Научная статья на тему 'Политические технологии в сети Интернет как ресурс электоральной мобилизации'

Политические технологии в сети Интернет как ресурс электоральной мобилизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
662
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / POLITICAL TECHNOLOGIES / POLITICAL MOBILIZATION / INTERNET TECHNOLOGIES / POLITICAL PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кривошеев А. А.

Данная работа посвящена рассмотрению сети Интернет как площадки для использования политических технологий. Анализируется практика применения и качественные особенности Интернета в сфере политической мобилизации. Делается вывод о высоком потенциале использования Интернет-технологий в публичной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political technologies in the Internet as a resource of electoral mobilization

This work deals with the consideration of the Internet as a platform for the use of political technologies. The article analyzes practice of application and qualitative features of the Internet in the sphere of political mobilization. The conclusion is that there is a high potential for the use of Internet technologies in public policy.

Текст научной работы на тему «Политические технологии в сети Интернет как ресурс электоральной мобилизации»

Политические технологии в сети Интернет как ресурс электоральной мобилизации

Political technologies in the Internet as a resource of electoral mobilization

Кривошеев А. А.

Студент 4 курса Факультет Политологии Санкт-Петербургский государственный университет

РФ, Санкт-Петербург E-mail: [email protected]

Krivosheev A. A.

Student 4 term Faculty of Political science St. Petersburg state University Russia, St. Petersburg E-mail: [email protected]

Аннотация.

Данная работа посвящена рассмотрению сети Интернет как площадки для использования политических технологий. Анализируется практика применения и качественные особенности Интернета в сфере политической мобилизации. Делается вывод о высоком потенциале использования Интернет-технологий в публичной политике.

Annotation.

This work deals with the consideration of the Internet as a platform for the use of political technologies. The article analyzes practice of application and qualitative features of the Internet in the sphere of political mobilization. The conclusion is that there is a high potential for the use of Internet technologies in public policy.

Ключевые слова: Политические технологии, политическая мобилизация, Интернет-технологии, политическое участие.

Key words: Political technologies, political mobilization, Internet technologies, political participation.

В настоящее время в публичной политике используется широкий спектр политических технологий. Термин "политические технологии" - один из новейших в политической науке. Зачастую, его ставят в один ряд с понятием политическая реклама. Один из российских исследователей данной проблемы А. Л. Шахновский отмечает, что политические технологии являются широкой сферой социальной практики, а политическая реклама - достаточно узкая область политических технологий [9, с. 59]. Политические технологии не сводятся только к политической рекламе и агитации. Исследователи включают в это понятие совокупность методов, способов воздействия на людей с целью изменения их восприятия политических событий и поведения. Несмотря на то, что в период предвыборной борьбы интенсивность использования политических технологий возрастает, они действуют не только в этот отрезок времени. Политические технологии воздействуют на население практически непрерывно и не ограничиваются продвижением кандидатов или партий. Формирование образа государства, государственной и наднациональной идентичности, «одобряемых» форм социального поведения, и многое другое - это также сфера применения политических технологий.

Политические технологии - целенаправленно сконструированная совокупность методов, направленных на достижение результата, использование которых затрагивает несовпадающие государственные интересы и интересы значимых общественных групп. Можно говорить о том, что политические технологии всегда представляют собой способы борьбы за власть, её удержания, распределения и применения [7, с. 328]. Такое определение дает российский исследователь О.Ф. Шабров. Однако, на наш взгляд, оно слишком абстрактно и не дает четкого понимания предмета. Если говорить конкретно, то политические технологии - это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, восприятия событий и образов

политических акторов. На данный момент, значительная часть из них, применяется в сети Интернет. Это стало возможным благодаря развитию технических средств и новых форм коммуникации. Активное использование Интернета как принципиально иной площадки для политической борьбы позволяет выделить интернет-технологии как отдельную сферу политических технологий. В данной работе будет рассмотрена та часть политических технологий, которая направлена на политическую мобилизацию и площадкой применения которой является онлайн-пространство.

Политическая мобилизация - одно из основных понятий в рамках изучения политического поведения и политического участия. Многие исследователи по-разному трактуют этот термин. Российский исследователь Р. И. Шарапов определяет политическую мобилизацию как форму коллективного, политического, конвенционального или неконвенционального участия, подразумевающего аккумуляцию человеческих и материальных ресурсов политическим лидером (группой лидеров) или правительством для форсированного достижения поставленных целей [8, с. 20].

