Научная статья на тему 'Политический процесс в современной России: реальная политика или эффективные PR-технологии?'

Политический процесс в современной России: реальная политика или эффективные PR-технологии? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2866
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / РЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНЫЕ PR-ТЕХНОЛОГИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ / УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕМОКРАТИЯ / POLITICAL PROCESS / POLITICAL POWER / REAL POLITICS / EFFECTIVE PR-TECHNOLOGIES / POLITICAL STABILITY / VIRTUALIZATION OF POLICY / CONTROLLABLE DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аюпов Мансур Анварович

Политический процесс в современной России не может не вести к трансформации политической системы и государственной политики. Однако в условиях монополизации каналов массового информирования властью и бизнесом реальная политика зачастую подменяется эффективными PR-технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The political process in modern Russia is leading to the transformation of a political system and state policy. However, in conditions of monopolization of mass-media channels by authority and business the real politics is very often been substituted by effective PR-technologies.

Текст научной работы на тему «Политический процесс в современной России: реальная политика или эффективные PR-технологии?»

Мансур АЮПОВ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

РЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ИЛИ ЭФФЕКТИВНЫЕ PR-ТЕХНОЛОГИИ?

Политический процесс в современной России не может не вести к трансформации политической системы и государственной политики. Однако в условиях монополизации каналов массового информирования властью и бизнесом реальная политика зачастую подменяется эффективными PR-технологиями.

The political process in modern Russia is leading to the transformation of a political system and state policy. However, in conditions of monopolization of mass-media channels by authority and business the real politics is very often being substituted by effective PR-technologies.

Ключевые слова:

политический процесс, политическая власть, реальная политика, эффективные PR-технологии, политическая стабильность, виртуализация политики, управляемая демократия; political process, political power, real politics, effective PR-technologies, political stability, virtualization of policy, controllable democracy.

АЮПОВ

Мансур

Анварович —

д.полит.н.,

профессор;

ректор Башкирской

академии

госуЛарствснной

службы и управлении

/¡Аи Президенте РБ

aagsu@drb.ru

Большинство экспертов признают, что укрепившаяся за последние десять лет на новой политико-конституционной основе российская политическая система обеспечивает политическую стабильность и относительное благополучие населения.

При этом инструментами обеспечения стабильности политического порядка выступают: «вертикализация власти»; «нефтяная игла» и, как результат, постоянная зависимость бюджетников, пенсионеров, жителей малых городов и сельских поселений от постоянно индексируемых временных государственных доплат, пособий, пенсий; устранение из политического процесса реальных субъектов политики — губернаторов, оппозиционных политиков и оппозиционных партий, независимых от государства средств массовой информации, крупных бизнес-структур, превращение парламента, партийной системы и выборов в регулируемые и зависимые от моноцентрической, суперпрезидентской властной воли институты; дискредитация оппозиции, превращение ее из субъекта политики в объект всепроникающего политтехнологического воздействия; всеобщая виртуализация политики.

Сторонники модернизации, в свою очередь, утверждают, что политический процесс не может не вести к трансформации политической системы, которая, стремясь к адекватности и тяготея к стабильности, призвана и обязана постоянно адаптироваться к меняющимся реалиям. Именно это составляет суть современного политического процесса.

Бесспорно, использование ряда инструментов обеспечения политической стабильности исторически оправданно в силу специфики трансформационного периода, в силу необходимости скорого и эффективного преодоления изживших себя общественных структур.

Вместе с тем эти инструменты не способны обеспечить устойчивость и динамичность политической системы в стратегической перспективе. Достигнутая сегодня жизнеспособность российской политико-властной системы относительна, ее формирование не завершено, ибо она не сложилась как саморегулирующийся, эффективный, демократический механизм формирования и осуществления власти.

Политической системе России еще предстоит обеспечить реальное разделение властей, реальную многопартийность и политическую конкуренцию, включая правовые и институциональные гарантии деятельности оппозиции, партийность власти, реальную независимость суда и средств массовой информации, демократизацию власти, ее следование принципам правового государства, сформировать и реализовать оптимальную модель федерализма. Оставляет желать лучшего качество и эффективность государственного управления. При этом чрезмерная централизация власти и коррумпированность чиновничества делают политическую систему хрупкой и могут привести ее к кризису.

Параллельно с этими болезнями в российской политико-властной сфере ускоренно развивается другое, не менее опасное явление — «виртуальная политика», воспроизводство «мнимых» событий и процессов, искусственных образов, не имеющих отношения к реальным политическим практикам. Рожденное в условиях демократических выборов в западных обществах как политическое шоу, как />К-технология, конструирование мнимых институтов и событий постепенно превращается в способ функционирования власти, в своеобразную гарантию стабильности для правящей элиты1.

