Научная статья на тему 'Политические партии как субъект избирательного процесса: Российский и зарубежный опыт'

Политические партии как субъект избирательного процесса: Российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3199
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДЕМОКРАТИЯ / МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / POLITICAL PARTIES / FOREIGN COUNTRIES / SELECTIVE PROCESS / DEMOCRACY / MULTIPLICITY OF PARTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Провоторов Роман Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы участия политических партий в избирательном процессе России и стран Западной Европы. Особое внимание уделено понятию «политическая партия» в законодательстве зарубежных государств, видам политических партий, способам участия политических партий в парламентских выборах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political parties as the subject of the election process: Russian end international experience

The article deals with the participation of political parties in the electoral process in Russia end Western Europe. Particular attention is paid to the concept of «political part» in the legislation of foreign countries, types of political parties, as well as methods of participation of political parties in the

Текст научной работы на тему «Политические партии как субъект избирательного процесса: Российский и зарубежный опыт»

Провоторов Роман Анатольевич

Кубанский государственный университет (e-mail: [email protected])

Политические партии как субъект избирательного процесса: российский и зарубежный опыт

В статье рассматриваются вопросы участия политических партий в избирательном процессе России и стран Западной Европы. Особое внимание уделено понятию «политическая партия» в законодательстве зарубежных государств, видам политических партий, способам участия политических партий в парламентских выборах.

Ключевые слова: политические партии, зарубежные страны, избирательный процесс, демократия, многопартийность.

R.A. Provotorov, Kuban State University; e-mail: [email protected]

Political parties as the subject of the election process: Russian end international experience

The article deals with the participation of political parties in the electoral process in Russia end Western Europe. Particular attention is paid to the concept of «political part» in the legislation of foreign countries, types of political parties, as well as methods of participation of political parties in the parliamentary elections.

Key words: political parties, foreign countries, selective process, democracy, multiplicity of parties.

В избирательном процессе политическая партия выступает как субъект конституционного и избирательного права, именно политическая партия является ключевым субъектом избирательного процесса. «Политические партии, будучи добровольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают участниками электоральных правоотношений, обеспечивают участие граждан в политической жизни общества, способствуют росту правосознания, гражданской активности и социальной свободы населения, его информированности, взаимодействия гражданского общества и государства и тем самым способствуют сохранению целостности, стабильности и устойчивости политической системы» [1, с. 67].

Партии занимают исключительное положение в процессе формирования законодательных органов государственной власти, опосредуют реализацию пассивного избирательного права граждан, а также обеспечивают представительство в законодательном органе государственной власти основных групп избирателей [2, с. 32].

В разных странах имеются свои особенности создания, деятельности политических партий и их участия в избирательном процессе. По справедливому замечанию Н.Ю. Положенце-вой, «на порядок взаимодействия государства и политических партий оказывают влияние

такие факторы, как форма правления, форма государственного устройства, политический режим, экономическая модель, уровень правосознания и правовой культуры общества» [3, с. 42].

«Поскольку сама партия является частью общества, она выражает интересы определенной социальной группы, которая делегирует ей полномочия по представительству ее интересов во власти» [4, с. 37]. В идеале политическая партия должна отражать консолидированную волю всех граждан - электоральное настроение избирательного корпуса.

На сегодняшний день осталось очень мало государств, где существуют только две политические партии, обычно политические силы представлены достаточно большим количеством политических партий. «Развитие многопартийности, безусловно, является чрезвычайно важным фактором формирования правовой культуры институтов публичной политической власти. Благодаря этому самые разные социальные группы и слои начинают более отчетливо осознавать свою принадлежность к единому гражданскому обществу, занимая в нем собственные ниши в виде политических партий и общественных организаций» [5, с. 12]. На сегодняшний день в большинстве европейских государств сложилась многопартийная система, например, в Германии, Великобритании, Италии, Норвегии действуют более 20 офици-

196

ально зарегистрированных политических партий, в Швеции - более 30; во Франции - более 40 [6, с. 17]. В Чехии в 2016 г. существовало свыше 120 зарегистрированных партий и около 50 движений [7, с. 39].

Обобщение юридической научной публицистики показало, что нормы о политических партиях в зарубежных странах могут содержаться в различных законодательных и нормативных актах. При этом следует иметь в виду, что основные законодательные акты (конституции и законы о политических партиях) устанавливают главным образом лишь принципы правового регулирования этих отношений, а подробно они регламентируются иным законодательством, в частности избирательными законами, актами парламентского права, законами об отдельных видах общественных объединений, средствах массовой информации. В некоторых странах, где судебный прецедент выступает в качестве источника права, важные положения, касающиеся политических партий, содержатся в решениях высшей судебной инстанции (например, верховных судов в Канаде, Австралии, Индии, США). Новая Зеландия первой среди англосаксонских стран ввела голосование за партийные списки и формализовала партии в качестве основного субъекта парламентских выборов (в 1993 г.).

