Научная статья на тему 'Политические перемены в России: оценки и ожидания'

Политические перемены в России: оценки и ожидания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
406
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политика / глобализация / общественный запрос на перемены / власть и ее оппоненты / среднесрочные прогнозы / Россия / politics / globalization / public demand for change / government and its opponents / medium-term forecasts / Russia.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пефтиев Владимир Ильич

В ближайшее десятилетие Россия вынуждена будет проводить непопулярные и чувствительные для власти, бизнеса и населения реформы. При любом темпе экономического роста федеральные и региональные власти обязаны добиваться последовательного повышения благосостояния граждан, включая и опережающие меры. Показаны факторы, определяющие запросы общества на политические перемены в России. Осуществлен анализ текущих и потенциальных инициатив со стороны власти. Названы ожидаемые контуры рекомбинации политического устройства в России. Высказаны авторские оценки и рекомендации по обсуждаемым проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political changes in Russia: estimates and expectations

In the next decade, Russia will be forced to carry out unpopular and sensitive reforms for the government, business and the population. At any rate of economic growth, the federal and regional authorities are obliged to work to consistently improve the welfare of citizens, including proactive measures. The factors determining the society's demands for political changes in Russia are shown. The analysis of current and potential initiatives on the part of the authorities is carried out. The expected contours of recombination of the political system in Russia are named. Author's estimates and recommendations on the discussed problems are expressed.

Текст научной работы на тему «Политические перемены в России: оценки и ожидания»

ПОЛИТОЛОГИЯ

DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10507 УДК 327

В. И. Пефтиев https: // orcid org/0000-0001-6357-7651

Политические перемены в России: оценки и ожидания

В ближайшее десятилетие Россия вынуждена будет проводить непопулярные и чувствительные для власти, бизнеса и населения реформы. При любом темпе экономического роста федеральные и региональные власти обязаны добиваться последовательного повышения благосостояния граждан, включая и опережающие меры.

Показаны факторы, определяющие запросы общества на политические перемены в России. Осуществлен анализ текущих и потенциальных инициатив со стороны власти. Названы ожидаемые контуры рекомбинации политического устройства в России. Высказаны авторские оценки и рекомендации по обсуждаемым проблемам.

Ключевые слова: политика, глобализация, общественный запрос на перемены, власть и ее оппоненты, среднесрочные прогнозы, Россия.

_POLITICAL SCIENCE_

V. I. Peftiev

Political changes in Russia: estimates and expectations

In the next decade, Russia will be forced to carry out unpopular and sensitive reforms for the government, business and the population. At any rate of economic growth, the federal and regional authorities are obliged to work to consistently improve the welfare of citizens, including proactive measures.

The factors determining the society's demands for political changes in Russia are shown. The analysis of current and potential initiatives on the part of the authorities is carried out. The expected contours of recombination of the political system in Russia are named. Author's estimates and recommendations on the discussed problems are expressed.

Key words: politics, globalization, public demand for change, government and its opponents, medium-term forecasts, Russia.

© Пефтиев В. И., 2019

Политические перемены в России: оценки и ожидания

5

Введение

Политика - это совокупность общественных отношений, совокупность органическая и спонтанная. У политики множество координат. Для нашей темы важны три вектора политического анализа [8, 9]. Первый фокусирован на противоречивом соотношении власти и социума. Власть по праву и/или произволу обладает монополией на принуждение, легитимное насилие. Она никогда не бывает нейтральной; ее интересы автономны от социума. На протяжении веков власть прибегала к цензуре неугодных лиц и опасных высказываний («жесткой» и/или «мягкой» цензуре применительно к поводам и обстоятельствам). О необходимости и возможности управления общественным мнением через дозированную гласность в России одним из первых скрытно заявил в докладной записке императору Николаю I (май 1826 г.) Фаддей Булгарин (1783-1859), личность знаменательная и одновременно одиозная [2]. В XXI веке медиа (СМИ, Интернет, блогеры и социальные сети) создают «свою» власть, в унисон и в разлад с правящими режимами [6]. Второй вектор олицетворен оппозицией интересов государства и индивида, противостоянием этатизма (от фр. état - государство) и индивидуализма. Об историческом компромиссе между миссией государства и свободой творческой личности мечтали мыслители эпохи Просвещения [13]. Третий вектор вызван к жизни экспансией госу-

6

дарства в экономику, от эпохи меркантилизма (экономика - дело государево) и до наших дней [3]. Все три вечные темы со временем потеряли доктринальную остроту и находятся ныне в плену прагматизма. Выше названные подходы будут в той или иной мере востребованы по ходу изложения и исследования.

