УДК-32
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: СКВОЗЬ ПРИЗМУ ФАНТАСТИКИ (НА ПРИМЕРАХ РОМАНА «ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ» И ПОВЕСТИ «ГАДКИЕ ЛЕБЕДИ»
А.Н. И Б.Н. СТРУГАЦКИХ)
В.Д.Бедерсон
Социальная фантастика позволяет расширить аналитические горизонты, тем самым подойти к осмыслению социальной реальности с улучшенным инструментарием. В статье анализируются предложенные в двух поздних произведения А. и Б. Стругацких альтернативные формы существования политических сообществ в специфических условиях городов. В основу типологии сообществ кладется характеристика политической идентичности, ведущим фактором формирования которой является городская социальная среда. Кроме этого, предлагается анализ внутренней структуры сообществ, их институциональной устойчивости и механизмов коммуникации со средой.
Ключевые слова: политическое сообщество, негативная и позитивная
идентичность, социальная фантастика, коммуникация, институциональная стабильность.
Одна из ключевых тем и научных проблем для дисциплины, изучающей город как социальный феномен (в нашем случае, как социополитический феномен) - проблема определения типов городских сообществ. При этом особую сложность вызывает типологизация городских сообществ как 1) социальных иерархичных (политических) человеческих групп; 2) связанных ментально или «духовно» (по Дюркгейму); 3) формирующихся и «живущих» под воздействием специфических социально-культурных эффектов города. Таким образом, получается довольно обычная замкнутая модель социального явления: человеческое сообщество конструирует город как политическое сообщество, которое в свою очередь детерминирует и обуславливает внутренние социальные практики.
Инструментом решения названной проблемы может стать обращение к альтернативным (научному) способам познания социальной действительности, например, к фантастической литературе. Социальный смысл фантастики заключается именно в том, что она конструирует и «обкатывает» различные альтернативные модели личностно-группового поведения. За всей «художественной вымышленностью» фантастики стоит серьезная попытка посмотреть на реальное развитие человеческих сообществ по-новому, тем самым привнести в реальность возможность существования иных форм «социального». Важно отметить, что за каждой попыткой фантаста сконструировать «иное» стоит глубокое осмысление реальности, в
этом смысле фантастика практически всегда имеет корни в «реальном». Город как социальное явление не может не волновать писателей, яркими примерами тому являются роман «Град обреченный» и повесть «Гадкие лебеди» А. и Б. Стругацких.
Для начала стоит сказать несколько слов о феномене политического сообщества и его связи с городом как социальным явлением. Сообщество есть социальный конструкт, основанный на ментальном родстве его участников. В основе сообщества лежит идентичность. Характер идентичности позволяет говорить о специфике сообщества: если
идентичность связана с «политическим», то и сообщество будет соответствующим. Политическое сообщество - ментальный социальный конструкт, соединяющий идентичности субъектов в политической плоскости. Сообщество существует в условиях среды, в том числе специфической социальной среды - города. Городская среда способна форматировать (обусловливать и детерминировать) социальные практики, т.е. влиять на существование, развитие и стабильность политических сообществ, посредствам своих социокультурных специфик, городской географии, локального режима и т.д. Целью данного исследования является типологизация и характеристика альтернативных вариантов политических сообществ, обусловленных городской средой.
«Град обреченный» - один из последних романов братьев Стругацких, и, по мнению знатоков их творчества, один из наиболее философских романов. Как следует из названия, в центре повествования некий повисший вне времени и пространства Город, населением которого являются «извлеченные» из различных эпох, государств и исторических условий люди из «реального мира». На протяжении сюжетной линии романа мы видим сложнейшую внутреннюю трансформацию главного героя («извлеченного» из сталинского Советского союза), проходящего путь от мусорщика до министра Города. «Град обреченный» достаточно показателен для нашего рассуждения тем, что все личностные и групповые изменения Стругацкие обуславливают «городским». Город у фантастов - самостоятельный организм, детерминирующий социальные практики своего населения. Наряду с психологизмом, «Град обреченный» представляет собой «энциклопедию» различных конфигураций и типов организации городских сообществ.
