Научная статья на тему 'Социально-политические аспекты блоггинга: Российский опыт'

Социально-политические аспекты блоггинга: Российский опыт Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
619
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / В. П. ШАНЦЕВ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коданина Анна Львовна

Будучи одним из эффективных политико-коммуникационных инструментов, блоггинг завоевывает популярность среди российских политиков и чиновников. В статье рассматриваются социально-политические особенности ведения блога на примере губернатора Нижегородской области Валерия Павлиновича Шанцева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-политические аспекты блоггинга: Российский опыт»

ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, ПРАВО И СМИ

УДК 070

А. Л. Коданина

Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЛОГГИНГА: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Будучи одним из эффективных политико-коммуникационных инструментов, блоггинг завоевывает популярность среди российских политиков и чиновников. В статье рассматриваются социально-политические особенности ведения блога на примере губернатора Нижегородской области Валерия Павлиновича Шанцева.

Ключевые слова: блог, В. П. Шанцев, политическая коммуникация.

Стремясь к достижению политической власти, современные политики применяют различные способы воздействия на общественное мнение, арсенал которых значительно обогатил интернет. С одной стороны, использование интернет-технологий в политической коммуникации ведет к увеличению зрелости и открытости общественных отношений, более продуктивному диалогу власти и общества, а с другой - предоставляет возможности для манипулирования политическим сознанием.

Одной из ключевых тенденций в современной политико-коммуникационной среде является становление блоггинга как значимого инструмента взаимодействия с общественностью. Будучи активными участниками политико-коммуникационного процесса, отличающимися не только новизной, но и полифункциональностью и неоднородностью, блоги вызывают особый интерес у исследователей. Их научному осмыслению посвящены работы И. А. Бронникова, О. И. Горошко и Е. А. Жигалиной, Е. С. Крестининой и Ю. Г. Чернышова, Е. С. Шпуга и др.

Большинство исследователей проявляют единодушие в признании того факта, что блоггинг сегодня является мощным публицистическим инструментом, по эффективности соперничающим с традиционными СМИ.

Отличительными структурными элементами любого блога служат: 1) обратный хронологический порядок размещения постов (то есть заметок); 2) возможность комментирования постов любым желающим лицом; 3) наличие архива записей, календаря и гиперссылок на другие блоги и веб-страницы; 4) сервис поиска по ключевому слову и др. [4. С. 88].

Характерно то, что российская блогосфера тесно связана со средствами массовой информации, известные журналисты ведут популярные блоги, обсуждают опубликованные материалы, тем самым генерируя темы для сетевых дискуссий и становясь ньюсмейкерами для последующих обсуждений. Немаловажно и то, что блогосфера служит своего рода контролером деятельности СМИ: если та или иная точка зрения неверно интерпретирована традиционными СМИ (неважно, намеренно или нет), ее автор всегда может прояснить ее в своем блоге, указав на ангажированность или непрофессиональность сотрудников того или иного средства массовой информации.

Таким образом, важной социально-политической предпосылкой интенсивного развития блог-гинга в последнее десятилетие является стремление аудитории, уставшей от политических баталий в прессе, получать информацию «из первых рук», минуя ее интерпретацию на страницах и в эфире конкретных участников медиарынка.

Политический блог всегда выражает определенную общественную позицию, сквозь призму которой интерпретируется вся остальная информация. Собственно, именно эта позиция и интересна читателям блога. Она может побуждать их соглашаться, или, напротив, дискутировать. В любом случае, именно демонстрация определенного мировоззрения служит важным фактором и причиной популярности того или иного блога и его автора.

Материалы, опубликованные в блогах, нередко становятся поводом для комментариев политических деятелей не только в онлайновой среде, но и в реальной жизни. Таким образом, можно

наблюдать, как виртуальная активность трансформируется в реальный политический дискурс, становясь полноправным элементом политико-коммуникационной среды. В качестве одного из наиболее ярких представителей интернет-среды, ставшего ярким участником несистемной оппозиции, можно назвать А. А. Навального, чей блог, а также сайт «РосПил», посвященный борьбе с коррупцией, собрал за два года работы более 10 миллионов рублей пожертвований [8. С. 96]. Сетевая активность А. А. Навального даже позволила ему бороться за кресло мэра Москвы в 2013 году и занять почетное второе место.

