Научная статья на тему 'Политические партии в региональных избирательных кампаниях 2000-х гг. '

Политические партии в региональных избирательных кампаниях 2000-х гг. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
394
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Немгирова С.Н.

В данной статье рассмотрено участие политических партий в выборных органах на уровне субъектов РФ на примере Республики Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические партии в региональных избирательных кампаниях 2000-х гг. »

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

НЕМГИРОВА С. Н.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ 2000-х гг.

Аннотация: В данной статье рассмотрено участие политических партий в выборных органах на уровне субъектов РФ на примере Республики Калмыкия.

Ключевые слова: политические партии, выборы, избирательное законодательство.

Одним из главных признаков любого демократического государства является проведение периодических свободных выборов, через которые большинство граждан участвует в осуществлении государственной власти. Избрание депутатов и должностных лиц порождает ответственность органов власти перед населением. В условиях демократии партии и выборы функционально взаимосвязаны друг с другом. Возможность реализовать свои властные амбиции партии получают лишь в случае победы на выборах в борьбе за голоса избирателей.

Если в 1990-е гг. главными акторами региональных электоральных процессов были региональные элиты, которые пытались приспособить выборные и партийные институты для снижения уровня политической неопределенности и обеспечения собственного сохранения у власти, то с начала 2000-х гг. эта роль постепенно стала переходить к федеральной власти. Этому способствовало принятие Федерального закона о политических партиях в 2001 г. [ 1 ] и изменение избирательного законодательства в последующие годы.

Основной целью изменения законодательства о партиях стала необходимость упорядочения и структурирования партийной системы России, «укрепления демократических институтов, повышения влияния партий» [2]. Среди новаций отметим следующие: возможность существования только общефедеральных политических партий; запрет (после двухлетнего переходного периода) иным, кроме политических партий, общественным объединениям выдвигать кандидатов на федеральных и региональных выборах; жесткие требования к численности политической партии; сложный бюрократический порядок регистрации партий; государственное финансирование партий в зависимости от итогов выборов в Государственную Думу РФ; большие возможности государственных органов по контролю над политическими партиями. Политические партии должны были стать своеобразным

98

№1(30), 2015 г.

посредником во взаимоотношениях между элитами и массами, избирателями и кандидатами, властью и обществом.

Содержанием реформ в этой сфере стало выстраивание федеральной властью мощнейших политиконормативных, административных, партийных рычагов влияния на ход и результаты политических и электоральных процессов в стране, а их политическим следствием - превращение федеральной власти в доминирующего актора региональных выборов. Этому способствовали фактическая назначаемость глав исполнительной власти субъектов федерации Президентом страны, передача сконцентрированного в их руках административного ресурса в пользу «Единой России»; повышенные нормативные требования к организационному развитию партий; новые нормативные условия проведения региональных выборов и участия в них партий [3, с. 77].

Усложнение процедуры создания партий практически полностью исключило возможность формирования партий снизу вверх через постепенное аккумулирование местных инициатив. Если раньше имела место одна крайность - практически любой гражданин мог создать свою личную или семейную партию, то теперь другая - создание партии - прерогатива только тех, у кого есть очень большие административные и (или) финансовые возможности [4, с. 130].

Следующим важным шагом, направленным на повышение реального авторитета и политического влияния партий непосредственно на региональном уровне, стало введение в избирательное законодательство норм, устанавливающих требования по распределению не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ либо в одной из его палат между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученным каждым из списков кандидатов. В качестве поля для маневра региональные законодатели получили вопросы численности депутатского корпуса, размера избирательного барьера, правил формирования и презентации списков (единые или разбитые на группы, закрытые или открытые) и методики распределения депутатских мандатов.

В первой декаде 2003 г. в Республике Калмыкия впервые проходили выборы депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия с применением механизма пропорционального участия политических партий. Из традиционных 27 мандатов на этот раз только 12 приходилось на депутатов, избиравшихся по мажоритарной схеме. Заградительный барьер для прохождения партий в парламент республики был установлен на уровне 10 %. В дальнейшем такой барьер рискнули использовать на выборах лишь еще в одном регионе - на выборах Мосгордумы 2005 г., с 1 января 2006 г. предельно допустимым барьером для региональных выборов стало 7%.

