УДК94 (47).08
АИ.Саттарова
МУСУЛЬМАНКИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ТАТАРСТАНА
В статье анализируются основные направления и составляющие социокультурной деятельности женских мусульманских объединений на территории Республики Татарстан. На примере общественных объединений определяется характер и формы проявления социальной активности женщин-мусульманок. На основе материалов современной периодической печати показывается освещение форм мусульманского движения в общественной жизни республики.
Ключевые слова: женщина-мусульманка, «Союз мусульманок Татарстана», «Муслима», форум, мусульманские религиозные объединения, ифтар.
Adelya Ilhamovna Sattarova MUSLIM WOMEN IN MODERN SOCIO-CULTURAL LIFE OF TATARSTAN
This article analyses the major trends and socio-cultural components of women's Muslim union sin the Republic of Tatarstan. The nature and forms of social activity of Muslim women defines on the example of public unions. Forms of Muslim movement in the republic's public life had been shown on the basis of materials of modern periodicals.
Keywords: Muslim woman, "Muslim women Union of Tatarstan", "Muslima", forum, Muslim religious unions, iftar.
Религиозное возрождение в 90-е годы прошлого века выдвинуло на общественно-политическую арену различные активно действующие социальные группы. В результате социально-поли-тической трансформации российского общества религиозные объединения приобрели новый общественно-правовой статус, что привело к активизации (в том числе) женского мусульманского движения. Сформировавшиеся общественные организации мусульманок стали важным фактором национально-духовного возрождения в Республике Татарстан.
Актуальность изучения данной темы связана с важностью осмысления путей и способов пробуждения и развития религиозного и национального самосознания татарского народа. Будучи важным хранителем традиций татарского народа, - женщины-мусульманки испокон веков выступали в качестве активных защитников и сторонников восстановления религиозно-культурных традиций. Выявление основных направлений деятельности женских мусульманских организаций республики, механизма влияния их на социокультурную жизнь общества представляет собой попытку анализа процессов взаимосвязи и взаимовлияния общественных, этноконфессиональных компонентов современной жизни Татарстана. В целях реализации цели определения места и роли мусульманок в современной общественной, социокультурной жизни республики, раскрывается сфера деятельности активных групп мусульманок, рассматривается специфика форм и механизмов влияния их на социум, их вклад в сохранение религиозно-национальных традиций, в стабильное развитие общества в целом.
Женские мусульманские объединения проявляют себя в самых различных сферах жизни, таких как просветительство, гациальных связях с общественностью, в области дагвата (призыва к исламу) [1, с.75], образования, благотворительности, моды в традициях мусульманок России и др.Они также выступают активными участниками в СМИ, на радио и ТУ. Согласно общепризнанному мнению, позитивная общественная роль женского мусульманского движения связана не в последнюю очередь с традиционными представлениями о чистоте, женственности, покорности и хранительницах семейного очага [2].
Организационное оформление одного из влиятельных в настоящее время общественных объединений началось в 2005 г., когда в Казани5 декабря прошел I съезд мусульманок Татарстана. Форум стал учредительным собранием общественной организации с одноименным названием. В работе съезда приняли участие представители государственных структур, в частности председатель Совета по делам религии при КМ РТ, общественные деятели и ученые. По итогам съезда были приняты резолюции «О значении семьи и семейных ценностей в современном обществе» и «О значении религиозного и нравственного воспитания в современных условиях» [3].
Женские организации заявляли о себе и приковывали общественное внимание. Среди резонансных социальных акций, освещавшихся в российских СМИ: инициатива Союза мусульманских женщин Татарстана, позволившая мусульманкам фотографироваться на общегражданский паспорт с покрытой головой, выступление против отправки татарстанских ребят в Югославию, обращения к администрации Казани относительно удаления с улиц города
игровых заведений [4, с.182] и т.д.
