Научная статья на тему 'Политический дискурс и коммуникативные стратегии региональных политблогеров'

Политический дискурс и коммуникативные стратегии региональных политблогеров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
360
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / БЛОГ / БЛОГОСФЕРА / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОБРАЗ АВТОРА / МЕДИААУДИТОРИЯ / ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ЦЕЛИ / THE DISCURS OF POLITIC / BLOG / BLOGOSPHERE / MASS COMMUNICATION / IMAGE OF AUTHOR / AUDITORIA OF THE MEDIA / DIALOGUE TECHNOLOGIES / INTERNET COMMUNICATION / COMMUNICATION STRATEGIES / COMMUNICATION GOALS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Халиуллина М.С.

Блогосфера сегодня становится важной частью политического дискурса в России. В настоящее время политические блоги находятся на начальной стадии развития: политблогеры неэффективно используют возможности онлайн-коммуникации, информационная открытость зачастую носит декларативный характер, сам же дискурс тяготеет к односторонней коммуникации. В разных регионах политическая виртуальная коммуникация имеет свои особенности, поэтому сравнительный анализ опыта субъектов федерации и коммуникативных стратегий политиков представляет интерес как с теоретической, так и с практической точек зрения. В данной статье автор вводит в широкий научный оборот новый эмпирический материал, а предлагаемая методология исследования политических дискурсов может послужить основой для дальнейшего исследования указанной проблематики в компаративном ключе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL DISCOURSE AND COMMUNICATIVE STRATEGIES OF REGIONAL POLITICAL BLOGGERS

Today the blogosphere is becoming an important part of political discourse in Russia. However, now political blogs are at the initial stage of development: political bloggers use the possibilities of online communication ineffectively, transparency is often has a declarative nature, the discourse tends to be communication of one direction. In different regions, political virtual communication has its own characteristics, so a comparative analysis of the Federation subjects` experience and communicative strategies of politicians seems actual from a practical and theoretical point of view. In this article, the author introduces the new empirical material into the broad scientific turnover and methodology of research of political discourse can serve as a basis for further researching of these issues in a comparative manner.

Текст научной работы на тему «Политический дискурс и коммуникативные стратегии региональных политблогеров»

УДК: 80; 070; 321.02

ББК: 80; 76.0; 60.56

Х 17

Халиуллина М.С.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС И КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТБЛОГЕРОВ

Khaliullina M.S.

POLITICAL DISCOURSE AND COMMUNICATIVE STRATEGIES OF REGIONAL

POLITICAL BLOGGERS

Ключевые слова: политический дискурс, блог, блогосфера, массовая коммуникация, образ автора, медиааудитория, диалоговые технологии, Интернет-коммуникация, коммуникативные стратегии, коммуникативные цели.

Keywords: the diseurs of politic, the blog, the blogosphere, mass communication, the image of author, auditoria of the media, the dialogue technologies, Internet communication, communication strategies, communication goals.

Аннотация: блогосфера сегодня становится важной частью политического дискурса в России. В настоящее время политические блоги находятся на начальной стадии развития: политблогеры неэффективно используют возможности онлайн-коммуникации, информационная открытость зачастую носит декларативный характер, сам же дискурс тяготеет к односторонней коммуникации. В разных регионах политическая виртуальная коммуникация имеет свои особенности, поэтому сравнительный анализ опыта субъектов федерации и коммуникативных стратегий политиков представляет интерес как с теоретической, так и с практической точек зрения. В данной статье автор вводит в широкий научный оборот новый эмпирический материал, а предлагаемая методология исследования политических дискурсов может послужить основой для дальнейшего исследования указанной проблематики в компаративном ключе.

Abstract: today the blogosphere is becoming an important part of political discourse in Russia. However, now political blogs are at the initial stage of development: political bloggers use the possibilities of online communication ineffectively, transparency is often has a declarative nature, the discourse tends to be communication of one direction. In different regions, political virtual communication has its own characteristics, so a comparative analysis of the Federation subjects ' experience and communicative strategies ofpoliticians seems actual from a practical and theoretical point of view. In this article, the author introduces the new empirical material into the broad scientific turnover and methodology of research of political discourse can serve as a basis for further researching of these issues in a comparative manner.

Политический дискурс все чаще становится предметом исследования специалистов различных отраслей гуманитарного знания. Работы политологов, психологов, социологов, лингвистов по этой тематике, как правило, носят междисциплинарный характер и представляют собой научную и практическую ценность.

