Научная статья на тему 'Политический процесс: сущность и содержание'

Политический процесс: сущность и содержание Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
9468
1307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESS / УРОВНИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / LEVELS OF POLITICAL PROCESS / КОМПОНЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / COMPONENTS OF POLITICAL PROCESS / ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / STAGES OF POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гончаров Петр Константинович

В статье раскрываются сущность, состав и структура политического процесса как динамической стороны бытия политической системы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political process: nature and content

The article reveals the nature, composition and structure of political process as dynamic part of society political system.

Текст научной работы на тему «Политический процесс: сущность и содержание»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин s

П.К. ГОНЧАРОВ доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры «Общественные науки и профессиональная коммуникация» Юридического института РУТ(МИИТ)1

Политический процесс: сущность и содержание

Постоянное изменение, непрерывный переход из одного качественного и количественного состояния в другое - всеобщее, фундаментальное, имманентное свойство материального и идеального мира. «Все течет, все меняется, ничего не стоит на месте», - утверждал родоначальник диалектики древнегреческий философ Гераклит (544-483 гг. до н. э.). Этим свойством в полной мере наделена и сфера политики. Все субъекты и объекты политики, их отношения и связи между собой и с окружающей средой находятся в состоянии перманентного изменения. Это изменение проходит разные стадии и этапы, имеет свое начало, продолжение и окончание, характеризующееся новым качественным состоянием участников взаимодействия, отношений между ними и политической системы общества в целом. Однако на этом взаимодействие политических субъектов и объектов не прекращается, а продолжается на новом качественном уровне.

Для характеристики самого хода взаимодействия в природе и обществе, а также происходящих в результате этого взаимодействия изменений используется понятие «процесс» (от лат. processus - прохождение, продвижение). Таким образом, понятие политического процесса, т. е. процесса, происходящего в сфере политики, отражает динамическую, подвижную, постоянно изменяющуюся сторону бытия политической системы общества.

1 Гончаров Петр Константинович, e-mail: pkgoncharov@mail.ru

Изучение теории и практики политического процесса имеет важное научное и прикладное значение. Выявление закономерностей его протекания позволяет политическим институтам и политическим деятелям управлять политическими изменениями, направлять их в позитивное русло, исключая или смягчая их негативные последствия, оптимизировать деятельность политической системы по управлению социальным, экономическим и духовным развитием общества.

Сущность и определение политического процесса

Политический процесс представляет собой сложное, многогранное явление. Для его адекватного понимания требуется использование всего арсенала важнейших методов политологического исследования. Лишь их комплексное применение позволяет выявить основные проявления и характерные черты данного феномена. Так, использование системного подхода, основных идей концепции политической системы Д. Истона (1917-2014)1 раскрывает политический процесс как непрерывное функционирование и изменение политической системы в качестве составной части социальной системы общества. Из этого следует, что он включает в себя как все многообразие взаимодействий политических институтов внутри самой политической системы, так и их действий по управлению экономической, социальной и духовной сферами общественной жизни. В свою очередь экономические, социальные и духовные факторы оказывают мощное воздействие на содержание и динамику политического процесса. Системный подход раскрывает также многоуровневую структуру политического процесса, включающую мировой политический процесс как динамическую сторону мировой политической системы.

Особое значение для изучения политического процесса и его видов имеют структурно-функциональный подход, выводы концепции политической системы Г. Алмонда (1911-2002)2. Благодаря их использованию раскрывается циклический характер политического процесса, состоящего из этапов: а) получения информации о требованиях окружающей

1 См.: Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. II. Зарубежная политическая мысль ХХ в. М., 1997, с. 630-634, 637-641.

2 См.: Almond G.A. Political Development. Essays in Heuristic Theory. Boston, 1970, р. 181-220.

