Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФОРМИЗМ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ РАМКАХ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА'

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФОРМИЗМ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ РАМКАХ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тоталитаризм / общество / феномен конформизма / политический конформизм / идеология / пропаганда / Totalitarianism / society / conformism phenomenon / political conformism / ideology / propaganda

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мысовских Лев Олегович

В статье рассматриваются особенности проявления феномена конфор-мизма в условиях тоталитарного общества. Определяется роль идеологии в тоталитар-ном государстве. Конформное поведение членов общества рассматривается в рамках устройства системы отношений между властью и обществом, а также через влияние идеологии на общественные процессы. Идеологический конформизм представляется как одна из сильных сторон тоталитарного государства в борьбе со своими противни-ками. Автор статьи приходит к выводу о том, что идеология выступает в качестве гла-венствующего фактора в фундировании правомерности тоталитарного режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL CONFORMISM AS THE NECESSITY OF HUMAN EXISTENCE WITHIN THE IDEOLOGICAL FRAMEWORK OF A TOTALITARIAN STATE

The article discusses the peculiarities of the manifestation of the phenomenon of conformity in a totalitarian society. The role of ideology in a totalitarian state is determined. Conformal behavior of members of society is considered within the framework of the struc-ture of the system of relations between the government and society, as well as through the influence of ideology on social processes. Ideological conformity is presented as one of the strengths of the totalitarian state in the fight against its opponents. The author of the article comes to the conclusion that ideology acts as the dominant factor in funding the legitimacy of the totalitarian regime.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФОРМИЗМ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ РАМКАХ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА»

УДК 177

DOI 10.24147/1812-3996.2023.28(1).20-24

ПОЛИТИЧЕСКИМ КОНФОРМИЗМ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ РАМКАХ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА

Л. О. Мысовских

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия

Информация о статье

Дата поступления 27.10.2022

Дата принятия в печать

19.12.2022

Дата онлайн-размещения

27.06.2023

Аннотация. В статье рассматриваются особенности проявления феномена конформизма в условиях тоталитарного общества. Определяется роль идеологии в тоталитарном государстве. Конформное поведение членов общества рассматривается в рамках устройства системы отношений между властью и обществом, а также через влияние идеологии на общественные процессы. Идеологический конформизм представляется как одна из сильных сторон тоталитарного государства в борьбе со своими противниками. Автор статьи приходит к выводу о том, что идеология выступает в качестве главенствующего фактора в фундировании правомерности тоталитарного режима.

Ключевые слова

Тоталитаризм, общество, феномен конформизма, политический конформизм, идеология, пропаганда

POLITICAL CONFORMISM AS THE NECESSITY OF HUMAN EXISTENCE WITHIN THE IDEOLOGICAL FRAMEWORK OF A TOTALITARIAN STATE

L. O. Mysovskikh

Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia

Article info

Received 27.10.2022

Accepted

19.12.2022

Available online

27.06.2023

Keywords

Totalitarianism, society, conformism phenomenon, political conformism, ideology, propaganda

Abstract. The article discusses the peculiarities of the manifestation of the phenomenon of conformity in a totalitarian society. The role of ideology in a totalitarian state is determined. Conformal behavior of members of society is considered within the framework of the structure of the system of relations between the government and society, as well as through the influence of ideology on social processes. Ideological conformity is presented as one of the strengths of the totalitarian state in the fight against its opponents. The author of the article comes to the conclusion that ideology acts as the dominant factor in funding the legitimacy of the totalitarian regime.

Феномен конформизма имеет атрибуты своего выражения в условиях тоталитарного общества. Для показа особенностей феномена конформизма в условиях тоталитаризма разберем модель взаимоотношения подчинения и господства, а также вопрос идеологии, как оружия власти. Таким образом, в данной статье конформизм будет трактоваться как

лояльность к власть имущим и готовность подчиняться. Также необходимо обратить внимание на становление идеологической принадлежности человека, возможности сотрудничества творчества и идеологии, а также союза художников, в том числе творческих журналистов, и тоталитарной власти с целью создания идеологических произведений искус-

ства. Например, в теориях Э. Дюркгейма и П. Бурдье представлен вывод, что «феномен конформизма может применяться как действенный способ лавирования художника между теми или иными проблемами, не требующий моральной оценки со стороны исследователя» [1, с. 62].

Тоталитарным мы считаем общество, где общественная жизнь полностью оказывается под тотальным государственным контролем. В тоталитарном государстве власти предержащие управляют экономикой и социальной сферой, регулируют деятельность политических и гражданских институтов. Не является исключением и художественная сфера, к которой относятся в том числе средства массовой информации, также находящаяся под тотальным контролем государства, которое пользуется абсолютным авторитетом и может вторгаться в деятельность, как частных лиц, так и деятелей искусства или любой иной сферы.

