Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
807
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Европейский союз / ЕС / Италия / Венгрия / евроскептицизм / корона-вирус / covid-19 Аннотация не соответствует требованиям (объем) / European Union / EU / Italy / Hungary / euroscepticism / coronavirus / covid-19

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матвеев М.А.

В данной статье рассматриваются особенности текущего политического процесса в странах Европейского союза в контексте кризисной ситуации пандемии нового коронавируса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL PROCESS IN THE EUROPEAN UNION DURING THE PANDEMIC CORONAVIRUS

The article deals with current political process in European Union states in context of coronavirus pandemic crisis.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

УДК 327

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

М.А. Матвеев

mmatveev. 123@gmail.com Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности текущего политического процесса в странах Европейского союза в контексте кризисной ситуации пандемии нового коронавируса.

Ключевые слова: Европейский союз, ЕС, Италия, Венгрия, евроскептицизм, корона-вирус, covid-19 Аннотация не соответствует требованиям (объем).

Для цитирования: Матвеев М.А. Политический процесс в Европейском союзе в период пандемии коронавируса. Казанский вестник молодых ученых. 2020;4(4):141-149.

За последнее десятилетие ЕС сталкивался с вызовами, суммарный масштаб которых несопоставим со всеми предыдущими кризисами евроинте-грации. Дезинтеграционные тенденции, проявившиеся в результате кризиса Еврозоны и усилившиеся с европейским миграционным кризисом, пик которого пришёлся на лето 2015 г., избрание Д. Трампа президентом США, а также последовавший вслед за этим Брексит, стали не просто вызовами текущей модели европейской интеграции, но и закрепили существовавшие ранее тенденции евроскептицизма в странах Сообщества.

Начиная с марта 2020 г., Европейский союз находится в состоянии турбулентности. Текущий кризис объединённой Европы, вызванный эпидемией COVID-19, оказался очередным беспрецедентным явлением, ставшим в один ряд с миграционными кризисами последних лет, а также кризисом в еврозоне.

Изначально слабая реакция ЕС усилила опасения, что блок не способен оказать консолидированную помощь государствам, больше всего нуждающимся в ней. Свои опасения в отношении действий Брюсселя стали высказывать лидеры, а также иные официальные лица ряда государств. Так, президент Эстонии К. Кальюлайд согласилась с критической оценкой действий аппарата Евросоюза в условиях кризиса, которую ранее дал бывший вице-президент Еврокомиссии С. Каллас. По её мнению, «...Европейский союз сегодня на самом деле не справляется со своей основной задачей - обеспечивать функционирование единого рынка. Основная функция ЕС в том, чтобы у нас было единое экономическое пространство, свободное движение рабочей силы, товаров, услуг и капитала. Как минимум с тремя из этих (компонентов) у нас сегодня очевидные проблемы» [3].

Впрочем, существует и иная точка зрения. Так, глава МИД Польши Я. Чапутович считает, что государствам будет трудно отказаться от сувере-

нитета, который заключается в обеспечении безопасности граждан в таких ситуациях, как, например, эпидемия [2].

Действительно, в настоящее время Евросоюз не обладает компетенцией в таких вопросах, как здравоохранение или пограничная охрана, поэтому в условиях эпидемической опасности страны-члены должны сами принимать решения. Ш. Мишель заявил, что это необходимо изменить и скоординировать действия на уровне ЕС. Несмотря на то, что Европарламент поддержал предложение Еврокомиссии потратить 37 млрд евро на антикризисные меры для борьбы с новым коронавирусом, лидеры ЕС не смогли договориться о более масштабной программе помощи экономике [4].

Кроме того, президент Европейского центрального банка (ЕЦБ) К. Ла-гард заявила, что ЕЦБ «здесь не для того, чтобы закрывать спрэды» между расходами по займам стран-членов, что приводит к резкому росту доходности итальянских облигаций. Премьер-министр Италии Д. Конте раскритиковал ЕЦБ, заявив, что его работа должна заключаться в том, чтобы помогать, а не препятствовать разработке мер по борьбе с кризисом коронавируса.