Политическая мобилизация может осуществляться в различных формах, в зависимости от целей субъекта. Например, как протестная мобилизация, или наоборот мобилизация сторонников действующей власти, также это электоральная мобилизация, как неотъемлемая часть любой предвыборной кампании. Существует широкий спектр методов мобилизации. В современных научных исследованиях выделяют отдельно «мобилизационные технологии», как часть более широкого понятия политических технологий.

Термин «мобилизационные технологии стал использоваться в научной литературе недавно, однако прослеживание мобилизующей составляющей в современных политических технологиях побуждает обратить особое внимание на это понятие. Мобилизационные технологии - это совокупность приемов по координации и организации субъектов, общественной консолидации общественности для достижения политических целей, осуществляемая различными инструментами и рассчитанная на достижение максимального результата при заданных ресурсах. Мобилизация подразумевает:

а) привлечение субъектов к эффективному выполнению политической задачи;

б) активизацию субъектов и процессов, обеспечивающее успешное выполнение политической задачи;

в) мобилизацию внешних и внутренних ресурсов [4, с. 341].

В научной литературе политическую мобилизацию чаще всего рассматривают в рамках протестной активности. Практически все современные кампании протеста организовываются с помощью мобилизационных технологий, причем именно через сеть Интернет. Социальные сети, такие как Facebооk и Twitter, оказались эффективны в плане организационных и мобилизационных средств массового протеста благодаря тому, что они базируются на digital-технологиях и обладают такими характеристиками, как оперативность, доступность и интерактивность. Однако популярность такого использования технологий политической мобилизации не означает, что данные технологии невозможно применить и для мобилизации населения в рамках более конвенционального политического участия - участия в выборах.

Таким образом, под электоральной мобилизацией понимается мобилизация электората на участие в выборах. Наиболее популярная форма - мобилизация собственного электората, сторонников кандидата или партии. В условиях низкой явки мобилизация собственного электората на выборах приобретает особое значение; данное направление становится наиболее приоритетным в проведении любой электоральной кампании и требует к себе внимательного изучения и серьезного отношения [6].

Существует множество методов и технологий электоральной мобилизации. Это и условно «классические или традиционные» методы, разработанные еще в 20 веке, и набирающие популярность методы с использование новых информационных технологий. Традиционные способы - мобилизация с помощью сети агитаторов,

печатные приглашения на выборы, различные мероприятия в день голосования (митинги, концерты и т. д.), административная мобилизация по производственному принципу (руководство предприятий проводит работу со своими сотрудниками). В настоящее время набирают популярность менее традиционные способы мобилизации электората - использование колл-центров для обзвона и отправки смс, интернет-рассылки, рекламы выборов в социальных сетях и другие. Также важна демобилизация электората противника. В данном случае она по больше части проводится как часть агитационной кампании против конкурента. Избирателя убеждают, что конкурент недостоин голосования, что ходить на выборы бессмысленно и т. д.

Интернет-технологии являются на данный момент одним из ключевых ресурсов электоральной мобилизации. Новые информационные технологии имеют качественные отличия от традиционных СМИ, с помощью которых производилась электоральная мобилизация.

По сравнению с традиционными медиа Интернет обладает рядом качественных преимуществ, способствовавших росту внимания политических сил к Сети:

1. Очень высокая скорость публикации любой информации, мгновенно становящейся доступной всей Интернет-аудитории (это объясняет огромную популярность различных лент онлайн-новостей);

2. Совмещение многих возможностей печатных изданий, телефонии и телевидения: Интернет выступает в качестве не только информационной среды, но и средства политического общения, своеобразной трибуной для политической рекламы и пропаганды [3, с. 125].

Еще один преимуществом использования сети Интернет является трудность в отслеживании источника информации, сложность правового регулирования использования Интернета в предвыборных кампаниях.

Также, принципиально важным с точки зрения мобилизационных технологий является развитие мобильного интернета, системы быстрых уведомлений, мессенджеров. Появление подобных технологий значительно упростило и удешевило осуществление мобилизации. Как отмечают исследователи, мобильный Интернет выигрывает по сравнению с декстопной версией в скорости распространения информации, в численности и охвате аудитории. Данные условия (например, высокая скорость и большой охват информационного распространения) обязательны для реализации эффективной мобилизации Интернете. Так можно говорить о повышении результативности мобилизации в политической сфере в случае ее проведения в мобильной сети [8, с. 26]. Безусловно, при анализе использования мобильного интернета для политической мобилизации необходимо учитывать множество факторов, таких как: распространение и доступность интернета на конкретной территории, активность граждан в сети, демографические особенности структуры населения.