В Казани хроника конфессиональной жизни последовательно зафиксировала (помимо широко известной и успешно завершившейся борьбы мусульманок за право фотографироваться на паспорт в платках) открытие женского мусульманского клуба (июль 2004 г.), женского отделения Российского исламского университета (октябрь 2004 г.), кампанию Союза мусульманок против непристойных изображений на рекламных щитах (в результате было снято 70 щитов (2003 г.)), инициативу того же союза по улучшению санитарного состояния города Казани (2005 г.). 24 мая 2007 г. Союз провел в Казани конференцию «Просвещенная женщина - жемчужина исламского наследия». Самыми крупными событиями этих лет стали проведение упомянутого Первого объединенного съезда мусульманок Татарстана, в работе которого участвовали 300 делегаток из всех районов республики и 10 регионов России (декабрь 2005 г.) и Форума женщин тюркского мира с участием 300 делегаток из более чем 40 регионов России и из-за рубежа (13-14 сентября 2007 г.) Фаизов С. Права и статус мусульманки в сегодняшнем российском обществе (по материалам периодики и книжных изданий), http://odtdocs.ru/pravo/101/index.html?page=2 [14][5].
Общественная организация мусульманских женщин Татарстана «Муслима» обратилась к организаторам Всероссийского форума татарских религиозных деятелей с предложением о проведении в рамках данного мероприятия Съезда мусульманок России. Руководитель организации ААди-атуллина отметила, что у «Муслимы» есть опыт проведения форума российских мусульманок. «В сентябре 2007 года в Казани состоялся форум «Женщины в XXI веке: семья и общество». Он прошел по инициативе «Муслима» в честь юбилея I Съезда мусульманок России, состоявшегося в Казани в 1917 году. Среди организаторов форума также были республиканские общественные организации «Женщины Татарстана» и «Ак калфак», исполком Всемирного конгресса татар и «Союз мусульманок Татарстана». Ансар, http://www.ansar.ru/sobcor/2011/06/30/17699
Наряду с этими организационными мероприятиями активно развиваются процессы религиозного просвещения. Некоторые женские мусульманские организации имеют свои печатные издания. Например, «Ак калфак» имеет свой печатный орган - журнал «Сююмбикэ» [1] (в 1926 по 1991 года издавался под названием «Азатхатын»), который является единственным всетатарским журналом для женщин, распространяемый по всей РФ и за ее пределами. В отличие от большинства журналов, «Сююмбикэ» является не просто семейным изданием, а журналом литературно-художест-венным и общественно-политическим, «носителем вечных ценностей» и хранителем национальной культуры. Журнал «Сююмбикэ», http://tatarlar-europe.eu/index.php/en/glavnaya/ item/177 [6]. Союз мусульманских женщин Татарстана выпускает женскую мусульманскую газету «Муслима» («Мусульманка»), которая выпускается с декабря 1997 года [7].
Социальные стороны жизни все больше находят отражение в деятельности женских мусульманских объединений. В Тетюшах 21 марта 2009 г. в Районном Доме культуры состоялась встреча представителей филиалов Союза мусульманок Татарстана - института абыстаев со всей республики. При участии виднейших представителей мусульманского духовенства на форуме обсуждался ряд важнейших вопросов, касающихся сохранения народных традиций, укрепления семейных устоев в обществе. Подобные встречи прошли в Набережных Челнах и в Альметьевске. Татар-информ, http:// www.tatar-inform.ru/ news/2009/03/20/158 899/. Желая внести свою лепту в укрепление инс-титута семьи, Союз мусульманок принял решение учредить в Казани школу свах.ИнфоИслам, http:// www.info-
islam.ru/publ/novosti/tatarstan/sojuz musulmanok tatarstana proveí soveshhanie/2-1 - 0-3651 16 марта 2010 г. организация «Союз мусульманок Татарстана» провела в Казани Всероссийскую конференцию «Возрождение Института сватовства и духовно-нравственных традиций семьи в современных условиях». Форум стал объединительным мероприятием для организации единого центра «Службы создания семьи» с общей базой данных о клиентах, сайтом для успешного сотрудничества и эффективной работы Halalpages.ru [8].