Следует подчеркнуть, что отсутствие общеевропейского решения связано с тем, что некоторые страны, в том числе Нидерланды и Германия, отказались поддерживать идею так называемых коронабондов - общеевропейских облигаций, облегчающих заем средств для слабых экономик еврозоны. В частности, министр финансов Нидерландов В. Хоекстра подразумевал, что такие страны, как Германия и Нидерланды, были лучше подготовлены к тому, чтобы противостоять экономическим последствиям пандемии, поскольку они были финансово ответственны в годы, предшествовавшие кризису. Его замечания вызвали резкие упреки со стороны южноевропейских политиков [9]. Вместо утверждения конкретных мер, лидеры ЕС поручили Евро-группе и Еврокомиссии разработать финансовый план восстановления европейской экономики. По результатам длительных переговоров, 6 апреля 2020 г. европейские лидеры согласовали предварительный план экономической помощи, по-прежнему не являющийся «коронабондами» [10]. Позднее, 9 апреля 2020 г. был принят согласованный антикризисный план, в который входит программа Европейского инвестиционного банка по поддержке бизнеса, прежде всего малого и среднего, объемом 200 млрд евро. Кроме того, 100 млрд евро отводится на меры по защите рынка труда и сохранению рабочих мест, а также была согласована и программа поддержки наиболее уязвимых государств объемом до 240 млрд евро [17].

В конце февраля Италия обратилась за помощью к другим государствам-членам, призвав Европейскую комиссию активировать механизм гражданской защиты ЕС. В частности, посол Италии в ЕС М. Массари опубликовал статью, в которой указал на то, что Евросоюзу пора «выходить за рамки взаимодействия и консультаций, принимая срочные, быстрые, конкретные и эффективные меры» [16].

Рассматривая политику стран ЕС на национальных уровнях, следует подчеркнуть, что вместо оказания полноценной и всесторонней помощи Ита-

лии, государства-члены ЕС не поставляют стране своё медицинское оборудование, готовясь к собственным кризисам. В частности, крупнейшая экономика ЕС и одно из крупнейших государств союза ФРГ лишь в середине марта взяла на себя инициативу и объявила об отправке медицинского оборудования в Италию, а также транспортировке пациентов, находящихся в наиболее сложном состоянии, силами военно-транспортной авиации Бундесвера.

Кроме того, власти Италии обвинили правительства ряда стран в конфискации части гуманитарных грузов, направленных в страну. Так, по мнению правительства Италии, власти Чехии «украли» партию защитных масок, предназначенных для пострадавших районов страны. Согласно данным чешских средств массовой информации, власти Чехии конфисковали сотни тысяч масок и респираторов, которые должны были быть проданы по цене более чем вдвое превышающей рыночную, связывая данный инцидент с деятельностью главы китайского землячества в Чехии [20]. Позднее, этот скандал был урегулирован путём отправки партии 110 тысяч чешских масок [8].

Другим противоречивым вопросом является ограничение свободы передвижения внутри шенгенской зоны. В этой связи, президент Франции Э. Макрон отметил, что вспышка коронавируса может привести к разрушению центральных опор ЕС, в частности Шенгенской зоны в случае, если лидерам всех 26 стран-членов Сообщества не удастся продемонстрировать солидарность в этом кризисе [15].

Действительно, помимо общепринятого решения о закрытии внешних границ шенгенской зоны, многие из членов ЕС в рамках односторонних действий ввели строгий пограничный контроль с незначительной координацией с другими членами союза. В частности, власти Польши запретили транзит автомобильного транспорта других стран-членов ЕС через свою территорию, что привело к значительным логистическим проблемам. Данная мера оказала наибольшее влияние на балтийские страны, связанные с единым таможенным и пограничным пространством со странами Западной и Центральной Европы исключительно через территорию Польши.

Нельзя не отметить и тот факт, что кризис коронавируса уже используется рядом европейских лидеров в политических целях. Так, президент Венгрии В. Обран, введя чрезвычайное положение в ответ на пандемию коронавируса, использовал кризис в качестве предлога для экстраординарного захвата власти путём предоставления ему парламентом расширенных полномочий на неограниченный срок, среди которых право обходить необходимость созыва собрания по любому закону, которые могут быть отменены только парламентом, где правящая партия «Фидес» имеет большинство в две трети голосов. Новые меры также предусматривают лишение свободы на срок до восьми лет за нарушение правил изоляции или карантина и до пяти лет за умышленное распространение ложной информации, которая вызывает общественную тревогу или препятствует усилиям по сдерживанию пандемии [12].

