Научная статья на тему 'Политический текст как объект лингвистического анализа'

Политический текст как объект лингвистического анализа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
626
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический текст / лингвистические особенности / схема анализа

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Татьяна Константиновна, Матушевская Галина Васильевна, Лазарев Артем Валерьевич

В исследовании речь идет о структурировании лингвистического анализа текстов политической направленности с целью выявления основного идейного содержания на лексическом уровне и его выражения в тексте. В зависимости от социальной группы, в которой на данный момент происходит коммуникация, от целей коммуникации меняется лингвистическое выражение содержания. Лексические единицы в данных текстах неразрывно связаны с ассоциативным полем носителей данной культуры. Анализ политического текста, построенный без учета данной специфики, будет неполным. Данная особенность может привести к искажению первоначального смысла и недопониманию. В ходе исследования разрабатывались критерии лингвистической объективации идеологической направленности текста. Для подтверждения объективности полученной информации был сделан лингвистический анализ текстов политической направленности по тематике Столетия празднования окончания Первой мировой войны, в ходе которого была уточнена последовательность выполнения отдельных этапов анализа политического текста с учетом его специфики и описано их содержание по предлагаемой авторами исследования схеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политический текст как объект лингвистического анализа»

УДК 81-13+659.4

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Иванова Татьяна Константиновна,

доктор филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков в сфере международных отношений Института международных отношений КФУ, Казань.

Tatiana.ivanova@kpfu.ru Матушевская Галина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков в сфере международных отношений Института международных отношений КФУ, Казань.

galamatou@yandex.ru Лазарев Артем Валерьевич, преподаватель,

преподаватель кафедры иностранных языков в сфере международных отношений Института международных отношений КФУ, Казань.

artiom.lazarev.fr@gmail.com

Аннотация. В исследовании речь идет о структурировании лингвистического анализа текстов политической направленности с целью выявления основного идейного содержания на лексическом уровне и его выражения в тексте. В зависимости от социальной группы, в которой на данный момент происходит коммуникация, от целей коммуникации меняется лингвистическое выражение содержания. Лексические единицы в данных текстах неразрывно связаны с ассоциативным полем носителей данной культуры. Анализ политического текста, построенный без учета данной специфики, будет неполным. Данная особенность может привести к искажению первоначального смысла и недопониманию. В ходе исследования разрабатывались критерии лингвистической объективации идеологической направленности текста. Для подтверждения объективности полученной информации был сделан лингвистический анализ текстов политической направленности по тематике Столетия празднования окончания Первой мировой войны, в ходе которого была уточнена последовательность выполнения отдельных этапов анализа политического текста с учетом его специфики и описано их содержание по предлагаемой авторами исследования схеме.

Ключевые слова: политический текст, лингвистические особенности, схема анализа.

Рост влияния различных политических течений и движений на социальные институты и общественную жизнь в целом обусловливает повышенный интерес к политическому тексту как лингвистическому явлению. Изучению текстов политической направленности с различных точек зрения посвящены работы социолингвистов, политологов, психологов, языковедов. При этом исследователи считают, что политика как сфера социальной жизни непосредственно влияет на мышление и определяет не только нравственные

и моральные поступки людей, но и имеет материальное выражение. Поэтому изучение политического дискурса представляет интерес для междисциплинарных и межкультурных исследований. Анализ содержания политических текстов в настоящее время настолько разнообразен, что необходимо пересмотреть сам подход, при котором схемы и методы анализа политических и интернет-текстов существуют в разных научных дисциплинах как самоцель.

Во многих работах, связанных с текстами политической сферы, отмечается, что состоящий из предложений или их фрагментов дискурс сконцентрирован вокруг некоторого «опорного» концепта, называемого «дискурсным топиком» [Демьянков 2002]. Общественное предназначение политического дискурса состоит в том, чтобы побудить членов человеческого сообщества к совершению ими определенных целенаправленных действий или оценок происходящего положительной направленности - своеобразного одобрения [Bayley 1985: 104]. Поэтому политический дискурс является объектом лингвистического изучения как вторичная языковая подсистема с определенными функциями, терминологией и коммуникативным воздействием [Гаврилова 2002].

