Научная статья на тему 'Политическое лидерство'

Политическое лидерство Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5059
717
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЙ РЕСУРС / ВЛАСТЬ СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Галактионов В.И., Анискин М.А.

Статья посвящена вопросам классификации видов политического лидерства. Автор раскрывает задачи и формы политического лидерства, рассмотренные современными политологами. Особое внимание уделяется на классификацию политических лидеров в зависимости от содержания и происхождения «лидерского ресурса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическое лидерство»

беспристрастным легальным процедурам, понятиям общего благосостояния, толерантности, примирению частных интересов этнических, лингвистических, религиозных и экономических групп, а также существование институциональных, проработанных государством форм разрешения социальных и политических конфликтов. Первую роль в примирении и согласовании различных интересов должны играть политические институты - и законодательные органы, суды, коалиции политических партий, политики - объединяющие плюралистическое общество. Однако главное здесь своевременность, желание и воля власти к планомерному и безусловному воплощению их в жизнь.

Литература

1. Даль Р. Введение в экономическую демократию. - М., 1991.

2. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров): аналитический доклад. - М.: Институт социологии РАН, 2011.

3. Михайленок О.М. Парадигма согласия (консенсуса) в политологии // Согласие в обществе как условие развития современной России (политические и социальные аспекты). - М.: Ин-т социологии РАН, 2011.

В.И. Галактионов, М.А. Анискин ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Аннотация. Статья посвящена вопросам классификации видов политического лидерства. Автор раскрывает задачи и формы политического лидерства, рассмотренные современными политологами. Особое внимание уделяется на классификацию политических лидеров в зависимости от содержания и происхождения «лидерского ресурса».

Ключевые слова. Лидерство, лидерский ресурс, власть стили управления в политике.

Власть в политике выступает в двух формах: как публичный ресурс и как инструмент внутреннего влияния на поведение и побуждение к определенному действию членов, активистов, сторонников и потенциальных избирателей политических организаций.

С категорией власти связан еще ряд понятий:

- полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия людей на выполнение определенных задач;

- ответственность - это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение;

- делегирование - это передача полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за решение той или иной задачи [13, с.209].

В науке выделяется классификация власти в политических организациях как инструмент влияния и побуждения в зависимости от ее происхождения (появления, источника). В соответствие с этим критерием выделяется семь форм власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; экспертная власть; эталонная власть; законная власть; власть убеждения; власть соучастия [8].

1) Власть, основанная на принуждении. Ее часто называют влиянием через страх. Страх может порождаться реальными или мнимыми опасениями относительно защищенности человека, его уверенности в завтрашнем дне, благосостояния,

© Галактионов В.И., Анискин М.А., 2013

карьерного роста, социального статуса и др. В любом случае результатом властного воздействия, основанного на принуждении, являются вынужденные действия, часто неприятные исполнителю.

2) Власть, основанная на вознаграждении. Это форма влияния на подчиненных через положительное подкрепление с целью добиться от них желаемого поведения. Это форма социального контракта, когда одно лицо оказывает услуги, другие его оплачивают. При этом, вознаграждение может быть не реальным, а лишь продекламированным, например, предвыборные обещания политиков. В этом случае, в начале срабатывает эффект ожидания, который в случае неудовлетворения приводит к разочарованию.

3) Экспертная власть или влияние через «разумную веру». Власть в этом случае базируется на том, что руководитель, по мнению подчиненных, обладает особым знанием решаемой проблемы, то есть подчиненный говорит себе: «Он знает это лучше меня, поэтому для нас обоих будет выгодным то, что он станет лидером». Веря в компетенцию руководителя, подчиненные полагаются на него. Руководители обычно добиваются этого типа власти, благодаря своим видимым достижениям. Чем больше эти достижения и чем более они явны, тем больше власти добивается руководитель. При этом в случае ошибки или их серии авторитет или влияние руководителя теряется, разумная вера прекращает свое действие.

