Научная статья на тему 'Политический кризис в Италии и отставка правительства Сильвио Берлускони (ноябрь 2011 г. )'

Политический кризис в Италии и отставка правительства Сильвио Берлускони (ноябрь 2011 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1323
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛЬЯНСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СИЛЬВИО БЕРЛУСКОНИ / МАРИО МОНТИ / ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2008 Г / ПАРТИЯ "НАРОД СВОБОДЫ" / ITALIAN POLITICAL PARTIES / POLITICAL CRISIS / SILVIO BERLUSCONI / MARIO MONTI / RESIGNATION OF GOVERNMENT / ECONOMIC CRISIS OF 2008 / "IL POPOLO DELLA LIBERTA" ("THE PEOPLE OF FREEDOM")

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Потапова Марина Андреевна

В статье рассматривается политическая ситуация в Италии в 2008-2011 гг., когда кабинет С. Берлускони терял поддержку в парламенте и обществе из-за отсутствия серьезных антикризисных мер, а на первый план вышла фигура видного экономиста Марио Монти, который и стал главой нового, «технического, кабинета. Ни правоцентристы, ни левоцентристы не смогли выработать всестороннюю программу по борьбе с кризисом, из-за чего оказались дискредитированы, в парламенте начал формироваться так называемый «центр».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The political crisis in Italy and the resignation of Silvio Berlusconi government (November, 2011)

The article discusses the political situation in Italy in 2008-2011, when the Berlusconi Cabinet lost support in the parliament and in the society due to the lack of serious anti-crisis measures, and to the fore came the figure of an eminent economist Mario Monti, who became head of the new, «technical», Cabinet. Neither the center-right nor center-left failed to develop a comprehensive program to overcome the crisis and were discredited, Parliament began to form so-called «center».

Текст научной работы на тему «Политический кризис в Италии и отставка правительства Сильвио Берлускони (ноябрь 2011 г. )»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2016. № 6

М.А. Потапова

(аспирантка кафедры новой и новейшей истории исторического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ИТАЛИИ

И ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА СИЛЬВИО БЕРЛУСКОНИ

(НОЯБРЬ 2011 г.)

В статье рассматривается политическая ситуация в Италии в 2008— 2011 гг., когда кабинет С. Берлускони терял поддержку в парламенте и обществе из-за отсутствия серьезных антикризисных мер, а на первый план вышла фигура видного экономиста Марио Монти, который и стал главой нового, «технического, кабинета. Ни правоцентристы, ни левоцентристы не смогли выработать всестороннюю программу по борьбе с кризисом, из-за чего оказались дискредитированы, в парламенте начал формироваться так называемый «центр».

Ключевые слова: итальянские политические партии, политический кризис, Сильвио Берлускони, Марио Монти, отставка правительства, экономический кризис 2008 г., партия «Народ свободы».

The article discusses the political situation in Italy in 2008—2011, when the Berlusconi Cabinet lost support in the parliament and in the society due to the lack of serious anti-crisis measures, and to the fore came the figure of an eminent economist Mario Monti, who became head of the new, «technical», Cabinet. Neither the center-right nor center-left failed to develop a comprehensive program to overcome the crisis and were discredited, Parliament began to form so-called «center».

Key words: Italian political parties, political crisis, Silvio Berlusconi, Mario Monti, resignation of government, economic crisis of 2008, «Il Popolo della Liberta» («The People of Freedom»).

* * *

12 ноября 2011 г. правоцентристское правительство Сильвио Берлускони подало в отставку. Это событие стало началом политического кризиса в стране, который длился четыре дня: именно столько потребовалось для формирования нового кабинета. В данной статье будут рассмотрены основные причины, повлекшие за собой отставку кабинета и повлиявшие на назначение преемника.

Ключевой причиной и поводом для отставки правительства во главе с лидером партии «Народ свободы» Сильвио Берлускони стала его неспособность справиться с экономическим кризисом.

* Потапова Марина Андреевна, тел. 8-916-558-88-11; e-mail: potapova.andreevna@ gmail.com

Реалии политической жизни в стране таковы, что редкий кабинет министров властвует все отведенные ему пять лет: досрочный роспуск — практика весьма популярная. Тем не менее, события 2011 г. заслуживают особого внимания по ряду причин. Во-первых, затяжной экономический кризис по-прежнему определяет финансовую политику руководства страны. Во-вторых, правоцентристам во главе с Сильвио Берлускони так и не удалось с тех пор вернуть себе утерянные лидирующие позиции в политической жизни. В-третьих, также интересно значение кризиса в политической истории страны. 2007—2013 гг. — это период важных изменений в партийной структуре Италии: появился так называемый «центр», партии которого провозгласили линию на неприсоединение ни к левоцентристам, ни к правоцентристам; появилась и новая сильная «антипартия»1 — «Движение пяти звезд», привлекшая почти треть голосов избирателей на выборах 2013 г. Изменения затронули и противостояние традиционных противников — правоцентристов и левоцентристов. Кризис власти осенью 2011 г. — один из ключевых эпизодов политической борьбы в Италии, которая еще недавно сводилась к противостоянию двух коалиций.

Политический кризис осени 2011 г. — это 4 дня в ноябре, когда в Италии отсутствовало правительство. 12 ноября премьер-министр подал в отставку, но уже 16 был сформирован новый кабинет под руководством авторитетного экономиста Марио Монти. В кабинет не вошел ни один политик, и потому он был назван «техническим». Чуть больше года «техники» руководили страной — до выборов в конце февраля 2013 г.

История страны знает много случаев, когда глава исполнительной власти, премьер-министр, досрочно оставлял свою должность. Значение политического кризиса 2011 г. определяется совокупностью причин, которые привели к отставке правительства Берлускони, и последствий этого события, наложивших свой отпечаток на современную итальянскую политику. В ходе анализа проблемы были поставлены следующие задачи: осветить проблему экономического кризиса в стране, рассмотреть положение кабинета Сильвио Берлускони, проследить взаимоотношения кабинета с парламентом (в особенности с его нижней палатой), показать мотивацию назначения Марио Монти в качестве главы нового кабинета, а также проанализировать значение кризиса в политической истории

1 «Антипартия» — устоявшийся термин для обозначения итальянских партий, в своей риторике противопоставляющих себя традиционным политическим партиям и отрицающих эффективность их деятельности.

страны. Рамки статьи не позволяют подробно описать положение оппозиции — левоцентристов и центристов, хотя этот вопрос также будет затронут.