Подобные негативные проявления, такие как отсутствие консолидированной позиции ЕС и ослабление либеральной демократии, могут стать оче-

редными факторами усиления позиций евроскептиков, рост популярности которых замедлился в течение 2019 г., когда, несмотря на кризисный период, предшествовавший выборам в Европарламент, победу во многих странах одержали либеральные силы, придерживающиеся еврооптимизма.

В частности, значительный рост евроскептических настроений, способных трансформироваться из мягких проявлений в жёсткие, наиболее возможен в таких странах, как Италия и Испания, в первую очередь в связи с недостаточными мерами поддержки со стороны ЕС.

Являясь страной, наиболее пострадавшей от пандемии коронавируса, Италия столкнулась с экономическими трудностями, вызванными ограничениями экономической активности, которые сохранятся в течение многих недель, если не месяцев, что скажется на экономике не только Еврозоны, но и всего ЕС. Так, ВВП Италии значительно сократится в результате длительных мер по блокировке, и Италии придется взять на себя значительные суммы нового долга, чтобы попытаться смягчить их экономические последствия. Это означает, что отношение долга к ВВП, вероятно, увеличится до 150% с нынешних 135%.

В этой связи существует вероятность того, что итальянский политический спектр может сместиться в ещё более евроскептическом направлении. Представляется вероятным, что в 2023 г. в результате очередных парламентских выборов итальянцы могут избрать фобическое правительство ЕС во главе с М. Сальвини, в кооперации с другими евроскептическими силами. В подобной перспективе существует значительная возможность выхода из Евро-зоны, а также выход Италии из ЕС.

Следует отметить, что на массовом уровне, на ранней стадии пандемии доверие к европейскому проекту уменьшилось. В частности, опрос, проведённый 12-13 марта 2020 г., показал, что 88% итальянцев считают, что Европа не в состоянии поддержать Италию, а 67% считают членство в ЕС недостатком [21]. Данный результат является показательным для государства-члена ЕС, являющегося основателем Сообщества. Кроме того, согласно данным другого опроса общественного мнения, проведённого в конце марта 2020 г., 72% опрошенных считают, что ЕС не внёс «никакого» вклада в борьбу с пандемией, а доверие к ЕС упало до 25%, при этом до начала пандемии данный показатель находился на уровне 34% [13].

На наш взгляд, оптимальным решением данного кризиса было бы преодоление разногласий европейских лидеров и принятие дальнейших мер с целью минимизации имеющихся политических и экономических последствий кризиса, что оказало бы позитивное влияние на функционирование всего Союза и его институтов.

Отсутствие консолидированной позиции ЕС по вопросу борьбы со вспышкой COVID-19, а также действия отдельных государств - членов оказывают негативное влияние не только на степень восприятия европейской интеграции внутри самого сообщества, но и на внешний имидж ЕС. Так, пре-

зидент Сербии А. Вучич заявил о том, что «европейской солидарности не существует» и обратился за помощью к председателю КНР С. Цзиньпиню [1].

В условиях достижения современного многополярного мира, в рамках которого появились новые внешнеполитические акторы, отдельные европейские страны имеют определённые возможности для выстраивания взаимовыгодных отношений и получения помощи. В частности, заключение соглашений с Китаем, являющимся не только одним из ключевых глобальных игроков, принимающим решения в отношении политики, торговли, инвестиций, финансов, проблем безопасности, защиты окружающей среды, развития человеческого потенциала и т.д. может быть взаимовыгодным. Так, власти КНР и окологосударственные компании, а также олигархи направили гуманитарные грузы в ряд стран Европы, среди которых можно выделить Италию и Испанию, наиболее пострадавшие от вспышки коронавируса.

