Научная статья на тему 'ВКЛАД ЖЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОЗРОЖДЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРЫ ТАТАР В 1990-2000-е гг.'

ВКЛАД ЖЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОЗРОЖДЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРЫ ТАТАР В 1990-2000-е гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женская организация / нация / гендер / татарская женщина / Республи-ка Татарстан / women's organization / nation / gender / Tatar woman / Republic of Tatarstan

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Емельянова К. С., Шафигуллина Л. Р.

В статье раскрывается деятельность женских организаций Республики Та-тарстан, появившихся на волне национального возрождения и борьбы за национально-государственный суверенитет. Эти организации посвятили себя возрождению национальных традиций и культуры татар в условиях глобализации. Женщина несет на себе «бремя репрезен-тации нации», что заключается в ответственности за физическое благополучие народа, его здо-ровье, воспитание подрастающего поколения, сохранение семейных традиций…Татарская женщина играет важную роль в процессе сохранения и развития языка, национальных обыча-ев, культурного наследия, поскольку она оказывает большое влияние на подрастающее поко-ления, семью и, следовательно, нацию в целом. Анализ представленных данных демонстриру-ет эффективное взаимодействие этих организации с государственной властью по сохранению татарского языка и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Емельянова К. С., Шафигуллина Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF WOMEN'S ORGANIZATIONS TO THE REVIVAL AND PRESERVATION OF NATIONAL TRADITIONS AND TATAR CULTURES

The article reveals the activities of women's organizations of the Republic of Ta-tarstan, which appeared on the wave of national revival and the struggle for national-state sovereign-ty. These organizations have devoted themselves to reviving the national traditions and culture of the Tatars in the context of globalization. A woman bears the “burden of representation of the nation”, which is the responsibility for the physical well-being of the people, their health, raising the younger generation, preserving family traditions ... Tatar women play an important role in the process of pre-serving and developing the language, national customs, cultural heritage, since it has a great influence on the younger generation, family and, consequently, the nation as a whole. An analysis of the data presented demonstrates the effective interaction of these organizations with the state authorities in preserving the Tatar language and culture.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ЖЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОЗРОЖДЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРЫ ТАТАР В 1990-2000-е гг.»

УДК 930

ВКЛАД ЖЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОЗРОЖДЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРЫ

ТАТАР В 1990-2000-е гг.

Емельянова К.С., .Шафигуллина Л.Р.

liaisian@gmail.com

Казанский инновационный университет им.В.Г.Тимирясова, г. Казань, Россия

Аннотация: В статье раскрывается деятельность женских организаций Республики Татарстан, появившихся на волне национального возрождения и борьбы за национально-государственный суверенитет. Эти организации посвятили себя возрождению национальных традиций и культуры татар в условиях глобализации. Женщина несет на себе «бремя репрезентации нации», что заключается в ответственности за физическое благополучие народа, его здоровье, воспитание подрастающего поколения, сохранение семейных традиций...Татарская женщина играет важную роль в процессе сохранения и развития языка, национальных обычаев, культурного наследия, поскольку она оказывает большое влияние на подрастающее поколения, семью и, следовательно, нацию в целом. Анализ представленных данных демонстрирует эффективное взаимодействие этих организации с государственной властью по сохранению татарского языка и культуры.

Ключевые слова: женская организация, нация, гендер, татарская женщина, Республика Татарстан.

CONTRIBUTION OF WOMEN'S ORGANIZATIONS TO THE REVIVAL AND PRESERVATION OF NATIONAL TRADITIONS AND TATAR CULTURES

1990s - 2000s

K. Yemelyanova, L. Shafigullina

liaisian@gmail.com

Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Kazan, Russia

Abstract: The article reveals the activities of women's organizations of the Republic of Ta-tarstan, which appeared on the wave of national revival and the struggle for national-state sovereignty. These organizations have devoted themselves to reviving the national traditions and culture of the Tatars in the context of globalization. A woman bears the "burden of representation of the nation", which is the responsibility for the physical well-being of the people, their health, raising the younger generation, preserving family traditions ... Tatar women play an important role in the process of preserving and developing the language, national customs, cultural heritage, since it has a great influence on the younger generation, family and, consequently, the nation as a whole. An analysis of the data presented demonstrates the effective interaction of these organizations with the state authorities in preserving the Tatar language and culture.