Термин «политический дискурс» понимают в широком и узком смысле. При широком подходе в объем данного понятия входят «любые речевые образования, субъект, адре-

сат или содержание которых относится к сфере политики»1. В узком смысле слова - это форма институционального дискурса, ограниченная профессиональными рамками и речевой деятельностью политиков2.

1 Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. - Волгоград: Перемена, 2000. С. 23.

2 Смирнова Н.В. Язык СМИ и политика: к истории вопроса // Язык СМИ и политика / Под ред. Г.Я. Солганика. - М.: Изд-во Московского университета; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. - 952 с. С.31.

В современном социуме получение и удержание власти происходит за счет формирования общественного мнения по ключевым вопросам, создания образа политика, обеспокоенного проблемами простых граждан. СМИ и СМК здесь играют немаловажную (возможно, и ключевую роль). Каждая из противоборствующих сторон посредством телевидения, радио и печати стремится представить «картины лучшего устройства мира»1, политическая элита «зарабатывает» политические очки, озвучивая идеи в поддержку народных чаяний.

Традиционным СМИ и СМК, через которые чаще всего реализуется политический дискурс, свойственна асимметричная коммуникация. Иными словами, одни социальные группы, участвующие в общении, обладают активным правом голоса, а другие его лишены. «Доступ последних к процессу коммуникации ограничен восприятием и когнитивной переработкой предлагаемой информации. Ни современные интерактивные формы, ни «скрытая связь» не изменяют сам характер коммуникации, который остается монологическим. Между тем, как известно, установление симметричного взаимопонимания возможно только в диалоге, и устанавливается оно путем взаимного задавания вопросов. Ограничение на право задавать вопросы дает серьезные преимущества той стороне в диалоге, которая защищена от вопросов, а именно - увеличивает ее возможности управления пониманием текста и внедрения в когнитивную систему реципиента нужных мнений и установок», -справедливо отмечает А.А. Негрышев2.

Однако стремительное развитие новейших технологий и средств связи пошатнули былую незыблемость одностороннего общения. Коммуникация, осуществляемая в Сети, предполагает симметричное взаимодействие, она несет в себе черты не только диалога, но и полилога.

1 Н.И. Клушина. Власть, СМИ и политика // Язык СМИ и политика / Под ред. Г.Я. Солганика. -М.: Изд-во Московского университета; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. -952 с. С. 269.

2 Негрышев А.А. О ситуации постмодерна в дискурсивном пространстве СМИ: к проблеме экологии массовой коммуникации // WEB-журнал. -Вып. 4. URL: http: // www.vfnglu.wladimir.ru/

Политический дискурс все чаще реализуется в рамках персональных страничек и сетевых журналов. Начиная с 2010 года, политики разных уровней и рангов активно осваивают блогосферу. Основная цель освоения ими Интернет-пространства все та же -попытка удержать исключительное право быть «держателем слова».

В этой связи нам представляется интересным рассмотреть аспекты протекания политической коммуникации в виртуальном пространстве. На примере блогов государственных деятелей субъектов федераций ответим на следующие вопросы: насколько представители региональной политической элиты информационно открыты, готовы к диалогу с обществом, какие приемы они используют для формулировки и разъяснения своей позиции, поиска сторонников и борьбы с оппонентами. Проанализируем основные концепты (и их формы), продвигаемые региональной властью в блоге. А также охарактеризуем целевую аудиторию и ее реакцию на выступления политиков.

Материалами для исследования послужили сетевые ресурсы руководителей Пермского края, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Оренбургской, Нижегородской, Кировской и Псковской областей. Посты и комментарии, опубликованные за 2010-2016 годы, подвергнуты контент- и сравнительному анализам. В качестве критериев оценки эффективности политической коммуникации использовались следующие показатели: количество просмотров и откликов, наличие/отсутствие поддержки идеологических заявлений политиков, агрессивных и толерантных реплик, вопросов, предложений, манипулятивных приемов у адресата и адресантов.

