Научная статья на тему 'Политический активизм женщин-мусульманок в условиях революционных процессов на Ближнем Востоке (начало XXI В. )'

Политический активизм женщин-мусульманок в условиях революционных процессов на Ближнем Востоке (начало XXI В. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
710
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНКИ / MUSLIM WOMEN / ЖЕНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / WOMEN''S MOVEMENT / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ / POLITICAL ACTIVISM / ПРОБЛЕМА ПРАВ ЖЕНЩИН / THE ISSUE OF WOMEN''S RIGHTS / НАСИЛИЕ / VIOLENCE / ФЕМИНИЗМ / FEMINISM / ИСЛАМСКИЙ ФЕМИНИЗМ / ISLAMIC FEMINISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Южанина Марина Владиславовна

В статье отражена проблема политической борьбы женщин-мусульманок в условиях революционных процессов на Ближнем Востоке в начале XXI века. Рассматриваются методы, используемые женщинами, в борьбе за свои права, направления исламского феминизма и особенности активистских женских движений на Ближнем Востоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL ACTIVISM OF MUSLIM WOMEN IN THE CONDITIONS OF THE REVOLUTIONARY PROCESS IN THE MIDDLE EAST (BEGINNING OF XXI CENTARY)

The article reflects the problem of the political struggle of Muslim women in the conditions of the revolutionary process in the Middle East in the early twenty-first century. Examines the methods used by women in the struggle for their rights, Islamic feminism and features of activist women''s movements in the Middle East.

Текст научной работы на тему «Политический активизм женщин-мусульманок в условиях революционных процессов на Ближнем Востоке (начало XXI В. )»

УДК 323.3(5-011)

Южанина Марина Владиславовна

Студентка исторического факультета

Пермский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет, Пермь, Россия, e-mail:

mary. iuzhanina@yandex. ru

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ ЖЕНЩИН-МУСУЛЬМАНОК В УСЛОВИЯХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ (НАЧАЛО XXI В.)

Marina V. Yuzhanina

student of the historical faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: mary. iuzhanina@yandex. ru

THE POLITICAL ACTIVISM OF MUSLIM WOMEN IN THE CONDITIONS OF THE REVOLUTIONARY PROCESS IN THE MIDDLE EAST (BEGINNING OF XXI CENTARY)

АннотацияВ статье отражена проблема политической борьбы женщин-мусульманок в условиях революционных процессов на Ближнем Востоке в начале XXI века. Рассматриваются методы, используемые женщинами, в борьбе за свои права, направления исламского феминизма и особенности активистских женских движений на Ближнем Востоке.

Ключевые слова: мусульманки, женские движения, политический активизм, проблема прав женщин, насилие, феминизм, исламский феминизм.

Abstract.The article reflects the problem of the political struggle of Muslim women in the conditions of the revolutionary process in the Middle East in the early twenty-first century. Examines the methods used by women in the struggle for their rights, Islamic feminism and features of activist women's movements in the Middle East.

Key words: Muslim women, the women's movement, political activism, the issue of women's rights, violence, feminism, Islamic feminism.

2011 год меняет политический и социальный климат в целом ряде стран Северной Африки, Аравийского полуострова и Ближнего Востока. На сегодняшний день эти революционные процессы хорошо изучены отечественными востоковедами, такими как Б.В. Долгов, А.А. Игнатенко, В.В. Наумкин, В.Я. Белокринецкий.

Основными причинами являются революций - социально-экономический кризис, отсутствие реальных демократических прав,этноконфессиональные противоречия, поддержка оппозиционных сил извне. Массовые выступления протеста привели к самым разным результатам, вплоть до свержения правящих режимов. За свои права и свободы вышли бороться тысячи граждан, в том числе и консолидированное женское движение, которое, впрочем, в большей степени, чем мужчины хотели правовых преобразований в государствах.