Принципиально важно, что политическая мобилизация включает в себя не только аккумуляцию человеческих ресурсов, но и материальных, так, например, в современных избирательных кампаниях набирает популярность технология фандрайзинга или схожая технология краундфандинга - сбор добровольных пожертвования на финансирования какого-либо проекта, в нашем случае - избирательной кампании или какой-либо формы политической протестной активности. Ярким примером является кампания Барака Обамы 2008 года, ему удалось привлечь около 750 млн доллар на свою избирательную кампанию используя интернет-площадки. Следует отметить, что финансовая поддержка Барака Обамы сложилась в основном за счет небольших пожертвований. 57% всех добровольных взносов составили небольшие суммы в размере до 200 долларов. Обама был финансово поддержан в первую очередь широкими массами избирателей [1, с. 55]. Этот эпизод поможет нам ярко проиллюстрировать еще один принципиально важный компонент электоральной мобилизации - социальный капитал. Ф. Фукуяма определял его как формальные и неформальные нормы или ценности, которые позволяют осуществлять коллективные действия в группах людей [5]. Социальный капитал очень важен для политической мобилизации в онлайн пространстве - люди сами объединяются по интересам и агитируют друг друга на участие

в избирательной кампании своего кандидата. Бараку Обаме удалось привлечь такое большое количество денежных средств от рядовых граждан именно за счет высокого социального капитала жителей США, которые не рассчитывают только экономическую выгоду себя самого и своей семьи, а также способны безвозмездно вкладываться в политика, которому они доверяют.

Однако при всех внешних на первый взгляд преимуществах сети Интернет как инструмента политической мобилизации и горизонтальной коммуникации ряд исследователей высказывает скепсис по поводу реальной результативности этого механизма. Так, А.Г. Восканян, Ю.М. Почта говорят о том, что Интернет, выступая в качестве мобилизующего фактора участия граждан в выборах и решения социальных проблем, имеет ограничения, а существующие механизмы (такие как комментирование, защелкивание и т.д.) не эффективны в случае более широкого участия людей в политике. Применением технологий по цензурированию и отслеживанию деятельности граждан со стороны государства гасят оппозиционные настроения. Складывается ситуация, в которой в Сети доступно получение разных услуг, но не всегда доступны методы решения гражданских потребностей [2, с. 92].

К тому же невозможно напрямую определить эффективность использования различных инструментов для мобилизации своих сторонников на выборах. Зачастую, онлайн активность слабо коррелирует с реальным политическим процессом, и не имеет реального выхода в офлайн политику. Как отмечают исследователи данного феномена, проблема состоит в ограничениях при изучении влияния новых коммуникационных сетей на результаты выборов при существующей методологии. Кроме того, приводимые эмпирические данные не всегда поддаются научному анализу [2].

Подводя итог, можно говорить о том, что развитие Интернет-технологий сильно влияет на проведение избирательных кампаний и реализацию политических проектов. Можно отметить, что онлайн-коммуникация имеет большой мобилизационный потенциал. Однако, при анализе возможности результативного использования интернет-технологии в электоральных кампаниях для агитации и мобилизации человеческих и материальных ресурсов необходимо учитывать множество внешних факторов, зависящих от конкретного общества, государства, институтов, состоянии экономики и развития информационных технологий на местности [10].

Список используемой литературы:

1. Быков И. А. Интернет-технологии в избирательной кампании Барака Обамы// Вестник Пермского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 48-58

2. Восканян А.Г. Почта Ю.М. Значимость коммуникационных средств Интернета в современной политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2013. - С. 79-97

3. Малькевич А. А. Использование избирательных интернет-технологий в XXI веке: опыт, механизмы, эволюция, перспективы развития // Среднерусский вестник общественных наук. Политология: актуальные аспекты. - №2. - 2010. - С. 124-131

4. Мельник Г.С. СМИ в мобилизационных технологиях // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: матер. 51-й междунар. науч.-практ. конф. - 2012 г. - С. 341.

5. Ф. Фукуяма «Что такое социальный капитал?» URL: http://root.elima.ru/texts/?id=477 (дата обращения: 03.05.2019)

6. Червоненко В. Мобилизуй или проиграешь. URL: http://www.prisp.ru/analitics/109-chervonenko-mobilizui-ili-proigraesh. (дата обращения: 21.04.19)

7. Шабров О.Ф Политические технологии // Журнал. Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №4. - С. 328330.

8. Шарапов Р. И. Мобильный интернет как инструмент политической мобилизации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2017. - С. 20-27

9. Шахновский А.Л. Политическая реклама как составная часть политических технологий: терминологический аспект // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2013. - № 1. - С. 57-62.

10. Chadwick А., Anstead N. Parties, election campaigning, and the Internet // Routledge, Paperback edition. -2009. - P. 56-82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.