Keywords: women's organization, nation, gender, Tatar woman, Republic of Tatarstan.

Актуальными являются вопросы сохранения национальной культуры немногочисленных этносов в условиях глобализации. Ситуация драматизируется при подходе к глобализации как к причине, из-за которой локальные культуры находятся на грани исчезновения. Совершенно полярный подход трактует глобализацию как расширение возможностей для утверждения индивидуального, в том числе и малых этнических культур, ведь именно благодаря данному процессу они были широко открыты и представлены. Однако глобализация в то же время распространила всеобщий рыночный принцип жизни, который распространяется и на национальную культуру. Возможно ли самобытной культуре выжить в условиях конкуренции? Вряд ли. Скорее всего, их сохранение будет осуществляться только в форме фольклора. В свете этого особый интерес для изучения представляют женские организации Республики Татарстан, как одной из полиэтничных и поликонфессиональных республик Российской Федерации, где соседствуют различные религии, культуры, традиции, обычаи и поэтому статус женщины имеет целый набор дифференциальных черт. В данной статье хотелось бы обратиться к женским организациям Республики Татарстан, которые сосредоточили свое внимание на проблемах возрождения и сохранения в условиях глобализации татарской национальной культуры. Поскольку через женщину осуществляется влияние на подрастающее поколение, семью и в результате - нацию.

Формирование наций может изучаться посредством анализа дискурсов и практик тендера [2, с. 312], т.е. того, как изменения о представлениях мужского и женского включаются в политическую географию глобализации. Н. Ювал-Дэвис предполагает, что существует пять основных путей вовлечения женщин в этнические и национальные процессы: «они отвечают за биологическое воспроизводство членов этнических коллективов; они воспроизводят границы этнических/национальных групп; они играют центральную роль в идеологическом воспроизводстве коллектива и передаче его культуры; они являются носителями этнических/национальных различий - и, следовательно, объективом внимания и символом идеологических дискурсов, при помощи которых создаются, воспроизводятся и преобразуются этнические/национальные категории; они участвуют в национальной, экономической, политической и военной борьбе» [10, р. 7].

«Тело нации» отождествляется с телом женщины. Почти во всех странах, прошедших в Новое время через периоды национального возрождения и деколонизации патриотически настроенные интеллектуалы видели в женщинах Мать нации, которая рожает, вскармливает, а нередко отправляет сыновей в бой за свою национальную независимость. Такие символы, как матка-польска, матерь-Индия, матушка-Русь, в идеологиях национализма обладают особой значимостью, легитимируя в связи с ролью женщин в биологическом воспроизводстве «право» контроля над женским телом, которое рассматривается как тело нации. Забота о «национальной репродукции», «сохранении генофонда» становится, таким образом, инструментом в борьбе с «инородца-

ми», мигрантами и т. д. Этим во многом обусловлен тщательный контроль за женщинами в частной сфере, где происходит (вос)-производство нации. Женщина несет на себе «бремя репрезентации нации», что заключается в ответственности за физическое благополучие народа, его здоровье, воспитание подрастающего поколения, сохранение семейных традиций.

В рамках Всемирного конгресса татар 1992 г. работала отдельная секция «Нация, женщина, семья», где была озвучена мысль о роли татарской женщины в сохранении национальной семьи и ее главном предназначении -биологическом воспроизводстве: «национальная семья является самым чистым, естественным институтом человеческого бытия, мы обязаны поднять на должный уровень и ее авторитет. Сегодня из-за нестабильности жизни, из-за бесчинствующей дороговизны наши женщины вынуждены отказаться от великого естественного предназначения - рожать детей» [1, с. 270]. В национальном дискурсе символическая роль женщины обозначается по-разному -мать нации, жена, непорочная дева или мученица.

