Научная статья на тему 'Политические конфликты современности: теория и практика'

Политические конфликты современности: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
14008
2292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ПРОТИВОБОРСТВО / СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА / КОСВЕННАЯ СТОРОНА ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ / КОНФЛИКТ ИДЕНТИФИКАЦИИ / МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ (РАЗРЕШЕНИЕ) КОНФЛИКТА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Блохина Оксана Валерьевна

В статье раскрывается понятие политического конфликта, его место и роль в жизни общества. Автор анализирует сущность, структуру и содержание политического конфликта, а также мирные пути по его урегулированию (разрешению). Практическая сторона вопроса позволяет на примерах выявить, что есть политический конфликт в действительности. При этом стоит отметить, что в настоящее время политические конфликты характерны не только для стран «третьего мира», но и для развитых во всех отношениях государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT-DAY POLITICAL CONFLICTS: THEORY AND PRACTICE

The article expounds the idea of the political conflict, its place and role in the society. The author analyses the nature, structure, and intension of the political conflict and its peaceful settlement (resolving). By giving some examples the practical side of the problem let us elicit what the political conflict actually is. At the same time it`s worth mentioning that nowadays political conflicts are typical not only for Third World countries but for highly developed ones.

Текст научной работы на тему «Политические конфликты современности: теория и практика»

УДК 32

О.В. Блохина ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

СОВРЕМЕННОСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация. В статье раскрывается понятие политического конфликта, его место и роль в жизни общества. Автор анализирует сущность, структуру и содержание политического конфликта, а также мирные пути по его урегулированию (разрешению). Практическая сторона вопроса позволяет на примерах выявить, что есть политический конфликт в действительности. При этом стоит отметить, что в настоящее время политические конфликты характерны не только для стран «третьего мира», но и для развитых во всех отношениях государств. Ключевые слова: политика, политический конфликт, противоборство, субъект политического конфликта, косвенная сторона политического конфликта, конфликт интересов, конфликт ценностей, конфликт идентификации, мирное урегулирование (разрешение) конфликта.

Oksana Blokhina PRESENT-DAY POLITICAL CONFLICTS: THEORY AND PRACTICE

Abstract. The article expounds the idea of the political conflict, its place and role in the society. The author analyses the nature, structure, and intension of the political conflict and its peaceful settlement (resolving). By giving some examples the practical side of the problem let us elicit what the political conflict actually is. At the same time it^s worth mentioning that nowadays political conflicts are typical not only for Third World countries but for highly developed ones.

Keywords: politics, political conflict, resistance, subject of political conflict, indirect side of political conflict, conflict of interests, conflict of values, conflict of identification, peaceful settlement (resolving) of conflict.

Роль и место конфликтов в истории развития человечества более чем существенны. В ходе мировой истории это не раз подтверждалось. Как заметил известный военный теоретик и историк XIX в. Карл фон Клаузевиц, история мира - это история войн. Действительно, порядка 250 государств, 7 млрд людей, говорящих на 4000 языках и находящихся на разных ступенях своего развития, возникли в результате постоянных противоборств.

Наиболее острая борьба происходит между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика есть не что иное, как средство провоцирования этой борьбы за влияние в системе политических отношений, распоряжение ресурсами и принятие общезначимых решений. Зачастую такое противостояние протекает именно в форме политических конфликтов.

Таким образом, в настоящее время изучение такого явления, как «политический конфликт», заслуживает пристального внимания. Постоянно растущий конфликтогенез приводит к необходимости поиска новых способов для его урегулирования (разрешения). Чтобы минимизировать рост опасности как для человека, так и для общества в целом, нужно всесторонне изучить сущность, структуру и содержание политического конфликта. Актуальность исследования данного явления обусловлена постоянной эскалацией конфликтогенных ситуаций с высокой вероятностью последующей социальной катастрофы.