Конечно же, сам факт активного участия женщин в этих процессах не осталсябез внимания и вызвал потрясание среди общественности, хотя ещё пятьдесят лет назад при президентеГамаль Абдель Насере, женщины в обществе чувствовали себя весьма уверенно и были обеспеченны демократическими правами, как и мужчины, но около тридцати лет назад исламизация становится более радикальной, а женщины более уязвимыми в правовом, социальном и культурном плане. В связи с событиями арабской весны появилась необходимость пересмотреть политическую роль женщин, которые и в настоящий день отстаивают свои позиции, борются за права, политическую и социальную справедливость, поэтому этот вопрос является весьма актуальным, и приковывает внимание многих современных исследователей.

Особый интересно представляют практики, к которым прибегают женщины этих стран для борьбы с властями. Хотелось бы отметить, что ключевую роль играют средства массовой информации. В до цифровой эпохи публичная сфера для женщин мусульманских стран была практически закрыта, однако благодаря Интернету была создана новая публичная сфера для открытого обсуждения проблем женщин. Кроме того, распространение Интернета в общем способствовало появлению новых форм протеста против власти, в частности женщин. Это прежде всего сайты, являющиеся некой платформой, для того, чтобы женщины могли поделиться своими проблемами, выразить своё мнение, обратить внимание всех пользователей сети к их положению в своих странах. Примером может служить веб-сайт ИОЛ, созданный журналистками-египтянками, для того, чтобы соединить светские дисциплины с исламскими учениями и показать пользователям современное отношение Ислама к жизни. Кроме информирования сайт проводит онлайн консультации. Большой популярностью пользуются и социальные сети. Женщины Марокко активно ведут блоги в Твиттере, где пишут выражают своё мнение, а также загружают фотографии. И эти женщины предстают пред нами не угнетёнными, униженными, а активными женщинами, готовых бороться за свои права. В другой социальной сети - Facebook, была создана группа «Нет статье 308», на которую подписались более тысячи пользователей. Она имеет конкретную цель - добиться отмены статьи 308 Уголовного кодекса Иордании по которой

© Южанина М.В., 2015

преступник, изнасиловавший девушку или женщину может избежать наказания, женившись на ней. Таким образом, он ему позволено обойти статью 292а, которая гласит: «Тот, кто имеет половые сношения с женщиной, кроме своей жены, без её согласия - будь то путем принуждения, угрозы, обмана, или мошенничества, - наказывается каторгой на срок не менее 15 лет. Любой человек, который насилует девочку в возрасте до 15 лет наказывается смертью, и каторжными работами в течении 20 лет, если жертва в возрасте от 15 до 18 лет». Несомненно, что этот закон вызвал возмущение среди граждан, но кроме морального недостатка, этот закон несовершенен и с юридической точки зрения, так как он не предусматривает групповое изнасилование, ведь тогда встанет вопрос какой мужчина может жениться на жертве. Но несмотря на возмущение общественности, были и те, кто поддержали этот закон, например, Хусейн Хазай - социолог в Университете Иордании, утверждающий, что женщины должны преодолеть это испытание, если пожелают, для выполнения своих главных социальных ролей в качестве жены и матери, хотя позже он отказался от своих слов. Первая женщина-исследователь Иордании Исраа Тавалбех тоже поддержала эту статью и заявила, что проблема в том, что местные и международные правозащитники неверно толкуют закон. По её мнению, фактические случаи изнасилования редки, закон защищает девушек от насилия, тем, что заставляет преступника на них жениться. Меня такая позиция возмущает, тем более, что в иорданском обществе относительно высокая скорость убийств изнасилованных женщин на Ближнем Востоке, так как изнасилование девушки, воспринимается как нарушение чести её семьи, а восстановить честь, можно либо через смерть, либо через брак с насильником. Сама логика общества Иордании такова, что лучше быть разведенной женщиной, чем изнасилованной. Абсурднее всего, что таким образом, власть Иордании возвела насилие в рамки закона.Вообще, насилие женщин в странах Ближнего Востока, Аравийского полуострова и Северной Африки заслуживает отдельного внимания, так как эта проблема достаточно остро стоит перед обществами этих стран. С начала революции, число пострадавших от насилия женщин увеличилось, и до сих пор статистика неутешительная. Данная проблема нашла отклик в кинематографе.В 2013 году в Марокко вышел фильм -ВоиЛтоиЛ, в котором 15-летняя Амина Филали проглотила крысиный яд, чтобы избежать брака со своим насильником. С помощью этого фильма марокканские женщины хотели подчеркнуть влияние патриархата.

