ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2013. № 5
М.Б. Чистый
(аспирант кафедры истории общественных движений и политических партий
исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РОССИИ И МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС
Финансово-экономический кризис 2008—2010 гг. — ключевое событие современной российской и мировой истории. Автор рассматривает его причины, влияние на изменение модели экономического развития в высокоразвитых странах. Анализируются подходы политических партий России к преодолению последствий мирового кризиса. Представлены антикризисные программы, варианты модернизации экономики, выдвигаемые влиятельными российскими политическими партиями. Кризис 2008—2010 гг. предопределил необходимость модернизации экономики России, перевода ее на путь устойчивого развития.
Ключевые слова: финансово-экономический кризис, политические партии РФ, КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Единая Россия», «Справедливая Россия», модернизация, антикризисные меры.
Financial and economic crisis 2008—2010 is the key event of the modern Russian and world history. The author explores the causes of this event, its impact on economic development model in highly developed countries, examines the approaches of Russian political parties to overcome the consequences of the global crisis. Anti-crisis programs, variants of the modernization of the economy by the influential Russian political parties are presented. The crisis of 2008— 2010 predestined the modernizing of the economy of Russia, transfering it on a path of sustainable development.
Key words: financial and economic crisis, Russian political parties, the CPRF, LDPR, "Yabloko", "United Russia", "Fair Russia", modernization, anti-crisis measures.
* * *
Проблема последствий финансово-экономического кризиса 2008—2010 гг. привлекает большое внимание отечественных и зарубежных ученых, поскольку является одной из ключевых тем, обсуждаемых в обществе1. Задача состоит не только в определении причин кризисного состояния экономики России, но и в определении путей преодоления посткризисных явлений, модернизации экономики. Данная тема находит свое отражения в программных
* Чистый Михаил Борисович, тел.: 8-926-633-17-83; e-mail: mike5412@yandex.ru
1 Ершов М.В. Мировой финансовый кризис. Что дальше? М., 2011; Нижегородцев Р.М., Стрелецкий А.С. Мировой финансовый кризис. Причины, механизмы, последствия. М., 2008; Кризис: альтернативы будущего. Антология / Под ред. А. Бузгалина, П. Линке. М., 2010; Аттали Ж. Мировой экономический кризис... А что дальше? СПб., 2009; Рапопорт Г., Герц А. Глобальный экономический кризис 2008—2009: истоки и причины // Вопросы экономики. 2009. № 11.
документах политических партий России. Оценку экономического положения России в условиях кризиса, выработку на этой основе альтернативных вариантов социально-экономической политики мы рассмотрим с позиций влиятельных российских политических партий.
В 2008 г. начался мировой экономический кризис, который постепенно стал проявляться в повсеместном снижении объемов производства, спроса и цен на сырье, росте безработицы2. Экономический кризис затронул и Россию. Первым его признаком в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 г., который перешел в обвал в конце июля 2008 г. Кризис ликвидности в российских банках, падение цен на экспортную продукцию (на нефть и на металлы) в октябре—ноябре того же года имели непосредственное влияние на реальный сектор экономики. Начался спад промышленного производства, сокращение числа рабочих мест. В декабре, по данным Росстата, предприятия сократили выпуск продукции на 10,3% по сравнению с декабрем 2007 г.3 В 2009 г. экономический кризис продолжался. Так, только за первое полугодие, согласно данным Росстата, ВВП России снизился на 10%, промышленное производство — на 15%, инвестиции — на 18%4. Несмотря на определенное улучшение экономической ситуации в России с июля — августа 2009 г., когда спад производства прекратился и начался экономический рост, основой экономики по-прежнему остается экспорт нефти, газа, металлов и других сырьевых продуктов5.
В рассматриваемый период правительство России направило средства стабилизационного фонда в банковскую систему, в первую очередь таким крупным банкам, как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк. Предполагалось, что выделенные средства должны были дойти до реального сектора экономики, но банки перевели их в иностранную валюту и вывезли заграницу. Таким образом, реальный сектор экономики остался без финансовой поддержки. Вследствие этого правительством был составлен список «стратегических предприятий», которым оно запланировало оказать финансовую поддержку. Основное внимание было уделено компаниям «Русал», «Норильский никель», «Мечел», «Евраз», «Роснефть», корпорации «Ростехноло-гии», т.е. в большинстве своем поддержка была оказана нефтяной и металлургической отраслям. Экономическое положение России в 2009 г. продолжало ухудшаться. Следует подчеркнуть, что правительство России не отказалось от либерально-монетаристской модели экономики. В этот период в других странах, даже на Западе
2 Рецессия началась // Российская Бизнес-газета. № 640. 12.02. 2008. С. 1.