Символом татарской нации является последняя казанская царица Сеембикэ, чей образ сохранился в памяти татарского народа. До сих пор живы легенды, увязывающие башню архитектурного ансамбля Кремля с ее именем. По одной из версий она была сооружена Иваном Грозным за семь дней (семь ярусов) после взятия Казани в 1552 г. как условие-просьба Сеембикэ, которая якобы затем бросилась с седьмого яруса. Эта легенда демонстрирует в поступке Сеембикэ неподчинение татарского народа русской колонизации, репрезентует невозможность осуществления насилия над телом женщины-нации захватчиком. Имя Сеембикэ активно стало использоваться в качестве символа нации уже в начале ХХ в. в период возрождения татарской нации. Тогда, например, в честь нее был назван первый татарский женский журнал, в годы советской власти он был переименован в «Азат хатын» («Свободная женщина»), а в 1990-е годы ему было возвращено первоначальное имя. На эмблемах некоторых женских организаций Республики Татарстан изображена тоже царица Сеембикэ.

Женщины нетитульного этноса осуществляли свою деятельность в рамках филиалов национальных организаций на территории Республики Татарстан, не имея самостоятельных структур (Общество русской культуры (русские по переписи 1989 г. составляли 43,3%, 2002 г. - 39,5%), общественный фонд «Чувашская семья» (чуваши 1989 г. - 3,7%, 2002 г. - 3,3%), национально-культурная автономия удмуртов «Кенеш» (удмурты 1989 г. - 0,68%, 2002 г. - 0,6%). Национально-культурная автономия марийцев (мари 1989 г. и 2002 г. - 0,5%), башкир (1989 г. - 0,7% [3, с.4], 2002 г. - 0,4% [7]). Ими проводятся в основном культурные мероприятия, также они добиваются открытия классов по изучению их национальных языков в образовательных учреждениях, создают творческие коллективы по исполнению народных песен и танцев. К тому же большинство активистов данных организаций составляют

женщины, поэтому не имеет смысла создавать какие-либо отдельные женские организации или комитеты при уже существующих. Можно отметить лишь чувашскую общину, являющейся третьей по численности в республике, у которой есть организационный комитет конкурса «Чувашская красавица», проводимого с 2002 года и вызывающего большой резонанс в Республике Татарстан. Национальная чувашская автономия в направлении по сохранению семейных ценностей сотрудничает к примеру с общественным фондом «Татарская семья».

В результате вполне закономерным становится появление женских национальных организаций среди движений национальной ориентации, возникших в конце 1980-х гг. в ТАССР и боровшихся за реформирование национально-государственной сферы. После провозглашения Республикой Татарстан суверенитета в 1990 году они приобретают широкое институциональное оформление. Наиболее крупными из этих организаций являются «Ак калфак» («Белый калфак», калфак - женский головной убор), «Союз женщин Татарстана», «Таяныч» («Защита»), «Татарская семья», «Женщины Татарстана»).

В начальный период деятельности их волновала проблема культурно-языкового возрождения нации. Язык - главное доказательство наличия нации в традиции, заложенной еще И. Гердером и И. Фихте (в отсутствие национальной школы и печатного слова материнская речь, звучавшая дома, была единственным способом передачи родного языка новому поколению, в то время как отцы в профессиональной жизни были вынуждены говорить на официальных языках империи). Схожая ситуация сложилась и в советский период. В результате к концу 1980-х гг. молодое городское поколение почти не говорило на татарском языке. Однако в том немногом, что удалось сохранить, большая заслуга принадлежит татарской женщине. Женщина является первым воспитателем и первым учителем для своих детей. В результате она оказывает влияние на их личности, на их отношение к обществу и их готовность воспринять его.

Однако угроза потери татарской национальной культуры содержалась не только в советском прошлом, но и в процессе глобализации. В 1990-е годы критика глобализации была озвучена женскими движениями различных стран. Не остались в стороне от этих процессов и лидеры женских организаций РТ. «Женщины Татарстана» и «Ак калфак» присоединились к Ассоциации дружбы и солидарности женщин тюркского мира (создана в 2003 г.), выступающей с критикой глобализации. Целью деятельности организации является защита национальной культуры, укрепление единства и расширение сотрудничества женщин тюркского мира. В Казани находится филиал организации, куда входят член исполнительного комитета Всемирного конгресса татар Ф. Байрамова, адвокат, член комитета по правам человека при Исполкоме Всемирного конгресса татар Р.Фардиева, директор татарской гимназии №2 К. Хамидуллина. Председатель данной Ассоциации Шэнол Бал несколько раз посещала Казань, в том числе она была на Форуме женщин «Женщины в