Отличительной особенностью выборов депутатов регионального парламента в 2003 г. было применение системы открытых партийных списков, что позволило избирателям осуществить свой выбор в отношении отдельных кандидатов из списка кандидатов, выдвинутого региональными отделениями политических партий, повлияв в конечном итоге на расстановку отдельных кандидатов в результате голосования внутри списка. В борьбе за депутатские места по партийным спискам участие приняли 10 политических партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Аграрная партия России», «Российская партия мира», «Партия возрождения России», «Российская экологическая партия «Зеленые», «Союз правых сил», «Партия социальной справедливости» и «Яблоко». Двум партиям - «Партии прав человека» и «Российской партии жизни» - в заверении списков кандидатов было отказано ввиду нарушения установленного законом порядка выдвижения. Кроме того, были заверены 9 списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями политических партий по многомандатным избирательным округам, где числились 53 кандидата. Избирательная комиссия Республики Калмыкия зарегистрировала 10 списков кандидатов, в составе которых 107 человек претендовали на замещение депутатских мандатов.

Искусственное завышение заградительного барьера привело к тому, что по итогам голосования 7 декабря 2003 г. десятипроцентный порог преодолели только две партии: «Единая Россия» (41,7 % - 12 мест) и КПРФ (10,5% - 3 места). Половина кандидатов из списков смогли сохранить или улучшить свой рейтинг благодаря поддержке избирателей. Но довольно значительное число граждан не получило своих представителей в парламенте республики. В случае, если бы барьер был установлен на уровне тех же 7%, его преодолели бы также «СПС» и «Российская партия мира». Близко к 5% была партия «Яблоко». В итоге в парламент с учетом результатов выборов по многомандатным округам прошли 20 депутатов от «Единой России», 3 - от КПРФ и 4 независимых кандидата, двое из которых - сторонники партии «Единая Россия». При этом было зафиксировано высокое протестное голосование: против всех проголосовало

99

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

7,8% избирателей [5]. Таким образом, «Единая Россия», получив всего 41,7% голосов избирателей, контролировала более 80% мест в Народном Хурале Республики Калмыкии.

Вместе с тем следует отметить недостаточную работу политических партий и кандидатов по использованию преимуществ системы открытых списков. Об этом свидетельствует высокий процент избирательных бюллетеней, по которым голосование за список кандидатов проводилось без указания преференций либо не позволяло с достоверностью определить волеизъявление избирателей в отношении кандидатов, выдвинутых в составе списка. Безусловно, совмещение выборов повлияло на результаты голосования, когда отметка в бюллетене ставилась избирателями по аналогии с федеральными выборами [6, с. 46].

Базовой тенденцией этих выборов, обусловленной переходом к смешанной системе формирования представительных органов субъектов, стало усиление роли партий и приобретение этими выборами партийного характера. Тем самым партии стали выступать субъектами выборов депутатов региональных парламентов системно - во всех регионах и во всех проводившихся избирательных кампаниях, а соотношение партийных и независимых кандидатов, как выдвигавшихся, так и получивших депутатские мандаты, изменилось в пользу партий.

Повышение роли партий наглядно демонстрировала динамика процесса партизации депутатского корпуса в Республике Калмыкия. Если в 1998 году в депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия второго созыва баллотировались 90 человек, из которых 67 выдвигались избирателями республики, 17 - в порядке самовыдвижения и только 6 - политическими партиями (при этом правом выдвижения воспользовались лишь две партии - ЛДПР и НПСР, а окружными избирательными комиссиями было зарегистрировано 59 кандидатов, в число которых представители партий не вошли), то в ходе выборов депутатов Парламента республики третьего созыва в 2003 году 70% от числа зарегистрированных по многомандатным избирательным округам кандидатов составляли представители 10 политических партий.

Число замещаемых депутатских мандатов в 1998 и 2003 гг. оставалось неизменным -27. Но если в 1998 году по 15 одномандатным и 3 многомандатным избирательным округам на 1 депутатский мандат в среднем претендовали при выдвижении 3 человека, а после регистрации - 2 человека, то в 2003 году по 3 многомандатным избирательным округам (избирались 12 депутатов) на 1 депутатский мандат выдвигалось уже 6 чел., а после регистрации претендовало 5 чел. по единому республиканскому округу избиралось 15 депутатов [6, с. 50].

