Всероссийский журнал
31
12.00.00. Юридические науки
Т.Ю. Жинкина
преподаватель кафедры общетеоретических и государственно-правовых дисциплин, Кубанский социально-экономический институт
T. Yu. Zhinkina
Teacher of the department of general theoretical and state-legal disciplines,
Kuban Social and Economic Institute
Г.Д. Солоха студент юридического факультета, Кубанский социально-экономический институт
G.D.Solokha law student,
Kuban Social and Economic Institute
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ
Аннотация. Сегодня в политической жизни внутри России и вокруг нее происходят изменения, которые необходимо осмыслить. Чтобы понять, как Россия должна двигаться дальше, необходимо еще раз обратиться к историческим реалиям нашей страны. Только с учетом опыта построения политического режима, обусловленного нашими традициями, менталитетом русского народа, можно вывести Россию на новую ступень развития.
Annotation. Today, in the political life in Russia and around it there are changes that need to comprehend. To understand how Russia should move forward, you must once again turn to the historical realities of our country. Only with the experience of building a political regime, due to our traditions, the mentality of the Russian people, it is possible to lead Russia to a new level.
Ключевые слова: политический режим России, естественный закон, разделение властей, социалистическая революция, тоталитаризм, авторитаризм, демократия.
Key words: Russian political regime, natural law, separation of powers, the socialist revolution, totalitarianism, authoritarianism, democracy.
После крещения Руси в 988 г. из Византии, вместе с христианским учением, стали проникать новые политические понятия. Предметом политических размышлений были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, пути укрепления княжеской власти и формирование независимой внешней политики. Об этом свидетельствуют «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (1049), летописный свод «Повесть временных лет» (1113), «Поучение Владимира Мономаха» (1125), свод правовых актов XI-XIII вв. «Русская Правда», поэма «Слово о полку Игореве» (конец XII в.) и т.д.
С развитием Московского княжества в XV-XVI вв. возникли положения о централизации государства, сильной и неограниченной самодержавной власти, сформировался тезис: «Москва - третий Рим». Один из самых ярких представителей русской общественно-политической мысли середины XVI в. И.С. Пересве-тов рассматривал вопросы различных государственных и социальных преобра-
32
Вестник Академии знаний №14(3) 2015
зований, объема полномочий верховной власти, создания единого законодательства, проведение финансовой реформы. В своей теоретической схеме он определил структуру и форму деятельности ведущих звеньев государственного аппарата и обозначил основное направление дальнейшего государственного строительства.
Во время правления Ивана IV Грозного утвердилась правомерность неограниченной верховной власти, обеспечивающей реализацию полнейшего «самовластья» ее носителем. Вся доктрина Ивана IV была направлена лишь на идеологическое оправдание террора. Царя интересовали не формы правления и не государственное устройство, а придание легитимности опричным грабежам и насилию.
Со второй половины XVII в. в России началось преобразование сословнопредставительной монархии в абсолютную, и ведущее место в политических трактатах стала занимать проблема верховенства церковной власти. Идеологами просвещенной абсолютной монархии выступали Прокопович и Татищев.
На протяжении всей истории Древней Руси, Московского государства и Российской империи присутствовала единодержавная власть государя. Это отражало тоталитарный характер политического режима в стране. Вначале XVIII в. при Петре Монархия достигла неограниченной полноты прав. Группируя все отрасли управления непосредственно вокруг себя, эта власть создала весьма сильную централизацию управления. Церковь стала орудием пропаганды, многие параграфы Духовного регламента были направлены на поддержку тоталитарной императорской власти.
Феофан Прокопович (1681-1736) в своем политическом трактате «Правда воли монаршей» назвал абсолютную монархию наилучшей и наиболее естественной формой правления, которая может быть либо наследственной, либо выборной. В своих рассуждениях Прокопович сумел соединить аргументы естественно-правовой теории с догматами богословия. Также Прокопович первым обратился к исследованию процесса происхождения государства, исходя из предположения о наличии естественного преддоговорного состояния, которое он рисовал как эпоху войн и кровопролитий. Естественные законы он понимал как требования здравого разума.
В отличие от Прокоповича, В.Н. Татищев (1686-1750), будучи сторонником сильной исполнительной власти, считал, что выбор форм правления или избрание нового монарха должны соответствовать естественному закону и осуществляться «соглашением всех подданных». Татищев пытался внести в процесс образования государства исторические начала, утверждая, что все известные человеческие сообщества возникли исторически.
В первой четверти XIX в. Россия встала на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни.
Политические учения в России XIX в. - это, в основном, идеология либерального дворянства М.М. Сперанского, Н.А. Карамзина и дворянских револю-ционеров-декабристов М.П. Бестужева-Рюмина, П.И. Пестеля и др.
