Научная статья на тему 'Политическое лидерство женщин: региональный аспект'

Политическое лидерство женщин: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
233
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / ПОЛИТИКА / ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фатыхова Диана Рустэмовна

В статье рассмотрена проблема политического лидерства женщин в Республике Татарстан. Основываясь на экспертных данных, автором проанализировано современное состояние лидерства женщин в республике, а также выявлены общие тенденции и закономерности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Female Political Leadership: Regional Aspect

The author of the article refers to the problem of female political leadership in the Republic of Tatarstan. On the basis of expert data the author analyzes the current female leadership in the republic and reveals main tendencies and consistent patterns.

Текст научной работы на тему «Политическое лидерство женщин: региональный аспект»

УДК 32(17.022.1)

Политическое лидерство женщин: региональный аспект

Фатыхова Д.Р.

Аспирант кафедры прикладной политологии Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассмотрена проблема политического лидерства женщин в Республике Татарстан. Основываясь на экспертных данных, автором проанализировано современное состояние лидерства женщин в республике, а также выявлены общие тенденции и закономерности.

Ключевые слова: женщина, политика, лидер, лидерство, Республика Татарстан.

Актуальность исследования данной проблематики обусловлена возрастанием значения политического участия и лидерства женщин в качестве акторов политического процесса. Значительный рост числа женщин-политиков в современной мировой практике и на этом фоне явный недостаток подобного показателя в российской действительности свидетельствуют о необходимости изучения специфики политического лидерства женской части населения России и ее регионов.

В последнее время политологи, как западные, так и российские, сходятся во мнении, и статистика это подтверждает, что на уровне региональной и муниципальной власти количество женщин больше, чем на уровне государственной, федеральной политики. Поэтому считается, что уровень региональной власти, в том числе и местной, предоставляет женщинам больше возможности проявить себя. Исследователь Д. Ловендуски объясняет данный феномен тем, что региональный уровень характеризуется тенденцией к гармонизации частных и общественных обязанностей, заметно сокращая дистанцию между работой и домом [1, с. 215]. Кроме того, именно на уровнях регионального правительства и муниципальной власти политические интересы в большей степени сравнимы с тем, что традиционно понимают как «женские» роли в обществе, а потому более досягаемы для женщин [2, с. 703].

Однако если обратиться к сегодняшней ситуации, которая сложилась в России, то вопрос: «насколько подобное мнение является распространенным для российского контекста?» в рамках рассмотрения не просто участия женщин в политической сфере

общества, но и политического лидерства, является достаточно спорным. Так, обращаясь к региональной специфике, на примере Республики Татарстан можно проследить следующие тенденции. На 7 февраля 2011 г. численность населения в Республике Татарстан составила 3778,5 тыс. человек, из них мужчин - 1741, 1 тыс. чел., женщин - 2037,4 тыс. чел. [3]. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, по итогам 2009 г. в общей структуре численности работников женщины по сравнению с мужчинами преобладают в таких видах экономической деятельности как образование и здравоохранение (женщин в 5 раз больше чем мужчин), сфера обслуживания и торговля (в 1,7 раза - соответственно), финансовая деятельность и операции с недвижимостью (в 1,4 раза - соответственно).

В органах законодательной власти Республики Татарстан женщин - 58,8 %, в органах исполнительной власти - 67,8 %, в органах судебной власти и прокуратуры - 85,2 %, в муниципальных органах -69,7 %. Но, при этом на высших руководящих должностях работников государственной гражданской службы женщин всего лишь 22 %, на выборных муниципальных должностях - 25, 8 % (для сравнения на остальных должностях муниципальной службы женщин 76, 9 %) [4, с. 73-76].

Таким образом, на региональном уровне, как и на федеральном, прослеживается типичная гендер-ная пирамида представительства женщин во властных институтах: женщины широко представлены на нижних и средних ступенях государственной влас-

ти, где они выполняют просто чиновничьи функции, но отделены от уровня принятия решений.

Немаловажную роль в формировании политических лидеров играют общественные организации и движения. В Республике Татарстан действует несколько женских организаций: Общественный фонд женского движения Республики Татарстан «Сююмбике», Общественная организация Республики Татарстан «Лига деловых женщин Татарстана», Республиканская общественная организация «Женщины Татарстана», общественное объединение «Фемина» (Набережные Челны) и др. В основе своей это неправительственные объединения, объявившие своей основной целью повышение роли женщин в общественно-политической, экономической, социальной и культурной жизни республики, выступая, таким образом, в защиту семьи и детей. Лидерами этих общественных объединений являются женщины, профиль деятельности которых соответствует профессиональной направленности этих объединений. Одним из крупнейших является Республиканская общественная организация «Женщины Татарстана», созданная в конце декабря 1995 г. и стимулируемая органами власти республики. Возглавляет организацию заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Зиля Валее-ва. В состав организации входят такие организации, как Всемирная ассоциация татарских женщин «Ак калфак», Республиканский детский фонд, Правозащитный фонд сирот; Комитет солдатских матерей, Совет неполных семей «Чишма», Фонд содействия безработным женщинам и их семьям «Таяныч», региональное отделение Общероссийского движения «Матери - против наркотиков». В уставе этой организации отмечено, что она представляет интересы всех женщин Татарстана в органах государственной власти всех уровней, однако сама организация, в соответствии с законодательством, не наделена правом выдвигать женщин в республиканский парламент [5, с. 1].

