Научная статья на тему 'Политический лидер Казахстана'

Политический лидер Казахстана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
386
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / КОНСТИТУЦИЯ СТРАНЫ / АССАМБЛЕЯ НАРОДОВ КАЗАХСТАНА / РЕФОРМА / THE PRESIDENTIAL POWER / A DEMOCRATIC WAY OF DEVELOPMENT / POLITICAL SYSTEM / LEGAL SYSTEM / THE COUNTRY CONSTITUTION / ASSEMBLY OF THE PEOPLE OF KAZAKHSTAN / REFORM
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политический лидер Казахстана»

Н.Н. Турецкий,

депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, доктор юридических наук

Политический лидер Казахстана

Становление института президентства в Казахстане

Вопросы становления института президентства в Республике Казахстан, с точки зрения исторического мирового опыта и одновременно с позиций требований правового государства, в казахстанской науке остаются еще малоизученными. До недавнего времени такие исследования отсутствовали в нашей стране по причине того, что сам институт президентства в Республике имеет небольшую историю. Вместе с тем, в настоящее время уже накопилась определенная практика, ряд ученых провели научные исследования государственного строительства, есть основа для сравнительного анализа института президентской власти в Казахстане с учетом рекомендаций юридической науки, теории государства и права, богатого зарубежного опыта в этой области.

По мнению ученых, президентское правление вводится, как правило, для стабилизации политической обстановки. Под предлогом такой стабилизации президентское правление вводится иногда для укрепления позиций одних политических сил и ослабления других. Оно также может быть использовано для прекращения открытой конфронтации политических сил, предотвращения или прекращения гражданской войны, скорейшей ликвидации тяжелых последствий стихийных, военных и техногенных бедствий, эпидемий и т.д.1.

Прежняя система государственного управления в новых казахстанских реалиях не справлялась с поставленными перед ней задачами. Вакуум, образовавшийся в связи с уходом Коммунистической партии с политической сцены, требовал создания эффективной структуры государственной власти.

Исторический старт в республике президентской власти и ее дальнейшего развития берет свое начало с Закона Казахской ССР «Об учреждении поста Президента и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной

1 Касымбеков М.Б. Институт президентства как инструмент политической модернизации. - Астана: Елорда, 2002. - С. 25.

Закон) Казахской ССР» от 24 апреля 1990 г.2, в котором учреждается пост Президента Казахской ССР. Это факт стал важнейшим событием, оказавшим решающее влияние на формирование политической системы независимого государства.

Введение поста Президента в Казахстане свидетельствует о стремлении к демократическому пути развития, становлению цивилизованной политической системы. Вместе с тем, институту президентства в Казахстане изначально были присущи специфические особенности, обусловленные развитием страны, конкретной политической ситуацией, соотношением политических интересов.

Формирование института президентства в Казахстане происходило в условиях глубокого кризиса, который особо остро проявился в экономической сфере. Разрыв традиционных экономических связей, болезненный разлад плановой экономики, явно проявившиеся диспропорции советской экономической структуры привели к резкому падению жизненного уровня населения, нарастанию социального напряжения. Многими политологами отмечается неэффективность деятельности представительных органов, их слабость в решении конкретных вопросов управления государством, отсутствие механизма создания действенных исполнительных структур.

Деятельность Верховного Совета страны во многом носила митинговый характер, а реальная действительность требовала реорганизации государственных органов. В этих конкретно-исторических условиях введение института президентства в Казахстане отражало, с одной стороны, общественную потребность в сильной, стабильной государственной власти, а с другой - демократические ожидания, связанные с всенародно избираемым Президентом.

В октябре 1990 года произошло изменение статуса Президента в связи с принятием

2 Закон Казахской ССР «Об учреждении поста Президента и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» от 24 апреля 1990 г.

Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, в которой установлено положение, что Президент не только глава республики, но и глава высшей исполнительной и распорядительной власти.

Безусловно, новый этап в развитии политической системы независимого Казахстана связан с принятием Конституции Республики Казахстан 1993 года. Основной Закон Казахстана (1993 г.) демонстрирует, прежде всего, усиление исполнительной власти, возглавляемой Президентом, что нашло свое отражение, главным образом, в положении об ответственности Правительства перед Президентом. Вместе с тем, сохранена ответственность Правительства перед Верховным Советом по вопросам исполнения законов3.

