Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ МОНАРХИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ МОНАРХИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЕВРОПЕЙСКАЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ МОНАРХИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кабацкий Максим Сергеевич

Цель статьи - рассмотреть концепцию политических сценариев, которые могут быть применены для выявления перспектив развития европейских парламентских монархий. Предлагается развёрнутая типологизация политических сценариев, а также устанавливается их влияние как на европейские парламентские монархии, так и на демократический политический процесс. Структурируются сценарии развития и сохранения парламентской монархии (её ослабления, упразднения или перехода к иной разновидности монархии). Автором расмотрены сценарии потенциального перехода к парламентской монархии её реставрации или прокламации. Все представленные политические сценарии включаются в группы основных или резервных сценариев в зависимости от политической вероятности их наступления. Рассмотренные политические сценарии иллюстрируются наглядными историческими и современными примерами, основанными на анализе политических систем и политических институтов европейских государств. В результате разработанная классификация политических сценариев отражает многогранность и многовекторность вариантов развития парламентской монархии в XXI веке. Предложенная классификация охватывает все потенциальные пути трансформации, что позволяет использовать ее при проведении политического прогнозирования состояния данной формы правления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SCENARIOS OF THE EUROPEAN PARLIAMENTARY MONARCHIES’ DEVELOPMENT AND THEIR IMPACT ON THE DEMOCRATIC POLITICAL PROCESS

The article discusses the concept of political scenarios that can be applied to identify the prospects for the development of European parliamentary monarchies. A detailed typology of political scenarios is proposed, as well as their influence on both European parliamentary monarchies and the European political process is established. The proposed classification considers political scenarios that may arise in parliamentary and non-parliamentary monarchies, as well as in republics, including scenarios for the development and preservation of a parliamentary monarchy, or its weakening, abolition or transition to a different kind of monarchy, as well as scenarios of a potential transition to a parliamentary monarchy, restoration or proclamation. All the described political scenarios are included in the groups of main or reserve scenarios, depending on the political probability of their occurrence. The proposed political scenarios are illustrated with historical and contemporary examples founded on the research of political systems and political institutions of European states. The developed classification of political scenarios reflects the versatility and multi-vector of the variants of the evolution of the parliamentary monarchy in modern time, and covers all potential paths of transformation, which makes it possible to use this classification in political research aimed at studying European parliamentary monarchies, as well as political forecasting of the state of this form of government in the foreseeable the future.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ МОНАРХИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»

УДК 321.727:94(4)

DOI: 10.22394/2071-2367-2021-16-5-131-140

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ МОНАРХИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

КАБАЦКИЙ Максим Сергеевич, аспирант кафедры политологии и государственной политики, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302030, Россия, г. Орел, ул. Панчука, д.1, e-mail: mkabatsky@mail.ru

Аннотация. Цель статьи - рассмотреть концепцию политических сценариев, которые могут быть применены для выявления перспектив развития европейских парламентских монархий. Предлагается развёрнутая типологизация политических сценариев, а также устанавливается их влияние как на европейские парламентские монархии, так и на демократический политический процесс. Структурируются сценарии развития и сохранения парламентской монархии (её ослабления, упразднения или перехода к иной разновидности монархии). Автором расмотрены сценарии потенциального перехода к парламентской монархии её реставрации или прокламации. Все представленные политические сценарии включаются в группы основных или резервных сценариев в зависимости от политической вероятности их наступления. Рассмотренные политические сценарии иллюстрируются наглядными историческими и современными примерами, основанными на анализе политических систем и политических институтов европейских государств. В результате разработанная классификация политических сценариев отражает многогранность и многовектор-ность вариантов развития парламентской монархии в XXI веке. Предложенная классификация охватывает все потенциальные пути трансформации, что позволяет использовать ее при проведении политического прогнозирования состояния данной формы правления.

Ключевые слова: политический сценарий, политическое прогнозирование, политический процесс, европейская парламентская монархия, политическая система, политический институт.