XXI в.: семья и общество» (сентябрь 2007 г.), приуроченном к 90-летию первого съезда мусульманок, где она в своем выступлении отметила «образованность и трудолюбие татарских женщин», которые организовали в 1917 году в Казани курултай женщин-мусульманок, имеющий «огромное значение в истории-тюрков в России: чтобы освободить народ от подчинения, нужны независимые матери, у которых есть независимые мысли». В её речи прозвучала критика глобализации, которая «была привнесена с Запада. Этот процесс повлек за собой следующие явления: международный терроризм, миграция, этнические противостояния, финансовый кризис, несправедливое разделение доходов между богатыми и бедными странами...». Самая главное негативное явление, которое влечет за собой глобализации, по мнению Шэнол Бал - «это исчезновение множества наций». Поэтому основной целью Ассоциации дружбы и солидарности женщин тюркского мира, а также Ассоциации «Ак калфак» и других национальных организаций является сохранение национальных традиций, обычаев, языка, истории, культуры, в чем огромную роль играют женщины.

В женском национальном движении Республики Татарстан выделяется Ассоциация татарских женщин «Ак калфак», играющая огромную роль в возрождении национальных традиций татар. Ассоциация была образована 20 июня 1992 года решением Всемирного конгресса татар как его составная часть. В Уставе, принятом на Учредительном съезде, зафиксированы следующие цели и задачи: привлечение татарских женщин в национальное движение по сохранению национального генофонда, возрождение татарских национальных семейных устоев, народных традиций и обычаев, родного языка, народной педагогики, кулинарного наследия и национальной одежды, а также социальная защита матери и ребенка, нуждающихся женщин, охрана их здоровья, оказание поддержки женщинам-политикам [9, л. 2]. Председателем Ассоциации была избрана Роза Туфетуллова.

Вскоре организация приобрела международный статус. В столице Финляндии Хельсинки «Ак калфак» действует как самостоятельный центр, который объединяет женщин-татарок всего дальнего зарубежья и стран СНГ. Гости из-за рубежа не только приезжают на проводимые «Ак калфак» мероприятия, но и оказывают помощь. Например, из Вашингтона, Сан-Франциско и других городов США были присланы вспомоществования в адрес строительства татарского детского сада «Эн^екэй» («Жемчужинка») в Казани. Татарская молодежь из Финляндии поставила татарский спектакль «Галиябану» и полученные сборы перечислила в пользу детсада. «Ак калфак» вошла в Ассоциацию дружбы и солидарности женщин тюркского мира, которая работает над возрождением национальной атрибутики, национальных обычаев и традиций, развитием национального искусства, занимается проблемами истории.

Методы работы «Ак калфак» разнообразны, начиная от индивидуального общения до организации зрелищных мероприятий республиканского и

международного масштаба. Благодаря Ассоциации была заложена в РТ традиция проведения конкурсов среди татарских девушек. Ежегодным стал конкурс «Нечкэ бил» с 2003 г. Через столь интересный и ненавязчивый способ обращения к татарским традициям достигается поставленная цель - сохранение национальной культуры. Первые конкурсы «Гыйффэт туташ» («Очаровательная девушка», 1992 г.), «Киленбикэ» («Невестка», 1994 г.) получили международный резонанс. Их особенностью являлось то, что на первое место выдвигалась не внешняя красота девушки, а ее духовное богатство, знание национальных обычаев, родного языка.

Научно-исследовательское направление занимает немаловажное место в деятельности организации. Периодически проводятся круглые столы, конференции, тематика которых отвечает целям и задачам, зафиксированным в Уставе организации. Однако можно выделить две основные проблемы, которым они посвящены: возрождение татарского языка и роль семьи в сохранении татарской нации.

