Научная статья на тему 'Политический флэшмоб предвестник нового общества'

Политический флэшмоб предвестник нового общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2059
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЛЭШМОБ / ≪УМНЫЕ ТОЛПЫ≫ / ПОЛИТМОБ / «SMART CROUDS» / POLITICAL FLASHMOB / POLITMOB / SOCIETY / POLITICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федорченко С. Н.

Автор рассматривает политмобы как простой и оперативный способ выражения общественного мнения, а также как реакцию оппозиции на запрет протестных акций. Высказывается предположение, что политмоб станет предвестником нового общества, где многие институты демократии будут дублироваться в виртуальном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is the political flashmob the harbinger of the new society?

The author analyzes the politmob as the simple and effective way of public opinion expressing, and the response of the opposition to official ban of protest actions fs well. The author assumes, that politmob by using modern social networks can turn into harbinger of new society, where a lot of institutions of existing democracy will express in virtual space.

Текст научной работы на тему «Политический флэшмоб предвестник нового общества»

Политический флэшмоб — предвестник нового общества?

С.Н. Федорченко

В современную эру развития информационных технологий все большую популярность приобретают различные аспекты трансформации существующих демократических форм политической активности общества. Человек стремительно копирует свой мир, перенося его в виртуальную реальность со всеми присущими ему культурной, социально-экономической и политической составляющими. При этом виртуальный мир все больше влияет на мир реальный. Поэтому неизбежно возникает вопрос: насколько сможет изменить крепнущее киберпространство породившую его человеческую цивилизацию?

Одним из первых о появлении общества нового типа начал писать известный американский социолог Говард Рейнгольд. По мнению ученого, особенностью нового общества станут так называемые «умные толпы», которые для достижения своих целей будут с помощью технической базы организовывать флэшмобы. Примечательно, что распространение флэшмобов началось после того, как в октябре 2002 г. вышла книга Г. Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция», в которой автор предсказывал использование новых коммуникационных технологий (Интернета, сотовых телефонов) для самоорганизации.

Флэшмоб (от англ. flash mob — вспышка толпы», или «мгновенная толпа, где flash — вспышка, миг, мгновение; mob — толпа) — это заранее спланированная через социальные сети Интернет массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте. В течение нескольких минут мобберы с серьезным видом выполняют заранее оговоренные сценарием действия и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны как ни в чем не бывало. В США изучением этого явления заняты целые исследовательские коллективы1.

Как явление флэшмоб родился в Нью-Йорке2. В июне 2003 г. житель Сан-Франциско Роб Зазуэта, ознакомившись с книгой Г. Рейнгольда, создал первый сайт для планирования подобных акций, результатом его действий и стал флэшмоб в универмаге Macy's. Первая акция прошла 17 июня 2003 г. — в мебельном отделе этого магазина. Вокруг дорогого ковра собралось около 200 человек, которые стали объяснять продавцам, что они живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Нью-Йорка и пришли купить «коврик любви». Первые российские флэшмобы состоялись в этом же году и также носили, как и первые американские, развлекательный характер.

1 Каневский М. Мобильный дозор. OSMыSливая политику. М.: Европа, 2006. С. 14.

2 Федорченко С.Н. Заря мобберных политтехнологий: политический флэшмоб // Наука и молодежь: взгляд в будущее. Материалы III и IV научно-практических конференций Молодежного научного общества. М.: Спутник+, 2011. С. 29.

Однако флэшмоб вскоре явил миру свой политический эквивалент (политический флэшмоб, или политмоб), постепенно превращаясь в новую форму активности граждан, способную поколебать основы демократии. Еще Г. Рейнгольд предсказывал, что «умные толпы» будут помогать людям отстаивать свои позиции. Причем американский аналитик Дж. Шуровьески отмечает, что феномен децентрализации предоставляет дополнительные возможности «умным толпам» — совместное решение такой толпы будет более эффективным, чем навязанное из центра3.

