Научная статья на тему 'Политическое лидерство в Турции, Иране и Израиле: сравнительный анализ'

Политическое лидерство в Турции, Иране и Израиле: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1331
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В ТУРЦИИ / ИРАН / ИЗРАИЛЬ / М. АХМАДИНЕЖАД / Б. НЕТАНИЯГУ / Р.Т. ЭРДОГАН / M. АHMADINEJAD / B. NETANYAGU / R.T. ERDOGAN / POLITICAL LEADERSHIP IN TURKEY / IRAN / ISRAEL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Корнилов Александр Алексеевич, Сулейманов Алим Видадиевич

В статье рассматриваются особенности политического лидерства в трех наиболее влиятельных странах Ближнего Востока Турции, Иране и Израиле. При этом обосновывается выбор того или иного лидера и делается сравнительная характеристика каждого из них (Р.Т. Эрдоган, М. Ахмадинежад, Б. Нетаниягу).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL LEADERSHIP IN TURKEY, IRAN AND ISRAEL: COMPARATIVE ANALYSIS

The article deals with the peculiarities of political leadership in three most influential countries of the Middle East Turkey, Iran and Israel. Thus the choice of this or that leader proves and the comparative characteristic of each of them (by R.T.Erdogan, M. Аhmadinejad, B. Netanyagu) is made

Текст научной работы на тему «Политическое лидерство в Турции, Иране и Израиле: сравнительный анализ»

на пресс-конференции по итогам конференции НПО. Петрозаводск, 18 января 2005 г. www.mid.ru

6. Доклад Европейской комиссии «Внедрение нового механизма установления добрососедских отношений» Европейская комиссия. Брюссель. С. 1-2

7. Основные материалы информационного бюллетеня

№ 1 проекта Тасис «Еврорегион «Карелия» как инструмент гражданского общества». [Электронный ресурс]. -

http://www.gov.karelia.ru.

8. Список проектов сопредельного сотрудничества Республики Карелия и Финляндия www.gov,karelia.ru (Шлямин В.А. Российско-финляндские экономические отношения. Проблемы и перспективы, СПб., Изд-во Поли-

технического университета, 2007)

9. От содействия к партнерству - правительственная стратегия Финляндии по сотрудничеству с сопредельными регионами. 22.04.2004 / Министерство иностранных дел Финляндии, Департамент России, Восточной Европы и центральной Азии. Хельсинки 2004

10. Кузнецов А.В., Кузнецова О.В. Граница: барьер или стимул для развития? // Российское экспертное обозрение. - 2006. - №4.

11. Henriques P. EU - Russia Cross-Border Cooperetion. Moscow, 2007 24 May.

12. http://euregio.karelia.ru.

13. https://www.cia.gov.

Александров Алексей Александрович - аспирант кафедры международных отношений Северо-Западной Академии Государственной службы, Санкт-Петербург, e-mail: ssk@szags.ru.

Alexandrov Alexey Alexandrovich - post-graduate student of department of international relations at North-West Academy of Public Administration, Saint-Petersburg, e-mail: ssk@szags.ru.

УДК 323

А.А. Корнилов, А.В. Сулейманов

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В ТУРЦИИ, ИРАНЕ И ИЗРАИЛЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В статье рассматриваются особенности политического лидерства в трех наиболее влиятельных странах Ближнего Востока — Турции, Иране и Израиле. При этом обосновывается выбор того или иного лидера и делается сравнительная характеристика каждого из них (Р. Т. Эрдоган, М. Ахмадинежад, Б. Нетаниягу).

Ключевые слова: политическое лидерство в Турции, Иране, Израиле; Р.Т. Эрдоган, М. Ахмадинежад, Б. Нетаниягу.

A.A. Kornilov, A.V. Suleymanov

THE POLITICAL LEADERSHIP IN TURKEY, IRAN AND ISRAEL: COMPARATIVE ANALYSIS

The article deals with the peculiarities ofpolitical leadership in three most influential countries of the Middle East — Turkey, Iran and Israel. Thus the choice of this or that leader proves and the comparative characteristic of each of them (by R.T.Erdogan, M. Аhmadinejad, B. Netanyagu) is made.