POLITICAL SCENARIOS OF THE EUROPEAN PARLIAMENTARY MONARCHIES' DEVELOPMENT AND THEIR IMPACT ON THE DEMOCRATIC POLITICAL PROCESS

KABATSKY M. S., Postgraduate Student of the Department of Political Science and Public Policy, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Oryol), e-mail: mkabatsky@mail.ru.

Abstract. The article discusses the concept of political scenarios that can be applied to identify the prospects for the development of European parliamentary monarchies. A detailed typology of political scenarios is proposed, as well as their influence on both European parliamentary monarchies and the European political process is established. The proposed classification considers political scenarios that may arise in parliamentary and non-parliamentary monarchies, as well as in republics, including scenarios for the development and preservation of a parliamentary monarchy, or its weakening, abolition or transition to a different kind of monarchy, as well as scenarios of a potential transition to a parliamentary monarchy, restoration or proclamation. All the described political scenarios are included in the groups of main or reserve scenarios, depending on the political probability of their occurrence. The proposed political scenarios are illustrated with historical and contemporary examples founded on the research of political systems and political institutions of European states. The developed classification of political scenarios reflects the versatility and multi-vector of the variants of the evolution of the parliamentary monarchy in modern time, and covers all potential paths of transformation, which makes it possible to use this classification in political research aimed at studying European parliamentary monarchies, as well as political forecasting of the state of this form of government in the foreseeable the future.

Keywords: political scenario, political forecasting, political process, European parliamentary monarchy, political system, political institution.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования объясняется необходимостью проведения комплексных исследований в рамках политического прогнозирования, направленных на выявление сценариев развития политических процессов [12], технологий и институтов европейских парламентских монархий в обозримом будущем. Результаты данных исследований будут способствовать лучшему пониманию текущего состояния и положения европейских государств с парламентско-монархической формой правления, а также выявлению вероятностных механизмов, предполагающих модернизацию политических систем по заданной траектории развития. Глобальным результатом является обнаружение потенциальных путей трансформации государственных систем, которые могут быть учтены акторами политического процесса как с целью недопущения потенциальных критических сценариев развития, так и с целью поддержания сценариев оптимального развития политической системы, что также будет способствовать развитию теории демократического политического процесса [13].

Как было отмечено ранее, европейские монархии могут быть описаны формулой «12+1» [5, С. 70], при этом подавляющее число данных государств (11 стран) являются парламентскими монархиями. Теоретические вопросы, касающиеся политической природы европейских парламентских монархий, нередко являются предметом политических исследований в странах, относящихся к данной группе государств [11, С. 7173]. Если учитывать особую специфику как монархического, так и парламентско-монархического устройства данных государств, возникает необходимость определения политических перспектив их развития в XXI веке.

Политические перспективы парламентско-монархической формы правления могут быть определены посредством анализа происходящих политических трансформаций, которые находят непосредственное выражение в рамках аккумулирующихся политических изменений, которые, в свою очередь, имеют более сложную политическую природу, что делает невозможным проведение исследований с применением исключительно классического разделения на изменения типа «реформа - революция» [1, С. 44]. Анализ изменений, основанный на применении типологии политических исследований парламентских монархий, включающей исторический момент их совершения, природу изменения политической власти института монарха, а также смену формы правления (при наличии таких изменений), делает возможным построение политических моделей, описывающих развитие европейских парламентских монархий в обозримом будущем.

Следовательно, политические перспективы развития парламентско-монархической формы правления в XXI веке могут быть отражены и классифицированы в рамках политических сценариев, потенциальное срабатывание которых будет свидетельствовать либо о сохранении текущего положения дел, либо, наоборот, о политическом изменении, которое может затрагивать соотношение политической власти у акторов политической системы, включая смену формы правления.

Типологизация потенциальных политических сценариев

Предлагается следующая типологизация потенциальных политических сценариев, связанных с парламентско-монархической формой правления: сценарии сохранения и развития парламентской монархии; сценарии перехода к дуалистической или абсолютной монархии; сценарии перехода к иным формам монархии; сценарии упразднения монархии и провозглашения республики; сценарии перехода к парламентской монархии; сценарии реставрации монархии с парламентской разновидностью формы правления; сценарии прокламации монархии с парламентской разновидностью формы правления.