Журналистская и телевизионная деятельность женщин также направлена на расширение их прав и возможностей, однако им приходится сталкиваться с рядом трудностей. Основными препятствиями являются условия трудоустройства, стереотипы о том, что женщина должна быть подчиненной, отсутствие равной оплаты, возрастные ограничения, сексуальные домогательства, отсутствие доступа к дальнейшему обучению, сегрегация и др. Но несмотря на все это в СМИ наблюдается тенденция к увеличению женщин в редакциях, но их реальное положение в обществе остается неизменным. Возможно, если бы журналисткам удалось занимать руководящие должности в достаточном количестве, то они могли бы в большей степени влиять на СМИ к проблемам женщин. Конечно, есть те, кому удалось сделать успешную карьеру, но как показывает анализ, это те женщины, которые принадлежат к привилегированному классу, имеющих доступ к обучению в западных университетах. Примером успешной журналистки в мусульманской стране, конкретно на примере Ливии, могут служить: Инас Хмаида, известная тем, что была приближена к кругу лиц Кададафи. При нём работала в государственных СМИ на высоких должностях, занималась пропагандой правящего режима, но после его падения ей не позволили работать на прежнем месте. Соад Салем - известнаяжурналистка в Триполи, не находясь в политических кругах режима, занимала руководящие посты в государственных СМИ. Занималась защитой прав женщин, во время восстания предоставляла новости региональных и арабских СМИ. Зайнаб Зайди - телеведущая в бывших государственных СМИ. Сыграла важную роль в призыве поддержки мятежа во время революции с оппозиционных каналов. В настоящее время она ведет ток-шоу в одном из новых частных телеканалов в Триполи.

Кроме привычных нам СМИ, активистки выражают свои политические требования через творчество, например, как в Марокко, рисуют граффити, делают поставки уличные театры, а в Египте проходила акция, автобуса - свободы, раскрашенный в цвета национального флага. Молодые люди отправлялись на этом автобусе в самые отдаленные уголки Египта для того, чтобы знакомить граждан с их демократическими правами, в том числе и правами женщин. Для этого участники использовали интернет, печатные материалы и др. Таковы основные формы протеста женщин против власти и закоренелого патриархального общества.

Далее хотелось бы рассмотреть три совершенно разные формы исламского феминизма сформировавшихся на Ближнем Востоке: светские феминистки, исламские феминистки, исламистские феминистки. Светские феминистки считают, что религия не имеет место в общественной жизни и не представляют феминизм в рамках ислама. Их борьба определяется в основном в политическом плане. Обязателен доступ к основным свободам. Светские феминистки не стремятся пересматривать толкование Корана, а стремятся добиться равных прав для женщин. Как и западные либеральные феминистки они выступают за права материнства и брака, равенства сфере занятости и разделения между религии и законом. В оппозицию им встают исламистские феминистки, которые находят корень проблемы в религии, поэтому стремятся пересмотреть религиозные тексты и утверждают, что есть существенная разница между тем, что говорится в Коране и тем, как это учение интерпретируются мужчинами богословами. В качестве доказательств равенства прав полов приводят пример женщин первой жены пророка - Хадиджы, богатой вдовы, она занималась торговлей, и сама распоряжалась своим имуществом. Так же активистки этого движения требуют соблюдать их право на образованность и уважение, то есть они

не стремятся обладать политическими правами, равной оплате труда или доступе рабочих мест, а вместо этого требует пересмотреть отношение к женщинам, к их роли в качестве матери, дочери или сестры. Это требование ставит их в противоречие с западными феминистками. Самая большая часть мусульманок -исламские феминистки. Они придерживаются золотой середины, варьируют между светскими феминистками и исламистскими феминистками. С одной стороны, они согласны с первыми, что женщина должна иметь равные права и возможность в политическом участие своего государства, а с другой стороны, они поддерживают вторых, в том, что религия является центральной частью политики государства, поэтому в первую очередь влияет на статус женщины в обществе.