Новым явлением в студенческой жизни стало проведение коллективных мероприятий, посвященных обсуждению религиозных вопросов. В сентябре 2010 г. в Казани в столовой КГФЭИ прошел межвузовский ифтар. Организатором мероприятия выступила общественная молодежная организация «Сознание» [9]. 14 августа 2012 г., в одном из казанских кафе прошел ифтар для мусульманок-активисток, организованный Союзом мусульманок Татарстана. На
мероприятие пришли около 40 мусульманок, в том числе председатели общественных организаций «Муслима» и Союз мусульманок РТ Татар-информ, http://www.tatar-inform.ru/news/kazan/2012/08/14/327336/ [10].
Современные лидеры мусульманского движения стремятся обеспечить связь поколений и учета особенности сложившихся прежних традиции. В декабре 2011 г. в Казани была организована встреча активисток женского мусульманского движения РТ - «Счастливые женщины». Мероприятие было приурочено к пятилетию Союза мусульманок Татарстана. Для участников мероприятия Союзом мусульманок Татарстана были организованы викторина на знание традиций и духовных ценностей татарского народа, показ коллекций республиканских дизайнеров национальной и мусульманской одежды, фотовыставка и выставка шамаилей, сделанных из камней «Swarovski». «Мусульманки-активистки, - отметила в своём выступлении А. Адиатуллина, - должны сегодня стремиться к объединению, как на республиканском уровне, так и на общероссийском, потому что на них возложена огромная роль в воспитании подрастающего поколения, укреплении духовно-нравственных ценностей в обществе». ИнфоИслам, http://www.info-i.slam.ru/publ/novo.sti/tatar.stan/almira adiatullina priz vala musulmanok k edinstvu/ 2-1-0-3633 [11].
Организационные формы мусульманского движения получает свое развитие на местах и их деятельность наполняется разнообразным содержанием. В мечети Марджани 11 апреля 2012 г. состоялось Учредительное собрание столичного отделения «Союза мусульманок Татарстана». Отделения СМТ в настоящее время действуют во многих районах Татарстана. На учредительном собрании казанского отделения был избран совет столичного «филиала», учреждены отделы трудоустройства, охраны здоровья матери и ребенка, спортивный, молодежный, благотворительный и др. Среди тем, затронутых на собрании мусульманок, был вопрос о детских садах и школах, где питание соответствует нормам халяль. Тема национального воспитания также волнует мусульманок Татарстана. В частности, было высказано идея о необходимости организации бесплатных курсов для молодых мусульманок, не владеющих родным татарским языком. СМТ намерен сотрудничать с региональными Министерством труда, занятости и социальной защиты и Министерством по делам молодежи, спорту и туризму, представители, которых принимают участие в мероприятиях. ИсламЛКш, http:// www.islamrf. ru/news/russia/events/2432/ СМТ, многие из них проводятся совместными усилиями. В списке мероприятий конкурсы: «Молодая мусульманка», для детей - «Жемчужины наших сердец», среди семейных пар - «Единое целое» и др. [12].
