Научная статья на тему 'У истоков современного российского конституционализма'

У истоков современного российского конституционализма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1903
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / CONSTITUTIONALISM / СОЦИАЛИЗМ / ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIALIST PERIOD / DEMOCRATIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шульженко Ю. Л.

Проблематика конституционализма как никогда актуальна сегодня для России как в теоретическом, так и в практическом плане. Данным вопросам в годы социализма уделялось мало внимания. Их анализ носил ярко выраженный идеологический характер. В современной России создание реального, практического конституционализма одна из важнейших, первостепенных задач, без решения которой, как показывает мировой опыт, невозможно создать демократическое, правовое государство. Представленная работа посвящена анализу состояния конституционализма в нашей стране в монархический, конституционно-монархический, республиканский, социалистический периоды. Это дает возможность показать его истоки, учесть все положительное, что было накоплено в данной области в прошлом и может быть использовано эффективно в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problematics of constitutional system (constitutionalism) are more than before pressing for Russia theoretically as well as practically. These issues were insufficiently studied during the socialist period and mostly in clearly ideological context. IN modern Russia it became most important task with highest priority to create a working constitutional system. Otherwise, it is impossible to establish democratic state with rule of law. This treatise concentrates on the analysis of the state of the constitutional system in Russia during monarchy, constitutional monarchy as well as in republican and socialist periods. Such approach would demonstrate the its origins, facilitate integration of positive lessons, which were devolved in this sphere in the past and still remain effective in our days.

Текст научной работы на тему «У истоков современного российского конституционализма»

Ю.Л. Шульженко* У ИСТОКОВ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

В наши дни проблематика конституционализма как никогда актуальна. Глобальные, судьбоносные задачи по созданию в России демократического, правового, федеративного государства, основанного на принципе разделения властей, неосуществимы без реального, практического конституционализма. Его изучение, учет, опыт использования имеют важное значение.

Наличие конституционализма, его элементов имели место фактически на протяжении всей истории российской государственности. При этом можно выделить период реального практического конституционализма; период существования лишь его элементов; период, когда он носил ярко выраженный фиктивный характер. Анализу состояния конституционализма в годы монархии, конституционной монархии, буржуазной республики, социализма и посвящена данная статья. Именно в этих периодах в значительной мере кроются истоки современного российского конституционализма, его специфики, совершенствования и развития.

Конституционализм представляет собой сложную, многоплановую категорию. Об этом, в частности, свидетельствуют различного рода подходы к нему, представленные в современной государственно-правовой научной отечественной литературе1. При всем их разнообразии можно выделить две основ-

* Заместитель директора Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.

1 См., например: Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 4-7, 47-48; Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб., 2005. С. 23-46, 27-48, 69-70; Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. М., 2003. С. 24-25; Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001. С. 304-305; Богданова Н.А. Категория «конституционализм» в науке конституци-

Труды Института государства и права 41

Российской академии наук № 3/2010

ные, наиболее общие стороны конституционализма - во-первых, его реальную государственно-правовую практику; во-вторых, теоретическую разработку данных вопросов. Именно такой подход будет использован нами.

Анализ истории России дает возможность выделить ряд периодов, характеризующих состояние отечественного конституционализма. Первый охватывает несколько столетий и завершается в 1905 г. В этот период в России в окончательном виде сложилась классическая, абсолютная, неограниченная монархия. Практического конституционализма в стране не было, общероссийская конституция отсутствовала.

Вместе с тем следует отметить, что в XIX в. в ряде национальных окраин Российской империи принимались и действовали основные законы. Так, в 1815 г. Александр I даровал Польше Конституцию - «Хартию государственного устройства», которая была разработана поляками2. В дальнейшем в нее вносились существенные поправки, авторами которых был сам император и Н.Н. Новосильцев. В дореволюционной литературе отмечалось, что Конституция Царства Польского 1815 г. была чуть ли не самой либеральной в Европе того времени. В особенности это относится к содержавшимся в ней нормам избирательного права, основанного на умеренном цензе и прямых выборах, а также к гарантиям гражданских и политических свобод, которые соответствовали уровню требований своего времени3. Польша представляла собой часть Российской империи, имела определенную автономию. Последняя выражалась, прежде всего, в наличии собственной Конституции, национального органа - Сейма.

Одной из особенностей конституционализма начала XIX в. Было то, что в этот период разрабатывались конституционные проекты, предназначенные для других государств. Так, в 1804 г. Александр I одобрил представленный бароном Г.А. Розен-

онного права // Российский конституционализм: проблемы и развитие. М., 1999. С. 135-138; Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. М., 1996.

2 Текст Конституции см.: Бопек/е М. Кош1уШде рокк1е 1791-1997. Warshawa, 2002.

3 См.: Книга для чтения по истории Нового времени. М., 1912. С. 709.

кампфом проект конституции для Ионических островов4. Но, пожалуй, особый интерес для анализируемой нами проблематики представляет Тырновская конституция 1879 г. - первая Конституция Болгарии, действовавшая фактически до 1947 г.5 Ее первоначальный проект разрабатывался советником российского Министерства юстиции С.И. Лукьяновым. В подготовительной работе принимали участие также российский имперский комиссар в Болгарии князь А.М. Дундуков-Корсаков, полковник М. Янковский. Особую роль при внесении в

проект исправлений и уточнений сыграл известный ученый -юрист А.Д. Градовский.

В ст. 4 Конституции Болгарское царство определялось как наследственная и конституционная монархия с народным представительством. Царь был верховным представителем и главой государства. Представительный орган - Народное собрание, которое могло быть обыкновенным и великим. Законодательная власть принадлежала царю и Народному собранию, исполнительная - только царю. В Тырновской конституции содержалось много положений, регулировавших ее правовую охрану, что является показателем практического конституционализма.

Конституции национальных российских окраин, конституционные проекты, разработанные для других стран, предусматривали то, чего не было в самой России. Однако именно этими вопросами были озабочены различные политические силы российского общества, планировавшие разработку и принятие конституции, где бы устанавливались форма правления -конституционная монархия, народное представительство, довольно широкие права и свободы граждан и др. Но это были только атрибуты реального, практического конституционализма.

В данный период, по нашему мнению, на общероссийском уровне имели место, правда, со значительной долей условности, и прообразы конституционных институтов, элементов практического конституционализма. Например, в Древнерус-

4 См.: Майков В. Барон Г.А. Розенкампф // Русская старина. Т. 120. М., 1904. С. 373.

5 См.: Конституция на Българското Царство. София. 1945.

ском государстве - раннефеодальной монархии важная роль в политической и государственной жизни отводилась вече -народному собранию, созываемому для решения важнейших государственных вопросов. Строго выработанной организации оно не имело. Право участия в нем также не было четко определено, вече можно характеризовать как зачаточную, примитивную форму непосредственной демократии. Наличие последней, как известно, - атрибут реального конституционализма.