Во «Всемирной энциклопедии. Философия ХХ век», в статье, посвященной тоталитаризму, предлагается такое определение: «понятие, обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности» [2, с. 780]. Из той же статьи можно узнать, что в 1952 г. делегаты международного политологического форума приняли решение понимать под тоталитаризмом «закрытую и неподвижную социокультурную и политическую структуру» [2, с. 781], характерной особенностью которой является контроль, осуществляемый общим центром над любой деятельностью человека и общества - от рождения и воспитания собственных детей до трудовой деятельности каждого индивида, функционирования всех предприятий и организаций, а также распределения производимых товаров и услуг.

Задача идеологии состоит в том, чтобы придать легитимность тоталитарному режиму. Задача искусства в тоталитарном обществе заключается в том, чтобы состоять на службе идеологии. Недаром советским людям были хорошо знакомы слова Владимира Ильича Ленина, считавшего, что важнейшими из искусств являются кино и цирк по степени влияния на людей. В годы правления советской власти на службе у господствующей идеологии состояла целая плеяда талантливейших деятелей из самых разных областей искусства, но, в первую очередь, на ум приходят литераторы, например, такие, как: Максим

Горький и Владимир Маяковский, Александр Серафимович и Николай Островский, Алексей Толстой и Валентин Катаев, Дмитрий Фурманов, Александр Фадеев, Константин Симонов и мн. др. советские идеологи от творчества.

Идеологические определения могут оказаться неоднородными, тем не менее, идеология имеет ключевое значение, даже когда теоретический смысл идеологического курса не согласовывается с его воплощением на практике. Упомянутая энциклопедия относит к тоталитарным государствам «Германию эпохи нацизма, Советский Союз эпохи сталинизма, фашистскую Италию, КНР эпохи Мао Цзэдуна» [2, с. 781]. При этом в названных тоталитарных режимах можно отчетливо проследить значительные различия. Например, между советским и фашистским режимами. Советская идеология пропагандировала строительство бесклассового общества, основанного на теоретических концепциях Маркса, Энгельса и Ленина. В основе фашизма лежит расовая теория, или научный расизм, где утверждается превосходство одних рас над другими. Фашистская идеология основывается на воззрениях философа Джованни Джентиле - теоретика итальянского фашизма. Советское государство, пытавшееся построить общественные отношения, основываясь на идеях Ленина, Маркса и Энгельса, стремилось к социальным изменениям, которые должны были привести к полному исчезновению имущественного неравенства между людьми. В этом нельзя найти даже зерна тоталитаризма. Наоборот, государство должно было со временем исчезнуть, так как его функции стали бы попросту ненужными. Фашизм -это совершенно иной случай. Цель фашизма - создание общества с жесткой иерархией, основой которой служит расовая теория. Таким образом, в фашистской идеологии тоталитаризм заложен изначально в отличие от советской идеологии.

Размышляя над утопическим «Государством», которое сконструировал в своих теориях Платон, наделив его всеми признаками тоталитаризма, выдающийся философ ХХ в. Карл Поппер в качестве противовеса тоталитарным идеям называет открытое общество. Поппер предлагает следующую установку: «магическое, племенное или коллективистское общество мы будем именовать закрытым обществом, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения - открытым обществом» [3, с. 218]. Тоталитарному обществу можно противопоставить общество демократическое, так как Поппер считает, что открытое общество

должно быть либерально-демократическим. Закрытое же общество Карл Поппер считает коллективистским, обладающим общими целями, позиционирующим всех его членов в качестве одной большой семьи, как это пыталось представить, например, советское соцреалистическое искусство. А выразителем воли такого народа, естественно, является государство. Открытое общество противоположно закрытому, прежде всего, в связи с тем, что в его основе лежит индивидуализм. Таким образом, в открытом обществе личность автономна, а в закрытом - нет.

Теперь проанализируем специфику феномена конформизма в тоталитарном обществе. Существующий политический режим определяет особенности конформного поведения членов общества, во-первых, степенью влияния идеологии на общественные процессы, а во-вторых, устройством системы отношений между властью и обществом. Особенностью тоталитарных государств является то, что в них идеология отождествляется с властью, полностью находясь на службе у существующего режима. В свою очередь власть вкладывает в идеологическую деятельность все необходимые для ее существования ресурсы. Идеология имеет установку на упрощение. Не является исключением и идеология политическая, которая выступает в качестве тривиальной системы взглядов. Одной из задач идеологии в тоталитарном обществе является охват максимального числа общественных групп, что успешно и достигается за счет упрощения. В свою очередь искусство служит одним из эффективных инструментов, позволяющих охватить максимальное число общественных групп, а художники выступают в качестве мастеров, прекрасно владеющих данным инструментом.