В связи с усилением роли ислама определенный вес набирают и женские мусульманские организации, такие как общественная организация женщин Татарстана «Муслима», (лидером которой является Альмира Адиатуллина) и Союз мусульманских женщин Татарстана (Председатель - Наиля Зиган-шина). Эти организации объединяют в своих рядах мусульманок с активной жизненной позицией. Так, например, Альмира Адиатуллина сумела отстоять право мусульманских женщин Татарстана фотографироваться на паспорт в хиджабах - традиционных платках, как предписывают каноны ислама. Союз мусульманских женщин протестовал против игровых автоматов, требовал от властей убрать с улиц города рекламу интимных услуг и т.д. По словам Наили Зиганшиной, «участие мусульманских женщин в активной политической жизни общества, уже 256

на уровне государственных институтов власти - следующий шаг развития движения в республике». Тем более, что история знает примеры, когда мусульманки становились во главе исламских государств. Так, Малика Асма и Малика Арва из шиитской династии Сулайхидов непрерывно правили Йеменом с 1087 по 1138 гг., а период женского султаната в Османской империи длился без малого 130 лет. Уже в новейшее время женщины избирались на президентские и премьерские посты Индонезии (Мегавати Сукарно-путри), Пакистана (Беназир Бхутто), Турции (Тансу Чиллер) и Бангладеш (Халеда Зиа, Шейх Хасина). Наиболее известные правительницы-мусульманки в истории России - казанская княжна Сююмбике и касимовская султана Фатима. Тем не менее некоторые наиболее консервативные богословы продолжают выступать против вмешательства женщин в политику. В то же время более либеральное направление ислама не запрещает женщине занимать высокие государственные посты, пока она достойна этого (общественная деятельность женщины и ее работа вне дома не должны осуществляться в ущерб выполнению обязанностей перед семьей, детьми и мужем) [6].

Анализ деятельности женских общественных организаций на уровне республики показывает, что на сегодняшний день они не играют большой роли в рекрутировании женщин-политиков. Более высоким уровнем лидерства являются политические партии и движения. В Республике Татарстан зарегистрировано 7 региональных отделений партий, имеющих право принимать участие в выборах [7]. Наличие политических партий и движений теоретически должны расширить представительство женщин во властных структурах. Однако практически сегодня как на федеральном, так и на региональном уровнях в основном действуют женщины - партийные лидеры, которые сложились как политические деятели еще в 90-е гг. На региональном уровне можно выделить женщин-лидеров следующих политических партий: Насима Столярова (Татарстанское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»), Римма Ратникова и Валентина Липужина (Татарстанское Региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия»), Алла Алексеева (Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Татарстан).

На уровне законодательной власти республики, в Государственном Совете Татарстана женщины-депутаты составляют 14 % от общего количества депутатских мест, что на 4 % больше по сравнению с прошлым составом (около 10 % женщин-депутатов). Однако, несмотря на это, на политической сцене Республики Татарстан едва ли можно назвать больше десятка ярких и известных общественности женщин-лидеров.

В свою очередь, последние изменения законодательства о политических партиях и выборах переносят вопрос о политическом лидерстве женщин с уровня общественных объединений в партийную плоскость и предполагают их активное участие в деятельности политических партий. В этой связи общественным женским организациям, как на федеральном, так и на региональном уровнях, можно порекомендовать активизировать взаимодействие с политическими партиями в целях продвижения своих представителей в списки кандидатов в органы государственной власти (в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»). Представляется также перспективным на муниципальных выборах непосредственно выставлять своих кандидатов по одномандатным округам, оказывая им всестороннюю поддержку.

Литература:

1. Lovenduski, J. Women and European Politics. Contemporary feminism and public politics. -Amherst: University of Massachusetts Press, 1986.

- 399 р.

2. Кудряшова Е.В., Кукаренко Н.Н. Политическое участие женщин в Архангельской области // Тендерная реконструкция политических систем / Ред.-сост. сборника Н.М. Степанова, М.М. Кириченко, Е.В. Кочкина. - СПб.: Алетея, 2004.

- С.703-717.

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (официальный сайт). - URL: www.tatstat. ru/digital/region1/default.aspx (дата обращения: 25.02.2011).

4. Кандилов В.П., Краснова О.М., Башкирова Т.С. Труд и занятость в Республике Татарстан. Статистический сборник. - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, 2010. - 168 с.

5. Устав Республиканской общественной организации «Женщины Татарстана». - Казань, 1995. - 30 с.

6. Нуруллина Г. Женщины и бизнес: исламский взгляд. - URL: www.muslima.ru/index_new/index. php?option=com_content&task=view&id=259&Ite mid=1 (дата обращения: 25.02.2011).

7. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан. - URL: www.tatarstan.izbirkom.ru/ way/937397.html (дата обращения: 25.02.2011).

Female Political Leadership: Regional Aspect

D. Fatykhova The Kazan (Volga Region) Federal University

The author of the article refers to the problem of female political leadership in the Republic of Tatarstan. On the basis of expert data the author analyzes the current female leadership in the republic and reveals main tendencies and consistent patterns.

Key words: woman, politics, leader, leadership, the Republic of Tatarstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.