4) Эталонная власть или власть примера. Влияние в данном случае основано на том, что характеристики или свойства лидера привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как руководитель. Частная форма эталонной власти - харизма, т. е. власть нелогичная, а построенная на силе личных качеств или способностей лидера. Некоторые характеристики харизматических лидеров:

- обмен энергией - создается впечатление, что эти личности источают энергию и заряжают ею окружающих людей;

- внушительность и привлекательность - харизматический лидер не обязательно красив, но обаятелен, обладает хорошей осанкой, прекрасно держится;

- независимость характера - в своем стремлении к благополучию и уважению, по мнению окружающих, харизматики полагаются только на себя;

- восприятие восхищения своей личностью - харизматики чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадают в надменность или стеснение;

- достойная и уверенная манера держаться.

5) Законная власть или влияние через традиции. В этом случае исполнитель верит, что лидер имеет право отдавать приказания, а его долг - подчиняться им. Все руководители пользуются законной властью, так как им делегированы полномочия управлять другими людьми. Исполнитель выполняет приказания руководителя, т.к. традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребителей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной. Для этой формы характерно большое преимущество - обезличенность, то есть исполнитель реагирует не на человека, а на должность. При этом эффективная обратная связь в отношениях между лидером и исполнителем устанавливается с большим трудом.

6) Власть убеждения. В этом случае появление власти основано на эффективной передаче точки зрения лидера исполнителю. Здесь исполнитель полностью понимает то, что он делает и почему. В связи с этим, исполнитель чувствует уважение к себе и может работать с большой отдачей.

7) Власть соучастия или влияние через вовлечение. В этом случае власть осуществляется за счет привлечения исполнителя к принятию решения, он становится его соучастником, беря при этом на себя ответственность за его исполнение, что является стимулом его работы. Основная проблема - длительность цикла принятия

решений и коллективная ответственность, приводящая к коллективной безответственности (нельзя ответить на вопрос - «кто виноват?»).

В современной политике представлены все обозначенные формы власти и их сочетания.

Власть как объект политической деятельности подвергается определенным операциям, среди них:

- завоевание - деятельность по получению или захвату власти;

- обладание - то есть наличие власти у определенного лица;

- удержание - деятельность по сохранению власти у данного лица;

- использование - деятельность по применению власти в интересах данного лица или группы, делегировавшей данному лицу соответствующие полномочия;

- трансформация - то есть преобразование власти как ресурса в другие формы ресурсов (финансовые, информационные и др.)

Политический лидер - носитель политической власти.

Лидер как индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества. Как менеджер лидер организации реализует свои законные полномочия и статусную власть для эффективно решения организационных задач, а как лидер он использует силу личностного влияния на подчиненных и соратников. Таким образом, лидер имеет больше возможностей эффективно управлять людьми, чем простой руководитель (рис.) [11, с.215-216].

Рис. Модель политического лидера

Политический лидер - это политик, обладающий особыми качествами, позволяющими ему являться не только руководителем политической организации, но и выступать носителем ее ценностей в политическом пространстве и играть роль кристаллизатора активистов, сторонников и избирателей политической организации.

С явлением лидерства связано понятие стиля управления.

Стиль управления в политической деятельности - это особенность реализации управленческой деятельности руководителями и лидерами в политической организации по отношению к персоналу, сторонникам и активистам данной организации. Выделяется три основных стиля управления: авторитарный, демократический и попустительский (таблица 1).

