УДК 327+316.014
Ю.В. Трофимова ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ БАРАКА ОБАМЫ И ИТОГИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ СОРОК ЧЕТВЕРТОГО ПРЕЗИДЕНТА США
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА
На мировой политической арене сорок четвертого президента США, демократа левого толка Барака Обаму можно охарактеризовать скорее как исполнительного политика, нежели стратега или идеолога. Внешнюю политику его администрации нельзя назвать предсказуемой, хотя изначально она предполагала реальные оценки вызовов и возможности ответа на них с привлечением ресурсов других стран, а также выработку вместо одной большой ряда частных стратегий для решения конкретных задач. Внешнеполитические шаги, предпринятые администрацией Б. Обамы, не послужили стимулом для ревизии американской стратегической мысли и во многом сохранили преемственность базовых внешнеполитических концепций. Генеральная линия никогда не претендовала на новый прагматизм, коалиционный подход и «умную силу» («smart power»), в то же время ее не следует идентифицировать как «политику уступок» в отношении тех или иных государств. Процесс формирования большой внешнеполитической стратегии Обамы так и остался незавершенным, в последние годы его президентства нельзя проследить четкой стратегии. Б. Обаме не удалось осуществить «перезагрузку» американо-российских отношений, «перехватить» дипломатическую инициативу в урегулировании сирийского кризиса и решении иранской проблемы.
Ключевые слова: Барак Обама, Белый Дом, внешняя политика США начала ХХ1 века, политическое администрирование, политическая карьера, политический портрет.
В современной науке проблема личности остается малоизученной и наименее разработанной. Однако она вызывает интерес политических деятелей, историков, политологов, философов, психологов. Неспособность институционального политического подхода предсказать те кардинальные перемены, которые происходят в современном мире, приводит к тому, что представители экспертно-аналитического сообщества признают необходимость исследования личностного фактора и его влияния на ход международно-политических процессов. После прихода к власти в США администрации Барака Обамы, заявлявшего во время предвыборной кампании о необходимости перемен, в том числе и в иностранных делах, перед Соединенными Штатами встала проблема переформатирования внешней политики. В нынешней, напряженной политической ситуации, когда большинство избирателей недовольны Белым домом, Обама вызывает неподдельное доверие у многих американцев [1]. Рядовые избиратели Америки не обращают внимания на небольшой политический опыт молодого кандидата, который работает в Вашингтоне всего лишь несколько лет.
Началом карьеры Б. Обамы можно считать 1981 год, когда Обама переводится из частного колледжа искусств в Колумбийский университет и принимает решение о продолжении обучения для получения степени по юриспруденции в Гарварде. Основными предметами изучения в университете для Обамы становятся политология и международные отношения. В 1983 году, получив степень бакалавра в университете, Обама начинает работать в Международной Бизнес-корпорации в качестве финансового аналитика [2]. После переезда в Чикаго в 1985 году и нескольких лет работы директором в некоммерческой сфере по организации деятельности церквей и общественных организаций, разрабатывая проекты по изменениям в сфере образования для малоимущих, программ тренингов для безработных и других социальных проектов, Обама поступает в Гарвардскую Юридическую школу. В 1990 году Барак Обама становится первым афроамериканским президентом Гарвардского Юридического Клуба, получает степень доктора юридических наук и возвращается в Чикаго, где организо-
вывает и возглавляет местную избирательную компанию по нескольким социальным проектам. В 1996 году был избран в Сенат штата Иллинойс. Занимал кресло сенатора с 1997 по
2004 год и представлял Демократическую партию США; переизбирался дважды: в 1998 и 2002 годах. Как сенатор, сотрудничал как с демократами, так и с республиканцами: с представителями обеих партий работал над программами поддержки малообеспеченных семей посредством сокращения налогов; выступал как сторонник развития дошкольного образования, поддерживал меры по ужесточению контроля над работой следственных органов [3]. В
2005 году Барак Обама и сенатор Ричард Лугар принимают участие в международной поездке по России, Украине и Азербайджану с целью изучения системы контроля над биологическим материалом.
В 2006 году Обама отправляется на Ближний Восток с инспекцией американских военных в Кувейте. Он также встречается с политиками в Иордании, Израиле и Палестине. В августе 2006 года Обама в третий раз отправляется в поездку по Южной Африке, в этот раз он намеревается посетить Эфиопию и Чад. Барак Обама неоднократно говорил об африканских проблемах, голосовал за заключение договора о свободной торговле с Оманом и против введения ограничивающих мер по свободной торговле с государствами Центральной Африки, а также поднимал вопрос о нарушение прав человека в африканских государствах, и говорил о необходимости помощи этим странам со стороны Соединенных Штатов. Обама перестал быть соавтором законодательных актов, а превратился в «полисимейкера», в лицо, которое принимает непосредственное участие в политике.
