Научная статья на тему 'Политические риски в условиях трансформации власти'

Политические риски в условиях трансформации власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
467
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белов Д. С.

Статья посвящена актуальным вопросам политической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL RISKS IN THE TRANSFORMATION OF POWER

The article is devoted to current issues of political science.

Текст научной работы на тему «Политические риски в условиях трансформации власти»

Д. С. Белов

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЛАСТИ

Наиболее характерной чертой нашего времени, отличающей его от тысячелетий далекого прошлого, являются настойчивые усилия установить контроль над факторами риска и неопределенности...

П. БернстайН

Риск и неопределенность. Эти два понятия, сопровождая все сферы общественного бытия, удивительно сочетают в себе огромное множество разнообразных проявлений. Мы ежедневно сталкиваемся с ними на бытовом уровне (проблема выбора, опасение не достигнуть желаемого результата или получить ущерб). В экономике анализ и минимизация рисков являются неотъемлемой частью управления и направлены на максимальное устранение неопределенностей, которые могут повлиять на достижение экономических результатов. В математике неопределенность и риск определяются и соотносятся как мера и вероятность. В психологическом аспекте склонность к риску - это индивидуальная способность принимать решения в условиях неопределенности и принимаемый в качестве допустимого уровень потерь и ущерба при неблагоприятном развитии событий. Список можно было бы продолжить, но для наших целей важнее вывод: неопределенность и риск являются многогранными, многоаспектными и многофакторными понятиями, не имеющими единого, применяемого ко всем случаям определения.

Политическим трансформациям, как и любым процессам, целью которых является изменение, свойственна неопределенность как в смысле выбора решений, механизмов, способов и методов достижения поставленных политических целей, так и в

1 Бернстайн П. Против богов: Укрощение риска. М., 2000.

смысле вероятных различий между поставленными целями и достигнутыми результатами.

В случае возникновения состояния неопределенности, которое может привести к деградации или утрате власти, управления, ресурсов и т. д. либо к срыву достижения сформулированных политических целей или решению поставленных промежуточных задач, принято говорить, что неопределенность трансформируется в риск.

Власть - есть основная цель политического противоборства. В этой борьбе только один победитель, остальные - проигравшие. Все претенденты борются за первое место, поэтому в мире политики не существует стопроцентной гарантии успеха. Любое принятое решение оспаривается противниками и пробуется на «политический излом». Неопределенностей и рисков избежать нельзя, поскольку их существование обусловливается многовариантностью политических явлений, процессов и отношений, в которые включены лица, принимающие решения, политические элиты и другие субъекты гражданского общества, поставившие перед собой целью достижение политического лидерства.

Таким образом, политический риск является объективной составляющей процессов принятия и реализации различного рода политических и значимых экономических, а также социальных решений, неотъемлемым фактором деятельности политических и иных значимых в мире политического акторов и элит.

В практическом плане политический риск является фактором, учитываемым субъектами политики в реальной политической практике, при этом его значимость прямопропорциональна возможностям формулировать политические цели и наличию ресурсов для их достижения. Для прочих субъектов, не являющихся политическими акторами, политические риски - это риски, порождаемые властью для их предметной деятельности.

Прогнозирование и предупреждение рисков является довольно сложным процессом, требующим применения разнообразных количественных и качественных методов исследования1.

1 См., напр.: МазурИ. И., Шапиро В. Д. Управление проектами. М., 2001. С. 588-628.

При этом количественные методы используются в большей степени применительно к областям с высокой частотой проявления однотипных процессов (производственные проекты, страхование, медицина и т. п.), а качественные - для процессов, протекающих с большим количеством нечетких переменных (выборы, трансформации, реакция населения на текущие события и пр.). Применительно к сфере политического анализ политических рисков должен сочетать в себе как количественную, так и качественную составляющую, для того чтобы избежать «смещения» как в сторону субъективизма, так и механистичности, порождаемой выбранной расчетной моделью.