В ХУ1-ХУ11 вв. в России существовал специфический орган государственной власти - Земский собор. В него входили: царь, Боярская дума, Освященный собор и разного ранга чиновники. Статус земских соборов по-разному определялся в научной литературе. «В Московском государстве выработался особый тип народных представительных собраний, известных под именем «земских соборов», «земских советов», образуемых путем созыва в Москве представителей всех русских земель». «Земские соборы были одним из наиболее крупных явлений политической жизни Московского государства XVI-XVII вв., представляя собой выработанную в старой Москве форму участия народного представительства в управлении страной - форму, во многих отношениях аналогичную с представительными собраниями Западной Европы, но, вместе с тем, отличающуюся весьма существенными особенностями». В земских соборах «в отличие от веча впервые складывается начало представительства»6. Обратим внимание и на иные определения земских соборов: «Земские соборы нет оснований относить к совещательным органам царя. Они являются высшими органами государственной власти»; «Земские соборы - централь-

6 История русского права. Составл.по лекциям Н.П. Загоскина, М.Ф. Владимирского-Буданова, Дьякова, А.Н. Филиппова, В. Латкина и В. Сергиевича. Казань, б/г. С. 82; Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. Т. XII а, СПб., 1894. С. 499-500; Устинов

B.М. Краткий очерк русского государственного права. М.; Пг., 1915.

C. 37.

ные органы власти Московского государства»7. Таким образом, земские соборы в определенной степени также можно рассматривать как зачатки представительной (правда, сословной) демократии, представительных органов. Последние, как известно, являлись одним из основных элементов практического конституционализма.

Определенные элементы практического конституционализма имели место в России и в XIX в. Они связаны, главным образом, с реформами Александра II, и прежде всего с земской реформой. В результате нее к местному управлению было привлечено местное население в лице избираемых гласных. Создавались соответствующие земские органы самоуправления на уровне губернии и уезда. Полномочия данных органов были в основном связаны с заботой об экономическом благосостоянии местного населения, его образованием, медицинским обслуживанием. Самостоятельной административной власти они фактически не имели. Позднее подобная реформа была проведена в области городского управления. Такая форма местного самоуправления являлась в определенной мере признаком практического конституционализма.

Весьма важное значение имела и судебная реформа. Создаются две судебные системы: местная - волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей; общая - окружные суды, судебные палаты, кассационные департаменты Сената. В основу организации и деятельности новых судебных органов было положено начало сословного равенства, взамен прежних кондиций, носивших ярко выраженный сословный характер. Реформа в определенной мере ввела в организацию судов выборные начала (мировых судей и присяжных заседателей). Провозглашается равенство всех перед судом. Устанавливаются несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор. Создаются новые институты присяжных заседателей и судебных следователей; для реального обеспечения состязательности в ходе судебного процесса - адвокатура (присяжные поверен-

7 История государства и права СССР. Ч. I Под ред. О.И. Чистякова и И.Д. Мартысевича. М., 1985. С. 101; Юридическая энциклопедия. М., 2001. С. 351.

ные). Все это тоже можно, по нашему мнению, расценивать как элементы практического конституционализма. Заметим, что суд присяжных в России просуществовал до осени 1917 г. и был восстановлен в 1993 г. Он приобрел конституционный ранг. В ст. 20 Конституции РФ определено, что никто не может быть подвергнут смертной казни без предоставления права быть судимым судом присяжных.

Центральное место в теоретическом конституционализме рассматриваемого периода занимали конституционные проекты, отражавшие интересы различных слоев населения. Они стали появляться в России уже во второй половине XVIII в. В числе наиболее значимых следует назвать проект просветителя С.Е. Десницкого, выступавшего за значительное ограничение власти монарха. Центральное место в механизме государственной власти он отводил народному представительству -важнейшему институту практического конституционализма8. Для России XIX в - начала ХХ в. характерны два основных вида (направления) конституционных проектов: 1) монархические или правительственные, 2) дворянско-либеральные, буржуазно-либеральные. Авторы проектов первого вида были сторонниками конституционной монархии, «истинной монархии». Вместе с тем они высказывали идеи создания в России народного представительства, установления выборных начал в управлении на местах (например, проекты графа М.М. Сперанского, Государственная уставная грамота Российской империи 1820 г.9). Конституционные проекты представителей дворян-ско-либерального, буржуазно-либерального направлений предусматривали, главным образом, ограничение самодержавия путем введения представительного правления, соблюдения законности, предоставления народу политических прав. Это атрибуты практического конституционализма. К ним следует

8 См.: Десницкий С.Е. Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи // Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей второй половины XVIII в. М., 1959.

9 См.: План государственных преобразований графа М.М. Сперанского. М., 1905; Государственная уставная грамота Российской империи. Варшава, 1831.

отнести и проекты князя П.В. Долгорукова, комиссии «Бюро общеземских съездов», опубликованные в июле 1905 г.10

Представители революционного движения также разрабатывали свои конституционные проекты (например, проекты декабристов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева11). В основе их лежала ликвидация самодержавия, крепостного права, установление республиканской формы правления, предоставление широких прав и свобод населению, создание народного представительства. И это тоже атрибуты практического конституционализма.

Проблематика конституционализма в рассматриваемый период находилась в центре внимания в той или иной форме практически всех представителей политической мысли России - государственных и общественных деятелей, служителей церкви, философов, экономистов, историков, писателей и т.д. Их взгляды отражали, главным образом, особенности каждого конкретного этапа социально-экономического, политического состояния страны, интересы различных классов и слоев российского общества. Они высказывались по таким основополагающим вопросам конституционализма, как народное правление, непосредственная демократия, парламентаризм, конституционное государство, права и свободы граждан (труды просветителя А.И. Радищева, концепция «русского социализма» А.И. Герцена, Н.И. Огарева, народничества - М.И. Бакунина, Н.К. Михайловского, марксиста Г.В. Плеханова и др.12).

В научной литературе рассматриваемого периода термин «конституционализм» фактически не употреблялся и не исследовался. Гораздо позднее, особенно во второй половине ХХ в., когда произошло обособление науки государственного права и

10 См.: Долгоруков П.В. Правда о России. Лейпциг, 1961; он же. О перемене образа правления в России. Лейпциг, 1863; Конституционное государство: Сб. статей. 2-е изд. СПб., 1905.

11 См.: Восстание декабристов. Документы. Т. VII. М., 1958; Шульжен-ко Ю.Л. Из истории федерации в России. М., 2005.

12 См.: Радищев А.П. Полн. собр. соч. Т. 3. М., Л., 1938. С. 10, 166; Герцен А.И. Собр. соч. Т. 20. К. I. С. 79; Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг. М., 1974. С. 328-329; Плеханов Г.В. Соч. Т. 3. М., Пг., 1923. С. 240, 234; Т. 13. М., Л., 1926. С. 239-240.