среды и извлечения из нее интеллектуальных, материальных и кадровых ресурсов; б) анализа полученной информации и выработки решений, обеспечивающих функционирование и развитие социальной системы, а также адаптацию к требованиям окружающей среды и развитие самой политической системы; в) практической деятельности политических институтов и других субъектов политики по реализации принятых решений. Кроме того структурно-функциональный подход свидетельствует, что деятельность отдельных политических субъектов по решению каких-либо конкретных задач образует относительно самостоятельные политические процессы, представляющие собой элементы общего политического процесса функционирования и изменения политической системы общества.

Применение синергетичесого подхода1 выявило два важных обстоятельства. Во-первых, помимо сознательной, целенаправленной деятельности субъектов политики в политических процессах велика роль механизмов саморегуляции политической системы, которые можно изучать и использовать. Во-вторых, большим потенциалом обладают политические кризисы. Они открывают новые возможности в управлении политическим развитием стран и регионов и могут целенаправленно создаваться в целях перевода политических систем, институтов, режимов и ситуаций в новое качественное состояние. Примером искусственного провоцирования политического кризиса и использования технологий управляемого хаоса могут служить политические перевороты «арабской весны» в Тунисе, Египте, Ливии и Йемене, а также «цветные революции» в Грузии, Киргизии и на Украине.

Бихевиористский, или поведенческий подход, реализованный в трудах А. Бентли (1870-1957)2, Г. Лассуэлла (1902-1978)3 и ряда других авторов, акцентирует внимание на личностном и социально-групповом аспекте политического процесса. При этом он предстает как совокупный результат

1 См.: Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность, 2005, № 5, с. 91-98; Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Подлазов А.В. Историческая динамика. Взгляд с позиций синергетики // Общественные науки и современность, 2005, № 5, с. 118-132.

2 См.: Бентли А. Процесс государственного управления. Изучение общественных давлений. М., 2012.

3 См.: Лассуэлл Г.Д. Психопатология и политика. М., 2005.

борьбы групп интересов, социальных групп, а также представляющих их личностей за власть и контроль за распределением ресурсов общества.

Рассмотренные характеристики политического процесса позволяют сделать следующий вывод. Политический процесс - это последовательная реализация функций политической системы общества, включающая определенную совокупность последовательных действий субъектов политики по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти, регулированию социальных, экономических, духовно-культурных и политических отношений и решению практических задач в различных сферах общественной жизни; это последовательная смена состояний субъектов и объектов политики, а также отношений между ними в результате их взаимодействия; это ход развития политических событий и явлений.

В политической науке понятие политического процесса используется как в широком, так и в узком смыслах. В широком - оно означает совокупность всех действий и изменений политической системы общества в целом, т. е. общесистемный политический процесс. В узком - применяется для обозначения определенной последовательности действий и хода изменений в ее отдельных частях и элементах, т. е. частных политических процессов или субпроцессов. Таким образом, политический процесс в широком смысле слова - это совокупность политических процессов в узком смысле слова.

Состав и структура политического процесса: уровни, компоненты, стадии развития

Будучи динамической, подвижной, постоянно изменяющейся стороной политической системы общества, политический процесс сам представляет собой сложную систему политического и социального взаимодействия. Эта система включает в себя ряд компонентов и может анализироваться под различными углами зрения. Прежде всего политические процессы ранжируются по уровню. Он определяется масштабом и значимостью: а) политических субъектов, осуществляющих определенный процесс; б) территорий, на которых он протекает; в) его результатов и последствий. С этой точки зрения все политические процессы можно разделить на внутриполитические, или национальные, протекающие в

рамках одной страны, и внешнеполитические, или глобальные, касающиеся взаимоотношений государств с другими государствами или международными организациями.

В рамках внутриполитических процессов выделяются следующие четыре уровня. К общенациональному уровню относятся процессы, в которых участвуют политические субъекты общегосударственного масштаба (высшие органы государства и политических партий, политические элиты, общенациональные лидеры, институты гражданского общества, большие группы граждан, электорат в целом) и в ходе которых решаются политические, экономические, социальные, духовно-культурные и другие проблемы всей страны.