Таким образом, условия, созданные принятием закона «О политических партиях», стимулировали партийное электоральное участие, получение парламентскими партиями преференций в виде заявочного характера регистрации партийных списков и переход к смешанным избирательным системам в российских регионах, рост активности участия партий и избирательных блоков в данных выборах, усиление партийною плюрализма в части субъектов федерации, увеличение конкурентности партийно-политической среды [7, с. 117], повышение роли партий в выборах депутатов региональных парламентов по сравнению с беспартийными кандидатами.

Однако вследствие усиления партийной активности и партийной конкуренции результаты региональных выборов стали малопредсказуемыми, что усилило сложности для правящих элит по управлению выборами и обеспечению заданного результата. В связи с этим в 2004-2005 г. федеральная власть предприняла ряд мер по изменению партийного и избирательного законодательства. Так, 18 мая 2005 г. была принята новая редакция ФЗ № 51 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», вводившая формирование нижней палаты российского парламента исключительно по партийным спискам. Появление у партий серьезных возможностей для развития осложнялось на данном этапе введением в законодательство множества поправок, регламентирующих деятельность политических партий, что создавало определенную правовую нестабильность данного института. В это же время происходит ужесточение регламентации деятельности политических партий в России. В частности, было запрещено образование избирательных блоков, повышен с 5% до 7% порог прохождения партий на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, повышен до 50 000 человек минимальный порог численного состава партий и т. д. Также был усилен контроль Федеральной регистрационной службы за деятельностью партий. Кроме того, часть контрольных функций в отношении партий была передана избирательным комиссиям [8, с. 71].

В сущностном плане подход к реформированию политических партий на первом и втором этапах партийной реформы был разным. Если Закон о политических партиях способствовал выстраиванию общих правил игры для всех политических акторов, заинтересованных в развитии политических партий,

100

№1(30), 2015 г.

то впоследствии было продемонстрировано, каким образом с помощью институциональных факторов возможно перераспределять ресурсы в пользу тех или иных политических партий, групп и типов политических элит.

Нормативная база региональных выборов активно изменялась и в дальнейшем в 2006-2007 гг. В частности, были введены: отмена строки «против всех» в избирательных бюллетенях и отмена порога явки на выборах; положения, запрещающие политическим партиям выдвигать в качестве кандидатов членов других партий; ужесточение правил предвыборной агитации, в частности, запрет на агитацию против своих соперников на телеканалах в рамках бесплатного и платного эфирного времени; некоторое изменение правил финансирования избирательных кампаний партий.

В первую очередь изменение политико-нормативной базы федеральных и региональных выборов и партийного законодательства в середине 2000-х гг. было вызвано подготовкой правящей элиты к федеральным выборам электорального цикла 2007-2008 гг. с целью изменения баланса сил в партийной системе страны и обеспечения заданного результата думских и президентских выборов.

В 2005-2008 гг. получила развитие тенденция к переходу от смешанной избирательной системы на выборах депутатов региональных парламентов к пропорциональной избирательной системе. Также следует отметить снижение уровня конкуренции на данных выборах, проявившееся в резком сокращении среднего числа партийных списков в регионах, начиная с 2007 г. Если в кампаниях 2004 - первой половины 2005 г. среднее число списков было 7,2, в кампаниях 2006 г. - 8,7, то в кампаниях 2007 г. - 4,3. Следствием развития этой тенденции стало снижение партийно-фракционного разнообразия региональных парламентов. Так, в результате введения новых нормативных требований к минимальной численности и организационному развитию партий существенно сократилось число партий в партийной системе страны. В Республике Калмыкия за межэлекторальный цикл 2003-2008 гг. число партий сократилось на треть. Если в 2003 г. в Республике Калмыкия на учете состояло 18 региональных отделений, то через пять лет их осталось 12.