русского государственного права в самостоятельные дисциплины, значительное внимание стало уделяться анализу ряда институтов, которые характерны для практического конституционализма. Центральное место в исследованиях ученых-юристов стали занимать проблематика статуса личности, которая в прошлые годы фактически не разрабатывалась; вопросы самоуправления; выделения, обособления судебной власти, обоснования создания, эффективности суда присяжных. Особая роль в разработке данных вопросов принадлежала таким известным государствоведам, как И.Е.Андреевский, А.Д. Градов-ский, В.В. Ивановский, Н.М. Коркунов, М.И. Свешников, М.М. Филиппов, Б.Н. Чичерин и др.13

Затрагивался в научной литературе и вопрос о прирожденных, естественных, неотчуждаемых, священных правах и свободах человека. Сегодня они признаны отечественной теорией, закреплены в различных формах в Конституции РФ, иных правовых актах. Существенное внимание придается их гарантиро-ванности на практике. Это в значительной степени показатель реальности нынешнего российского конституционализма. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на позицию Б.Н. Чичерина, высказанную во второй половине XIX в., имеющую важное практическое и теоретическое значение и в современных условиях. По его мнению, воззрение о том, что естественные свободы и проистекающие из них права следует считать святыней, на которую государство не вправе посягать, содержит ряд противоречий: «Свобода не может считаться неприкосновенным правом, ибо закон всегда ее касается, ограничивая ее во имя чужой свободы и общественной пользы». И далее: «...Нет ни одного человеческого права, которое бы было

13 См., например: Русское государственное право. Сочинение Ивана Андреевского. Т. I. Введение и Ч. I. О правительстве. СПб., М., 1861; Градовский А. Начало русского государственного права. Т. 1-3. СПб., 1875; Ивановский В.В. Русское государственное право Т. 1, 2. Казань, 1896-1898; Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1, 2. СПб., 1892-1893; Свешников М.И. Очерк общей теории государственного права. СПб., 1896; Филиппов М.М. Судебная реформа в России. СПб., 1871; Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. I. Общее государственное право. М., 1894. 48

безусловно неприкосновенно. Определение прав зависит от воли государства, которое имеет в виду не только свободу лиц, но и общее благо». Вместе с тем провозглашение, объявление, законодательное закрепление этих прав имеет, считал ученый, существенное значение. Он рассматривал данный тезис как форму борьбы с социализмом14. Суть позиции автора сводится к следующему: определение прав и свобод личности, гражданина, включая и естественные, их провозглашение, закрепление и ограничение в законодательстве - прерогатива исключительно государства. При этом оно должно исходить всегда из интересов как личности, так и всего общества в целом. Последние, в конечном результате, преобладающие.

Второй период отечественного конституционализма охватывает 1905 г. - февраль 1917 г. Одним из результатов первой буржуазно-демократической революции в России 1905-1907 гг. стал переход страны к новой форме правления - конституционной монархии. Практический конституционализм становится реальностью. Важнейшим показателем является разработка и принятие в 1906 г. Основных государственных законов. Это была фактически первая общероссийская конституция. Основные законы изложены в разд. I первой части т. 1 Свода законов Российской империи, изданного в 1906 г.15 В них урегулированы важнейшие вопросы организации и деятельности основных государственно-правовых институтов. Это объемный правовой акт, включающий введение и 11 глав (всего 124 статьи); ст. 1 введения - о единстве и неделимости Российского государства; ст. 2 - о положении Великого княжества Финляндского в составе Российского государства; ст. 3 - о общегосударственном русском языке; гл. I (ст. 4-24) - о существе верховной самодержавной власти; гл. II (ст. 25-39) - о порядке наследования престола; гл. III (ст. 40-52) - о совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке; гл. IV (ст. 53-56) - о вступлении на престол и о присяге подданства; гл. V (ст. 57-58) -о священном короновании и миропомазании; гл. VI (ст. 59-61) -

14 См.: Чичерин Б.Н. Указ. соч. С. 34-35.

15 Свод законов Российской империи. Т. I. Ч. 1. Свод основных государственных законов. СПб., 1906.

о титулах Его Императорского Величества и о Государственном гербе; гл. VII (ст. 62-68) - о вере; гл. VIII (ст. 69-83) -о правах и обязанностях российских подданных; гл. IX (ст. 8497) - о законах; гл. Х (ст. 97-119) - о Государственном совете и Государственной думе и образе их действия; гл. XI (ст. 120124) - о Совете Министров и главноуправляющих отдельными частями. Далее шли законы иного порядка («Учреждение о Имперской Фамилии»). Они излагались в разд. II первой части т. 1 Свода законов Российской империи, изданного в 1906 г. Этот акт полностью сохранил ранее существовавшую редакцию. Таким образом, представленная структура Основных государственных законов 1906 г., объем и характер вопросов, урегулированных в них, свидетельствуют о том, что это правовой акт, имеющий ранг конституции.

Основные государственные законы закрепили ряд положений, свидетельствующих о первых шагах России к практическому конституционализму. Центральное место по праву принадлежит созданию первого в России двухпалатного парламента. В результате начинает функционировать в лице одной из его палат - Государственной думы - институт представительной демократии. Это важнейший, один из основополагающих атрибутов практического конституционализма. Особо следует отметить закрепление в Основных государственных законах основных прав и свобод русских подданных: обеспечение неприкосновенности личности и жилища, свободы совести, слова, мысли, собраний и союзов, передвижения, неприкосновенности собственности. В научной дореволюционной литературе в связи с этим отмечалось, что «провозглашение этих прав у нас имеет тем большее значение», что «до него наше законодательство было построено на совершенно противоположных началах». Подобные права вообще не признавались за русскими подданными16. В то же время, однако, не была создана реальная, эффективная система правовой охраны конституции, являющаяся одним из признаков практического конституционализма.

16 См.: УстиновВ.М. Указ. соч. С. 108. 50

Вопрос о том, являются ли Основные государственные законы 1906 г. конституцией, решался дореволюционными учеными-юристами в принципе однозначно - да, это первая общероссийская конституция. В качестве иллюстрации приведем ряд цитат из работ авторов того периода: «Изданные 23 апреля 1906 г. Основные законы и составляют собою то, что принято называть конституцией»17; «Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. являлись своеобразной конституционной хар-тией»18; с принятием Основных законов 1906 г. «у нас появляется конституция в формальном смысле...»19; «По своему содержанию, определяющему общий порядок государственной власти, наши Основные законы, несомненно, могут именоваться тем именем, которое присвоено наукой для законов, устанавливающих внутреннюю организацию в стране, - конститу-20

цией» .

В советский период тезис о том, что Основные государственные законы 1906 г. являются конституцией, не был популярен и, как правило, не поддерживался, затушевывался. На первый план выдвигалась позиция, согласно которой только социализм мог дать первую общероссийскую конституцию, какой и называлась Конституция РСФСР 1918 г. Характеризовали Основные государственные законы 1906 г. как конституцию лишь отдельные авторы21, которые подвергались резкой

критике. В наши дни данный подход получил опреде-

22

ленное распространение .

17 Ивановский В.В. Учебник государственного права. 4-е изд. Казань, 1913. С. 319.

18 Палиенко Н.И. Основные законы и форма правления в России. Юридическое исследование. Харьков, 1910. С. 48.

19 Шалланд Л.А. Русское государственное право. Юрьев, 1908. С. 21.

20 Захаров Н.А. Система русской государственной власти. Юридическое исследование. Новочеркасск, 1912. С. 123.

