Макарова О.С.
23.00.02 Политические институты,
процессы и технологии
Political institutions, processes and technologies
DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-2-23-28
УДК 32
Формальные признаки тоталитаризма -их позитивное и негативное определение
О.С. Макарова ©
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Е-mail: [email protected]
Аннотация. В представленной статье изучается проблематика формирования тоталитарного государственного (политического) режима как одной из форм диктатуры. Проводится анализ особенностей научного изучения тоталитарного режима в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Выявляются наиболее важные атрибутивные черты тоталитарного режима, в которых проявляется его природа, что и составляет важнейшую цель исследования. Тоталитарный политический режим имеет длительную историю существования. Предметом специального научного изучения он стал только XX в. В современной научной литературе он связывается главным образом с идеологиями фашизма, коммунизма и исламизма. Выявлено, что тоталитарный политический режим представляет собой особую идеологическую конструкцию, соединенную с практикой осуществления государственной власти при которой насилие является ординарным методом государственного управления. Идеология осуществления государственной власти, ее целей и задач в тоталитарном режиме опирается на определенную научную базу. В отличие от диктатуры тоталитаризм опирается не только на авторитет конкретного вождя, но и особую научную методологию реализации государственной власти, лежащую в основе действующих в стране законов не связанных с личностью того или иного конкретного правителя. Закрепляется единство личности, правящей партии и государства. Тоталитаризм является сложной категорией практики организации и осуществления государственной власти. Мобилизация ресурсов общества ради достижения целей его развития в ущерб, интересам различных общественных групп, включая и представителей правящей элиты, позволяет достигать значительных результатов в социально-экономическом развитии. В результате коммунистические режимы пользовались значительной популярностью в ряде государств. Но в то же время закономерным является и итог крушения данных режимов. Бесчеловечность в достижении поставленных целей и рассмотрение человека не как субъекта, а как объекта для государственной власти неизбежно снижают их популярность.
Ключевые слова: диктатура, закон, единство нации, насилие, государство, политический режим, тоталитаризм, партия, расизм, эгалитаризм, фашизм
DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-2-23-28
Formal signs of totalitarianism -their positive and negative definition
O.S. Makarova1, 2 ©
Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
Institute of history Saint Petersburg state University, Saint Petersburg, Russian Federation
Е-mail: [email protected]
Abstract. This article examines the problems of forming a totalitarian state (political) regime as a form of dictatorship. The author analyzes the features of the scientific study of the totalitarian regime in the works of domestic and foreign researchers. The most important attribute features of the totalitarian regime are revealed, in which its nature is manifested, which is the most important goal of the study. The totalitarian political regime has a long history of existence. It became the subject of special scientific study only in the XX century. In modern scientific literature, it is associated mainly with the ideologies of fascism, communism and Islamism. It is revealed that the totalitarian political regime is a special ideological structure connected with the practice of exercising state power in which violence is an ordinary method of state administration. The ideology of the implementation of state power, its goals and objectives in a totalitarian regime is based on a certain scientific basis. Unlike dictatorship, totalitarianism relies not only on the authority of a particular leader, but also a special scientific methodology of implementation of state power, underlying the country's existing laws are not associated with the personality of a particular ruler. The unity of the individual, the ruling party and the state is consolidated. Totalitarianism is a complex category of practice of organizing and exercising state power. The mobilization of society's resources to achieve its development goals at the expense of the interests of various social groups, including representatives of the ruling elite, allows us to achieve significant results in socio-economic development. As a result, Communist regimes enjoyed considerable popularity in the USSR, China, and other countries. But at the same time, the result of the collapse of these regimes is also natural. Inhumanity in achieving the set goals and considering a person not as a subject, but as an object for state power inevitably reduce their popularity.
Keywords: dictatorship, law, unity of the nation, violence, state, political regime, totalitarianism, party, racism, egalitarianism, fascism
ВВЕДЕНИЕ. КОНЦЕПЦИИ ТОТАЛИТАРИЗМА
На протяжении многовековой истории самые разные народы неоднократно сталкивались с тиранией и различными формами диктатуры. Например, Древний Рим и Юлий Цезарь, средневековая Флоренция и семья Медичи и др. Но самое широкомасштабное распространение эти тоталитарные явления получили в XX в. В связи с угрозой возрождения тоталитаризма в современном мире представляется актуальным его изучение.