При этом сценарии предлагается разделить в зависимости от формы правления страны на момент их потенциального наступления на три группы: сценарии в странах, являющихся парламентскими монархиями; сценарии в странах, являющихся непарламентскими монархиями; сценарии в странах, являющихся республиками.

Стоит подчеркнуть, что предложенные политические сценарии имеют универсальный характер и могут проявляться при выполнении заданных условий как в государствах, имевших ранее монархическую форму правления (Австрийская республика, Греческая республика), так и не имевших продолжительного опыта её функционирования (Республика Сан-Марино, Швейцарская Конфедерация). Стоит отметить прямую корреляцию между наличием политико-исторического монархического опыта и его давностью относительного текущего момента времени и успешностью наступления подобного сценария в настоящем или будущем.

Сценарии сохранения и развития парламентской монархии являются наиболее вероятными политическими перспективами в государствах, имеющих на данный момент парламентско-монархическую форму правления, уровень политического риска не выше среднего, отсутствие фундаментальных общественных конфликтов и противоречий, а также системных кризисов. Политическая практика показывает, что подобные сценарии имеют наибольшую вероятность наступления в государствах с минимальным уровнем политического риска (Королевство Дания, Княжество Монако и Соединённое Королевство). В некоторых случаях страны со средним уровнем политического риска при проведении эффективной монархической государственной политики могут успешно соответствовать данному типу политического сценария (Королевство Бельгия [6, С. 207]).

Сценарии перехода к дуалистической или абсолютной монархии являются потенциальными как для монархических государств с отличающейся формой правления (парламентская монархия), так и для республик любого типа. Принимая во внимание факт высокого уровня политических прав и свобод в европейском регионе, а также сформировавшуюся политическую культуру [2, С. 6], данный тип политических сценариев следует рассматривать как маловероятный и гипотетический. Однако в случае реставрации монархии в государствах с политическим режимом с незавер-шившимся демократическим транзитом, или гибридным политическим режимом

(Республика Турция), вероятность наступления подобных сценариев существенно повышается. Особое влияние также оказывает политическая культура, отличная от культуры участия.

Схожим образом проявляются вероятности наступления политических сценариев перехода к иным формам монархии, например, теократии или выборной монархии. Данную группу сценариев следует рассматривать как резервную, имеющую повышенную вероятность наступления только при кардинальном изменении европейской политической системы, поскольку, в отличие от первого типа сценариев, значительные предпосылки для его наступления на данный момент не выявлены.

Сценарии упразднения монархии и провозглашения республики свидетельствуют о коллапсе монархической политической системы и могут привести к её краху. К последнему наступлению такого сценария в Европе следует отнести события ликвидации Королевства Греция и референдумы от 1973 и 1974 гг. [14, С. 830], в результате которых греческая монархия была упразднена и провозглашена Греческая республика. Несмотря на то что в целом политическая стабильность европейских парламентских монархий отличается устойчивостью и системной эффективностью, данные сценарии могут оказаться весьма вероятными в странах, имеющих повышенный уровень политического риска (Королевство Испания и Королевство Норвегия). Свидетельством, подтверждающим начало подобного сценария, будет являться высокая активность антимонархической компоненты республиканской направленности, её представленность в органах власти (в особенности в законодательном собрании), а также наличие политического спроса на республиканские идеи среди общественности. Акторам монархической системы и органам государственной власти стран с монархической формой правления следует принимать во внимание подобные предпосылки и выстраивать государственную политику таким образом, чтобы демонстрировать высокую эффективность монархической компоненты, обладать общественной поддержкой и одобрением.

В свою очередь, сценарии перехода к парламентской монархии могут проявляться в монархических государствах, не являющихся парламентскими. Поскольку единственными монархиями в европейском сообществе, не являющимися парламентскими монархиями, являются Государство-город Ватикан (абсолютная монархия) и Мальтийский орден (выборная монархия), такой тип сценариев следует рассматривать как маловероятный и близкий к резервному в виду сложности инициации подобных изменений и их крайне низкой целесообразности, принимая во внимание уникальность политических систем данных государств.