Современный российский социолог И. Эйдман интересно развивает мысль Г. Рейнгольда об источниках флэшмобов — «умных толпах». Он предполагает, что интересы «умной толпы», как более современной и демократичной формы самоорганизации людей, неизбежно войдут в противоречие с властью старых политических элит, ориентированных на сохранение статус-кво. Отсюда появится ответная реакция контрэлиты интернет-революционеров — организовать действия «умной толпы», сделать их целенаправленными и эффективными. Благодаря информационным технологиям люди, составляющие эту «умную толпу», начнут объединяться для решения тех или иных конкретных задач: будь то отставка политика-коррупционера или злоупотребляющего своими полномочиями чиновника, протест против роста цен, войны, несправедливого законодательства, повышения налогов и т. п. При этом развитие интернет-общества формирует новую альтернативу существующему обществу. Концепция «общества-фабрики» заменяется на образ «общества-сети». У подобного общества политическая и экономическая системы основываются уже не на вертикальных иерархических, а на горизонтальных свободно формирующихся социальных коммуникациях4.

Наступление общества будущего, построенного на новых сетевых горизонтальных принципах, будет происходить в условиях нарастания социальных противоречий. И. Эйдман предсказывает, что на основе популяризации интернет-технологий сначала последуют социальные изменения, а затем и политические. Социальной и творчески активной части интернет-сообщества для того, чтобы отстоять свободу самовыражения, защитить ее от корпоративной манипуляции, необходимо будет постепенно объединиться в систему социальных сетей. Начнется борьба с транснациональными корпорациями, в ходе которой социальные сети серьезно окрепнут и станут политической силой.

Новые социальные сети типа «Е-общество 2.», как отмечает социолог, будут основаны на принципе персонального социального взаимовыгодного взаимодействия (на базе технологий р2р). Сети «Е-общество 2.», дающие пользователям возможность реализовывать свои социальные и творческие мотивации без манипулятивного посредничества транснациональных собственнических структур, смогут стать наиболее популярными и со временем вобрать в себя большую часть интернет-сообщества5. Иными словами, глобальная социальная

3 Шуровьески Дж. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство. М., 2007. С. 83.

4 Эйдман И. Манифест мировой социальной Интернет-революции. URL: // Ьир://£огит-тзк. о^/ material/society/430389.html?pf=2 (дата обращения к ресурсу: 04.06.2011).

5 Эйдман И. От Веб 2.0. к Е-обществу 2. Новая интернет-реальность изменит социальную жизнь людей. URL: http://www. vremya.rU/2007/133/4/183691.html (дата обращения к ресурсу: 04.06.11).

сеть «Е-общество 2.» будет, по сути, виртуальным слепком гражданского общества будущего. И. Эйдман считает, что за счет этого появится среда для формирования общества прямой демократии, свободного распространения информации, социальной системы без частной собственности и наемного труда, эксплуатации и манипуляции. Магистральной целью такого общества станет создание гарантий для свободной творческой самореализации каждого его члена.

По мнению российского социолога, объективные условия для формирования подобного общества сложились в большинстве развитых стран Европы, Северной Америки и Дальнего Востока. Сети могут стать своеобразными городскими, региональными или республиканскими интернет-парламентами — принципиально новыми институтами прямой демократии6. В этих условиях политмоб является предвестником наступления нового общества.

Классический флэшмоб придерживается принципа «флэшмоб вне религии, вне политики, вне экономики», а главный эффект любого флэшмоба — вызов у случайных зрителей сильного любопытства, желания узнать, что же это происходит на самом деле? Этот эффект использует и политический флэшмоб.

Мобберы собираются на политический флэшмоб посредством распространения информации в социальных сетях Интернета о смысле, месте, времени и сюжете акции. Но во время начала политмоба у не имеющих отношения к акции людей обязательно должно сложиться впечатление, что мобберы — такие же случайные прохожие, как и все. Поэтому мобберы стараются не общаться друг с другом до, во время и после акции в месте ее проведения. Этим достигается безопасный минимум контакта с властями. Между тем часто политтех-нологи, связанные с мобберами, специально «наводят» СМИ и правоохранительные органы на место и время флэшмоба. После акции в целях собственной безопасности мобберы могут мгновенно разойтись с места действия в разные стороны, не подавая виду, что произошло что-то необычное. Политмоб исключает обычную для классического флэшмоба афтерпати — вечеринку. Наоборот, участникам акции рекомендуется некоторое время оставаться дома и не участвовать в активной политической и общественной жизни7.