Лингвистическое изучение политического дискурса проводится с помощью критического, когнитивного, описательного и количественного методов. С идеологической точки зрения выбор слов и выражений является необычайно важным инструментом власти для структурирования той «действительности», о которой идет речь [Блакар 1987: 103]. Поэтому в качестве ведущих методов при проведении данного исследования были выбраны описательный и критический.

Исследователи отмечают, что политический дискурс контролируется основными известными идеологиями, на идейной платформе которых идет формирование социальных позиций индивида, с одной стороны, и личными эмоциями, вызываемыми конкретными событиями и ситуациями, с другой стороны. Фактическая информация при этом воспринимается как достоверная лишь при наличии эмоционально созвучных адресату авторских установок: «Доверительное отношение возможно, если сообщение не затрагивает интересов автора, не является предметом его пристрастий, если свидетельство не наносит ущерб автору, носит характер исповеди, либо данные в момент записи были общеизвестны или не существенны с точки зрения автора, но значимы для исследователя. Доверие вызывает и сообщение, вступающее в противоречие с предполагаемыми исследователем установками автора» [Попова 2002: 66-67].

Материалом исследования послужили политические тексты немецкого и французского языков, имеющие тематикой оценку событий празднования на территории Евросоюза Столетия окончания Первой мировой войны. Кроме распространенного универсальности метода контент-анализа для исследования текстов политической направленности и для воссоздания целостного представления об основных идеях в ходе исследования были применены так называемые методы неформализованного анализа [Алтунян 2006: 48-52]. Интерпретация содержания текстов, посвященных событиям празднования Столетия окончания Первой мировой войны, проводилась поэтому по данной схеме. С помощью ответов на следующие вопросы: «Какие проблемы являются для автора важнейшими?»; «Есть ли в статье предполагаемые пути решения?»; «Кому адресовано данное сообщение?»; «Чье мнение для автора представляется авторитетным, на кого он сылается?»; «Какую политическую или социальную

группу представляет автор?», «Как сам автор определяет свою позицию в политическом поле?»; «Кто союзники и кто противники автора?»; «Как позиция автора интерпретируется в связи с текущим моментом, а также с проводимой данной социальной или политической группой политикой?»; «С кем автор ведет полемику и по каким вопросам?»; «Что нового содержит текст по отношению к балансу политических сил?»; «Как и в какую сторону автор стремится изменить мнение адресата текста?». Данные вопросы были сформулированы для создания представления как проводился анализ, так как тексты политической публицистики имеют такие особенности, как пространственно-социальная организация, документализм, содержательность, официальность изложения, аксеологичность и экспрессивность [Коньков 2013].

Анализ используемых автором средств и приемов был сделан по распространенной схеме с описанием риторических, стилистических и графических средств, использованных в тексте; затем следовало описание образов автора, адресата, оппонентов и союзников. Далее проводилась оценка идей и предполагаемых посылок, которыми руководствуется автор текста с последующей реконструкцией его политических ценностей, установок и предпочтений с ответами на вопросы: «Как автор позиционирует политических игроков в символическом пространстве "я" - "мы" - "они"?»; «Как и с помощью каких характеристик представлены в тексте субъекты действия?»; «Возникает ли на фоне прочитанного у адресата текста образ врага (кто враг и какой он)?»; «Какие способы аргументации (обращенные к логике или эмоциям) использованы в тексте и какими средствами они выражены?».

Как свидетельствует проведенный нами контент-анализ основных концептов, представленных в текстах, преобладающий настрой во французских и немецких источниках - это сожаление и печаль от гибели сотен тысяч людей на фронтах Первой мировой войны, второе по значению место занимает идея о войне как об ужасном событии, которое не должно повторится, и наконец, третья позиция представлена идеей последствий или уроков, которые Европа и, шире, весь мир должны извлечь из этого.