Политическая конъюнктура накануне кризиса

Политическая структура современной Италии оформилась в начале 90-х гг., когда не без влияния внешних причин перестали существовать традиционные массовые партии, определявшие жизнь страны после Второй мировой войны. Они распались на множество небольших и средних политических образований, которым в условиях нового избирательного закона, вводившего мажоритарную систему, пришлось объединяться в предвыборные коалиции. К выборам 1994 г. сформировались правоцентристская и левоцентристская коалиции. Левоцентристы считаются наследниками бывших левых партий — некогда крупных Итальянской коммунистической партии, Итальянской социалистической партии, позднее — и Итальянской социал-демократической партии, а также левых из Христианско-демократической партии, на протяжении десятилетий определявшей политическую жизнь в стране. Исторические корни правоцентристов — это консервативное крыло христианских демократов и бывшие маргиналы, такие как «Лига Севера», объединившая сторонников радикального регионализма, и «Национальный альянс», наследник неофашистского Итальянского социального движения2. Несмотря на обилие очевидных программных и идеологических противоречий между партиями правого центра, их всех объединил предвыборный союз с медиамагнатом и владельцем строительной империи Сильвио Берлускони, создавшим в 1993 г. движение «Вперед, Италия» и провозгласившим необходимость защиты страны от «фаланг коммунистов»3.

Тогда же, в начале 1990-х гг., начала явственно проявляться тенденция к падению темпов роста национальной экономики. Эта тенденция совпала по времени со вступлением в силу в 1993 г. Маастрихтского договора, предусматривавшего создание единой валютной зоны Евросоюза4. Нужно было привести итальянскую

2 Подробнее см. также: Белоусов Л.С. Италия / История стран Европы и Америки в XXI в. / Под ред. Л.С. Белоусова. М., 2012; Зонова Т.В., Любин В.Н. Кризис Первой республики: становление новой партийной системы // На перекрестке Средиземноморья: «Итальянский сапог» перед вызовами XXI века / Под ред. Т.В. Зоновой. М., 2011; Левин И.Б. Размышления об итальянском кризисе // Полис. 1995. № 2.

3 Calise M. Il partito personale: I due corpi del leader. GLF: Editori Laterza, 2010. P. 81.

4 A Sectoral Analysis of Italy's Development, 1861—2011 / S. Broadberry, C. Giordano and F. Zollino. Rome, 2011. P. 5-6.

экономику в соответствие с пятью критериями готовности страны к вступлению, в том числе регулирующими размер государственного долга и дефицита бюджета, что представляло серьезную проблему. Правительство было вынуждено сфокусироваться на ней, а начавшаяся стагнация временно отошла на второй план. Всерьез заняться ею стало возможно уже после 1999 г., когда Италия вступила в зону евро. Оживление национальной экономики путем налоговых послаблений и амнистии предприятий, укрывавшихся от налогов, стало одним из пунктов программы правоцентристской коалиции во главе с Берлускони перед удачными для нее выборами 2001 г. Однако для достижения поставленной цели этих мер было явно недостаточно.

Почти все первое десятилетие XXI в., с перерывом в 2006—2007 гг., у власти находился кабинет правоцентристов. В 2008 г. победившая коалиция во главе с Берлускони состояла из четырех партий: «Вперед, Италия», «Национальный альянс» (две партии выступили с единым списком кандидатов «Народ свободы»), «Лига Севера» и небольшая южная партия «Движение за автономию». К тому времени коалицию уже оставил один из старых союзников из бывших христианских демократов — «Союз центра» Пьера Фердинанда Казини. Ранее Берлускони поставил перед «Союзом центра» ультиматум: либо партия выступает в едином списке «Народ свободы», либо покидает правоцентристскую коалицию5. В самом «Союзе центра» уже давно зрело недовольство монополией на власть Берлускони в коалиции, поэтому партия вышла из ее состава, объявив о своей оппозиции правоцентристам.

Создание единого списка кандидатов было шагом в сторону объединения правоцентристов в новую партию во главе с Берлускони, о чем было заявлено в акте о создании предвыборной Ассоциации, подписанном руководством «Вперед, Италии» и «Национального альянса» в феврале 2008 г. Это должно было укрепить коалицию изнутри, а потому любые сомнения и попытки сохранить свою автономную позицию, как в случае с «Союзом центра», расценивались как угроза сплоченности будущего союза. Можно трактовать это и как желание Берлускони выйти на новый политический уровень, попытку перейти от сотрудничества с группой независимых игроков, сопряженного с постоянным поиском компромиссов, к руководству единой правоцентристской партией. Из старых союзников меньше всего готова была поступиться своей

5 Razzi M. Бока ИаНа, в1;ог1а вио1 той: Тга И 21% е И 29%, ша1 соте 1а Dc [Ш-зогее е1ейготсо] / Ьа Repubb1ica. 21.11.2008. — иКЬ: http://www.repubb1ica.it/2008/ 11/sezioni/po1itica/foгza-congгesso/voti-foгza-ita1ia/voti-foгza-ita1ia.htm1

независимостью «Лига Севера» Умберто Босси, чья автономия в политике была нужна для удержания ее круга избирателей, голосовавших за радикальную идею о передаче автономии северным регионам на конституционном уровне. Поэтому ее отказ участвовать в формировании единого предвыборного списка, как и отказ «Движения за автономию», были расценены совершенно иначе, нежели решение «Союза центра».

Сотрудничество в процессе создания единой партии оказалось возможным с «Национальным альянсом» Джанфранко Фини, а также с несколькими маленькими партиями, не имевшими иной возможности получить представительство в парламенте. В конце марта 2009 г. была образована партия «Народ свободы» во главе с президентом Сильвио Берлускони, что было представлено как естественный итог многолетнего сотрудничества двух крупных партий. По сути, «Вперед, Италия» поглотила «Национальный альянс», привнеся свою иерархию и методы управления в новую партию. При анализе устава «Народа свободы» нельзя не обратить внимание на его сходство с уставом бывшей партии Берлускони. Сохранялась вертикаль власти, а также отсутствие какого-либо противовеса роли президента в партии. Функции нескольких ключевых органов власти дублировались, судя по всему, для того, чтобы лучшим образом интегрировать бывших членов «Национального альянса» и создать условия для диалога внутри партии6. Накануне образования «Народа свободы» Джанфранко Фини только приветствовал такое единство: на последнем конгрессе «Национального альянса» 22 марта 2009 г., где партия прекратила свое существование, он заявил, что не будет стремиться создать «течение» из своих сторонников в новой партии7. Но союз дал трещину, едва ему минул год.