Хотелось бы подчеркнуть, что деятельность женщин - активисток всех этих стран похожа, так как всем им приходится бороться не только с властью, но и с религиозной парадигмой и традиционными устоями общества, поэтому в основном они используют одни и те же формы выражения своего мнения.

В настоящее время женщины играют все более важную роль в мусульманских странах, сами граждане этих консервативные обществ

понимают, что переход к демократии невозможен без участия женщин, которые теперь стали изображаться как активные лидеры своих движений. Кроме того, в течении последних лет стало больше образованных женщин.

Омрачает эту положительную тенденцию тот факт, что женщины до сих пор являются объектами насилия, которое после арабской весны не прекращается, а в Бахрейне до сих пор имеет случай заключения в тюрьму женщин за их политическое ангажирование, а также известны случаи погибших женщин от рук полиции.

В заключении, хотелось бы сказать, что политическая роль женщин в странах Северной Африки, Аравийского полуострова и Ближнего Востока безусловно изменилась, стала более значимой. Функционал женщины тоже стал шире, кроме традиционной роли матери и жены, женщины активно строят карьеру, получают образование, и, даже, хотят жить для себя, что совсем не характерно для их обществ. Женщины этого поколения, заставших такие политические и социальные перемены, безусловно уже отличаются своим мировоззрением от своих матерей и бабушек. Интересно какой оборот будут набирать события этих стран и женское движение, в частности, так как женщины занимали самую, что ни на есть активную позицию в процессе революций, но после неё, они так и не получали желаемого результата. Но хотелось бы верить, что все усилия и жертвы этих женщины не напрасны. Иихждетлучшеебудущее.

Списоклитературы

l.Sahar Khamis, Arab Women's Changing Identities, Activisms and Resistances in a Changing Region, CyberOrient, Vol. 8, Iss. 1, 2014-URL: http://www.cyberorient.net/article.do?articleId=8882 (дата обращения 15.03.2015)

2.Houda Abadi, Gendering the February 20th Movement: Moroccan Women Redefining: Boundaries, Identities and Resistances, CyberOrient, Vol. 8, Iss. 1, 2014-URL: http://www.cyberorient.net/article.do?articleId=8817 (дата обращения 20.03.2015)

3.Mona Abdel-Fadil, Sowing the Seeds of The Message: Islamist Women Activists Before, During, and After the Egyptian Revolution, CyberOrient, Vol. 8, Iss. 1, 2014-URL: http://www.cyberorient.net/article.do?articleId=8854 (дата обращения 20.03.2015)

4.Philip Tschirhart, The Saudi Blogosphere: Implications of New Media Technology and the Emergence of Saudi-Islamic Feminism, CyberOrient, Vol. 8, Iss. 1, 2014-URL: http://www.cyberorient.net/article.do?articleId=8864 (25.03.2015)

5.Fatima El Issawi, Women and Media: Libyan Female Journalists from Gaddafi Media to Post- revolution: Case Study, CyberOrient, Vol. 8, Iss. 1, 2014 - URL: http://www.cyberorient.net/article.do?articleId=8865 (04.04.2015)

6.Sarah A. Tobin, "My Life is More Important Than Family Honor:" Offline Protests, Counter-Cyberactivism, and Article 308, CyberOrient, Vol. 8, Iss. 1, 2014-URL: http://www.cyberorient.net/article.do?articleId=8875 (04.04.2015)

7.Nada Alwadi, Social Media As an Opportunity to Bahraini Women, CyberOrient, Vol. 8, Iss. 1, 2014 - URL: http://www.cyberorient.net/article.do?articleId=8815 (датаобращения 19.04.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.