21 См.: Черменский Е.Д. IV Государственная дума и свержение царизма в России. М., 1976. С. 23-24; Давидович А.М. Самодержавие в эпоху империализма: классовая сущность и эволюция абсолютизма в России. М., 1976. С. 274.

22 См.: Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века: Учеб. пособие. М., 2000. С. 123.

Положительным фактором также следует считать издание ряда актов, касавшихся статуса граждан. Так, Высочайшим указом от 4 марта 1906 г. утверждаются Временные правила, регламентирующие свободу собраний23; в тот же день принимается указ «О временных правилах об обществах и союзах»24. Создается институт условно-досрочного освобождения; суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитации и др. Закрепление в Основных государственных законах статуса подданных России, а также вышеуказанные правовые акты и нововведения следует расценивать как определенные шаги по пути реального обеспечения конституционных прав и свобод личности, ее взаимоотношений с государством и, в определенной мере, как проявление практического конституционализма.

Следует отметить, что в наши дни возрождено название «Государственная Дума», которое присвоено одной из палат верховного законодательного органа Российской Федерации. Сегодня используются также многие другие формы, методы, решения, которые имели место и прошли свою практическую апробацию в организации, деятельности Государственной думы 1906-1917 гг.

В рассматриваемый период значительный шаг вперед был сделан в теоретической разработке вопросов конституционализма. Заметим, что сам этот термин весьма широко использовался в России в начале ХХ в. Однако понятие «конституционализм» фактически не разрабатывалось. Мы встречаем лишь одно его определение, данное еще в конце XIX в. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «Конституционализм, Конституционное движение в Европе - см. Представительные учреждения, Парламент»25. Таким образом, понятия «конституционное движение», «представительство», «парламент», по-видимому, и выражали в те годы сущность данной категории.

23 Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1906. № 48. Ст. 309.

24 Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1906. № 48. Ст. 308.

25 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. Т. XVI. СПб., 1895. С. 87.

Такой подход в целом свойствен для дореволюционных исследователей. Они, как показывает анализ юридической научной литературы тех лет, как правило, отождествляли «конституционализм» главным образом с такими понятиями, как «консти-

26

туционное государство», «правовое государство» .

Именно эти вопросы находились в центре внимания юридической науки того времени. Особый вклад в разработку проблем конституционного, правового государства внесли такие известные ученые, как В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, Ф.Ф. Кокошкин, С.А. Корф, С.А. Котляревский27. Анализировались на монографическом уровне и иные вопросы российского конституционализма - новая форма правления, парламентаризм, правовой статус личности и др.28 Обратим внимание на то, что российский ученый А. Ященко в 1912 г. указал на возможность создания специализированного органа конституционного контроля - конституционного суда (трибунала)29. Это было сделано за восемь лет до появления на практике такого органа в Австрии. Сегодня функционирует конституционный суд на уровне Российской Федерации. Аналогичные органы созданы в ряде ее субъектов. Это яркий показатель практического конституционализма.

В рассматриваемый период вышли в свет новые курсы по русскому государственному праву: например, А.С. Алексеев «Русское государственное право» (6-е изд., 1905 г.), Б.Э. Ноль-

26 См., например: Кареев Н. Происхождение современного народно-правового государства. СПб., 1908.

27 См., например: Гессен В.М. О правовом государстве. СПб., б/г; Кистяковский Б.А. Сущность государственной власти. Ярославль, 1913; Кокошкин Ф.Ф. Лекции о общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912; Корф С.А. Русское государственное право. Ч. 1. СПб., 1915; Котляревский С.А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских Особых законов. М., 2004.

28 См., например: Палиенко Н.И. Указ. соч.; Соколов К.Н. Парламентаризм. Опыт правовой теории парламентарного строя. М., 1912; Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение. СПб., 1909; Ковалевский М.М. Учение о личных правах. СПб., 1906.

29 Ященко А. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1912. С. 352-353.

де «Очерк русского государственного права» (1911 г.), В.М. Устинов «Краткий очерк русского государственного строя» (1915 г.), Л.А. Шалланд «Русское государственное право» (1908 г.). Особого внимания заслуживает двухтомный курс Н.И. Лазаревского «Лекции по русскому государственному праву» (1910 г.). Он написан на высоком уровне и охватывает широкий круг государственно-правовых проблем, проблем конституционализма.

Теоретический конституционализм нашел отражение и в документах политических партий, которые представляли интересы различных классов, слоев населения и на общероссийском уровне стали создаваться в конце XIX - начале ХХ в. Принимавшиеся ими документы свидетельствуют о том, что вопросы конституционализма постоянно находились в центре их внимания. Особенно показательны в этом плане программы политических партий. Их в значительной степени можно охарактеризовать как контуры, проекты конституции. В подавляющем большинстве программ политических партий предпочтение отдавалось двум формам правления - демократической республике и конституционной монархии. В программных документах партий закреплялись, характеризовались в той или иной мере такие базисные атрибуты конституционализма, как наличие конституции, представительная и непосредственная демократия, права и свободы граждан, местное самоуправление и

30 др.30

Таким образом, показателем установления в России практического конституционализма является прежде всего наличие общероссийской конституции - Основных государственных законов 1906 г.; создание и функционирование народного представительства в лице Государственной думы; провозглашение и законодательное закрепление ряда прав и свобод граждан; функционирование органов самоуправления. Развитие получил и теоретический конституционализм. Вместе с тем российский конституционализм данного периода имел суще-

30 См.: Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением Высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и Всеподданнейшего доклада графа Витте. 2-е изд. СПб., 1906. 54

ственные недостатки, если так можно выразиться, отклонения от конституционализма, существовавшего в ряде государств Европы. Его можно охарактеризовать как наименее развитый, в определенной мере, фиктивный. На это указывает, например, значительное ограничение прав Государственной думы, особенно в законодательной сфере; отсутствие реальной, эффективной демократической системы правовой охраны конституции; отсутствие упоминания, а тем более законодательного закрепления таких важнейших прав и свобод граждан, как право на труд, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение, отсутствие реальных гарантий провозглашенных прав и свобод, частое нарушение их на практике.

Несомненно и то, что были созданы определенные предпосылки последующего возможного устранения такого рода недостатков, совершенствования конституционализма. По этому поводу Н.И. Лазаревский писал: «Так как в России народное представительство существует и так как ему предоставлена именно та роль в законодательстве, какая указывается конституционной теорией, то и надо считать, что Россия перешла к конституционной форме правления, и ни недостаточное проведение конституционных начал в Основных законах, ни сохранение силы старых законов, по духу свойственных только абсолютной монархии, ни правительственная практика, отступающая от духа и даже буквы новых законов, не опровергают того, что этот переход уже совершился: эти явления свойственны всем странам, только что покончившим с абсолютизмом, и в постоянном устранении этих явлений во всех государствах и состоит главная задача народного представительства»31.

Однако практический конституционализм в России не получил в дальнейшем реального развития, не был воплощен в жизнь в силу ряда объективных и субъективных факторов. После 1905-1907 гг. в данном направлении не было сделано фактически ни одного шага. Напротив, многие последующие решения, реальные события свидетельствуют о том, что произошел в значительной мере возврат к абсолютной монархии.