Избирательная кампания по выборам депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия четвертого созыва проводилась на основе измененного избирательного законодательства. В связи с досрочным прекращением полномочий Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия третьего созыва досрочные выборы депутатов высшего представительного органа республики были назначены постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия на 2 марта 2008 года. Таким образом, на территории республики в марте 2008 года одновременно проводились федеральные, региональные и муниципальные выборы. Все 27 депутатов избирались по единому республиканскому избирательному округу по пропорциональной избирательной системе с использованием закрытых списков кандидатов.

Право принимать участие в выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия имело 12 региональных отделений политических партий. Уведомили Избирательную комиссию Республики Калмыкия об участии в выборах 6 избирательных объединений: 5 региональных отделений политических партий и политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые». Тем самым было выдвинуто 6 списков и все они были зарегистрированы. Всего в составе списков на замещение депутатских мандатов значилось 142 кандидата.

По итогам голосования в распределении депутатских мандатов приняли участие три региональных отделения политических партий, набравшие более 7 % голосов избирателей. В соответствии с установленной законом методикой распределения депутатских мандатов 17 мест в Парламенте республики получили депутаты от «Единой России», 3 -от «Аграрной партии России» и 7 - от КПРФ.

В целом, из наиболее важных тенденций региональных выборов 2008-2009 гг. следует назвать:

- снижение активности у непарламентских партий и сохранение активного участия у парламентских партий;

- усиление роли парламентских партий и превращение непарламентских партий в редких статистов региональных выборов;

- максимализацию объема всех видов ресурсов у «Единой России» и существенного сокращения — у всех остальных партий, что повлекло за собой усиление формального, имитационного характера конкуренции и альтернативности региональных;

Снижение уровня конкурентности и альтернативности выборов депутатов региональных парламентов способствовало повышению предсказуемости их результатов, привело к уменьшению низового конкурентного давления на власть, на партии, а также к снижению роли избирателей и повышению роли властных акторов в лице правящих элит. Организационное ослабление и снижение роли партий, не связанных с правящими федеральными и региональными политическими элитами, и непоколебимость

101

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

доминирующего положения «Единой России» в условиях развивающегося экономического кризиса — показатель доведения управляемости региональными электоральными процессами со стороны правящих элит до наивысшего уровня.

Таким образом, формально роль политических партий в избирательной системе в 2000-е гг. постоянно повышалась, так как они получали все более новые преференции при выдвижении кандидатов на выборах, однако при этом постоянно сокращалась их автономия от государства, процесс создания, регистрации партий и их деятельности все более жестко контролировался и направлялся государством, в комплексе законодательные изменения вели ко все большей бюрократизации партий. 1 2 3 4 5 6 7 8

1. Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

2. Стенограмма выступления Президента РФ Владимир Путина на встрече с депутатами парламентской фракции «Единая Россия» // Единая Россия: [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. URL: http://edinros.ru (дата обращения: 23.06.2015).

3. Чувилина Н.Б. Политические партии и выборы в российских регионах в современный период (2004-2009 гг.) // Вестник ВолГУ. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения [Электронный ресурс]. 2009. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-partii-i-vybory-v-rossiyskih-regionah-v-sovremennyy-period-2004-2009#ixzz3d8vNF0eB (дата обращения: 01.07.2015).

4. Мелешкин И. Г. Идеологический фактор в современной российской партийной системе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена [Электронный ресурс]. 2008. № 49. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/ideologicheskiy-faktor-v-sovremennoy-rossiyskoy-partiynoy-sisteme (дата обращения: 04.07.2015).

5. Избирательная комиссия Республики Калмыкия: [офиц. сайт]. URL: http://www.kalmyk.vybory. izbirkom.ru/ region/ region/kalmyk? (дата обращения: 27.06.2015).

6. Выборы в Республике Калмыкия. 2003-2004 г. Электоральная статистика // Вестник избирательной комиссии. // Элиста, 2005. 104 с.

7. Кынев А.В Ожидании нового электорального предложения Выборы региональных законодательных собраний конца 2004 - начала 2005 г. // Полис. 2005. № 3. С. 116-130.

8. Иванова М.В. Партийная реформа в период правления президента В.В. Путина // ARS ADMINISTRANDI [Электронный ресурс]. 2010. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/ii/partiynaya-reforma-v-period-pravleniya-prezidenta-v-v-putina (дата обращения: 01.07.2015).

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.