Исходя из содержания романа, мы положим в основу типологизации следующие условия: 1) город сам по себе активно влияет на формирование сообществ и социальных взаимодействий; 2) население города иерархично и фрагментировано; 3) единой общности и идентичности не сформировано. Это позволяет выделить следующие варианты (типы) конфигурации человеческих групп в виде политических сообществ:
1. Маргинальное сообщество с сильной политизацией идентичности. Это сообщество аутентично, замкнуто и закрыто, его численность минимальна. По сути, Город из «Града обреченного» состоит в основе своей (в смысле базируется) на таких микро-сообществах. В жестких и резко иерархичных условиях, созданных городом, такие сообщества
характеризуются сильной негативной идентичностью и, следовательно, политичностью. Однако важно отметить, что их политичность не обязательно говорит о готовности на политическое действие в институциональных рамках. В реальности такие сообщества - это сообщества «оторванных» левых или правых радикалов (типа итальянских Красных бригад, российских черносотенцев и т.д.). Вымышленный Стругацкими Город даже своей средой и атмосферой способствует развитию именно таких сообществ. Иначе говоря, мы имеем дело с очень ограниченным набором социальных стратегий: резкий климат, изменчивая география города (улицы и дома могут то исчезать, то появляться), частые катаклизмы (нашествие обезьян, например) и т.д. Все это «городское» способствует тому, чтобы малознакомые люди с разным социальным и личностным бэкграундом (среди «извлеченных» есть бывшие офицеры Третьего рейха, китайские крестьяне, шведские проститутки, японские журналисты, американские ученые, советские интеллигенты) объединялись именно в сообщества закрытого и политизированного типа.
2. Фрагментированное сообщество с институциональной политической
идентичностью (ассоциация). Такое сообщество назвать «сообществом» можно с большой натяжкой, т.к. в данном случае политическая идентичность формируется институционально заданными условиями, рассчитанными на все население города, соответственно, значимая для сообщества ментальность отходит на второй план, уступая место рациональному. В данном случае точнее говорить не о сообществе, а об ассоциации. К такому типу относятся люди «среднего уровня» (может быть, класса),
ориентированные на поддержку текущего политического курса, который в нестабильных условия Города создает хоть какие-то элементы стабильности. Это сообщество-ассоциация сильно фрагментировано: люди предпочитают парное или семейное существование, в ней нет прочного идеологического стержня, идентичность формируется институциональными рамками режима.
3. Элитарное сообщество с сильной политизацией идентичности. Такое сообщество малочисленно и закрыто, равно как и маргинальное (первый тип). Это сообщество есть объединение правящей элиты Города. Оно очень политично и направленно на консолидацию горожан под эгидой новой позитивной идентичности. «Городское» у Стругацких формирует это сообщество таким образом, что находящиеся у власти могут управлять лишь узкой сферой (многое «текущее» и «хозяйственное» в Городе самоуправляется неведомыми механизмами). Отсюда характеристиками сообщества является значительная потенциальность для политического действия, идеологичность, закрытость и репрессивность (связанная с обусловленным Городом постоянным делением на «свой-чужой»). Этому сообществу, в отличие от первого, не требуется выживать, Город им в этом способствует, но, чтобы сохранить свою замкнутость и доступ к городским ресурсам, ему требуется постоянно проводить значительную работу по консолидации сложного городского пространства и разрозненных городских сообществ.
4. Стихийное сообщество без ядра политической идентичности. А. и Б. Стругацкие в своем романе дают нам возможность говорить и о такой разновидности сообществ. Городская нестабильность и постоянные экстренные ситуации способствуют появлению стихийных краткосрочных сообществ. Такие сообщества характеризуются отсутствием идентичности в смысле объединения на основе «духовной близости» и ценностей, но они несут в себе идентичность иного рода. Это - витальная идентичность, способствующая крепкой внутренней иерархичной структуре, быстрой мобилизации, подчиненности личного сообщественному. Важно отметить, что несмотря на отсутствие ядра политической идентичности, такие сообщества все же можно назвать политическими, поскольку в некоторых ситуациях условиях, формирующие их, порождают и линию раскола, по которому происходит политическая конфронтация по типу «свой-чужой».
«Гадкие лебеди» - фантастическая повесть позднего периода творчества братьев Стругацких, являющаяся составной частью романа «Хромая судьба»1. По оценкам литературоведов «Гадкие лебеди» - это притча об «обыкновенном фашизме». В ней повествуется от том, как зарождается в одних людях ненависть к «чужим», и на что они способны, чтобы оградить себя от «чужих», кем бы они ни были - друзьями или родным людьми. В центре внимания Стругацких писатель, попадающий в город, в котором вечно идет дождь, чтобы попытаться забрать из странного пансиона свою дочь. Пансион этот ориентирован на особых детей, отличающихся интеллектом не по возрасту, учителями в нем являются т.н. «мокрецы» -полулюди, которые не могут жить без воды (из-за них над городом и идет дождь). «Мокрецы» испытывают на себе ксенофобские притеснения со стороны горожан. В отличие от «Града обреченного» в повести город сам по себе не является активным и важным участником повествования, однако многое «социальное» в городе обуславливается его средовыми особенностями.