Таким образом, обобщая исследования, можно выделить следующие функции блогов: информационную, контактоустанавливающую, идеологическую, политико-мобилизационную и репу-тационную.

Символично, что импульс развитию политического блоггинга в нашей стране дала государственная власть. Занимавший пост Президента РФ Дмитрий Анатольевич Медведев выступил в роли первопроходца, дав старт в 2008 году видеоблогу на своем официальном сайте, а через несколько месяцев его сетевой дневник появился на блог-хостинге livejournal.ru. При этом ключевым мотивом ведения блога был назван именно диалог с гражданами. Д. А. Медведев неоднократно подчеркивал, что блог позволяет не только выявить электоральные предпочтения россиян, но и постичь образ мышления граждан, получить ценную информацию для размышлений и принятия политических решений в будущем.

В то же время, мы видим, что многие сайты органов исполнительной власти не предоставляют своим посетителям возможности оставлять комментарии к новостным сообщениям. По мнению Д. С. Джантеевой, это вызвано не столько официальным статусом сетевых властных ресурсов, сколько «стремлением оградить себя от нежелательных информационных воздействий комментаторов» [5. С. 92].

В декабре 2009 года на заседании Государственного совета, посвященного проекту «Электронное правительство», главам субъектов Федерации также была поставлена задача повысить свою сетевую активность с целью налаживания эффективного коммуникационного взаимодействия с местными жителями. Заметим, что игнорировать ее решение в условиях, когда глав регионов назначает Президент РФ, они не могут. Именно активность губернаторов, мэров и глав администраций в виртуальной среде в настоящее время становится одним из показателей результативности их работы на занимаемых постах. И это касается в том числе блоггинга, ставшего сегодня одним из самых действенных инструментов формирования открытой коммуникационной среды.

Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим использование блоггинга в формировании репута-ционного капитала губернатора Нижегородской области Валерия Павлиновича Шанцева.

Валерий Павлинович Шанцев был назначен губернатором Нижегородской области с 8 августа 2005 года. За десять с лишним лет работы в этой должности он проявил себя как грамотный управленец, заложивший основы информационной работы нового образца, ключевыми чертами которой явились открытость, инновационность и оперативность. Заметим, что авторитет губернатора среди жителей области явился следствием реальных дел, в частности, реализации таких значимых программ, как программа привлечения молодых специалистов на село, развитие сельского хозяйства, привлечение инвесторов в промышленное производство, увеличивающиеся темпы строительства и т. п. Немалую роль в продвижении позитивного политического имиджа действующего губернатора играет и очень грамотная работа его пресс-службы, подающая нюансы реальных дел объективно, по существу, в интерактивном варианте, поддерживающем встречную коммуникационную активность нижегородцев.

Одной из популярных политико-коммуникационных технологий, используемых нижегородским губернатором, является блоггинг. Адрес блога В. П. Шанцева - http://shantsevvp.livejournal. com. Свой блог губернатор Нижегородской области ведет с 28 апреля 2010 года. «Верхний пост» содержит приглашение к «обсуждению любых интересующих тем и вопросов». В частности, губернатор отмечает: «В своем блоге пишу о разных вещах, обо всем, что волнует и кажется мне важным как человеку и руководителю». Заметим, что губернатор декларирует приоритет именно общих гуманитарных вопросов перед управленческими задачами, подчеркивая тем самым неофициальный, неформальный характер обсуждаемых в блоге тем.

Далее В. П. Шанцев призывает посетителей оставлять свои отклики, надеясь на вежливость и корректность комментариев. При этом подчеркивает: «С пониманием отношусь к оффтопу -

сообщениям не по теме, личным просьбам и жалобам... Предлагаю весь оффтоп писать в комментариях к этому, верхнему, посту, либо ко мне в личку. В остальных постах высказываться по существу».