Следует отметить, что для политиков, владеющих только традиционной односторонней стратегией коммуникации, наличие моментальной обратной реакции в Сети является серьезным испытанием. При написании поста автору приходится учитывать тот факт, что в Интернете все пользователи равны, границы между высоким должностным лицом и подчиненным практически не существует. Высокопоставленный актор постоянно сталкивается с тем, что в Сети он имеет дело не с объектом, а с равноправным

субъектом коммуникации. Онлайн-аудитория креативна, «обладает самосознанием/рефлексией и все новые знаки встречает скептически насмешливо», она активно интерпретирует первоначальный смысл со-общений1. Более того сетевая аудитория практически не ограничена в языковых и коммуникативных средствах, а потому нередко одерживает победу в онлайн-диспутах.

С этой особенностью онлайн-коммуни-кации политблогеры справляются с разной степенью успеха. Складывается впечатление, что содержание постов руководителей Пермского края, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Оренбургской области читатели нередко игнорируют, поскольку публикации не получают непосредственного отклика. Вместо этого медиааудитория предпочитает творить свои новости: информировать глав регионов, что их картина мира сильно приукрашена, на местах чиновники не работают, предлагаемые реформы направлены «против народа» и т.п.

По нашему мнению, непопулярность постов объясняется тем, что в них блогеры чаще всего стремятся продемонстрировать свои высокие достижения, убедить электорат, что с приходом именно их к власти жизнь в регионе улучшилась.

«В конце прошлой недели побывал в Кишертском и Суксунском районах. Программа была более чем насыщенной: встреча с молодежью, открытие социальных объектов, выставка молодежных проектов по сельскохозяйственной робототехнике2, -пишет В.Ф. Басаргин в одной из последних записей в должности губернатора Пермского края. - <...> В Кишерти помимо садика открылся и спортивный зал, после ремонта. Я помню, как весной прошлого года в этом здании временно размещали людей, пострадавших от паводка. Оно было неприглядным и неуютным. Сейчас его просто не узнать, настолько здание преобразилось. Здесь для детей и скалолазание, и лечебная физкультура, и баскетбол, и даже каратэ. Не

1 Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Под науч. ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 400 с.

2 Здесь и далее пунктуация и орфография приводятся без изменений.

каждый городской спортзал имеет такие возможности. <...> В Суксунском районе планируем построить детский садик и спортивный комплекс в селе Тис. И в глубинке у ребят должны быть все возможности для всестороннего развития3.

«Накануне был в Куньинском районе. Географически — настоящий общественно-политический «медвежий угол», чтобы проехать в село Жижицы, пришлось несколько километров проехать по соседней Тверской области. Решали вопросы с постройкой ФАП (фельдшерский-акушерский пункт), ремонтом кровли школы, со сдачей нового стадиона», - опубликовал запись губернатор Псковской области А.А. Турчак4.

Однако пользователи зачастую скептически реагируют на подобные парадные реляции, указывая на проблемы, ошибки, просчеты власти. Но эти комментарии у «держателей слова» перед народом, как правило, не получают непосредственного обратного отклика. Безусловно, такая тематическая избирательность, игнорирование негативных замечаний читателей не способствуют популярности политика в Сети.

Нам не удалось установить, насколько жесткая модерация присутствует на данных веб-ресурсах, но политблогеры преимущественно предпочитают премодерацию комментариев читателей.

В рассматриваемых нами блогах наметились две тенденции ведения персональных страничек: одни политблогеры пишут в разговорной манере (В.П. Шанцев, А.А. Турчак, Н.Ю. Белых), их речь разноображена сетевым сленгом («оффтоп», «холи-вар», «писать в личку», «пост», «блогер»), встречаются смайлы, хештеги. У других (Ю.А. Берг, В.Ф. Басаргин, Н.В. Комарова) - текст по форме и структуре мало чем отличается от обычных пресс-релизов, тезисов к докладам и поздравительных текстов.

Кроме того, разговорная речь, используемая некоторыми блогерами, перемежается просторечиями и даже словами со сниженной лексикой: «втихаря», «айтишный беспредел». У первой и у второй группы

3 Блог губернатора Пермского края В.Ф. Басаргина. URL: http://basargin.livejournal.com/ 57801.html/

4 Блога губернатор Псковской области А.А. Тур-чака. URL: http://turchak.ru/predlogeniya/2414/

много канцеляризмов, речевых штампов (нередко советской эпохи), трюизмов: «комплекс мер по поддержке», «всестороннее развитие», «дал высокую оценку», «поддержал на начальном этапе», «пар-тисипарное бюджетирование», «приложить максимум усилий», «встреча прошла в конструктивном ключе» и пр.