Такая система правления имела ряд серьезных недостатков, главным образом проявившихся в конфликте между политическими ветвями власти, что привело к двукратному роспуску законодательного органа. Эффективно функционировать парламентская система может лишь в условиях развитой многопартийности. В Казахстане же процесс создания многопартийной политической системы развивается, к сожалению, сложно. В результате парламент не смог в тот период профессионально работать и обеспечить проведение последовательных экономических реформ.

С аналогичными проблемами сталкивались практически во всех государствах СНГ. Там в условиях, когда парламентская модель не могла работать эффективно, для стабилизации социально-экономического положения своим президентам предоставили на определенный срок чрезвычайные полномочия. Таким образам, можно констатировать, что переход к президентской форме правления, усиление исполнительной власти стал исторически и политически закономерным этапом реформ.

Именно президентская система правле-

3 Научно-правовой комментарий / Под ред. Г. Сапар-

галиева. - Алматы: Жет жаргы, 1998. - С.209.

ния демонстрирует наибольшую эффективность в условиях, когда первостепенной задачей становится задача создания правовой базы политической демократии и рыночной экономики. В период отсутствия парламента глава нашего государства издал 511 указов (132 из них имели силу закона), направленных на оживление экономики путем создания новой нормативной базы, а также на решение жизненно важных вопросов государственного строительства.

В 1995 году была принята новая Конституция страны, в соответствии с которой статус Президента Республики Казахстан состоит из трех важных составляющих. Во-первых, Президент является главой государства; во-вторых, Президент - «арбитр», обеспечивающий взаимодействие и согласованную работу государственных органов, гарант Конституции; в-третьих, глава государства занимает определяющее положение в отношении исполнительной ветви власти. В отличие от Конституции 1993 года президентская власть не сливается с исполнительной властью, а призвана олицетворять государственное единство казахстанского народа4.

Выступая арбитром в системе государственной власти, Президент представляет действенные государственно-правовые институты. Прежде всего, это право роспуска Парламента в определенных Конституцией случаях и ответственность Правительства перед главой государства. Важным фактом в становлении института президентства является Конституционный закон о Президенте Республики Казахстан от 6 мая 1999 года, в котором было внесено существенное дополнение. В главу II «Полномочия Президента Республики Казахстан» включена новая статья 17-1. Этой статьей Парламент впервые на высшем уровне легализовал новую разновидность государственных институтов - государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту республики, а также полномочия главы госу-

4 Конституция Республики Казахстан. Официальное издание. - Алматы, 1995.

дарства в отношении этих структур5. Созданы ряд государственных органов, непосредственно подчиненных Президенту Республики Казахстан. Кроме того, были образованы более десяти комиссий при Президенте Казахстана.

Через институт президентства в стране подлинно демократическим путем решается вопрос межэтнических отношений. Создается Ассамблея народов Казахстана (в 1994 г.), что придало национальной политике государства высокий институциональный уровень, позволивший эффективно разрешать этнические проблемы без излишней их политизации. За годы своей деятельности Ассамблея обсудила важные вопросы социально-политической жизни общества, связанные с дальнейшим развитием казахстанского общества. Новые перспективы развития национальной политики открылись с принятием Положения об Ассамблее народов Казахстана, а затем Стратегии, закрепленной Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года6. При всех своих различных аспектах консолидация общества своей основной целью ставит формирование единой гражданственности для представителей многочисленных этнических и конфессиональных групп Казахстана7. При этом с 2007 года Ассамблея становится закрепленным в Конституции консультативно-совещательным органом, а в октябре 2008 года был принят и Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана».

Обеспечивая согласованное функционирование трех ветвей власти, институт президентства созданием действующих механизмов обратной связи предоставил возмож-

5 Малиновский В.А. Проблемы согласованного функционирования органов государственной власти Республики Казахстан и системы сдержек и противовесов. - Алматы, 2006. - С. 77.

6 Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856 «О Стратегии Ассамблеи народа Казахстана и Положении об Ассамблее народа Казахстана».

