Человек может меняться, если он способен к личному интеллектуальному усилию. Таким образом, многое определяется природой индивида.
Гражданское просвещение требует не только формального обучения, но и публичных дискуссий, обсуждений, свободного доступа к достоверной информации при условии, что граждане обладают политическими правами и возможностью их реализации.
В настоящее время необходимость политического и правового просвещения граждан, повышения уровня их политического и правового сознания осознается и государством. Неслучайно в содержание среднего и высшего образования вносятся изменения, направленные на повышение уровня гражданской компетентности. Большее внимание в ближайшей перспективе планируется уделить изучению школьного курса обществознания, а в программы высшего образования предполагается включение курса «Основы российской государственности»2. Президент России В.В. Путин, выступая в феврале 2023 г. с Посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, отметил необходимость повышения качества «школьных, вузовских учебных курсов, прежде всего, по гуманитарным наукам: истории, обществознанию, литературе, географии, чтобы молодежь могла как можно больше узнать о России и ее великом прошлом, о нашей культуре и традициях»3.
Важную роль в политическом и правовом просвещении граждан играют и инициативы, исходящие от самого гражданского общества. Примером могут служить проводимые на протяжении последних лет такие мероприятия, как Всероссийский правовой диктант, Всероссийский тест на знание Конституции РФ и ряд других подобных проектов.
Русский философ И.А. Ильин очень верно подчеркнул: «Только тот, кто чувствует себя самокормильцем, приносящим пользу своему народу, имеет основу для независимого суждения в политике для неподкупного волеизъявления и голосования» (Ильин, 1993). Это чувство развито и реализовано в нашей стране у немногих в силу разных причин. Прежде всего, из СМИ фактически исчезла тема труда, честной конкуренции, на смену которой пришло потребительство и жажда карьерного успеха.
Значимыми условиями развития гражданского общества выступают наличие доверия и солидарности. Но в России, как показывают социологические исследования, уровень взаимного доверия между людьми крайне низок - 25 %4, и тенденции к его повышению не наблюдается. А между тем доверие - основа настоящего прогрессивного человека, и без него не добиться самого главного - созидания.
К сожалению, нигилизм приобрёл сегодня новые черты, когда многие граждане давно убедили себя, что от них ничего не зависит. В результате они не хотят и не способны анализировать политические процессы и составляют то большинство, которое Карл Густав Юнг назвал «люди без Тени» (Юнг, 2019). Именно они лишены «воображения зла» и, следовательно, не знакомы с чувством вины. В их представлении ошибки совершают по преимуществу анонимные другие: «общество», «государство», только не они сами. Пока люди не осознают своей личной и коллективной тени, им будут нужны враги, и они будут с успехом их находить.
Политика малых масштабов на уровне «корней травы», общественная активность, деятельность групп интересов и групп давления, гражданских инициатив - эти социальные энергии, характеризующие российское гражданское общество в последние годы, подтверждают важность непосредственного участия населения в возрождении нашей страны.
1 Роберт А. Даль Проблемы гражданской компетентности. [Электронный ресурс] // Политнаука. URL: http://www.politnauka.org/library/teoria/dahl.php (дата обращения:12.06.2023).
2 Путин поручил включить в программы вузов курс «Основы российской государственности» [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/16929183?ysclid=lisxi5tw3g965538380 (дата обраще-ния:12.06.2023).
3 Послание Президента Федеральному Собранию. 21 февраля 2023 г. [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565 (дата обращения:12.06.2023).
4 В России доверяют друг другу 25 % людей, отмечает учёный [Электронный ресурс] // Рамблер. URL: https://news.rambler.ru/sociology/45230418/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source= copylink (дата обращения: 08.03.2023).
POLITICS
Члены гражданского общества должны быть заинтересованы, чтобы государство исправляло ошибки, которые возникают в процессе управления социумом, а для этого необходим контроль за деятельностью органов публичной власти со стороны людей. Построить сильное, правовое, демократическое, социальное государство и наиболее эффективно реализовать принципы, заложенные в Конституции Российской Федерации, возможно только посредством выстраивания конструктивных отношений между государством и гражданским обществом, осознания взаимной ответственности между гражданами и государством, учета мнения широких слоев населения при определении целей и приоритетов государственной политики, с одной стороны, и осознания их гражданами - с другой. Одним из способов повышения эффективности обратной связи между государством и гражданским обществом является развитие общественного контроля, который выступает одной из ключевых функций гражданского общества. Именно с помощью этого инструмента можно добиться повышения уровня политической культуры, осознания гражданами своей способности влиять на судьбу страны, своей роли в развитии общества, своей ответственности за будущее государства. По нашему мнению, само участие граждан в осуществлении общественного контроля является формой взаимодействия общества и государства, а также средством получения гражданами политико-правовых знаний, выработки политико-правовых умений и навыков.