Несмотря на давнюю историю парламентаризма в Западной Европе, законодательство, регулирующее создание и деятельность политических партий, стало формироваться только в последние 20 лет. В Великобритании, например, Пакт о регистрации политических партий был принят в 1998 г., в нем впервые было сформулировано понятие «политическая партия», Акт о политических партиях, выборах и референдумах был принят только в 2000 г. В Ирландии некоторые привилегии при выдвижении кандидатов были предоставлены партиям в 2001 г. В Германии действует Закон о выборах 1991 г. в редакции 1993 г. В Норвегии первый закон о политических партиях принят в 2005 г., в Исландии - в 2007 г., в Нидерландах понятие «политическая партия» введено в законодательство в 2013 г.

В Российской Федерации понятие «политическая партия» не может применяться к другим организациям, в Западной Европе такое жесткое ограничение отсутствует, понятие «политическая партия» применяется по отношению к любому коллективному субъекту политического и избирательного процесса. Конституция Швеции гласит: «Партия - это любая ассоциация или группа избирателей, которая

участвует в выборах». Это закреплено законодательством и в других государствах (Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Мальта и др.). Отличается законодательство Великобритании, где политическая партия может состоять из одного человека, который выдвигает кандидата на выборы.

Во многих европейских странах «политическая партия» - это депутатская фракция парламента, которая выходила на выборы как политическая ассоциация, ее представители были избраны в парламент, и только после этого политическая партия может быть зарегистрирована (примером может служить Швейцария).

Таким образом, в Западной Европе в выборах в парламент могут участвовать: формализованные политические партии (Португалия, Польша); политические партии и ассоциации (Австрия, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Италия, Испания, Финляндия, Германия); политические партии, ассоциации и независимые кандидаты (Великобритания, Франция, Дания, Норвегия, Швейцария, Мальта).

Анализируя виды политических партий, можно прийти к выводу, что партии западноевропейских государств делятся по территориальному признаку (на местные, региональные и общегосударственные); по национальному признаку (например, на фоне этнического противостояния во Франции все большую популярность приобретает партия «Национальный фронт», в Австрии - «Партия свободы», в Бельгии - «Демократический фронт франкофонов» и националистическая партия «Народный союз», в Италии - «Лига Севера», в Испании - «Баскская националистическая партия» в Шотландии - «Шотландская национальная партия»); по религиозной принадлежности (например, в Германии - «Христианско-социальный союз», в Бельгии - «Христианская народная партия», в Швейцарии - «Христиан-ско-демократическая народная партия», «Хри-стианско-социальная партия», «Евангелическая народная партия»); по профессиональной принадлежности (например, лейбористская (рабочая) партия Великобритании). В Российской Федерации на законодательном уровне виды разрешенных в нашей стране политических партий кардинально отличаются от западноевропейских: прямо предусмотрен запрет на создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Конституция Польши также предполагает запрет на создание таких видов политических партий, в ст. 13 указано: «Запрещается существова-

197

ние политических партий и иных организаций, обращающихся в своих программах к тоталитарным методам и практике деятельности нацизма, фашизма и коммунизма, а также тех, программа или деятельность которых предполагает или допускают расовую и национальную ненависть, применение насилия с целью захвата власти или влияния на политику государства либо предусматривает засекречивание структур или членства» [8].

Помимо этого, в Российской Федерации не предусматривается возможность создания и деятельности межрегиональных, региональных и местных политических партий [9, с. 37], что допускает законодательство многих европейских государств, например Австрии, Италии, Испании. В Великобритании существуют регистры партий Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии (в них включены, например, Уэльская национальная партия, Шинн Фейн (североирландская националистическая партия), Шотландская национальная партия [10, с. 50]. Однако в ряде стран, как и в России, введен запрет на создание подобных партий и фракций. Так, в частности, Регламент Народного Собрания Республики Болгария содержит норму, предусматривающую запрет на создание парламентских групп, защищающих частные, местные и профессиональные интересы [11, с. 35]. Подобный запрет вполне объясним, поскольку создание парламентских фракций на частной, региональной и профессиональной основе способствует превращению парламента в арену борьбы различных группировок, отстаивающих не общенациональные, а корпоративные интересы [12, с. 65].