В работе были использованы труды ученых, общественных и политических деятелей Х1Х-ХХ вв. а которых проводится анализ форм и методов осуществления государственной власти, общественной стратификации, пропаганды, смены политических элит и др. Использовались как общенаучные, так и специально-юридические методы исследования, включая юридической формализации, сравнительного правоведения и др. Провидится изучение диктаторских и тоталитарных режимов как их крайней формы развития на примере Италии, Германии, СССР и др.
Автор статьи проанализировала взгляды различных историков и политологов, изучив отдельные исследования (статьи, монографии). В материале текста за основу взяты самые значимые страны. В общем и целом, этот труд направлен на рассмотрение формальных признаков тоталитаризма - их позитивное и негативное определение. В качестве самого яркого примера негативного определения тоталитаризма изучен научный труд Х. Арендт «Истоки тоталитаризма». Х. Арендт впервые в мировой истории проанализировала сущность тоталитаризма.
Концепция «тоталитаризма» в исторической науке вызывает особый интерес и противоречия. Российский и английский политолог А.П. Цыганков отмечает, что многие авторитеты в политической науке стараются избегать оперирования данным термином [1: 182].
Прилагательное «тоталитарный» (политический режим) появилось в 1923 г. в публицистике итальянских либералов Д. Амандолы и П. Гобетти. Впервые понятие «тоталитаризм» применили социалисты Италии. В 1922 г. к власти пришел Б. Муссолини, ярый противник
Макарова О.С.
марксизма. Именно он устроил в Италии государственный переворот, установив фашистский режим. Термин «тоталитаризм» стал популярным сразу после выступления Б. Муссолини, которое состоялось 22 июля 1925 г. Б. Муссолини прославлял «тоталитарное государство» и провозгласил фашизм как государство-абсолют. Он использовал данное понятие в позитивном смысле.
Некоторые итальянские историки были убеждены, что Б. Муссолини свое государство считал тоталитарным. Но есть и обратные точки зрения, например, согласно А. Аквароне, цель тоталитарного режима Б. Муссолини - «полное единение общества в рамках государства» - не была доведена до финального завершения. Де Феличе описывал фашизм как «несостоявшийся тоталитаризм» [2: 76].
Современные политологи разных стран в своих трудах уверяют, что Б. Муссолини убедил мировую общественность в том, что тоталитарные идеи преобразовали итальянское государство и значительно изменили в лучшую сторону жизнь итальянского народа. Он провозгласил Италию сильной и развитой страной. Классовый мир, царящий в Италии, должен только способствовать развитию цивилизации. Все эти факты определяли жизнь и быт итальянцев на основе корпоративной культуры, что подразумевало отказ от личной свободы индивида. Затем в 1932 г. была опубликована «Доктрина фашизма». Она была написана итальянским философом Дж. Джентиле в соавторстве с Б. Муссолини. Они считали, что фашизм базируется на триединстве: личности, правящей партии и тоталитарном государстве. Б. Муссолини утверждал, что фашистское государство включает в себя все ценности - истолковывает, развивает и осуществляет любую деятельность человека [3: 109]. Необходимо отметить, что идея фашизма предполагала единство нации и резкое отрицала разделение общества на классы. Доктрина «тоталитаризма» имела надклассовый «народный» характер [4: 146].
Результатом всех этих убеждений имело место быть самое первое определение тоталитаризма (от поздне-лат.: totelitas - весь, целый, полный). Тоталитаризм -антигуманная общественно-политическая система, которая ради определенных целей своих создателей стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества и всеми сторонами жизни каждого индивида [5: 357].
Тоталитаризм на политико-правовом поле вырос из веры в возможность математически организовать всю жизнь общества. Тоталитарные режимы пользовались большой поддержкой народа, так как утверждали абсолютность моральных ценностей и убеждали в необходимости человека максимально совершенствоваться. Большие скопления людей «связывали себя по рукам и ногам», поддерживая партию. Толпа возводили идола на пьедестал, при этом мечтала о свободе. Эта масса боготворила и боялась своего лидера, любила и ненавидела одновременно.
