Научная статья на тему 'Развитие женского движения в Турецкой Республике (конец XX – начало XXI века)'

Развитие женского движения в Турецкой Республике (конец XX – начало XXI века) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1079
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА / ИСЛАМ / ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ФЕМИНИЗМ / КЕМАЛИЗМ / СЕКУЛЯРИЗМ / ПАРТИЯ «РЕФАХ» / ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАЗВИТИЯ / WOMEN’S MOVEMENT / TURKISH REPUBLIC / ISLAM / FEMINISM / KEMALISM / SECULARISM / WELFARE PARTY / VIRTUE PARTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Адаян Татьяна Алексеевна

Анализируется развитие женского движения в Турецкой Республике. Рассматривается турецкий феминизм: светский, радикальный и так называемый «исламский». Дается характеристика различных женских организаций, анализируется существующая ситуация развития женского движения в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Women's Movement in the Turkish Republic (end of the XX – beginning of the XXI century)

The article analyzes the development of the women’s movement in Turkish Republic. The author considers the Turkish feminism in its three forms: a secular, radical and so called «Islamic». In addition, the article describes the various women’s organizations, analyzes the current situation of the women’s movement in the country.

Текст научной работы на тему «Развитие женского движения в Турецкой Республике (конец XX – начало XXI века)»

УДК 316.346.2-055.2:329.7 (560)

РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

(конец XX - начало XXI века)

Анализируется развитие женского движения в Турецкой Республике. Рассматривается турецкий феминизм: светский, радикальный и так называемый «исламский». Дается характеристика различных женских организаций, анализируется существующая ситуация развития женского движения в стране.

Ключевые слова: Турецкая Республика, ислам, женское движение, феминизм, кемализм, секуляризм, партия «Рефах», Партия справедливости и развития.

The article analyzes the development of the women's movement in Turkish Republic. The author considers the Turkish feminism in its three forms: a secular, radical and so called «Islamic». In addition, the article describes the various women's organizations, analyzes the current situation of the women's movement in the country.

Keywords: Turkish Republic, Islam, women's movement, feminism, Kemalism, secularism, Welfare Party, Virtue Party.

Феминизм появился на свет вместе с фран- венство женщин, за ликвидацию распределе-цузской и американской революциями. Его ния власти в обществе в пользу мужчин, за можно охарактеризовать как движение за ра- уничтожение дискриминации женщин. Феми-

© 2013 г. Т.А. Адаян

Адаян Татьяна Алексеевна -аспирант,

кафедра новой, новейшей истории и международных отношений, Кубанский государственный университет, ул. Ставропольская, 149, Краснодар, 350040. E-mail: tadayan@mail.ru.

Adayan Tatyana Alekseyevna -Post-Graduate,

Department of Modern, Contemporary History and International Relations, Kuban State University, Stavropolskaya St., 149, Krasnodar, 350040. E-mail: tadayan@mail.ru.

низм, появившийся на Западе с требований прав и свобод, сейчас распространен по всему миру, продолжается острая борьба в разных культурах и демонстрируются разные версии в зависимости от культурной среды и условий.

Феминизм в Турции, как и на Западе, прошел собственную эволюцию. Женское движение в Турецкой Республике, состоящее из различных местных женских организаций, было одним из самых заметных источников роста социально-политической активности. Участие женщин в социально-политической жизни началось с национально-освободительной борьбы 1918 - 1923 гг. В начале 1920-х гг. в Турции были созданы первые социалистические партии, при которых образовывались первые женские организации [1, с. 161]. После образования Турецкой Республики в 1923 г. и принятия новых законодательных актов женщины стали активнее участвовать в социальной, экономической и политической жизни страны. Незихе Мухиддин основала первую женскую партию, назвав ее «Партия женщин», которая защищала идею достижения женщинами социальных и политических прав для того, чтобы внести свой вклад в развитие общества, оставаясь при этом хорошими матерями и женами. Однако партия не была легализована, так как в то время женщины еще не могли официально заниматься политической деятельностью [2, с. 9].