Важно отметить, что политмоб — это одна из немногочисленных уличных акций, которая пока не имеет точного юридического определения, поэтому привлечь кого-либо из участников к ответственности сложно — ведь с таким же успехом можно назвать несанкционированной акцией утренний поход людей на работу или семинар, собирающий студентов в одной аудитории.

Политический флэшмоб, в отличие от классического, — не просто интеллектуальное развлечение, а грозное оружие в руках интернет-сообщества, так как является не просто спонтанным социальным явлением, а новой формой политического участия и активности трансформирующего гражданского общества. Политмобы являются более простым, оперативным и безопасным способом выражения общественного мнения или привлечения внимания к общественным и политическим проблемам, чем митинги, демонстрации или протестные акции.

6 Эйдман И. Манифест мировой социальной Интернет-революции. URL: Ьйр://Югит-т8к ог^ та1егіа1/8осіеґу/430389.Ьі:т1?р£=2 (дата обращения к ресурсу: 04.06.2011).

7 Гапич А.Э., Лушников Д.А. Технологии «цветных революций». М.: РИОР, 2010. С. 107-108.

Их задача — всколыхнуть консервативное общество, нестандартным образом показать его проблемы. Главное, чтобы власть не игнорировала эти сигналы.

Власть, которая не прислушивается к собственному населению, имеет с ним слабую «обратную связь» или не имеет ее вовсе, может столкнуться с крупномасштабными, впечатляющими политмобами, собирающимися с помощью социальных сетей Интернета и связанной с ним мобильной коммуникацией. К примеру, в 2001 г. сторонники оппозиции на Филиппинах свергли действующего президента страны, собрав на центральной площади с помощью sms-рассылки толпу числом свыше одного миллиона человек, одетых в темные тона8.

Иногда политмобы отражают внешнеполитические предпочтения разных групп населения конкретной страны. Например, в 2008 г. в условиях инспирируемой отдельными маргинальными группами и партиями дискуссии о якобы «великой российской вине» перед Приднестровьем молодежь «ПРОРЫВа!», создавшая творческое объединение «Солнечный Дозор», провела политический флэшмоб в поддержку дружбы и единства Приднестровской Молдавской Республики и России9. Часть молодежи с флагами Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и «ПРОРЫВа!» на пароме пересекла р. Днестр, которая символизировала разделение этих непризнанных республик с Россией. На другом берегу их ждала группа молодых людей с российскими флагами. Когда паром причалил, молодые люди объединились в одну группу и развернули плакат «Россия-Приднестровье: Вместе!».

Мобберы часто проводят интересные акции в защиту гражданских прав, свободного Интернета, выступая против политической цензуры. Например, 7 марта 2009 г. в Казахстане инициативная группа кампании «За свободный интернет!» провела одноименный политмоб в Алматы. Ее участники в знак протеста против цензуры в Сети пытались достучаться до основного провайдера, явившись к зданию «Алматытелеком» на Арбате с компьютерными мышками на поводках и вопросами о блокировках, чем вызвали гнев сотрудников компании и немалый интерес у прохожих10.

В том же году в России на московской Манежной площади 30 сентября прошел политический флэшмоб против попыток российских властей цензурировать мировую Сеть, ограничить «Skype» и организовывать уголовное преследование блоггеров11. Мобберы, изображая героя культового фильма «Матрица» агента Смита, считавшего людей вирусами и отрицавшего свободу, несколько раз обошли купол торгового центра на Манежной, поворачивая время вспять. Таким образом «агенты Смиты» возвращали Россию в прошлое — во времена тотального контроля власти над гражданами. Однако когда участники политмоба сделали первый круг, к ним присоединилось несколько бойцов ОМОНа. Как отмечали

8 Федорченко С.Н. Заря мобберных политтехнологий: политический флэшмоб // Наука и молодежь: взгляд в будущее. Материалы III и IV научно-практических конференций Молодежного научного общества. М.: Спутник+. 2011. С. 30.

9 Группа ММК-НДП «Прорыв!» провела политический флэшмоб // http://osinform.ru/5087-gruppa_ mmk-ndp proryv provela politicheskij fleshmob. html (дата обращения к ресурсу: 12.06.2011).