Специфический диалог развивается в блоге губернатора Оренбургской области: излишне формальный стиль актора и его подчиненных (представителей профильных ведомств, отвечающих на вопросы граждан) вступает в явное противоречие с незамысловатой речью медиааудитории. Общение затруднено тем, что блогер и его читатели жестко придерживаются различных функциональных стилей. Предполагаем, что граждане, пишущие обращения к главе региона, скорее всего не владеют другими речевыми приемами, а вот представители власти, готовящие ответы просителям, по нашему мнению, за витиеватыми канцеляризмами и эвфемизмами скрывают негативное содержание ответов.

Например:

«Уважаемый Юрий Александрович помогите разрешить уже много летнию проблему. Заробтная плата поваров детских содов в поселке Светлом не состовляет ми-немальной зароботной платы и сейчас со-стовляет немного более 4000 рублей а иногда и того меньше. Как можно на такие деньги жить а тем более прокормить семью пожалуйста повлияйте и помогите решить эту проблему», - обращается к губернатору некий Игорь Коротыч.

На эту жалобу госслужащие отвечают следующим образом:

«Уважаемый Игорь Александрович! Ваше обращение рассмотрено министерством образования Оренбургской области совместно с управлением образования администрации Светлинского района. Сообщаем Вам, что в соответствии со статьями 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования закреплено за городскими округами и муниципальными

районами, поэтому вопросы регулирования оплаты труда работникам дошкольных образовательных учреждений находятся в компетенции органов соответствующих муниципальных образований. Следовательно, органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать порядок оплаты труда (базовые оклады, размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера и т.д.). По данным, представленным органом управления образованием Светлинского района, заработная плата поваров в муниципальных дошкольных учреждениях начисляется согласно штатному расписанию. В фонд оплаты труда включаются: должностной оклад, доплата за выслугу лет в зависимости от стажа работы, стимулирующие надбавки до 30%, уральский коэффициент 15%, доплата за вредность работы до 12%. Заработная плата обслуживающему персоналу выплачивается не ниже минимальной оплаты труда (4611 рублей)»1.

Добавим, что подобные ответы чиновников вызывают раздражение у аудитории, читатели указывают на бессодержательность и бессмысленность таких «отписок», работа ведомств подвергается резкой критике.

Особый интерес представляет виртуальная страничка В.П. Шанцева. Как правило, темой для своих постов глава Нижегородской области выбирает какие-то частные случаи из своей жизни: участие в ТВ-программе, посещение концерта хора Турецкого, встреча с юными журналистами, посещение стройплощадки. Тематически его блог более всего напоминает виртуальные странички обычных блогеров. Эти короткие записи актора вызывают живой отклик у читателей. В.П. Шанцев отвечает на реплики своих читателей, правда, преимущественно на комментарии положительного характера. Есть ощущение непосредственного и живого общения, игры. Агрессивных комментариев, направленных на перехват инициативы, разрушение диалога, немного. Кроме того, пишущие осознают, что их читает не только высокопоставленный адресант, но и многочисленная аудитория ЖЖ-

Блог губернатора Оренбургской области Ю.А. Берга Ц^: htlp://berg.orb.ru/?p=1497#comments/

журнала, а потому тексты составляются с претензией на художественную ценность.

«Уважаемый Валерий Павлиныч государь-батюшка наш. Не вини казнить яви молвить рабу твоему Александру. Прости нас господин губернии и всея земли нашей. Солнцеликий! Обращается к тебе раб божий Александръ. Молвлю тебя свет наш. Я крестьянин Володарского уезда Нижегородской губернии. Наши местные крестьяне просят вас выделить больше земли под местные кладбища. Так как нас много полегло и скоро поляжет. Нам не выплачивают заработную плату уже несколько месяцев. И бюджетникам и с частников. Ильин-ское кладбище закрыто. А мы дохнем благодаря Вам как мухи. Разрешите хоронить нас в одной могиле по двое и трое на других кладбищах. Иначе мы не выдержим. Новая власть Володарского района решила устроить геноцид местному населению. Местная власть решила закрыть музеи, библиотеки и дворцы культуры района, потому что они получают такую зарплату, благодаря которой их можно хоронить в гробах, а не как остальных просто кинув в канаву. Ильино-горский мясокомбинат вы давно сравняли с землей! Разрешите отослать для отряда ИГИЛ несколько наших молодцов, дабы прокормить район. Аллаху Акбар! Простите нас, и пришлите хлебушка, хоть немнож-ко»1.