Таблица 1

Характеристика основных стилей управления в политической деятельности

№ Наименование стиля управления Характеристика стиля управления Особенности применения стиля управления

1 Авторитарный 1. Замыкание каналов принятия решений на руководителе 2. Подчиненные -исполнители 3. Основное преимущество -«железная исполнительская дисциплина» 1. Стиль соответствует жестким лидерам-вождям и диктаторам, имеющим, в частности, военное образование и карьеру 2. Стиль может быть использован для становления политической организации или преодоления в ней кризисной ситуации 3. На ограниченном промежутке времени сотрудники, активисты и сторонники политической организации воспринимают данный стиль позитивно

2 Демократический 1. Совместное принятие решений руководителем и подчиненными 2. Подчиненные -партнеры 3. Основное преимущество -вовлечение всех в управленческий процесс 1. Стиль соответствует лидерам, готовым учиться у членов политической организации 2. Стиль может быть использован для разработки и внедрения нового содержания политической организации, а также для формирования и реализации иных инноваций 3. Стиль хорошо зарекомендовал себя в условиях стабильности и роста политической организации

3 Попустительский 1. Принятие решений осуществляется независимо от участия руководителя 2. Подчиненные -тоже руководители организации 3. Основное преимущество -каждый занимается своим делом 1. Стиль соответствует лидерам, последовательно реализующим некие задачи и играющим некие роли, например «своего парня» и др. 2. Стиль может быть использован при создании самоуправляемых подразделений по различным функциональным или проектным направлениям деятельности политической организации 3. Стиль применим при поиске новых направлений развития политической организации

Применение обозначенных стилей управления определяется лидером политической организации в зависимости от той или иной ситуации, а также его личностных характеристик.

Рассмотрим классификацию лидеров политической организации.

Так, можно выделить различные типы лидеров с точки зрения их управленческих ролей в политической деятельности, например:

- лидер-генератор идей, осуществляющий функцию увеличения возможностей и способов выхода за пределы проблемной ситуации при принятии решений в организации;

- лидер-мотиватор, функция которого - мобилизация и побуждение к деятельности;

- лидер-организатор, осуществляющий функцию обеспечения организации способами реализации принятого решения и регулирующего взаимодействия в процессе достижения общей цели;

- лидер-диспетчер, распределяющий функции между сотрудниками организации и координирующий их деятельность и взаимодействие [11, с.219];

- лидер-контролер, осуществляющий наблюдение за реализацией принятых решений в организации.

С точки зрения проблемной ситуации, разрешением которой занимается лидер организации, Н. Макиавелли выделил два типа лидеров:

- лидеры, появляющиеся в кризисных для организации условиях, способные функционировать в экстремальных ситуациях - «лидеры-львы»;

- лидеры, наиболее успешные в ситуациях стабильности, когда необходимо изо дня в день выполнять рутинную организационную работу - «лидеры-лисы» [6].

С точки зрения содержания и происхождения «лидерского ресурса», то есть того, через какие образы лидер воздействует на индивиды, выделяется еще пять основных типов политических лидеров (таблица 2).

Таблица 2

Классификация политических лидеров в зависимости от содержания и происхождения «лидерского ресурса»

№ Наименование типа лидера Характеристика типа лидера Исторический пример

1 2 3 4

1 «Лидер-мессия» 1. Лидерский ресурс - в обладании лидером особого знания или особых чувств 2. Сторонники лидера желают приобщиться к этому особому знанию или особому чувству 3. Основная проблема лидера -особый характер знаний или чувств надо постоянно подкреплять Махатма Ганди

2 «Лидер-вождь» 1. Лидерский ресурс - харизма лидера (см. выше) 2. Сторонники лидера «заряжаются энергетическим полем» харизматика 3. Основная проблема - постоянная необходимость поддержания харизмы Владимир Ленин, Фидель Кастро

3 «Лидер-наставник» 1. Лидерский ресурс - уверенность лидера в собственной правоте и возможности передавать окружающим свои знания, ценности, опыт 2. Сторонники лидера желают видеть в нем человека, способного решить их проблемы Рональд Рейган

Таблица 2. Продолжение

1 2 3 4

3. Основная проблема -

необходимость подкреплять

другими образами

4 «Лидер-старший брат» 1. Лидерский ресурс - уважение и любовь к старшему, знающему, но при этом - «своему» 2. Сторонники лидера видят в нем человека, уже прошедшего ряд испытаний и «умудренного жизнью», что делает его привлекательным и вызывающем доверие 3. Основная проблема -привлекательность такого лидера может начать снижаться, что требует изыскивать других соратников-лидеров или изыскивать иные образы Владимир Путин