Основная причина разногласий на уровне официальной полемики лежала в неготовности руководства партии к пресловутому диалогу и в отсутствии значимых результатов политики правящего кабинета, среди первых лиц которого было мало представителей бывшего «Национального альянса». Сыграло роль и недовольство сторонников Фини широкими уступками «Лиге Севера» Умберто Босси — довольно требовательному и в своей публичной риторике

6 Paolucci C. Lo Statuto del PDL: Confronto con gli statuti dei partiti costituenti, AN e FI — Presentazione / Istituto De Gasperi. — URL: http://www.istitutodegasperi-emilia-romagna.it/pdf/relazione_Paolucci.pdf

7 Fiammeri B. An confluisce nel Pdl. Fini: "No alle correnti" [Risorse elettronico] / Il sole 24 ore. 22.03.2009. — URL: http://www.ilsole24ore.com/art/SoleOnLine4/Italia/ 2009/03/fini-an-congresso-pdl.shtml?uuid=8c9e3162-16e6-11de-bbf5-a8e44cd1b89c&Doc RulesView=Libero

непостоянному союзнику кабинета. Большинство законодательных инициатив кабинета он называл результатом соглашения «Народа свободы» с «Лигой Севера»8.

Помимо недовольства уступками «Народа свободы» «Лиге» на севере страны, Джанфранко Фини также оспаривал политическую линию партии на юге9. На Сицилии в ноябре 2009 г. после затяжного конфликта группы депутатов с центральным аппаратом партии в региональной Ассамблее образовалась самостоятельная группа «Народ свободы — Сицилия». Этот эпизод продемонстрировал нежелание и неспособность национального руководства из числа бывших членов «Вперед, Италия» примиряться с инициативой рядовых сторонников в регионах. Фини, как бывший лидер партии традиционного типа, поощрявшей инициативу «снизу», открыто отстаивал интересы «Народа свободы — Сицилия» и настаивал на поиске компромисса.

Конфликт между Берлускони и Фини обострился после того, как в конце марта 2010 г. на региональных выборах «Народ свободы» значительно уступил свои позиции «Лиге» на севере страны. 22 апреля на заседании Национального управления партии в ходе оживленной дискуссии между двумя лидерами, переросшей в скандал, впервые был поставлен вопрос о несовместимости их позиций в рамках одной партии. Под конец заседания большинством голосов был принят документ, заключавший, что существование различных «течений» в партии противоречит ее сущности10. Наметился раскол, но не все бывшие члены «Национального альянса» поддержали идею выхода из новой партии: большинство, как и бывший сторонник и видный деятель Игнацио Ла Русса, сочли ее слишком радикальной. В итоге выгоды от союза для «Вперед, Италия» значительно превышали выгоды для сторонников Фини: партия под руководством Берлускони расширила круг своих избирателей, не изменив своей политической линии. Новая парламентская группа во главе с Фини была создана только в августе, когда число его сторонников достигло 33 человек в Палате депута-

8 "Pdl fotocopia leghista, Sud deluso": Fini riapre il confronto nel partito [Risorse elettronico] // Corriere della Sera. 09.06.2009. — URL: http://www.corriere.it/politica/ speciali/2009/eleziom/notizie/verderemi_090609_cf793b8e-54bd-11de-b645-00144f02aabc. shtml

9 Bei F. Lo strappo definitivo di Gianfranco: "Rimanere cosi non é piú dignitoso" // La Repubblica. 15.04.2010. — URL: http://www.repubblica.it/politica/2010/04/15/ news/strappo_fmi_berlusconi-3380004/

10 Documento Pdl, in tredici votano contro: "Servire il popolo, no alle correnti" // Corriere della Sera. 22.04.2010. — URL: http://www.corriere.it/politica/10_aprile_22/ documento-finale_e9dbe748-4e30-11df-b72f-00144f02aabe.shtml

тов и 10 в Сенате11. Фракция получила название «Будущее и свобода для Италии».

Выходом из партии сторонников Фини дело не ограничилось. Оставалась неразрешимой ситуация на Сицилии, а потеря трех десятков мест в Палате депутатов для правительства оказалась серьезным ударом. Поэтому в начале декабря 2010 г. оппозиция объединилась и собрала подписи своих депутатов под требованием о вынесении вопроса о доверии кабинету на голосование в парла-менте12. Перед голосованием 14 декабря 2010 г. премьер-министр, по словам Фини, лично обзвонил бывших сторонников из «Будущего и свободы», но тогда результаты показали, что даже не все действующие депутаты от «Народа свободы» готовы поддержать кабинет, не говоря уже о перешедших в оппозицию вместе с Джан-франко Фини13.

Лидерство Берлускони в партии было неоспоримым, но политическая линия правоцентристского правительства вызывала все больше вопросов у его соратников. Ситуация усугублялась по мере ухудшения экономического положения в стране. Даже на уровне внутрипартийной риторики значительное место уделялось популистским заявлениям о борьбе партии за свободу рынка, за ослабление налогового бремени, за создание условий для процветания предпринимательства, а также о необходимости большей сплоченности сторонников «Народа свободы»14. Еще годом ранее Джан-франко Фини критиковал министра экономики Джулио Тремонти, члена «Народа свободы», за его неготовность выносить вопрос об экономической линии правительства на открытую дискуссию в партии и коалиции15. Судя по волне недовольства в рядах партии осенью 2011 г., эта проблема осталась нерешенной. Помимо окончательного выхода из партийных рядов группы членов сицилийского отделения, осенью еще несколько депутатов «Народа свободы» перешли в другие депутатские группы. Каждый случай сопровож-

11 Berlusconi—Fini, sfida sui numeri // Corriere della Sera. 31.07.2010. — URL: http://archiviostorico.corriere.it/2010/luglio/31/Berlusconi_Fini_sfida_sui_numeri_ co_9_100731009.shtml

12 Terzo polo, via libera alla mozione di sfiducia, Fini: "Berlusconi si dimetta prima del 14" // La Repubblica. 02.12.2010. — URL: http://www.repubblica.it/politica/2010/ 12/02/news/governo_il_terzo_polo_verso_mozione_di_sfiducia_comune-9759482/

13 Camera, Berlusconi ce la fa fiducia per tre voti in piu' // La Repubblica. 14.12.2010. — URL: http://www.repubblica.it/politica/2010/12/14/dirette/diretta_fiducia_marted-10165275/

14 Наглядным примером может быть выступление Анжелино Альфано на конгрессе партии в день его вступления в должность партийного секретаря 1 июля 2011 г.: Consiglio nazionale: Il discorso di Angelino Alfano // Il popolo della libertà. — URL: http://www.pdl.it/notizie/21086/consiglio-nazionale

15 Bei F. Op. cit.

дался пристальным вниманием СМИ, депутаты давали подробные интервью, а мотив озвучивался один — отсутствие реальных результатов действий правительства, неспособность решать насущные проблемы страны16. Парламентское большинство правоцентристов оказалось под угрозой, уже и видные депутаты от партии высказывались в пользу добровольной отставки правительства17. Экономический кризис в Италии стал непростым испытанием для Сильвио Берлускони как в роли главы кабинета, так и в роли президента партии «Народ свободы», также переживавшей не лучшие времена.

