Ляхина А.А., Шубина А.Д.
студентки Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина г. Тамбов, Россия
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ:
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ
Аннотация: Актуальность темы исследования состоит в том, что в современных условиях государственного управления конфликтные ситуации неизбежны, в том числе и политические, поскольку конфликт - это противостояние и столкновение интересов и взглядов, которых повсеместно фигурирует огромное множество. Следовательно, на каждого единомышленника найдется хотя бы один оппонент. Это позволяет сделать вывод о том, что в современном мире конфликт неминуем, а значит и проблема остается актуальной. В современном мире интерес политологов в большей степени обращен к определенному спектру проблем политической стабильности, таким как напряжение и конфликты, поскольку они оказывают значительное влияние не только на систему государственного управления, но и абсолютно на все стороны жизни общества.
Ключевые слова: политический конфликт, государственное управление, урегулирование политического конфликта, эффективное управление конфликтом.
Lyakhina A.A., Shubina A.D.
students of Tambov state University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia
POLITICAL CONFLICTS IN MODERN CONDITIONS
OF STATE GOVERNANCE: FEATURES OF MANIFESTATION AND WAYS OF RESOLUTION
Abstract: The relevance of the research topic is that, in modern conditions of public administration, conflict situations are inevitable, including political ones, since a conflict is a confrontation and a clash of interests and views, which are enumerated everywhere. Therefore, for every like-minded person there is at least one opponent. This allows us to conclude that in the modern world, conflict is inevitable, and therefore the problem remains relevant. In the modern world, the interest of po-
litical scientists is more focused on a certain range of problems of political stability, such as tension and conflicts, since they have a significant impact not only on the public administration system, but also on absolutely all aspects of society.
Key words: political conflict, public administration, political conflict settlement, effective conflict management.
Англо-германский социолог, политолог и общественный деятель Ральф Дарендорф считал: «отсутствие конфликта является чем-то удивительным и ненормальным». Конфликт является неотъемлемой частью политической жизни, поскольку он, зачастую, выступает катализатором назревших социально-политических изменений.
Ничего в этом мире не случается без какой-либо на то причины, и конфликт - не исключение. Политический конфликт, в большинстве своем, возникает по универсальной причине, в качестве которой выступает удовлетворение потребностей и отстаивание своих интересов. Зачастую, данные цели бывают труднодоступны, если не прибегнуть к использованию структур государственного управления для их достижения. В таком случае, можно сказать, что причиной политического конфликта является не «жажда власти», а попытка удовлетворить свои потребности. Однако, в ходе борьбы у субъектов противостояния может возникнуть сдвиг целей. Им начинает казаться, что, получив доступ к системе государственного управления, они могут подчинить себе все остальное, поэтому первостепенной для них становится борьба за власть.
Далее нам предстоит рассмотреть несколько основных факторов возникновения политических конфликтов в государственном управлении, таких как:
• отношения «господства и подчинения», присутствующие в обществе и разделяющие государства, социальные слои, политические объединения, различного рода группы и отдельных индивидов по их мнениям, интересам и позициям. данные отношения в теории не имеют ничего общего с эксплуатацией и угнетением, а отражают порядок командования, установленный в обществе;
• существующие разногласия по поводу ценностных ориента-ций, политических предпочтений и идеалов;
• осознание индивидами своей приверженности к позициям определенных социальных, политических, религиозных, национальных или субкультурных общностей;
• возможность использования силовых ресурсов. официально применить силу имеет право только государство, что порождает в не-
которых индивидах чувство несправедливости и увеличивает у них желание добраться до рычагов управления.
Факторы, способствующие возникновению политических конфликтов в системе государственного управления, в основном делятся на две группы - объективные и субъективные.