Посты В.П. Шанцева собирают немало «лайков» и непосредственных откликов. Виртуальный образ В.П. Шанцева выглядит более человечным, приближенный к народу. Чего не скажешь о сетевом имидже Ю.А. Берга, В.Ф. Басаргина, Н.В. Комаровой. За победными реляциями, видимо, подготовленными пресс-службами, не видно человека.

Примечательно, что в блоге губернатора Оренбургской, Псковской областей на проблемные вопросы дают ответы профильные ведомства и органы местного самоуправления. С практической точки зрения понятен такой шаг: на все (тем более частные вопросы) руководители субъектов федерации не могут дать непосредственный ответ, однако это несколько размывает об-

1 Блог губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева URL: http://shantsevvp.livejournal.com/ 132742.html #comments/

раз адресанта. Просители обычно после обращения к главе региона делают приписку следующего характера: «Если вы, конечно, читаете наши обращения. ».

С другой стороны, обилие подобных обращений на этих ресурсах позволяет нам предположить, что, несмотря на все недостатки в выстраивании диалога власти и общества, подписчики блога воспринимают данный ресурс как достаточно эффективный канал связи. Благодаря публичности информационных ресурсов, жители получили реальную возможность более оперативно решать свои насущные проблемы. Жалобы косвенно служат маркером эффективности работы органов местного самоуправления и профильных ведомств. Следует отметить, что нередко масштаб заявляемой проблемы незначительный для вмешательства главы региона (запись в детский сад, холодные батареи в домах, неубранный снег на улицах), но регулярность подобных обращений указывает на то, что на местном уровне данные вопросы не решаются должным образом. В переписку с оренбургским губернатором, как правило, вступают патернали-стически настроенные граждане, для них хорошая власть та, которая заботится о них, большая политика их не интересует, поскольку пертурбации на политическом Олимпе существенно не сказываются на качестве их жизни. Наше предположение подтверждается тем фактом, что нередко посетители блога оренбургского губернатора не знают точно, к кому обращаются, не разбираются в структуре власти, путают имя и должность политика. Более того, не указывают точный адрес проживания, поскольку полагают, что политику это должно быть априорно известно.

Тяготение к созданию одностороннего канала, направленного на информационное сопровождение деятельности высокопоставленных лиц, демонстрирует сетевой ресурс Н.В. Комаровой. Ее ЖЖ-журнал представляет собой дайджест публикаций в СМИ о деятельности главы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Та же тенденция, по всей видимости, наметилась в блоге оренбургского губернатора. В последнее время авторские посты Ю.А. Берга заменяются публикациями о де-

ятельности главы региона, по стилю и структуре они напоминают пресс-релизы или публикации официальных СМИ. Главная цель таких постов - формирование положительного имиджа, однако в информационно-коммуникативном плане подобные тексты не представляют какой-либо ценности, не вызывают интереса пользователей. Кроме того, повествование от третьего лица исключает возможность установления диалоговых отношений между адресантом и адресатом, ведет к асимметричности коммуникативного пространства.

Примечательно, что все чаще в блоге Ю.А. Берга стали появляться посты, в которых выражается благодарность определенным органам и службам. По форме они напоминают коллективные письма советской эпохи. Полагаем, что таким образом местные органы власти «зарабатывают» политические очки, демонстрируют губернатору и общественности эффективность своей работы.

«Мы, жители поселка Акбулак, проживающие по улице Придорожная, хотим выразить слова благодарности Вам, Юрий Александрович и главе муниципального образования Акбулакский район Геннадию Викторовичу Павленко за оперативное принятие мер по недопущению затопления частного жилого сектора. Всем спасибо за профессионализм !»1.

Пользователи, пишущие Ю.А. Бергу, не задумываются о стиле, грамотности своих обращений, не интересуют их и другие читатели, главная их цель - быть услышанными высоким начальством, другие пользователи для них - конкуренты. Зачастую дискуссии, которые разгораются на этом ресурсе, отличаются низкой речевой культурой. Очень много на веб-ресурсе кляуз, жалоб, доносов. Какая-либо реакция власти на подобные анонимные сообщения отсутствует. Их обилие, по нашему мнению, указывает не только на наличие проблем на местах, но и на стремление политических оппонентов исподволь оказывать воздействие на общественное сознание. В целом это свидетельствует о высоком уровне речевой агрессии контента, некорректности речевого

Блог губернатора Оренбургской области Ю.А. Берга URL: http://berg.orb.ru/?p=2993# comments/

взаимодействия.