7 Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, без-

опасность и улучшение благосостояния всех казах-станцев. Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: Бшм, 1997.

ность для реального диалога власти и общества. Это во многом предопределило гибкость и эффективность всей политической системы, обусловило гражданский мир и политическую стабильность в стране.

Значительный научный интерес представляет вопрос периодизации развития института президентства в Казахстане. Приведем две точки зрения известных политиков Казахстана.

Т.С. Донаков выделяет следующие этапы:

1) апрель-ноябрь 1990 года - с момента учреждения института президентства в Казахстане. Президент фактически обладал лишь статусом избираемого Верховным Советом главы государства в условиях партийно-советской системы государственной власти;

2) ноябрь 1990 - январь 1993 годов. Всенародно избираемый Президент республики стал одновременно и главой исполнительной власти;

3) январь 1993 - август 1995 годов. В первой Конституции Республики Казахстан закреплено совмещение Президентом статуса главы государства и исполнительной власти. Этап характеризуется смешанностью постулатов президентской республики и модели советского государственного устройства, что привело к известным кризисам;

4) с августа 1995 года по настоящее время. В Конституции, принятой на всенародном референдуме, закреплена президентская форма правления, Президент становится всенародно избираемым главой государства, утратив статус главы исполнительной власти. Это дистанцирует Президента от всех ветвей государственной власти, что позволяет ему осуществлять арбитражные функции, обеспечивать ответственность и согласованное функционирование ветвей власти. Практика доказывает оптимальность избранного государственного устройства, близкого к «французской» модели президентской ре-спублики8.

8 Донаков Т.С. Модель президентской республики в Казахстане // Институт президентства в новых независимых государствах: Материалы международной конференции. - Алматы, 6 апреля 2001 г. - Алматы: ИФП МОН РК, 2001. - С. 56-63.

Известный политолог Е.К. Ертысбаев также выделяет 4 этапа в эволюции политической системы Казахстана:

1) этап парламентской республики (апрель-ноябрь 1991 г.), когда исполнительная власть почти полностью оказалась под контролем съездов и Верховных Советов союзных республик. Положение усугублялось тем, что должность Первого Секретаря ЦК Компартии Казахстана доминировала над постом Президента Республики Казахстан;

2) этап «полупрезидентской» республики (ноябрь 1991 - январь 1993 года). Переход к данной системе правления произошел после избрания главы государства на основе прямых всеобщих выборов и принятия Конституции 1993 года, которая, по сути, явилась компромиссом между нарождающимся институтом президентства и старой советско-коммунистической системой Советов;

3) этап президентской республики (январь 1993 - март 1995 гг.), который закончился вторым роспуском казахстанского парламента;

4) с марта 1995 года начинается этап «суперпрезидентской» республики9.

Большой научный интерес представляют исследования академика Г.С. Сапаргалиева, который отмечает, что Конституция Республики Казахстан 1993 года установила «полупрезидентскую» форму правления10. Новая Конституция 1995 года закрепила полную президентскую форму правления. Она выражается в том, что, во-первых, Президент не относится ни к одной ветви государственной власти; во-вторых, Президент выбирается народом и независим от Парламента; в-третьих, Президент наделен широкими полномочиями и может оказывать в соответствии с Конституцией конструктивное влия-

9 Ертысбаев Е.К. Институт президентства как инструмент модернизации посттоталитарных транзитных обществ (на примере Республики Казахстан) // Институт президентства в новых независимых государствах: Материалы международной конференции. - Алматы, 6 апреля 2001 г. - Алматы: ИФП МОН РК, 2001. - С.112-113.

10 Сапаргалиев Г.С. Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий. - 2004. - С. 19.

ние на все ветви государственной власти, на их взаимоотношения, способствуя эффективному осуществлению ими своих полно-мочий11.

В мае 2007 года12 Казахстан осуществил еще один значительный шаг вперед, преобразовав президентскую форму правления в президентско-парламентскую, реализовав тем самым оптимальную модификацию постсоветской политической системы. По мнению Председателя Конституционного Совета Республики Казахстан, поправки в Конституцию позволили сделать серьезный шаг к переходу от президентской формы правления к президентско-парламентской системе13.