Значимую роль в просвещении граждан играет Общественная палата Российской Федерации. Она призвана обеспечивать взаимодействие граждан и общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов населения, защиты его прав и свобод при формировании и реализации государственной политики.
Таким образом, учитывая особенности гражданского общества в России, политическое и правовое просвещение населения представляется одним из значимых инструментов его развития. Оно особенно важно для молодого поколения, так как обуславливает дальнейшее поведение человека в различных социальных сферах, в том числе и в политической, что крайне важно для стабильности и благополучия государства.
Список источников:
Aксенов ЮМ Система гражданского и политического просвещения как институт становления личности. M., 2G12. 2G3 с.
Бородин ПА Политическое просвещение в России: проблематика исследования // Развитие институтов гражданского общества в арктических регионах современной России: политико-правовые аспекты. Сургут, 2G2G. С. 173-178. https://doi. org/10.Э4822/2020.11.20-2-б.
Bаськина ИА Роль правового просвещения граждан осуществляемого органами прокуратуры в формировании правовой культуры российского общества // Правовая культура и правовая идеология российского общества. M., 2G21. С. 327-ЭЭ2.
Bасютин Ю.С. Политическое просвещение как фактор формирования мотивации модернизации страны // Образование и общество. 2G13. № 3 (SG). С. 4-8.
Гогуадзе MX. К вопросу о визуальной составляющей политического просвещения // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2019. Т. 9, № 4. С. 125-1Э1.
Долгих Ф.И. К вопросу о формировании и развитии двухпартийной системы в dllA // Государственная власть и местное самоуправление. 2021а. № 1G. С. 5б-б0. https://doi.org/10.18572/181Э-1247-2021 -10-5б-б0.
Долгих Ф.И. Общественный мониторинг как форма общественного контроля за деятельностью политических партий // Государственная власть и местное самоуправление. 2G1S. № 1. С. 9-14. https://doi.org/10.18572/181Э-1247-2018-1 -9-14.
Долгих Ф.И. Факторы, влияющие на уровень доверия общества политическим партиям в странах Европейского Союза // Сравнительная политика. 2021б. Т. 12, № 2. С. 14-25. https://doi.org/10.24411/2221-3279-2021-10015.
Ильин ИА О грядущей России. M., 1993. 3бб с.
Кривошеева Н.И., Mажников B.K Феномен социальных сетей в контексте изучения современных политических режимов // Bопросы политологии. 2G21. Т. 11, № 12 (7б). С. 3494-Э502. https://doi.org/10.35775/PSI.2021.7б.12.010.
Mатюхин A.B., Давыдова ЮА Политический абсентеизм как часть мировоззрения студенческой молодежи города Mосквы // Журнал политических исследований. 2G22. Т. б, № 3. С. 95-105. https://doi.org/10.12737/2587-6295-2022-6-3-91-105.
Селиванова Ü.B. Правовое просвещение как неотъемлемый компонент правовой культуры молодежи // Ползунов-ский альманах. 2G15. № 3. С. 1SS-189.
Семенова B.K Просвещение молодежи как практика политического управления и важный аспект обеспечения национальной безопасности // Национальная безопасность России: актуальные аспекты. СПб., 2G2G. С. SG-84. https://doi.org/10.37539/NB186.2020.35.63.002.
Юнг К.Г. Aрхетипы и коллективное бессознательное. M., 2G19. 495 с.
Ярмак ЮБ. Политическое просвещение: новые реалии (коммуникативные характеристики) // XI Кантовские чтения: Кантовский проект просвещения сегодня. Калининград, 2G14. С. 1S9-190.
Ясперс К. Bведение в философию. Mk, 2GGG. 192 с.
References:
Aksenov, Yu. M. (2012) Sistema grazhdanskogo i politicheskogo prosveshcheniya kak institut stanovleniya lichnosti [System of Civic and Political Education as an Institution of Personal Formation]. Moscow. 203 p. (In Russian).