10 В Алматы прошел политмоб «За свободный интернет!» // http://news. nur.kz/120741.html (дата обращения к ресурсу: 02.07.2011).

11 В День Интернета «агенты Смиты» провели флэшмоб против цензуры // http://documentarycinema. 5bb.ru/viewtopic. php?id=4712 (дата обращения к ресурсу: 12.06.2011).

очевидцы, смотрелись милиционеры в своей пятнистой форме в этом действе довольно органично: сделав круг, ОМОН продолжил наблюдать за флэшмобом со стороны. В акции принимали участие члены партии «Яблоко».

Политмобы активно проводятся оппозицией и против конкретных политиков. Так в российском Калининграде 20 марта 2010 г. прошел «мандариновый флэшмоб». Сотни жителей города устроили акцию на площади у Дома Советов, где должен был состояться отмененный митинг оппозиционной коалиции, куда входили движения «Справедливость», «Солидарность», партии КПРФ, «Патриоты России» и независимые депутаты. Сюда пришли в основном молодые люди, которые не приняли договоренностей лидеров коалиции с властями. Политический флэшмоб был организован посредством объявлений в социальных сетях Интернета. Символом акции стали мандарины, которые можно было приобрести тут же, на площади: после решения об отмене митинга власти развернули здесь ярмарку сельскохозяйственных товаров. Мандарин выступал в качестве образа губернатора Калининградской области Г. Бооса12.

Нередко политическая элита видит в политмобах признаки надвигающейся «цветной революции». Так, по сообщениям собкора The Moscow Post, в середине февраля 2011 г. белорусские власти, оценивая события «фейсбук-революции» в Египте, заблокировали доступ к сетям «Facebook», «Twitter», «ВКонтакте», «Одноклассники» и отключили почтовые сервисы «GMail» и «YahooMail» — только для соединений вне границ страны13. Власти реально почувствовали угрозу политическому режиму.

Позже сообществом «Революция через социальную сеть» 8 июня 2011 г. был организован «молчаливый» политмоб в Минске. Формат инициативы родился в социальных сетях «Facebook» и «ВКонтакте»14. Политмобберы призвали через социальные сети выходить на центральные площади белорусских городов каждую среду вечером без транспарантов и флагов, чтобы людей нельзя было обвинить в организации несанкционированной акции. Первая акция собрала около полутысячи молчаливых граждан.

Еще один «молчаливый» политмоб состоялся в белорусских городах 15 июня 2011 г. По разным оценкам в манифестации приняли участие от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, собравшихся через социальные сети. Некоторые демонстранты были задержаны. Как отмечают наблюдатели, они вели себя абсолютно мирно. Самая многочисленная акция такого политмоба состоялась в Минске. Хотя протестное мероприятие планировалось провести на Октябрьской площади, но ее и площадь Свободы оцепила милиция. В результате мобберы рассредоточились вдоль проспекта Независимости и прилегающих улиц. Похожие «молчаливые» акции всебелорусского политического флэшмоба про-

12 Кулыгин А. Мандариновый флэшмоб в Калининграде //http://www. svobodanews.ru/content/ feature/1989358.html (дата обращения к ресурсу: 02.07.2011).

13 i-Революция. Дыхание уже слышно //http://beloedelo-spb. livejournal. com/302112.html (дата обращения к ресурсу: 30.06.2011).

14 Stern David L. Belarusians organize flash mob protests http://www. globalpost. com/dispatch/news/ regions/europe/110701/belarus-flash-mob-protests-facebook (дата обращения к ресурсу: 02.07.2011); В Беларуси задержаны участники протестного флэш-моба //http://4vlada. net/vneshnyaya-politika/v-belarusi-zaderzhany-uchastniki-protestnogo-flesh-moba; http://vkontakte.ru/event27324643#/event 27324643 (дата обращения к ресурсам: 30.06.2011).

шли в Бресте, Гомеле, Гродно, Могилеве, Молодечно, Барановичах, Солигорске, Бобруйске, Мозыре, Борисове и Жодино15.