Смена настроений внутри демократической партии как раз и привела к появлению такого яркого кандидата, как Б. Обама. Можно сказать, что своим появлением на политической сцене Барак Обама обязан двум фактам: слабой и не оправдавшей ожидания американцев политикой республиканцев, и острой необходимостью появления лидера новой формации в самой демократической партии. 10 февраля 2007 года перед старым Капитолием штата Иллинойса в Спрингфилде Обама выдвинул свою кандидатуру на пост президента США. Место имело символический характер, поскольку именно там Авраам Линкольн в 1858 году дал историческую речь «Дом разделённый» (Lincoln's «House Divided» speech). «Мы должны полностью изменить Америку» [4]. Это лозунг предвыборной компании Б. Обамы на выборах президента 2008 года. Нельзя забывать, что Барак Обама в свое время победил на выборах под лозунгом радикального поворота в американской внешней политике, изменения роли и места США на мировой арене, фундаментальной коррекции внешнего имиджа страны и улучшения ее отношений с другими странами.
Барак Обама - демократ левого толка, он был более радикальным в своих высказываниях и взглядах, чем его основная соперница по партии Хилари Клинтон. Газета International Herald Tribune 16 ноября 2008 года писала о его политических воззрениях, так как они артикулировались им в ходе предвыборной кампании: «Обама не определял себя в чётких идеологических терминах, хотя его послужной список и программа - левее центра» [5]. 4 ноября 2008 г. Обама заручился поддержкой 338 из 538 выборщиков при необходимых 270 голосах, что означало его приход к власти 20 января 2009 года. При этом явка избирателей достигла рекорда - 64 %. Он неоднократно высказывался против войны США в Ираке и за скорейший вывод воинского контингента.
В тоже время Обама не отказывается от помощи Израилю в сфере обороны. Высказывания Обамы о внешней политике в отношении Израиля пока ограничиваются следующей фразой: «Международная политика Соединенных Штатов должна поддерживать демократию и права человека» [6]. Б. Обама, проведший юные годы в Индонезии, на личном опыте познавший, что такое расовое и классовое неравенство, имеющий отчетливое представление о том, что значит неравномерное развитие регионов мира, добавил к двум традиционным опорам внешней политики США - обороне и дипломатии - третью: помощь развитию. (Эти опоры инкорпорированы в концепцию «три D»: Defense, Diplomacy, Development). Стратегия Обамы требует воспринимать мир таким, каков он есть, а не таким, каким он когда-то был.
Нельзя все время «смотреть в зеркало заднего вида», заявила, комментируя документ Белого дома, госсекретарь Хиллари Клинтон. Надо понять мир и адаптироваться к нему [7].
Итоги первого президентского срока не привели к внешнеполитической революции, хотя Обаме удалось достигнуть заявленные в ходе предвыборной кампании цели за первые годы своего президентства. С переменным успехом продолжалась военная операция в Афганистане, но число жертв среди гражданского населения увеличивалось год от года. Произошел вывод основного воинского контингента из Ирака, тем не менее, перспективы устойчивого внутреннего мира в этой стране остаются очень неопределенными. Обаме не удалось в полной мере улучшить отношения с арабским миром и странами Латинской Америки. Даже в Европе не произошло заметного перелома в общественном мнении в отношении Америки.
Основная особенность программных выступлений Б. Обамы - тезис о том, что США не могут действовать на мировой арене в одиночку и должны применять многосторонний подход во внешней политике, укрепляя существующие альянсы. В Генеральной Ассамблее ООН 23 сентября 2009 г., Б. Обама провозгласил «новую эру взаимодействия» и признал, что в последние годы в мире получил распространение «почти рефлексивный антиамериканизм», частично вызванный несогласием с американской политикой и ощущением того, что «в определенных критически важных вопросах Америка действовала в одностороннем порядке, не учитывая интересов других» [8]. Он определил четыре основополагающих направления своей внешней политики:
1) ядерное разоружение и нераспространение ядерного оружия;
2) достижение всеобщего мира и безопасности;
3) защита экологии планеты;
4) создание экономической системы, отвечающей интересам населения.
Стратегия национальной безопасности США, которую в конце мая 2010 г. утвердил президент Б. Обама, декларирует существенное изменение внешней политики и политики безопасности Соединенных Штатов. В предыдущем аналогичном документе, подписанном Джорджем Бушем-младшим в 2002 году, основной упор делался на уничтожении террористов и их пособников во всем мире, односторонних действиях США, применении силы в широком диапазоне - вплоть до превентивных ядерных ударов по укрепленным базам экстремистов. Обама заявил, что независимо от того, насколько мощной является какая-либо страна, она не добьется успеха лишь с помощью военных средств. Таким образом, новые дипломатические идеи предлагают извлечь уроки из войны в Ираке, и отказаться от «суеверия в универсальности военных методов», которого придерживался предшественник. Администрация Б. Обамы разработала «новую стратегию Афганистан - Пакистан» в попытке решить проблему антитеррористической борьбы в Южной Азии путем сочетания военной и гражданской сфер и через различные каналы.
