УДК 81'276.11:81'23:81'42 ББК 81.001.2
Р 33
Редько Г.В.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры новогреческой филологии Кубанского государственного университета, e-mail: [email protected]
Еремеева А.А.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры бухучёта, анализа и аудита Краснодарского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЙ «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ», «РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ» И «ИМИДЖ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОЛИТИЧЕСКОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматриваются характерные особенности политического публичного выступления, отмечаются этапы подготовки речи адресанта. Представлены требования, предъявляемые к стилю политического общения. Описаны пять уровней в структуре языковой личности, выделяемых на сегодняшний день: вербально-грамматический, когнитивный, прагматический, эмоциональный и моторико-артикуляционный. Представлены два подхода к понятию языковой личности: статистический и динамический, определено своеобразие каждого из них. Установлено, что языковая личность характеризуется определенным набором слов, имеющих тот или иной ранг частотности употребления, обладающая определенным уровнем культурных знаний и личностными характеристиками, которые способствуют формированию определенного речевого портрета. Зафиксировано, что речевой портрет описывает особенности речевого поведения и служит одним из факторов формирования имиджа политика. Важно отметить, что имидж формируется тактиками и стратегиями, применяемыми в политическом дискурсе. Доказано, что во время политических выступлений за политиком закрепляется определенный имидж или образ, который способствует достижению его целей. Результаты исследования могут быть полезны при анализе речевых характеристик адресанта и интерпретации их смысла.
Ключевые слова:
Публичная политическая речь, адресант, адресат, имидж, языковая личность, речевой портрет, дискурс, текст.
Redko G.V.
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Contemporary Greek Philology, Kuban State University, e-mail: [email protected]
Eremeeva A.A.
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Accounting, Analysis and Audit, Krasnodar Branch of G.V.Plekhanov Russian Academy of Economics, e-mail: [email protected]
FEATURES OF THE CONCEPTS "LANGUAGE PERSONALITY", "SPEECH PORTRAIT" AND "IMAGE" IN RELATION TO A POLITICAL PERFORMANCE
Abstract:
The work deals with characteristic features of a political public speech. Stages of preparation of the speech of the sender are noted. Requirements imposed to style of political communication are presented. Five levels in structure of the language personality allocated today are described: verbal - grammatical, cognitive, pragmatical, emotional, and motor-articulation. Two approaches to a concept of the language personality are considered: statistical and dynamic. The originality of each of approaches is noted. The research has a certain theoretical importance as it suggests that the language personality is characterized by a certain mere verbiage, having this or that rank of rate of the use, having a certain level of cultural knowledge and personal characteristics which promote formation of a certain speech portrait. Emphasis is made that the speech portrait describes features of speech behavior and serves as one of factors of formation of the politician image. It is worthy of note that the image is formed by tactics and strategy applied in a political discourse. It is proved that during the political performances a certain image or a character, which promotes achievement of his purposes, is assigned to the politician. Results of this research can be useful in the analysis of speech characteristics of the sender and interpretation of their sense.
Keywords:
Public political speech, sender, addressee, image, language personality, speech portrait, discourse, text.
Публичная политическая речь является актуальной темой исследования в современной лингвистике, поскольку данный вид обращения к слушателю является наиболее эффективной формой воздействия на коллективное сознание. Успех политического выступления зависит от умения использовать теоретические и практические знания таких дисциплин, как риторика, психология и лингвистика. Основные положения данных дисциплин помогут создать интересный текст, который окажет необходимый эффект на слушателей. Для подготовки успешного политического выступления, в полной мере реализующего функциональную направленность политической речи, необходимо учитывать совокупность факторов, которые могут повлиять на прагматические установки высказывания [1].
Первым этапом подготовки речи адресанта является создание текста выступления. Основополагающими критериями текста в данном случае являются: связность,
информативность, точность, ясность и лаконичность. Важно отметить, что написанием текстов официальных выступлений политических деятелей обычно занимаются специалисты - спичрайтеры, следящие за правильностью построения речи. Спичрайтер не только готовит текст выступления, но и выполняет контроль результатов процесса. Одной из задач спичрайтера является написание текста с учетом личности говорящего: его речевых характеристик, характерных поведенческих особенностях, прослеживаемых в ситуации общения, имидж политика. Однако даже при наличии готового текста, важную роль играют выразительность и убедительность оратора. Таким образом, личность говорящего (пишущего) неизбежно оказывает влияние на формирование языковой личности выступающего.
Важную роль играют экспрессивность, выразительность и эмоциональность, достигаемые при использовании различных стилистических средств, обогащающих
речь и адаптированных для понимания слушателями. Кроме того, необходимо учитывать актуальность того или иного тематического содержания выступлений. Как правило, политики затрагивают темы, находящие отклик у электората. Так, например, понятие «санкции» стало для россиян значимым, по причине политической нестабильности на международной арене [2].