Глобализация породила новые тренды (чаще всего негативные) в политическом устройстве мира, Европы, России. Систематизируем и обобщим некоторые из них. Мировое сообщество после кризиса 2008-2009 гг. столкнулось с растущей неопределенностью и повышенными рисками. Неоднородность мирового пространства приобретает критические масштабы и энергию самодвижения: процветающие анклавы и депрессивные страны и территории: «сегментация» и «фрагментация»; мини-группы, «новички» и «старожилы»; миграция миллионов и сжатие средних сословий и др. Мировая система включает центры (устоявшиеся и претенденты), полупериферию и периферии. Пополняется список стран с неполным суверенитетом из-за гражданских войн (Сирия, Ливия, Украина, Йемен, Судан и др.) Внешняя политика перекликается с внутренней и наоборот. Суверенные государства-нации вынуждены отвечать на вызовы оппонентов их власти: с одной стороны, международные организации (с наднациональными полномочиями) и транснациональные корпорации (ТНК) и институты гражданского общества - с другой. Расширяется и В. И. Пефтиев

углубляется недоверие избирателей (прежде всего, в Евросоюзе) к партиям традиционной ориентации. В парламенты приходят популисты («народные партии») и радикалы [1, 19]. Запад практикует одни за другой санкции и ограничения против Китая, России, крупных развивающихся стран (КРС) в рамках брутального неопротекционизма с нарушениями норм и правил ВТО. Эрозия сложившегося миропорядка представляет непосредственную угрозу и для России, ее безопасности, экономического потенциала, политической стабильности [9].

Вызовы для политической стабильности в России к настоящему моменту исходят из трех источников. Во-первых, от руководства Евросоюза. Атипичный кризис 2014-2016 гг. плюс санкции дали ложные сигналы для политической элиты Европы. Россия, мол, откатилась в периферию, вмешивается во внутренние дела Европы и по разным каналам (киберсфера, медиа-пространство, спецслужбы, биоружие) [20]. Но санкции ЕС теряют свою эффективность, российские власти и бизнес к ним адаптировались. Политики Евросоюза, равно как и президенты США, отказываются публично признаться в стратегических ошибках после событий в Крыму и на Донбассе. В итоге - упущенные шансы на возобновление полномасштабного сотрудничества с Россией, включая и по политической проблематике. Во-вторых, от США. Реальная угроза нового витка гонки вооружений с последующим пересмотром бюджет-

ных ассигнований на социально-экономические проекты и программы. В-третьих, от «хаотичной глобализации». Международные регуляторы (ВТО, МВФ) частично в кризисе, а новые площадки ^ 20, БРИКС, ШОС) еще не имеют адекватной миссии и международного авторитета для конструктивной деятельности по глобальным проблемам современности.

Целевые установки статьи предельно краткие, но по возможности концептуально-прагматичные:

а) обнаружить и обрисовать хотя бы эскизно контуры запросов российского общества на перемены и стабильность;

б) дать панораму ответов власти (федеральный и региональный) на нынешние и ожидаемые перемены в политическом обустройстве России;

в) высказать авторские прогнозы и рекомендации на пятилетку (до 2024 года).

Запросы на перемены

Начнем с констатации социологов. Согласно последним опросам, население России разделилось примерно в равной пропорции на сторонников перемен и защитников стабильности [16]. Полагаем, что достижимо «примирение» (равновесие) этих двух императивов, внешне полярных друг другу. Не исключаем сохранения социально-политической стабильности даже после непопулярных реформ (последний случай - увеличение пенсионного возраста) при соблюдении ряда фундаментальных условий. О них позже.