Keywords:Political leadership in Turkey, Iran, Israel; R.T. Erdogan, M. Аhmadinejad, B. Netanyagu.

В первое десятилетие XXI века на Ближнем Востоке происходили процессы, которые были отмечены многосторонними и двусторонними встречами лидеров ближневосточных государств, их «челночной дипломатией» и порой резкими заявлениями в отношении друг друга. Среди наиболее политически активных стран Ближнего Востока - Турецкая Республика, Исламская Республика Иран (ИРИ) и Израиль. Лидеры этих государств в значительной мере «рисовали» красочную политическую палитру происходящих в регионе процессов. В связи с этим попытаемся выявить специфику политического лидерства в этих странах.

Следует отметить, что феномен политического лидерства является одной из наиболее сложных и наименее изученных категорий политической науки. Это обусловлено тем, что данное явление затрагивает, с одной стороны, важные

категории самой политологии, такие как: «политическая элита», «власть», «политическое поведение». С другой стороны, оно имеет прямое отношение к иным областям научного знания: психологии, социологии и праву. Сначала попытаемся определить, кто такой лидер? Так, в политической науке дается множество различных определений данного понятия. Лидер - это личность, способная оказывать постоянное и решающее влияние на государство, общество, организацию, большую или малую группу [3, с. 100]. В любой совместной деятельности людей, во всякой человеческой группе всегда есть те, кто командует, и те, кто подчиняется, те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. Эта «командная» деятельность, построенная на возможности и способности одних навязывать свою волю другим и побуждать их действовать согласно своему желанию, и есть лидерство. Ли-

2011/6

дер неизменно присутствует в любой динамичной общности людей, начиная с семьи («кто в этом доме хозяин?») и заканчивая государством (в лице монарха, вождя, президента и т.д.) [2, с. 87]. Лидер - это элемент поддержания отношений «верхов» и «низов», их институциализации в целях самосохранения общности и осуществления ею своих интересов. Лидер - это институт, связанный отношением ответственности перед населением [5, с. 98-99].

Существует также множество типологий политического лидерства. Одна из наиболее распространенных типологий принадлежит М.Веберу. В ее основе лежит анализ мотивации людей, которые готовы признать того или иного человека лидером и идти за ним. Различия в этой мотивации, связанные с различия в социальной природе авторитета, обусловливают лидерство следующих видов: 1. «Традиционное» лидерство» представляет собой тип безальтернативного принятия лидера по принципу «так делали наши отцы и деды, так делаем мы» (привычка подчинения племенным вождям, старейшинам, монархам, которые приобретают власть благодаря происхождению и праву престоло-наследования); 2. «Харизматическое» лидерство» представляет собой личностный тип лидерства, основанный на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизматическая власть всецело строится на «магии» лидера. Если человек обладает этим качеством, любые его слабости, недостатки отступают на второй план. И только такой лидер способен увлекать за собой массы без помощи инструментов власти; 3. «Легальное» или «бюрократическое» лидерство представляет собой лидерство должности и кресла, а не конкретного персонажа. Власть такого лидера основывается на своде рационально-правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и другими нормативно-правовыми актами [2, с.96].

Например, в Турции, несмотря на то, что в соответствии с Конституцией этой страны главой государства является Президент - А.Гюль [10], на наш взгляд, бесспорным политическим лидером выступает нынешний Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, возглавляющий дважды победившую на выборах в 2002 и 2007 гг. про-исламскую Партию Справедливости и Развития. Если взглянуть на биографию турецкого премьера, то можно понять, что лидерские качества ему были присуще еще с молодости. В возрасте 22 лет он дважды избирался председателем мо-

лодежной ассоциации, сначала стамбульского района Бейоглу, а затем - самого Стамбула. С момента образования партии Рефах в 1983 г. принимал активное участие в ее деятельности. В 1984 г. был назначен председателем Рефах в районе Бейоглу, в 1985 г. стал председателем партии в стамбульском вилаете. Активное политическое участие Р.Эрдогана привело к победе партии Рефах на выборах в районе Бейоглу в 1989 г. 27 марта 1994 г. в возрасте сорока лет он был избран мэром Стамбула [9].