Следует отметить, что Италия и КНР в последние годы активно наращивают своё сотрудничество. Италия и Китай углубляют взаимодействие в рамках инициативы «Один пояс и один путь», а в прошлом году в рамках программы сотрудничества с полицией Италии китайские полицейские патрулировали улицы Рима и Милана [7]. Министр иностранных дел Италии Л. Ди Майо, говоря в контексте оказанной медицинской помощи со стороны Китая, отметил, что «те, кто насмехался над нами на Шёлковом пути, теперь должны признать, что инвестиции в эту дружбу позволили нам спасти жизни» [6].

По мнению западных экспертов, существует опасность того, что правительство КНР будет использовать сложившуюся в Европе и в мире в целом ситуацию для ослабления западных демократий. Так, по мнению американского аналитика П. Рафа, «Пекин использует все возможности во время этого кризиса, чтобы вбить клин между членами Европейского союза, который он видит в качестве потенциального конкурента, защищающего европейские интересы и ценности от попыток Китая спроецировать свои интересы и власть на континент» [18].

Схожих позиций придерживаются аналитики американской неправительственной организации Atlantic Council, указывающие на то, что стратегия Китая состоит в продвижении «мягкой силы» и экономического влияния на Европу [14].

Действительно, существующие разногласия внутри ЕС могут быть использованы внешними акторами для деструктивной деятельности в отношении интеграционных процессов и их переформатирования. На протяжении последнего десятилетия страны ЕС, ЕЭЗ, а также страны, находящиеся в процессе европейской интеграции, были в зоне пристального внимания КНР. Китай активно укреплял внешнеэкономические связи, формируя двусторонние отношения с отдельными членами ЕС. В частности, КНР проявлял дипломатические усилия для выстраивания отношений со странами Западной Европы, являющимися важным регионом для Китая, поскольку он представляет собой политическую и экономическую связь ЕС [19].

Инструментами разобщения единой Европы могут являться уже существующие форматы международной кооперации между ряда крупных стран и странами ЕС. Так, наиболее заметным явлением среди субрегиональных связей стран Европы и КНР является формат «17+1», ранее известный как «16+1». Он является инициативой Министерства иностранных дел КНР в рамках развития деловых и инвестиционных отношений между Китаем и 17 странами ЦВЕ: Албанией, Болгарией, Боснией и Герцеговиной, Венгрией, Грецией, Латвией, Литвой, Польшей, Румынией, Северной Македонией, Сербией, Словакией, Словенией, Хорватией, Черногорией, Чешской Республикой и Эстонией.

Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) имеют давние связи с КНР, начавшиеся ещё в 1949 г. в силу их тогдашней общей коммунистической идеологии. После распада СССР и окончания холодной войны страны ЦВЕ повернулись спиной к «востоку» и приняли переход, который обычно называют «возвращением в Европу». Евроинтеграция большинства стран региона привела к открытию границ и появлению нового, значительного рынка, а также бурному росту инвестиций со стороны крупнейших западных компаний. Вместе с тем, очевидно, что западных инвестиций недостаточно для развития региона. Так, совместный отчёт Atlantic Council и PWC, опубликованный в 2017 г. показал, что для Центральной и Восточной Европы требуется 615 миллиардов евро инвестиций для преодоления разницы транспортной инфраструктуры со средним государством-членом из Западной Европы.

В этой связи отметим, что государства Центральной и Восточной Европы, стремясь добиться ускорения экономического роста, извлекают выгоду из инициативы Китая «Один пояс, один путь», заявленной целью которой является инфраструктурное сотрудничество, необходимое для стран региона. Так, крупнейшим инвестиционным инфраструктурным проектом КНР в Европе стала железнодорожная магистраль «Будапешт-Белград», связывающая через существующие линии столицу Сербии с Германией и странами Скандинавии.

Исследователи отмечают, что в отличие от декларируемых заявлений о взаимовыгодном сотрудничестве, Китай проводит настойчивую стратегию «разделяй и властвуй», направленную на благо Китая за счёт Европы [11].