7

Политические перемены в России: оценки и ожидания

Факторов всесторонней стабильности в обществе много, всех не перечесть. Но самый главный -это благосостояние граждан России. В ближайшие годы предстоит восстановить докризисные достижения «нулевых» по величине личных располагаемых доходов с учетом инфляции, другим показателям благосостояния. И далее наращивать ресурсы, выделяемые адресно семьям с детьми, бедным пенсионерам, всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Благосостояние всегда персонифицировано; каждая семья знает свою нужду в витальных благах (пища, одежда и обувь, товары комфорта, жилье, отдых). Не сняты с повестки дня расселение семей из ветхого и аварийного жилья, кардинальное улучшение услуг ЖКХ, медицины, образования, дорожной сети в городах и сельской местности, снятие очередей в детские сады и ясли, обучение школьников в одну смену и др. Социологи, статистики и журналисты могут подсказать властям, как в регионах и в целом по стране идет процесс сокращения численности тех, кто не доволен своей судьбой, положением в обществе и его динамикой. Недовольные - это прямой укор власти, хотя и не снимается с трудоспособных их личная ответственность.

Факторы перемен в России не столь «прозрачны» и «точечны», нежели в отношении благосостояния. Экономическая мотивация объясняет многое в запросе общества на перемены, но не все и далеко не все. Внешнеэкономические факторы

перемен выделены нами в самостоятельные рубрики (отдельные пункты среднесрочной политики).

Половодье гласности на пике Перестройки оставило горькое послевкусие. Нам знакомы достоинства свободы слова и ее гримасы. Как обуздать эгоизм рынка и произвол государства? Через гражданские инициативы. Этот институт трансформации означает: а) новую ступень участия граждан в обсуждении и принятии государственных решений; б) появление конструктивных оппонентов власти и некомпетентности чиновников; в) реализацию творческих способностей каждой личности.

Российское общество остро нуждается в обустройстве территории, быта и души [10]. Эта проза национальной идеи ближе и понятнее «человеку с улицы», чем обтекаемые или ничего незначащие обещания кабинетных ученых и нерадивых «слуг народа». Наиболее продвинутые граждане недовольны отсутствием динамизма и обновления в политической жизни страны.

Санкции и дискриминации на международной арене травмируют национальную гордость России. Низок (неадекватен) международный рейтинг России по ВВП на душу населения и критериям конкурентоспособности. Болезненно воспринимается пристрастие и в чем-то оскорбительны для величия России рассуждения о «периферий-ности» России, ее региональном статусе, позиции младшего партнера в межгосударственных альянсах. Об этом без обидняков сказано в

8

В. И. Пефтиев

редакционной статье еженедельника «Эксперт»: «Мы не можем допустить еще четыре года предтран-зитной депрессии, потому что должны успеть остаться мировой полупериферией. Это означает возможность самим решать, в орбите каких игроков оставаться и какие уникальные компетенции в системе глобального рынка наращивать, а не падать на уровень примитивного поставщика ресурсов. Это позволит подтвердить претензии на роль той самой региональной державы. Для нас хватит и такого старта. А выбираться в лидеры миросистемы у нас иногда получается» [24]. С оттенком самобичевания, но близко к истине.

Запрос на перемены покинул привычное поле текущих нужд и вплотную приблизился к обсуждению перспектив политического устройства России. Макроповороту общественного внимания способствовали 25-летие Конституции 1993 года и цикл статей председателя Конституционного суда (КС) В. Д. Зорькина [11]. Перечень тем профессиональной дискуссии впечатляет. Что лучше для России: президентская республика или альтернативы (парламентская, «гибридные» варианты)? Как устранить перекосы в наборе полномочий трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной)? Почему граждане и фирмы игнорируют конституционную обязанность - регулярно и полностью платить налоги, сборы, штрафы? В чем своеобразие правового статуса Администрации Президента и его

поручений [4]? Наименее радикально предложение о незамедлительной проработке федерального закона о референдумах [21]. Наша позиция взвешенная: упомянутый закон - не первой очереди, но рабочую группу можно учредить не позднее начала 20-х годов. В промежутке целесообразно шире и чаще практиковать опросы населения при содействии социологов, а также привлекать для разрешения кризисных ситуаций активистов ОНФ, НКО, общественных палат и др.