Президентско-парламентская форма правления является более демократической. Кроме того, она позволяет интегрировать законодательную и исполнительную ветви власти в единый работающий механизм, основанный на системе сдержек и противовесов, эффективного их взаимодействия. Президент, имеющий весомые полномочия, при этом должен ориентироваться на парламентское большинство и в соответствии с этим строить политику.

Однако ученые высказывают собственную позицию. Так, по мнению Г.С. Сапарга-лиева, происходящая реформа Конституции является существенным, крупным шагом вперед в переходе от президентской формы правления к президентско-парламентской. Но президентская форма правления еще остается, хотя существенные шаги, сделанные в Законе «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», уже свидетельствуют о тенденции перехода, и в этом направлении еще будут немалые трудности и возможные ошибки14.

11 Сапаргалиев Г.С. Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий. - 2004. - С. 19.

12 Законом РК от 21 мая 2007 г. № 254.

13 Рогов И.И. Парламентаризм в Казахстане: состояние и перспективы развития. - Астана, 2008. - С. 31.

14 Сапаргалиев Г.С. Парламентаризм в Казахстане:

состояние и перспективы развития. - Астана, 2008. - С. 40.

На наш взгляд, оставаясь в рамках своих конституционных полномочий, Президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать главные вопросы развития суверенного Казахстана. При этом система взаимоотношений и взаимодействия главы государства с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти - это не застывшая конструкция. Она демонстрирует высокую степень способности к адаптации и совершенствованию в связи с требованиями времени.

Выборы Президента Казахстана

В современном Казахстане трижды проводились выборы Президента и один референдум о продлении срока полномочий Президента Республики Казахстан (выборы: 1991 г., 1999 г., 2005 г. и референдум 1995 г.).

1 декабря 1991 года, после подведения итогов выборов, Н.А. Назарбаев стал первым всенародно избранным Президентом, получив поддержку более 98% казахстанцев, принявших участие в голосовании.

29 апреля 1995 года состоялся референдум по вопросу продления срока полномочий Президента Республики Казахстан. Проголосовали «за» 95,46% избирателей, что стало ярким свидетельством всенародной поддержки реформаторского курса Н.А. Назарбаева.

10 января 1999 года прошли вторые (внеочередные) всенародные выборы Президента Казахстана. Действующий Президент Н.А. Назарбаев победил, получив 79,78% голосов, и остался в должности на следующие 7 лет.

4 декабря 2005 года в Казахстане (в соответствии с Постановлением Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 7 сентября 2005 года) состоялись очередные выборы Президента Республики Казахстан.

Голосование проходило на 9 580 избирательных участках. Из более чем 8 млн 880 тысяч избирателей, включенных в списки избирателей, в голосовании приняли участие око-

ло 6 млн 850 тысяч человек, или свыше 77%. На 1 447 избирательных участках избирателям была предоставлена возможность выбора способа голосования (с помощью электронной избирательной системы или с помощью бумажных избирательных бюллетеней). В день голосования на избирательных участках присутствовало свыше 11 тыс. доверенных лиц кандидатов в Президенты Республики Казахстан; свыше тысячи наблюдателей иностранных государств, международных организаций, представителей иностранных СМИ; 16,5 тыс. наблюдателей от политических партий; более 5 600 - от общественных объединений; около 500 представителей средств массовой информации Республики Казахстан.

В избирательный бюллетень были включены фамилии пяти зарегистрированных кандидатов в Президенты Республики Казахстан.

Голоса избирателей распределились следующим образом:

за Е.А Абылкасымова - 23 252 голоса, или 0,34% голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

за А.М. Байменова - 108 730 голосов, или 1,61% голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

за М.Х. Елеусизова - 18 834 голоса, или 0,28% голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

за Н.А. Назарбаева - 6 147 517 голосов, или 91,15% голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

за Ж.А. Туякбая - 445 934 голоса, или 6,61% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В соответствии со статьей 65 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» считается избранным Президентом Республики Казахстан Назарбаев Нурсултан Абишевич, 1940 года рождения, казах, Президент Республики Казахстан, проживающий в городе Астане15.