Уже по этому заглавному посту мы можем судить о том, что Шанцев, несмотря на свой возраст, стремится расширить и углубить свое коммуникационное взаимодействие с нижегородцами, вовлекая в общение максимально широкую аудиторию, в том числе молодежь. Стремясь быть ближе к молодому поколению - основным пользователям сети интернет, говоря на его языке («оффтоп», «личка»), он допускает критику в свой адрес и не ограничивает общение с нижегородцами только политическими и социальными темами.

Отметим, что немалую часть блога В. П. Шанцева составляют жалобы нижегородцев, поводом для которых становится неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства, невнимательность чиновников, недостаточность законодательного регулирования жизни в области. Как показал анализ ответов и комментариев губернатора, на многие обращения он отвечает по шаблону: «Дам поручение специалистам изучить вопрос», «Оставьте свои координаты, поручу специалистам тщательнее изучить возможные варианты помощи» и т.п. Однако проследить, помогли ли определенные специалисты в решении проблем жителей Нижнего Новгорода, не представляется возможным, так как к постам нет дальнейших комментариев. Поэтому складывается справедливое ощущение, что губернатор просто «отписывается». Безусловно, статистика успешно решенных дел существенно бы украсила блог губернатора, придала ему весомости и значительности.

В своем сетевом дневнике В. П. Шанцев также регулярно отчитывается перед жителями области о проделанной им работе. Как правило, это случается в канун нового года, когда принято подводить итоги за прошедший период.

Немаловажно, что в своем блоге губернатор Нижегородской области стремится объяснить и прокомментировать уже принятые им политические решения, например: «Подписал новую структуру правительства области. В нынешнем виде, за небольшими исключениями, она существует 3 года. За это время многое изменилось, появились новые вызовы - экономические, социальные. Убежден, что правительство должно оперативно и профессионально реагировать на них, должно идти в ногу со временем». («Изменения в Правительстве области»).

Мы видим, как блог В. П. Шанцева выполняет важную коммуникативную функцию, переводя официально-деловой текст приказа о внесении изменений в Правительство области на более понятный простым нижегородцам язык.

Далее рассмотрим, какие основные проблемы В. П. Шанцев затрагивает в своих постах, какие личные и профессиональные темы становятся предметом его внимания.

В первую очередь, хотелось бы отметить, что губернатор затрагивает и комментирует наиболее актуальные для нижегородцев на данный период времени темы. Это могут быть отзывы о прошедших спортивных состязаниях, о бизнес-саммите, о судьбе нижегородской Стрелки, об этапах строительства новых станций метро, о спуске нового судна на заводе «Красное Сормово», познавательные посты об истории Нижегородской области. В частности, 13 сентября 2013 года губернатор в одном из своих постов предложил: «поделиться ссылками на действительно познавательные странички о Нижегородской области. Сайты, блоги, фотосервисы, каналы на Youtube... О жизни в регионе, или, возможно, о музее, деревне, человеке - все, что, на Ваш взгляд, по-настоящему интересно и может рассказать про Нижегородчину что-то новое». («Нижегородские страницы»).

Этот проект, судя по присланным ссылкам и комментариям, вызвал живой интерес у нижегородцев, именно поэтому губернатор периодически возвращался в своем блоге к этой теме.

В авторском блоге В. П. Шанцев также выражает свое отношение к тем или иным важным социальным и политическим событиям, которые происходят в Нижегородской области. Так, тему с поднятием уровня Чебоксарской ГЭС он комментирует неоднократно: «Специалисты подтвердили очевидное: поднятие уровня водохранилища противоречит здравому смыслу и нанесет несоизмеримый ущерб экологии, в том числе нашего региона. Что меня радует, так это неравнодушие нижегородцев». («Поднятие уровня Чебоксарской ГЭС»).

«Принято решение отказаться от проекта по поднятию уровня воды на Чебоксарской ГЭС до 68-й отметки. 30 лет шла борьба, десять последних лет бились очень серьезно. И выиграли.