Аудитория, разбирающаяся в политической обстановке, занимающая активную жизненную и общественную позицию, имеющая высшее профессиональное образование, редко оставляет сообщения на этом ресурсе. К тому же их реплики дискуссионного порядка нередко остаются без ответа.

Рассматриваемые нами ресурсы практически не содержат постов, направленных на обсуждение или высказывание позиции по идеологическим вопросам, текстов, направленных к оппозиции. Примечательно, что и оппоненты власти открыто не используют блоги политиков для ведения споров (или они не проходят модерацию?), что существенно оживило бы веб-пространство. Изредка читатели устраивают «разоблачения» своим собеседникам, обвиняют их в том, что они - подставные лица, являются представителями власти или заинтересованными лицами в проблемной ситуации.

Это позволяет нам предположить, что изучаемые нами политблогеры и их противники, во-первых, не готовы к ведению дискуссии по идеологическим вопросам в Сети, а, во-вторых, не стремятся к диалогу, хотя об этом заявляют в своих презентационных постах.

Распространенный и действенный в СМИ прием обращения к конкретному читателю, потребителю информации полит-блогеры не используют. Интимизация в рассматриваемых нами политических дискурсах отсутствует, обращение идет сразу ко всем, без учета особенностей целевой аудитории. За общими фразами, как правило, образ автора размыт, позиция адресанта не индивидуализирована. Акторы не демонстрируют заинтересованности в обретении сторонников либо не знают, какими коммуникационными средствами этого можно достичь. Таким образом, на данном этапе бло-ги не решают в полной мере имиджевые задачи, не служат продвижению политической позиции авторов, не удовлетворяют информационно-коммуникационные запросы медиааудитории.

У политиков практически отсутствует прямая коммуникация, их выступления преимущественно выглядят неубедительно. Не владеют блогеры арсеналом диалоговых

средств, чаще всего проблемные вопросы решаются по старинке: при помощи административного ресурса. В целом можно констатировать, что политический дискурс не имеет направленности на обсуждение с обществом проблемных вопросов, актуальных для региона тем.

Исключением являлся блог экс-губернатора Кировской области Н.Ю. Белых, который предстает опытным полит-блогером (из рассматриваемых нами). Он умело использовал для достижения коммуникативных целей (обретения новых сторонников, разъяснения своей позиции, создания положительного имиджа и т.д.) возможности Интернет-ресурса.

«Ничего не знала о Ю.Н. Белых, а сейчас читаю его ЖЖ, и вижу, к своей радости, не «чинушу», а Человека! Ну какой «чинуша» способен завести вот так запросто свой блог в ЖЖ и самое главное ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ обсуждать волнующие его проблемы?», - один из последних отзывов читателя блога Н.Ю. Белых, оставленных накануне ареста политика1.

Онлайн-дискуссии поддерживались ответными репликами на комментарии, замечания и вопросы пользователей.

«Тогда встречный вопрос: Один имеет зарплату в 300 тысяч, второй в 10. Соответственно разная сумма отчислений в ОМС. А объем услуг одинаков. Получается, что хорошо работающие граждане оплачивают остальных? - откликается на предложение Н.Ю. Белых подискутировать на тему ОМС некий ШгоуеЛоГГ. - Ну и раз начали делить людей на сорта, то давайте их делить и дальше. Справедливо?».

«Нет, не так. Вопрос не в сумме, а в принципе, когда человек осознанно не участвует в системе страхования», - парирует пользователю Н.Ю. Белых

«А вы уверены, что те, кто работает за «черную» зарплату, делают это добровольно? Рассказал бы я вам, как в службе занятости находят повод не ставить на учет», -вступает в дискуссию У1а2а1.

«Расскажите, я проверю», - пишет в ответ Кировский губернатор2.

1 Блог губернатора Кировской области Н.Ю. Белых URL: http://belyh.livejournal.com/930262.html/

2 Там же.

Несмотря на то, что в июне 2016 года Н.Ю. Белых предъявили обвинение в получении взятки в особо крупном размере, пользователи, желая продолжить коммуникацию, некоторое время продолжали писать в ЖЖ-журнал. Впрочем, интонация сообщений пользователей приобрела агрессивный и саркастический характер. Сам же факт таких комментариев говорит о разочаровании электората.