Последний ключевой союзник кабинета — «Лига Севера», никогда не отличался большой лояльностью, и весь 2011 г. руководство «Лиги» в публичных выступлениях подчеркивало исключительно практическое отношение к союзу с «Народом свободы». Лидеры партии не скрывали, что поддержка кабинету будет оказываться ровно до тех пор, пока Берлускони в состоянии обеспечивать законодательным начинаниям и конституционным притязаниям «Лиги Севера» одобрение парламентского большинства. По итогам неудачных для коалиции региональных выборов в мае 2011 г. стало ясно, что если кабинет будет расформирован, то это только сильнее подорвет доверие избирателей к «Лиге Севера»18. Тем не менее, руководство партии отказалось поддержать правительство, когда встал вопрос о необходимости принять такие непопулярные меры, как повышение пенсионного возраста и уменьшение расходов на медицину. При этом необходимо отметить, что сотрудничество в рамках коалиции было выгодно обеим партиям, а потому обилие критики со стороны «Лиги Севера» носило скорее популистский характер19. Но из-за отсутствия единства мнений по важным вопросам правящая коалиция выглядела перед

16 В сентябре группу покинул Санто Версаче, о чем можно прочитать в статье: Il Fatto Quotidiano: \fersace lascia il Pdl e va nel gruppo Misto: "Altri 15 deputati" pronti a lasciare // Il Fatto Quotidiano. 29.09.11. — URL: http://www.ilfattoquotidiano.it/2011/ 09/29/versace-lascia-il-pdl-e-va-nel-gruppo-misto-altri-15-deputati-pronti-a-lasciare/ 160920/ Громким стал случай требования отставки Берлускони группой депутатов из 6 наиболее старых и именитых членов «Вперед, Италия»: Ecco la lettera degli scontenti del Pdl // Il Sole 24 Ore. 03.11.2011. — URL: http://www.ilsole24ore.com/art/ notizie/2011-11-03/ecco-lettera-scontenti-101303_PRN.shtml

17 Бывший министр экономического развития Клаудио Скайола и бывший министр внутренних дел Джузеппе Пизану также публично критиковали действия кабинета по выходу из кризиса, хотя и не оставили членство в партии: Di Caro P. La fronda di Pisanu e Scajola: L'idea di un Berlusconi bis // Corriere della Sera. 07.10.2011. — URL: http://www.corriere.it/politica/11_ottobre_07/pisanu-scajola-berlusconi-bis-dicaro_ de729908-f0a3-11e0-a040-589a4a257983.shtml

18 Зонова Т.В., Любин В.Н. Указ. соч. С. 39-40.

19 БелоусовЛ.С. Указ. соч. С. 195-196.

гражданами непрочной и неспособной оперативно решать насущные проблемы, несостоятельной в борьбе с экономическим кризисом в стране.

Главными соперниками правительственного большинства на политическом поле оставались левоцентристы. Нужно отметить, что левоцентристский полюс еще не так давно отличался особой организационной аморфностью. После распада крупных левых партий на рубеже 1980-1990-х гг., немалая часть полюса представляла собой мелкие движения и партии. Осенью 2007 г. путем объединения двух самых крупных игроков («Партии левых демократов» и «Маргаритки») была создана Демократическая партия, но она практически сразу оказалась не у дел. К тому времени левоцентристы были скомпрометированы досрочно расформированным правительством Романо Проди 2006—2008 гг., ведь одной из главных причин его падения были накопившиеся противоречия между партиями полюса. Наступило длительное затишье в жизни крупнейшей левоцентристской партии, когда она пыталась вновь привлечь к себе голоса избирателей в ходе региональных выборов.

В 2011 г. в Демократической партии шло активное обсуждение и поиск политической стратегии, в том числе линии поведения фракции в парламенте и привлечение союзников из числа других партий. В Палате депутатов левоцентристы подвергали нещадной критике правительство и из раза в раз голосовали против правительственных мероприятий по выходу из экономического кризиса. Левоцентристы не были готовы представить свою программу, и объединяющим их фактором во-многом оставалось неприятие Сильвио Берлускони, что делало их позицию в парламенте весьма неконструктивной. При этом и в Демократической партии накапливалось немало разногласий по целому ряду вопросов. Один из самых ярких примеров — это течение «роттаматори» — «сдающих в утиль», набравшее силу в октябре 2011 г. В главе его стоял будущий премьер-министр Маттео Ренци, провозгласивший необходимость обновить руководство Демократической партии. Основным препятствием для формирования левоцентристами своей программы по выходу из кризиса было отсутствие единства взглядов на этот счет как в Демократической партии, так и в коалиции в целом.

Правительственные меры в отношении экономического кризиса

Хотя бывшие члены партии «Народ свободы» критиковали правительство за бездействие в кризисной для страны ситуации, кабинет пытался бороться с дефицитом бюджета и падением экономического роста. Первые антикризисные меры принимаются уже

в ноябре 2008 г.: временно отменялось налогообложение на поощрительные выплаты работникам с низким доходом, а также вводилась так называемая «социальная карта» на покупку продуктов питания и оплату электроэнергии для поддержки наиболее бедных семей. Но из-за тяжелой ситуации с государственным долгом были введены новые налоговые сборы, что, по оценке ряда экспертов, нивелировало значение социальных мер20. В течение 2009 г. было принято два декрета и план бюджетных расходов на следующий год: вводились дополнительные меры по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, государственная поддержка бизнеса в закупке транспортных средств, а для финансового обеспечения этих программ вводились дополнительные сборы на инвестиции. В соответствии с требованиями принятого в ЕС Пакта о стабильности и развитии в июле 2010 г. кабинет скорректировал план расходов на ближайшие годы, чтобы постепенно уменьшить разрыв между дефицитом бюджета и годовым ВВП страны. С этой целью были сокращены в первую очередь социальные расходы, что снизило эффективность ранее принятых нововведений21. В 2011 г. под давлением международных финансовых институтов было принято сразу несколько правительственных декретов — в мае, июле и августе, но их судьба в парламенте была печальнее, чем у предшествующих. Кабинет предлагал в очередной раз сократить расходы на содержание государственного аппарата, ввести облегченное налогообложение для определенных категорий предприятий, принять ряд мер по борьбе с безработицей и распространением краткосрочных трудовых договоров, а также ввести дополнительные акцизы на бензин. Но около половины статей не прошли обсуждения в парламенте и были исключены из финальных версий законов.