Однако сценарии реставрации монархии с парламентской разновидностью формы правления являются наиболее вероятными политическими сценариями, поскольку парламентская монархия является единственной разновидностью монархической формы правления, которая не вызывает противоречий у доминирующей европейской политической культуры. Существует политический запрос у части евро-

пейской общественности на реставрацию монархии и сохранение высокого уровня политических прав и свобод. Такое положение дел соответствует наличию разных оценок относительно желаемой формы правления [8, С. 84-89]. Наибольшая вероятность реставраций, способных привести к парламентской монархии, отмечается в Австрийской и Греческой республиках. Австрийский политический опыт свидетельствует о постепенных политических действиях, повышающих наступление подобного сценария (разрешение членам династии Габсбургов вернуться в страну в 1996 г., разрешение Габсбургам принимать участие в президентских выборах [10]). Вероятность греческой реставрации повышается в виду наличия живого короля с сильными претензиями (Константин II), лишённого власти во время правления режима «чёрных полковников» [7, С. 64-80] действиями, имеющими низкую политическую легитимность; однако на государственном уровне не выявлены предпринимаемые шаги и действия, способствующие наступлению данного сценария, что может отсрочить или существенно понизить срабатывание соответствующего политического сценария.

Сценарии прокламации монархии с парламентской разновидностью формы правления близки к резервным, поскольку прокламация (первичное объявление монархии, либо реставрация монархии с претендентом, не имеющим сильных династических претензий) имеет крайне низкие шансы. Данное обстоятельство объясняется, с одной стороны, наличием монархического опыта государственности у большинства европейских монархий и, как следствие, династий претендентов, имеющих основные династические права на престол. Сценарии реставрации перекрывают сценарии прокламации в тех государствах, где имеются сильные династические претензии. Наступление сценария прокламации может рассматриваться как проявление «чёрного лебедя» [8, с.123] с точки зрения политического прогнозирования в виду отсутствия видимых причин для инициации подобного политического сценария в европейских государствах.

Таким образом, типы политических сценариев следует также объединить в зависимости от вероятности их наступления в две группы:

1. Основные (сценарии сохранения и развития парламентской монархии; сценарии упразднения монархии и провозглашения республики и сценарии реставрации монархии с парламентской разновидностью формы правления).

2. Резервные (сценарии перехода к дуалистической или абсолютной монархии; сценарии перехода к иным формам монархии; сценарии перехода к парламентской монархии; сценарии реставрации монархии с непарламентской разновидностью формы правления; сценарии прокламации монархии любого типа).

Поскольку основные политические сценарии обладают наибольшей степенью вероятности, их следует рассматривать как ключевые и наиболее реальные варианты развития европейских политических систем. Однако не стоит пренебрегать учётом обстоятельств, способствующих инициации резервных сценариев, поскольку в

таком случае их актуализация может привести к повторной переоценке текущего положения дел, что позволит рассматривать некоторые из них как основные в случае изменения политического ландшафта.

Стоит отметить, что предложенная типологизация политических сценариев имеет адаптивный характер и может быть использована при предметах исследования, отличающихся от европейских парламентских монархий (например, при исследовании монархий иных форм правления, или государств не европейского региона). К примеру, отмечающееся постепенное возрастание роли законосовещательного совета в Саудовской Аравии [3, С. 152-158] может способствовать в обозримом будущем переходу к дуалистической, а позднее и к парламентской монархии.

Сам факт наличия разнообразных политических сценариев модернизации парламентской монархии свидетельствует о нелинейности и многовекторности развития европейского политического процесса, что позволяет говорить о высоком влиянии перспектив развития на существующие политические системы и институты. Принимая во внимание отмеченные ранее обстоятельства, наиболее вероятным общим сценарием является сохранение политического status quo относительно форм правления, позволяя предположить, что большинство европейских парламентских монархий смогут сохранить свою форму правления. Однако некоторые из них подвержены рискам перехода к республиканской форме правления. Кроме того, локальные развивающиеся тенденции свидетельствуют о малых, однако вполне допустимых вероятностях перехода некоторых республик к монархической форме правления в обозримом будущем. Большое значение будет иметь наличие информационно-пропагандистского воздействия на общественное мнение, влияние которого на результативность политических сценариев обосновывается российскими учеными [9, С. 64-69].