Именно будучи в качестве мэра Стамбула Р. Эрдоган проявляет свою харизму (от греч. способность притягивать к себе внимание). После публичного прочтения стихотворения в 1998 г. с такими словами: «Мечети - наши казармы, купола - наши шлемы, минареты - штыки. Наши солдаты полны веры». Р.Т. Эрдоган был признан виновным по обвинению в разжигании религиозной розни. Политика приговорили к десяти месяцам тюремного заключения, однако отпустили уже через четыре месяца [20].

29 января 2009 г. в рамках Международного экономического форума в Давосе разразился скандал после продолжительного эмоционального выступления Президента Израиля Ш. Переса на семинаре, посвященном ситуации в секторе Газа. Когда турецкий премьер Р.Т. Эгдоган стал не менее эмоционально отвечать израильскому лидеру, обвиняя Израиль в массовой гибели мирных жителей, Ш.Перес прервал Р. Эр-догана, сославшись на нехватку времени. Тогда турецкий премьер демонстративно покинул аудиторию, заявив, что Давос для него закончился. Поступок Р. Эрдогана вызвал широкий общественный резонанс и поддержку в Иране. А 2 февраля 2009 года мэр иранской столицы М. Б. Ка-либаф присвоил Р.Эрдогану звание почетного жителя Тегерана за его поступок на Давосском экономическом форуме [19]. В интервью арабскому телеканалу аль-Джазира Р.Т. Эрдоган заявил: «Сектор Газа - это тюрьма, где люди живут в изоляции от мира. Израиль устроил там блокаду. Происходящее это гуманитарная катастрофа» [16].

Кроме этого, не раз представая перед публикой, Р.Т. Эрдоган заканчивал свое выступление со слезами на глазах. Так было, например, в июле 2010 г. когда, выступая перед Великим Национальным Собранием Турции и упоминая жертв государственного переворота 12 июля 1980 г. Р.Т. Эрдоган прослезился [8].

Поведение Р.Т. Эрдогана вполне можно объяснить с точки зрения политической психологии. Как известно, огромную роль на политиче-

ское поведение оказывают следующие факторы: возраст, пол, темперамент, физические данные, воля, память и некоторые другие. Эмоциональное выступление турецкого премьера в Давосе скорее всего свидетельствует о наличии у него бурного темперамента. Нельзя не согласиться с российским политологом Шестопалом Е.Б., который отмечает, что: «Бурный темперамент южан определяет стиль выступлений лидеров и накал политических выступлений рядовых граждан. Бурный темперамент может стать причиной несдержанности [6, с. 130-131].

Таким образом, Р.Т. Эрдоган представляет собой в большей степени тип харизматического лидера. По мнению турецкого политолога Ю.Арклана, наличие у Р.Т. Эрдогана незаурядной харизмы и авторитета способствовало победе его партии на выборах [7].

В отличие от Турции, в ИРИ присутствует «парадокс» политического лидерства. Это связано, прежде всего, с конституционным устройством исламской республики. Так, в соответствии с Конституцией Ирана от 1979 г. правление в государстве основывается на принципе «вела-ят-е-факих» (правление исламского богослова)

[17].

Как известно, после смерти лидера исламской революции имама Хомейни в 1989 г, духовная и светская власть в стране на время сосредоточилась в руках аятоллы Али Хаменеи -сподвижника умершего имама. Сохранив за собой духовную власть, он в июле 1991 г. передал светскую власть А.Х. Рафсанджани, который стал президентом. После президентами ИРИ становились в 1997 и 2001 г. - М.Хатами, и в 2005 и 2009 гг. - Махмуд Ахмадинежад. В свою очередь А.Хаменеи до сих пор является Высшим руководителем Ирана.