Тоталитаризм не стремился уничтожать высшие человеческие ценности и идеалы, но он убивал духовные и физические основы жизни, истребляя всех «неправильных людей» государственной системы. Тоталитаризм и всеобщее стремление к счастью виделись еди-
ным механизмом. Собственно говоря, эта система была особой стратегией жизни самой личности. Индивид сознательно ее избрал и слился с общей массой. Немецкий теоретик тоталитаризма Г. Майер утверждает, что «тоталитаризм увлекает людей верой в революционную необходимость, которая дает им ощущение своей правоты и своего права на насилие» [6: 125].
Далее описание понятия тоталитаризма имеет негативную сторону определения. Оценки негативной сущности тоталитаризма свидетельствует о пренебрежительном отношении к своим гражданам, он исключает заботливое отношение к своему народу. Еще хуже, тоталитаризм организует террор или репрессии. Его устрашающие действия носят исключительно жестокий и хаотичный характер. Характерными чертами являются партийная неоспоримость и зависимый народ. Силовые структуры занимаются притеснениями граждан, которые вынуждены подчинятся. Под тщательный контроль попадают все информационные источники, возникает информационная скованность. СМИ служат исключительно правящей партии и распространяют выгодную для нее информацию. Экономика и политика выражает лишь цели государства, а не отдельных лиц в нем. Страна находится в постоянном состоянии войны или конфликте с кем-либо, а народ живет в ее военном лагере, теряя свою человеческую ценность и индивидуальность. Таким образом, возникла теория «общей воли», где одна нация или класс должны воплотить в себе все идеалы человечества. Инакомыслие искоренялось.
Тоталитарная власть призывала общество расстаться со всеми политическими, правовыми и общественными традициями и устоями. Именно так людей было легче сплотить. Идеология сама объясняла, зачем нужны такие жертвы и обеспечивала полную мобилизацию в поддержку тоталитарного режима. Концепция правящей партии запустила процесс монополизации и стала самостоятельно принимать окончательные решения во всех сферах деятельности. Однопартийная политическая система является средством осуществления политической власти, которая не допускает никаких иных политических образований и других идеологий.
У общества возникает потребность в лидере, как символе единства нации. Например, в фашистской Германии во главе государства стоял фюрер, который обладал определенными полномочиями в строго иерархическом порядке. Другой пример, в коммунизме возобладал принцип «вождь знает все».
НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТОТАЛИТАРИЗМА
Идеи - плод творчества отдельных людей, осуществляемый с помощью пропаганды и террора. Все эти процессы придают идеям характер закона. Тоталитаризм в литературе и искусстве нередко выводится в антиутопиях.
Первую конференцию о тоталитарном государстве провело американское академическое сообщество в 1939 г., где американский исследователь К. Хейс высказал свою точку зрения. Он говорил о том, что тоталитаризм является следствием ослабления традиционных религий. Также он отметил, что тоталитарным режимам свойственен культ силы, они возникли в результате исторических катаклизмов.
Первым крупным академическим трудом стала книга Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), где тоталитаризм характеризуется следующими признаками:
1) однопартийная система (фашизм, большевизм, нацизм);
2) обязательная, не подлежащая критике идеология (националистическая, классовая, расовая);
3) неограниченное всевластие карательных органов, террор;
4) принцип вождизма;
5) централизованно управляемая и планируемая экономика [7: 182].
Основными мотивами книги Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» стали масштабный террор и беспрецедентное насилие. Эти явления были связаны с ГУЛАГом и Холокостом [8]. Во главе тоталитаризма Х. Арендт видела официальную идеологию, которая может объяснить все аспекты деятельности человека. Идеология - это связующее звено между отдельными людьми и диктатором. Х. Аренд убеждает, что основные способ -ности, которые ликвидируются тоталитарной властью: память, чувство вины и мышление. Тоталитаризм нейтрализует понятие вины и невинности, с жертвой расправляются не потому, что она виновна, а затем, что это ее историческая судьба (например, сталинский режим). Убийца не виновен, потому что он исполняет высший закон. Тоталитаризм стремился искоренить способность к мыслительным процессам человека, при этом, он не мог терпеть поражение [9].