Первые зарубежные публикации, посвященные вопросам исследования рисков, появляются в 1950-1960-х гг. ХХ в.1 Появление первых публикаций отечественных исследователей по этой тематике можно отнести к 1990-м гг. На сегодняшний день можно говорить о том, что проблематика политических рисков пользуется вниманием исследователей: опубликован ряд учебников, написано несколько диссертаций и исследовательских работ, однако, следует признать, что данная область исследований пока еще остается недостаточно разработанной как в научной, так и в прикладной части. Так, например, наблюдаемая динамика изменения современного институционального дизайна российской политической системы позволяет утверждать, что принятие политических решений связано со значительными политическими рисками. При этом игнорирование этих рисков сопряжено с возможностью значительных потерь как для действующих политических акторов и элит, так и для государства, и общества в целом. Однако в научной и прикладной политологической литературе публикации по этому вопросу носят в основном описательный характер и анализируют уже свершившиеся политические события и наступившие последствия недоучтенных рисков. При этом практически отсутствует анализ ошибок прогнозирования и предупреждения политических рисков, ре-

1 Это так, однако, исследования в области изучения вероятностей проводились и гораздо раньше. См., напр.: Бернстайн П. Против богов: Укрощение риска. М., 2000.

зультатами которых для субъектов, не являющихся политическими акторами, являются экономические и/или организационные потери, а для политических акторов, - как правило, снижение политического веса, вплоть до полной утраты ресурсов влияния и исчезновения с политической сцены.

С методологической точки зрения политические риски относятся к определенному виду рисков, а именно рискам в мире политического. При этом следует отметить, что данный вид рисков не следует рассматривать как предмет изучения, относящийся исключительно к деятельности сугубо политических акторов. Чтобы почувствовать всю обширность природы и проявлений рисков политических их следует рассматривать как риски, порождаемые властью или угрожающие ей.

Дифференциация политических рисков имеет существенное практическое значение, поскольку позволяет переходить от абстрактного анализа к конкретному и тем самым продвигаться в направлении классификации политических рисков и последующим действиям по их выявлению, учету и выработке рекомендаций по уменьшению потенциального ущерба (негативных последствий) принимаемых политических решений. Несмотря на то, что создание универсальной матрицы политических рисков затруднено ввиду обстоятельств, о которых шла речь выше, можно выделить ряд особенностей, характерных для указанного вида рисков, а также элементов его анализа:

> политические риски порождаются процессами в мире политического и являются неотъемлемым фактором отношений между значимыми субъектами общественной жизни;

> изучение политических рисков позволяет акторам планировать свою деятельность не только с точки зрения определения целей, но и с позиций анализа неопределенностей в достижении планируемых результатов, включая возможные отклонения от плана, а также возможный ущерб от рисков, порождаемых миром политического;

> в ситуации неизбежного выбора анализ политических рисков имеет целью выявить неопределенности результатов, получаемых для каждого варианта выбора, определение величи-

ны возникающих рисков и их минимизацию, применительно к сделанному выбору;

^ в рамках политического процесса политические риски можно подразделять на риски, порождаемые внешними факторами (политическое противостояние оппонентов), и риски внутреннего характера, т. е. определяемые самой сутью политического проекта, а также участвующими в нем ЛПР.

В рамках практической составляющей одним из важных направлений исследований является изучение рисков трансформаций и институционального строительства, обусловленных различием целей политических акторов в процессе политических, экономических и социальных преобразований. Не претендуя на полноту, завершенность и обязательность, приведем примерный перечень направлений анализа:

> выявление и описание различий политических, экономических и социальных целей политических акторов, участвующих в процессе преобразований, допускаемый ЛПР уровень рисков и ущерба;

^ классификация акторов по основанию указанных в предыдущем пункте различий на три типа: лояльные, противники и нейтральные. При этом классификации подлежат не только политические, но и другие (экономические и пр.) акторы, располагающие значимыми для политического противоборства ресурсами;

> описание противостоящих групп (коалиций):

- цели и задачи, допустимые отклонения от намеченного результата в результате действий оппонентов;

- ресурсы;

- допускаемый уровень ущерба;

- вероятные действия;

> описание лояльных групп (коалиций):

- цели и задачи, допустимые отклонения от намеченного результата в результате действий оппонентов;

- ресурсы;

- допускаемый уровень ущерба;

- вероятные действия;

> описание нейтральных групп (коалиций):

- цели и задачи, допустимые отклонения от намеченного результата в результате действий оппонентов;

- ресурсы;

- допускаемый уровень ущерба;

- вероятные действия;

> описание неопределенностей:

- выбор союзников (перечень);

- состав коалиции (варианты);

- возможность примыкания нейтральных к противникам;

- возможность примыкания нейтральных к союзникам;

- допускаемый уровень ущерба ЛПР;

- возможные отклонения от намеченного результата в результате действий оппонентов;

> описание рисков:

- усиление противников за счет примыкания нейтральных;

- изменение политического веса (имиджа);

- потеря ресурсов (политических, например электората, экономических, кадровых);

> меры по преодолению противодействия со стороны политических противников и минимизация последствий таких действий.