Нужно уточнить, что большинство законопроектов по экономическому развитию и выходу из кризиса, принятых с 2008 по 2011 г., были правительственными декретами, а, значит, принимались до начала обсуждения в Парламенте. Это можно объяснить сильным сопротивлением, с которым там сталкивалась правительственная антикризисная политика. К тому же дебаты по экономическим вопросам, нередко сопряженным с социальной политикой, всегда затягивались, а четко ограниченные сроки обсуждения правительственного декрета значительно ускоряли этот процесс. Но нередко это оборачивалось и тем, что в условиях растущего сопротивления

20 Borghi E. L'impatto delle misure anti-crisi e la situazione sociale e occupazione — Italia // Comitato economico e sociale europeo — Gruppo di lavoratori. — URL: http:// www.eesc.europa.eu/resources/docs/italie-it.pdf

21 Ibid. P. 5.

правительству от первоначального текста декрета оставалось совсем немного, что и произошло в 2011 г. при кабинете Берлускони.

Принимаемые меры затрагивали только отдельные стороны жизни общества. Системность в действиях правительства можно проследить только в вопросах социальной политики и борьбы с безработицей, но и там в ограниченных масштабах. Поэтому действия кабинета Берлускони были расценены как несвоевременные и недостаточные для решения проблем.

Итальянский экономический кризис, который берет свое начало, как уже говорилось выше, в 1990-х гг., серьезно усугубился из-за мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. В 2009 г. дал о себе знать долговой кризис стран еврозоны. К 2011 г. в крайне сложном положении находились Греция, Испания, Португалия и Ирландия. Тогда же государственный долг Италии по долгосрочным и краткосрочным обязательствам достиг 2 триллионов евро22. Если поделить этот долг на все население страны, то каждый гражданин оказывался должен внутренним и внешним кредиторам около 37 тысяч евро23. Правительству Берлускони нужно было переходить к решительным и непопулярным мерам, но ни одна из коалиций не была достаточно крепка и устойчива, чтобы выработать программу действий, которая устраивала бы всех ее участников. Если проследить повестку заседаний Палаты депутатов за 2011 г.24, то можно заметить, что в ней в начале года эта проблема практически не встречается. На уровне публичной риторики проблема экономического кризиса диверсифицировалась: вопрос стагнации экономики часто упоминался отдельно от вопроса государственного долга и дефицита бюджета. В первый раз в 2011 г. проблема урезания государственных расходов появилась в повестке дня Палаты депутатов только в конце апреля, когда министерством экономического развития по требованию Евросоюза была составлена программа развития национальной экономики с задачей достижения к 2014 г. профицитного бюджета. Обсуждение этой программы депутатами заняло всего один день — быстрые темпы для итальянских политиков, и тогда же она была одобрена с небольшим перевесом голосов25. В дальнейшем задача сокращения расходов в публичной риторике в большинстве случаев будет связываться именно с требо-

22 Jones E. Il governo Berlusconi e la crisi del debito sovrano // Politica in Italia: i fatti dell'anno e le interpetazioni. Edizione 2012. Il Mulino, 2012. P. 187.

23 Информация с сайта: ItaliaOra.org.

24 Повестка дня публикуется на официальных сайтах Сената и Палаты депутатов.

25 Seduta del 28 aprile 2011. N 469 // Camera dei deputati. XVI Legislatura. Atti parlamentari dell'Assemblea. Roma, 2011. — URL: http://www.camera.it/_dati/leg16/ lavori/stenografici/sed469/v000.htm

ваниями Евросоюза. Гораздо больше самих итальянцев беспокоило снижение темпов экономического роста, хотя дефицит бюджета существенно ограничивал возможности по борьбе с рецессией26.

Такое отношение общества можно объяснить двумя особенностями итальянской политической жизни. Во-первых, это активный популизм деятелей, особенно свойственный представителям правоцентристского блока, в частности — Сильвио Берлускони и Ум-берто Босси. Феноменальный успех Сильвио Берлускони на выборах 1994 г., пришедшего в политику всего за несколько месяцев до своей победы, в немалой степени был связан с его манерой общения с избирателями — новой для республиканской Италии. 90-е годы были эпохой популярности референдумов, и политик в своих выступлениях, обычно по телевидению, предлагал избирателям ту же бинарную логику, что и бюллетени всенародного голосования: выбор между двумя четко очерченными опциями27. В непростой период перемен он выдвигал простые решения, объясняющие людям, кто из кандидатов враг, а кто — друг28. Берлускони рисовал картину светлого будущего страны, расцвета «предприятия "Италия"»29 в случае победы его коалиции. Отказаться от этой риторики в пользу объяснения необходимости очередного роста налогов для Берлускони означало поставить под угрозу свой позитивный, оптимистичный имидж, за который его полюбили избиратели.

Во-вторых, растущий государственный долг и бюджетный дефицит давно перешли в разряд «перманентных» проблем, оставшихся еще с тех времен, когда центральное место в политической жизни принадлежало Христианско-демократической партии. В 1992 г., когда был подписан Маастрихтский договор, государственный долг впервые превысил отметку в 100% от ВВП, а дефицит годового бюджета — 11%30. Усилиями многочисленных кабинетов к 1999 г. была решена проблема вступления страны в зону евро, но исключительно благодаря «тонкости» в тексте договора, позволяющей присоединиться не только при соответствии размера долга нужным параметрам, но и в случае быстрых темпов его сокращения. К тому же казначейство и прочие финансовые институты умело управляли долговыми обязательствами государства: средний срок выплаты

26 БелоусовЛ.С. Указ. соч. С. 200.

27 Calise M. Op. cit. P. 65.

28 Ibidem.

29 Colarizi S. Storia politica della Repubblica: partiti, movimenti e istituzioni (1943— 2006). Roma; Bari, 2007. P. 293.

30 Cerniglia F. La spesa pubblica in Italia: articolazioni, dinamica e un confronto con gli altri paesi. — Universita' Cattolica del Sacro Cuore, 2005. P. 3. — URL: http://centri-diricerca.unicatt.it/cranec_crn0601.pdf

долга составлял 7 лет, никаких проблем с кредиторами страна не имела31. Поэтому европейские партнеры долгое время смотрели сквозь пальцы на огромный долг Италии.

