Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ В АЛЖИРЕ (1962-1999). ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ'

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ В АЛЖИРЕ (1962-1999). ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ / АЛЖИР / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В АЛЖИРЕ / ИСТОРИЯ АЛЖИРА XX В / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воронов Антон Станиславович

Данная работа рассматривает исламские политические течения независимого Алжира с момента получения страной независимости в 1962 г. до окончания Гражданской войны (1992-1999). Рассматриваемый период, по мнению автора, делится на две части: до и после легализации многопартийности в 1989 г. Автор выделяет особенности существующих организаций, представляющих политический ислам: их структуру, стратегию достижения целей и взаимоотношения с государством. Особое внимание уделяется Исламскому Фронту Спасения (ИФС) как первой массовой исламской организации, которая оказала огромное влияние на будущее религии в политической жизни Алжира. В заключение производится сравнение двух этапов, приводятся как общие черты, так и различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL ISLAM IN ALGERIA (1962-1999). IDEOLOGY AND DEVELOPMENT CHARACTERISTICS

This work examines the Islamic political movements in Algeria from its independence in 1962 to the end of the Civil War (1992-1999). The author argues that the examined period is divided into two parts: before and after the legalization of multiparty system in 1989. The author highlights the characteristics of existing organizations representing political Islam: structure, strategy for achieving their goals, and relationship with the state. Special attention is paid to the Islamic Salvation Front (FIS), as the rst mass Islamic organization that had a deep impact on the future of religion in Algeria’s political life. The comparison of two stages is made as the conclusion: both common features and di erences are presented.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ В АЛЖИРЕ (1962-1999). ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 1. С. 90-97

Moscow State University Bulletin. Series 13. Vostokovedenie, 2022, no. 1, pp. 90-97

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ В АЛЖИРЕ (1962-1999). ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ

А.С. Воронов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

Москва, Россия, vo2439@gmail.com

Аннотация: Данная работа рассматривает исламские политические течения независимого Алжира с момента получения страной независимости в 1962 г. до окончания Гражданской войны (1992-1999). Рассматриваемый период, по мнению автора, делится на две части: до и после легализации многопартийности в 1989 г. Автор выделяет особенности существующих организаций, представляющих политический ислам: их структуру, стратегию достижения целей и взаимоотношения с государством. Особое внимание уделяется Исламскому Фронту Спасения (ИФС) как первой массовой исламской организации, которая оказала огромное влияние на будущее религии в политической жизни Алжира. В заключение производится сравнение двух этапов, приводятся как общие черты, так и различия.

Ключевые слова: политический ислам; Алжир; гражданская война в Алжире; история Алжира XX в.; политическая история

Для цитирования: Воронов А.С. Политический ислам в Алжире (1962-1999). Особенности идеологии и развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 1. С. 90-97.

POLITICAL ISLAM IN ALGERIA (1962-1999). IDEOLOGY AND DEVELOPMENT CHARACTERISTICS

Anton S. Voronov

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, vo2439@gmail.com

Abstract: This work examines the Islamic political movements in Algeria from its independence in 1962 to the end of the Civil War (1992-1999). The author argues that the examined period is divided into two parts: before and after the legalization of multiparty system in 1989. The author highlights the characteristics of existing organizations representing political Islam: structure, strategy for achieving their goals, and relationship with the state. Special attention is paid to the Islamic Salvation Front (FIS), as the first mass Islamic organization that had a deep impact on the future of religion in Algeria's political life. The comparison of two stages is made as the conclusion: both common features and differences are presented.

Key words: Political Islam; Algeria; Algerian Civil War; history of XX century Algeria; political history

For citation: Voronov A.S. Political Islam in Algeria (1962-1999). Ideology and Development Characteristics. Moscow State University Bulletin. Series 13. Vosto-kovedenie, 2022, no. 1, pp. 90-97. (In Russ.)

Политический ислам является одной из сильнейших консолидирующих сил в арабских странах и важной частью их политической жизни. Под политическим исламом в данной работе понимается синтез религиозного и политического в рамках идентичности, когда исламские ценности предопределяют видение идеального устройства общества. Задача исследования - выделить различия и общие черты идеологии и развития исламских политических организаций действовавших как до Гражданской войны (1991-1999), так и во время нее.

Исламская политическая мысль Алжира до легализации политических партий в 1989 г. развивалась относительно медленно, однако укрепление роли религии в общественной жизни началось в 1970-х годах. Элита независимого Алжира, среди которой были и сочувствующие политическому исламу1, использовала апелляцию к религии для легитимации политического курса и борьбы с оппозицией2. Несмотря на заявленный Фронтом Национального Освобождения (ФНО)3 социалистический путь развития страны, в преамбуле Конституции 1963 г. ислам был обозначен в качестве одного из элементов идентичности4.