Традиция проведения семинаров, конференции по проблемам национальной семьи берет свое начало с 1994 г., объявленного ООН Годом семьи. Приоритетными обсуждаемыми проблемами выступили: вопросы демографии, репродуктивное здоровье матери и ребенка, воспитание у ребенка национальной гордости, сохранение национального духа в татарских семьях зарубежных стран, роль народных обрядов, обычаев, праздников в этническом воспитании.

Паралелльно проводились конференции, посвященные проблемам сохранения татарского языка. Согласно ст. 4 Устава «Ак калфак» Ассоциация: «добивается становления татарского языка в качестве основного общения в семье, оказывает помощь в становлении татарских школ, гимназий и ВУЗов, содействует открытию курсов изучения татарского языка и литературы и искусства, истории в местах компактного проживания представителей татарской нации...» [9, л. 2]. При активном участии организации «Ак калфак» были организованы курсы для учителей татарского языка из разных регионов России. Ряд курсов был проведен на базе гимназии им. Ш. Марджани, руководителем которой является К.З. Хамидуллина. Члены Ассоциации участвуют в разработке учебно-методических программ для образовательных учреждений.

Ассоциация «Ак калфак» не оставила без внимания вопрос о поддержке деятелей культуры РТ, в которой они нуждались в 1990-е гг. Например, она выступала с просьбой зарегистрировать просветительско-благотворительный фонд Сары Садыковой при Союзе писателей РТ как республиканскую общественную организацию: «Создание данного фонда будет способствовать глубокому исследованию творчества С. Садыковой, пропаганде и популяризации творческого наследия композитора среди народов РТ» [5, л. 8]. 19 ноября 2003 г. прошла конференция, посвященная А. Баязитову - основоположнику газеты «Нур» («Луч») на татарском языке в 1914 г. в г. Санкт-Петербурге.

Следует отметить, что в развитии процесса национального возрождения в татарской среде всегда важное место занимал ислам, выполнявший в жизни

татар исторически сложившуюся роль идейной опоры. Ислам стал той силой, которая позволила сохранить свой язык, традиции, национальную культуру. Для понимания роли женщины-мусульманки в эпоху перестройки и демократизации, нам нужно вернуться почти на столетие назад, во времена, когда мусульманская умма России была одним из центров интеллектуального и общественно-политического движения исламского мира. Вопрос об образовании и просвещении женщин стал одним из главных на рубеже XIX-ХХ вв. у последователей джадидизма. Они открыто провозглашали тезис о том, что без реформирования положения женщины исламское общество обречено оставаться в тенетах консерватизма и регресса. На территории Казанской губернии возникли женские мусульманские организации «Союз мусульманок», «Союз солдаток-мусульманок». Собравшийся в апреле 1917 года женский мусульманский съезд явился высшей формой организации женского мусульманского движения в Казанской губернии. Руководители ныне существующих женских мусульманских организаций РТ («Меслимэ», «Союз мусульманок Татарстана») считают себя их преемницами. Подтверждением этому служит проведение в сентябре 2007 года Форума женщин «Женщины в XXI в.: семья и общество», приуроченного именно к 90-летию первого съезда мусульманок.

«Союз мусульманских женщин Татарстана» был образован еще 25 ноября 1995 г., а «Союз мусульманок Татарстана» - 10 лет спустя. У каждой из этих двух организаций есть своя ниша. «Мусульманские женщины» под предводительством А. Адиатуллиной занимаются политической борьбой с «проявлениями антидуховности». На их «боевом счету» - громкий судебный процесс по делу о фотографировании мусульманок на паспорт в головном уборе (2003 г.) [6]. В результате их настойчивых обращений в мэрию г.Казани с улиц города были сняты более 70 рекламных щитов с изображениями обнаженных девушек. Также, благодаря их стараниям, ежегодный праздник пива, проводимый компанией «Красный восток» прежде на Ярмарочной площади под стенами мечети Кул Шариф, теперь перенесен в другое место, а пивной бар «Раки», принадлежавший все той же компании, и вовсе был снесен [4, с. 4].