Отличаясь от концепции односторонности и подхода «кто не с нами, тот против нас», дипломатическая стратегия Обамы заключается в том, чтобы сформировать как можно более широкие «отношения партнерства» с целью совместного противодействия глобальным вызовам. Клинтон, выступая с показаниями в Сенате, разделила «отношения партнерства» США на три уровня: во-первых, укрепление связей с традиционными союзниками в Европе и Азии, т.е. Европой, Японией и Южной Кореей; во-вторых, углубление отношений со странами, обладающие региональным влиянием, а именно, с Индией, Индонезией, Бразилией, Египтом и другими; в-третьих, установление «откровенных и конструктивных отношений» с двумя влиятельными странами на международном уровне - Китаем и Россией. Кроме того, имеется четвертый уровень, это «эффективное использование международных организаций» [9]. План создания мира без ядерного оружия Б. Обамы, состоящий из таких блоков, как масштабное сокращение нынешнего ядерного оружия, реальное укрепление существующего международного механизма по борьбе с распространением ядерного оружия, реализация идеи создания мира без ядерного оружия, подтверждает доминирование концепции «либерального интернационализма» во внешнеполитической стратегии нынешнего президента.
В 2012 г. начался второй президентский срок Обамы, во время которого президент сделал ставку на проведение более гибкой и «многосторонней» внешней политики, наметился раскол в американской политической элите и экспертном сообществе. На Обаму оказывают сильнейшее давление и его политические сторонники, и непримиримые противники. Для большей части американской элиты США остаются «величайшей империей со времен Рима», «незаменимой державой». Неоконсерваторы прямо заявляют, что на международную арену «вернулось соперничество между великими державами» и, как и во времена холодной войны, основными противниками «свободного мира» остаются Россия и Китай [10]. С другой стороны, демократический истеблишмент был убежден, что Вашингтону достаточно изменить риторику и продемонстрировать добрую волю, как все устроится само собой - ситу-ция «перезагрузится» до положения конца 1990-х и союзники с готовностью займутся реализацией повестки дня «возвратившейся» старой доброй Америки, незаменимого «благожелательного гегемона».
Барака Обаму, скорее, можно охарактеризовать как исполнительного политика, нежели чем как стратега или идеолога. Внешнюю политику его администрации нельзя назвать предсказуемой (идеологическая ангажированность неоконсерваторов, например, позволяет просчитать их комбинации на несколько ходов вперед), хотя она предполагала реальные оценки вызовов и возможности ответа на них с привлечением ресурсов других стран (в том числе России), а также выработку вместо одной большой ряда частных стратегий для решения конкретных задач.
Одним из концептуальных документов второго президентского срока оказался «Четырехлетний военный обзор», в котором закреплялись прагматичные принципы ведения внешней политики. Авторы обзора привели целый список вызовов национальной безопасности США, в нем признается необходимость приспособления военной политики США к реалиям полицентричного мира в XXI веке: «США оказались перед лицом сложной и неопределенной ситуации в области безопасности, меняющейся возрастающими темпами. Распределение политических, экономических и военных сил в мире становится все более рассредоточенным. Подъем Китая, самой населенной страны мира, и Индии, самой большой в мире демократической страны, продолжит влиять на формирование международной системы, которая больше не поддается четкому определению и в которой США останутся самым влиятельным игроком, но все больше вынуждены будут полагаться на ключевых союзников и партнеров для поддержания мира и стабильности» [11]. Неопределенность глобальной ситуации, активное развитие стратегического партнерства между Россией и Китаем, подъем национального самосознания в Европе вследствие интенсификации миграционных процессов привели к созданию американских проектов по укреплению финансовых связей США с Китаем и стратегических - с Индией, расширению военной компоненты в рамках НАТО и неуклонному ее продвижению на восток. Стало очевидным, что «перезагрузка» отношений с Россией затрудняется, т.к. РФ не согласна на роль «младшего партнера» в двустороннем формате сотрудничества. Возможности создания Большой двойки (США-КНР) не реализовались, поскольку Китай сделал ставку на международно-политический альянс с Россией.
Внешнеполитические шаги, предпринятые администрацией Б. Обамы, не послужили стимулом для ревизии американской стратегической мысли и во многом сохранили преемственность базовых внешнеполитических концепций. В отличие от стратегических новаций Дж. Буша-мл., которые вызывали общественный резонанс, генеральная линия Обамы не претендует на новый прагматизм, коалиционный подход и «умную силу» («smart power»), в то же время, ее не следует идентифицировать как «политику уступок» в отношении тех или иных государств. Процесс формирования большой внешнеполитической стратегии Обамы так и остался незавершенным, в последние годы президентства четкой стратегии, в частности по Ближнему Востоку и Латинской Америке, так и не возникло.