«Ну что, допонтовался? А такой же важный и надутый был? И как тебе теперь в СИЗО?», - вопрошает некий сс2у .

В заключение отметим, что рассмотренные нами политблогеры неэффективно используют возможности Интернета. Возможно, это объясняется тем, что большинство изучаемых нами виртуальных авторов являются представителями старшего поколения, их политическая карьера (политический дискурс) получила развитие в доциф-ровую эпоху. Но, несмотря на все недостатки, блоги пользуются постоянным спросом у простых граждан. Деятельность властей действительно становится публичной, непопулярные решения получают широкую огласку. Аудитория заинтересована в диалоге с политиками, поэтому так эмоционально и даже экспрессивно реагирует на излишне формальные ответы. Читатели живо откликаются на посты, которые затрагивают насущные вопросы жизни общества, написаны живым непосредственным языком или составлены по законам сетевых жанров.

Следует также добавить, что все больше людей из различных слоев населения (отчасти благодаря блогам губернаторов) вовлекаются в информационные процессы. Все больше людей старшего возраста, проживающих в отдаленных от областных центров населенных пунктах, осваивают новые технологии и становятся участниками Интернет-коммуникации.

Полагаем, что в ближайшее время политическая блогосфера и политический дискурс претерпят существенные изменения, произойдет это как вследствие ротации глав регионов, увеличения числа интернет-продвинутых блогеров на политическом

3 Блог губернатора Кировской области Н.Ю. Белых URL: http://belyh.livejournal.com/930262.html? page=2/

Олимпе, так и роста требований, предъявля- керам и их сообщениям. емых медиааудиторией к виртуальным спи-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анненкова, И.В. Язык СМИ и политика в риторическом аспекте (на примере предвыборных кампаний 2007-2008 гг.) // Язык СМИ и политика / под ред. Г.Я. Солганика. - М.: Изд-во Московского университета; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. - 952 с.

2. Белых, Н. Благоразумность // Русский пионер. - 2010.- № 16. - Август-сентябрь.

3. Блог губернатора Пермского края В.Ф. Басаргина. - URL: http://basargin.livejournal.com/ 57801.html/

4. Блог губернатора Кировской области Н.Ю. Белых. - URL: http://belyh.livejournal.com/ 930262.html/

5. Блог губернатора Кировской области Н.Ю. Белых. - URL: http://belyh.livejournal.com/ 930262.html?page=2/

6. Блог губернатора Оренбургской области Ю.А. Берга. - URL: http://berg.orb.ru/ ?p=1497#comments/

7. Блог губернатора Оренбургской области Ю.А. Берга. - URL: http://berg.orb.ru/?p=2993#comments/

8. Блог губернатор Псковской области А.А. Турчака URL: http://turchak.ru/predlogeniya/2414/

9. Блог губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева. - URL: http://shantsevvp.livejournal.com/132742.html#comments/

10. Клушина, Н.И. Власть, СМИ и политика // Язык СМИ и политика / под ред. Г.Я. Солганика. - М.: Изд-во Московского университета; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. - 952 с.

11. Негрышев, А.А. О ситуации постмодерна в дискурсивном пространстве СМИ: к проблеме экологии массовой коммуникации // WEB-журнал. - Вып. 4. - URL: http: // www.vfnglu.wladimir.ru

12. Смирнова, Н.В. Язык СМИ и политика: к истории вопроса // Язык СМИ и политика / под ред. Г.Я. Солганика. - М.: Изд-во Московского университета; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. - 952 с.

13. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / под науч. ред. Е.Л. Вартановой. -М.: АспектПресс, 2004. - 400 с.

14. Халиуллина, М.С. Блог как средство коммуникации региональных политических деятелей с электоратом // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - Т 6. № 4. -С. 603-614.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Шейгал, Е.И. Язык СМИ и политика в семиотическом аспекте // Язык СМИ и политика / под ред. Г.Я. Солганика. - М.: Изд-во Московского университета; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. - 952 с.

16. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса. - Волгоград: Перемена, 2000.

17. Davies, J. Ch. Maslow and Theory of Political Development. Getting to Fundamentals // Political Psychology. 1991. Vol. 12. N 3. P. 416-421.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.