31 Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Т. 1. Конституционное право. Вып. 1. 4-е изд. Пг., 1917. С. 176-177.

Буржуазно-демократическая революция в России в феврале 1917 г. стала началом третьего периода российского конституционализма. В результате ее в кратчайшие сроки в стране перестала существовать полумерная конституционная монархия. Ей на смену пришла такая же своего рода полумерная буржуазно-демократическая республика, которая просуществовала до 25 октября 1917 г.32 В ходе этой революции прекратили свое существование практически все государственно-правовые институты конституционной монархии, включая и институты практического конституционализма, которые были характерны для данной формы правления в России.

После падения монархии в России были отменены, перестали действовать Основные государственные законы 1906 г. Таким образом, не стало общероссийской конституции, вопрос о существовании практического конституционализма был снят сам собой. Существенные изменения произошли в системе, организации и деятельности органов государственной власти. Еще 25 февраля 1917 г. царь издал указ о перерыве заседания Государственного совета и Государственной думы до апреля 1917 г.33 Несмотря на это, 27 февраля 1917 г. депутаты Государственной думы собрались на свое неофициальное заседание, на котором приняли решение о создании Комитета Государственной думы для наведения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами (в дальнейшем этот Комитет сыграл определенную роль в создании Временного правительства). В мае 1917 г. упраздняются назначаемые члены Государственного совета, в октябре - его выборные члены. Тогда же официально распускается и сама Государственная дума. Таким образом были упразднены остатки старых высших органов государственной власти, а с ними и высшее народное представительство - Государственная дума - один из основных показате-

32 Заметим, что официально Россия была провозглашена республикой постановлением Временного правительства в форме манифеста «От Временного правительства», принятого лишь 1 сентября 1917 г. См.: Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций / Отв. ред. О.И. Чистяков. М., 1994. С. 129.

33 СУ. 1917. № 52. С. 327-328.

лей существования практического конституционализма в России.

После Февральской революции в стране сложилась своеобразная ситуация, получившая название двоевластия. Первую власть представляло Временное правительство, вторую - Советы.

Временное правительство, созданное в начале марта 1917 г., являлось законодательным и исполнительным органом страны. К числу его характерных черт можно отнести следующие. Во -первых, нестабильность. Состав Временного правительства в течение чуть менее восьми месяцев менялся четыре раза. В связи с этим сложно говорить о какой-либо сплоченности, единстве данного органа, которые были необходимы в той наисложнейшей ситуации в стране. Во-вторых, отсутствие четкой позиции по многим животрепещущим вопросам. В-третьих, затягивание, торможение многих важнейших решений. В-четвертых, принятие непопулярных среди народа решений. В-пятых, постоянное стремление подчеркнуть свою преемственность от старой власти, сохранить старое чиновничество, прежний аппарат. Все это не способствовало авторитету, поддержке Временного правительства со стороны народных масс, без чего реально удержать ему власть в своих руках было невозможно.

Советы стали создаваться уже в ходе Февральской революции. Они выступали как органы вооруженного восстания, выполняли определенные властные функции. Благодаря значительной поддержке рабочих и солдат Советы пользовались реальной властью. В дальнейшем постепенно происходило их организационное оформление. 27 февраля 1917 г. социалистическими партиями создается Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, его Временный комитет.

По своему характеру были неоднородными. В них шла острая борьба различных политических сил, партий. Значительный промежуток времени руководящее большинство в Советах занимали меньшевики и эсеры. Своего рода оппозицией выступали большевики. В целом Советы долгое время стояли на позиции координации, поддержки Временного правительства, поиска компромиссов.

После июльских событий 1917 г. (вооруженного разгона организованной большевиками демонстрации против Временного правительства) эсеры и меньшевики отходят от советской демократии и вступают в коалицию с либеральными партиями, поддерживают Временное правительство. Это был конец двоевластия, мирного этапа развития революции. После карнилов-ского мятежа влияния левых сил усилилось, большевики начали подготовку к вооруженному восстанию, активизировалась большевизация Советов.

Рассмотренная государственно-правовая структура (Временное правительство и Советы) не имела ничего общего с практическим конституционализмом. Вместе с тем анализ принятого в данный период законодательства, практических решений свидетельствуют, с одной стороны, о том, что они были направлены на совершенствование ряда сохранившихся институтов практического конституционализма, приспособление их к реальной действительности; с другой стороны, о стремлении к созданию новых, взамен старых прекративших свое существование в ходе революции. Все это, с нашей точки зрения, в принципе показатель стремления двух тогдашних властей (правда, в различных формах) к созданию в будущем в России подлинного, практического конституционализма.

Так, 5 марта 1917 г. была опубликована Декларация «От Временного правительства»34. Это фактически программа деятельности данного органа. В ней особое внимание уделялось вопросам правового статуса личности, гражданина. Провозглашались свобода слова, печати, союзов, стачек, распространение политических свобод на военнослужащих, правда, в определенных пределах. Отменялись все сословные, вероиспо-ведальные, национальные ограничения. Объявлялась полная и незамедлительная амнистия по всем политическим и религиозным делам, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям, аграрным преступлениям и т.д.

Ряд положений касались государственной организации. В качестве основополагающей задачи ставилась незамедли-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. С. 124-125. 58

тельная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, прямого, тайного голосования Учредительного собрания. Именно оно должно было установить форму правления и принять конституцию страны. Намечалось проведение выборов в органы местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Полиция заменялась народной милицией с выборными начальниками, которые подчинялись органам самоуправления.

Как видим, многие приведенные положения непосредственно были связаны с практическим конституционализмом -принятие конституции страны, создание парламента, спектр демократических прав и свобод граждан, функционирование органов местного самоуправления. Вместе с тем в Декларации не упоминалось о таких важнейших социально-экономических правах человека, как право на труд, образование, отдых, социальное обеспечение.

6 марта Декларация была конкретизирована в обращении Временного правительства «К гражданам России»35. В центре внимания находился вопрос об Учредительном собрании -важнейшем институте практического конституционализма. В обращении подчеркивалась необходимость его созыва в кратчайшие сроки, избрания его на основе всеобщего, равного, прямого, тайного голосования, которое обеспечило бы и участие в нем солдат. Особо отмечалось, что Учредительное собрание должно принять такие основные законы, которые бы обеспечили гражданам страны незыблемые основные права равенства и свободы. Были определены первоочередные меры, которые следовало осуществить еще до его созыва - законодательное установление норм, гарантирующих гражданскую свободу и гражданское равенство; установление норм, обеспечивающих всем гражданам равное на основе всеобщего избирательного права участие в выборах органов местного самоуправления; возвращение из ссылок и заключений всех «страдальцев на благо родины».

В дальнейшем в деятельности Временного правительства, как отмечалось выше, прослеживается тенденция затягивания,

35 Вестник Временного правительства. 1917. № 2.

придерживания, торможения реализации данных положений. В условиях острейшей, скоротечной политической ситуации это было опасно, недопустимо. Преднамеренно не ставились на повестку дня и многие важнейшие, жизненно важные проблемы российского общества, без решения которых было немыслимо его развитие.