Знаете, как будто выдохнул!» («68 отметке не бывать!»). Заметим, что В. П. Шанцев заостряет внимание на своей личной вовлеченности («как будто выдохнул») в происходящие события, подчеркивает кровную заинтересованность в определенном решении, затрагивающем интересы значительной части нижегородцев. Такой подход позволяет внести весомую лепту в формирование имиджа «своего» губернатора, что важно для В. П. Шанцева, учитывая то, что он не является коренным жителем области.

Выполняя имиджевые задачи, многие посты позволяют представить губернатора как очень простого, близкого простым нижегородцам человека, которому интересны те же маленькие радости, свойственны те же заботы и печати, что и рядовым обывателям. Например, губернатор в одном из постов делится оригинальным рецептом ухи («Рыбалка») или вспоминает про свой первый заработок («Лет по двенадцать нам с друзьями было, мы подрядились выметать зерно из разгруженных вагонов - оно оставалось в углах, щелях. Нам за работу заплатили деньгами и еще часть дали зерном. Мы на птичьем рынке купили голубей, сделали голубятню и кормили птиц остатками своего «заработка»).

Решая важные контактоустанавливающие задачи, блог позволяет В. П. Шанцеву ответить на самые злободневные вопросы нижегородцев, таким образом, показав им, что они услышаны и их проблемы значимы для губернатора и его команды: «Часто спрашивают о том, где будет расположена станция высокоскоростной железнодорожной магистрали в Нижнем. На самом деле станций будет две...» («Высокоскоростная магистраль в Нижнем»).

Используя мультимедийные технологии взаимодействия с аудиторией, нередко в своих постах губернатор выкладывает разнообразные видео, например, про Нижний Новгород («Ролик снял наш нижегородский парень Антон Чивкунов, использовав довольно редкую и трудоемкую технологию. Видео фактически состоит из нескольких тысяч склеенных фотографий. Мне понравилось - и визуальный ряд, и музыкальное сопровождение»); о добрых делах; про эстафету огня Универсиа-ды-2013 в Нижнем Новгороде; фрагменты телепередач, которые еще не показаны по нижегородскому телевидению; видеопоздравления губернатора и др. Некоторые видео представляют собой ответы на вопросы, которые возникают у нижегородцев по определенной теме. Например, об образовании, или о первой поездке по новому мосту, или о переименовании нижегородских улиц.

Некоторые посты В. П. Шанцева - это своеобразные размышления губернатора, «лирические отступления», тем не менее, привязанные к тем или иным актуальным нижегородским или мировым событиям: «Сегодня весь день обсуждают, кто заметил землетрясение в Нижнем, кто - нет. Я не заметил. Хотя, конечно, трудно поверить, что с Камчатки, через несколько тысяч километров, подземные толчки смогли докатиться до Нижнего» («Землетрясение»).

В 2013 году, подводя трехлетние итоги интернет-общения с нижегородцами, В. П. Шанцев замечает: «28 апреля 2010 года я сделал первую запись, посвященную 100-летию со дня рождения Александра Твардовского. Честно скажу, до конца тогда не осознавал, какое значение может сыграть интернет-дневник для меня как для руководителя и человека». Он подчеркивает, что «блог как инструмент для обратной связи ... показал свою состоятельность. Хотя потенциал у этого инструмента, надо отметить, безграничен. Традицией стали личные встречи с блогерами, а поручения по вашим сообщениям стали частью моей работы и работы правительства области».

К февралю 2017 года губернатор В. П. Шанцев разместил в сетевом дневнике 530 записей и получил свыше 29 тысячи комментариев, что свидетельствует, во-первых, о стабильной сетевой активности Валерия Павлиновича, а во-вторых, о популярности среди нижегородцев такой формы общения с губернатором, позволяющей получать и оценивать информацию «из первых рук».