Таким образом, к началу политического кризиса в 2011 г. Италия уже почти 20 лет существовала с национальным долгом, превышающим 100% ВВП, причем последние десять лет у власти находились оптимистически настроенные правоцентристы, уделявшие больше внимание проблеме ускорения экономики. Очевидно, что для перехода к решительным мерам по борьбе с затянувшимся бюджетным дефицитом требовался новый сильный импульс, и этот импульс был получен извне.

Во-первых, стали гораздо более настойчивыми требования руководства ЕС принять план санации экономики, к которым присоединились и европейские финансовые институты32. Во-вторых, Италия потеряла доверие глобального финансового рынка. В конце мая 2011 г., когда в стране еще вовсю обсуждались итоги прошедших административных выборов, одно из крупнейших рейтинговых агентств 81апёагё&Рооге оценило перспективы экономического развития Италии как «негативные». В дальнейшем ситуация только ухудшалась. За первую неделю июля 2011 г. резко упала доходность государственных ценных бумаг Италии. Осенью разрыв в доходности между ценными бумагами Италии и Германии, взятой за эталон экономического роста и стабильности, еще больше увеличился. Как считали наблюдатели из международных финансовых структур, попытки кабинета изменить ситуацию под давлением ЕС были запоздалыми и недостаточными, а потому не привели к успокоению рынка. Вследствие падения доходности государственных облигаций сократились возможности кредитования страны. К тому же вариант рефинансирования становился все менее доступным по мере того, как Евросоюз тратил все больше средств для спасения других стран-должников33. Государственную бюджетную политику, которая долгие годы была дефицитной, следовало в срочном порядке пересмотреть.

Общественная реакция и отставка кабинета Сильвио Берлускони

К осени 2011 г. Берлускони лишился поддержки своих основных союзников по коалиции, и легитимность кабинета оказалась под вопросом. В новых условиях кабинет уже с трудом мог рассчи-

31 Jones E. Op. cit. P. 182.

32 Любин В.П. Парабола Сильвио Берлускони, 1994—2014: 20 лет феномена итальянской жизни // Итальянская республика в меняющемся мире. Доклады Института Европы. № 306 / Под ред. А.А. Язьковой. М., 2014. С. 135.

33 Jones E. Op. cit. P. 185.

тывать на большинство голосов в парламенте для принятия решений по выводу экономики страны из кризиса. Неспособность правительства пойти на решительные меры стала к тому времени очевидной. Из этой ситуации могло быть два возможных выхода: назначение досрочных выборов, которые потенциально привели бы к победе левоцентристов, или назначение «технического» правительства. На выбор пути решающее влияние оказали особенности и происхождение экономического кризиса в Италии, о которых говорилось выше.

В октябре 2011 г. обстановка в стране накалялась: все чаще стали проходить уличные протесты и забастовки профсоюзов. Не обходилось и без столкновений между демонстрантами разных политических взглядов, а также между демонстрантами и полицией34. Однако оппозиция в лице левоцентристов была не настолько сильна, чтобы по-настоящему возглавить протестное движение и направить его в конструктивное русло. Поэтому предложение левоцентристов переизбрать кабинет, подразумевающее их последующую победу на выборах в условиях «биполярности» и формирование ими правительства, осенью 2011 г. уже представляло собой сомнительную альтернативу созданию «технического» кабинета во главе с Ма-рио Монти. Досрочные выборы не решили бы проблему слабости правительства, и с начала осени 2011 г. назначение «технического» кабинета стало уже вопросом времени.

К августу 2011 г. открыто начала обсуждаться фигура Марио Монти как потенциального главы «технического» правительства. Марио Монти — авторитетный экономист, президент престижного университета Боккони, в прошлом — комиссар по вопросам конкуренции Евросоюза. Он также был регулярным автором передовых статей популярного ежедневного издания "Corriere della Sera", где высказывал свою точку зрения на текущую экономическую и политическую ситуацию в стране. 7 августа 2011 г. вышла его статья под названием «Иностранная власть»35, где он писал о том, что все последние ключевые решения по развитию экономики Италии были приняты под диктовку международных финансовых институтов и Евросоюза. Монти утверждал, что в стране установилась власть «наднационального технического правительства», подсказывающего решения сохранившим свои полномочия итальянским

34 Gualerzi V. Roma e gli indignati: ostaggio dei violenti, la manifestazione trasforma in guerriglia // La Repubblica.it. 15.10.2011. — URL: http://www.repubblica.it/politica/ 2011/10/15/news/giornata_indignati-23296034/

35 Monti M. Il podestà forestiero // Corriere della Sera.it. 07.08.2011. — URL: http:// www.corriere.it/editoriali/11_agosto_07/monti-podesta_1a5c6670-c0c4-11e0-a989-def-f7adce857.shtml

министрам36. Статья имела огромный успех. Потенциальный кандидат в премьер-министры открыто осудил действия кабинета и встретил широкую поддержку экономистов и финансистов. Марио Монти уже не в первый раз получил предложение возглавить правительство: еще в 1994 г. с этой просьбой к нему обращались левоцентристы, «Лига Севера» и президент Скальфаро37. Тогда он ответил отказом, так же рассчитывал поступить и в 2011 г., о чем заявил в августе в интервью на телеканале TG538.

Кандидатура Монти вызвала немало споров среди традиционных политических игроков. Но со временем она встретила одобрение со стороны бывших союзников кабинета, а именно Пьера Фердинанда Казини («Союз христианских демократов») и группы «Будущее и свобода для Италии» Джанфранко Фини. Более крупные партии, рассчитывавшие сформировать новый или оставить прежний кабинет (каждый рассуждал в свою пользу), дольше сохраняли скептическое отношение к идее «технического» правительства во главе с Монти39. Но, так или иначе, создание нового кабинета для оппозиции было вопросом времени, как бы Берлускони ни пытался дискредитировать эту идею в глазах общественности, делая оптимистичные заявления и подчеркивая глобальную составляющую кризиса40.

2 ноября президент республики Джорджо Наполитано провел переговоры на эту тему с премьер-министром Сильвио Берлускони, его заместителем Джанни Летта, главой Демократической партии Пьером Луиджи Берсани и главой «Союза христианских демократов» Пьером Фердинандом Казини. Берсани и Казини высказали готовность принять участие в формировании «ответственного правительства» под руководством «техника», например Марио Монти41. Влияние партии «Народ свободы» заметно упало в это время, из-за накопившихся разногласий ее фракцию в нижней палате Парламента оставили несколько депутатов, под угрозой оказалось сохранение ею большинства.