3 Производство попало под обвал // Независимая газета. 26.01.2009. С. 4.
4 Разоблачение олигархов // Известия. 17.08. 2009. С. 5.
5 Путин В.В. Нам нужна новая экономика // Ведомости. № 15 (3029). 30.01.2012.
перестали делать ставку на свободный рынок. Например, в США был национализирован ряд финансовых и ипотечных компаний, банков. Также там был разработан ряд инфраструктурных проектов, таких как строительство и ремонт дорог, ремонт и введение инноваций в школы и вузы, строительство новых зданий для них, модернизация системы здравоохранения. Проводилось снижение налогов на средние и малоимущие слои населения и увеличение налоговой нагрузки на крупных предпринимателей. Правительство США разработало систему мер помощи малоимущим слоям населения, например финансирование программ переподготовки и повышения квалификации безработных, строительство жилья для бездомных в ускоренном режиме6. Аналогичные меры были предприняты и в странах Евросоюза. В частности, опубликованный 26 ноября 2008 г. «План восстановления промышленного сектора экономики» предусматривал увеличение государственных инвестиций, снижение налогов, предоставление льготных кредитов гражданам для реализации проектов в сфере малого бизнеса7. Тогда же власти Китая приняли специальную антикризисную программу, предусматривающую снижение налогов для предпринимателей, субсидирование цен на жилье и регулирование ставок ипотечных кредитов, финансирование ряда инфраструктурных проектов. В качестве примера можно привести развитие электростанций, строительство и реконструкцию железных дорог, увеличение расходов на науку, образование и здравоохранение. Крупные средства были направлены на создание системы пенсионного обеспечения, детские и материнские пособия, помощь безработным8.
В этой связи важна оценка видными общественными деятелями и партийными лидерами сущности финансово-экономического кризиса, предлагаемых программ ликвидации кризисных последствий. Следует отметить, что ряд исследователей, общественных деятелей и экономистов в своих работах пытались осмыслить особенности финансово-экономического кризиса. Так, Е.М. Примаков, давая оценку кризисным явлениям, отметил, что «кризис, безусловно, пришел к нам извне, но глубину этот кризис получил у нас в результате именно российских особенностей. Мы вошли в кризис с рядом дисбалансов. У нас 40 процентов ВВП создается за счет экспорта сырья, и естественно, что кризис ударил по России»9. Е.М. Примаков отметил, что «получая до кризиса огромные средства за счет высоких экспортных цен на нефть, газ, мы не вкла-
6 Хасбулатов Р.И. Бессилие власти. Путинская Россия. М., 2012. С. 184—186.
7 Там же. С. 189.
8 Там же. С. 192—193.
9 Россия перед выбором. Евгений Примаков: прежде всего надо понять, что может помешать нам создать новую экономику // Российская газета. № 5083 (4). 14.01.2010. С. 11.
дывали их не только, чтобы покончить со сверхзависимостью от экспорта сырья, но и с целью развития рыночной инфраструктуры. Одним из последствий этого стала неразвитость банковской системы... Оттого, что не вкладывались средства внутри страны, образовалась хроническая нехватка инвестиций. Их совокупный объем составил лишь пятую часть всех заработанных средств. В результате мы попали в непозволительную зависимость от импорта потребительских товаров, машин и оборудования»10. Ю.М. Лужков в своей книге «Транскапитализм и Россия» подчеркнул, что влияние мирового кризиса более четко обозначает болевые точки и перекосы в отраслевой структуре экономики. Несмотря на то что «фундаментальных внутренних причин для кризиса в России не было, тем не менее его приход извне, влияние на нас этой глобальной свистопляски оказываются сегодня существенными и весьма болезненными»11. По мнению Ю. Лужкова, в период кризиса России необходимо отказаться от политики монетаризма, принципы которого нанесли серьезный вред развитию страны. Он также указывал, что «именно монетаризм является главной причиной того, что мы наблюдаем высокую инфляцию, рост импортозависимо-сти, низкую скорость модернизации инфраструктуры и производственных мощностей экономики»12.
Экономист М.Г. Делягин в интервью газете «Завтра» обозначил как внешние, так и внутренние причины кризиса. К внутренним он отнес прежде всего политику министра финансов А.Л. Кудрина, суть которой — «вывод средств государства из национальной экономики. Вызванная произволом монополий и коррупцией инфляция от этого не снижается, но в экономике, как перед дефолтом, создается искусственный дефицит денег». Он также отметил, что «не имея доступа к средствам, бизнес получал на Западе в виде кредитов свои же деньги, уплаченные в виде налогов»13. По мнению М. Делягина, банкротства вызваны «порочной политикой Кудрина, сознательно обескровившего экономику. Либеральные реформаторы сначала лишили бизнес оборотных средств, поставив его на грань банкротства, а теперь забирают у него все лучшее — причем на деньги этого же бизнеса, уплаченные им в виде налогов»14.
