УДК 81'42 : 070
ББК 81.0
В 48
Винник Ю.В.
Аспирант кафедры французской филологии Кубанского государственного университета, e-mail: [email protected]
Политический дискурс в системе лингвистических исследований
(Рецензирована)
Аннотация:
Предлагается обзор политической газетной коммуникации в системе лингвистических исследований. Дано определение политического дискурса как видовой разновидности идеологического дискурса и как предмета лингвокультурологического исследования. Установлено, что политический дискурс представляет собой употребление языка практически в любой области общения. Доказано, что дискурс можно считать политическим при условии, что он сопровождается политическим актом при политических обстоятельствах и имеет базовой тематико-политическую направленность. Описаны функции политического дискурса: информация, убеждения, побуждения. Отмечается, что тексту присуща идеологичность, обусловливающаяся наличием адресанта и адресата. Политический текст представлен как коммуникативно-нацеленная схема, основанная по правилам и принципам политической коммуникации, являющейся доступной и включенной в коммуникативную область социально-политической активности. Представлены три основных метода аргументации, выделенных Аристотелем. Показаны логические доводы, эмоциональные и ценностные аргументы.
Ключевые слова:
Политический дискурс, газетный текст, информационная функция, метод убеждения, аргументация, логические доводы, коммуникация, реципиент.
Vinnik Yu.V.
Post-graduate student of Department of the French Philology, the Kuban State University, e-mail: [email protected]
Political discourse in the system of linguistic researches
Abstract:
The paper presents the review of political newspaper communication in the system of linguistic researches. Definition of a political discourse as a specific kind of an ideological discourse and as a subject of a linguoculturological research is given. The political discourse represents the use of language in any field of communication. The discourse is political provided it follows the political act under political circumstances and has basic thematic-political focus. The publication describes functions of the political discourse: information, beliefs and motives. The ideology is inherent in the text. This is due to the presence of the sender and addressee. The political text as the communicative target scheme based by rules and the principles of the political communication is available and included in the communicative area of socio-political activity. The work presents three main methods of the argument allocated by Aristotle: logical arguments, emotional and value arguments.
Keywords:
Political discourse, newspaper text, information function, method of persuasion, argument, logical arguments, communication, recipient.
Термин дискурс вошел в научную теорию лингвистики текста в 1952 году. Впервые его употребил известный американский лингвист Зеллиг Харрис в работе под названием «Дискурс-анализ». Тем не менее, несмотря на полувековую историю использования термина, его определение до сих пор является дискуссионным. По мнению выдающегося французского лингвиста Э. Бенвениста первостепенно важной чертой дискурса, рассматриваемого им в широком смысле, можно назвать соотнесение дискурса с неабстрактными участниками коммуникативного акта, то есть отправителем и получателем речевого сообщения, а также с коммуникативным намерением адресанта оказать на слушателя определенное воздействие. Политический дискурс расценивается лингвистами как предмет линг-вокультурологического исследования, как видовая разновидность идеологического дискурса, как язык публичной области. Существует тезис, сформулированный исследователями в коллективном труде «Politically speaking: a worldwide examination of language used in the public sphere» [1], утверждающем, что почти для всех публичных высказываний свойственна политическая функция. Таким образом, из этого положения можно трактовать политический дискурс как современное употребление языка практически в любой области общения. Однако вследствие тематической разновидности газетного текста и его положения в концепции политической коммуникации доминантным определением политического дискурса является функционирование текста политической направленности в пространстве политической коммуникации.
В понимании Т. ван Дейка, политический дискурс описывается как класс жанров, которые обусловлены социаль-
ной областью, а точнее политикой. В сферу политики входят следующие жанры: парламентские дебаты, выступления политиков, правительственные обсуждения и партийные программы. Из этого следует, что политический дискурс является дискурсом политиков. Так же Т. ван Дейк подчеркивает, что одновременно политический дискурс, заключенный в профессиональные границы и деятельность политических личностей, представляет собой вид институционного дискурса [2]. Из выше сказанного следует, что дискурс можно считать политическим при условии, что он может сопровождаться политическим актом при политических обстоятельствах и имеет базовой тематикой политическую направленность. Политический дискурс обладает рядом функций, принципиально отличающих его от других дискурсов. К ним относятся: информационная функция, заключающаяся в передаче необходимой информации о том или ином событии или явлении политического характера. Эта информация должна отвечать следующим условиям: быть правдивой и надежной, четкой и легко запоминающейся, должна быть точно изложена. Предназначение следующей функции - убеждающей - заключено в том, чтобы текст был веским и неоспоримым. Для достижения этой цели текст должен иметь логику, касаться сферы чувств, а также обладать личностным и объективным значениями. Текст должен быть убедительным, обоснованным и откладывающимся в памяти. Как было сказано выше, третья функция политического текста - это побуждение. Мало передать только информацию, требуется еще, чтобы эта информация мотивировала адресата к принятию той или иной оценки, чтобы именно представленный текст играл роль стимула к поддержке той или иной
позиции [3]. Из этого следует, что основная цель политического текста состоит в том, чтобы не только заинтересовать аудиторию, но и предоставить им самые точные, полные и обоснованные данные, которые способны внушить им определённую точку зрения.