Оценки по каждому из пунктов могут носить качественный, количественный или смешанный характер, быть получены экспертным путем или рассчитаны на основе моделей.

Кроме этого, требуют изучения, классификации и анализа дополнительные факторы как внутриполитического, так и внешнеполитического характера, включая политическое наследие, уровень развитости гражданского общества, вовлеченность силовых структур в процесс управления государством, наличие или отсутствие широкой общественной поддержки производимых изменений, внешнеполитическое давление, экономическая зависимость, суверенность государства и прочие факторы, которые могут оказать значимое влияние на процессы политических трансформаций, а также на уровень и состояние их рисков.

Наряду с рисками политического противоборства, перед политическими элитами, осуществляющими процессы политических преобразований даже в условиях консолидированной поддержки основных политических сил и населения, также возникают неопределенности и риски.

Рольф Райсинг, один из исследователей демократических транзитов, указывал на то, что перед исследователями политических преобразований возникают проблемы, тесно связанные с аспектами трансформации политического строя: «Исследовательские проблемы соответствуют основным аспектам процессов трансформации. Они охватывают, прежде всего:

- социально-структурные изменения, т. е. перемены на рынке труда, изменение системы социального неравенства и социального расслоения, многообразие индивидуальных и коллективных процессов мобилизации;

- институциональные изменения, в особенности перенос и трансформация политических и административных институтов, а также партийной системы и системы ассоциаций;

- когнитивные и ментальные изменения, прежде всего развитие установок, политических ориентаций и типов поведе-ния»1.

Каждому из описанных выше процессов присущ определенный уровень риска и в зависимости от того, насколько он велик, можно делать выводы о выполнимости целей преобразования и их цене.

Не менее важной составляющей при исследовании политических рисков являются риски для политических акторов и элит, которые порождаются процессами и событиями, происходящими в других сферах общественного бытия. Происходящие в обществе социально-политические процессы могут стать причиной возникновения довольно значимых политических рисков. С одной стороны, политические риски, принимаемые правительством как допустимые в его действиях, оказывают значи-

1 Райсинг Р. Постсоциалистические трансформации в сравнительной перспективе // Исследования трансформации: достижения, насущные проблемы и перспективы. СПб., 2003. С. 372.

тельное влияние на социум и на характер его поведения, а с другой - события (процессы), происходящие на уровне гражданского общества, могут требовать от правительства действий, сопряженных со значительными политическими рисками.

Следует отметить, что еще одной особенностью неопределенностей и рисков в сфере политического является их связь с «социально-политической энергией масс». Известно, что этот тип энергии затрачивается на разрешение возникающих в обществе противоречий. При превышении определенного уровня она может дать толчок началу процесса модернизации. Формы модернизации (эволюция, революция и др.) определяются уровнем накопившейся и нереализованной общественно-политической энергии, а также способностью общества к ее потреблению. Если внутренние акторы не способны к потреблению этой энергии, тогда преимущество получают внешние акторы, которые в большей степени выигрывают от модернизации, поглощая лучшие ресурсы модернизируемого общества. В этой связи зависимость между уровнем политических рисков и степенью вовлеченности масс в процессы преобразования выступает как переменная, характеризующая возможные сценарии пути развития политических изменений в обществе.

Говоря о трансформационных процессах, начавшихся изначально в советском и продолжившихся в российском обществе, можно отметить, что они далеко не завершены. В этой связи продемонстрируем на примере изменение политических рисков для ряда ЛПР высшего звена.

В России начала 90-х гг. политические элиты рекрутировались по схеме революционного выбора, т. е. когда к политической власти приходили люди в основном на гребне волны с прежним общественно-политическим строем, при этом профессиональные качества и способности не играли решающего значения. В связи с тем, что президент, являющийся первым лицом в государстве, обладал в обществе колоссальной политической поддержкой, он стал основным определяющим звеном формирования политической элиты. К концу 90-х гг. российская политическая элита трансформировалась в элиту олигархического

типа. «Непотопляемость» обеспечивалась за счет финансовых, административных и собственно политических инструментов, к последнему из которых относились выборы. Выборы обеспечивали фактическую неприкасаемость губернаторам, а также «независимым» депутатам Государственной Думы, избираемым по одномандатным округам, среди которых довольно часто отмечались лица с репутацией, оставлявшей желать много лучшего, но имеющих «партнерские» отношения с местной властью или криминальными структурами. Выборность и местное законодательство, в ряде норм противоречившее федеральному и зачастую направленное на сохранение местечкового сепаратизма породили политическую элиту, формирующуюся по типу удельного княжения. При этом политические риски были минимальными и порождались в основном межклановой борьбой за близость к «семье» и возможностью принимать участие в разделе государственной собственности.