В текстах используются и хорошо знакомые среднестатистическому человеку слова, создающие идеологический контекст в зависимости от политической направленности. Стилистический эффект от использования данных слов создается как за счет многократного повторения подобных слов и их производных, так и за счет эксплицитного или имплицитного подчеркивания положительных характеристик своих сторонников и уничижительных характеристик идеологических противников.

В ситуации конкурентной борьбы и большого количества игроков на политической арене победа отдельных политиков гарантирована лишь при условии критики своих оппонентов. В рамках оппозиции «свой - чужой» политик представляет собой обобщенного носителя ценностей «своей» группы, являющейся его потенциальным электоратом, и защищает данные ценности от посягательств со стороны «чужаков» или «врагов», придерживающихся иных ценностных ориентиров: оппозиция «свой - чужой» направлена на консолидацию со «своей» целевой аудиторией и дистанцирование от «чужой» [Юлдашбаев 2011].

Для успешного осуществления политической борьбы используются, как правило, две основополагающие стратегии ведения политического дискурса. Речь идет о стратегии позитивной самопрезентации [Ван Дейк 2013], или стратегий на

повышение - понижение [Михалева 2009]. Следует подчеркнуть, что обе стратегии дополняют друг друга. Проанализировать данное явление в текстах можно методом контент-анализа текста [Аласания 2015].

Таким образом, для интерпретации политического дискурса в его целостности требуется не только анализ лингвистических особенностей, но и предыстории создания текста, социально-исторического фона, намерений автора, его скрытых мотивов, выстраивания сюжетной линии, ожиданий аудитории и шаблонов написания текстов. В противном случае интенции и цель политического дискурса могут быть неверно поняты. Поэтому, несмотря на наличие различного рода схем анализов политического текста, лингвистический анализ политического текста можно осуществлять лишь в совокупности с ними.

Литература

1. Аласания К.Ю. Методы анализа политического текста / К.Ю. Аласания // Электронное научное издание «Альманах Пространство и Время». - 2015. -Т. 10. - Вып. 1: Пространство и время текста. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/metody-analiza-politicheskogo-teksta

2. Алтунян А.Г. Анализ политических текстов: учеб. пособие / А.Г. Алтунян. - М.: Университетская книга; Логос, 2006. - 384 с.

3. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирическое исследование языка и его использования в социальном контексте / Р.М. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987. -С. 88-125 [R.M. В1акаг. Language as a means of social power. - In: Pragmalinguistics, J. Mey (ed.). The Hague-Paris, Mouton, 1979. - Р. 131-169.]

4. Bан Дейк Тен А. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации / Тен А. ван Дейк. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 344 с.

5. Гаврилова М.В. Лингвистический анализ политического текста / М.В. Гаврилова // Политический анализ. Доклады эмпирических политических исследований. - СПб: СПбГУ, 2002. - Вып. 3. - С. 88-108.

6. Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политологической филологии / В.З. Демьянков // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. - № 3. - М., 2002. -С. 32-43. - URL: http://philology.ru/linguistics1/demyankov-02.htm

7. Коньков В.И. Речевые технологии в массовой коммуникации: учеб. пособие / В.И. Коньков. - СПб.: РГГМУ, 2013. - 108 с.

8. Михалева О.Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия / О.Л. Михалева. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 256 с.

9. Попова О.В. Методика и техника эмпирических политических исследований: учеб.-метод. пособие / О.В. Попова. - СПб., 2002. - С. 66-67 https://studme.org/79364/zhurnalistika/metody_analiza_tekstov_politicheskoy_zhurnalist ikia#gads_btm

10. Юлдашбаев А.Ф. Особенности выражения концепта СВОЙ-ЧУЖОЙ в современных англоязычных фильмах / А.Ф. Юлдашбаев // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2011. - № 18 (113). - Вып. 11. - С. 164-170. -URL: http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/3907.

11. Bayley P. Live oratory in the television age: The language of formal speeches // G. Ragazzini, D.R.B.P. Miller eds. Campaign language: Language, image, myth in the U.S. presidential elections 1984. - Bologna: Cooperativa Libraria Universitaria Editrice Bologna, 1985. - P. 77-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.