Судьба первой женской партии наглядно демонстрирует, как эмансипация женщин воспринималась в начале существования Турецкой Республики. Несмотря на то, что Турция в свое время стала первой европейской страной, где было узаконено равноправие полов, тем не менее за все годы своего существования республиканский режим так и не смог полностью обеспечить это равноправие на практике. Даже спустя десятилетия после того, как кемалисты даровали женщинам права, мало что изменилось в жизни большинства турчанок.

Взгляд на роль женщин в обществе, наверно, является одним из основных водоразделов между позициями религиозных и светских кругов страны. Как светская часть общества, так и исламисты, в своих расхождениях по женскому вопросу отталкиваются от религиозной традиции [3, с. 309]. Представители светских кругов полагают, что ислам в принципе враждебен по отношению к женщине, именно поэтому, чтобы занять достойное положение в обществе, женщине необходимо

быть менее религиозной. И наоборот, исламисты убеждены, что в исламе нет женского вопроса, роль матери и жены, отведенная женщине религией, естественна.

Преобразования в Турции, проведенные в 1980-х гг., а также подъем новой волны феминизма, с одной стороны, и рост исламского фундаментализма, поддерживаемого женщинами-активистками, - с другой, рисуют довольно запутанную картину, которая сложна для понимания не только иностранцев, но и самих турчанок. Попытаемся разобраться в сложившейся ситуации.

В результате военного переворота 1980 г. были запрещены все виды общественной оппозиции власти. В этой атмосфере страха и репрессий именно женское движение смело заявило о своих требованиях. Несколько журналов феминистского толка начали ряд публикаций, организовав активное обсуждение вопросов относительно женских прав и роли государства, поддерживающего существующую патриархальную систему. Женщинами были организованы несколько кампаний и демонстраций с требованиями изменить существующее положение вещей. В юридической сфере были достигнуты заметные успехи. После многочисленных общественных протестов отменены ст. 438 и 159 ГК [4, р. 8].

Оживление женского движения в 1980-х гг. наблюдается на «исламском фронте». Стремление защитить равенство женщин, используя ислам, легло в основу так называемого «исламского феминизма». Турецкие ученые и писательницы Й. Арат и Ф. Аджар нашли первое упоминание термина «феминизм» в книге Н. Голе «Современный махрам» [5, с. 3].

Еще до недавнего времени религиозные круги страны относили женские движения исключительно к веяниям западной моды, считая, что они возникли в христианстве и иудаизме из-за вины, вменяемой женщине за грехопадение. В исламе же этого нет, поэтому, по мнению большинства исламских богословов, нет и феминизма.

Рассмотрим проявления феминизма в Турции в разных его направлениях. В начале 1990-х гг. женское движение разделилось на три конфликтующих крыла: светских, или кемалистских, радикальных и «исламских» феминисток.

Светский, или государственный феминизм связан с деятельностью Мустафы Кемаля

Ататюрка и его сторонников. Для кемалистов женщина была и остается символом нового государства. Предполагалось, что новая турецкая женщина - просвещенная, образованная, которая, с одной стороны, может способствовать развитию страны и улучшению нации, а с другой - остается хорошей матерью и женой [2, с. 11]. Несмотря на все преобразования, касающиеся решения женского вопроса, можно утверждать, что женщины для ке-малистов были всего лишь инструментом в борьбе со старыми порядками. И хотя на бумаге женщинам гарантировались многие права, механизмы для их реализации созданы не были, правами этими могло воспользоваться лишь незначительное число представительниц турецкого общества. Также кроме сильного влияния традиционных и семейных ролей женщин, что очень важно при анализе женской эмансипации после утверждения Турецкой Республики, необходимо указать то, что женщины стали неким символом новой нации, а их стиль одежды, красота и здоровье -символом вестернизации. Как утверждает турецкая исследовательница Д. Кандиуоти, турецкие женщины были эмансипированы, но не свободны [2, с. 10].