До 1989 г. не существовало консолидированных исламских политических организаций. Более того, как указывает Ф. Вольпи, у этих аморфных течений не было какого-либо серьезного влияния на население5. Однако в 1980-х годах произошло усиление роли ислама в общественной жизни, и активизировалась критика власти с религиозных позиций. Первым харизматичным лидером исламской оппозиции можно назвать Махфуза Нахнаха (1938-2003). М. Нахнах, учитель арабского языка, начал читать оппозиционные проповеди еще во время президентства Хуари Бумедьена в 1970-е годы. Он вы-

1 Например, Мухаммади Саид, сотрудничавший во время Второй мировой войны с Амином ал-Хусайни и не скрывавший своей религиозности. См.: McDougall J. A History of Algeria. Cambridge, 2017. P. 241.

2 Использование исламских организаций для упрочения политических позиций является распространенной практикой в авторитарных мусульманских странах. См. подробнее: Platteau J.-Ph. Islam: Instrumentalized Religion and Politics in Historical Perspective. Cambridge, 2017. P. 116-158.

3 Правящая партия Алжира в 1962-1991 гг.

4 Дустур ал-Джаза'ир 1963 [Конституция Алжира 1963] // Маджлис ал-Умма [Совет Нации]. URL: http://www.majliselouma.dz/index.php/ar/2016-07-19-12-56-20/2016-07-19-13-25-03/1018-1963 (дата обращения: 19.04.2020).

5 Volpi F. Islam and Democracy: The Failure of Dialogue in Algeria. L., 2003. P. 37.

ступал против однопартийного режима ФНО, его сторонники вели активную агитацию в профсоюзах и таким образом было создано подспорье для будущих исламских движений6. В 1977 г. за участие в саботаже Махфуз Нахнах был приговорен к 15 годам тюремного заключения, но вскоре амнистирован следующим президентом Шадли Бенджедидом в 1980 г. После освобождения его политическая позиция стала более умеренной, а в 1990-х годах М. Нахнах и его партия ХАМАС, с 1997 г. - «Харакат муджтама' ли-с-силм» (Движение общества за мир, ДОМ), поддерживали политику государства, в том числе и решение отменить результаты голосования 1992 г.7

1980-е годы ознаменовались расцветом исламской оппозиции государству. В 1982 г. в столице прошла крупная демонстрация про-исламистски настроенных студентов, после которой за решеткой оказались сразу несколько видных религиозных деятелей - Аббаси Мадани, Абд ал-Латиф Султани, Ахмад Санун. В 1984 г. в заключении умер А. Султани, и его похороны собрали большое количество сочувствующих. В том же году был принят «Семейный кодекс», существенно ограничивавший права женщин. Все это положительно сказалось на заметности исламистов в общественном пространстве8.

Единственным сторонником насильственной борьбы в докризисный период был Мустафа Буали (1940-1987). Это бывший боец боевого крыла ФНО - Армии Национального Освобождения - который в конце 1970-х и начале 1980-х годов проповедовал в мечети. М. Буали критиковал как современное ему алжирское общество за отдаление от принципов религиозной морали, так и государственную политику. Оппозиционный характер проповедей привлек внимание полиции. В 1982 г. между сторонниками М. Буали и представителями правопорядка произошло столкновение, во время которого погиб его брат. Открытая конфронтация с государством способствовала крайней радикализации его идей. В том же году он объявил джихад правительству Алжира и вместе со своими сторонниками основал Исламское вооруженное движение (ИВД). До ликвидации М. Буали правительственными войсками в 1987 г. ИВД совершало нападения

6 Alexander Ch. Opportunities, Organizations, and Ideas: Islamists and Workers in Tunisia and Algeria ll International Journal of Middle East Studies. 2000. Vol. 32. P. 466.

7 Boubekeur A. Political islam in Algeria. CEPS, 2007. P. 1-2. URL: https:llwww.ceps. eulceps-publicationslpolitical-islam-algerial (дата обращения: 12.07.2020).

8 Bustos R. Algerian Islamism: Analysis of Elites and Resources in Major Political Parties and Social Movements (1990-2016) ll Political Islam in a Time of Revolt. L.; N.Y., 2017. P. 203.

на объекты государственной инфраструктуры9. Несмотря на то что движение не получило широкой народной поддержки, оно смогло наносить урон полиции и армии в течение пяти лет10. После распада ИВД на свободе остались сторонники радикального ислама, которые получили боевой опыт. Эти люди затем станут активными членами вооруженных организаций 1990-х годов.