Известный миру под прозвищем Великий кормчий, председатель коммунистической партии Китая Мао Цзэдун придавал огромное значение идеологии и пояснял ее важность следующим образом: «Мы стоим за активную идеологическую борьбу, так как она представляет собой оружие, при помощи которого достигается внутреннее сплочение партии и других революционных организаций, обеспечивающее их боеспособность» [4, с. 40]. По мнению Мао Цзэдуна, использование данного оружия является прямой обязанностью каждого истинного коммуниста. Таким образом, социальная конформность мыслится изначально встроенной в саму сущность тоталитарного государства. Нередко идеология даже не стремится скрывать свою сущность, а напротив, позиционирует себя как истинное мировосприятие, заменяя социальную действительность.

При этом идеологический конформизм является одной из сильных сторон тоталитарного государства в борьбе с любыми противниками.

Первый президент Болгарии, доктор философских наук Желю-Желев в своей книге «Фашизм. Тоталитарное государство» развивает мысль о том, что в тоталитарном государстве идеологию необходимо рассматривать как неотъемлемую его часть и государственную монополию, обладающую исключительным правом на распространение и интерпретацию какой бы то ни было информации. По мнению Желева, постоянное воздействие на народные массы идеологии, особенно в совокупности с террором, превращает нормальных людей в армию фанатиков, способных на совершение поступков, далеко выходящих за рамки человеческой морали и нравственности. Мощь идеологии «настолько неограниченна, что она может создавать вторую "действительность"» [5, с. 233]. В тоталитарном обществе преобладает единственная идеология, которая требует от каждого члена общества ее абсолютного принятия, что автоматически означает и принятие тоталитарного режима. В тоталитарном государстве цель идеологии как раз и состоит в том, чтобы любыми способами внушения сформировать это принятие. Взгляды, оппозиционные официальной идеологии, подвергаются всяческим ограничениям, вплоть до репрессивных действий со стороны силовых государственных структур. Таким образом, в тоталитарном государстве политический конформизм можно определить как некритическое принятие тоталитарного режима.

В тоталитарных обществах политическая идентичность личности является максимально простой, находясь в рамках дихотомии - «за» или «против» господствующего режима. Оппоненты тоталитарного режима автоматически становятся его врагами, а, следовательно, и врагами общества, принимающего этот режим. Исключением не являются и те случаи, когда несогласие выражается по отношению к частным случаям социальной действительности, которые не имеют прямого отношения к идеологической или политической сфере. Возможна и такая ситуация, когда степень идеологического воздействия на социум столь велика, что самые незначительные общественные вопросы могут перейти в сферу политических, накаляя таким образом ситуацию в обществе. Например, в СССР годы советской власти характеризовались тотальным контролем со стороны государства над любыми способами распространения массовой информации, произведений искусства,

культурной деятельностью и духовной жизнью советских граждан.

Таким образом, мы приходим к заключению, что склонность индивида к принятию тоталитарной идеологии является признаком, указывающим на то, что ему присущ политический конформизм, который является определенным типом социального поведения.

В тоталитарном государстве отсутствуют какие бы то ни было правомерные, с точки зрения данного государства, возможности противостояния правящему режиму, а, следовательно, идеология, противоположная официальной, в принципе невозможна. В результате в тоталитарном государстве невозможно и существование так называемой «системной» оппозиции. В таких условиях главным врагом тоталитарной власти становится оппозиция «внесистемная». Например, в Советском союзе в качестве «внесистемной» оппозиции выступали диссиденты, деятельность которых, а соответственно, и борьба с ними, была наиболее активной в годы правления Леонида Ильича Брежнева. Советские диссиденты не обладали какой-либо единой идеологией. Они могли придерживаться либерально-демократических ценностей, либо быть марксистами, но трактовать учение Карла Маркса не так, как это было установлено идеологами Коммунистической партии Советского Союза. Общим для диссидентов было то, что они отвергали официальную советскую идеологию.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что идеология выступает в качестве главенствующего фактора в фундировании правомерности тоталитарного режима, где немаловажную роль играют в том числе и художники, находящиеся на службе идеологии. Степень чувствительности индивида к воздействию идеологии тоталитарного государства зависит от комплекса причин, так как социум в целом становится склонным к принятию тоталитарного устройства при наличии установленных положений. Например, Ханна Арендт в книге «Истоки тоталитаризма» утверждает, что в качестве одного из подобных положений выступают структурные социальные перемены, произошедшие в прошлом веке в различных обществах, а также «массы» как социальная категория. Арендт считает, что тоталитаризм способен развиться в любом обществе, если массы стремятся к политической организации. По мнению основопо-ложницы теории тоталитаризма, «массы соединяет отнюдь не сознание общих интересов, и у них нет той отчетливой классовой структурированности, которая выражается в определенных, ограниченных и достижимых целях. Термин "массы" применим

только там, где мы имеем дело с людьми, которых по причине либо их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе» [6, с. 414]. Таким образом, из мыслей Арендт можно сделать вывод, что неструктурированность масс выступает в качестве главного условия, способствующего развитию тоталитарного общества. При этом тоталитарная власть может применять видимые демократические элементы для реализации своих целей.