Современные представления о политическом конфликте - результат длительной эволюции идей о конфликтах в сферах общественной жизни. Теории конфликтов в основном сложились на рубеже XIX-XX вв., их авторы выражали три основных подхода к их пониманию и роли в обществе [5]:

— во-первых, признание принципиальной неизбежности и неустранимости из жизни ведущей роли конфликтов в общественном развитии (Г. Спенсер, Л. Гумплович, К. Маркс, Г. Моска, Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, В.И. Ленин);

— во-вторых, неприятие конфликтов, проявляющих себя как войны, революции, классовая

© Блохина О.В., 2014

борьба, социальные эксперименты, признание их аномалиями общественного развития, вызывающими нестабильность, нарушение равновесия в социально-экономической и политической системе (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, В.С. Соловьев, М.М. Ковалевский, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, И.А. Ильин);

— в-третьих, рассмотрение конфликта в качестве одного из многих видов социального взаимодействия и социальных контактов наряду с конкуренцией, солидарностью, кооперацией, партнерством (Г. Зиммель, М. Вебер, Р. Парк, Ч. Миллс, Б.Н. Чичерин и др.).

Несмотря на расхождение авторов во взглядах, все подходы к пониманию политического конфликта предполагают следующее:

— наличие противоречий в обществе;

— противоборство двух и более политических субъектов;

— причиной противоборства является власть и властные отношения, их использование для достижения конкретных целей.

Все же нельзя с точностью сказать, что политический конфликт равнозначен военному конфликту, вооруженной борьбе, хотя в экстренных ситуациях может ею заканчиваться. Более того, в урегулировании (разрешении) конфликтов большинство стран мира отдают предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным методам.

Таким образом, автор считает, что не стоит сводить исследование политического конфликта к его крайним, революционным или вооруженным формам, следует рассматривать его скорее как один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов, преследующих определенные интересы и цели в отношении власти, сигнализирующий о существующих противоречиях в обществе и в некоторых случаях выступающий одним из способов для их урегулирования (разрешения). Отсюда следует, что политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов [1].

На современном этапе одним из главных условий стабильного и поступательного развития общества является непрерывное выявление и урегулирование (разрешение) политических конфликтов. Отечественные и зарубежные теоретики и практики в области исследования политических конфликтов всячески пытаются найти мирные средства для их урегулирования (разрешения). Теоретический аспект требует анализа понятия «политический конфликт» с целью заранее просчитать возможные последствия применения того или иного подхода, метода в его урегулировании (разрешении). Практическая же работа, как и любая практическая деятельность, кроме знаний требует определенных навыков и умений, носящих, как правило, эмпирический характер и направленных, главным образом, на урегулирование (разрешение) политического конфликта. Для того, чтобы понять, что есть политический конфликт на самом деле, нужно рассмотреть его внутреннюю организацию, совокупность определенных компонентов, представляющих собой целостную структуру, а затем либо урегулировать его, достигнув некоего компромисса, имея при этом определенную вероятность нового обострения политических отношений, либо разрешить конфликтную ситуацию, исчерпав предмет спора и исключив опасность рецидива разногласий при помощи консенсуса.

Источником и основой политического конфликта являются противоречия между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов. В структуру политического конфликта также входят причины, объект, предмет конфликта, субъекты политического конфликта, косвенная сторона, инцидент и окружающая среда (социальное и политическое поле) [3]. Причины возникновения политических конфликтов могут быть самые разнообразные: вопросы власти, нехватка средств к существованию, ошибки политических элит, расхождение индивидуальных и общественных интересов, различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий, классов, расовая, нацио-

нальная и религиозная неприязнь и др. При этом конкретная причина столкновения субъектов представляет собой объект политического конфликта.

Автор считает, что ключевая проблема для понимания специфики политического конфликта -его субъект. Субъектами политического конфликта принято считать субъекты политических отношений (социальные группы либо представляющие их политические институты), обладающие определенными политическими ресурсами, имеющие свои политические интересы и защищающих их в рамках политического противоборства.