Организация и проведение демократических выборов должны быть прописаны в отдельной главе Конституции РФ. Реформа избирательного права призвана устранить административные барьеры «на дальних подступах к избирательному бюллетеню» (В. Л. Шейнис). Таковыми являются: а) муниципальный фильтр на выборах высших должностных лиц в регионах;

б) участие органов власти в выдвижении и поддержке кандидатов;

в) усложненный порядок распределения кандидатов на выборах. А. Е. Постников, автор этих законодательных новелл возражает против предложения о пересмотре Конституции РФ по инициативе Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) [18]. Предстоит отделить разумное и выполнимое от амбиций либералов и торопливости в коррекции избирательной системы.

Обострение неравенства травмирует всех, кому не безразличны судьбы России. Многие питают иллюзии о благотворном и скором эффекте от введения прогрессивно-

9

Политические перемены в России: оценки и ожидания

го налогообложения взамен плоской шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Их не смущает уход налогоплательщиков в «тень» и падение собираемости налогов. Один реформированный налог не покончит с бедностью; зреет налоговая реформа по многим позициям. Она «завязана» морским узлом и с переменами в оплате труда, образования и науки, в высоких технологиях и создании новых рабочих мест, переквалификации занятых и др. «Дорожная карта» по этим преобразованиям должна стать результатом общественного согласия (консенсуса), а не быть изолированной акцией. Что возможно относительно быстро, так это установление необлагаемого минимума для малообеспеченных.

Ответы власти на запросы общества

Национальные проекты в соответствии с указом Президента от 7 мая 2018 г. - это, по замыслу федеральной власти, прорывная стратегия, системная трансформация экономики и общества. Современные проекты [5] по охвату и инвестициям грандиознее атомной и космической программ эпохи Сталина-Хрущева (1945-1965). Назовем самые знаковые. Сбережение населения (здоровье, рождаемость, продолжительность жизни). Вложения в человеческий капитал. Комфортная среда обитания. Арктика и Северный морской путь. Транспорт как собиратель земель российских. Цифровые технологии. Экология. В эти проекты вовлечены, помимо ин-

вестиций федерального бюджета, ресурсы регионов и бизнеса. Конкретные параметры и приоритеты уточняются с учетом внешней и внутренней конъюнктуры.

Правящая партия «Единая Россия» (ЕР) готова всесторонне поддерживать гражданские инициативы. Единственная партия, которая через праймериз отбирает своих кандидатов на ежегодные выборы. ЕР широко использует цифровые технологии для непрерывного общения с гражданами. Не единичны случаи освобождения партии от недостойных членов. Администрация президента курирует конкурсы по выявлению талантов для государственных служб. Ее съезды и конференции открыты журналистам и активистам оппозиционных партий. Однако немало и нареканий в ее адрес. Источники недовольства властью - вялый старт национальных проектов и низкие темпы роста ВВП в 2019 году. Об этом говорят и пишут не только оппоненты, но и сторонники ЕР и даже члены правительства. Профессионалы задают себе вопрос: что же происходит в действительности: зазор (пауза) между стадиями цикла Кондратьева (50-60 лет) и/или пролог «Великой рецессии» (новая «норма» Т. Пикетти)? Эта головоломка не снимает ответственность с власти за неурядицы, слабости и ошибки в политике.

В социальной макроэкономике наметились определенные улучшения. Величина МРОТ подтянута до прожиточного минимума (ПМ) с последующей индексацией. Расши-

10

В. И. Пефтиев

рен пакет пособий для семей с детьми. Ускорились темпы ввода жилья по ипотеке и введен в действие новый механизм финансирования «дольщиков». Продлена «дачная амнистия». Расширяется список территорий опережающего развития (ТОР) и в Европейской России, а не только на ее окраинах (Сибирь, Дальний Восток). Не оскудели бы региональные бюджеты от списания долгов по услугам ЖКХ и части потребительских кредитов для малообеспеченных семей, других категорий граждан. Формула «бесплатный гектар» встретит, надеемся, позитивный отклик в депрессивных регионах и моногородах, сельской местности. Не возбраняется местным властям раздавать бедным продовольственные пакеты и талоны (разовые и регулярные). Муки бедности снимут сами трудящиеся и социальное государство в России (Ст. 7 Конституции РФ).