В своей политической теории М.М. Сперанский (1772-1839) выдвинул идею постепенного упразднения крепостного права и перехода к конституционной монархии, которая должна была опираться на квалифицированный чиновничий аппарат. Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с
Всероссийский журнал
33
необходимостью разделения властей. Он также предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласованности их действий в 1о-сударственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Сперанский полагал, что в преобразованном по его проектам государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданных. В духе положений Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский анализировал понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода гражданская. Он отмечал, что политическая свобода имеет больший объем по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской. Г арантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей.
Но проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны дворян, которые были весьма недовольны указами о чиновниках, ущемлявших их привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление своих земельных прав. В итоге он был смещен с должности и отправлен в ссылку.
Реформы Сперанского частично были осуществлены во время правления Александра II, а ограничение верховной власти было произведено только при Николае II в Манифесте 17 октября 1905 г.
Н.А. Карамзин (1766-1826) сформулировал свою политическую концепцию в «Истории государства Российского». Он подверг критике правление Ивана IV, охарактеризовав его как тиранию, при которой нарушаются естественные и нравственные законы. Карамзин выступал против разделения властей. Всю социально-политическую систему он представлял формулой «Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод, как хранилище законов, над всеми Государь -единственный законодатель, единственный источник власти».
Во второй половине XIX в. в России получили развитие революционнодемократические идеи. В их основе народные массы являются главной движущей силой общества, а сам исторический процесс есть борьба угнетенных классов со своими угнетателями. Россия должна стать «социальной республикой», где будут осуществляться подлинно демократические принципы свободы и равенства.
А.И. Герцен (1812-1870) утверждал, что лишь после отмены крепостного права и других правительственных реформ Россия пойдет по пути конституционных преобразований. Будущее России он видел в «русском крестьянском социализме», основу которого составляет община, «патриархальноколлективистский быт».
В идеологии народников единственным путем преобразования общества считалась народная революция. Представители различных течений революционных народников по-разному оценивали степень готовности масс к революции и выдвигали самые разные способы «разжигания» революционного огня. Отсюда задача революционеров состояла в том, чтобы «соединить» все его бунты в один, поголовный и сокрушительный, то есть в народную революцию. Будущее социалистическое общество революционные народники видели таким: в обществе будет господствовать общественная собственность, в нем будет организовано коллективное производство и обеспечено справедливое распределение.
В конце XIX в. в России возникло марксистское направление политической мысли. Главная задача марксистов в то время - критика идей либерального
34
Вестник Академии знаний №14(3) 2015
народничества, доказывание того, что страна вступила на путь прогрессивного капиталистического развития, что движущей силой социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат.
После Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 г. ведущее место в духовной жизни общества занял ленинизм, то есть учение о социалистической революции и диктатуре пролетариата, о партии нового типа, о классовых союзниках пролетариата в борьбе за демократию и социализм, о путях строительства социализма и коммунизма, постепенно превратившийся в государственную идеологию. В.И. Ленин создал научную теорию не только строительства, но и функционирования социализма, его перехода из одного этапа развития в другой.
С 20-х гг. XX. в. уже в СССР сложился тоталитарный режим. Начальный этап (1924-1935 гг.) формирования тоталитаризма, иногда называемого сталинизмом, берет отсчет со смерти Ленина. Сталин в качестве Г енерального секретаря ЦК ВКП(б) утверждал свою абсолютную власть над партией и тем самым над Государством, устраняя «левую» оппозицию (Троцкий), «правую» оппозицию (Бухарин), а затем и своих «центристских» партнеров по первой «тройке» (Зиновьев, Каменев).Другие руководители революции были устранены в ходе московских процессов 1936-1937 гг. Административный аппарат партии забрал всю власть у политических лидеров, где отныне лишь Генеральный секретарь осуществлял политику. Вся власть тоталитарно сконцентрировалась на верхушке аппарата, то есть в руках Сталина. Таким образом, политическая культура заменилась культом Партии, который воплотился в культе Сталина.
На следующем этапе формирования тоталитаризма Советский Союз стал мировой промышленной державой. Сталин завершил строительство социализма в одной стране. Партия контролировала все: газеты, книги, спорт, музыку, лингвистику и т.д. В экономике тоталитаризм означал установление государственной собственности, централизацию управления, уравнительное распределение. Отсутствие рыночных отношений диктовало необходимость повседневного вмешательства партийно-государственного аппарата в решение хозяйственных вопросов. Провозглашенные Конституцией СССР демократические права и свободы в реальной жизни оказывались мало осуществимыми. Постепенно вырабатывался тоталитарный тип личности, вписывающийся в общую картину единомыслия, подчинения даваемым свыше установкам. В таких условиях невозможно было говорить о правовом государстве и гражданском обществе.