Конституционные полномочия А. Хаменеи сильно превосходят президентские. Однако -случайно или умышленно - за пределами Ирана А.Хаменеи всегда остается в тени иранского президента. Когда президентом Ирана был А.Х. Рафсанджани, зарубежные средства массовой информации и правительства других стран считали именно его, а не А.Хаменеи, самым влиятельным официальным лицом Ирана. Реформатор М.Хатами обошел А.Хаменеи «слева», призвав к «диалогу цивилизаций», а бывший мэр Тегерана М. Ахмадинежад (нынешний президент), произнося резкие обличительные речи в адрес Израиля и поставив под сомнение Холокост, потеснил А.Хаменеи с правого фланга. Поиск в системе «Google» показывает, что М.Ахмадинежад упоминается примерно в десять

раз чаще, чем А.Хаменеи [4, с. 10].

В связи этим, мы полагаем, что политическим лидером современного Ирана является нынешний президент М. Ахмадинежад. Также, как и Р.Т. Эрдоган М.Ахмадинежад рано начал свою политическую деятельность. В студенческие годы он активно участвовал в молодежном ан-тишахском движении. Вместе с сокурсниками он выпускал студенческий журнал религиозного характера. После свержения шаха М. Ахмадинежад, учась на третьем курсе, примкнул к ультраконсервативной исламистской «Организации за укрепление единства университетов и духовных училищ», созданную близким соратником Р. Хомейни.

По некоторым данным, подтвержденным, в частности, первым президентом Ирана А. Бани-садром, М.Ахмадинежад участвовал в захвате заложников-служащих посольства США в 1979 г. Однако большинство бывших пленников и участников операции не подтвердили эту версию. В 1980 г. М.Ахмадинежад отправился добровольцем на ирано-иракскую войну в составе спецподразделения Стражей Исламской Революции («Басидж»). После увольнения из армии М.Ахмадинежад продолжил политическую

карьеру. В конце 1980-х гг. он возглавлял администрации городов и шахрестанов Хой и Маку в провинции Западный Азербайджан. Позже занимал пост советника губернатора провинции Курдистан. В 1993 г. был избран губернатором Ардебиля и занимал этот пост до 1997 г. По совместительству он являлся советником министра культуры и образования Ирана. Вышел в отставку в 1997 г. после победы на президентских выборах М.Хатами и вернулся к преподавательской деятельности в альма-матер.

Через шесть лет М.Ахмадинежад вновь вернулся в политику. В 2003 г. муниципальный совет Тегерана избрал его мэром столицы. Возглавив администрацию Тегерана, М.Ахмадинежад свернул большую часть либеральных реформ, проводимых его предшественниками. По его указу были закрыты все западные заведения быстрого питания (фастфуды), место которых моментально заняли иранские компании, мужчинам на государственной службе было предписано не брить бороды и носить рубашки с длинными рукавами. В июне 2005 г. М.Ахмадинежад выиграл президентские выборы, набрав во втором туре вдвое больше голосов, чем бывший президент Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанд-жани [18].

В своих выступления М.Ахмадинежад никогда не скупится на резкие выражения в адрес

2011/6

Израиля и США. Так, спустя всего четыре месяца после инаугурации летом 2005 г. и после переизбрания на второй срок в июне 2009 года, М. Ахмадинежад призывал «стереть Израиль с карты мира», вырезать из тела Ближнего Востока «сионистскую опухоль», не верить в Холокост, который был придуман самими евреями. Свои возмущения тогда выразили большинство стран мира, в том числе Палестинская администрация, Ватикан, а также Россия и Китай, не говоря уже об Израиле, США и Евросоюзе [1, с.607].

Таким образом, М.Ахмадинежад представляет собой тип радикального исламского политика, обладающего невероятным чувством патриотизма к своей родине, незаурядной харизмой. Являясь одним из борцов исламской революции в Иране, он чтит основы политического режима, заложенные еще аятоллой Хомейни. Поэтому политическое лидерство М.Ахмадинежада можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, он, безусловно, харизматический лидер, с другой, его лидерство можно считать традиционным (консервативным), в силу того, что «последнее слово» всегда остается за духовным лидером - А.Хаменеи.