Борьба с коррупцией вступила в активную фазу, основательно и надолго. Действующее законодательство обеспечивает наказание коррупционеров и их пособников. И тем не менее отдельные поправки необходимы. А) Ввести институт (инструмент) конфискации имущества и активов (с этим согласен и Следственный комитет России). Б) Взвешенное и соразмерное применение поправок в УК и УПК РФ (2016) о прекращении уголовного преследования с назначением судебного штрафа. В. Ю. Стельмах (Екатеринбург) предлагает, на его взгляд, адекватное и универсальное

толкование данного нововведения. Судебный штраф - это наказание уголовно-правового характера. Оно нацелено на ущемление имущественных интересов лица, виновного в совершении преступления. Судебный штраф относится к праву, а не обязанности следователя, он возможен до и после удаления суда в совещательную комнату с переквалификацией содеянного [22]. В) Судебная и административная реформы в органическом единстве с совершенствованием правоохранительной системы могли бы подорвать миф о позитивном эффекте коррупции для ведения бизнеса (опрос ВЦИОМ) [15]. Возможны и другие рецепты подавления коррупции как социального зла и нравственного порока.

Борцы с коррупцией должны помнить о неоднородности этого феномена: с одной стороны, бизнес-торг с чиновниками ради монопольного решения и взаимопомощь обывателей (ты мне, я тебе) - с другой. Напомним и о том, что коррупция (взятки) переместилась из федеральных центров власти в регионы и местную власть: не столь на виду и масштабы «скромные».

Адекватный ответ на запросы общества, на наш взгляд, видится в рекомбинации политического (партийного) устройства в России. Ее контуры эскизно нам кажутся таковыми.

ЕР должна решиться на обновление своей программы действий («дорожные карты») по аналогии с указом Президента от 7 мая 2018 г. Ей предстоят регулярная ротация и

11

Политические перемены в России: оценки и ожидания

омоложение кадров, особенно в региональном звене. Она должна овладеть цифровыми и медийными технологиями общения с избирателями и разными слоями общества.

ЕР располагает потенциалом для выполнения европейской миссии с учетом нижеследующих факторов. 1. Россия - особая часть Европы, член ОБСЕ и ПАСЕ. 2. Европейский Союз - это автономный экономико-политический центр в миросистеме (его эрозия и неоднородность - предмет особого анализа). 3. ЕР могла бы налаживать устойчивые контакты с национальными делегациями и близкими партийными фракциями в Европарла-менте с перспективой на совместные действия.

КПРФ находится на перепутье. Варианты ее судьбы в ближайшие годы далеки от оптимизма: а) медленное сползание в маргинальную партию; б) смена руководства и движение к партии социал-демократического типа с паузами и зигзагами; в) тактические альянсы со «Справедливой Россией».

СР и ЛДПР, несмотря на полярность риторики и несхожесть партийных лидеров, логикой эволюции тяготеют к центризму, являя собой правое и левое крыло. Эти партии -каждая в отдельности - найдут, полагаем, линии соприкосновения и мотивы для компромиссов с ЕР в большом и малом.

Без ущерба для политической стабильности и в порядке эксперимента можно было бы предоставить шансы малым партиям, снизив порог вхождения в Госдуму РФ с 5 %

до 4 % избирателей. Возможны и другие маневры в избирательном законодательстве.

К 25-летию Конституции РФ позволительно высказать предварительное суждение о соотношении сил претендентов на власть в России, соучастие в принятии важнейших государственных решений. Одна из кардинальных особенностей власти в России состоит в по-лицентричности. Фигурально ее можно представить в виде «пяти-членки» особого типа: 1) армия и органы безопасности (силовики);

2) топ-менеджеры и мажоритарии российских ТНК («олигархи»);

3) малый и средний бизнес (МСБ) в лице представительных организаций («Деловая Россия» и др.);

4) новаторы во всех сферах деятельности («крестосфера» в стадии становления); 5) гражданское общество с растущим потенциалом.

Российский полицентризм власти конкурентный, в шатком равновесии, с избыточными амбициями на лидерство отдельных действующих лиц (акторов), с меняющейся динамикой силы-слабости, политическими маневрами и интригами. Такое неустроение (глубинное, в тени) создает предпосылки для просвещенного авторитаризма. Его жизненный цикл искусственно продлевать опрометчиво и даже опасно. Ожидаем, что просвещенный авторитаризм уступит место самобытной модели демократии после завершения в основном периода первоначального капитала - сращивания административной ренты, сверхприбыли и завышенных про-

12

В. И. Пефтиев

центов, нетрудовых доходов легитимного и нелегитимного происхождения. Зарубежные политологи рекомендуют для выяснения состава властной элиты пользоваться стратификацией приближенных (причастных) к принятию важных решений на: а) влиятельных; б) взаимозаменяемых и в) незаменимых [5]. Российская демократия не строится, а становится спонтанно-рукотворно обществом и человеком.