Таким образом, видим, что ведение собственного блога позволяет решать губернатору сразу комплекс различных задач. Это, в первую очередь, информационно-разъяснительные задачи, преследующие целью сообщать нижегородцам и прочим посетителям сайта новости из областного правительства «из первых рук», транслируя тем самым не только суть происходящих событий, но и отношение первого лица области к ним. Возможность комментирования постов, в свою очередь, способствует установлению двусторонней коммуникационной связи, позволяющей посетителям сайта обмениваться мнениями с первым лицом области, высказывать свои пожелания, критиковать, что не только содействует формированию открытого диалога общества с региональной властью, но и повышает доверие к ней, способствует формированию конструктивных, «прозрачных» взаимоотношений.

Таким образом, среди функций, выполняемых блогом нижегородского губернатора, можно выделить следующие: информационную; контактоустанавливающую; имиджевую; идеологическую; просветительскую; рекреативную.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что блоги в современной России способны играть роль катализатора интенсивности коммуникаций в рамках политических технологий. В настоящий момент для российской власти (как федеральной, так и региональной) это один из главных ресурсов усиления своих информационно-коммуникационных возможностей, позволяющих в оперативном режиме вести диалог с общественностью, разъяснять свою позицию, получать комментарии и конструктивную критику. Кроме того, такой неформальный коммуникативный канал, как блоггинг, позволяет расширить читательскую аудиторию за счет увеличения социально активной ее части, в частности, молодежи, предпочитающей общение в интернете прочим каналам коммуникации.

Список литературы

1. Алексеев, А. В. Записи в блоге как речевой жанр интернет-коммуникации: попытка описания [Текст] / А. В. Алексеев // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 240-245.

2. Бронников, И. А. Особенности сети Интернет как формы политической коммуникации: автореф. дис. ... канд. полит. наук [Текст] / И. А. Бронников. - М., 2011. - 27 с.

3. Галичкина, Е. Н. Жанровая стратификация российской блогосферы в виртуальной коммуникации [Текст] / Е. Н. Галичкина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. - 2009. - № 1 (9). - С. 58-63.

4. Горошко, О. И. Quo Vadis? Политические коммуникации в блогосфере Рунета [Текст] / О. И. Горошко, Е. А. Жигалина // Russian Cyberspace. - Vol. 1. - № 1. - 2009. - С. 81-100.

5. Джантеева, Д. С. Использование политико-коммуникационных возможностей сети Интернет в условиях модернизации российской политической системы: региональный аспект [Текст] / Д. С. Джантеева // Россия в процессе модернизации: социально-политические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции (5-6 марта 2010 г.): В 3 т. - Т. 1. - Армавир, 2010. - С. 91-96.

6. Загидуллина, М. В. Возрастание роли PR-компетенций в условиях медиатизации социума [Текст] / М. В. Загидуллина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 13 (395). - С. 76-80.

7. Киуру, К. В. Бренд-наследие спортивного мегасобытия как драйвер имиджа региона (на примере ЧМ по футболу 2018) [Текст] / К. В. Киуру // Брендинг как коммуникативная технология XXI века: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 98-100.

8. Крестинина, Е. С. Использование интернет-блогов и «социальных сетей» в российской публичной политике [Текст] / Е. С. Крестинина, Ю. Г. Чернышов // Известия Алтайского государственного университета. - № 3-4 (60). - 2008. - С. 288-297.

9. Мальцева, Ю. А. Отражение миграционной политики ФРГ в новогодней речи канцлера Германии Ангелы Меркель [Текст] / Ю. А. Мальцева // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия. - Екатеринбург, 2016. - С. 219-222.

10. Шпуга, Е. С. Неформальные средства коммуникации политических лидеров современной России [Электронный ресурс] / Е. С. Шпуга // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/neformalnye-sredstva-kommunikatsii-politicheskih-liderov-sovremennoy-rossii (дата обращения: 15.02.2017).

SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF BLOGGING : RUSSIAN EXPERIENCE

Kodanina A. L., Dobrolubov Linguistic State University of Nizhni Novgorod, Nizhni Novgorod, kodanina@gmail.com

Being an efficient political and communicative tool, blogging is becoming popular among Russian politicians and officials . The present article discusses social and political aspects

of the personal weblog, based on the example of Valeriy Pavlinovich Shantcev, the Governor of Nizhniy Novgorod Region.