Р.И. Хасбулатов, давая свою оценку кризисным явлениям в экономике, отметил, что циклический характер экономического развития делает неизбежным спады и кризисы в любой стране. «Но "списывать" крупнейшие просчеты национальной экономической
10 Там же.
11 Лужков Ю.М. Транскапитализм и Россия. М., 2009. С. 41.
12 Там же. С. 42.
13 Делягин М.Г. В жерновах кризиса // Завтра. № 41 (777). 8.10.2008. С. 2.
14 Там же.
политики на мировой кризис — это негодный метод. Глубина спада, масштабы развертывания кризиса, его последствия — это целиком вопросы, связанные с качеством национальной экономической политики, его фундаментальной интеллектуальной базой. Если правительства осуществляют грамотную, адекватную внутреннюю политику, тогда последствия кризисов, как правило, бывают минимальными. Если оно выбирает порочную идеологию макроэкономической политики — результаты бывают ровно такими, какие мы наблюдали в отечественной экономике 2008—2009 гг.»15. Автор подчеркнул, что если Великая депрессия 1929—1933 гг. обозначила конец классического либерализма, то современный кризис — «свидетельство конца неоклассического либерализма с его монетарной идеологией, банкротства экономического либерализма. Всесилие свободных денежных рынков, доминировавших в течение последних 30 лет, окончилось не только мировым кризисом, но и крахом экономических доктрин неолиберализма и монетаризма, что имеет прямое отношение к российской экономической политики. Она была построена на методологии этих доктрин». В этой связи, по его мнению, правительство должно полностью «пересмотреть свою политику в области экономики и отказаться от догматических постулатов экономического либертарианства (принципов "Вашингтонского консенсуса")»16.
М. Хазин в статье «Финансовый кризис и суверенитет», рассматривая причины мирового экономического кризиса, отметил, что начало нынешнему финансовому кризису в США было положено еще в 1980-е гг., когда «денежные власти США начали накачивать эмиссионными (то есть напечатанными) деньгами конечный спрос — сначала государства, а затем и потребителей. Как следствие, непрерывно увеличивалась денежная масса, под нее создавались фиктивные... активы, наращивался объем экономики»17.
Автор указал: еще Карл Маркс «писал, что по мере развития капитализма эффективность капитала падает в силу неминуемого отставания роста спроса от роста капитала. Поначалу перераспределение активов и "сжигание" избыточного капитала обеспечивались регулярными кризисами перепроизводства. На империалистической стадии капитализма эта проблема решалась за счет вывоза капитала на новые рынки, кульминацией чего явились Первая и Вторая мировые войны. Возникновение СССР и мировой системы социализма. обусловило необходимость более согласованной политики Запада. Бреттон-Вудские соглашения в 1944 году институциализи-
15 Хасбулатов Р.И. Указ. соч. С. 205.
16 Там же. С. 438.
17 Хазин М.Л.Финансовый кризис и суверенитет // Российская Федерация сегодня. № 20. Октябрь 2008. С. 2.
ровали вывоз капитала....»18. К 1970-м гг. капитал уже вывезли всюду, куда только можно, и начался острый кризис, выход из которого увидели «в стимулировании потребительского спроса за счет эмиссии». Автор в своей статье затронул и российские особенности экономического кризиса, подчеркнув, что «мы целенаправленно шли к катастрофе. Разговоры об экономическом эгоизме иных государств, о том, что кто-то на нас складывает свои проблемы, несостоятельны. Россия — это 150. миллионов человек. Довольно низкий уровень жизни, крохотная экономика. Для закрытия нашего спроса мировой экономике не нужно дополнительного производства — все на складах лежит. То есть мы — малосущественная часть мировой экономики». Критическое состояние экономики России, по мнению М.Л. Хазина, является результатом экономической политики, проводившейся еще со времен Е.Т. Гайдара, суть которой состояла в том, чтобы «лишить российскую экономику и отечественное производство возможностей развиваться самостоятельно. Как? Не выдавать экономике кредитов. Пускай живет без денег»19.