5 «Лидер-свой 1. Лидерский ресурс - заигрывание Джордж Буш -

парень» со сторонниками, навязывание в лучшие друзья 2. «Он такой же, как и мы!» 3. Основная проблема -необходимость подкреплять данный образ другими образами младший

В политической деятельности нужно всегда помнить, что лидер той или ной партии - это всегда кандидат на один из важнейших постов в государстве. Соответственно продвижение того или иного лидера накладывает на политическую организацию дополнительную ответственность перед обществом. Члены, активисты и сторонники политической организации должны всегда спрашивать себя: готовы ли они жить в государстве, во главе которого может встать их партийный руководитель. Нельзя забывать, что между лидерством в партии и лидерством в государстве лежит огромное пространство, эффективно и гармонично заполнить которое может только наиболее адекватный политический деятель. В связи с этим, крайне важно сформулировать необходимые условия политического лидерства. К ним можно отнести следующие аспекты:

- политический лидер - это руководитель стратегического уровня, в обязанности которого входит, в том числе, политическое предвидение и готовность реагировать на изменение политической ситуации;

- политический лидер обязан сформировать собственную команду, которая, как мы уже говорили, должна стать кадровой основой развития политической организации, а в перспективе - и государства;

- политический лидер должен уметь организовать повседневную административную работу, которая обеспечивала бы решение текущих задач в организации и, потенциально - в государстве;

- политический лидер должен обладать благоприятным образом для позитивного представления внутри и вовне организации;

- политический лидер призван быть адекватным и современным человеком, чувствующим изменения в политической конъюнктуре [7, с.377-379].

Таким образом, от лидера политической организации, во многом, зависит будущее не только политического образования, но и государства, и нации.

Выводы.

1. Политический лидер - это политик, обладающий особыми качествами, позволяющими ему являться не только руководителем политической организации, но и выступать носителем ее ценностей в политическом пространстве и играть роль кристаллизатора активистов, сторонников и избирателей политической организации.

2. Стиль управления в политической деятельности - это особенность реализации управленческой деятельности руководителями и лидерами в политической организации по отношению к персоналу, сторонникам и активистам данной организации. Выделяется три основных стиля управления: авторитарный, демократический и попустительский.

3. Классификация политических лидеров в зависимости от содержания и происхождения «лидерского ресурса»: «лидер-мессия», «лидер-вождь», «лидер-наставник», «лидер-старший брат», «лидер-свой парень».

Литература

1. Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Официальное издание. - М.: Юрид. лит. 2009.

2. Указ Президента РФ №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 // Российская газета. - №48(3425). - 11.03.2004.

3. Указ Президента РФ №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20.03.2004 // [Электр. ресурс]: www.government.ru.

4. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. -623 с.

5. Государственное и муниципальное управление: Справочник. - М.: Издательство Магистр, 1997. - 496 с.

6. Макиавелли Н. Государь. - СПб., 2001.

7. Мейтус В.В., Мейтус В.Ю. Политическая партия: стратегия и управление. -Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. - 404 с.

8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. - 702 с.

9. Новичков Н.В., Новичкова А.В. Анализ системы государственного управления, разработанной Сперанским М.М. в «Плане государственного преобразования» // Актуальные проблемы Управления - 2004: Материалы научно-практической конференции. Вып.3. - М.: ГУУ, 2004.

10. Новичков Н. В. Организация управления системой федеральных органов исполнительной власти (теоретико-методологические аспекты): Монография. - М.: ГУУ, 2004. - 294 с.

11. Организационное поведение: Учебник для вузов / под ред. Г.Р. Латфуллина, О Н. Громовой. - СПб: Питер, 2004. - 432 с.

12. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 416 с.

13. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 304 с.

14. Сперанский М.М. План государственного преобразования. - М.: издание «Русской мысли», 1905. - 359 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.