Вместе с тем очевидно, что сегодня и в обозримом будущем в рамках политического процесса России необходимо разрешить основное противоречие трансформационного периода — между необходимостью сохранения политико-властной стабильности и управляемости общества и потребностью в демократической модернизации политической системы и государственной власти.

«Власть имеется там, где есть движение, изменение, действие (действительное или хотя бы возможное), — пишет А. Кожев в своей книге «Понятие власти», — поэтому власть всегда активна, а “носитель” всякой власти с необходимостью является деятелем»2.

Политика — это деятельность, направ-лнная на создание, сохранение и обогащение норм общежития людей, это «со-

1 Власов А. Виртуальная политика — реальность сегодняшнего дня // http://www.kreml.org/ ортют/115871675

2 Кожев А. Понятие власти. — М., 2007, с. 15-16.

деятельность» людей, в процессе которой неизбежны разногласия, конфликты, соглашения, сотрудничество или борьба в отношении предмета данной «содеятель-ности»3.

Нет сомнения в том, что развитие электронных средств массовой коммуникации дает возможность коренным образом изменить соотношение реальной политики и политтехнологий в политическом процессе в пользу последних и тем самым успешно создавать иллюзию политики, вместо того «чтобы достичь объективности, то есть приобрести способность видеть мир, природу, других людей и самих себя такими, какими они есть, не искажая их нашими желаниями и страхами. Чем больше человек приближается к такой объективности, тем теснее становится его связь с действительностью, тем большей зрелости он достигает и тем лучше он может строить человеческий мир, служащий ему домом»4.

В условиях монополизации каналов информирования властью и бизнесом обществу очень трудно увидеть и ощутить мир реальной политики. Могут ли в этой ситуации политтехнологии полностью или частично заменить реальную политику? Если да, то какими будут последствия для общества? Если нет, то каково соотношение реальных политических действий и иллюзорного и имитационного в мире политики, целенаправленно создаваемого политтехнологами-режиссерами при помощи электронных СМИ?

Философско-психологические основы этого явления были рассмотрены еще в середине прошлого столетия Э. Фроммом, который считал, что критерием «разумного», т.е. основанного на разуме, объективного постижения мира является практика. Поскольку разум есть свойство человека, ориентированное на все предметы сразу, то это свойство есть критерий объективного видения и мира политики.

Следствием того, что человек обладает разумом и воображением, является, по мысли Э. Фромма, необходимость интеллектуальной ориентации в окружающем мире. Эта система ориентации в зависимости от развития разума может быть

3 Хейвуд Э. Политология / пер. с англ. — М.,

2005, с. 3.

4 Фромм Э. Здоровое общество. — М. : АСТ,

2006, с. 85.

объективной или иллюзорной. Ее наличие основано на потребности человека иметь определенную систему ориентации в складывающейся в его сознании картине мира, независимо от того, истинна она или ложна. Без такой системы человек не может быть психически нормальным. Потребность в контакте с действительностью с помощью разума, анализ этой действительности и объективное постижение мира, подчеркивает философ, вторичны по отношению к потребности выработать определенную систему ориентации1.

Основываясь на идеях Э. Фромма, можно утверждать, что вместе с реальной политикой прекращает существование реальная власть как сила, способная упорядочить жизнь людей и общества на основе принципов равенства, свободы и справедливости. Происходит отдаление и отчуждение власти от своего источника, от тех, кто воспроизводил эту власть в процессе выборов, — от народа. В условиях замены реальной политики политтехнологиями система ориентаций населения все более и более отдаляется от реальности и становится иллюзорной. Суть конструируемой властными элитами системы ориентаций общества сводится к тому, что гражданам нет нужды выяснять и знать, что правильно, а что неверно в действиях избранной власти. Им необходимо знать только одно

— выборы прошли в соответствии с формально установленными процедурами.

Так, благодаря виртуализации политического процесса, казалось бы являющиеся реальными и незыблемыми демократические институты и практики: всеобщие выборы, свободное волеизъявление избирателей, политическая конкуренция, разделение властей, многопартийность превращаются в имитации, мнимые процессы и образы.

В таких условиях традиционные барьеры, основанные на принципах справедливости, равенства, состязательности, законности, не мешают тем, у кого есть желание и деньги, чтобы добиться желаемой цели — власти. Все упрощается, все продается, необходимо лишь сохранить видимость законности, состязательности, справедливости, формально соблюсти процедуру. Деньги проникают не только в кабинеты чиновников, судей, депутатов, но и в предвыборные штабы кандидатов,

1 Там же, с. 87.