Исследователь Н. Стариков в своей книге «Кризис: Как это делается» делает иной вывод: внутренних причин российский экономический кризис не имеет, так как он произошел под влиянием спада мировой экономики. Автор подчеркивает, что суть кризиса состоит в отсутствии денег в мировой экономике, в кризисе ликвидности, что явилось следствием «сознательных действий ФРС и ее помощников», после чего на фондовом и финансовом рынках возникли проблемы у многих компаний. «Их капитализация, то есть совокупная стоимость их акций, резко упала. В этих условиях компании стали распродавать все свои зарубежные активы, чтобы улучшить свои платежные балансы. Продавая акции в Бразилии, Украине или России, все инвесторы "уходили" в доллары, ведь американская отчетность ведется в них. Начался рост курса доллара, вызванный резким повышением спроса на него. Вслед за первой волной, "уводящей" деньги, пошли вторая и третья»20. Говоря о кризисе экономики России, автор отметил, что одинаковые проблемы испытывают одновременно экономики всех стран мира. По его словам, именно из США в 2008 г. «кризис, словно цунами, начал распространяться по миру. Дошел он и до России. Именно дошел, а не родился на нашей земле. Стало быть, претензии по поводу возникновения кризиса надо направлять в адрес Белого дома, а не Кремля»21.
В этих условиях наиболее влиятельные политические силы России предложили свои варианты по выходу из социально-экономи-
18 Там же.
19 Там же. С. 3.
20 Стариков Н. Кризис: Как это делается. М., 2010. С. 218.
21 Там же. С. 9.
ческого кризиса. Так, КПРФ заявила о необходимости реализации следующих мер: национализация добывающей и стратегических отраслей промышленности, создание централизованного органа управлением народным хозяйством для мобилизации и эффективного использования средств, необходимых для восстановления страны; создание Государственного банка, причем не только по названию, но и по функциям, принятие жестких мер по предотвращению оттока капитала за рубеж, государственное инвестирование в экономику; установление строгого контроля над финансовой системой. Кроме того, были сделаны следующие предложения: те банки и монополии, которые обращаются за помощью к государству, не должны на время использования этой помощи платить своему руководству зарплаты свыше 100 тыс. рублей в месяц, а также бонусы, премии и другие виды вознаграждений; переход к прогрессивной шкале подоходного налога; введение льготных 5-процентных кредитов для предприятий промышленности и аграрного сектора на инвестиционные цели без права иного использования; воссоздание единой энергосистемы под контролем государства; энергичное развитие транспортной инфраструктуры, в том числе в районах Сибири и Дальнего Востока, что потребует значительного привлечения ресурсов и будет способствовать смягчению безработицы; стимулирование развития машиностроения, прежде всего авиастроения, судостроения, приборостроения, станкостроения, гарантии поступления государственных средств в эти отрасли; существенное увеличение расходов на НИОКР, привлечение представителей научных центров к управлению экономикой; поддержка малого и среднего бизнеса, предоставление ему налоговых каникул, запрет роста тарифов естественных монополий, разрешение выкупать арендуемые помещения по остаточной стоимости; уменьшение налогообложения; принятие мер, направленных на повышение платежеспособного спроса (повышение зарплат, пенсий, пособий до уровня прожиточного минимума, снижение цен на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, транспорт, оплата коммунальных услуг не должна превышать 10% дохода семьи, расширение строительства дешевого жилья, укрепление системы социальной защиты, доступность образования и здравоохранения); выделение 10% бюджетных расходов на поддержку села, создание потребкооперации для закупки, хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, резкое сокращение числа посредников между производителями и сбытовыми организациями, установление предельных норм наценок в розничной торговли; наведение порядка в землепользовании, принятие мер для вовлечения в севооборот брошенных земель22.
22 Выступление Г.А. Зюганова на пленуме ЦК КПРФ (28 марта 2009 г.) «О работе партии в условиях финансово-экономического кризиса» // Советская Россия. № 32 (13249). 31.03.2009. С. 1—3.
ЛДПР предлагала принять следующие антикризисные меры: направить инвестиции на модернизацию промышленности и развитие сельского хозяйства; проводить внешнеторговую политику в интересах эффективности отечественной экономики, определить список стратегических товаров для экспорта и импорта, создать ряд внешнеэкономических объединений с государственным участием; регулировать торговые наценки; установить гарантированную закупочную цену для производителей сельскохозяйственной продукции; сократить тарифы на электроэнергию, транспорт, услуги ЖКХ; снизить ставку рефинансирования Центробанка; в целях борьбы с безработицей развернуть строительство жилья, дорог; осуществлять все платежи только в рублях; снизить уровень налогообложения, в том числе НДС, поддерживать малый и средний бизнес; усилить борьбу с коррупцией; принять более жесткое антикартельное законодательство; провести перерегистрацию всех российских компаний с полным указанием учредителей — бенефициаров из оффшорных зон на территории Российской Федерации с открытием и использованием счетов в российских банках; для достижения равновесия платежного баланса и недопущения резкой девальвации рубля ввести на период 2009—2012 гг. запрет на приобретение российскими лицами материальных и нематериальных активов зарубежом; ввести ограничения на иностранные заимствования для российских банков и компаний в размере не более 50% собственного капитала23.