Люди понимают текст как продуманную систему, которая содержит в себе различные коды, обладающие способностью преобразовывать полученную информацию и создавать новую. Трактуя текст как внутренний обособленный знаково-языковой строй, следует отметить, что ему свойственны целостность и мотивирующая сила. Как известно, тексту присуща диалогичность, которая обусловливается следующими положениями: во-первых, присутствие автора и адресата, а во-вторых, способность автора правильно расшифровать текст, исходно заложенный в структуру текста.
Текст обладает большой информационной плотностью и направлен на то, чтобы реципиент правильно понял его, почерпнул для себя требуемую информацию, а также получил часть эмоционального влияния. В этом случае содержательность эмоционального понимания определяется следующим рядом факторов: семантической структуризацией текста и его представлением, психоэмоциональным посылом рассказывающего, уровнем информированности и эмоционально-психическим самочувствием реципиента.
Следовательно, из вышесказанного можно трактовать политический текст как коммуникативно-нацеленную схему, которая основана по правилам и принципам политической коммуникации, является доступной и включена в коммуникативную область социально-политической активности.
Насчитывают два ключевых метода убеждения аудитории, помимо формально-риторических приемов, которые чаще всего употребляются в текстах политическими лицами. Первый ме-
тод включает в себя формирование эмоциональной нагрузки, второй - это воздействие при помощи закономерности согласующихся высказываний. По мнению А.Г. Алтуняна, политический текст помимо своей основной стратегической цели, определённой общей задачей общения, несет в себе и тактическую цель. В тактическую цель входят актуальные вопросы политических споров и жизни: реализация конкретных тенденций в пределах партии, подача информации, проведение определенной линии внутри партии, со-действование к одобрению или неодобрению отдельных намерений, воздействие на определенные организации, структуры и лица, а также научные учреждения. Следовательно, одна из важнейших целей политика заключается в том, чтобы в первую очередь оказать влияние на аудиторию, убедив её в истинности своей точки зрения и адекватности своего представления общества и описываемой проблемы. Далее он должен привести неоспоримые доказательства того, что его предложенные методы по разрешение актуальных для аудитории вопросов являются лучшей альтернативой из существующих.
Аристотель выделил три основных метода аргументации:
1) эмоционально-психологические призывы;
2) обращение к нравственности, морали, «основанные на качествах, на репутации, на престиже оратора»;
3) обращение к разуму [4: 384].
Логические доводы основываются
как логически совместимые высказывания, обоснованные доказательства, являющиеся осмысленными по своей натуре. Эмоциональные аргументы формулируются на эмоционально-психологическом обращении, на взывании к чувствам. Что касается ценностных аргументов, то они обосновываются в ценностях, которые имеют определенное значение для возможной публики. Нередко именно такими методами аргументации пользуются
политические лица в последнее время.
Тем не менее, политику недостаточно будет уверить публику в правоте своего высказывания. Для достижения эффективного результата политику необходимо иметь инициативную публику. Публика должна уйти с политического выступления не только сагитированной и убежденной, но и способной к активно-политическим поступкам в будущем. Для достижения этого результата автор должен привлечь и склонить публику в поддержку своих идей и позиций. Между вы-
ступающим и аудиторией должны быть достигнуты активный взаимный интерес и взаимодействие.
В непростой сложившейся политической ситуации достаточно большое количество серьезных вопросов поднимается и стоит на повестке дня, и поэтому народу нужно подробно и много все разъяснять, чтобы добиться доверия с их стороны. Для достижения этой цели необходимо, чтобы политический текст был достаточно понятен и очевиден для предназначенной потенциальной публики [5].
Примечания:
1. Politically Speaking: a Worldwide Examination of Language Used in the Public Sphere / О. Feldman (ed.). N. Y., 1998.
2. Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск, 2000. C. 111-161.
3. Гаврилова М.В. Политический дискурс как объект лингвистического анализа // Полис. Политические исследования. 2004. № 3. С. 127-139.
4. Алтунян А.Т. Анализ политических текстов: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Логос, 2010. 383 с.
5. Хурматуллин А.К. Понятие дискурса в современной лингвистике // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. 2009. № 6. С. 31-37.
References:
1. Politically Speaking: a Worldwide Examination of Language Used in the Public Sphere / O. Feldman (ed.). N.Y., 1998.
2. Dijk T. Language. Cognition. Communication. Blagoveshchensk, 2000. P. 111-161.
3. Gavrilova M.V. Political discourse as an object of linguistic analysis // Polis. Political studies. 2004. 3. P. 127-139.
4. Altunyan A.T. Analysis of political texts: a manual. 2nd ed. M.: Logos, 2010. 383 pp.
5. Khurmatullin A.K. The concept of discourse in modern linguistics // Scientific notes of Kazan University. Ser. The Humanities. 2009. No. 6. P. 31-37.