Велась определенная работа по созданию новой конституции России. Юридическим совещанием в конце сентября-октября 1917 г. был подготовлен «Проект закона об организации временной исполнительной власти при Учредительном собрании, а также проект формы издания законов при Учредительном собрании»36, который в научной литературе характеризуется как «малая конституция» Временного правитель-ства37. Предусматривался временный порядок организации исполнительной власти до принятия основных законов (конституции) в стране. Такая власть возлагалась на временного президента Российской республики, который избирался сроком на один год Учредительным собранием. Предварительное рассмотрение дел, разрешаемых временным президентом, и объединение действий отдельных министров осуществлялось Советом министров.

Вместе с тем следует отметить, что формально конституционный проект разрабатывался Особой комиссией по составлению проекта Основных законов Российской республики при юридическом совещании. В ее состав вошли крупнейшие ученые -государствоведы - Н.И. Лазаревский (председатель комиссии), В.М. Гессен, С.А. Котляревский, Б.Э. Нольде и др. Анализ обсуждения принятых комиссией решений свидетельствует о том, что ее члены исходили из того, что разработка конституции должна осуществляться Учредительным собранием и основываться на следующих принципах: народное верховенство; широкое развитие местного самоуправления; признание, обеспечение широкой индивидуальной свободы граждан.

36 Учредительное собрание. 1918. Стенограммы. М., 1991. С. 44.

37 См.: Кудинов О.А. Проект Основных законов Российской республики 1917 г., разрабатывавшийся юридическим совещанием при Временном правительстве // Политика и право. 2003. № 12. С. 98.

60

Новая конституция должна была стать основным законом реального практического конституционализма и предусмотреть, закрепить создание соответствующих институтов - республика с сильной президентской властью, унитарная по форме государственного устройства с наличием автономных образований; двухпалатное народное представительство; организация независимых и несменяемых судов; широкие права и свободы граждан; эффективная правовая охрана конституции38.

Выборы и созыв Учредительного собрания, которое должно было принять наиважнейшие, судьбоносные решения для российского государства, существенно затягивались. Наконец днем выборов Учредительного собрания было назначено 12 ноября 1917 г. и определен срок его созыва - 28 ноября 1917 г.39 В конце сентября была завершена работа над положением о выборах в Учредительное собрание40. Отметим, что это был глубоко проработанный правовой акт достаточно высокого уровня для того времени. В нем нашли отражение все важнейшие достижения мировой юридической науки, науки русского государственного права, в частности.

Был принят и реализован ряд решений, которые можно расценить как определенные шаги в направлении практического конституционализма. Многоэтапная реформа местного самоуправления, проводившаяся Временным правительством, была направлена на сосредоточение управления всеми местными делами в земских, городских думах путем расширения их функций за счет местной государственной администрации. В результате элементом самоуправления стали волости, в которых проживала основная часть населения страны. Модифицировалось земское избирательное право, расширилась география самоуправления. В наиболее лаконичной форме суть данной

38 См.: Вестник права. 1917. № 20. С. 412-413; Красный архив. Т. III. 1928. С. 125-138; ЦГА РФ. Ф. 1799. Оп. I. Д. 9. Л. 48-49; Ф. 1792. Оп. I. Д. 4. Л. 107-109; Д. 7; Учредительное собрание. 1918. Стенограммы. М., 1991. С. 44, 48, 51-53.

39 См.: Собрание узаконений и распоряжений правительства. Отд. I. 1917. № 202. С. 1269.

40 См.: Российское законодательство Х-ХХ веков. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Т. 9. С. 136-184.

реформы нашла отражение в Записке Главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел. Она заключалась в ликвидации разделения государственной и самоуправленческой власти на местном уровне путем преобразования органов государственного территориального управления в органы самоуправления и передачи такому самоуправлению на местах всей полноты власти41. Роль центральной государственной власти сводилась к контролю, надзору за законностью деятельности местного управления, субсидированию местных органов.

Предусматривалось, что органы самоуправления должны заниматься решением фактически всех социально-экономических вопросов местного уровня. Для этих целей они наделяются соответствующими полномочиями. Роль государства сводится к контролю, надзору за законностью деятельности местного самоуправления, субсидировании (финансовому обеспечению) его деятельности. Для практического, эффективного функционирования данной системы необходимо четкое законодательное определение объема, границ такого контроля, надзора, процедуры разрешения возможных здесь споров. Особое значение имеет и четкое урегулирование субсидирования, финансирования государством деятельности местного самоуправления, которое определяет права, обязанности сторон в данной сфере, их гарантии. Таким образом, намеченные Временным правительством форма и система местного самоуправления в России соответствовали реальному практическому конституционализму.

Все это свидетельствует о том, что намечалось создание достаточно эффективной, жизнеспособной системы самоуправления на местах, взаимодействующей с государственной властью. Многоэтапная реформа местного самоуправления заслуживает внимания, изучения, использования определенных элементов, затронутые в ней вопросы и сегодня актуальны и весьма сложны в практическом решении.

41 См.: Земское дело. 1917. № 8. С. 348-350; Лаптева Л.Е., Шутов А.Ю. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России. М., 1999. С. 135-136. 62

Были приняты меры по расширению, практической реализации ряда демократических прав и свобод граждан. Так, принимаются постановления «О печати», «Об учреждениях по де-

42

лам печати» , запрещавшие административные взыскания на издания. Устанавливается только последующая цензура, т.е. в течение суток после выпуска, которая могла осуществляться комиссаром по печати. Упразднялись Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров. Регистрацию стала осуществлять Всероссийская книжная палата. 14 июля 1917 г. издается постановление Временного правительства «О свободе совести», которым каждому гражданину Российского государства обеспечивалась свобода совести. Пользование гражданскими и политическими правами не зависело от принадлежности к вероисповеданию, и никто не мог подвергаться преследованиям и ограничениям в каких бы то ни было правах и убеждениях в делах веры43.

Что касается решений Советов, то, например, на состоявшемся в июле 1917 г. I Всероссийском съезде Советов был избран ВЦИК, главенствующее место в котором заняли эсеры и меньшевики. На нем высказывались предложения о необходимости создания представительного органа, включающего в себя представителей революционных сил. Таким образом, Советы фактически связывали свою политику с будущим Учредительным собранием. Подтверждением этому является и определение сроков его выборов - середина сентября 1917 г. Съезд также принял решение об упразднении Государственной думы, Государственного совета, формально продолжавших существовать.

Теоретический конституционализм в рассматриваемый нами период находил в наибольшей степени свою реализацию на практике. Наиболее крупные, известные ученые -государствоведы принимали активнейшее участие в разработке важнейших законодательных актов в составе особых совещаний при Временном правительстве (в частности, проекта Положения о выборах Учредительного собрания), в подготовке

42 СУ. 1917. № 109. Ст. 599.

43 СУ. 1917. № 98. Ст. 540.

реформы местного самоуправления и др. В этот период был издан ряд значительный трудов, касавшихся подготовки новой конституции, созыва Учредительного собрания, реформы местного самоуправления. Их авторы В.М. Гессен, В.В. Весе-ловский, К.Н. Соколов, Б.Э. Нольде44.