«Яблоко» обозначило следующие шаги по преодолению кризиса: вместо оказания помощи близким к государству структурам стимулировать наиболее эффективные компании, которые смогли бы повысить производительность труда; отмена решения об увеличения ввозных пошлин на иномарки; принятие срочных мер, направленных на резкое оживление внутренних стимулов экономического развития, для чего предлагалось развернуть массовое жилищное строительство, его финансирование из бюджета (в целях борьбы с безработицей), а кроме строительства жилья — ремонт мостов, строительство дорог, новых школ, развитие транспортной инфраструктуры (подчеркивается, что именно жилищное строительство должно стать локомотивом выхода из кризиса); массовая передача земли в частную собственность под застройку семейных домов по всей стране; не изымать деньги из реальной экономики, на три года отменить для предприятий машиностроения уплату НДС, на 90% снизить налоговые платежи в сельском хозяйстве, почти полный отказ от страховых платежей; создание ситуации предельной прозрачности: любой россиянин, выйдя в интернет, должен иметь возможность достоверно узнать, на что потрачена каждая копейка из резервных и бюджетных фондов; резкое сниже-
23 Как выйти из кризиса // ЛДПР (газета). 2009. № 4 (227). С. 1.
ние размера процентов по ссудам на покупку новых автомобилей; отмена платы за обучение или, в крайнем случаи, введение моратория на повышение платы за обучение; расходовать резервные фонды, за вычетом инвестиций на жилищное строительство и минимально необходимых страховых резервов, строго по назначению — на замещение выпадающих доходов бюджета24.
«Единая Россия» в целом поддерживала программу антикризисных мер правительства РФ на 2009 г., предусматривающую выполнение социальных обязательств, усиление социальной защиты, политики занятости. Предполагались такие меры, как организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан; сохранение и усиление промышленности и технологического потенциала; отказ от вложения средств в сохранение неэффективных производств; опора на внутренний спрос; переход от сырьевого роста к инновационному развитию, сохранение приоритета государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей; инвестирование в образование и здравоохранение; освобождение бизнеса от давления чиновников, поддержка малого предпринимательства, снижение для него налоговой нагрузки, расширение доступа субъектов малого бизнеса к государственным закупкам; принятие усилий по сдерживанию роста цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства; сдерживание роста тарифов естественных монополий; опора экономики на мощную национальную финансовую систему, принятие мер для нормализации функционирования финансового сектора; содействие расширению банковского кредитования, удешевление кредита для предприятий и граждан; реализация мер по снижению процентных ставок, стимулированию роста сбережений населения; оказание поддержки предприятиям при условии выполнения ими таких обязательств, как радикальное сокращение либо отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту компании, прозрачность финансовой и хозяйственной деятельности, выполнение обязательств работодателя при увольнении работников, сохранение рабочих мест для инвалидов и других социально уязвимых категорий работников, урегулирование отношений с поставщиками и подрядчиками; развитие инфраструктуры — транспортной, энергетической и информационной; принятие мер по расширению конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования; расширение роли государства в целях выхода из кризиса, а по мере стабилизации экономики — снижение государственного регулирования25.
24 Дома, дороги, земля. Концепция по выходу из кризиса // Яблоко (газета). Московский выпуск. 2009. Март. № 2 (69). С. 3; http://www.yabloko.ru/resheniya_ роШкошйе1а/2009/03/02_0
25 Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. // Российская газета. № 4872. 20.03.2009. С. 3.