36 Ibidem.

37 Scacchioli M. Da Berlusconi a Monti, la drammatica estate 2011 tra spread e rischi di bancarotta // La Repubblica.it. 10.02.2014. — URL: http://www.repubblica.it/politica/ 2014/02/10/news/estate_2011_spread_berlœconi_bce_monti_governo_napolitano-78215026/

38 Ibidem.

39 Guerzoni M. Crisi, la ricetta Monti scuote e divide la politica // Corriere della Sera. 8.08.2011. P. 9.

40 Crisi, Berlusconi anticipa la manovra // La Repubblica. 05.08.2011. — URL: http://www.repubblica.it/politica/2011/08/05/news/berlusconi_tremonti-20084707/ Подробнее также: Зонова Т.В., Любин В.Н. Указ. соч. С. 40.

41 Breda M. Da oggi giro di consultazioni al Quirinale: il presidente tenta l'ultima mediazione // Corriere della Sera. 2.11.2011. P. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На начало ноября было запланировано обсуждение последних декретов кабинета Берлускони по бюджету и стабилизации финансовой ситуации в стране, подготовленных в соответствии с рекомендациями Евросоюза. В первых числах месяца, когда уже стала очевидна неизбежность назначения «технического кабинета», Берлускони заявил, что добровольно подаст в отставку после обсуждения декретов в Парламенте42. 12 ноября депутаты одобрили принятие декретов 380 голосами «за» и всего 26 «против»: крупнейшая оппозиционная партия — Демократическая партия не участвовала в голосовании43. Из стимулирующих экономику мер можно назвать следующие: в экспериментальном порядке вводился режим «нулевой бюрократии», призванный упростить и сделать прозрачной систему государственного обслуживания населения, поощрительные меры для компаний, нанимающих на длительный срок молодежь44, отменялась нижняя граница оплаты специалистов ряда профессий и учреждалось несколько фондов социальной поддержки населения. Большая часть мер затрагивала борьбу с государственным долгом, в том числе повышение пенсионного возраста в последующие годы, сокращение расходов на государственные институты, распродажа неиспользуемой государственной недвижимости45.

9 ноября президент республики Джорджо Наполитано назначил Марио Монти пожизненным сенатором за «заслуги в научной и социальной областях»46. 12 ноября, после принятия декрета о стабилизации бюджета, Сильвио Берлускони снял с себя полномочия премьер-министра. На следующий день Марио Монти принял должность председателя правительства и взял на себя обязанность его сформировать. Разгорелись ожесточенные дебаты о том, кто должен войти в его состав. На вопрос, будут ли в правительстве не только «техники», но и политики, Монти расплывчато ответил, что

42 Berlusconi: "Mi dimetto dopo il Ddl stabilitá" // La Repubblica. 08.11.2011. — URL: http://www.repubblica.it/politica/2011/11/08/dirette/voto_rendiconto-24625105/

43 Dopo il Senato anche la Camera approva i decreti di bilancio e stabilitá // La Repubblica. 12.11.11. — URL: http://www.repubblica.it/economia/2011/11/12/news/camera_ approva_il_decreto_di_stabilit-24896231/

44 Безработица среди молодежи 20—30 лет по некоторым оценкам достигает в Италии от 30 до 50% в зависимости от региона (Зонова Т.В., Любин В.Н. Указ. соч. С. 37).

45 Dopo il Senato anche la Camera approva i decreti di bilancio e stabilitá...

46 Napolitano nomina Mario Monti senatore a vita // Corriere della Sera. 09.11.2011. — URL: http://www.corriere.it/politica/11_novembre_09/maiio-monti-senatore-a-vita_87ba0e7c-0aff-11e1-8371-eb51678ca784.shtml

хочет видеть в нем «представителей большинства слоев общества»47. «Народу свободы» присутствие политиков в кабинете было бы невыгодно, поскольку к тому времени стало окончательно ясно, что никто из представителей блока в него не войдет. Практически вся бывшая оппозиция выразила свою однозначную поддержку будущему правительству48.

В конечном счете новое правительство, представленное президенту 16 ноября, было сформировано исключительно из «техников», беспартийных. Это стало логичным итогом того многолетнего печального опыта, когда кабинет, состоявший из представителей победивших коалиций, был больше озабочен своим политическим имиджем и обеспечением поддержки в парламенте, чем нуждами страны. 18 ноября Палата депутатов проголосовала за вынесение вотума доверия «техническому» правительству с 556 голосами «за» и всего 61 «против»49. Министрами в основном стали функционеры с большим опытом работы в переданной им сфере. Например, министры Энцо Миланези, Андреа Риккарди и Джулио ди Сант-Агата, отвечавшие за участие Италии в мировой политике, имели широкий релевантный опыт, министром обороны стал Джампаоло Ди Паола, перешедший с поста президента военного комитета НАТО; многие министры были известны в итальянской научной среде и имели опыт работы на значимых государственных должностях. Некоторые из беспартийных министров кабинета Монти впоследствии вошли в кабинет Энрико Летта, сформированный по результатам выборов 2013 г.

Политический кризис осени 2011 г. обнаружил неспособность двух коалиций преодолеть внутренние разногласия и выработать программу по решению экономических проблем в непростое для страны время. Назначение «технического» кабинета, возглавляемого человеком, далеким от партийной борьбы, — практика, появившаяся в Италии в начале 1990-х гг. Тогда новая партийная структура общества еще только формировалась, а перед страной уже стоял серьезный вызов — подготовиться к вступлению в единую валютную зону Евросоюза. Так, «техническим» кабинетом называют кабинет Ламберто Дини (1995—1996 гг.), в прошлом генерального директора Банка Италии. Нередко определение «технический» используют и в отношении кабинета Карло Адзельо Чампи (1993—1994 гг.), когда

47 Monti: "Un governo fino al 2013. L'indispensabile l'appoggio dei partiti" // Corriere della Sera. 14.11.2011. — URL: http://www.corriere.it/politica/11_novembre_14/ monti-via-consultazioni_aa09ef80-0e9a-11e1-98bb-351bac11bfea.shtml

48 Ibidem.

49 Seduta del 18 novembre 2011. N 551 // Camera dei deputati. XVI Legislatura. Sta-bilimenti tipografici Carlo Colombo, 2011. P. 58.