Таким образом, март - ноябрь 1917 г. характеризуется отсутствием практического конституционализма в стране, заявлениями различных политических сил о его создании в будущем. Дальнейшие события показали, что таковым стал социалистический практический конституционализм.

Четвертый период российского конституционализма охватывает период 1917-1991 гг. Он характеризуется наличием советских конституций. Первая советская Конституция РСФСР 1918 г., закрепившая победу Октябрьской революции, являлась основным законом общества в период перехода страны от капитализма к социализму. В соответствии с ней были приняты конституции автономных республик, входивших в те годы в РСФСР. В 1924 г. была принята первая Конституция СССР и на ее основе - конституции союзных и автономных республик, закрепившие факт создания советской федерации. Построение основ социализма обусловило принятие Конституции СССР 1936 г. и в соответствии с ней - конституций союзных и автономных республик. Их трактовали как «основные законы победившего социализма». Переход советского общества к новому этапу своего развития - «зрелого, развитого социализма» был закреплен Конституцией СССР 1977 г. и принятыми на ее основе конституциями союзных и автономных республик. Всего за годы советской власти было принято более 100 конституций.

С формальной точки зрения все эти акты в той или иной мере содержали атрибуты практического конституционализма: определяли государственный строй и прежде всего такие его институты, как непосредственная и представительная демократия, закрепляли в той или иной мере правовой статус личности,

44 См.: Гессен В.М. Русское Учредительное собрание и выборы в него. Пг., 1917; Веселовский В.В. Земство и его новое устройство. Пг., 1917; Соколов К.Н. Учредительное собрание. Пг., 1917; Нольде Б.Э. Учредительное собрание и его задачи. Речь в собрании граждан г. Ренненбург Рязанской губернии 14 августа 1917 г. Пг., 1917.

64

граждан, в первую очередь, их конституционные права и свободы, их гарантии. Устанавливалась и система правовой охраны Основного закона.

Следует отметить, что все советские конституции в той или иной форме закрепляли основы экономической системы. Тем самым они становились не только основным юридическим, политическим, социальным, идеологическим, но и основным, главенствующим экономическим законом страны. Это было воспринято многими конституциями зарубежных государств. С нашей точки зрения, закрепление основ экономической системы в конституциях является одним из основных показателей реального, практического конституционализма. Вместе с тем советский практический конституционализм был весьма далек от идеального, реального. Важнейшие его черты сводились к следующему: неизменная руководящая роль коммунистической партии в обществе и государстве; политико-идеологическая и в минимальной степени юридическая роль конституции; упразднение частной собственности и предпринимательской деятельности; неодинаковое положение общественных классов; ликвидация разделения властей и местного самоуправления, создание единого центра государственной власти - органов типа Советов; непризнание естественных прав человека и подчиненность прав граждан интересам социализма, жесткого планирования. Центральное место занимали интересы общества, государства, коллектива; личность обрекалась на пассивное подчи-

45

нение .

Буржуазно-демократическая концепция конституционализма считалась неприемлемой для социализма. В связи с этим разрабатывались и вводились в жизнь новые, иные решения. Они и составили основу советского практического конституционализма. Так, отрицался принцип разделения властей, обеспечивающий их равновесие в государстве, систему их сдержек и противовесов. Советская государственная система строилась и функционировала в соответствии с принципом единства власти, которая, по мнению идеологов того времени, являлась олицетворением полновластия трудящихся.

45 См.: Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. М., 2002. С. 20.

Отрицался парламентаризм, который обеспечивал главенствующую роль парламента в стране - верховного народного представительства. Его заменяли новые органы - Советы, которые должны были соединить законодательство с управлением. В.И. Ленин сформулировал концепцию Советов как «работающей корпорации». Суть ее сводилась к следующему: соединение законодательства с исполнением, принятия решения с исполнительной деятельностью; сочетание в работе депутатов всех уровней Советов участия в принятии решений с участием в их исполнении; превращение представительных органов в собрания трудовых представителей, депутаты которых осуществляют свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью, не порывая трудовые связи с предприятиями, организациями, учреждениями и оставаясь рабочими, крестьянами, служащими46.

Значительное внимание уделялось закреплению положения Коммунистической партии в советском обществе, в Основном законе страны, обоснованию ее ведущей, руководящей роли. Следует отметить, что впервые это было косвенно зафиксировано в Конституции СССР 1936 г. - через право граждан СССР объединяться в общественные организации. В ст. 126 ВКП(б) определялась как «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Таким образом, фактически произошло огосударствление партии, превращение ее в государственную структуру. Напрямую положение КПСС как руководящей и направляющей организации в советском обществе и государстве было закреплено в Конституции СССР 1977 г. и принятых в соответствии с ней конституциях союзных и автономных республик. В научной литературе того времени это обосновывалось необходимостью отражения «повышения роли партии в развитом социалистическом обществе», тем, что КПСС приходится решать все более масштабные и сложные задачи коммунистического строительства, которые обусловлены потребностями быстро растущей экономики и социального прогресса нашего общества, совер-

46 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 305; Т. 36. С. 73, 481; Ку-тафин О.Е. Указ. соч. М., 2008. С. 106. 66

шенствованием социалистической демократии, в том числе развитием активности общественных организаций»47. Заметим, что эта аргументация носила весьма общий, туманный, во многом декларативный характер; желаемое выдавалось за действительное.

В целом советский практический конституционализм следует характеризовать как фиктивный. Провозглашаемые, закрепляемые в советских конституциях, иных правовых актах подходы, решения, в большинстве случаев имевшие демократическую окраску, на практике не реализовывались и вели (привели) к фактическому тоталитаризму, служили прикрытием грубейшей, античеловеческой диктатуры. Например, все конституции советского периода не имели фактически статуса верховенствующего, главенствующего политического, юридического акта в обществе и государстве. Программы, уставы, решения органов Коммунистической партии, а весьма часто и партийных лидеров - вот что на практике было основным законом страны.

Результатом осуществления ленинского принципа единства законодательной и исполнительной власти стало то, что парламентские органы в реальной жизни не были действительно высшими органами власти. Правительство было безответственным, неподконтрольным. «Необузданная исполнительная власть - самое страшное, что внесли большевики в новое государственное право. При полном отрицании прав и свобод человека эта власть, сразу ставшая самой главной, не стесненная судебным контролем, рождала чудовищные злоупотребления. На основе негласных распоряжений расстреливались сотни людей, тысячи были арестованы, выселены из домов, вынуж-

48

дены эмигрировать» .

В наибольшей степени фиктивность проявилась в институте статуса личности в советском обществе, государстве. Человек рассматривался как пассивное существо. Социалистическая теория и практика исходили из приоритета государствен-

47 Конституция СССР. Политико-правовой комментарий. М., 1982. С. 35.

48 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 1997. С. 45.