Избирательный процесс в странах Западной Европы достаточно разнообразен в использовании различных избирательных систем. «В понятие «избирательная система» включается метод установления результатов голосования, подсчета поданных и признанных действительными голосов и определения победителей избирательных кампаний» [13, с. 12]. Как известно, самой первой избирательной системой принято считать мажоритарную избирательную систему, в основе которой лежит принцип большинства [14, с. 193]. На сегодняшний день различают мажоритарную систему относительного большинства, мажоритарную систему абсолютного большинства, очень редко встречается мажоритарная система квалифицированного большинства.

Основные тенденции развития российского избирательного законодательства последнего времени связаны с введением именно

пропорциональной избирательной системы на выборах всех уровней, с расширением основ участия в выборах политических партий [15, с. 46]. Пропорциональная избирательная система впервые была применена на выборах в Дании в 1855 г. Выборы, проводимые по пропорциональной системе, являются строго партийными. «Классическая» пропорциональная избирательная система предполагает, что каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности и избиратель голосует за список своей партии целиком. Однако в настоящее время во многих европейских странах действуют усложненные пропорциональные избирательные системы, смягчающие недостатки «классической» пропорциональной системы, которая предполагает, что избиратель голосует за обезличенный список политической партии. В измененных пропорциональных избирательных системах избирателю предоставляется возможность определить свое личное отношение к каждому кандидату в списке [16, с. 17]. К таким «неклассическим» пропорциональным избирательным системам относят систему единственного непередаваемого голоса (ограниченного вотума), систему кумулятивного вотума, систему единственного передаваемого голоса, преференциальное голосование, панаширование и др. Преференциальное голосование является таким способом, при котором избиратель указывает, в каком порядке должны представляться мандаты внутри списка [17, с. 15]. Правило свободных списков -это такая пропорциональная избирательная система, при которой решающее значение придается преференциям избирателей, в соответствии с которыми и осуществляется распределение депутатских мандатов. Панаширование предусматривает, что избиратель может подобрать кандидатуры, за которые он хочет отдать свой голос, из разных списков, объединив их в новый список, составленный им самим в день голосования [18, с. 172].

Можно сделать вывод о том, что политические партии ищут сближения с населением и сегодня пропорциональная система с обезличенным списком кандидатов уходит в прошлое, происходит персонализация политики. Во многих странах идет трансформация «классической» пропорциональной системы, избирательный процесс ищет новые пути восстановления доверия к политическим партиям, а также их популярности в обществе, которое, как показывают последние социологические исследования, стало реже проявлять интерес к выборам. «В 2013 г. по запросу Европейской

198

комиссии ЕС был проведен опрос молодежи стран - членов Европейского союза, по итогам которого удалось выяснить, что более половины респондентов не проявляют никакого интереса к институту выборов, а 2/3 полагают, что от их голоса политическая ситуация в стране/ регионе вряд ли изменится в лучшую сторону» [19, с. 44].

Еще одним видом избирательной системы является «смешанная». По мнению А.А. Мишина, «понятие «смешанная избирательная система» может применяться в различных значениях. В широком смысле оно означает параллельное использование различных систем, в узком смысле это понятие предполагает использование элементов различных избирательных систем при доминировании одной из них» [20, с. 89]. В основном понятие «смешанная избирательная система» применяется, когда выборы в нижнюю палату парламента проводятся по мажоритарной и по пропорциональной системам в процентном отношении,

причем процентное соотношение может быть разным, например в Италии - 75% и 25%, в Германии - 50% и 50% [21, с. 98].

Участие политической партии в избирательном процессе страны, ее рейтинг, избрание в представительные органы, а равно и исключение из состава парламента - это показатель доверия к политической партии общества, процесс отбора и замены одних политических партий другими. Несмотря на сокращение роли политических партий в современном мире, их функционирование в рамках демократических стандартов является одним из признаков жизнеспособности общества и залогом успешности развитого демократического государства. Однако, как показывает практика последних лет, конечные результаты выборов в западноевропейских странах существенно влияют на внутриполитический курс этих государств, серьезно обостряют внутреннюю обстановку и способны вызвать системный кризис государственно-правовых институтов.

1. Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России. М., 2007.

2. Турищева Н.Ю. Правовое регулирование участия партий в выборах // Государство и право. 2016. № 8. С. 29-39.

3. Положенцева Н.Ю. Особенности взаимодействия государства и политических партий в условиях смешанной, парламентской и президентской форм правления // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 8. С. 42-47.

4. Ерыгина В. И. Государственно-правовая доктрина о представительной природе политических партий: концептуальные закономерности и отклонения в практике их реализации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 8. С. 37-41.

5. Окулич И.П., Конева Н.С. Актуальные вопросы повышения уровня культуры публично-властных субъектов в современных общественно-политических условиях Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право. 2011. № 8. С. 11-14.

