Научная статья на тему 'Флэш-моб в мире и в России'

Флэш-моб в мире и в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
844
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Флэш-моб в мире и в России»

ФЛЭШ-МОБ В МИРЕ И В РОССИИ

«Флэш-моб» — «мгновенная толпа» (от англ. «flash» — «вспышка» и «mob» — «сборище», «толпа»). Другие названия этого явления, Flock Smart и Smart Mob, обычно переводятся как «умная толпа», пишет главный редактор журнала «Домашний компьютер» Роман Косячков (1, с.2). Основу движения флэш-моб положила книга социолога Говарда Рейнгольда «Умная толпа: Следующая социальная революция», вышедшая в 2002 г. (Howard Rheingold. Smart Mobs. The next social revolution). Автор книги высказал мысль о том, что Интернет позволяет вызвать незнакомых между собой людей в какое-нибудь место и организовать за несколько часов определенную мгновенную акцию. «Прочтение книги Рейнгольда и подвигло веб-программиста из Сан-Франциско Роба Зазуэта (Rob Zazueta) организовать первые акции и создать главный сайт флэш-мобберов — FlockSmart. com.» (1, с.3). Именно такая акция в США была организована в Нью-Йорке в июне 2003 г. Главная идея флэш-моба — «абсолютная бессмысленность происходящего с точки зрения окружающих» (1, с.2). В июне 2003 г. 150 молодых людей вошли в мебельный магазин в Нью-Йорке и заявили продавцам, что им хочется купить «коврик любви» за 10 тыс. долл. Затем они быстро покинули магазин.

Флэш-мобберы — это молодые люди, которых теперь называют «поколением Net» или «поколением Pepsi». В Интернете появляется сообщение о том, что акция пройдет в такое-то время в таком-то месте. Участникам предлагается сделать нечто и мгновенно разойтись. Причем участники друг друга не знают и между собой не общаются. В августе 2003 г. в Сиднее была проведена акция флэш-мобберов у фон-

133

тана в Гайд-парке. Предлагалось в 11.30 подойти к фонтану, молча посмотреть на небо в течение двух минут и разойтись, не говоря ни слова (2). В феврале 2003 г. в Бремене также была проведена акция флэш-мобберов. Предлагалось взять с собой зонтик и раскрыть его, затем вынуть книгу и читать ее вслух две минуты, после чего быстро разойтись (2). В День святого Валентина, 14 февраля 2004 г. в Лидсе (Великобритания) флэш-мобберы собрались на университетской лестнице, все были в красной одежде. В течение пяти минут следовало обнимать либо незнакомых людей или же флэш-мобберов, а затем мгновенно разойтись (2).

В августе 2003 г. в Лондоне флэш-мобберы проскакали по-обезьяньи по мосту Миллениум, крича: «Я не животное... я человек», — и опять-таки быстро разошлись (2). Примеров еще можно привести множество: на сайте Роба Зазуэта дается описание подобных акций в Бриджпорте, Кёльне, Сан-Диего, Лос-Анджелесе, Манчестере, Торонто, Киеве, Москве и т.д. (2).

Первая акция флэш-мобберов в России была проведена в Санкт-Петербурге 16 августа 2003 г. В Интернете на сайте (3) появилось объявление: «Flash Mob! Впервые в России вам предоставляется шанс участвовать в первом российском Flash Mob! Это абсолютно законно! Это весело! Это нетривиально!» Далее сообщалось, что для участия в акции необходимо прийти в субботу 16 августа в 16.55 на Московский вокзал, имея в руках табличку с надписью: «Татьяна Лаврухина, общество анонимных алкоголиков». Далее предлагалось после того, как на табло появится сообщение о прибытии поезда № 62 из Москвы, найти свободное место в начале платформы прибывающего поезда, достать и поднять табличку, сделав вид, что встречается некая Татьяна Лаврухина. Участников акции можно было узнать по воздушным шарикам в руках. Затем предлагалось «равномерно распределиться» в сторону выхода с перрона в Световой зал вплоть до полного заполнения вокзала. Покинуть место проведения акции предлагалось не позднее, чем через 11 минут после остановки поезда.

Поскольку в России это была организация первой акции флэш-моб, на сайте сообщались несколько правил, придерживаясь которых флэш-мобберы не вступят в конфликт с окружающими и с милицией. В числе этих правил было напоминание, что «флэш-моб — акция не

134

Флэш-моб в мире и в России

политическая и не рекламная, поэтому не надо превращать ее в стихийный митинг или в рекламную акцию» (3).

Идентичная акция была проведена в этот же день, т.е. 16 августа 2003 г., в 17.20 в Москве на Ленинградском вокзале. Бумага-табличка с надписью «NzR 178 q We» была в руках у каждого из флэш-мобберов, встречавших поезд № 61 из Санкт-Петербурга. Стоять нужно было ровно 11 минут, ориентируясь по вокзальным часам. Затем таблички прятались и все расходились кто куда. На сайте (4) указывались также правила поведения во время акции: «Не опаздывать, не привлекать внимания, не создавать причин для задержания вас сотрудниками правоохранительных органов, не общаться между собой, не создавать точечных скоплений, на все вопросы отвечать: «Я встречаю».

1 сентября 2003 г. на Пушкинской площади в Москве флэш-мобберы собрались у ресторана Макдоналдс и в 19.00 предлагалось 23 раза подпрыгнуть и молча разойтись (2). На сайте FlockSmart.com описаны и другие акции флэш-мобберов в Москве, Твери, Зеленограде и т.д. Казалось бы, это вполне невинное развлечение, игра, но наиболее информированные наблюдатели «предостерегают, что с помощью флэш-моба можно очень быстро собрать в одном месте огромное количество людей и манипулировать ими, исходя из собственных целей» (1, с.3).

Список литературы

1. Косячков Р. Поколение Net // Домашний компьютер. - М., 2004. - № 3. - С.2- 3.

2. http://www.flocksmart.com

3. http://neo.hotbox.ru/announce.doc

4. http://www.liveiournal.com/community/ru- flashmob/3881 .html

И.Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.