«Справедливая Россия» представила свою антикризисную программу в декабре 2008 г. План партии предусматривал необходимость реализации следующих мер: уменьшение налогообложения, введение налоговых каникул для малого предпринимательства, принятие пакета законов по налоговому стимулированию инновационного бизнеса; оказание помощи населению и расширение внутреннего спроса посредством частичного восстановления натуральных льгот и увеличения социальных выплат; замораживание тарифов на услуги естественных монополий и жилищно-коммунальные услуги на уровне, не превышающем рост по сравнению с 2008 г. в 10% в год; оказание помощи жилищному рынку, для чего — субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам, принятие закона «О строительных сберегательных кассах» с 20-процентной поддержкой государством накоплений граждан на приобретение, строительство и ремонт жилья; регулирование процентных ставок на рынке межбанковских кредитов и при кредитовании реального сектора экономики; предоставление средств для погашения внешних кредитов — только в исключительных случаях для стратегических организаций, для которых средства должны выделятся непосредственно из бюджета путем передачи в залог акций или посредством приобретения акций и увеличения доли государства; принятие мер, накладывающих жесткие ограничения на вознаграждения топ-менеджмента, их свободу в принятии решений на весь период нахождения акций в государственной собственности; принятие мер, расширяющих внутренний спрос через систему государственного заказа, в частности, выделение государственного финансирования на цели реализации проектов по созданию транспортной инфраструктуры, социального жилищного строительства; допуск к участию в тендерах только компаний—производителей, исключив посредников и уменьшив благодаря этому коррупционную со-ставляющую26.
Таким образом, следует отметить, что влиятельные политические партии России осознавали бесперспективность сохранения докризисной экономической модели, основанной на экспорте сырья. О необходимости перехода на инновационную модель экономического развития высказался президент РФ Д.А. Медведев в своей статье «Россия, вперед!» в сентябре 2009 г.27
Политические партии России также выдвинули свои конкретные предложения, направленные на преодоление кризисных последствий, переход на новую модель экономического развития. Наиболее радикальные предложения были выдвинуты идеологами
26 План фракции «Справедливая Россия» по стабилизации финансовой системы Российской Федерации и переходу к устойчивому развитию в условиях мирового финансового кризиса // http://www.spravedlivo.rU/news/anews/7762.php#
27 Медведева Д.А. Россия, вперед! // Известия. 11.09.2009.
КПРФ. Так, позицию партии по данному вопросу изложил Г.А. Зюганов в своем выступлении на V пленуме, прошедшем 3 апреля 2010 г.: партия выступает за социалистическую модернизацию, для чего нужно принять следующие меры: возвращение в общенародную собственность природных богатств и стратегических отраслей экономики (электроэнергетика, транспорт, ВПК, нефтегазовый комплекс); переход к прогрессивной шкале подоходного налога (было отмечено, что эта мера, как и национализация ключевых отраслей, нужна в качестве источника средств для развития науки, технического обновления, социальных преобразований); переход к ускоренному развитию перерабатывающих отраслей; переход от вывоза сырья к экспорту продукции переработки; финансовая поддержка сельского хозяйства — не менее 10% расходов бюджета; воссоздание централизованного органа управления народным хозяйством и координации научно-технического прогресса; в течение ближайших 5 лет увеличить инвестиции в передовые отрасли промышленности в 2,5—3 раза; остановить попытки развала Российской Академии наук и возродить отраслевую науку; увеличение бюджетного финансирования фундаментальных исследований; освобождение от налогов Академии наук России, ее институтов, учебных заведений, введение налоговой политики, стимулирующей расходы частного сектора на НИОКР; выделение банковского кредита как источника модернизации под низкий процент, для чего — создание государственных банков, способных поддерживать обновление производств; введение продажи предприятиям валюты по льготному курсу для приобретения новейшей техники за рубежом; прекращение разрушения системы среднего и высшего образования, отказ от ЕГЭ, гарантия бесплатного и доступного образования; борьба с утечкой умов, для чего — создание достойных условий для жизни и работы научной молодежи в России, повышение зарплаты работникам науки и образования минимум в 1,5 раза, предоставление молодым преподавателям и ученым гарантии на получение кредитов для приобретения жилья; преодоление бедности, для чего следует в первую очередь нужна поддержка ветеранов, материнства и детства за счет повышенного налогообложения сверхдоходов олигархов, удвоивших свои состояния за кризисный год, и прекращения накачки банков28.
Рассмотрим вариант модернизации экономики, предложенный партией «Яблоко». Так, в статье «Компас для реформ», соавтором которой является Г.А. Явлинский, указано следующее: необходимость достижения максимального сближения России и Европейского союза в экономической сфере, создание единого экономического
28 Выступление Г.А. Зюганова на V пленуме ЦККПРФ «Социалистическая модернизация — путь к возрождению России» // Советская Россия. № 35 (913397). 6.04.2010. С. 1—2.