ных интересов перед интересами личности. Человек был, по выражению Сталина, «винтиком» в партийно-государственном механизме. Провозглашавшийся из года в год такой принцип социализма, как «все для человека, все во имя человека», стал на практике фикцией. Конституционно закрепляемые права и свободы граждан в большинстве своем не имели реальных гарантий. Заметим, что это отрицалось советскими учеными. Наоборот, подчеркивалась гарантированность, обеспеченность прав и свобод граждан. Так, в научной литературе 1930-х гг. отмечалось: «Сталинская Конституция не ограничивается только фиксированием формальных прав граждан, что характерно для буржуазных конституций, а переносит центр тяжести на вопрос о гарантиях этих прав, на вопрос о средствах осуществления этих прав - и в этом еще одна ее особенность»49. На практике же все обстояло намного сложней и подчас трагичней. Личность фактически была бесправна. Она подвергалась жесточайшему контролю, прессу со стороны государства, шел постоянный процесс усиления ее зависимости от него. Произвол и беззаконие создали в стране атмосферу постоянной боязни, страха человека за свою судьбу и жизнь. Чего стоят годы культа личности Сталина, когда миллионы ни в чем не повинных людей были расстреляны, сидели в тюрьмах, лагерях.

В целом фиктивной была и правовая охрана советских конституций. Так, в соответствии с основными законами СССР 1936 г., 1977 г. и принятыми в соответствии с ними основными законами союзных и автономных республик главенствующая роль в правовой охране конституций на уровне Союза ССР отводилась Президиуму Верховного Совета СССР, на уровне союзных и автономных республик - Президиумам их Верховных Советов. Их деятельность на практике носила предварительный характер, т.е. осуществлялась в ходе подготовки обсуждения правовых актов, до их принятия. В принципе такое положение допустимо, если бы не реальная действительность. Конкретная практика, драматические события дают основания констатиро-

49 Советское государственное право: Учебник для юридических институтов / Под общ. ред. А.Я. Вышинского. М., 1938. С. 141. 68

вать, что положение в сфере правовой охраны Основного закона в нашей стране было неудовлетворительным. Установления Конституции нередко не соблюдались, а зачастую грубо и бесцеремонно нарушались. Под тяжелой грудой правовых директив правительства, многочисленных приказов и инструкций министерств и ведомств изменялись, искажались и в конце концов «топились» конституционные нормы и принципы. Основной закон превращался в фикцию, выполнял лицемерную роль внешнего демократического фасада, призванного прикрыть от постороннего взгляда беззаконие и произвол эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя. Отметим также, что деятельность Президиумов Верховных Советов в сфере правовой охраны конституций не была достоянием гласности50.

В последние годы социализма, в период «перестройки» предпринимались шаги в направлении реального, практического конституционализма. Так, из текста Конституции СССР 1977 г. были исключены положения ст. 6 о руководящей и направляющей роли КПСС в обществе и государстве. Новая редакция данной статьи закрепила многопартийность. В ней подчеркивалось, что все партии, общественные организации, массовые движения действуют в рамках Конституции и советских законов. Аналогичные изменения вносились и в Конституцию РСФСР 1978 г. Нельзя не отметить, что Россия сделала и более решительные шаги к реальному практическому конституционализму. В текст преамбулы ее Конституции было внесено положение «о решимости создать демократическое правовое государство...». В Декларации о государственном суве-

ренитете РСФСР 1990 г. устанавливалось: «Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства»51. Были также приняты и реализованы решения, направленные на создание эффективной правовой охраны Основного закона - важного элемента реального практического

50 См.: Доклад Д.А. Киримова на II Съезде народных депутатов СССР «О проекте Закона о конституционном надзоре в СССР» // Правда. 1989. 22 дек.; Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. М., 1989. С. 23.

51 Ведомости РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

конституционализма. В частности, в конце 1989 г. был создан надзорно-контрольный орган правовой охраны Конституции СССР - Комитет конституционного надзора СССР. Проделанную им работу можно оценить как весьма эффективную. Пять союзных республик отказались от комитетов конституционного надзора и закрепили в своем законодательстве положения о конституционных судах - более перспективной форме правовой охраны конституции. В РСФСР это было сделано 15 декабря 1990 г. В мае 1991 г. принимается Закон о Конституционном Суде РСФСР52. До осени 1991 г. состав Суда не был избран, следовательно, он не действовал.

В теоретическом плане на основе марксистско-ленинской теории с различной степенью интенсивности велись исследования различного рода институтов практического советского конституционализма. Наибольший научный интерес представляют публикации 60-80-х гг. ХХ в. Они касались таких наиважнейших институтов конституционализма, как самой конституции, организации и деятельности Советов всех уровней, советского федерализма, правового статуса личности и др.53 Фактически на протяжении всего социалистического периода концепция конституционализма рассматривалась как исторически прогрессивная для буржуазного государства. Вместе с тем господствующей была доктрина отрицания ценностей конституционализма и его неприемлемости в советском государстве. Картина начинала меняться в конце 1970-х гг. Ученые признают отдельные ценности конституционализма. Если отбросить все идеологические моменты, важнейшее значение имел тот факт, что с молчаливого согласия партийного, государственного руководства впервые в теоретическом плане было признано наличие в нашей стране конституционализма. В обиход входит понятие «социалистический конституционализм».

52 Ведомости РСФСР. 1991. № 29. Ст. 395; 1993. № 12. Ст. 429.

53 См., например: Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972; Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Непосредственная демократия в СССР. М., 1984; Григорян Л.А. Советы - органы власти и народного самоуправления. М., 1965; Златопольский Д.Л. Государственное устройство СССР. М., 1960; Щетинин Б.Н. Проблемы теории советского государственного права. М., 1969.

С этого времени началась и научная разработка данной категории, в частности, таких вопросов, как определение конституционализма, советского конституционализма, их классового содержания и направленности, сущности, характеристики элементов конституционализма и др. Значительное внимание уделялось выявлению преимуществ советского конституционализма по сравнению с буржуазным. В качестве иллюстрации приведем одну из цитат того времени: «В противоположность буржуазному, советский социалистический конституционализм - это в силу самой сути социалистического строя принципиальное органическое единение юридической конституции с фактической, политико-правовой идеологии с конституционным правосознанием масс. Его материальную основу составляют социалистические производственные отношения, вся, ныне общенародная, экономическая система. В институциональном плане главное для него - всемерное развитие и углубление всенародной демократии на пути постепенного перерастания ее в общественное коммунистическое самоуправление»54.

Крупных монографических исследований в научной литературе советского периода по проблематике конституционализма не было. Эти вопросы и проблемы освещались, главным образом, в статьях, небольших разделах книг. Наибольший вклад в разработку данной проблематики внесли такие известные ученые-государствоведы, как Ю.П. Еременко, Л.С. Мамут, Ю.И. Скуратов, И.М. Степанов55.

54 Теоретические основы советской конституции. М., 1981. С. 49.

55 См.: Еременко Ю.П. Понятие и система социалистического конституционализма // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года. Саратов, 1980; История буржуазного конституционализма XIX в. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1986 (автор введения - Л.С. Мамут); Скуратов Ю.И. Советский конституционализм: понятие и структура // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года. Саратов, 1980; Степанов И.М. Социалистический конституционализм: сущность, опыт, проблемы // Советское государство и право. 1987. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.