Тоталитаризм рассматривается как абсолютное зло, который нарушает права человека и разрушает полностью частную сферу. Х. Арендт обращается к двум историческим разновидностям тоталитарных режимов -коммунизму (довоенный период) и фашизму (военный период). Она представляет тоталитаризм как особый тип политического режима, который не имеет аналогов в прошлом, а также у него нет исторического будущего. Он, по мнению Х. Арендт, квинтэссенция всего самого отвратительного, что есть в современности. Тоталитаризм стал самым бесчеловечным видом деятельности государственной власти, который держался на репрессивной политической практике [10: 61].
Отметим большой вклад в развитие концепции тоталитаризма и родственных связей между советским и фашистским режимами К. Поппера. Он стал автором труда «Открытое общество и его враги». В своей работе оба режима, ранее обозначенных, он отнес к «закрытому» типу антидемократических обществ. Эта концепция обрела популярность лишь в начале 1950-х гг. [11: 476].
Затем в 1956 г. К. Фридрих и З. Бжезинский создают совместное исследование под названием «Тоталитарная диктатура и автократия», где выделяют такие признаки:
1) единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
2) официальная идеология, признаваемая всеми;
3) монополия власти на СМИ (средства массовой информации);
4) монополия на все средства вооруженной борьбы;
5) система террористического полицейского контроля и управления экономикой [12: 2].
По мнению К. Фридриха, корнями нацизма являются крайний национализм и расизм, а не эгалитаризм.
Исследования, которые авторы собрали в монографию, демонстрируют широкий круг затронутых проблем по вопросу тоталитарной диктатуры на примерах отдельных стран. В основном книга посвящена одному из первых историков итальянского фашизма -Р.Дж.Б. Босворту. В то же время она представляет собой «коллективное переосмысление» диктаторства на примерах тоталитаризма сталинского СССР и нацистской Германии. Авторы вслед за Р.Дж.Б. Босвортом сосредоточиваются на четырех аспектах понятия «тоталитаризм»:
1) тоталитарные устремления и притязания правящих
элит того или иного режима;
2) центральное место идеологии и террора;
3) роль диктатора;
4) война.
Данная концепция оказалась несовершенна, она была лишена системности, и получила в историографии название «тоталитарный синдром» [13: 52].
Тоталитарный режим, при котором действительно удалось достичь тотального контроля над политической, экономической и духовной сферами жизни общества, существовал лишь при И.В. Сталине в СССР. Именно советский тоталитарный режим стал приемником итальянского позитивного тоталитаризма. Популярной данная модель правления была и в Германии, начиная 1933 г. Ни А. Гитлер, ни Б. Муссолини не смогли достичь тотального контроля в рыночной экономике и духовной сфере своих граждан [14: 15]. Экономическую систему в нацистской Германии и фашистской Италии многие политологи классифицируют как государственно-корпоративный капитализм. Ф. Франко в Испании восстановил монархию, считая тоталитаризм и монархию взаимозаменяющими системами.
Технологический прогресс ХХ в. способствовал развитию тоталитаризма, началась идеологическая обработка общества. Кто не умел читать, мог слушать радио. Затем был проведен ликбез, который дал возможность подключить к идеологическому процессу агитационные газеты. Человек очень быстро усваивал пропаганду, которая значительно расширила возможности общения разных слоев общества. Тоталитарная система порождала широкомасштабную индустриализацию, управляемость социумом, развитие массовых коммуникаций. Тоталитаризм привлек многих одиноких людей, так как подарил надежду утвердиться за счет принадлежности к избранной национальной группе или партии.