Большинство аналитиков было склонно считать, что, придя к власти вследствие «операции преемник», В. Путин продолжит курс своего предшественника, и во многом его президентство будет носить формальный характер. Однако первые и довольно осторожные шаги на посту президента страны скоро сменились на системные и последовательные действия по укоренению новых подходов к системе политической власти. Уже к середине своего первого президентского срока В. Путин показал свой бойцовский политический характер, начав решительные по целям и довольно жесткие по исполнению преобразования и перемены. Правильно выбираемая риторика, внутренняя харизма, помноженные на пропагандистские усилия СМИ, обеспечили ему массовую поддержку в обществе. Он сумел стать одновременно и символом преемственности власти для правящей группы, которая контролировала важнейшие рычаги жизнедеятельности общества, и гарантом обновления политики Б. Ельцина для значительной части россиян, и олицетворением надежды на восстановление социальной справедливости, порядка и безопасности для уставшего от произвола и криминала 90-х гг. населения.

Одной из самых важных перемен, которая была осуществлена В. Путиным, было системное усиление концентрации власти в одном, президентском, центре, что и определило вектор остальных перемен и установило максимальный уровень политических рисков для представителей элит, не успевших усвоить новые реалии. Была упразднена основа «политической вольницы» для значительной части политических деятелей высшего уровня, а именно законодательно отменены выборы губернаторов, независимых депутатов по одномандатным округам Государственной Думы и членов Совета Федерации. Таким образом, президент восстановил свой статус-кво на формирование политических элит, их функционирование и перераспределение властных ресурсов среди их представителей. Теперь он стал источником максимального риска для представителей властных элит. Политический маятник, как это свойственно России, качнулся в другую сторону и с не меньшей амплитудой. Теперь, чтобы обезопасить себя от возникновения непредвиденных ситуаций, политические элиты стремятся продемонстрировать максимальную лояльность и преданность как президенту лично, так и проводимому им политическому курсу.

В наиболее выразительной форме стремление «быть с президентом» выразилось при создании партии «Справедливая Россия», позиционировавшаяся как оппозиционная «Единой России» на выборах в Государственную Думу в 2007 г. и, по заявлениям ее председателя С. Миронова, имеющая поддержку самого президента. Используя в качестве инструмента декларацию президентской поддержки, он привлек в партию значительную часть тех региональных руководителей, которые по тем или иным причинам не были рекрутированы в первые ряды «Единой России». Однако, когда перед выборами В. Путин сделал заявление о том, что он поддержит на предстоящих выборах «Единую Россию», в партии Миронова произошел кризис. Оценив политические риски своего отклонения от политического курса, обозначенного президентом, партию в срочном порядке стали покидать представители региональных властных структур и ме-

стных элит с формулировками, что они не могут согласиться с проводимой партией и ее председателем политикой.

Указанный пример демонстрирует, что максимальный и минимальный уровень рисков для политических элит характерен для отдельных этапов трансформации обществ переходных периодов. Вероятным следует считать, что по мере развития в России гражданского общества и перераспределения властных полномочий политические риски элит будут снижаться до уровня, характерного для противоборства в процессе борьбы за власть.

В заключение можно предложить несколько тезисов:

1. Трансформация политической системы представляет собой значительные риски как для субъектов, так и для объектов политической жизни, что придает особый смысл и интерес исследованиям рисков в рамках процессов политической трансформации. Более того, риски политических преобразований носят многовекторный характер, поскольку в условиях неопределенности оказываются присущими практически всем сферам жизни общества.

2. Отсутствие системных исследований и мониторинга рисков основных политических процессов и трансформаций, протекающих в обществе, ведет не только к увеличению вероятности потери управления не только в сфере политического, но и к росту рисков недостижения запланированных параметров в экономическом, социально-политическом и культурном развитии общества.

3. Изучение места и роли неопределенности и рисков в политической жизни современных обществ позволит расширить теоретическую и методологическую базу сравнительной политологии применительно к анализу процессов и преобразований в мире политическом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.