Существует и косвенная сторона конфликта, представленная индивидами, группами, организациями, трудовыми коллективами, социальными общностями, политическими институтами, государствами, в силу тех или иных причин и обстоятельств вовлеченных в конфликт и принимающих в нем участие в качестве посредников, судей, миротворцев и др. Особенность заключается в том, что косвенная сторона может принимать участие в политическом конфликте, выполняя различные функции, основными из которых являются:

— посредническая, когда косвенный участник, как правило, не обладает многими из политических ресурсов и не проявляет повышенную политическую активность. Например, во время крупных международных военных конфликтов небольшие государства вынуждены воевать на стороне крупных держав, даже если это противоречит их национальным интересам, как это было, например, в ходе войны в Ираке (1990-1991 гг.), когда ряду государств пришлось поддержать Соединенные Штаты Америки. В состав антииракской коалиции тогда вошли 28 стран, среди которых были и наименее развитые страны, не обладающие политическим весом на мировой арене;

— определяющая, когда, формально не принимая непосредственного участия в том или ином конфликте, сторона пытается добиться своих целей. Обладая необходимыми экономическими, политическими и иными ресурсами, косвенная сторона может подготовить и спровоцировать необходимый ей конфликт «в нужное время» и «в нужном месте». Ни для кого не секрет, что «цветные революции» в бывшей республике Югославия, Украине, Грузии готовились и финансировались западными (прежде всего американскими) спецслужбами. Большинство международных террористических организаций также являются исполнителями воли определенной косвенной стороны, например, поддержка Турцией такой террористической организации, как «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) - крупнейшей исламистской террористической организации в Центральной Азии, основанной в 1996 г. бывшими членами запрещенных в Узбекистане политических партий и движений. Главной целью движения было провозглашено создание исламского государства на территории сначала Ферганской долины, а затем и всей Центральной Азии, включая Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и часть территории Китая, где проживают уйгуры.

В современном мире роль косвенной стороны настолько велика, а структура и формы ее вмешательства в политические конфликты настолько многообразны, что она может не только выполнять посреднические функции в конфликте, но и в некоторых случаях принимать окончательное решение по его урегулированию (разрешению).

В качестве предмета политического конфликта могут выступать два вида дефицита: позиционный дефицит (дефицит социальных позиций - статусов и ролей) и дефицит источников (дефицит определенных материальных и духовных ресурсов) [4]. Немаловажную роль в политическом конфликте играют также инцидент политического конфликта (повод для эскалации конфликта) и социально-политическая среда, т.е. поле сил и борьбы, направленных на изменение соотношения этих сил, иными словами - среда развития политического конфликта. Ввиду сложности и многосоставно-сти структуры политического конфликта его типология не может не быть многомерной. В системе политических отношений выделяют три основных типа политических конфликтов: конфликт интересов, конфликт ценностей и конфликт идентификации [2].

Конфликты интересов возникают в результате столкновения интересов по поводу перераспределения политических ресурсов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых станах. Примером тому могут послужить недавние события в Украине, где массовые акции протеста под названием «Евромайдан» привели к смещению четвертого президента Украины Виктора Януко-вича. Причиной конфликта стало приостановление процесса подготовки к подписанию соглашения об ассоциации в Евросоюз.

Конфликты ценностей связаны с существованием в обществе противоположных политических ценностей и норм, отсутствием консенсуса между ними. Характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем. О такой остроте политической борьбы свидетельствует таджикская трагедия, которая переросла в гражданскую войну 1990-х гг. Ожесточенное противостояние развернулось между социально-политическим группами населения, представляющими разные регионально-политические группы в стране, а именно, ленинабадско-кулябскую, представляющую светскую власть, и гармско-бадахшанскую, выступающую за исламизацию страны. Клановая структура является решающим фактором в распределении политической власти в Таджикистане. В республике выделяется несколько региональных группировок: ленинабадская, кулябская, гиссар-ская и памирская. Неутихающие споры по поводу территориального размежевания являются на сегодня главным фактором дестабилизации обстановки в стране.

Конфликты идентификации обусловлены этнолингвистической и религиозной неоднородностью общества и идентификацией индивидов с определенными политическими силами, конкретной расой, этнической группой, религией, социальной общностью и т.п. Характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип возникает в условиях противоположности рас, этнической, религиозной или языковой противоположности. Противостояние турков и курдов на территории Турции, в котором неоднократно применялось военная сила, - явный тому пример.