К первой группе факторов относятся:
• затруднения, вызванные радикальным реформированием политической и социальной систем общества. Примером может послужить кризис КПСС. В период инспирации «обновленного» общества, партия так и не смогла перестроиться под осуществленные изменения, что привело к ее распаду;
• кризис в развитии политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества. В качестве примера выступает СССР 80-х годов: общество разочаровано в идеологии, запрещена деятельность всех религиозных организаций, глубокий экономический кризис;
• затруднения, вызванные непредвиденными обстоятельствами -войнами, стихийными бедствиями, мировым финансовым кризисом и т.п.
Ко второй группе факторов возникновения политических конфликтов в государственном управлении относятся:
• кризис легитимности - обстоятельства, при которых подвластные слои населения отказываются воспринимать справедливыми действия правящей элиты и обстановку в стране;
• отказ правящих кругов от учета интересов своих подчиненных;
• некомпетентность политических лидеров - отсутствие у них необходимых навыков, знаний и умений, позволяющих им грамотно регулировать ситуацию в стране и на международной арене. Представители власти, зачастую, не дают себе отчета о происходящем и не способны здраво реагировать на «взрывоопасные» процессы, протекающие в обществе [1].
В качестве одной из причин возникновения политического конфликта в условиях современного государственного управления может выступать такое понятие, как неудовлетворенность. В данном случае ситуация развивается в несколько этапов.
Первым этапом является зарождение и развитие неудовлетворенности в определенных условиях. Зачастую оно возникает по причине общественного неравенства в социальной, экономической, политической или духовной сферах.
На следующем этапе неудовлетворенность политизируется. Это проявляется в массовых протестах, митингах и прочих способах выражения общественного недовольства правящим верхам.
Завершающий этап - зарождение политического конфликта. На данном этапе происходит реализация неудовлетворенности в насильственных действиях, направленных на политических деятелей, партии, управляющие организации и т.д. Для того, чтобы отличить политический конфликт от иного, необходимо руководствоваться его характерными особенностями, такими как публичность, всеобщая значимость, властная обусловленность, идеологическая основа, символизм объекта, лидерство, одностороннее насилие (не характерно для внешних политических конфликтов).
Основная проблема политического конфликта сосредоточена вокруг его разрешения, включающего в себя управление, регулирование и контроль конфронтации. Грамотная организация управления политическим конфликтом в современной системе государственного управления минимизирует возможные и неизбежные моральные, экономические и иные потери и способствует достижению наилучших результатов в ходе противостояния.
Такое обширное понятие, как урегулирование политических конфликтов включает в себя некоторые аспекты:
• ликвидация источника конфликта, <^еуе1ир» в отношениях участников противостояния, уменьшение доли враждебности субъектов, взаимное стремление к устранению разногласий;
• предотвращение политических конфликтов, протекающих в открытых формах, таких как воины, массовые восстания и т.д.
Регулирование политического конфликта подразумевает разработку и применение условий его деэскалации (спад политического напряжения и уменьшение площади распространения конфронтации) [3].
Существует несколько основных способов урегулирования политических конфликтов в государственном управлении:
• применение правовых и административных норм;
• обоюдный обмен своими намерениями субъектов конфликта;
• отречение от ярко выраженного проявления субъектами конфликта собственного превосходства или абсолютной бескомпромиссности;
• обращение к авторитетным лицам;
• желание достичь консенсуса, по меньшей мере, в некоторых аспектах конфликта;
• взаимное неприменение на этапе переговоров шантажа, насилия и иных видов конфликтного воздействия оппонентов друг на друга [3].
Учитывая все основные направления регулирования политических конфликтов, можно выделить три группы методов, к которым прибегают для миролюбивого завершения противостояния:
Первая группа методов урегулирования политических конфликтов не допускает развитие политического конфликта до «насильственной» стадии. Вторая группа методов урегулирования политических конфликтов направлена на устранение образовавшихся разногласий, послуживших началом противостояния. Третья группа методов урегулирования политических конфликтов способствует снижению уровня напряженности в отношениях оппонентов и совместному поиску решения проблем.