Важно отметить, что китайская стратегия в Центральной и Восточной Европе является проектом, оппозиционным инициативе «Триморье» (Three Seas Initiative), продвигаемой со стороны США и стран Западной Европы. Она включает двенадцать государств-членов, расположенных вдоль оси север-юг от Балтийского моря до Адриатического и Чёрного морей: Австрия, Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чешская Республика и Эстония. Подавляющее большинство данных государств входит и в китайский проект «17+1».

В рамках «Триморья» предполагается выполнение нескольких транспорт-но-логистических проектов, среди которых можно выделить автомобильную магистраль "Via Carphatia", соединяющая г. Клайпеда (Литва) с г. Салоники (Греция) и новую скоростную железнодорожную линию "Rail Baltic".

Рассматривая инициативу «Триморья», российская исследовательница Л. Шишелина указывает, что задача данного проекта состоит в том, чтобы стать «воплощением столетней мечты Польши о лидерстве и об особой роли на европейском континенте» [5].

В действительности, оба проекта в случае их выполнения, оказывают негативное влияние на весь Европейский союз, поскольку низводят интеграционный процесс на субрегиональный уровень, реализуя, таким образом, концепцию «Европы двух скоростей» (Two speed Europe).

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что последствия текущего кризиса для политики Европы являются значительными. Коронавирус, как и предыдущие кризисы, выставляет уязвимость и хрупкость существующего Европейского Союза как наднационального проекта. Кризис коронавируса усугубляет имеющуюся слабость ЕС, приводя её к смертельному для действующей модели интеграции эффекту. При этом, несмотря на имеющиеся трудности, ЕС продолжает оставаться платформой для построения единого и процветающего континента, сохраняя привлекательность для соседних стран, стремящихся вступить в него. Подчеркнём, что хрупкая и разделённая Европа, несмотря на проблемы либерально-демократического порядка вызванных кризисом, является важным актором мирового политического процесса, в том числе. В этой связи в интересах всех государств-членов, правительствам всех стран и общеевропейским структурам необходимо действовать решительно, что позволит полностью изменить антиевропейский нарратив, вызванный отсутствием помощи Италии.

Литература

1. Вучич: коронавирус показал, что европейской солидарности не существует//РИА Новости. URL: https://ria.ru/20200315/1568643531.html (дата обращения: 07.04.2020)

2. Глава МИД Польши раскритиковал предложение Евросовета о создании кризисного центра ЕС//Польское радио. URL: https://www.polskieradio.pl/397/7839/Artykul/2479667,Глава-МИД-Польши-раскритиковал-предложение-Евросовета-осоздании-кризисного-центра-ЕС (дата обращения: 07.04.2020)

3. Кальюлайд: правительство отреагировало на кризис вовремя, ЕС не справился с основной задачей //ERR. URL: https://ms.err.ee/1067918/kaljulajd-pravitelstvo-otreagirovalo-na-krizis-vovremja-es-ne-spravilsja-s-osnovnoj-zadachej (дата обращения: 07.04.2020)

4. Лидеры ЕС поручили Еврокомиссии разработать план по спасению экономики// РБК https://www.rbc.ru/politics/27/03/2020/5e7cf70c9a79472caf952528 (дата обращения: 07.04.2020)

5. Шишелина Л. Н. Идея «Триморья»: от возникновения до сегодняшнего дня// Вестник Инситута Европы РАН, 2018. № 5. URL: http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/%D1%88%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BB%D0 %B8%D0%BD%D0%B01.pdf (дата обращения: 07.04.2020)

6. Bei, F. Il Pd attacca Di Maio: troppo "filo-cinese"// La Stampa. URL: https://www.lastampa.it/politica/2020/03/24/news/il-pd-attacca-di-maio-troppo-filo-cinese-1.38633410 (дата обращения: 07.04.2020)

7. Chinese police officers join Italian police for joint patrol //Xinhua. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2019-11/06/c_138533328.htm (дата обращения: 07.04.2020)

8. Czech Republic sends Italy replacements for seized Chinese face masks// The Local. URL: https://www.thelocal.it/20200323/czech-republic-sends-italy-replacements-for-seized-chinese-face-masks (дата обращения: 07.04.2020)

9. Dutch try to calm north-south economic storm over coronavirus//Politico. URL: https://www.politico.eu/article/netherlands-try-to-calm-storm-over-repugnant-finance-ministers-comments/ (дата обращения: 07.04.2020)

10. EU ministers to agree virus rescue plan, not 'coronabonds'//Euractiv. URL: https://www.euractiv.com/section/future-eu/news/eu-ministers-to-agree-virus-rescue-plan-not-coronabonds/ (дата обращения: 07.04.2020)

11. Garlick, J. China's Economic Diplomacy in Central and Eastern Europe: A Case of Offensive Mercantilism?// Europe-Asia Studies, 2019, p. 1-25.