Италия, СССР, Германия, Испания, ряд стран Восточной Европы, позднее Азия в начале XX в. декламировали тоталитарные режимы. Их сроднили сходные признаки тоталитаризма. Они провозглашали разрыв с традициями прошлого, обещая своим гражданам построить новый мир. Народам было дано обещание, что их страны будут процветать, каждого ждет изобилие. На самом деле, эти режимы обрушили на людей террор и репрессии. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 г. и 1989-1991 гг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мнению автора данной статьи, государству необходимо обеспечить устройствовнутренней жизнисвоего населения. Политическая власть должна служить гражданам и защищать их от внешних врагов. Для того чтобы, человечество могло избавиться от такого наследия
Макарова О.С.
прошлого, как тоталитаризм, необходимо разбираться в сущности этого явления. Иначе ждут страшные последствия, в виде массового паралича сознания граждан.
Проблема тоталитаризма является глобальной проблемой. Она представляет серьезную угрозу для всего человечества и в настоящее время. По мнению автора статьи, на смену принципу невмешательства во внутренние дела других государств должны прийти принципы приоритета прав человека, где вмешательство станет необходимостью и законным правом. Международному сообществу необходимо оглянуться в прошлое и наконец, официально признать опасность, которая нависла перед современным миром. Распространение любых тоталитарных доктрин - это угроза для нашей планеты и всего человечества. Перечислим формальные признаки тоталитаризма.
I. Идеология и практика отождествления личности, общества, включая правящую элиту и ее вождя, и государства. Тоталитаризм решает проблему разобщенности элиты общества и государства, но за счет подавления интересов личности. Интересы личности, включая широкие массы населения и представителей, могут быть реализованы только через реализацию интересов всего общества и государства. В этом заключается как привлекательность тоталитаризма, так и его неизбежная ограниченность, и кратковременность существования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Цыганков А.П. Современные политические системы: структура, типология, динамика. М.: Интерпракс, 1995. 296 с.
2. Пергер Р., Альбанезе Д. Из истории исследований итальянского фашизма и германского нацизма: режим, общество и проблема согласия // БЕРЕГИНЯ. 777. СОВА. 2016. № 4 (31). С. 72-87.
3. Мамедов А.А., Оришев А.Б. Тоталитаризм: трактовки прошлого и настоящего // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 108-115.
4. Полиновская Е.А. Концепция тоталитаризма и фашизм // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2018. № 4 (812). С. 141-156.
5. Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях: учеб. пособие. М.: НОУ, 1998. 411 с.
6. Даренский В.Ю. Тоталитаризм как экзистенциальный феномен // Гуманитарный вектор. 2014. № 3 (39). С. 122-129.
7. Пленков О.Ю. Истоки современности (динамика и логика развития Запада в Новейшее время). СПб.: Восход, 2014. 671 с.
8. Арендт Х. Истоки тоталитаризма [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «ЛитМир». URL: https://www. litmir.me/br/?b=315602&p=1 (дата обращения: 03.11.2019).
9. Гутнер Г. Ханна Арендт о тоталитаризме / Доклад на конференции кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ 24 апреля 2015 // Свя-то-Филаретовский православно-христианский институт. URL: https://sfi.ru/sfi-today/article/lozhnyj-otvet-na-realnye-voprosy/hanna-arendt-o-totalitarizme.html (дата обращения: 03.11.2019).
10. Семенова Р.У. Ханна Арендт о тоталитаризме: политический и нравственный дискурсы (по страницам «Истоков тоталитаризма») // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. 2006. № 6. С. 60-70.
II. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 2. М.: Феникс, 1992. 528 с.
12. Земцов Б.Н. Затянувшаяся дискуссия о тоталитаризме // Гуманитарный вестник. 2015. № 11. С. 1-11.
2. Мобилизация общества в достижении поставленной цели в целом выгодна и каждому отдельному члену общества. Но невозможно учесть интересы каждой отдельной личности. Но и она сама не может их удовлетворить самостоятельно в этой системе, поскольку провозглашается общность ее интересов с интересами всего общества и государства. Две стороны одно медали тоталитаризма как режима показывающие его значимость в развитии и в то же время четкие рамки и возможность социального развития только определенных идеологией параметрах: исповедание веры, определенный уровень жизни и потребления, отрасли развития народного хозяйства, а также науки, литературы, творчества и др.