В 1990-е гг. на фоне вопросов и споров о женской сущности начал выходить журнал «Mektup» («Письмо») [5, с. 5], на страницах которого велись споры по вопросам понимания женской сущности и ее сексуальной природы, о превращении ее тела в товар, праве женщин избирать и быть избранными. Все эти рассуждения и послужили основой такого явления, как исламский феминизм.

В Турецкой Республике самые острые споры вызвал вопрос ношения хиджаба в общественных местах и учреждениях страны. Так или иначе, но ограничения со стороны властей на социализацию религиозных женщин привели к тому, что исламистское движение смогло предоставить им специфические формы участия в общественной жизни. Речь прежде всего идет о создании различных политических объединений.

С середины 1980-х гг., желая улучшить свой имидж, выглядеть современнее, привлечь женщин к общественной деятельности, при партии «Рефах» начали формироваться женские комитеты, сыгравшие затем одну из ключевых ролей в победах партии в 1994 - 1995 гг. По мнению экс-главы стамбульского женского

комитета С. Эраслан, причина успеха женских комитетов заключалась в особой тактике, а именно в ведении пропаганды «снизу» благодаря организации встреч с избирателями, личных бесед [3, с. 311]. Такая тактика была очень действенной, учитывая, что большинство сторонников партии были сельскими иммигрантами. После кемалистской революции в результате подвижек в развитии сельского хозяйства, его механизации, индустриализации многие сельские жители стали переезжать в города. Основным результатом миграции для женщин стало то, что они оставили сельскохозяйственную сферу и превратились в домохозяек или начали работать в маргинальных сферах производства без какого-либо социального обеспечения. По утверждению американской исследовательницы Дж. Уайт, для сельских мигрантов, составляющих большую часть электората исламистских партий, характерны отношения взаимопомощи (имедже), покровительства слабым, младшим и малообеспеченным (химайе) [3, с. 312].

Таким образом, деятельность женских комитетов партии «Рефах» приоткрыла религиозным женщинам путь в политику. Тем не менее, несмотря на эффективность женского крыла партии, руководящую роль в ней играют по-прежнему мужчины. Так, за время правления партии «Фазилет» не было ни одной женщины-депутата. В этом заключается еще один интересный феномен исламистских партий, они всячески пытаются показать свой «либеральный» образ в решении женского вопроса, в том числе доступе женщин к власти. Но выборы 1994 - 1995 гг. ясно показали истинное лицо партии, в объявленном списке кандидатов от партии не было ни одной женщины. По словам С. Эраслан, практически полное отсутствие женщин-депутатов в «Ре-фах» и «Фазилет» связано с тем, что исламские активистки якобы сами не стремились к публичности [4, с. 12]. Также можно указать на тот факт, что, когда выдвижение женщин на те или иные публичные должности было желательным с точки зрения имиджа партии, предпочтение отдавалось не столько религиозным, сколько общественным деятельницам и журналисткам, далеким от ислама.

Что касается распространения радикального феминизма, то появился он относительно недавно, в 1990-е гг., и представлен в Турции небольшой группой женщин, в основном

журналистками. Радикальные феминистки в основном воспринимаются как те, кто осмеливается критиковать существующий статус женщины в стране, при этом критика никак не затрагивает вопроса либерализма, обещанного еще кемалистами. В большинстве своем женщины этого направления вовлечены в кампании против насилия в семье и на работе.

Как видим, женское движение в Турции представлено несколькими направлениями, в рамках которых действуют различные организации, ассоциации, комитеты, в свою очередь делящиеся на правительственные и неправительственные.

На заре республиканского правления деятельность наиболее влиятельных женских организаций, например Партии женщин, была направлена против религиозных обычаев [1, с. 162]. Они требовали отменить изоляцию женщин от общества, неограниченную власть мужчин над женщинами и многое другое.