Тоталитаризм сохранялся в СССР вплоть до прихода на пост Генерального секретаря ЦК КПССМ.С. Горбачева (1985-1991).В политическом режиме СССР второй половины 1980-х - начала 1990-х гг. присутствовали черты как авторитаризма, так и демократии. Этот период ознаменовался многочисленными реформами. М.С. Горбачев и его окружение использовали главным образом командно-административные методы реформирования, не затрагивающие основ советского строя, которые не принесли ожидаемых результатов. Замысел политической демократизации заключался в отстранении от власти партийных консерваторов и замене командно-административного социализма моделью рыночного демократического социализма. Перестройка в политической сфере привела к появлению оппозиции и возрождению многопартийности, зарождению гражданского общества и разделению властей. КПСС постепенно была оттеснена на вторые позиции в управлении государством. Оппозиционные политические си-
Всероссийский журнал
35
лы критиковали реформы М.С. Горбачева, как с позиций либерализма за недостаточную либерализацию всех сфер общественной жизни, так и с позиций последовательного коммунизма, за поспешную либерализацию.
В итоге радикальные изменения в условиях экономических проблем привели к распаду государственности и краху союзного единства республик.
После крушения СССР в современной России начался переход к демократическому политическому режиму. Создание новых демократических институтов и элементов рыночных отношений сопровождался глубоким экономическим кризисом.
Функционирующий сегодня в России политический режим иногда не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - наличие ответственности власти перед обществом и присутствие действенного общественного контроля над властью.
Но, если взглянуть с другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии. Строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества. Власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема. Действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы). Существует система разделения властей в государстве. Гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций). Реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая». Формально судебные органы независимы от властных. Нет ведущей идеологии и политической партии. В экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности. Существует внешняя независимость (политическая и идеологическая) средств массовой информации и коммуникации.
Что ожидает российский политический режим в обозримом будущем? Представляется, что надо рассмотреть единственный прогрессивный вариант -дальнейшее развитие режима в направлении демократии. Такое развитие может быть определено как либерализация. Она означает, в первую очередь, создание экономической базы демократического режима - социально ориентированного рыночного хозяйства, основанного на равноправии всех типов собственности.
Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей. Особое внимание следует обратить на создание условий для поддержания и эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, что стало чрезвычайно важным в настоящий момент, учитывая нестабильную политическую и экономическую ситуацию вокруг России. Обязательно надо продолжить реформы административно-государственного аппарата в направлении «прозрачности» его деятельности, обеспечение доступа граждан к обсуждению наиболее важных принимаемых государством решений (надо сказать, такой положительный опыт в нашей стране уже имеется).
Кроме того, для современной России необходимо объединение идеалов индивидуальной свободы, таких, как осознание ответственности отдельного человека перед обществом, гарантия свободы выбора морально-этических ценностей и гарантии соблюдения основных прав и свобод личности, принципов свободного рынка и свободной конкуренции, и т.д. с элементами социалистической идеологии. А именно, с принципами общественного самоуправления, социальной защиты, социального партнерства политических сил и идеями патриотизма.
36__________________________________________Вестник Академии знаний №14(3) 2015
Выдвижение адекватного общественного идеала должно идти в русле исторических традиций страны.
Источники:
1. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М., 2001.
2. Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие/отв. ред. С.А. Кислицын. Ростов-на-Дону, 1998.
3. Пуляев В.Т. Россия в историческом пространстве. Теоретический очерк. Вып.2. СПб., 2004.
4. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001.
5. История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова. Изд.Велби, Проспект, 2008.
6. Политическая история России / под ред. В.В. Журавлева. М., 1998.
Т.М. Секретарева
помощник судьи Йошкар-олинского городского суда Республики Марий Эл, советник юстиции 3 класса аспирант, Межрегиональный открытый социальный институт
Т.М. Secretareva
assistant of a judge of a district court of Yoshkar-Ola of Mari El Republic,
advisor of jurisprudence, 3rd class Post-graduate student of Interregional opened social university
([email protected], 89027458678)
О ТРАКТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО СОЦИАЛЬНЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ
Аннотация. Автор исследует понятие «государственное принуждение» и акцентирует внимание на необходимости определения целей, для реализации которых применяется государственное принуждение, важности их уяснения. Автор считает, что указание на целевую составляющую государственного принуждения должно содержаться в трактовке данного понятия. Указанное мнение автор подытоживает собственной формулировкой рассматриваемого понятия.
Annotation. The author explores the concept of «state coercion» and focuses on the need to define the purposes for which state coercion is applied, the importance of their understanding. The author believes that the reference to the purposes of state coercion should be in the interpretation of this concept. This opinion of the author summarizes by his own formulation of the concept of «state coercion».
Ключевые слова: государственное принуждение, цели, дефиниция, средство воздействия», «метод регулирования.
Key words: state coercion, purpose, definition, means of action, method of regulation.
Любая деятельность государства, в том числе осуществление им каких-либо мер принудительного воздействия в определенных случаях, всегда несет в себе целевую составляющую.
В области государственного принуждения совокупность определенных целей, для реализации которых оно применяется, то есть телеологическая составляющая, является неотъемлемой и значимой составной частью.