«Гадкие лебеди», как и предыдущий роман, дают нам богатую пищу для размышления о различных конфигурациях и типах организации городских сообществ. Здесь население города 1) радикально поляризовано; 2) единой общности и идентичности не сформировано; 3) город создает статичные условия для формирования разного рода сообщества. В этих условиях типология политических сообществ здесь будет выглядеть так:
1. Пассивно-агрессивное плюралистическое сообщество с негативной идентичностью. Это сообщество политично в той части, которая касается отрицательного ксенофобского отношения к «другому». Политизация такого сообщества связанна исключительно с негативной идентичностью. Во всем остальном такая форма объединения людей - это рыхлая плохо структурированная бездеятельностная социальная организованность. Такое
1 В то же время «Гадкие лебеди» представляют собой самодостаточное произведение. Здесь возможно то же деление, что и в случае романа «Мастер и Маргарита» и романа Мастера о Понтии Пилате.
сообщество хоть и жестко конфрантационно по отношению к «другому», но все же характеризуется пассивной агрессивностью. Оно готово принять радикалов слова, но не радикалов действия. Это сообщество плюралистично по большинству вопросов, но однозначно в своих ориентациях и поисках «врага». Чрезвычайно важно отметить, что все эти характеристики во многом обусловлены городом: постоянный дождь, плохое самочувствие, депрессия, но в то же время доступность «всех благ цивилизации», приемлемый уровень личной и политической свободы, капиталистический тип отношений, и т.д. Отсюда следует, что данная «совокупность» людей становится политическим сообществом только тогда, когда городская среда преобразовывается под влиянием новых элементов («мокрецов»). Город становится и формально, и неформально поделенным между людьми и «мокрецами», а это деление есть начало «политического» и «объединительного» в сообщество.
2. Активное неагрессивное однозначное сообщество с позитивной идентичностью. Если предыдущий тип объединил людей, жителей города, то названный тип - это «мокрецы» и «примкнувшие к ним». Это сообщество в неблагоприятных условиях города (за исключением постоянного дождя, но это условие существования вообще) характеризуется жесткой структурой, активным типом взаимодействия со средой и позитивной идентичностью самообъединения. Позитивная идентичность складывается из стремления «мокрецов» сделать из детей города людей, невосприимчивых к порокам и пагубным привычкам, сделать из них сверхлюдей. Особенность такого типа сообщества именно в этом: неблагоприятная среда и позитивный активный (но не агрессивный) тип взаимодействия с ней, жесткая внутренняя структура и отсутствие плюрализма (однозначность). Политичность такого сообщества связана, во-первых, со стремлением влиять на власть в городе в своих интересах, и, во-вторых, с детерминированной городской средой полярностью социальной структуры.
Кроме этого, в «Гадких лебедях» Стругацкие предлагают несколько таких же типов сообществ, что мы увидели в «Граде обреченном»: маргинальное сообщество радикалов (в повести - это бригада головорезов фашизоидного типа, которые бьют «мокрецов») и стихийное сообщество без ядра политической идентичности.
В заключении повторимся, что обращение научного внимания к фантастике как «кладезю» альтернативных форм «социального» имеет значительную степень эвристичности и креативности. Даже проделанный нами относительно поверхностный анализ фантастического произведения под таким углом зрения позволил сформулировать несколько типов политических сообществ. Дальнейший более подробный анализ и «обкатывание» этих исследовательских моделей на реальном материале позволит сделать более глубокие выводы относительно феномена политического сообщества и «политического» в условиях городской среды.
Список литературы
1. Галина М. С. Гендер в зеркале фантастики // Общественные науки и современность. - 1998. - №1. - С 184-191.
2. Глазычев В. Поэтика городской среды [Электронный ресурс]. иКЬ: Мр://1^^^а1а2усЬеу.щ/ЬаЫ1а1:юп8&сМе8/1986 poetika.htm.
3. Куриленко Е. Образ города как объект социологического анализа [Электронный ресурс]. иКЬ: http://socio1ogist.nm.ru/artic1es/Kuri1enko 01.htm.
4. Панов П. В. Политическое сообщество: конструирование и институционализация // Полис. 2007. №1. С. 94-104.
5. Переслегин С. Новые карты будущего, или Анти-Рэнд / М.: АСТ: АСТ МОСКВА, СПб.: Тегга Fantastica, 2009.
6. Сообщества как политический феномен / под ред. П.В. Панова, К. А. Сулимова, Л. А. Фадеевой. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2009.
7. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Град обреченный [фантаст. роман] / М.:АСТ: АСТ МОСКВА, СПб.: Тегга Fantastica, 2009.
8. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Хромая судьба [фантаст. роман] / М.:АСТ: АСТ МОСКВА, СПб.: Тегга Fantastica; Владимир: ВКТ, 2009.
9. Стругацкий Б.Н. Комментарии к пройденному [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.rusf.ru/abs/books/bns-07.htm.
10. Фишман Л. Политическое в фантастике // Свободная мысль. - 2007. - №
6 .- С. 107-120.
11. Фишман Л.Г. Фантастика и гражданское общество. Екатеринбург: УрО РАН, 2002.