Что касается государства Израиль, то безусловным лидером здесь выступает премьер-министр Бениамин Нетаниягу. Президент Израиля Шимон Перес выполняет важную представительскую функцию, тогда как глава кабинета министров принимает важнейшие решения, оказывающие самое значительное влияние на развитие общества и государства. По частоте упоминания в Интернете и СМИ (израильских и зарубежных) Б.Нетаниягу значительно превосходит президента, поскольку именно решения премьера ежедневно влияют на политику еврейского государства. Премьер-министр (рош а-мэмшала) в Израиле возглавляет кабинет министров победившей на выборах политической партии и ее коалиционных партнеров. Нынешнее правительство Израиля по своей политической ориентации является правоцентристским, и его возглавляет лидер правой партии Ликуд.

Премьер-министр Б.Нетаниягу - опытный дипломат, искусный политик и управленец, прекрасный оратор. Он родился в Тель-Авиве в 1949 г. и вырос в Иерусалиме. Степени бакалавра и магистра Б.Нетаниягу получил в США в Массачусетском технологическом институте, политологию изучал в Гарвардском университете. Годы, проведенные в США, не только сформировали в нем сторонника американской демократии, но и, как это ни покажется странным, приверженца более независимого от США

внешнеполитического курса Израиля. Военную службу Б.Нетаниягу проходил в элитном спец-подразделении генштаба Саерет Маткаль, участвовал в арабо-израильсакой войне 1973 г. С конца 1970-х гг. он активно пропагандирует идею создания интернациональной коалиции против международного терроризма. С 1982 г. при поддержке вождей Ликуда М.Аренса, И.Шамира началась его головокружительная политическая карьера: заместитель представителя Израиля в ООН, заместитель министра иностранных дел. В 1993 г. Б. Нетанягу был избран лидером партии Ликуд и на парламентских выборах 1996 г. одержал победу над лидером Партии труда Ш.Пересом, став самым молодым рош а-мэмшала в истории Израиля (47 лет) [15]. С 1999 по 2001 г. он находился в оппозиции пришедшему к власти правительству Э. Барака. В кабинете А.Шарона он служил министром иностранных дел, а затем министром финансов. Он вновь возглавил оппозиционный Ликуд в 2006 г., резко критиковал правительство Э.Ольмерта за медлительность в «решении иранской ядерной проблемы» и за неудачу в войне 2006 г. против шиитской ливанской группировки Хизбалла.

На выборах 2009 г. партия Ликуд обошла партию Э.Ольмерта Кадима, и Б.Нетаниягу сформировал кабинет министров. Формирование правительственной коалиции показало, насколько искусным и опытным политическим менеджером стал Б.Нетаниягу. Его кабинет министров разительно отличается от предшествующих правительств. Впервые после 1999 г. сформировано правое по своей политической ориентации правительство, опирающееся на коалицию партий Ликуд, «Наш дом Израиль», ШАС, Объединенная Тора-Иудаизм». Исключением в коалиции выступает левоцентристская Партия Авода во главе с Э. Бараком, вновь занявшим пост министра обороны. Правительство отличается от предшественников и количеством министров. Вместо прежней тенденции к сокращению министерских портфелей, Б. Нета-ниягу пошел по пути их увеличения. В составе кабинета - 30 министров и 7 заместителей министров [12], что вызывает критику со стороны оппозиции (партий Кадима, Мерец, других левых и арабских фракций).

Однако еще одной выразительной характеристикой нового правительства является обилие в его креслах профессионалов в сфере национальной безопасности и внешней политики. Совет национальной безопасности возглавил профессор У.Арад [14]. Специализированные министерства возглавили опытные менеджеры и экс-

перты: министерство по стратегическим вопросам - генерал М.Яалон, министерство по делам разведки - Д. Меридор [11], МИД - А. Либер-ман. С целью нейтрализовать своего соперника по партии С.Шалома премьер назначил его на пост заместителя главы правительства (мишне рош а-мэмшала) и на слабый в плане полномочий пост министра по делам Негева и Галилеи. Премьер также создал специальные комиссии по чувствительным для Израиля вопросам - по национальной безопасности, по вопросам контрразведки Шин-Бет, занимающейся борьбой с терроризмом, по вопросам борьбы с терроризмом на международной арене. Был также образован пост спецпредставителя по освобождению похищенного израильского солдата Г.Шалита [13].