Обе организации занимаются воспитанием подрастающего поколения на основе духовных и культурных ценностей и традиций татарского народа. Вот уже восемь лет «Союз мусульманских женщин Татарстана» проводит региональный конкурс «Жемчужины наших сердец» для детей на звание «Лучший чтец Корана». С 2000 года организовываются детские летние лагеря, где отдых сочетается с изучением основ Корана. В детских садах города Казани открыты мусульманские группы.

В результате прошедшего в 2005 г. в Республике Татарстан Первого Съезда мусульманок Татарстана появилась новая общественная организация - «Союз мусульманок Татарстана». По словам председателя объединения Н.Зиганшиной наибольшую активность в организации «проявляет костяк мо-

лодых мусульманок. Примечательно, что подавляющее большинство из них не учатся в медресе, это студентки светских вузов» [8].

Цель объединения женщин-мусульманок - это адаптация мусульманок к светской жизни, улучшение их повседневной жизни, активизация их в общественной, социальной и культурной жизни общества. Также одним из направлений деятельности - возрождение культурных традиций путем охраны памятников национальной культуры и поддержки деятелей искусства. Организация выступила с просьбой о реконструкции здания на улице К. Насы-ри, где проживал выдающийся татарский богослов и историк Ш. Марджани.

Возникновение женского национального движения РТ было неизбежным и необходимым явлением. В первом случае наблюдаем преемственность в деятельности женских татарских организаций начала и конца XX века по вопросу национального возрождения. Необходимость же его заключается в решении проблем, встающих перед мусульманской женщиной-татаркой.

Проблемы пола невозможно анализировать вне контекста этнических и национальных, но и последние не могут рассматриваться в отрыве от пола. И дело не в том, чтобы просто дополнить один анализ другим, скорее они должны влиять друг на друга, находясь в динамической связи.

Там, где в национальный проект включены интересы женщин, женщины более охотно оказывают ему поддержку. Национальные проекты могут быть более всеобъемлющими благодаря только участию женщин.

Женские общественные организации РТ, обратившиеся к проблемам возрождения и сохранения в условиях глобализации татарской национальной культуры на современном этапе, являются достаточно успешными на этом поприще. Без участия женского движения этот процесс носил бы односторонний характер. Методы работы организаций очень схожи между собой: проведение национальных праздников, научных конференций, поддержка деятелей искусства и культуры, оказание помощи в работе национальных общеобразовательных учреждений. Возникновение женского национального движения РТ было неизбежным и необходимым явлением в условиях глобализации, поскольку оно нацелено на решение конкретных женских проблем, связанных с этноконфессиональной идентичностью.

Литература

1. Всемирный конгресс татар. Стенографический отчет [Текст]. Казань, 1992. С. 270.

2. Гапова Е. Гендер и постсоветские нации: личное как политическое [Текст] // AbImperю. 2007. № 1. С. 312.

3. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. Т. 2. [Текст]. Казань: Ротапринт Татарского республиканского управления статистики, 1990. С. 4.

4. Мусина А. Надо ли бояться мусульманок? [Текст] // Женщина. 2005. № 21. С. 4.

5. Прошение [Текст] // ЦГА ИПД РТ. Ф. 8266. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.

6. Пчелинцев А.В. Опыт правовой защиты российских мусульман [Текст] // Ислам и право в России. Материалы научно-практического семинара «Проблемы реализации

законодательства о свободе совести и религиозных объединениях в отношении российских мусульман (Северный Кавказ, Поволжье)», ноябрь 2003 г. М., 2004. С. 196-206.

7. Сводные итоги [Электронный ресурс]. // Федеральная служба государственной статистики [сайт] URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 17.01.2017)

8. Союз женщин Татарстана активно участвует в жизни региона [Электронный ресурс]. // Новости Федерации. Информационное агентство. 13.07.2007. URL: http://regions.ru/news/2086133/ (дата обращения: 24.11.2017).

9. Устав АТЖ «Ак калфак» от 21.06.1992 [Текст] // Центральный Государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан. Ф.8266. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

10. Yuval-Davis Nira Women - Nation - State. London, 1989. P. 7.

Сведения об авторах

Емельянова К.С., студент колледжа, г. Казань, Россия.

Шафигуллина Л.Р., канд. ист. наук, ст. преп., Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, г. Казань, Россия.

Дата поступления 16.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.