блока, способного успешно конкурировать как с азиатскими, так и североамериканскими экономическими центрами силы; построение справедливого капитализма, системы, в полной мере реализующей творческие и предпринимательские способности россиян, создающей равные возможности для всех, а также предполагающую упрощение условий хозяйствования; поддержка сфер науки, образования и здравоохранения, оптимальное распределение ресурсов ради повышения уровня жизни граждан. Подчеркивалось, что эта система предполагает жесткую борьбу с коррумпированной бюрократией. В такой модели финансовые институты будут поддерживать не надувание рыночных пузырей, а развитие и диверсификацию реального сектора. Большую часть сверхдоходов от экспорта сырья нужно направлять на «новую индустриализацию» страны. Крайне важно снятие всех отраслевых запретов и ограничений на приток иностранных инвестиций; необходимо развернуть массовое строительство индивидуального жилья, что должно стать локомотивом экономического роста, основой решения социальных проблем29.
Основные позиции ЛДПР по данным вопросам были сформулированы в партийном журнале «За Русский народ», вышедшем в декабре 2009 г. В редакционной статье среди необходимых мер, направленных на эффективное развитие экономики, ЛДПР выделяла следующие приоритеты: прекращение любой безвозмездной помощи другим странам — поставки на экспорт газа, электричества, нефти по мировым ценам; приостановка приватизации оборонного комплекса, расширение поставок его продукции на мировой рынок; экономическое блокирование организованной преступности, взятие теневой экономики под контроль государства; нанесение удара по коррупции — главному ступору развития нашей экономики; введение государственной монополии на внешнюю торговлю сырьем и энергоносителями; проведение всеобщей налоговой амнистии, что позволит вернуть в Россию миллиарды долларов; значительное сокращение покупки продовольствия за рубежом, обеспечение комплекса законодательных мер по защите и поддержке отечественного товаропроизводителя; введение государственной монополии на производство и продажу алкоголя, табака и сахара30.
«Единая Россия» изложила свой вариант преодоления кризисных явлений и проведения модернизации экономики в новой редакции своей программы, принятой на XI съезде, прошедшем 21 ноября 2009 г. Предлагалось осуществить следующее: использование механизмов социального партнерства, обеспечение социальной защиты
29 Модернизация России // Яблоко (газета). Московский выпуск. № 2 (76). 2010. Март. С. 17—18.
30 Верность идее, верность народу // За Русский народ (журнал ЛДПР). № 4 (47). 17.12.2009. С. 20.
населения, доведение зарплат и пенсий до уровня прожиточного минимума; развитие среднего класса, для чего необходима государственная защита и поддержка предпринимательства (особенно малого и среднего); переход к новой модели регулирования экономики, которая будет ориентирована на инновационный рост и предпринимательскую активность. При этом — безусловное соблюдение рыночного, либерального принципа экономического развития; при модернизации — опора на создание современной инфраструктуры. Предлагалось масштабное осуществление инвестиционных проектов, таких как: газификация населенных пунктов, развитие инфраструктуры Северного морского пути, реализация евразийского транспортного коридора и т.д. Планировалось создание благоприятных налоговых и инфраструктурных условий для предприятий наукоемкой продукции; бюджетное софинансирование передовых разработок; обеспечение опережающего развития капитализации нематериальных активов, коммерческого использования созданных технологий; развертывание масштабного жилищного строительства, его доступность; в области сельского хозяйства указано на необходимость совершенствования рыночной инфраструктуры, реальной защиты отечественных производителей от дискриминации, на необходимость добиваться доступа российской продукции на внутренний и внешний рынки. В сфере пользования землей партия считала нужным выделить участки под жилищную и промышленную застройку, создать механизм, побуждающий собственников земель к их обустройству и эффективному использованию; ликвидация избыточных административных барьеров, сокращение
разрешительных и проверочных процедур для предприниматель-
31
ства; проведение жесткой антимонопольной политики31.
«Справедливая Россия» выдвинула свой комплекс мер. Был предложен альтернативный вариант бюджета, представленный в октябре 2009 г. В пояснительной записке к основным параметрам альтернативного федерального бюджета отмечено, что главной задачей является «стимулирование экономического роста и осуществление модернизации экономики»32. Для реализации указанной задачи были перечислены конкретные меры: стимулирование экономического роста через снижение налогов на определенные сектора экономики и инвестиционную деятельность, снижение налогов для малого бизнеса, что будет способствовать реструктуризации экономики в пользу обрабатывающей промышленности в целом и
31 Россия: сохраним и приумножим! / Программный документ «Единой России», утвержденный на XI съезде 21 ноября 2009 г. // XI съезд Всероссийской политической партии «Единая Россия». Методологические материалы. Ноябрь. 2009. С. 17—28.
32 Альтернативный бюджет «Справедливой России» // Парламентская газета. № 59 (2401). 6.11.2009. С. 7.