Важно подчеркнуть, что применение политических сценариев для прогнозирования дальнейшего положения и развития европейских парламентских монархий представляется наиболее целесообразным при учёте политических изменений, аккумулированных на протяжении длительных исторических промежутков, что позволяет избежать ошибки нерепрезентативно малой событийной выборки. Предлагается учитывать политические изменения, совершённые с 1950 г. включительно, однако, если целям исследования отвечает большая историческая выборка, подобная практика также может являться допустимой, но следует учитывать следующую закономерность: чем позднее совершено политическое изменение, тем менее актуальное влияние оно оказывает на текущее состояние политической системы и политические институты, её составляющие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, многообразие и многогранность политических сценариев, имеющих как высокую, так и более гипотетическую вероятность срабатывания, оказывают прямое влияние на ход и развитие политических процессов как государств с пар-

ламентско-монархической формой правления, так и на европейский политический процесс в целом, поскольку значительная часть европейских государств является монархическими либо имеет потенциал осуществления перехода к соответствующей форме правления. Принадлежность к резервной группе и крайне низкая статистическая вероятность некоторых сценариев не должны игнорироваться, поскольку определённые политические триггеры, в том числе типа «чёрный лебедь», могут значительно повышать вероятности и приближать политические сценарии, рассматриваемые как практически неосуществимые, к более реальным вероятностям наступления. Следует отметить, что заинтересованные акторы политического процесса государств, где любые из предложенных политических сценариев потенциально могут быть осуществлены, должны принимать к сведению политические условия, способствующие их наступлению, с целью корректировки политической повестки дня, которая будет способствовать недопущению нежелательных и достижению желательных сценариев развития политической системы, отвечающих интересам всех участников политического процесса.

Библиография/References:

1. Бейдина Т.Е., Попов Ю.А. Дефиниции «политический процесс», «политические изменения», «политическое развитие» в научном дискурсе // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2018. - Т. 24. - № 3 - С. 39-49.

2. Бунанков М.Ю., Гуляев Н.С. Политическая культура как часть общей культуры и элемент политической системы // Концептуальные подходы к совершенствованию российской правовой системы. - 2012. - № 3 (16). - С. 5-9.

3. Гасымов Н.А. Саудовская Аравия после «арабской весны»: внутриполитические процессы и перспектива реформ // Сравнительная политика. - 2014. - № 3. -С. 152 - 158.

4. Данилов С.А. «Чёрный лебедь» Н. Талеба как философская рефлексия рискогенного общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 18. - № 2. - С. 122 - 126.

5. Кабацкий М.С. Исторический и современный опыт развития института европейских парламентских монархий // Вестник государственного и муниципального управления. - 2021. - № 1. - С. 69 - 75.

6. Кабацкий М.С. Современное положение института парламентской монархии в Королевстве Бельгия // Среднерусский вестник общественных наук. - 2020. -Т. 15. - № 5. - С. 198 - 209.

7. Круговая Е.Г. «Черные полковники» в Греции. 1967-1974 гг. // Новая и новейшая история. - 2001. - № 3. - С. 64-80.

8. Маслодудова Н.В., Шинкевич В.Е. Политический анализ и современное видение проблемы выбора наилучшего политического режима и формы правления // Власть. - 2015. - № 7. - С. 84-89.

9. Цыбаков Д.Л. Кафтанчиков Д.П. Как противостоять информационной агрессии // Государственная служба. - 2008. - № 5 (55). - С. 64-69.

Ю.Габсбургам разрешили править Австрией // Vesti.ru. - URL: https://www.vesti.ru/article/2097994 (дата обращения: 29.09.2021).

11.Роллнерт Лиерн Г. Особенности шведской монархии в европейском контексте: король как статический символ государства // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. -2019. - № 3. - С. 71-73.

12.Bentley A. The Process of Government: A Study of Social Pressures / Chicago: University of Chicago Press, 1908. - 501 p.