Региональный уровень включает процессы, протекающие в субъектах федеративных государств (республиках, штатах, землях и т. п.) или в административно-территориальных образованиях унитарных государств (областях, провинциях, департаментах и т. д.). В них участвуют субъекты политики регионального уровня и решаются проблемы соответствующего масштаба.

Местный (муниципальный) уровень охватывает политические процессы, реализующиеся в пределах местных территориальных образований. Они касаются вопросов деятельности органов местного самоуправления и местных отделений политических партий по решению проблем жизнеобеспечения населения соответствующих территорий. Их активными участниками выступают политические субъекты муниципального уровня, а также рядовые граждане.

К микроуровню политических процессов относятся политические события и изменения, касающиеся отдельных личностей, например процесс формирования их политических взглядов и лидерских качеств или процесс выработки их личной позиции по какому-либо политически важному вопросу.

С точки зрения состава политический процесс как система взаимодействия включает в себя:

а) субъекты, активные участники того или иного политического процесса, выступающие в роли его инициаторов, организаторов или кураторов;

б) объекты воздействия субъектов, претерпевающие определенные изменения, являющиеся целью или результатом соответствующего политического процесса;

в) ресурсы, используемые субъектом политического процесса в целях воздействия на его объекты;

г) совокупность действий субъектов политического процесса и цепь событий, составляющих его содержание и обеспечивающих достижение поставленной цели или получение определенного результата.

В роли субъектов политического процесса могут выступать все виды субъектов политики: индивидуальные - избиратели, члены политических партий и общественных организаций, государственные служащие, политические деятели; групповые - различные типы социальных общностей (классы; социальные, профессиональные и демографические группы), нации, элиты, общество в целом; институциональные - государство и его органы, политические партии, профсоюзы, предпринимательские организации и т. д.

Главным, самым полномочным и могущественным субъектом политического процесса выступает государство. В то же время эффективность субъектов политического процесса зависит не только от их формального статуса, но и от качественного состояния в конкретный период времени -организованности, мобилизованности, мотивированности и других характеристик. На определенных этапах развития политического процесса, особенно в условиях глубокого социально-экономического кризиса, политического кризиса и резкого ослабления государства, решающим субъектом могут стать широкие народные массы и их непосредственные представители.

Объектами политического процесса выступают самые разнообразные явления и процессы, а также индивиды, социальные общности и институты, которые подвергаются воздействию субъектов политического процесса с целью их изменения и перевода в новое качественное или количественное состояние. Объектами политического процесса являются также вновь создаваемые институты, отношения и т. д., например, новые законы, новые политические партии, новые органы государственного управления.

Ресурсы политического процесса совпадают с ресурсами политической власти, так как деятельность политических субъектов по управлению политическим процессом по сути и есть реализация ими своей власти. В качестве ресурсов политического процесса используются:

- во-первых, источники политической власти (как материальные - природные и человеческие ресурсы, материальные ценности, органы правопорядка, средства массовой

информации и т. д., так и нематериальные - авторитет, воля, традиции, право, организация, знания, наука, общественное мнение и т. п.);

- во-вторых, средства политической власти (принудительные, утилитарные, нормативные, духовно-идеологические и информационные методы воздействия субъектов на объекты).

Совокупность действий политических субъектов и цепь событий, к которым они приводят, являются важнейшим компонентом любого конкретного политического процесса и субпроцесса. Именно оптимальный подбор этих действий и качество их реализации, эффективное использование имеющихся ресурсов воздействия субъектов на объекты во многом предопределяют успех или неудачу процесса в целом.