Keywords: blog, V.P. Shantsev, political communication.

References

1. Alexeev, A. V. (2000) Zapisi v bloge kak rechevoj zhanr internet-kommunikacii [=Blog records as a speech genre in internet-communication : an attempt of description], in: 2-ya Rossijskaya konferencija po ekologicheskojpsichologii. Tezisi [=2-nd Russian conference on ecological psychology. Abstracts], Moscow, pp. 240-245. (In Russ.).

2. Bronnikov, I. A. (2011) Osobennosti seti Internet kak formi politicheskoj kommunikacii [=Peculiarities of the Internet as a form of political communication], Moscow, 27 p. (In Russ.).

3. Galichkina, E. N. (2009) Zhanrovaya stratifikacija rossijskoy blogospheri v virtualnoj kommunikacii [=Genre stratification of Russian blog sphere in virtual communication], in: Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Volgograd State University], No. 1 (9), pp. 58-63. (In Russ.).

4. Goroshko, O. I. and Zhigalina, E. A. (2009) Quo Vadis? Politicheskije kommunikacii v blogosfere Runeta [=Quo Vadis? Political communications in the Runet blogsphere], in: Russian Cyberspace, Vol. 1, No. 1, pp. 81-100. (In Russ.).

5. Gianteeva, D. S. (2010) Ispolzovanije politico-kommunikacionnich vozmozhnostey seti Internet v usloviyach modernizacii rossijskoj politicheskoj sistemi: regionalniy aspect [=Using political and communicative means of the Internet as a means of modernizing Russian political system: regional aspect], in: Rossija v processe modernizacii: socialno-politicheskie aspect [=Russia during modernization: social and political aspects], Armavir, Vol. 1, pp. 91-96. (In Russ.).

6. Zagidullina, M. V. (2016) Vozrastanije roli PR-kompetecij v uslovijach mediatizacii sociuma [=Increasing Role of PR-competences in the Mediatizated Society], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Chelyabinsk State University], No. 13 (395), pp. 76-80. (In Russ.).

7. Kiuru, K. V. (2016) Brand-nasledije sportivnogo vega-sobitija kak drayver imidga regiona (na primere CM po futbolu 2018) [=Brand heritage sports mega-events as a driver image of the region (example at the World Cup in 2018)], in: Brending kak kommunikativnaja technologija XXI veka [=Branding as a communicative technology of the 21st century], St.-Petersburg, pp. 98-100. (In Russ.).

8. Krestininina, E. S. ahd Chernyshov, Y. G. (2008) Ispolzovanije internet-blogov I socialnich setej v rossijskoj publichnoj politike [=Using the Internet and social blogs in Russian public politics], in: Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Altay State University], No. 3-4 (60), pp. 288-297. (In Russ.).

9. Malceva, I. A. (2016) Otrazhenije migracionnoj politiki FRG v novogonej rechi kanclera Germanii Angeli Merkel [=Reflection of the Germany's migration policy in the New year speech of the German Chancellor Angela Merkel], in: Zhurnalistika cifrovoj epochi: kak menyaetsyaprofessia [=Journalism of the digital age: the changes in the profession], Ekaterinburg, pp. 219-222. (In Russ.).

10. Shpuga, E. S. (2013) Neformalniye sredstva kommunikatsii politicheskih liderov sovremennoy rossii [=Non-formal means of communications of modern Russia political leaders], in: Teoriya I praktika obshestvennogo razvitija [=Theory and practice of public development], No. 12, at: http://cyberleninka. ru/article/n/neformalnye-sredstva-kommunikatsii-politicheskih-liderov-sovremennoy-rossii, accessed 15.02.2017. (In Russ.).

Коданина Анна Львовна - кандидат политических наук, доцент кафедры истории, регионове-дения и журналистики переводческого факультета, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород.

kodanina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.