Одним из самых распространенных, в современных условиях государственного управления, благоприятных методов примирения субъектов политического конфликта является процесс переговоров. Он подразумевает соблюдение определенного перечня норм и правил, с помощью которого все стороны противоборства в силах добиться своих целей, прибегнув к определенному роду решениям. Одной из положительных сторон переговоров является противодействие обострению постконфликтных отношений.
В ходе переговоров субъекты конфронтации делятся друг с другом своими мнениями и взглядами, что позволяет снизить напряжение в противостоянии и вникнуть в интересы оппонента, выявить возможные взаимные претензии и прибегнуть к поиску альтернативных способов их устранения.
Наиболее эффективный способ проведения переговоров в период политического конфликта - это компромиссное соглашение противодействующих сторон, которое несет негативные санкции в случае срыва процесса переговоров.
Также одним из важнейших этапов урегулирования политического конфликта в системе государственного управления является его редукция, то есть последовательное ослабление противостояния и перевод его на качественно новый уровень. На данном этапе субъекты политического конфликта определяют степень его напряженности по шкале «друг, союзник, партнер, сотрудник, соперник, противник». Это помогает субъектам политического конфликта оценить уровень взаимодействий друг с другом и в значительной степени определить перспективы сложившихся обстоятельств.
Можно спрогнозировать удачное решение политического конфликта современной системы государственного управления в тех случаях, когда все субъекты противостояния готовы к диалогу и компромиссу. Но практика показывает, что подобное сложение обстоятельств не в любой ситуации имеет место быть.
Рассмотрим некоторые варианты событий, так называемые ограничения разрешения политических конфликтов, при которых противостояние может значительно затянуться или зайти в тупик.
Отказ от уступок. Существуют обстоятельства, при которых один или несколько участников политического конфликта отказываются от поиска компромисса. Каждый из них считает, что его позиция является единственно верной и никаких отклонений от нее быть не может. Конфронтация в этом случае не может прекратить свое существование до тех пор, пока данный субъект не изменит своего решения и не пойдет на уступки, либо пока оппонент не примет его позиции.
Конфликтный настрой. Причиной начала некоторых политических конфликтов является взаимная неприязнь их субъектов. Зачастую она вызвана стереотипами, которые очень трудно преодолеть, а иногда и вовсе невозможно. В подобной конфронтации речь не идет о постановке субъектами какой-либо цели, а все действия разворачиваются вокруг их антипатии. Любой политический конфликт начинается в тот момент, когда между его участниками назревает напряжение, а завершается - как только это напряжение исчезает. Взаимная неприязнь бесцельно порождает это самое напряжение, которое может исчезнуть, в данном случае, только после устранения антипатии субъектов политического конфликта. Антипатия может исчезнуть в тот момент, когда оппоненты узнают о положительных качествах друг друга, когда осознают, что каждый имеет право на собственные идеи, взгляды и цели, а также при переходе их взаимоотношений на новый уровень (например, из врагов - в союзников или даже партнеров).
«И на достигнутом не остановимся». В современной системе государственного управления бывают случаи, в которых, казалось бы, субъекты политического конфликта уже пришли к определенному роду договоренности о завершении противостояния, но в какой-то момент одна из сторон решила, что ее выгоды в прекращении столкновений недостаточно и требует большего. При таких обстоятельствах политический конфликт может прекратить свое существование, если одна из сторон откажется от своих новых требований или оппонент примет дополнительные условия в ее пользу.
Ложные уступки. Иногда одна из сторон политического конфликта отказывается от своих целей в пользу оппонента, чтобы тот успел насладиться победой и потерять бдительность. Затем данный субъект продолжает борьбу в скрытой фазе: прорабатывает план и осуществляет тайные действия для достижения своей цели. В случае раскрытия данной стратегии - политический конфликт возобновится и будет протекать более усугубленно. У подобной стратегии велики шансы на успех, поскольку очень трудно раз-
глядеть скрытый умысел у того, кто ранее по собственной воле согласился на уступки ради завершения противостояния.