в руководящие органы партий, порождая все новые и новые формы рынка, рекламы и /^-технологий. Деньги выводят людей (особенно молодежь и пенсионеров) на улицы и площади с лозунгами и требованиями, авторы которых сидят в высоких кабинетах властных структур или в подвалах, где ютятся штабы оппозиционеров. Улица и толпа постепенно становятся предметом торга между противоборствующими в схватке за власть политическими группами.

Как современное производство и потребление организуются на основе рыночных маркетинговых и рекламных технологий, так и политическая жизнь постепенно начинает протекать без участия основных ее субъектов, без учета их реальных интересов и позиций, по рецептам менеджеров в области организации выборов, партийного строительства, организации массовых политических акций. Организованная на основе /^-технологий политическая жизнь общества постепенно формирует людей, чьи политические вкусы и пристрастия унифицированы, людей, которые поддаются влиянию и чьи реакции легко предвидеть. Эти люди постепенно освобождаются от таких традиционных ценностей, как принципы или совесть, они готовы к тому, чтобы ими командовали, они соглашаются делать то, что от них требуется. Сознанием этих людей можно манипулировать, ими можно управлять без принуждения, вести их без ведущего, побуждать к действию без какой бы то ни было цели на основе виртуализации их желаний и страхов.

Еще одной серьезной проблемой политического процесса в нашей стране в настоящее время становится проблема легитимности власти, несмотря на то что выборы проходят регулярно и формально процедура их проведения соответствует демократическим стандартам.

Так, законодательно и процедурно обеспечивается политическая конкуренция в электоральном процессе — за получение мандатов борются несколько кандидатов и несколько политических партий, в соответствии с выборным законодательством ведется агитационная кампания. Партии становятся главным субъектом электорального процесса, избираются депутаты федерального и региональных парламентов, президент страны.

Однако при этом в 2003 г. 44% избира-

телей считали, что выборы не отражают мнение народа, а 42% были уверены в обратном. В 2007 г. уже 47% избирателей считали, что выборы не отражают мнение народа, а число уверенных в обратном сократилось до 37%'.

Причинами снижения легитимности властных институтов является неуклонное усиление управления электоральными процессами со стороны власти посредством нормативно-правовых и партийных инструментов, административного механизма, а также манипулятивных коммуникативных технологий. Усиление управляемости электоральных процессов со стороны власти объективно ослабляет влияние на результаты выборов граждан-избирателей.

Бесспорно, такой политический процесс, как результат особого вида технологического управления, может на определенное время стабилизировать политическую систему. Однако политические технологии, решая конъюнктурные политические задачи, обеспечивая порядок в настоящем времени, лишают страну политической перспективы.

Главная задача современной России в политической сфере состоит в том, чтобы выстроить систему политико-властных отношений, в которой имеются и эффективно функционируют все три «этажа» единого целого: гражданское общество, политические партии, государственная власть и где наличествует базовый элемент — общество, создающее и «подпитывающее» партии и формирующее власть. Сейчас такой системы нет, есть лишь ее элементы, которые существуют каждый сам по себе.

Государство в ряду этих элементов лучше других структурировано и действует наиболее активно, системно и технологично — российская власть не только «сверху» отстраивает сама себя, но и выстраивает под

1 База данных ФОМ. Отношение к выборам и референдумам. Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11 — 12 августа 2007 г. // http://bd.fom.ru/report/cat/elect/ е8^е!/ё073323

себя партии и другие институты гражданского общества. Партии пока не являются естественным порождением общества, не срослись с ним, не транслируют в должной мере интересы и волю общества на властный уровень политики, не инициируют государственные решения и слабо влияют на законодательный процесс.

Все это свидетельствует о недостроен-ности и неукорененности политической системы в современной России.

Политически стабильной и в то же время развивающейся является политическая система, достаточно гибкая и восприимчивая к изменениям. Главная ее особенность

— способность реагировать на импульсы, исходящие не только извне, за счет прямых и обратных связей между управляющими и управляемыми. Представляется, что формирование такой системы динамической политической стабильности должно стать целью дальнейших политико-властных реформ в России, целью политической модернизации и сутью российского политического процесса.

Однако позицией правящей политической элиты сегодня является консерватизм в политике в сочетании с демократической риторикой. При этом правящая элита уходит от программного изложения своих идей о развитии демократического устройства государства, федерализма, национальной политики в многонациональном государстве, прав и свобод граждан, т.е. от изложения перспектив развития российской политической системы.

Важнейшая политическая проблема страны заключена в том, как сочетать стабильность и демократию. Для этого надо ответить на вопрос: что здесь первично? Как обеспечить успешную модернизацию страны при минимизации социальных и политических конфликтов? Как отобрать эффективную и не коррумпированную политическую элиту и поставить ее у власти? Как развивать и направлять демократический процесс и гражданские инициативы на благо модернизации страны?

Здесь нет готовых ответов. Только реальное движение жизни расставит все на свои места.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.