Первым крупным структурированным исламским политическим движением после разрешения многопартийности президентом Шадли Бенджедидом в 1988 г. стал Исламский фронт спасения (ИФС), образованный 18 февраля 1989 г. вокруг двух харизматич-ных лидеров Аббаси Мадани и Али Ибн ал-Хаджжа (Бельхаджа). Менее чем через месяц после возникновения, 7 марта 1989 г., ИФС представил политическую программу, где его руководство дало обещание провести демократические реформы, обеспечить свободу слова, реформировать силовые структуры и СМИ, а также сохранить целостность и самобытность алжирской цивилизации11. Имея довольно простую программу, ИФС смог собрать вокруг себя много сторонников из различных слоев общества. Фронт контролировал большую часть мечетей в Алжире (8000 из 10000) и насчитывал около 3,5 млн членов12. Оппозиционно настроенных алжирцев привлекала как апелляция к исламским ценностям, так и масштаб самой организации: ИФС в конце 1980-х и начала 1990-х годов являлся крупнейшей оппозиционной силой в Алжире13.

Государство изначально не мешало исламистам участвовать в политическом процессе, однако угроза потери власти после победы ИФС на региональных выборах 1990 г. усилила позицию противников появления исламистской партии на политической арене -

9 Willis M. The Islamist Challenge in Algeria: a political history. N.Y., 1997. P. 269.

10 Volpi F. L'islam, la nation et la politique: le passé de bien plus qu'une illusion // Algérie, vers le cinquantenaire de l'independance. Regards critiques. Sous la dir. de N. Kessous, C. Margerrison, A. Stafford, G. Dugas. Paris, 2009. P. 189.

11 Programme politique du Front Islamique du Salut (Première partie: présentation et projet) // Wordpress. URL: https://eldjabha.wordpress.com/2015/07/13/programme-poli-tique-du-front-islamique-du-salut-premiere-partie-presentation-et-projet/ (дата обращения: 10.06.2019).

12 Слимани М. Мушарака ал-харака ал-исламийа фи-с-султа: нумузадж харакат хамас ал-джаза'ирийа [Участие исламского движения во власти: пример алжирского движения ХАМАС]. Музакират тахаррудж ли-найл шахадат ал-маджистир фи-л-улум ас-сийасийа тухассис: ал-хиракат ал-ватанийа ва ташкилат ад-дуал фи-л-джазаи'ир ва булдан ал-магриб [Дипломная работа магистра политических наук, специализирующегося на национальных движениях и государственных образованиях в Алжире и странах Магриба], Джами'ат Вахран [Университет Орана], 2013. С. 65.

13 Le Sueur J.D. Algeria since 1989: Between Democracy and Terror. L., 2010. P. 39-41.

таких, как генерал Халид Наззар. Высшие армейские чины, видя в президенте Ш. Бенджедиде угрозу существующему статус-кво во власти, заставили его уйти в отставку и объявили чрезвычайное положение. Неприятие представителями армии, такими, как генерал Халид Наззар, самой идеи переговоров с исламистами усугубило внутриполитическую ситуацию, что в итоге и стало одной из многих причин начала гражданской войны14. Опасаясь победы ИФС, государство отменило результаты выборов в 1992 г., запретило ИФС и арестовало большую часть его лидеров.

После резкого сворачивания демократического процесса произошла стремительная радикализация исламской оппозиции государству. В 1993 г. на базе сторонников М. Буали и вернувшихся из Афганистана боевиков сформировалась Вооруженная исламская группа (ВИГ), которая отказалась от любых компромиссов с государством и объявила джихад как режиму ФНО, так и всем несогласным с их идеями15. Более того, ВИГ не подчинилась ИФС и вступила в открытое противостояние с его боевым крылом - Вооруженным исламским движением16 (название было вдохновлено организацией М. Буали). ВИГ совершила идейный переворот среди алжирских исламских течений: она первой объявила войну "западному миру" и избрала тактику террора по отношению к местному гражданскому населению17. Нападение на мирное население встретило оппозицию даже со стороны радикалов: в 1998 г. противники тотальной войны создали противостоящую ВИГ организацию «Салафитская группа проповеди и джихада» (СГПД)18.