В 1975 г. под руководством общественной деятельницы, доктора социологии Анкарского университета Б. Онгер была создана Организация прогрессивных женщин Турции, главной целью которой стала борьба за претворение в жизнь социально-экономических и демократических прав женщин. На страницах печатных органов Организация призывает выступить против тяжелого положения женщин. Так, в статье Б. Онгер «Обращение к стамбульским матерям» представлены идеи о том, что, несмотря на предоставленные законом возможности, «женщины - один из самых угнетаемых классов общества» [1, с. 180], причиной чего является царящее в обществе убеждение относительно женской неполноценности. То есть в своих выступлениях Организация подчеркивает, что одной из основных проблем, стоящих перед женщинами, является необходимость преодолеть консервативное влияние на них религии. Активистки данных организаций выражают мысль о том, что женскую проблему необходимо рассматривать в рамках всей общественной системы и политического курса, что предполагает внесение соответствующих экономических, социальных и политических изменений.

В этой обстановке в 1997 г. была создана женская организация «КА-МЕЯ», основной задачей которой является оказание помощи женщинам в получении образования, стрем-

лении достичь экономической самостоятельности и освободиться от насилия [6, с. 32]. Своей деятельностью организация стремится заставить общество согласиться с тем, что искоренение насилия над женщинами является первоочередной задачей. Одна из проблем, с которыми сталкиваются «КА-МЕЯ» и другие правозащитные организации в своей деятельности, - реакция общества. Многим членам организации, а также женщинам-адвокатам, защищающим женщин от насилия, угрожают расправой над их семьями. Тем не менее женские правозащитные организации стараются информировать женщин об их правах, организуют различные учебные программы, способствующие укреплению уверенности женщин в самих себе.

Что касается организаций исламистов, то они представлены как комитетами, входящими в состав правительственных партий, так и независимыми организациями. Последние начали создаваться позже партийных комитетов, где-то с середины 1990-х гг., их формирование, так же как и создание парткомитетов, было связано с проблемой «тюрбанов». К данным организациям можно отнести правозащитные общества «Мазлюм-дер», «Женская платформа столицы», «Озгюр-дер» и др. [3, с. 312].

Исламистки, не относящиеся к партии «Рефах», критикуют псевдополитизацию религиозных женщин, которая реализована в идее женских комитетов. По словам одной из таких исламисток, Ф.К. Барбаросоглу, «"Ре-фах", которая выставляет религиозных женщин якобы приобщившимися к политике, породила в СМИ ряд пустых сенсаций. Это не что иное, как попытка занять набожных женщин тем, что и так делают все. И то, что каждая женщина с покрытой головой, идущая по улице, воспринимается как символ реакции, -безусловно, результат усиления "Рефах". Интерес к ним подогревается лишь тем, что светские женщины считают их символом шариатской угрозы. Между тем никаких особых перемен в политическом самосознании не произошло» [3, с. 313].

Говоря о ситуации с женским движением в современной Турции, можно заключить, что разрозненность и несогласованность между представительницами различных направлений большей частью сводится к так называемой «проблеме тюрбанов», т.е. рассматривать платок как символ угнетения женщин или как

проявление свободной воли. Хотя исламистки и не добились принятия властями их требований, ситуация все же не безнадежна, если учитывать общественное сочувствие к данной проблеме. Различные опросы показывают, три четверти населения Турции согласны с тем, что женщины-госслужащие и студентки могут носить платки, если хотят этого [3, с. 315]. После прихода к власти Партии справедливости и развития (ПСР) в 2002 г. данная проблема приобрела еще большие масштабы в отличие от других не менее острых проблем, связанных с существующим положением женщин. Статистические данные показывают, что средний возраст замужества турецких женщин составляет 19 лет, возраст рождения первого ребенка - 20 - 25 лет, смертность матерей при родах в 30 раз выше, чем в благополучных странах, в сельской местности решение о браке по-прежнему принимают родители [3, с. 316]. Остро стоит проблема насилия в семье, которое считается нормой для турецкого общества. Например, за время нахождения у власти правительства ПСР, по данным Минюста, число убийств женщин выросло на 1400 % с 2002 по 2009 г. Женщины становятся жертвами убийств и насилия, растет насилие на рабочих местах, все чаще наблюдаются случаи сексуальных домогательств по отношению к женщинам [7, p. 2].