Авторские оценки и ожидания

России не избежать не популярных и чувствительных для власти, бизнеса и населения реформ; к ним желательно приступить с соблюдением предостережения античных мыслителей (кшго8), то есть не слишком рано и не слишком поздно: одни осуществлять до выборов в Гос. думу РФ, другие - после.

При любом темпе экономического роста добиваться последовательного повышения, из года в год, благосостояния граждан, включая опережающие меры для минимизации неравенства и нейтрализации социально-психологической напряженности в российском обществе.

Подвести итоги приватизации 90-х годов после завершения налоговой амнистии и перехода «беглых капиталов» под российскую юрисдикцию [17].

Существенная ревизия Конституции 1993 года преждевременная; партии, претендующие на вхождение в федеральную власть, еще не достигли зрелости. Однако не терпит отлагательства «регуляторная

гильотина» - массив законодательных актов, положений, инструкций, чрезмерно обременяющих бизнес, свободы граждан, правоохранительную и судебную практику.

После провозглашения Вгехй и затяжных переговоров с непоправимыми репутационными потерями для консерваторов Великобритании и руководства Евросоюза евроскеп-тики предпочитают дистанцироваться от радикализма маргиналов и, видимо, готовы к реформированию отдельных институтов. Иными словами, побеждает, в конечном счете не конфронтация политических сил, а центризм, согласительная практика. Центризм в Европе воспринимается как помеха и реакции (реставрации), и революции. Он чаще всего привязан не к идеологии, а к ситуации. Центризм реализуется в больших и малых коалициях в парламентах.

В России другая политическая история и культура. И центризм еще не имеет прочных корней, но он неизбежен, на наш взгляд, для запоздалой и незавершенной трансформации экономики и общества, когда промедление с переменами опасно и разрушительно. Ожидаем, что и в России оппозиция смягчит тональность своей риторики, а правящая партия «ЕР» начнет политические контакты с центристами (в своих рядах и среди оппонентов). Малые политические альянсы предпочтительно формировать в тестовом режиме с уровня регионов и муниципалитетов. К центризму могут тяготеть «Справедливая Россия» (СР) и профсоюзы.

Л

Политические перемены в России: оценки и ожидания

Предстоящая пятилетка - это время сложных решений. Вялотекущая стабилизация никого более не устраивает. Вероятнее всего, политические перемены будут не прорывными (иное дело - экономика и технологии), а дискретными, в рваном ритме, с паузами и запусками. Перемены могут быть успеш-

ными, если к ним присоединятся и «молчаливое большинство», те, кто не ходит на выборы и отчужден от партий и общественных движений.

Надеемся, что через десятилетие политический ландшафт в России преобразуется к лучшему в интересах национального согласия и прорыва в благосостоянии ее граждан.

Библиографический список

1. Алексеенкова, Е. С. Стратегия победившего популизма: Италия после выборов [Текст] / Е. С. Алексеенкова // Современная Европа. - 2019. - № 2. -С. 106-117.

2. Алтунян, А. Г. От Булгарина до Жириновского. Идейно-стилистический анализ политических текстов [Текст] / А. Г. Алтунян. - М. : МГГУ 1999. - С. 7-47.

3. Бек, Ульрих. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия [Текст] / У Бек ; пер. с нем. - М. : Прогресс-Традиция, Территория будущего, 2007. - 464 с.

4. Бондарь, Н. С. Конституция России в условиях глобальных перемен в правовой жизни: от политических иллюзий к юридическому прагматизму [Текст] / Н. С. Бондарь // Журнал российского права. - 2018. - № 12. - С. 18-32.

5. Брюс Буэно де Москати, Алистер Смит. Правила политики [Текст] / Б. Москати, А. Смит // Неприкосновенный запас. - 2018. - № 4. - С. 63-83.

6. Власть и политика: исторические вызовы XXI века [Текст]. - М. : РОССПЭН, 2012. - 446 с.