В зависимости от уровня участников политического конфликта выделяют также:

— региональные политические конфликты, где в качестве субъектов выступают региональные политические силы. Противоборство и противоречия между различными политическими группировками в 1990-х гг. в Афганистане привели к военному противостоянию между ними и обострению военно-политической обстановки в регионе Среднего Востока и Центральной Азии;

— межгосударственные политические конфликты с субъектами в лице государств и их коалиций. Проблема Нагорного Карабаха вот уже много лет остается открытой, напряженность отношений сохраняется, несмотря на неоднократные переговоры начиная с 1991 г. по мирному урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Армения настаивает на защите интересов Нагорного Карабаха, в то время как Азербайджан всеми силами пытается сохранить свою территориальную целостность;

— государственные политические конфликты, где субъектами являются ветви государственной власти и политические партии. Например, главным фактором нестабильности в республике Киргизия продолжают оставаться тенденции неконституционной передачи и преемственности власти. Борьба за власть между политическими группировками («тюльпановый переворот») развернулась весной 2005 г. и привела к силовому смещению президента страны Аскара Акаева и приходу на его пост Курманбека Бакиева;

— межнациональные (этнические) конфликты, приводящие к социально-политической дестабилизации общества. В свою очередь, этнически перемешанное население потенциально таит в себе угрозу и при неблагоприятных условиях может послужить реальным поводом для конфликта, как это было, например, во Ферганской долине в 1989 и в 2010 гг., где произошли столкновения между

киргизским и узбекским населением. Этот район представляет собой довольно запутанный этнический узел, однако в настоящее время властям все-таки удается держать ситуацию под контролем.

Исходя из такого разнообразия политических конфликтов и их компонентов, можно сделать вывод, что каждый конфликт своеобразен и неповторим, поэтому невозможно найти один единственный способ по урегулированию или разрешению всех конфликтов вообще. Однако поиск технологий регулирования политических конфликтов опирается на решение ряда универсальных задач:

— воспрепятствовать возникновению конфликта, предупредить его возрастание на ранних стадиях эскалации политических конфликтов;

— вывести все скрытые, латентные конфликты в открытую форму с целью избежать внезапного развития неконтролируемых процессов;

— минимизировать степень социального возбуждения, вызываемого политическим конфликтом, не допустить его распространения на другие сферы общества;

— учесть многочисленные внутренние и внешние факторы: степень открытости политической системы, уровень сплоченности конфликтующих групп, их силу, характер вовлеченности населения в конфликт, эмоциональные аспекты поведения лидеров и их сторонников, а также культурно-исторические, социально-экономические, этно-национальные и другие особенности общества.

Решение указанных задач определенно позволит урегулировать, а в некоторых случаях и разрешить политический конфликт с наименьшими потерями для субъектов политики.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что новейшая политическая история подвержена многочисленным конфликтам и конфликтным ситуациям. Политический конфликт находит свое отражение во всех сферах человеческой жизнедеятельности, где существуют столкновения социальных сил в области удовлетворения и защиты своих интересов, выступая одновременно как форма политического взаимодействия социальных групп на различных уровнях, начиная с масштаба страны и заканчивая мировой политикой, и как способ разрешения противоречий между ними. Предупреждение и разрешение конфликтов находится в тех руках, в которых сосредоточена власть. Так или иначе, роль субъекта в политическом конфликте является определяющей, а степень приближенности к рычагам власти, способность оказывать влияние на принятие важнейших решений остается главным условием для воздействия на конфликты и конфликтные ситуации как в масштабе страны, так и за ее пределами.

Библиографический список

1. Василик М.А., Вершинин М.С. Именной словарь-справочник политических деятелей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politike.ru/dictionary/283

2. Вершинин М.С. Конфликтология: конспект лекций / М.С. Вершинин [и др.]. - СПб., 2000. - С. 19.

3. Козырев Г.И. Политическая конфликтология / Г.И. Козырев. - М., 2008. - С. 40-41.

4. Ланцов С.А. Политическая конфликтология / С.А. Ланцов - СПб., 2008. - С. 15.

5. Политические конфликты и пути их разрешения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tula.net/tgpu/resources/politolog/lec14.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.