15 Официальный сайт Президента Республики Казахстан. http://www.akorda.kz

Политический имидж Назарбаева16

Парень из простой сельской семьи, пройдя многие ступени карьерной лестницы, к неполным 50 годам стал первым руководителем Казахстана.

За рубежом Президента нашей страны рассматривают как политика мирового масштаба, основателя современного Казахстана и реформатора, деятельность которого постоянно направлена на укрепление государственности.

Лидерство президента Н.Назарбаева - это объективная реальность, воспринимаемая как гражданами Казахстана, так и руководителями ведущих государств мирового сообщества.

Высоко оценена политика Президента главой Русской православной церкви патриархом Кириллом, «любой честный наблюда-

16 Назарбаев Нурсултан Абишевич Родился 6 июля 1940 года в селе Чемолган Каске-ленского района Алма-Атинской области. В 1967 г. окончил завод-втуз при Карагандинском металлургическом комбинате.

Доктор экономических наук. Академик Национальной академии наук Республики Казахстан, Международной инженерной академии, Академии социальных наук Российской Федерации. Почетный профессор Казахского государственного национального университета имени Аль-Фараби. Почетный член Белорусской академии наук. Почетный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

С 1960 по 1969 год работал на Карагандинском металлургическом комбинате.

С 1969 по 1973 год - на партийной, комсомольской работе в городе Темиртау Карагандинской области. В 1973-1977 годах - секретарь парткома Карагандинского металлургического комбината. С 1977 по 1979 год - секретарь, второй секретарь Карагандинского обкома партии. В 1979-1984 годах - секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана. С 1984 по 1989 год - Председатель Совета Министров Казахской ССР. В 1989-1991 годах - первый секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана. Одновременно с февраля по апрель 1990 года - Председатель Верховного Совета Казахской ССР. С апреля 1990 года - Президент Республики Казахстан. Председатель Ассамблеи народа Казахстана. Председатель Всемирной ассоциации казахов.

тель отметит роль первого президента страны Нурсултана Назарбаева, который развеял все опасения, связанные с межэтническими и межконфессиональными конфликтами на территории Казахстана» 11.

Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что руководство Казахстана во главе с Н.А.Назарбаевым последовательно следует именно этому пути, пути консолидации общества и достижения общенационального согласия, определяя контуры будущего страны как государства, обеспечивающего равные права и возможности для свободного развития всех народов, населяющих Казахстан.

Эти принципы, заложенные в фундамент демократических преобразований, предопределили успешное выполнение поставленных перед страной задач в сравнительно короткий срок.

В коллективной книге «Елбасы»18 депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан размышляют о разносторонней реформаторской деятельности и многогранной личности Первого Президента - Лидера Нации Н.А. Назарбаева. Авторы книги - это люди, в жизни которых встречи с Нурсултаном Абишевичем сыграли судьбоносную роль.

Спикер Мажилиса Парламента Казахстана У. Мухамеджанов отмечает, что «он, как любой талантливый человек, талантлив во всём. В общении, в музыке, в политике, в дипломатии, в красноречии и т.д. Но истинное его призвание - политика. Он - политик от бога. С мощной харизмой, с безошибочной интуицией, глубоким аналитическим мышлением, ясным предвидением. Являясь руководителем относительно небольшой и ранее никому не известной страны, он стал сегодня политиком мирового масштаба.

Он очень любит музыку, особенно песни. Иногда мне кажется, что если бы он не пошёл

17 Межконфессиональное согласие - основа мира и процветания» // Казахстанская правда. - 2010. - 19 января.

18 Елбасы. Под ред. У. Мухамеджанова. - Астана,

2010. - 256 с.

в политику, то, наверняка, стал бы замечательным певцом. Песен он знает огромное количество - казахских, русских, украинских, татарских, современных. И поёт не для рисовки, не для публики, а задушевно, как бы для себя. Он сразу же становится душой любой компании, причём, не по должности, а по праву. Не давит авторитетом, не глушит, не возвышается над окружающими, а как бы вписывается в компанию. Обладает прекрасным чувством юмора. К каждому находит "ключик", раскрывает, раскрепощает его»19.