3. Бесчеловечность, лежащая в природе тоталитарных режимов. Достижение общего блага за счет подчинения воли каждой отдельной личности общей цели. Общий принцип - «цель оправдывает средства». Социально положительный результат, который мог быть достигнут, в том числе в результате многомиллионных жертв.
4. Строгая научность в осуществлении государственного управления и построении всего аппарата государственной власти. Идеология подменяет религию и, по сути, превращается в «квазирелигию». В результате деградация институтов демократии и общая стагнация социального развития.
REFERENCES
1. Tsygankov A.P. Modern political systems: structure, typology, dynamics, Moscow: Interprox, 1995, 296 p.
2. Perger R., Albanese D. From the history of research on Italian fascism and German Nazism: regime, society and the problem of consent. BEREGINYA. 777. OWL. 2016. No. 4 (31). Pp. 72-87. (In Russ.).
3. Mammadov A.A., Erichev A.B. Totalitarianism: interpretation past and present. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2014. No. 2 (58). Pp. 108-115. (In Russ.).
4. PelinovskyE.A.the Concept of totalitarianism and fascism. Bulletin of the Moscow State Linguistic University. 2018. No. 4 (812). Pp. 141-156. (In Russ.).
5. Butenko A.P., Mironov A.V. Comparative political science in terms and concepts: Studies manual. Moscow: NOU, 1998. 411 p.
6. Darensky V.Yu. Totalitarianism as an existential phenomenon. Humanitarian Vector. 2014. No. 3 (39). Pp. 122-129. (In Russ.).
7. The origins of modernity (dynamics and logic of the development of the West in Modern times). Saint Petersburg: Voskhod, 2014, 671 p.
8. Arendt H. The origins of totalitarianism [Electronic resource]. Electronic library "Litmir". URL: https://www.litmir.me/ br/?b=315602&p=1 (data accessed: 03.11.2019).
9. Gutner G. Hanna Arendt on totalitarianism. Report at the conference of the Department of Philosophy, Humanities and Natural Sciences of the SFI on April 24, 2015. St. Filaret's Orthodox Christian Institute. URL: https://sfi.ru/sfi-today/article/ lozhnyj-otvet-na-realnye-voprosy/hanna-arendt-o-totalita-rizme.html (data accessed: 03.11.2019).
10. Semyonova R.U. Hanna Arendt on totalitarianism: political and moral discourses (on the pages of "the Origins of totalitarianism"). Bulletin of the Saint Petersburg University. 2006. No. 6. Pp. 60-70. (In Russ.).
11. Popper K.R. Open society and its enemies. Vol. 2. Moscow: Phoenix, 1992, 528 p.
12. ZemtsovB.N. Prolonged discussion of totalitarianism. Humanitarian Bulletin. 2015. No. 11. Рр. 1-11. (In Russ.).
13. Фадеева Т.М. Тоталитарная диктатура. Новые истории. Totalitarian dictatorship. New histories / D. Barratieri, M. Edele, G. Finaldi (eds.). N.Y.; L.: Routledge. 2014. 267 p.; Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. 2015. № 5. С. 50-57.
14. Петров А.В. Тоталитаризм: уроки прошлого: учеб.-метод. пособие. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. 136 с.
13. Fadeeva T.M. Totalitarian dictatorship. New history. Totalitarian dictatorship. New histories. D. Barratieri, M. Edele, G. Finaldi (eds.). N.Y.; L.: Routledge. 2014. 267 p.; Social and Humanitarian Sciences. Russian and Foreign Literature. 2015. No. 5. Pp. 50-57. (In Russ.).
14. PetrovA.V. Totalitarianism: lessons of the past: An educational method. stipend. Irkutsk: Izd-vo IGU, 2011. 136 p.
Статья поступила в редакцию 10.03.2020, принята к публикации 23.04.2020 The article was received on 10.03.2020, accepted for publication 23.04.2020
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Макарова Олеся Сергеевна, преподаватель Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; магистрант института истории Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Российская Федерация. SPIN-код: 2152-1240. E-mail [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Olesya S. Makarova, lecturer Pushkin Leningrad State University; undergraduate Institute of History Saint Petersburg State University. Saint Petersburg, Russian Federation. SPIN-code: 2152-1240. E-mail [email protected]