Результатом отсутствия внешнеполитической стратегии на Ближнем Востоке и Северной Африке, в регионах, начиная с 2011 г. не прекращается «арабская весна», свергнуты
режимы в Египте, Ираке и Ливии, не прекращается гражданская война в Сирии и разгул экстремистских организаций. США выступают на стороне оппозиционных сил, противопоставляя их легитимно избранным правительствам, что существенно дестабилизирует ситуацию в этих регионах, способствует продовольственному кризису в Африке и подрывает основы безопасности в Афганистане, Сирии, Иране, КНДР. В 2014-2016 гг. произошли важные события на мировой арене в контексте изменения внешней политики США (кризис на Украине и обострение отношений с Россией, войны на Ближнем Востоке с участием радикальных исламских групп, ухудшение отношений с традиционными американскими союзниками Израилем, Саудовской Аравией, Турцией из-за иранской ядерной программы). Изменилась расстановка сил на международной арене, при которой американское лидерство уже не являлось бесспорным. Проект транстихоокеанского инвестиционного партнерства с Азией не реализовался, Китай укрепляет сотрудничество с Россией и продолжает строить военные базы в Южно-Китайском море, что идет вразрез с национальными интересами США в АТР и подрывает созданную американцами систему безопасности в регионе.
Усиление международных позиций России в мире вопреки санкционному режиму и политике изоляции стало еще одним фактором, свидетельствующим в пользу формирования многополярной системы международных отношений. Б. Обаме не удалось осуществить «перезагрузку» американо-российских отношений, «перехватить» дипломатическую инициативу в урегулировании сирийского кризиса и решении иранской проблемы.
Несмотря на размещение элементов ПРО в Польше и Румынии, продвижение Североатлантического альянса на восток с помощью «экспорта демократии», использование НАТО в качестве инструмента давления на Европу, в европейских странах набирают популярность национальные политические силы, выступающие за проведение самостоятельной внешней политики (Вгехк, отставка премьер-министра в Италии, низкая поддержка населения Германии Ангелы Меркель), возобновление диалога с Россией и укрепление основ европейской безопасности.
Библиографический список
1. Бовдунов, А. Критическое направление американской внешнеполитической мысли: Збигнев Бже-зинский и Кристофер Лейн [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// konservatizm.org/ konservatizm/geopolitika/301009113723.xhtml (Дата обращения: 04.08.2016).
2. Сайт Барак Обама: 44-й президент Соединенных штатов Америки [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.barackobama.ru/bio/career/ (Дата обращения: 04.08.2016).
3. Сетевой дайджест о политике и политиках, о государстве и обществе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ladno.ru/person/obama/bio/ (Дата обращения: 04.08.2016).
4. The Inaugural Address, Complete text, Washington D.C., January 20, 2009 / America.gov [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.america.gov/media/pdf/books/obama_speech.pdf#popup (Дата обращения: 04.08.2016).
5. Cooper, H. Welcome to My World, Barack / H. Cooper. The International Herald Tribunes, Global Edition of the New York Times [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.nytimes.com/2008/11 / 16/magazine/ 16rice-t.html?scp=10&sq=16%20november%202008&st=cse (Дата обращения: 04.08.2016).
6. Obama's UN Speech / The Huffington Post, Internet newspaper [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.huffingtonpost.com/2009/09/23/obama-un-speech-text_n_296017.html (Дата обращения: 04.08.2016).
7. Тренин, Д. Стратегия Обамы и интересы России / Д.Тренин / Московский центр Карнеги Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.carnegie.ru/publications/?fa=41029 (Дата обращения: 04.08.2016).
8. Гуткин, М. Обама в ООН провозгласил «новую эру взаимодействия» Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.inosmi.ru/translation/252909.html (Дата обращения: 04.08.2016).
9. Смарт-позиция, «3D» и гибкая дипломатия администрации Обамы / Газета «Женьминь жибао» Электронный ресурс] // Режим доступа: http://russian.people.com.cn/95181/6675672.html (Дата обращения: 04.08.2016).
10. Соловьев, Э.Г. Есть ли у Обамы большая внешнеполитическая стратегия? / Фонд исторической перспективы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www. perspektivy.info/.../jest_li_ u_obamy _ bolshaja_vneshnepoliticheskaja_strategija_2010-02-26.htm (Дата обращения: 04.08.2016).
11. Quadrennial Defense Review Report / US Department of Defense [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.defense.gov/qdr/images/QDR_as_of_12Feb10_1000.pdf (Дата обращения: 04.08.2016).