7. Волков, Н. «Зеленые» в ФРГ: новая «народная партия» [Текст] / Н. Волков // Современная Европа. - 2019. - № 2. - С. 118-128.

8. Гаджиев, К. С. Политология. Базовый курс [Текст] : учебник / К. С. Гаджиев. - 2-е изд., перер. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 505 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Европа XXI века. Новые вызовы и риски [Текст] / под общ. ред. Ал. А. Громыко, В. О. Федорова. - М., СПб. : Нестор История, 2017. - 584 с.

10. Елацков, А. Б. Общая геополитика: вопросы теории и методологии в географической интерпретации [Текст] / А. Б. Елацков. - М. : ИНФРА-М., 2018. -251 с.

11. Зорькин, В. Д. Конституция РФ - правовая основа интеграции российского общества [Текст] / В. Д. Зорькин // Государство и право. - 2018. - № 12. -С. 5-17.

12. Козырева, П. М., Смирнов, А. И. Эволюция российских партий и ожидания общества [Текст] / П. М. Козырева, А. И. Смирнов // Власть. - 2019. - № 2. -С. 17-19.

13. Мишель Анри. Идея государства [Текст] / А. Мишель ; пер. с фр. - М. : ИД «Территория будущего», 2008. - 536 с.

14

В. И. Пефтиев

14. Мурашева, Е. В. Центризм как общественно-политическое явление [Текст] / Е. В. Мурашева. - М. : РОССПЭН, 2010. - 311 с.

15. Независимая газета. - 2019, 12-13 июля. - С. 2-4.

16. Петухов, В. В. Динамика социальных настроений и формирование спроса на перемены [Текст] / В. В. Петухов // Социс. - 2018. - № 11. - С. 40-55.

17. Пефтиев, В. И. Экономическая теория в России. Самоидентификация и шансы на востребованность [Текст] / В. И. Пефтиев. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. - С. 72.

18. Постников, А. Е. Эволюция института выборов в России в контексте реализации конституционных принципов [Текст] / А. Е. Постников // Журнал российского права. - 2019. - № 6. - С. 21-30.

19. Рансьер Жак. Народ или множество? [Текст] / Ж. Рансьер // Неприкосновенный запас. - 2018. - № 6. - С. 12-19.

20. Романова, Т., Павлова, Е. Стрессоустойчивость в Евросоюзе и Россия: суть и перспективы новой концепции [Текст] / Т. Романова, Е. Павлова // МЭ и МО. - 2019. - № 6. - С. 102-109.

21. Селихов, Н. В. Представительство в государствах народовластия [Текст] / Н. В. Селихов // Российский юридический журнал. - 2018. - № 6. - С. 9-25.

22. Стельмах, В. Ю. Процессуальные аспекты прекращения уголовного преследования с назначением судебного штрафа [Текст] / В. Ю. Стельмах // Российский юридический журнал. - 2018. - № 6. - С. 117-129.

23. Тенденции и проблемы развития российской политической науки: традиции, рецепция и новация [Текст] / Под общ. ред. О. В. Гаман-Голутвина и С. В. Патрушев. - М. : ЭН, 2017. - 477 с.

24. Эксперт. - 2019, 24-30 июня. - № 26. - С. 11.

Bibliograficheskij spisok

1. Alekseenkova, E. S. Strategija pobedivshego populizma: Italija posle vybo-rov [Tekst] / E. S. Alekseenkova // Sovremennaja Evropa. - 2019. - № 2. - S. 106-117.

2. Altunjan, A. G. Ot Bulgarina do Zhirinovskogo. Idejno-stilisticheskij analiz politicheskih tekstov [Tekst] / A. G. Altunjan. - M. : MGGU, 1999. - S. 7-47.

3. Bek, Ul'rih. Vlast' i ee opponenty v jepohu globalizma. Novaja vsemirno-politicheskaja jekonomija [Tekst] / U. Bek ; per. s nem. - M. : Progress-Tradicija, Terri-torija budushhego, 2007. - 464 s.

4. Bondar', N. S. Konstitucija Rossii v uslovijah global'nyh peremen v pravovoj zhizni: ot politicheskih illjuzij k juridicheskomu pragmatizmu [Tekst] / N. S. Bondar' // Zhurnal rossijskogo prava. - 2018. - № 12. - S. 18-32.