Помимо рассмотренных компонентов политического процесса, его структура включает в себя большее или меньшее количество субпроцессов, являющихся составными частями общего политического процесса. Так, например, процесс выборов депутатов органов законодательной власти или высших должностных лиц подразделяется на относительно самостоятельные процессы подбора и выдвижения кандидатов, регистрации кандидатов, ведения предвыборной агитации, контроля за ходом голосования и подсчетом голосов и т. д.

Политический процесс как ход развития политических событий и явлений естественным образом разделяется на определенные стадии или этапы. На первом, предварительном этапе в обществе или в какой-то из его подсистем вызревает некое противоречие, требующее своего разрешения, или формируется некая потребность, которая может быть удовлетворена лишь посредством действий органов государства, политических партий или других субъектов политики. Это этап зарождения политического процесса.

На следующем, втором этапе происходит осознание субъектами политики актуальности определенных проблем и противоречий и необходимости их разрешения. Это этап актуализации политического процесса и его включения в политическую повестку. В тех случаях, когда субъекты политической власти планомерно и оперативно выполняют свои функции артикуляции (формулирования) и агрегации (обобщения) интересов и запросов окружающей среды, формирование политической повестки происходит своевременно

и бесконфликтно. Если же они по каким-либо причинам не реагируют на потребности общества, то это приводит к обострению нерешенных экономических, социальных и других проблем (например, стагнация экономики, падение жизненного уровня населения, межнациональные конфликты и т. д.). В такой ситуации вместо политического процесса решения актуальных общественных проблем может начаться политический процесс смены власти.

Третий этап политического процесса - это определение позиций политических субъектов, выработка ими своей политики и принятие соответствующих политических решений. Его можно назвать этапом институциализации. Объем и содержание деятельности политических субъектов на этом этапе зависят от масштаба самих субъектов и объектов политического процесса и сложности решаемых задач, т. е. от уровня политического процесса. Так, например, в общенациональном политическом процессе управления развитием экономики страны или ее отдельных отраслей государство разрабатывает экономическую политику, аграрную политику, налоговую политику, таможенную политику и т. д. В данном случае речь идет о политике в ее функциональном значении как совокупности целей, принципов, форм и методов использования государственной власти в интересах решения общественно значимых задач. Результаты выработки политики закрепляются в виде политического решения, подлежащего исполнению.

На четвертом, основном этапе осуществляется взаимодействие главных субъектов политического процесса с его объектами и с другими, сотрудничающими с ними или противостоящими им субъектами политики; разрешаются или углубляются общественные противоречия, послужившие причиной соответствующего процесса; достигаются или оказываются недостижимыми цели участников политических событий. Таким образом, это этап реализации потенциала политического процесса, заложенных в нем возможностей изменения социальной действительности. Главное его содержание составляет практическая деятельность субъектов политики по выполнению принятых решений и реагированию на вновь возникающие ситуации. Это самый важный этап любого политического процесса, так как даже самые обоснованные решения без эффективной и своевременной реализации не гарантируют его окончательный успех.

Пятый этап развития политического процесса - это этап завершения перехода всех сторон политического взаимодействия в новое качественное состояние и признания, конституирования обществом и субъектами политики новой социальной и политической реальности. На этом этапе завершается становление новых политических институтов и формирование новых отношений между субъектами и объектами политики, общество начинает пользоваться результатами происшедших изменений. В случае достижения основных целей соответствующего политического процесса он считается успешно завершенным и политические субъекты переходят к решению новых проблем. В противном случае перед субъектами политики встает задача выработки новой стратегии и тактики своей деятельности по завершению затягивающегося процесса.

Гончаров П.К. Политический процесс: сущность и содержание. В статье раскрываются сущность, состав и структура политического процесса как динамической стороны бытия политической системы общества.

Ключевые слова: политический процесс, уровни политического процесса, компоненты политического процесса, этапы политического процесса.

Goncharov P.K. Political process: nature and content. The article reveals the nature, composition and structure of political process as dynamic part of society political system.

Keywords: political process, levels of political process, components of political process, stages of political process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.