Ханна Арендт считает, что толпу и массы объединяет факт их существования «вне всех социальных сетей и нормального политического представительства» [6, с. 418]. Однако массы, в отличие от толпы, не перенимают автоматически правила и нормы, узаконенные правящей элитой, но искажают и перемешивают нормы различных классов относительно социальных явлений, потому что «жизненные стандарты массового человека обусловлены не только и даже не столько определенным классом, к которому он однажды принадлежал, сколько всепроникающими влияниями и убеждениями, которые молчаливо и скопом разделяются всеми классами общества в одинаковой мере» [6, с. 418]. Иными словами, скрепляющей субстанцией между различными общественными классами является идеология, точнее, те ее установки, которые принимаются всеми классами. Таким образом, размышления Арендт приводят нас к выводу, что массам присущ конформизм. Человек становится наиболее чувствительным к влиянию идеологии, когда его вырывают из общественных отношений. Именно поэтому основной характеристикой массового человека являются не злоба или невежество, а его отчуждение от общества, т. е. «нехватка нормальных социальных взаимоотношений» [6, с. 422]. Итогом такого социального отчуждения становится ситуация, когда индивид устанавливает собственную политическую принадлежность, основываясь на идеологии и обнаруживая свой конформизм. В книге Эриха Фромма «Здоровое общество. Догмат о Христе» можно обнаружить мысль, где автор в качестве общего для различных тоталитарных режимов называет тот факт, «что они предложили изолированному индивиду новое убежище и безопасность. Эти системы создали условия для высшей степени отчуждения. Человека вынуждают почувствовать себя бессильным и незначительным, его приучают мысленно переносить все свои силы на вождя, государство, "отечество", которым он должен подчиняться и которых он

Вестник Омского университета 2023. Т. 28, № 1. С. 20-24

-ISSN 1812-3996

должен обожать. Он бежит от свободы в новое идолопоклонство» [7, с. 272].

Приведение всех человеческих ценностей к идеологическому единообразию порождает развитие конформизма во всем обществе. Политический конформизм в тоталитарном обществе является необходимостью существования человека в таком обществе. Эта необходимость определяется отсутствием возможности развития «системной» оппозиции и вообще какого-либо «системного» противовеса существующему тоталитарному режиму. Для художника в тоталитарном обществе конформизм стано-

вится способом существования в творческой среде, который дает ему право заниматься делом своей жизни. Невозможность выражения альтернативных взглядов в пределах самого тоталитарного общества служит благоприятной почвой для развития общественного конформизма. Таким образом, проявление феномена конформизма в тоталитарном обществе прослеживается достаточно четко: в условиях отсутствия противопоставления личности государству, идеологии и обществу, это «способ примириться, согласиться, принять, оправдать то, что опыт, разум, вкус и совесть не позволяют сделать» [8].

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. МысовскихЛ. О. Феномен конформизма во французской социологии культуры // Вестн. Моск. гос. унта культуры и искусств. 2021. № 3 (101). С. 58-63.

2. Всемирная энциклопедия. Философия ХХ век. М. : Аст, 2002. 976 с.

3. Поппер К. Открытое общество и его враги. М. : Феникс, 1992. Т. 1. 525 с.

4. Мао Цзэдун. Избр. произв. Т. 2. М. : Изд-во ин. лит., 1953. 476 с.

5. Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. М. : Новости, 1991. 334 с.

6. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М. : ЦентрКом, 1996. 672 с.

7. Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. М. : АСТ : Транзиткнига, 2005. 571 с.

8. Конформизм: добровольно или принудительно : Круглый стол // Искусство кино. 2014. № 8.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Мысовских Лев Олегович - магистр философии, аспирант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 620083, Россия. г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51; e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Mysovskikh Lev Olegovich - Master of Philosophy, PhD Student, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, 51, pr. Lenina, Yekaterinburg, 620083, Russia; e-mail: levmisov@ yandex.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Мысовских Л. О. Политический конформизм как необходимость существования человека в идеологических рамках тоталитарного государства // Вестн. Ом. ун-та. 2023. Т. 28, № 1. С. 20-24. Р01: 10.24147/1812-3996.2023.28(1).20-24.

FOR QTATIONS

Mysovskikh L. O. Political conformism as the necessity of human existence within the ideological framework of a totalitarian state. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2023, vol. 28, no. 1, pp. 2024. DOI: 10.24147/1812-3996.2023.28(1).20-24. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.