Borodin, P. A. (2020) Political Education in Russia: the Problem of Research. Razvitie institutovgrazhdanskogo obshchestva v arkticheskikh regionakh sovremennoi Rossii: politiko-pravovye aspekty. Surgut, рр. 173-178. Available from: doi:10.34822/2020.11.20-2-б. (In Russian).
Dolgikh, F. I. (2018) Public Monitoring as a Form of Public Control Over Political Parties' Activities Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. (1), 9-14. Available from: doi:10.18572/1813-1247-2018-1-9-14. (In Russian).
Dolgikh, F. I. (2021 ) Factors Affecting the Level of Public Confidence of Political Parties in the European Union. Comparative Politics Russia. 12 (2), 14-25. Available from: doi:10.24411/2221-3279-2021-10015. (In Russian).
Dolgikh, F. I. (2021) On the Establishment and Development of a Two-Party System in the USA. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. (10), 56-60. Available from: doi:10.18572/1813-1247-2021-10-56-60. (In Russian).
Goguadze, M. G. (2019) To the Question of Visual Component Political Education. Proceedings of the Southwest State University. Series: History and Law. 9 (4), 125-131. (In Russian).
Ilyin, I. A. (1993) O gryadushchei Rossii [About the Coming Russia]. Moscow. 366 р. (In Russian).
Krivosheeva, N. I. & Mazhnikov, V. I. (2021) The Phenomenon of Social Networks in the Context of the Study of Modern Political Regimes. Voprosy politologii. 11 (12 (76)), 3494-3502. Available from: doi:10.35775/PSI.2021.76.12.010. (In Russian).
Matyukhin, A.V. & Davydova, Yu. A. (2022) Political absenteeism as part of the worldview of student youth in the city of Moscow. Zhurnalpoliticheskikh issledovanii. 6 (3), 95-105. Available from: doi:10.12737/2587-6295-2022-6-3-91-105. (In Russian).
Selivanova, O. V. (2015) Pravovoe prosveshchenie kak neot"emlemyi komponent pravovoi kul'tury molodezhi [Legal Education as an Integral Component of the Legal Culture of Youth/ Polzunovskii al'manakh. (3), 188-189 (In Russian).
Semenova, V. I. (2020) Youth Education as a Practice of Political Governance and an Important Aspect of National Security. In: Natsional'naya bezopasnost'Rossii: aktual'nye aspekty. St. Petersburg, рр. 80-84. Available from: doi:10.37539/NB186.2020.35.63.002. (In Russian).
Vaskina, I. A. (2021) Rol' pravovogo prosveshcheniya grazhdan osushchestvlyaemogo organami prokuratury v formirovanii pravovoi kul'tury rossiiskogo obshchestva [The Role of Legal Education of Citizens Carried Out by the Prosecutor's Office in the Formation of the Legal Culture of Russian Society]. Pravovaya kul'tura i pravovaya ideologiya rossiiskogo obshchestva. Moscow, рр. 327-332. (In Russian).
Vasyutin, Yu. S. (2013) Politicheskoe prosveshchenie kak faktor formirovaniya motivatsii modernizatsii strany [Political Enlightenment as a Factor in the Formation of Motivation for the Modernization of the Country]. Education and Society. (3 (80)), 4-8. (In Russian).
Yarmak, Yu. V. Politicheskoe prosveshchenie: novye realii (kommunikativnye kharakteristiki) [Political Enlightenment: New Realities (Communicative Characteristics)]. In: XI Kantovskie chteniya: Kantovskiiproektprosveshcheniya segodnya. Kaliningrad, рр. 189-190. (In Russian).
Yaspers, K. Vvedenie v filosofiyu [Introduction to Philosophy]. Minsk. 192 s. (In Russian).
Yung, K. G. (2019) Arkhetipy i kollektivnoe bessoznatel'noe [Archetypes and the Collective Unconscious]. Moscow. 495 p. (In Russian).
Информация об авторе А.А. Безрукова - кандидат политических наук, доцент кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Москва, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=718120
Information about the author A.A. Bezrukova - PhD in Political Science, Associate Professor, Department of Fundamental Legal and Socio-Humanitarian Disciplines, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=718120
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 20.06.2023.