Подводя итоги, мы приходим к выводу о наличии трех очень интересных типов политического лидерства в изучаемых ближневосточных странах. В светской Турции президент играет весомую представительскую роль, а вся власть принятия самых важных государственных решений сосредоточена в руках главы правительства, который очень умело комбинирует идею укрепления национальных традиций и единства нации перед лицом внешних угроз. В ИРИ президент играет ту же роль, что и премьер-министр в Турции, однако следует помнить, что реальная власть по разработке государственных решений находится в руках аятолл и в первую очередь рахбара аятоллы Али Хаменеи. Израиль, казалось бы, напоминает пример Турции, ведь президент Ш.Перес уступает по своим полномочиям премьеру Б.Нетаниягу. Однако следует указать на очень пестрый состав израильского кнессета (парламента) и подвижный состав правительственной коалиции. Б.Нетаниягу вынуж-

ден постоянно маневрировать, чтобы сохранить единство правительства и в то же время решать фундаментальные проблемы общества и государства. Тем не менее, три лидера стран Ближнего Востока профессионально решают вопросы поддержания консенсуса в рядах власти и активно реализуют задачи повышения статуса своей страны в неспокойном ближневосточном регионе.

Литература

1. Ближневосточная политика великих держав и арабо-израильский конфликт: Монография, в 2 томах. Т.1. Ч. 2. Закономерности и особенности / Под общей редакцией академика О.А. Колобова. - Н. Новгород: ИСИ ННГУ, 2008. - С. 607.

2. Муштук, О.З. Политология: Учебно-методический комплекс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. центр ЕА-ОИ. 2008. - С. 87, 96.

3. Политология. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.А. Ачкасова и В.А. Гуторова.- Спб., 2009. - С. 100.

4. Саджадпур, К. Читая Хаменеи: взгляды на мир самого влиятельного деятеля Ирана / Карим Саджадпур; [пер. с англ. А. С. Сатунина]; Моск. Центр Карнеги. - М.: Изд. Эхо Бук, 2009. - С. 10.

5. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. -М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 98-99.

6. Шестопал, Е.Б. Политическая психология: Учебник для вузов. - М: ИНФРА-М, 2002. - С. 130-131.

7. Агкіап, и. 8іуава1 ШегііЙе кагтгша о^ши: Кесер Таууір Егёо§ап огпе§тёе Іеогік уе uygu1ama1l Ьіг 9а1і§та / ЦКЬ: http://www.sosya1bi1.se1cuk.edu.tr

8. Ба^Ьакап А§Мі Кесер Таууір Е^о§ап ag1iyor / ЦКЬ: http://www.youtube.com.

9. http://www.basbakan1ik.goy.

10. http://www.tbmm.gov.

11. http://www.pmo.gov.

12. http://www.a1jazeera.net.

13. http://par1iran.ir.

14. http://ru.wikipedia.org

15. http://www.rian.ru.

16. http://www.midd1eeast.org.ua.

Корнилов Александр Алексеевич - д.и.н., профессор, заведующий кафедрой Зарубежного регионоведения факультета международных отношений Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, Н. Новгород, e-mail: region@fmo.unn.ru.

Сулейманов Алим Видадиевич - аспирант кафедры Зарубежного регионоведения факультета международных отношений Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, г. Н. Новгород, е-mail: alim-suleymanov@mail.ru.

Kornilov Aleksandr Alekseevich - doctor of history, professor, the head of department of foreign region studies of faculty of international relations at N.I. Lobachevskiy Nizhni Novgorod State University, N. Novgorod, e-mail: re-gion@fmo.unn.ru.

Suleymanov Alim Vidadievich - post-graduate student of department of foreign region studies of faculty of international relations at N.I. Lobachevskiy Nizhni Novgorod State University, N. Novgorod, e-mail: alim-suleymanov@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.