Таким образом, деятельность ИФС и последующее начало гражданской войны стали переломными моментами для алжирского политического ислама, историю которого можно разделить на «до» и «после» этого этапа. Все довоенные исламские организации являлись личностно-ориентированными и не имеющими четкой структуры, они были открыто оппозиционными и не включенными в политическую систему. Также, кроме М. Буали, не было идеоло-

14 Nezzar Kh. Algérie. Sultanat de Bouteflika. Marseille, 2003. P. 14-15.

15 Kepel G. Jihad: Expansion et déclin de l'islamisme. P., 2003. P. 393-395.

16 ВидясоваМ.Ф., ОрловВ.В. Политический ислам в странах Северной Африки. История и современное состояние. М., 2008. С. 186.

17 ВИГ совершала нападения на граждан европейских государств, крупнейшим из которых стал захват рейса 8986 Air France в 1994 г. См.: Le Sueur J.D. Algeria since 1989: Between Democracy and Terror. L., 2010. P. 122-127.

18 Laub Z., Masters J. Al-Qaeda in the Islamic Maghreb (AQIM) // Council on Foreign Relations. 2015. Vol. 27. URL: https://www.cfr.org/backgrounder/al-qaeda-islamic-maghreb (дата обращения: 12.09.2019).

гов насильственных методов борьбы, по крайней мере в том виде, в котором это воплотили ВИГ и СГПД. ИФС стал также первой массовой оппозиционной организацией, имеющей довольно четкую структуру и заручившейся поддержкой различных групп населения. В целом можно утверждать, что исламская оппозиция готова была действовать в рамках сложившейся политической системы по установленным правилам до введения чрезвычайного положения и отмены результатов выборов. После 1992 г. произошла резкая радикализация исламистов, для которых насилие стало единственным, по их мнению, доступным способом исправления статуса-кво. В то же самое время на фоне эскалации насилия сформировались и лояльные официальным властям партии - такие, как ХАМАС М. Нахнаха, которые до сих инкорпорированы в политический процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Видясова М.Ф., Орлов В.В. Политический ислам в странах Северной Африки. История и современное состояние. М., 2008. 512 с.

2. Boubekeur A. Political islam in Algeria. CEPS, 2007. P. 1-14. https://www.ceps.eu/ ceps-publications/political-islam-algeria/ (дата обращения: 12.07.2020).

3. Alexander C. Opportunities, Organizations, and Ideas: Islamists and Workers in Tunisia and Algeria // International Journal of Middle East Studies. 2000. Vol. 32. No. 4. P. 465-490.

4. Bustos R. Algerian Islamism: Analysis of Elites and Resources in Major Political Parties and Social Movements (1990-2016) // Political Islam in a Time of Revolt. L.; N.Y., 2017. P. 203-226.

5. Kepel G. Jihad: Expansion et déclin de l'islamisme. P., 2003. 751 p.

6. Laub Z, Masters J. Al-Qaeda in the Islamic Maghreb (AQIM) // Council on Foreign Relations. 2015. Vol. 27. https://www.cfr.org/backgrounder/al-qaeda-islamic-maghreb (дата обращения: 12.09.2019).

7. Le Sueur J.D. Algeria since 1989: Between Democracy and Terror. L., 2010. 192 p.

8. McDougall J. A History of Algeria. Cambridge, 2017. 446 p.

9. Nezzar Kh. Algérie. Sultanat de Bouteflika. Marseille, 2003. 120 p.

10. Platteau J.-Ph. Islam: Instrumentalized Religion and Politics in Historical Perspective. Cambridge, 2017. 527 p.

11. Programme politique du Front Islamique du Salut (Première partie: présentation et projet) // Wordpress. URL: https://eldjabha.wordpress.com/2015/07/13/programme-politique-du-front-islamique-du-salut-premiere-partie-presentation-et-projet/ (дата обращения: 10.06.2019).

12. Volpi F. L'islam, la nation et la politique: le passé de bien plus qu'une illusion // Algérie, vers le cinquantenaire de l'independance. Regards critiques. Sous la dir. de N. Kessous, C. Margerrison, A. Stafford, G. Dugas. Paris, 2009. P. 183-200.

13. Volpi F. Islam and Democracy: The Failure of Dialogue in Algeria. L., 2003. 184 p.

14. Willis M. The Islamist Challenge in Algeria: a political history. N.Y., 1997. 424 p.

15. Дустур ал-Джаза'ир 1963 [Конституция Алжира 1963] // Маджлис ал-Умма [Совет Нации]. URL: http://www.majliselouma.dz/index.php/ar/2016-07-19-12-56-20/2016-07-19-13-25-03/1018-1963 (дата обращения: 19.04.20)

16. Слимани М. Мушарака ал-харака ал-исламийа фи-с-султа: нумудадж хара-кат хамас ал-джаза'ирия. [Участие исламского движения во власти: пример алжирского движения ХАМАС]. Музакират тахаррудж ли-найл шахадат ал-маджистир фи-л-улум ас-сийасийа тухассис: ал-хиракат ал-ватанийа ва ташкилат ад-дуал фи-л-джазаи'ир ва булдан ал-магриб [Дипломная работа магистра политических наук, специализирующегося на национальных движениях и государственных образованиях в Алжире и странах Магриба], Джами'ат Вахран [Университет Орана], 2013. 154 с.