Таким образом, можно выделить следующие основные особенности публичной политической речи:
1) функциональная направленность (как правило, это борьба за власть или удержание власти);
2) отражение политически и социально значимых событий, актуальных для целевой аудитории;
3) оказание влияния на эмоциональные и волевые установки адресата;
4) использование прецедентных текстов;
5) отражение определенной системы ценностей, существующей в данном обществе;
6) добавление оценочности (например, критика или одобрение политического курса оппонента).
К стилю политического общения предъявляются довольно строгие требования. Изначально высокая планка коммуникативных стандартов накладывает характерный отпечаток на языковую личность политика, которая, как утверждает Е.А. Вебер, «оказывается в состоянии внутреннего конфликта персонального и институционального характера» [3: 45]. С одной стороны, стремление воздействовать на адресата в нужном ключе, с другой - необходимость следовать предписанным правилам коммуникативной «игры» на мировой арене.
О языковой личности как совокупности коммуникативных, когнитивных и поведенческих характеристик лингвисты заговорили в 1930-е годы. Термин впервые употребил В.В. Виноградов применительно к
категории образа автора в художественных произведениях [4].
Согласно концепции Ю.Н. Ка-раулова, языковая личность - это «индивид, способный создавать и воспринимать тексты, которые отличаются: а) определенной целевой направленностью; б) точностью отражения окружающей действительности; в) степенью структурно-языковой сложности» [5: 29].
На сегодняшний день в структуре языковой личности выделяются пять уровней: вербально-грамматический, когнитивный, прагматический, эмоциональный и моторико-артикуляционный. Вер-бально-грамматический уровень или лексикон языковой личности охватывает единицы лексического и грамматического пластов языка: слово, морфема, дериват, тип управления в словосочетаниях. На когнитивном или тезаурусном уровне находят отражение элементы языковой картины мира носителя, в частности дефиниция, дескрипция, перифраза, фрейм, поговорка/пословица, фразеологизм, гипероним/гипоним, афоризм, концепт. Прагматический уровень или прагматикон языковой личности связан с её целями, интенциями и состоит из пресуппозиций, оценок, прецедентных текстов, сценариев и планов [6]. В настоящее время выработаны два подхода к этому понятию: статический и динамический. Апологеты статического подхода к понятию внутреннего лексикона рассматривают его как систему, приравниваемую ими к «известной индивиду части общенационального словарного запаса, хранящегося в памяти в том же виде, в каком слова описываются в печатных словарях и лексикологических исследованиях» [7: 89].
Те, кто придерживается динамической трактовки понятия, считают внутренний лексикон функциональной системой, самоорганизующейся «вследствие взаимодействия между процессом переработки и
структурирования речевого опыта и его продуктами» [8].
Важным условием при исследовании внутреннего лексикона языковой личности является рассмотрение не только слов/словоупотреблений, но и их грамматических характеристик. Главным вариантом в качестве метода исследования оказывается метод речевого портрети-рования, ставший популярным в последние годы в среде лингвистов. Он заключается в планомерном описании особенностей языковой личности в соответствии с поставленными исследователем задачами [9].
Согласно предложенной
Ю.Н. Карауловым процедуре лингвистического исследования тезау-русного уровня языковой личности, анализ состоит из пяти ступеней: 1) выявление доминирующих тем и связанных с ними семантических зон на основе анализа тематического содержания дискурса; 2) анализ представленных в дискурсе языковой личности значимых дат, событий, персоналий как отражение знаний о мире; 3) анализ присутствующих в дискурсе прецедентных текстов (афоризмов, пословиц); 4) выявление генерализованных высказываний, отражающих различные стереотипы; 5) определение ключевых концептов и концептуальных структур, отражаемых в дискурсе языковой личности. Прагматический уровень языковой личности представляет собой совокупность интенций, коммуникативных стратегий и тактик, приёмов аргументации, к которым прибегает адресант высказывания. Интент-анализ подразумевает оценивание исследователем высказываний по трём критериям: чем вызвано высказывание, какова его целевая направленность и зачем оно нужно говорящему [5: 127].
Таким образом, языковая личность характеризуется определенным набором слов, имеющих тот или иной ранг частотности употребления, обладающая определенным уровнем культурных знаний
и личностными характеристиками, которые способствуют формированию определенного речевого портрета.
Описание речевого портрета говорящего строится на основе анализа языковых средств и речевых особенностей. Данные факторы рассматриваются на определенном языковом уровне: фонетическом, лексическом, синтаксическом. Под речевым портретом Г.Г. Матвеева понимает «набор языковых предпочтений коммуниканта в определенных обстоятельствах, используемых с целью актуализации конкретных намерений и стратегий воздействия на слушающего». Важно отметить, что с помощью речевого портрета формируется речевое поведение, «автоматизирующееся в случае имеющей место повторно ситуации общения» [10: 87].
Анализ речевого портрета является описанием и характеристикой различных уровней актуализации языковой личности [11]. В.И. Ка-расик дает следующее определение речевому поведению: «осознанная и неосознанную систему коммуникативных поступков, которая, в свою очередь, раскрывает образ жизни и характер человека» [12: 67].