В Москве 26 апреля 2012 г. состоялся Всероссийский съезд мусульманок. Н. Зиганшина отметила, что «Союз мусульманок Татарстана» создан сравнительно недавно, но получил широкий общественный резонанс. Самая главная задача, которую перед собой поставил союз -объединить женский ресурс, активность и позитивную его деятельность направить во благо общества. Созданы филиалы общественной организации в городах и в районах РТ, где руководители ведут работу по укреплению морально-нравственного климата в обществе, семейных отношений, традиций, воспитания, обучения детей и молодежи. Разработана программа работы филиалов: борьба с женским алкоголизмом, открытие центров создания семьи, трудоустройство, помощь детям-сиротам, малообеспеченным и многодетным семьям и т д. СМТ является членом рабочей группы по профилактике злоупотребления алкогольной продукцией, пивом, табаком и формированию здорового образа жизни среди населения Республики Татарстан, Правительственной комиссии Республики Татарстан по профилактике правонарушений и т.д. Доклад Наили Зиганшиной «Образ современной мусульманки в России». Мусульмане России, http://www.dumrf.ru/dumer/speeches/3375.[13]
В резиденции муфтия Татарстана 8 августа 2013 г. состоялось награждение известной мусульманской активистки, председателя общественной организации «Муслима» и главного редактора одноименной газеты ААдиатуллиной. Приказом муфтия, за ее активную деятельность и жизненную позицию, она была награждена медалью ДУМ РТ «За заслуги перед народом». Во время встречи председатель ДУМ РТ, муфтий Камиль хазрат Самигуллин вручил Адиатуллиной данную награду. Без формата.ш, http://kazan.bezformata.ru/listnews/medal-dum-rt-almi re-adiatullinoj/12728680/ [14].
В плане признания заслуг и определения перспектив работы важное мероприятие прошло в городе Саратове. 9 ноября 2013 г. в саратовском Исламском комплексе состоялась Всероссийская конференция «Роль женщины в современном обществе», организованная саратовской женской
мусульманской организацией «Родник» при поддержке совета муфтиев России и под эгидой Союза мусульманок России. С докладом выступила председатель Союза мусульманок Татарстана Н.Зиганши-на. По ее словам, ее организация имеет разные направления работы: способствует созданию семей, проводит благотворительные акции и тематические конкурсы, демонстрирует новинки дизайнерских решений и т.д. Наиля ханум отметила, что одной из главных задач ее коллектива стоит вопрос объединения всех мусульманок России для решения общих социальных проблем Муслимат, http://muslimatdag.ru/?p=2292 [33]. В рамках работы конференции Мукаддас хазрат Бибарсов наградил руководителя старейшей мусульманской женской организации «Муслима» известного журналиста и общественного деятеля А. Адиатуллину благодарностью от имени Духовного управления мусульман Саратовской области. Мусульмане России, http://www.dumrf.ru/common/event/7771 [15].
Таким образом, важным моментом содержания проводимых женскими мусульманскими организациями мероприятий является их ориентированность на сохранение и развитие традиций религиозной толерантности, которые являются основой межконфессионального согласия и залогом устойчивого развития всего общества. Они касаются многочисленного круга вопросов - от проблем, связанных с мусульманской одеждой, до вопросов гибкости в исполнения шариатских норм применительно к изменившимся условиям и т.д. Деятельность женских мусульманских организаций является важным фактором развития духовно-культурных ценностей татарского народа, их более полной гармоничной интеграции в общее социокультурное пространство Республики Татарстан.
Источники и литература
I.Садриев РФ. Влияние Сунны на культуру и быт мусульманских народов Поволжья: Дисс. ... канд. ист наук. - М., 2011.
2.16 марта в столице Татарстана прошел Всероссийский съезд свах. - URL: info-islam.ru, свободный. - Проверено 12.11.2013.
3.Умма. - 2011 - № 1 (003).
4.Мусульманки Татарстана активизируют социальную работу. - URL: http:/muslims-volga.ru, свободный (проверено 13.09.2013).
5.Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь. - Казань: Магариф, 2004. - 243 с.
6.Ислам в медийном пространстве: сб. материалов. - Казань: Изд-во Казан.гос. ун-та, 2004. -74 с.
7Доброхотова МА. Трансформация православия: от конфессиональной к этнокультурной идентичности / / Традиции и новации в сфере этноконфессиональных взаимодействий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань, 2012.