Гордость Назарбаева - новая столица Казахстана

Политическим символом и гордостью Казахстана стал его Президент Нурсултан Аби-шевич Назарбаев. А особой гордостью самого Назарбаева является новая столица Казахстана - город Астана (О нём наш журнал уже подробно рассказывал*. - Ред.). Накануне празднования 12-й годовщины столицы, наряду со встречами с большими политиками, Н.А. Назарбаев провел теплую встречу с ровесниками Астаны, детьми, которые родились 6 июля 1998 года - в день рождения новой столицы. Встреча прошла в резиденции Президента Казахстана Ак-Орде.

Столица - один из главных символов стремительно растущей мощи Казахстана, его высокого потенциала. Астана уже получил признание в мире: еще в 1999 году по решению ЮНЕСКО Астану наградили медалью, присвоив статус «Город за Мир». Символом Астаны стал Байтерек, проект которого разработан на основе эскиза Президента. На X международном смотре-конкурсе Байтерек удостоился Гран-при и золотой медали - как лучшее сооружение в странах СНГ. А развлекательный комплекс - океанариум «Думан» занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самое удаленное от мирового океана сооружение подобного рода.

19 Мухамеджанов У.Б. Елбасы. Под ред. У. Мухамеджанова. - Астана. - 2010. - С. 10-15.

* Казахстан на гребне созидания. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - № 2

Астана преображается с каждым днем, становясь городом-садом, растет и стремится в будущее, увлекая за собой всю страну. К 12-й годовщине столицы Казахстана в ней открыт торгово-развлекательный комплекс «Хан Шатры», уникальнейшее сооружение, выполненное известным архитектором Норманом Фостером.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отметил Президент России Дмитрий Медведев, Астана - «город воплощенных надежд. Здесь буквально на глазах формируется новое лицо страны и пишется ее новейшая история, и столица встречает свой праздник значительными достижениями, демонстрируя высокие темпы экономического роста и зрелую социальную политику». Президент России отметил труд казахстанского народа и личную заслугу Президента Нурсултана Назарбаева в строительстве новой столицы. По мнению Д.А. Медведева, Н. Назарбаев вложил в Астану свою душу: «Астана - его родное детище, большой успех и, несомненно, гордость»20.

Его особый статус

По сравнению со всеми другими высшими должностными лицами Президент Казахстана обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Прерогативы главы государства позволяют играть важнейшую роль в общественно-политической жизни Казахстана. За двадцать лет независимости и государственного суверенитета Казахстан прошел сложный путь становления. Сегодня в стране созданы и успешно функционируют все государственные и общественно-политические структуры, присущие светскому демократическому го-

сударству. Казахстан стал лидером всего Центрально-азиатского региона и постсоветского пространства по продвижению реформ во всех сферах жизни.

Оглядываясь назад, мы отмечаем в своей памяти наиболее значимые события и судьбоносные для страны и ее народа решения, принятые главой государства. В их числе, несомненно, принятие в 1995 году действующей Конституции Республики Казахстан, решение о переносе столицы из Алматы, создание Ассамблеи народа Казахстана, принятие Стратегии развития «Казахстан-2030», конституционная реформа 2007 года и многие другие важнейшие решения.

Таможенный союз ЕврАзЭС, в котором также велика роль Республики Казахстан, -новая идея, открывшая для стран-участниц огромные перспективы, в том числе и взаимные инвестиции.

Казахстан - это первая из бывших советских республик страна, которая оказалась во главе крупнейшей структуры безопасности мира - ОБСЕ.

Это динамично развивающаяся страна. Современную историю Казахстана, его успехи, как в международной, так и во внутренней политике народ и международное сообщество справедливо связывают с именем первого Президента Казахстана - Нурсултаном Назарбаевым.

Ключевые слова: президентская власть; демократический путь развития; политическая система; правовая система; Конституция страны; Ассамблея народов Казахстана, реформа.

Keywords: the presidential power; a democratic way of development; political system; legal system; the country Constitution; Assembly of the people of Kazakhstan, reform.

20 Интернет-газета ДНИ.РУ http://www.dni.ru/ polit/2008/7/5/145232.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.