Значительную роль в мире политики играет «имидж» - обобщенный портрет личности, создающийся в представлении общественности на основании заявлений и практических дел личности [13: 79]. Иными словами, это определенный образ, воспринимаемый людьми. О.И. Гор-деева считает, что имидж выполняет определенные коммуникативные функции: облегчить восприятие политики народом, обеспечить режим благоприятствования политика, проецируя наиболее благоприятные характеристики, подготовить почву для избрания или подчинения [13]. В коммуникативных ситуациях политик примеряет на себя многочисленные роли, служащие формированию того или иного имиджа: оппозиционер, реформатор, борец
за свободу, любящий семьянин и т.д. [14]. Таким образом, речевой портрет описывает особенности речевого поведения и служит одним из факторов формирования имиджа политика. Важно отметить, что имидж формируется тактиками и стратегиями, применяемыми в политическом дискурсе.
В условиях политической коммуникации происходит формирование языковой личности политика. Данное понятие формируется при
анализе затрагиваемых в выступлении тем, отражении в речи культуры и знаний о мире. Расширение критериев «языковой личности» используется при описании речевого портрета коммуниканта и имиджа, формируемого в процессе политической коммуникации [15]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что во время политических выступлений за политиком закрепляется определенный имидж или образ, который способствует достижению его целей.
Примечания:
1. Грушевская Т.М., Фанян Н.Ю. Модулярный подход к анализу текста/дискурса: вклад женевской лингвистической школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2012. Вып. 2. С. 160-163.
2. Скрипаль А.А. Метафора как характеристика политического дискурса // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 9: Исследования молодых ученых. Волгоград, 2011. С. 36-38.
3. Вебер Е.А. Опыт лингвистического исследования когнитивного диссонанса в английском дипломатическом дискурсе. М.: Мысль, 2004. 216 с.
4. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 256 с.
5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 312 с.
6. Алтунян А.Г. Анализ политических тексов. М.: Логос, 2006. 384 с.
7. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике. М.: Наука, 2003. 345 с.
8. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Наука, 1999. 167 с.
9. Иванцова Е.С. Проблемы формирования методологических основ лингво-персонологии. Екатеринбург: Книжный дом, 2008. 218 с.
10. Матвеева Г.Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего. СПб.: Научная академия, 1993. 254 с.
11. Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность: проблемы и перспективы развития русистики. М.: Наука, 1991. 342 с.
12. Карасик В.И. Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидакти-ки. Волгоград, 1999. 112 с.
13. Гордеева О.И. Политический имидж в избирательной кампании. М.: Наука, 1993. 315 с.
14. Демьянков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ. М.: Флинта, 2003. 198 с.
15. Sériot P. Structure et totalité. Lambert-Lucas, 2012. 340 p.
References:
1. Grushevskaya T. M., Fanyan N.Yu. A modular approach to text / discourse analysis: the contribution of the Geneva linguistic school // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2012. Iss. 2. P. 160-163.
2. Skripal A.A. Metaphor as a characteristic of the political discourse // Bulletin of Volgograd State University. Ser. 9: Research of young scientists. Volgograd, 2011. P. 36-38.
3. Weber E.A. Experience of the linguistic study of cognitive dissonance in English diplomatic discourse. M.: Mysl, 2004. 216 pp.
4. Vinogradov V.V. On the language of fiction. M.: Nauka, 1980. 256 pp.
5. Karaulov Yu.N. Russian language and language personality. M.: Nauka, 1987. 312 pp.
6. Altunyan A.G. Analysis of political texts. M.: Logos, 2006. 384 pp.
7. Baranov A.N., Dobrovolsky D.O. English-Russian Dictionary on Linguistics and Semiotics. M.: Nauka, 2003. 345 pp.
8. Zalevskaya A.A. Introduction to Psycholinguistics. M.: Nauka, 1999. 167 pp.
9. Ivantsova E.S. Problems of formation of the methodological foundations of linguistic personology. Ekaterinburg: Knizhny dom, 2008. 218 pp.
10. Matveeva G.G. Hidden grammatical meanings and identification of the social person ("portrait") of the speaker. SPb.: Nauchnaya akademiya , 1993. 254 pp.
11. Nikolaeva T.M. "Sociolinguistic portrait" and methods of its description // Russian language and modernity: problems and prospects for the development of Russian language studies. M.: Nauka, 1991. 342 pp.
12. Karasik V.I. Language personality: aspects of linguistics and linguodidactics. Volgograd, 1999. 112 pp.
13. Gordeeva O.I. Political image in the election campaign. M.: Nauka, 1993. 315 pp.
14. Demyankov V.Z. Interpretation of the political discourse in the media. M.: Flinta, 2003. 198 pp.
15. Sériot P. Structure et totalité. Lambert-Lucas, 2012. 340 pp.