REFERENCES

1. Vidiasova M.F., Orlov V.V. Politicheskii islam v stranakh Severnoi Afriki. Istoriia i sovremennoe sostoianie [Political Islam in the countries of North Africa]. Izdatelstvo Moskovskogo universiteta, Moscow. 2008. (In Russ.)

2. Boubekeur A. Political islam in Algeria. CEPS, 2007. P. 1-14. https://www.ceps.eu/ ceps-publications/political-islam-algeria/ (access: 12.07.2020).

3. Alexander C. Opportunities, Organizations, and Ideas: Islamists and Workers in Tunisia and Algeria // International Journal of Middle East Studies. 2000. Vol. 32. No. 4. P. 465-490.

4. Bustos R. Algerian Islamism: Analysis of Elites and Resources in Major Political Parties and Social Movements (1990-2016) // Political Islam in a Time of Revolt. London-New York: Palgrave Macmillan, Cham, 2017. P. 203-226.

5. Kepel G. Jihad : Expansion et déclin de l'islamisme. Paris : Gallimard Education, 2003. 751 p.

6. Laub Z., Masters J. Al-Qaeda in the Islamic Maghreb (AQIM) // Council on Foreign Relations. 2015. Vol. 27. https://www.cfr.org/backgrounder/al-qaeda-islamic-maghreb (дата обращения: 12.09.2019).

7. Le Sueur J. D. Algeria since 1989: Between Democracy and Terror. London: Zed Books, 2010. 192 p.

8. McDougall J. A History of Algeria. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. 446 p.

9. Nezzar Kh. Algérie. Sultanat de Bouteflika. Marseille: Transbordeurs, 2003. 120 p.

10. Platteau J.-Ph. Islam: Instrumentalized Religion and Politics in Historical Perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. 527 p.

11. Programme politique du Front Islamique du Salut (Première partie: présentation et projet) // Wordpress. https://eldjabha.wordpress.com/2015/07/13/programme-politique-du-front-islamique-du-salut-premiere-partie-presentation-et-projet/ (дата обращения: 10.06.2019).

12. Volpi F. L'islam, la nation et la politique: le passé de bien plus qu'une illusion // Algérie, vers le cinquantenaire de l'independance. Regards critiques. Sous la dir. de N. Kessous, C. Margerrison, A. Stafford, G. Dugas. Paris: L'Harmattan, 2009. P. 183-200.

13. Volpi F. Islam and Democracy: The Failure of Dialogue in Algeria. London: Pluto Press, 2003. 184 p.

14. Willis M. The Islamist Challenge in Algeria: a political history. New York: NYU Press, 1997. 424 p.

15. Dustür al-djaza'ir 1963 [Constitution of Algeria 1963]. Madjlis al-'umma. http://www. majliselouma.dz/index.php/ar/2016-07-19-12-56-20/2016-07-19-13-25-03/1018-1963 (access: 19.04.2020.) (In Arab.)

16. Slïmanï Muhammad. Musharaka al-haraka al-'islamiyya fî l-sulta: numudhath harakat hamas al-djaza'iriyya. [Participation of the Islamic movement in power: the example of the Algerian Hamas movement]. Mudhakkirat taharrudj li-naiyyl shahadat al-madjistïr fï l-'ulum al-siyyasiyya tukhasis: al-harakat al-wataniyya wa-l-tashkïlat al-duwal fï-l-djazair wa buldan al-maghrib [Thesis of Master of Political Sciences, specializing in national movements and public entities in Algeria and the Maghreb countries], Djami'at Wahran [University of Oran], 2013. (In Arab.) 154 p.

Статья поступила в редакцию 24.10.2021; одобрена после рецензирования 04.08.2021; принята к публикации 27.12.2021

The article was submitted 24.10.2021; approved after reviewing 04.08.2021; accepted for publication 27.12.2021

ОБ АВТОРЕ

Воронов Антон Станиславович - аспирант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, vo2439@gmail.com

ABOUT THE AUTHOR

Anton S. Voronov - Postgraduate student, Department of Middle and Near East History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University, vo2439@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.