6. Гэишин Н.В. Партии как привилегированный субъект избирательного процесса: результаты институционального эксперимента //Политическая наука. 2015. № 1. С. 12-29.

7. Сивопляс А. В. Проблемы функционирования политических партий в Чешской Республике // Акад. юрид. журн. 2016. № 4.

1. Mikhaleva N.A. Parliamentary and presidential elections in Russia. Moscow, 2007.

2. Turishcheva N.Yu. Legal regulation of the participation of parties in elections // State and law. 2016. № 8. P. 29-39.

3. Polozhentseva N.Yu. Features of interaction of the state and political parties in a mixed parliamentary and presidential forms of government // Constitutional and municipal law. 2015. № 8. P. 42-47.

4. Erygina V.I. State-legal doctrine of the representative nature of political parties: the conceptual patterns and variations in the practice of their implementation // Constitutional and municipal law. 2015. № 8. P. 37-41.

5. Okulich I.P., Koneva N.S. Topical issues of improving the culture of public power entities in the current social and political conditions of the Russian Federation // Constitutional and municipal law. 2011. № 8. P. 11-14.

6. Grishin N.V. Party as a privileged subject of the electoral process: the results of the institutional experiment // Political science. 2015. № 1. P. 1229.

7. Sivoplyas A.V. Problems of functioning of political parties in the Czech Republic // Academic lawjournal. 2016. № 4.

8. Lipinsky A. Political parties and party system in the conditions of post-communism. Case of Poland // PolitBook. 2014. № 2. P. 113-134.

199

8. Липинский А. Политические партии и партийная система в условиях посткоммунизма. Казус Польши // PolitBook. 2014. № 2. С. 113-134.

9. Турищева Н.Ю. Политическая партия как субъект избирательного процесса регионального уровня // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 37-40.

10. Берлявский Л. Трансформация избирательной системы Великобритании // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4(83).

11. Варлен М.В. Особенности правового регулирования участия политических партий в региональных и муниципальных выборах в России и зарубежных странах // Lex russica. 2016. № 3. С. 35-44.

12. Сравнительное избирательное право: учеб. пособие. М., 2003.

13. Современное зарубежное избирательное право /под ред. А.Г. Орлова, Е.А. Кремян-ской. М., 2013.

14. Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. М., 2006.

15. Турищева Н.Ю. Пропорционализация российских выборов: общие направления и особенности // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 46-50.

16. Зарубежное избирательное право: учеб. пособие. М., 2003.

17. Саидов А.Х. Национальные парламенты мира: энцикл. справочник. М., 2005.

18. Занько Э.Н. Совершенствование механизма реализации активного избирательного права на демократической основе: сравнительный анализ выбора модели голосования в странах Европы и Азии // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 169173.

19. Никитенко А. И. Место современных политических партий в политической системе общества // Управленческое консультирование. 2015. № 10.

20. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. для вузов. М., 2013.

21. Шапошникова Е.А. Политологический анализ особого вида партийных выборов в Германии - персонифицированной избирательной системы // Наука и современность. 2014. № 30.

9. Turishcheva N.Yu. A political party as a subject of the election process at the regional level // Constitutional and municipal law. 2013. № 5. P. 37-40.

10. Berlyavsky L. Transformation of the UK electoral system // Comparative constitutional review. 2011. № 4(83).

11. Varlen M.V. Features of legal regulation of participation of political parties in regional and municipal elections in Russia and foreign countries // Lex russica. 2016. № 3. P. 35-44.

12. Comparative suffrage: study aid. Moscow, 2003.

13. Modern foreign suffrage / ed. by A.G. Orlov, E.A. Kremyanskaya. Moscow, 2013.

14. Avtonomov A.S. Constitutional (state) law of foreign countries: textbook. Moscow, 2006.

15. Turishcheva N.Yu. Proportsionalization of Russian elections: general trends and features // Constitutional and municipal law. 2012. № 4. P. 46-50.

16. Foreign suffrage: study aid. Moscow, 2003.

17. Saidov A.H. The national parliaments of the world: encyclopedic reference. Moscow, 2005.

18. Zanko E.N. Improving the mechanism for the implementation of active suffrage in a democratic manner: comparative analysis of the choice of voting patterns in Europe and Asia // Theory and practice of social development. 2013. № 7. P. 169-173.

19. Nikitenko A.I. Location of current political parties in the political system of the society // Management consulting. 2015. № 10.

20. Mishin A.A. Constitutional (state) law of foreign countries: textbook for high schools. Moscow, 2013.

21. Shaposhnikova E.A. Political analysis of a special kind of party elections in Germany -personalized electoral system // Science and modernity. 2014. № 30.

200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.