впервые в политической истории Итальянской республики правительство возглавил беспартийный. Возвращение к этой практике в виде «технического» правительства Марио Монти было вызвано потерей доверия общества к традиционным политическим игрокам. В ответственный для Италии момент правоцентристская коалиция оказалась неспособна проводить в жизнь непопулярные меры, а левоцентристская не выработала никакой альтернативной программы.

Пьер Фердинандо Казини еще в августе 2011 г. говорил о том, что страна фактически возвращается к ситуации двадцатилетней давности50. Приведем отрывок из его речи в Палате депутатов от 3 августа 2011 г.: «В этом зале я пережил 1992 и 1993 гг. Это был конец не какой-то политической партии, но целого политического периода, эпохи, и я чувствую, что есть множество аналогий между сегодняшним днем и той эпохой. Я не верю, что сегодня наступает закат, сумрак только для кого-то одного, или для чего-то одного, или для политической формулы. Это конец эпохи, которому мы должны соответствовать, если хотим остаться на высоте, с дополнительной ответственностью и серьезностью, каждому как подобает и где подобает, без приспособленчества»51. Ощущение конца этапа политического развития способствовало проведению параллелей между Марио Монти и Карло Адзельо Чампи, чье правительство, по сути, завершило переход к новой расстановке сил, основанной на противостоянии двух коалиций.

К августу 2010 г. на политической карте страны вырисовался «центр», состоявший из «Альянса за Италию» Франческо Рутелли, вышедшего из состава Демократической партии, «Союза христианских демократов» Пьера Фердинанда Казини и «Будущего и свободы за Италию» Джанфранко Фини. Именно появление центристских партий с их способностью к диалогу и отказом от черно-белых парадигм стало первым признаком обновления партийной структуры, существовавшей почти 20 лет. Жесткое противостояние левоцентристов и правоцентристов в Италии потеряло свою актуальность, оно оказалось не слишком эффективным, что наглядно показал политический кризис осени 2011 г. Еще один признак этого — появление «антипартии» «Движения пяти звезд» Беппе Грилло, противопоставившей себя всем историческим политическим игрокам и чрезвычайно успешно выступившей на выборах 2013 г. Ее успех

50 Seduta del 3 agosto 2011. N 512 // Camera dei deputati. XVI Legislatura. Atti parlamentan dell'Assemblea. Discussioni dal 27 luglio al 3 agosto 2011. Vol. 102. Stabilimenti tipografici Carlo Colombo, 2011. P. 29.

51 Ibid. P. 28.

был признаком глубокого разочарования итальянцев в традиционных политических игроках.

В 1990-х гг. основу для деления партийной структуры общества на две коалиции заложило отношение к коммунизму, но вскоре этот фактор отошел на второй план, несмотря на то что продолжал активно использоваться в риторике правоцентристских лидеров. Своеобразие репутации харизматичного Берлускони, его феноменальный успех на выборах 1994 г. и откровенный конфликт интересов в его деятельности как предпринимателя и как политика не одни выборы превратили в своеобразный референдум «да Берлускони» — «нет Берлускони», особенно если учесть отсутствие политика такого же веса у оппонентов52. Поэтому деление партий на две коалиции в начале 1990-х гг. исследователи53 часто связывают с появлением этого незаурядного политического лидера, задававшего тон деятельности как своих союзников, так и противников в течение почти 20 лет. Биография Сильвио Берлускони — это история целеустремленного человека, способного оправиться от политических неудач, однако, после роспуска правоцентристского правительства осенью 2011 г. он пока еще не смог вернуть себе прежние позиции.

Появление центристских партий стало признаком конца биполярного периода развития итальянской политики. Со временем снизился и накал непримиримой борьбы между правоцентристами и левоцентристами: 18 января 2014 г. новый лидер Демократической партии Маттео Ренци сделал значительный шаг навстречу и провел переговоры с Сильвио Берлускони о сотрудничестве в процессе разработки и принятия конституционных преобразований. Досрочная отставка кабинета Берлускони в 2011 г. стала важным эпизодом развития современной партийной структуры страны, а назначение правительства Монти — своеобразной вехой, позволившей ряду исследователей и публицистов говорить о начале периода Третьей республики в Италии.

Список литературы

1. Белоусов Л.С. Италия / История стран Европы и Америки в XXI в. / Под ред. Л.С. Белоусова. М., 2012.

52 Colarizi S. Op. cit. P. 319; Bosco A., McDonnell D. Introduzione. Da Berlusconi a Monti: default dei partiti? // Politica in Italia: I fatti dell'anno e le interpretazioni. Edi-zione 2012. Il Mulino, 2012. P. 43-45.

53 Ibid. P. 205; Mammarella G. L'Italia di oggi: storia e cronaca di un ventennio 1992— 2012. Il Mulino, Bologna. 2012. P. 185; Ceccarini L., Diamanti I., Lazar M. Fine di un ciclo: la destrutturazione del sistema partitico italiano // Politica in Italia: I fatti dell'anno e le interpretazioni. Edizione 2012. Il Mulino, 2012. P. 64.

2. Зонова Т.В., Любин В.Н. Кризис Первой республики: становление новой партийной системы // На перекрестке Средиземноморья: «Итальянский сапог» перед вызовами XXI века / Под ред. Т.В. Зоновой. М., 2011.

3. Левин И.Б. Размышления об итальянском кризисе // Полис. 1995. № 2.

4. Любин В.П. Парабола Сильвио Берлускони, 1994—2014: 20 лет феномена итальянской жизни // Итальянская республика в меняющемся мире. Доклады Института Европы. № 306 / Под ред. A.A. Язьковой. М., 2014.

5. A Sectoral Analysis of Italy's Development, 1861—2011 / S. Broadberry, C. Giordano and F. Zollino. Rome, 2011.

6. Calise M. Il partito personale: I due corpi del leader. GLF: Editori Laterza, 2010.

7. Colarizi S. Storia politica della Repubblica: partiti, movimenti e istituzioni (1943-2006). Roma; Bari, 2007.

8. Mammarella G. L'Italia di oggi: storia e cronaca di un ventennio 19922012. Il Mulino, Bologna. 2012.

9. Paolucci C. Lo Statuto del PDL: Confronto con gli statuti dei partiti costi-tuenti, AN e FI — Presentazione // Istituto De Gasperi. — URL: http://www. istitutodegasperi-emilia-romagna.it/pdf/relazione_Paolucci.pdf

10. Politica in Italia: I fatti dell'anno e le interpretazioni. Edizione 2012 / A cura di A. Bosco e D. McDonnell. Il Mulino, 2012.

Поступила в редакцию 29 июня 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.