5. Brjus Bujeno de Moskati, Alister Smit. Pravila politiki [Tekst] / B. Moskati, A. Smit // Neprikosnovennyj zapas. - 2018. - № 4. - S. 63-83.

6. Vlast' i politika: istoricheskie vyzovy XXI veka [Tekst]. - M. : ROSSPJeN, 2012. - 446 s.

7. Volkov, N. «Zelenye» v FRG: novaja «narodnaja partija» [Tekst] / N. Volkov // Sovremennaja Evropa. - 2019. - № 2. - S. 118-128.

8. Gadzhiev, K. S. Politologija. Bazovyj kurs [Tekst] : uchebnik / K. S. Gadzhiev. -2-e izd., perer. i dop. - M. : Jurajt, 2011. - 505 s.

Политические перемены в России: оценки и ожидания

15

9. Evropa XXI veka. Novye vyzovy i riski [Tekst] / pod obshh. red. Al. A. Gromy-ko, V O. Fedorova. - M., SPb. : Nestor Istorija, 2017. - 584 s.

10. Elackov, A. B. Obshhaja geopolitika: voprosy teorii i metodologii v geo-graficheskoj interpretacii [Tekst] / A. B. Elackov. - M. : INFRA-M., 2018. - 251 s.

11. Zor'kin, V. D. Konstitucija RF - pravovaja osnova integracii rossijskogo ob-shhestva [Tekst] / V. D. Zor'kin // Gosudarstvo i pravo. - 2018. - № 12. - S. 5-17.

12. Kozyreva, P. M., Smirnov, A. I. Jevoljucija rossijskih partij i ozhidanija ob-shhestva [Tekst] / P. M. Kozyreva, A. I. Smirnov // Vlast'. - 2019. - № 2. - S. 17-19.

13. Mishel' Anri. Ideja gosudarstva [Tekst] / A. Mishel' ; per. s fr. - M. : ID «Terri-torija budushhego», 2008. - 536 s.

14. Murasheva, E. V Centrizm kak obshhestvenno-politicheskoe javlenie [Tekst] / E. V. Murasheva. - M. : ROSSPJeN, 2010. - 311 s.

15. Nezavisimaja gazeta. - 2019, 12-13 ijulja. - S. 2-4.

16. Petuhov, V. V. Dinamika social'nyh nastroenij i formirovanie sprosa na pereme-ny [Tekst] / V V. Petuhov // Socis. - 2018. - № 11. - S. 40-55.

17. Peftiev, V. I. Jekonomicheskaja teorija v Rossii. Samoidentifikacija i shansy na vostrebovannost' [Tekst] / V I. Peftiev. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2014. - S. 72.

18. Postnikov, A. E. Jevoljucija instituía vyborov v Rossii v kontekste rea-lizacii konstitucionnyh principov [Tekst] / A. E. Postnikov // Zhurnal rossijskogo prava. -2019. - № 6. - S. 21-30.

19. 19. Rans'er Zhak. Narod ili mnozhestvo? [Tekst] / Zh. Rans'er // Neprikosno-vennyj zapas. - 2018. - № 6. - S. 12-19.

20. Romanova, T., Pavlova, E. Stressoustojchivost' v Evrosojuze i Rossija: sut' i perspektivy novoj koncepcii [Tekst] / T. Romanova, E. Pavlova // MJe i MO. - 2019. -№ 6. - S. 102-109.

21. Selihov, N. V. Predstavitel'stvo v gosudarstvah narodovlastija [Tekst] / N. V. Selihov // Rossijskij juridicheskij zhurnal. - 2018. - № 6. - S. 9-25.

22. Stel'mah, V Ju. Processual'nye aspekty prekrashhenija ugolovnogo pre-sledovanija s naznacheniem sudebnogo shtrafa [Tekst] / V Ju. Stel'mah // Rossijskij juridicheskij zhurnal. - 2018. - № 6. - S. 117-129.

23. Tendencii i problemy razvitija rossijskoj politicheskoj nauki: tradi-cii, recepcija i novacija [Tekst] / Pod obshh. red. O. V Gaman-Golutvina i S. V. Patrushev. - M. : JeN, 2017. - 477 s.

24. Jekspert. - 2019, 24 30 ijunja. - № 26. - S. 11.

16

B. K. ne^muee

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.