13 июля 2011 г. на площади Якуба Коласа в Минске прошла первая моб-берная политическая акция сторонников «Революции через социальные сети» в новом формате, в ходе которой у собравшихся в 20.00 местного времени одновременно зазвонили будильники на мобильных телефонах. Проезжавшие мимо водители звуком клаксонов выражали солидарность с собравшимися на пло-щади16. Правда, участников политмобов — сторонников «Революции через социальную сеть» — белорусские власти не только штрафуют, но и арестовывают на 15 суток, обвиняя в использовании нецензурных выражениях в общественном месте. Видимо, официальный Минск действительно видит в политических флэшмобах реальный импульс «цветной революции»17.

Тем не менее белорусский политмоб пока имеет довольно мирный характер, в отличие от акций афроамериканских мобберов в июне 2011 г. в США18. Политический флэшмоб может быть агрессивной ответной реакцией людей на их ущемление по расовому, национальному и социальному признакам. Неблагоприятная ситуация в этом плане сохраняется и во внешне благополучной Америке. К примеру, в Чикаго американскими экспертами фиксируется гиперсегрегация горожан по расовому признаку. Город фактически разделен на социально и экономически благополучный «белый Север» и бедный «афроамериканский Юг». Политика апартеида властей города хорошо видна в системе образования19. В результате такой политики большинство афроамериканцев и испаноязычных чикагцев оказались в ловушке академически отстающих школ в бедных районах города. Отчаявшаяся афроамериканская молодежь Чикаго использует социальные сети Интернета, смартфоны и мобильные телефоны для координации своих действий в нападениях на богатых американцев. Это логично считать результатом деятельности Демократической партии, которая удерживала власть в городе в течение нескольких десятилетий и проводила откровенную политику апартеида.

Таким образом, политический флэшмоб все больше представляет собой новую форму политической активности не только оппозиции, но и групп людей, обделенных в политических правах, ограниченных в социально-экономическом плане и подавленных в расовом отношении. Организуется политмоб через социальные сети Интернета. Как видно из краткого анализа этого явления, поли-тмоб имеет тенденцию распространяться в глобальном плане, при этом привлечь кого-либо из участников к ответственности сложно.

15 Протестующие в Белоруссии попытались устроить «Революцию через социальную сеть» // http:// www.polit.ru/news/2011/06/16/belorussia/ (дата обращения к ресурсу: 30.06.2011).

16 У минских «революционеров» одновременно зазвенели телефоны // http://vz.ru/news/2011/7/ 13/507077.html (дата обращения к ресурсу: 14.07.2011).

17 Участников акций «Революции через соцсети» теперь не штрафуют, а арестовывают на 15 суток // http://www. gazeta.ru/news/lenta/2011/07/14/n_1924101.shtml (дата обращения к ресурсу: 14.07.2011).

18 Chicago Flash Mobs: Police Superintendent Vows Crackdown, Rep. Rush Takes Exception // http:// www. huffingtonpost. com/2011/06/07/chicago-flash-mobs-police_n_872730.html (дата обращения к ресурсу: 02.07.2011).

19 Robert Klein Engler. Chicago’s Violent Flash Mobs URL: http://www. americanthinker. com/2011/06/ chicagos_violent_flash_mobs. html (дата обращения к ресурсу: 02.07.2011).

Политмоб, как особая форма политической активности граждан, может быть реакцией на проводимую внутреннюю или внешнюю политику элиты. При этом для политического режима существует риск, что политмоб, как и другие виды уличного политического участия, может служить не только интересам политической оппозиции, но и экстремистским силам. особенно этот риск велик в условиях ограничения демократических свобод либо при сильном внешнеполитическом влиянии. Политмоб может иметь и такие цели, как разжигание ксенофобии, свержение политического режима, призыв к «цветной революции». Этим же целям может служить и любая другая форма уличной политической активности. Между тем использование политического флэшмоба в целях построения более социально и политически продвинутого общества вполне реально.

Можно предположить, что политмоб, используя современные социальные сети Интернет, станет предвестником нового общества, где многие институты существующей демократии будут дублироваться в виртуальном мире. В глобальном плане появятся сетевые региональные парламенты, представляющие интересы не ограниченной группы людей и элиты, а различных частей современного общества, что коренным образом изменит привычный нам мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.