высокотехнологичных отраслей в частности; увеличение доли расходов на научные исследования, здравоохранение, образование в целях расширения государственного спроса на инновационные продукты и услуги; индексация заработной платы, сохранение бюджетного финансирования ряда социальных программ в целях недопущения сжатия платежеспособного спроса и снижения жизненного уровня; увеличение расходов федерального бюджета на дорожное, жилищное строительство как для создания внутренних источников экономического роста, так и для решения важнейшей социальной проблемы — жилищной. «Справедливая Россия» считала целесообразным направить часть доходов от нефтегазового экспорта на возмещение выпадающих доходов бюджетной системы России при предоставлении налоговых льгот субъектам малого предпринимательства33. Проект также предусматривал экономию бюджетных средств за счет отказа от финансирования коррупционных проектов и перекачки бюджетных средств в банковские структуры; обеспечение достаточности финансовых ресурсов на уровне регионов и муниципалитетов для выполнения всех социальных обязательств и сохранения достигнутого объема инвестиционных программ; введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц34.
Таким образом, рассмотрев все предложения по современному развитию экономики страны в посткризисный период, можно сделать вывод, что в позициях политических партий отражается понимание бесперспективности модели экономического развития, основанной на сырьевом экспорте, осознается необходимость смены социально-экономической политики, но антикризисные методы, предлагаемые влиятельными политическими силами, несмотря на их схожесть, различны по некоторым позициям. Все ключевые политические партии России признавали необходимость повышения роли государства в экономике в целях выхода из кризиса, оказания поддержки отечественному производству, продвижение инфраструктурных проектов и т.п., но по вопросам собственности их позиции оставались различными. Так, единственной партией, считающей необходимым проведение национализации стратегических отраслей производства и природных ресурсов, остается КПРФ. Все другие предлагают менее радикальные способы посткризисного реформирования экономики страны. Так, например, «Справедливая Россия» признавая необходимость перехода ключевых отраслей в государственную собственность, рассматривала эту меру как временную, лишь на период преодоления кризисных последствий.
33 Там же.
34 Основные параметры альтернативного федерального бюджета на 2010 г., предлагаемого фракцией «Справедливая Россия» в Государственной думе ФС РФ, 1 октября 2009 г. // http://www.spravedlivo.ru/upload/file/budzhet3v.pdf
Остальные вышеупомянутые политические силы данный вопрос не рассматривали.
Мировой экономический кризис 2008—2009 гг. ярко продемонстрировал всему мировому сообществу тупиковый путь поддержания идеи о всесильном саморегулирующемся рынке. Некоторые видные отечественные и зарубежные экономисты, раннее пропагандировавшие либерально-монетаристские взгляды, были вынуждены несколько изменить свои позиции, по новому оценить роль государства в современной экономике. В условиях экономического кризиса большинство правительств западных стран начали проводить политику, направленную на усиление регулирующей роли государства в экономике. Результатом этого явилась национализация отдельных крупных компаний и банков. В это же время правительство России продолжает либерально-монетаристский курс, направленный на дальнейшее снижение роли государства в экономике. Социально-экономическая ситуация в России не претерпела значительных изменений в лучшую сторону, полностью кризисные последствия преодолены не были.
Сегодня в целях вывода экономики России из кризиса, проведения ее модернизации необходима смена социально-экономического курса. Нужна новая модель экономического развития, отвечающая интересам общества, а также новым вызовам времени. В этой связи альтернативные варианты экономической политики, выдвигаемые влиятельными политическими партиями России, заслуживают самого серьезного внимания.
Список литературы
1. Аттали Ж. Мировой экономический кризис... А что дальше? СПб., 2009.
2. Делягин М.Г. В жерновах кризиса // Завтра. № 41 (777). 8.10.2008.
3. Ершов М.В. Мировой финансовый кризис. Что дальше? М., 2011.
4. Лужков Ю.М. Транскапитализм и Россия. М., 2009.
5. Нижегородцев Р.М., Стрелецкий А.С. Мировой финансовый кризис. Причины, механизмы, последствия. М., 2008.
6. Рапопорт Г., Герц А. Глобальный экономический кризис 2008—2009: истоки и причины // Вопросы экономики. 2009. № 11.
7. Рецессия началась // Российская бизнес-газета. № 640. 12.02.2008.
8. Россия перед выбором. Евгений Примаков: Прежде всего надо понять, что может помешать нам создать новую экономику // Российская газета. № 5083(4). 14.01.2010.
9. Стариков Н. Кризис: Как это делается. М., 2010.
10. Хазин М.Л. Финансовый кризис и суверенитет // Российская Федерация сегодня. № 20. Октябрь 2008.
11. Хасбулатов Р.И. Бессилие власти. Путинская Россия. М., 2012.
Поступила в редакцию 4 июля 2011 г.