13.Dahl A. Democracy and its critics / New Haven: Yale University Press, 1989. -384 p.

14.Nohlen D., Stover P. Elections in Europe: A data handbook. - Baden-Baden: Nomos. - 2010. - 2070 p.

1. Beidina, T.E., Popov, lu.A. (2018) Definitsii «politicheskii protsess», «politicheskie izmeneniia», «politicheskoe razvitie» v nauchnom diskurse [Definitions "Political process", "Political changes", "Political development" in the scientific discourse] // Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Transbaikal State University Journal]. -T. 24. - № 3 - P. 39-49. (In Russ.)

2. Bunankov, M.lu., Guliaev, N.S. (2012) Politicheskaia kul'tura kak chast' obshchei kul'tury i element politicheskoi sistemy [Political culture as a part of general culture and an element of the political system] // Kontseptual'nye podkhody k sovershenstvovaniiu rossiiskoi pravovoi sistemy [Conceptual approaches to improving the Russian legal system]. - № 3 (16). - P. 5-9. (In Russ.)

3. Gasymov, N.A. (2014) Saudovskaia Araviia posle «arabskoi vesny»: vnutripo-liticheskie protsessy i perspektiva reform [Saudi Arabia after the "Arab Spring": internal political processes and the prospect of reforms] // Sravnitel'naia politika [Comparative politics]. - № 3. - P. 152-158. (In Russ.)

4. Danilov, S.A. (2018) «Chernyi lebed'» N. Taleba kak filosofskaia refleksiia riskogennogo obshchestva [Taleb's "Black Swan" as a Philosophical Reflection of a Risk-Generating Society] // Izvestiia Saratovskogo universiteta. Novaia seriia. Seriia: Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika [Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy]. - T. 18. - № 2. - P. 122-126. (In Russ.)

5. Kabatskii, M.S. (2021) Istoricheskii i sovremennyi opyt razvitiia instituta evro-peiskikh parlamentskikh monarkhii [Historical and modern experience of the institution of European parliamentary monarchies development] // Vestnik gosudarstvennogo i muni-

tsipal'nogo upravleniia [Journal of Public and Municipal Administration]. - № 1. - P. 6975. (In Russ.)

6. Kabatskii, M.S. (2020) Sovremennoe polozhenie instituta parlamentskoi monarkhii v Korolevstve Bel'giia [The current status of the institute of parliamentary monarchy in the Kingdom of Belgium] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - T. 15. - № 5. - P. 198-209. (In Russ.)

7. Krugovaia, E.G. (2001) «Chernye polkovniki» v Gretsii. 1967-1974 gg. ["Black Colonels" in Greece. 1967-1974] // Novaia i noveishaia istoriia [New and Contemporary History]. - № 3. - P. 64-80. (In Russ.)

8. Maslodudova, N.V., Shinkevich, V.E. (2015) Politicheskii analiz i sovremennoe vi-denie problemy vybora nailuchshego politicheskogo rezhima i formy pravleniia [Political analysis and modern vision of the problem of choosing the best political regime and form of government] // Vlast' [The Power]. - № 7. - P. 84-89. (In Russ.)

9. Tsybakov, D.L. Kaftanchikov, D.P. (2008) Kak protivostoiat' informatsionnoi agressii [How to resist information aggression] // Gosudarstvennaia sluzhba [Public Administration]. - № 5 (55). - P. 64- 69. (In Russ.)

10.Gabsburgam razreshili pravit' Avstriei [The Habsburgs were allowed to rule Austria] // Vesti.ru. - URL: https://www.vesti.ru/article/2097994 (data obrashcheniia: 29.09.2021). (In Russ.)

11. Rollnert Liern, G. (2019) Osobennosti shvedskoi monarkhii v evropeiskom kontekste: korol' kak staticheskii simvol gosudarstva [Features of the Swedish monarchy in a European context: the king as a static symbol of the state] // Sotsial'nye i gumani-tarnye nauki. Otechestvennaia i zarubezhnaia literatura. Seriia 4: Gosudarstvo i pravo [Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 4: State and Law]. - № 3. - P. 71- 73. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.