8Мухаметгалиева С.Х.Ислам в современном социально-культурном развитии Татарстана: Дисс. ... канд. ист. наук. - Казань, 1999. - 185 л.
9.Касымова С.РГендер: традиции и современность. Сборник статей по гендерным исследованиям. - URL: http://med-books.info/gendemaya-psihologiya, свободный. -Проверено 14.10.2013.
10. Умма. - 2011. - № 26.
II. Альманах - свидетель и инициатор благих перемен // Мавлид ан-Набий. Ежегодный научно-культурологический альманах, посвященный Пророку Мухаммаду. - 2009. - № 3.
12. Салахутдинова Л. Социокультурные векторы работы мусульманских религиозных
1. Sadriev R.F. Vlijanie Sunny na kul'turu i byt musul'manskih narodov Povolzh'ja: Diss. ... kand. ist. nauk. - M., 2011.
2. 16 marta v stolice Tatarstana proshel Vserossijskij s#ezd svah. - URL: info-islam.ru, svobodnyj. - Provereno 12.11.2013.
3. Umma. - 2011 - № 1 (003).
4. Musul'manki Tatarstana aktivizirujut social'nuju rabotu. - URL: http:/muslims-volga.ru, svobodnyj (provereno 13.09.2013).
5. Islam na evropej skom Vostoke: Jenciklopedicheskij slovar'. - Kazan': Magarif, 2004. -243 s.
6. Islam v medijnom prostranstve: sb. materialov. - Kazan': Izd-vo Kazan.gos. un-ta, 2004. - 74 s.
7. Dobrohotova M.A. Transformacija pravoslavija: ot konfessional'noj k jetnokul'turnoj identichnosti // Tradicii i novacii v sfere jetnokonfessional'nyh vzaimodejstvij. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Kazan', 2012.
8. Muhametgalieva S.H.Islam v sovremennom social'no-kul'turnom razvitii Tatarstana: Diss. . kand. ist. nauk. - Kazan', 1999. - 185 l.
9. Kasymova S.R.Gender: tradicii i sovremennost'. Sbornik statej po gendernym issledovanijam. - URL: http://med-books.info/gendernaya-psihologiya, svobodnyj. -Provereno 14.10.2013.
10. Umma. - 2011. - № 26.
11. Al'manah - cvidetel' i iniciator blagih peremen // Mavlid an-Nabij. Ezhegodnyj nauchno-kul'turologicheskij al'manah, posvjashhennyj Proroku Muhammadu. - 2009. - № 3.
12. Salahutdinova L. Sociokul'turnye vektory raboty musul'manskih religioznyh dejatelej respubliki Tatarstan s sovremennoj molodezh'ju // Islamovedcheskie issledovanija v sovremennoj Rossii i
деятелей республики Татарстан с современной молодежью // Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы: материалы I международного научно-практического симпозиума (19-20 февраля 2009 г): В 2 т. Том II. - Казань, 2009.
13. Мусульмане России, http://www.dumrf.ru/dumer/speeches/3375.
14. Фаизов С. Права и статус мусульманки в российском обществе начала 21 в. (по материалам периодики и книжных изданий). Монографическое исследование. - URL: http: //www. gender-az .org, свободный. - Проверено 11.11.2013.
15. Мусульмане России, http://www.dumrf.ru/common/event/7771
SNG: dostizhenija, problemy, perspektivy: materialy I mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo simpoziuma (19-20 fevralja 2009 g.): V 2 t. Tom II. - Kazan', 2009.
13. Musul'mane Rossii, http://www.dumrf.ru/dumer/speeches/3375.
14. Faizov S. Prava i status musul'manki v rossijskom obshhestve nachala 21 v. (po materialam periodiki i knizhnyh izdanij). Monograficheskoe issledovanie. - URL: http://www.gender-az.org, svobodnyj. - Provereno 11.11.2013.
15. Musul'mane Rossii, http://www.dumrf.ru/common/event/7771