12. Hume, T. It Looks Like Hungary's Authoritarian Leader Just Got Away with a 'Corona-virus Coup' //Vice News. URL: https://www.vice.com/en_in/article/bvg4v3/it-looks-like-hungarys-authoritarian-leader-just-got-away-with-a-coronavirus-coup (дата обращения: 07.04.2020)

13. Il sondaggio: fiducia in Ue crolla anche fra europeisti//Adnkronos. URL: https://www.adnkronos.com/fatti/cronaca/2020/03/29/sondaggio-fiducia-crolla-anche-fra-europeisti_4SqDLxMTeNlpRJsz9jEwzK.html (дата обращения: 07.04.2020)

14. Is China winning the coronavirus response narrative in the EU?// Atlantic Council. URL: https://atlanticcouncil.org/blogs/new-atlanticist/is-china-winning-the-coronavirus-response-narrative-in-the-eu/ (дата обращения: 07.04.2020)

15. Macron told EU leaders 'survival of European project' at stake in virus crisis//Reuters. URL: https://www.reuters.com/article/us-health-coronavirus-eu-macron/macron-told-eu-leaders-survival-of-european-project-at-stake-in-virus-crisis-idUSKBN21D3PP (дата обращения: 07.04.2020)

16. Massari, M. Italian ambassador to the EU: Italy needs Europe's help// Politico. URL: https://www.politico.eu/article/coronavirus-italy-needs-europe-help/ (дата обращения: 07.04.2020)

17. Report on the comprehensive economic policy response to the COVID-19 pandemic//European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2020/04/09/report-on-the-comprehensive-economic-policy-response-to-the-covid-19-pandemic/ (дата обращения: 09.04.2020)

18. Rough, P. How China is Exploiting the Coronavirus to Weaken Democracies //Foreign Policy. URL: https://foreignpolicy.com/2020/03/25/china-coronavirus-propaganda-weakens-western-democracies (дата обращения: 07.04.2020)

19. Tan, B. Hwee, Y.,L. Engaging China - Reflections from the EU's and ASEAN's Responses// EU Centre in Singapore. URL: https://cohass.ntu.edu.sg/eucentre/rp/Documents/ Back-ground%20Briefs/Engaging-China-Reflections-from-the-EUs-and-ASEANs-Responses-final.pdf (дата обращения: 07.04.2020)

20. Valasek, L. Confiscated face masks imported by an influential Chinese representative in Czechia //Aktualne. URL: https://zpravy.aktualne.cz/domaci/confiscated-face-masks-imported-by-an-influential-representa/r~560650326f6611ea842f0cc47ab5f122/ (дата обращения: 07.04.2020)

21. Whatever it takes: Italy and the Covid-19 crisis// European Council on Foreign Rela-tions.URL:https://www.ecfr.eu/article/commentary_whatever_it_takes_italy_and_covid_19_crisis (дата обращения: 07.04.2020)

POLITICAL PROCESS IN THE EUROPEAN UNION DURING THE PANDEMIC CORONAVIRUS

M.A Matveev

Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia

Abstract. The article deals with current political process in European Union states in context of coronavirus pandemic crisis.

Keywords: European Union, EU, Italy, Hungary, euroscepticism, coronavirus, covid-19 For citation: Matveev M.A. Political process in the European union during the pandemic coronavirus. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2020;4(4):141-149.

Сведения об авторе

Матвеев М.А., магистр, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Email: mmatveev.123@gmail.com

Author of the publication

M.A. Matveev, Master, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia. Email: mmatveev.123@gmail.com

Дата поступления 19.07.2020 Принята к публикации 14.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.