Ущемление одной из сторон. Последнее время очень часто стали встречаться политические конфликты, в ходе которых один субъект противоборства категорически отказывается учитывать интересы своего оппонента. В некоторых из них ущемленная сторона принимает позицию своего противника, без малейшей собственной выгоды, но существуют и такие случаи, в которых она не согласна даже на малейшие уступки. Примером политического конфликта с подобными обстоятельствами являются боевые действия на Донбассе. Власти Украины запретили разговаривать гражданам своей страны на русском языке и проводить на нем занятия в школах и университетах. Но для большинства жителей Донбасса этот язык являлся родным, поэтому оно отказалось от выполнения данных требований. Подобная конфронтация может прекратить свое существование в двух случаях: если один из участников начнет считаться с интересами оппонента, либо участник решит смириться с поставленными условиями.
Каждому обстоятельству из приведенных выше присущи компромисс и уступки сторон, без которых вероятность решения политического конфликта резко снижается, но не исчезает вовсе. Даже если, на первый взгляд, кажется, что конфронтация неразрешима - это не значит, что это действительно так на самом деле.
Как говорится - «время лечит», и данные ситуации не являются исключениями. Любой политический конфликт с течением времени может попросту потерять свою актуальность, что, тем самым, приведет его к логическому завершению. Потеря актуальности свойственна абсолютно каждой конфронтации, поскольку с течением времени меняются обстоятельства, мировоззрения, цели, а, следовательно, и среда, в которой ранее существовал конфликт.
В современных условиях государственного управления конфликтные ситуации неизбежны, в первую очередь политические, поскольку конфликт - это противостояние и столкновение интересов и взглядов, которых повсеместно фигурирует огромное множество, поэтому тема данной работы остается актуальной.
Политический конфликт является сложной и многогранной системой. Все процессы, протекающие в нем, неоднозначны и крайне непредсказуемы, что позволяет не угаснуть интересу конфликтологов и политологов к изучению данного явления.
Ограничения, возникающие в ходе разрешения политических конфликтов в современных условиях государственного управления, на первый взгляд кажутся трудно устранимыми, но это вовсе не значит,
что преодолеть их невозможно. В данной работе были рассмотрены некоторые варианты устранения ограничений в решении конфликтов на примерах современных политических конфронтаций.
В условиях современного государственного управления политических конфронтаций избежать невозможно, хотя некоторые ученые и исследователи заявляют об обратном. Конфликты будут являться неотъемлемой частью жизни абсолютно каждого члена общества до тех пор, пока в людях будет гореть желание бороться за свои интересы и добиваться поставленных целей.
На основе проведенного исследования стоит сделать вывод о том, что неразрешимых конфликтов не существует. Некоторые из них могут зайти в тупик и оставаться «в подвешенном состоянии» годами или десятками лет, другие - потерять актуальность с течением времени, но все они когда-либо заканчиваются, даже если ни одна из сторон противостояния не желает уступать другой и искать компромисс.
Список литературы
1. Белашева И.В. Психология переговоров и разрешения конфликтов. Учебное пособие: практикум / И.В. Белашева, М.Л. Есаян, Э.В. Терещенко. -Ставрополь: Изд-во СКФУ. - 155с.
2. Братерский М.В. Политические конфликты в условиях взаимозависимости: новые формы внешней политики в XXI веке / М.В. Братерский // Актуальные проблемы Европы. - Москва: Изд-во ИНИОНРАН. - № 1. - С. 15-33.
3. Залысин И.Ю. Динамика политических конфликтов / И.Ю. Залысин // Социально-политические науки. - М.: Издательский дом: Юр-ВАК. - № 3. - С. 49-52.
Мезенцева Е.Д.
студентка,
Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург, Россия Шарапова Н.В.
Кандидат экономических наук, доцент Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург, Россия
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Аннотация: В данной статье предоставлены анализ деятельности организации и разработка управленческого решения. Рассмотрено влияние внешней и внутренней среды на деятельность и развитие организации. Представле-