Показательным является тот факт, что после победы на выборах в 1994 г. «Рефах» закрыла практически все реабилитационные женские центры. Естественно, эти действия партии не могли не сказаться на привлекательности партии для женщин, даже для ис-ламисток. По словам С. Эраслан, реабилитационные центры для женщин, подвергшихся насилию, нужны, но обращаться за помощью в данном вопросе к сторонникам партии и движению бесполезно [3, с. 316].

Возвращаясь к проблеме участия турецких женщин в общественной жизни, необходимо подчеркнуть, что женщины по-прежнему незначительно представлены в правительстве и других выборных органах. В истории Турецкой Республики можно выделить небольшой период, когда женщины были представлены в парламенте максимально, а именно после 1935 г., после наделения их избирательными правами. С 1935 г. до начала 2000-х гг. должность министра занимало всего 6 женщин. Подобная ситуация прослеживается не только

в политике, но, например, и в сфере высшего образования и научной среде.

В итоге при рассмотрении женского движения в Турецкой Республике можно сделать следующие выводы. Во-первых, на протяжении всего существования республики идеологи вестернизации, секуляризма, национализма, исламизма, левых и правых традиционно использовали женский вопрос и самих женщин лишь как инструментарий в борьбе за власть, при этом ни один из представителей данных течений не ставил своей непосредственной целью борьбу за права женщин. Во-вторых, практически все активистки женских организаций, будь то исламистки или светские феминистки, в основном все свои усилия тратят на решение «проблемы тюрбанов», вместо того чтобы решать такие насущные проблемы, стоящие перед обществом, как насилие в семье, дискриминация на работе, браки по договоренности, раннее замужество и др. В данном контексте хочется процитировать исламскую активистку М. Гюльназ (которая, кстати, не носит платок): «Пока данная проблема ("проблема тюрбанов") волнует набожных женщин, трезвая оценка взаимоотношений между мужчиной и женщиной в исламской среде будет возможна не скоро» [3, с. 317].

Таким образом, современное женское движение в Турции неотрывно от религиозных вопросов. Вопросы секса, критика гетеросексуальной модели, новое определение женской сексуальности все еще не стоят на повестке дня женского движения. Другой не менее важной проблемой женского движения в Турции является отсутствие связей и солидарности между различными группами, что препятствует эффективному лоббированию женских интересов и требований в правительственных кругах.

Литература

1. Ислам и женщины Востока (история и современность). Ташкент, 1990. 252 с.

2. Elif Gozdasoglu Kugukalioglu. Turkey at the Crossroads: Women, Women's Studies and The State. Summer Institute-Istanbul-Bodrum Turkey, May 27 -June 3, 2005.

3. Зиганшина Г.К. К проблеме участия турецких женщин в движении политического ислама // Ислам и общественное развитие в начале XXI века / отв. ред. В.Я. Белокреницкий, А.З. Егорин, Н.Ю. Уль-ченко. М., 2005. 496 с.

4. Ilkkaracan P. A brief overview of women's movement(s) in Turkey (and the influence of political discourses) // Women for Women's Human Rights. September 1997. 14 р.

5. Аднан Челик. Исламский феминизм (опыт Турции). URL: http://www.islam-portal.ru/mnenia/100/1624/ (дата обращения: 14.09.2012).

Поступила в редакцию

6. Турция. Женщины против домашнего насилия // Amnesty International. 2004. Июнь. 61 с.

7. Зейнеп Екин Аклар. Почему арестовываются профсоюзные активисты в Турции? // Глобальная трудовая колонка. Corporate Strategy and Industrial Development. University of the Witwatersrand. Выпуск 102. Июль 2012.

26 ноября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.