Рецензия на книгу
doi: 10.18522/2687-0770-2022-3-105-108
Политические институты Турции и модернизация турецкого общества (Вартаньян Э.Г. Социально-политическая система Турецкой Республики: история и современность. Краснодар: Изд-во Кубанского государственного
университета, 2021. 225 с.)
Игорь Миронович Узнародов
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]
Для цитирования: Узнародов И.М. Политические институты Турции и модернизация турецкого общества (Вартаньян Э.Г. Социально-политическая система Турецкой Республики: история и современность. Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2021. 225 с.) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2022. № 3. С. 105-108.
Book Review
Turkey's Political Institutions and Modernization of Society (Vartanyan E.G. Socio-Political System of the Turkish Republic: History and Modernity. Krasnodar: Kuban State University Press, 2021. 225 p.)
Igor M. Uznarodov
Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia, [email protected]
For citation: Uznarodov I.M. Turkey's Political Institutions and Modernization of Society (Vartanyan E.G. Socio-Political System of the Turkish Republic: History and Modernity. Krasnodar: Kuban State University Press, 2021. 225 p.). Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Région. Social Science. 2022;(3):105-108. (In Russ.).
Монография известного учёного, доктора исторических наук, профессора кафедры всеобщей истории и международных отношений Кубанского государственного университета Эгнары Гайковны Вартаньян посвящена весьма актуальной теме - социально-политической системе Турецкой Республики. Сегодня - это промышленно развитая страна, занимающая 13-е место в мире по объёму ВВП по паритету покупательной способности, а её население немного превышает население Германии, уступая среди европейских стран только России. Турция входит в НАТО, имея вторую по численности и военной мощи армию на европейском континенте, занимает важные стратегические позиции, находясь между Европой и Азией, контролируя соответствующие транспортные пути, и, что особенно важно, проливы, соединяющие Средиземное и Чёрное моря.
Хотя Турецкая Республика уже более 20 лет является кандидатом на вступление в Европейский Союз, у неё складываются непростые отношения с ЕС из-за проблем с мигрантами, а также из-за притязаний на газовые месторождения на кипрском шельфе Восточного Средиземноморья. Неоднозначно развиваются отношения и с другими соседями по региону, включая Россию. При этом не последнюю роль играет проводимая Анкарой политика поддержки националистических идей и стремление объединить под своим началом тюркоязычные мусульманские народы, некогда входившие в состав Османской империи.
Рассмотрение вопросов, которые находятся в центре исследования Вартаньян, позволяет лучше понять истоки и движущие силы внутренней и внешней политики современного турец-
© Узнародов И.М., 2022
кого руководства. В монографии выделены три этапа социально-политического развития страны: период Первой республики (1923-1960 гг.), период Второй республики (1961-1981 гг.) и период Третьей республики (1982 г. - настоящее время). Автор анализирует государственное устройство, особенности политической системы, расстановку политических сил, социальную политику правительств.
В книге использован обширный массив отечественной литературы, а также источники на турецком и английском языках. В отличие от многих изданий рецензируемая монография сопровождена рядом справочных приложений. Представлены списки президентов и премьер-министров Турции с указанием их политической принадлежности и годов пребывания в должности, словарь использованных терминов, хронологическая таблица. Особый интерес вызывают персоналии, содержащие краткую характеристику деятельности главных политических фигур страны, и их фотографии.
Две главы, открывающие книгу, посвящены Первой республике. В первой главе показана роль М. Кемаля Ататюрка в становлении республиканского режима, проведении реформ, дана характеристика системы государственного управления и системы правосудия. Подчёркивается, что, укрепив своё положение, кемалисты продолжили усилия по преодолению средневековых устоев в быту и развитию буржуазных порядков. Эта политика ослабила общественное влияние мусульманского духовенства, но, как отмечает автор, речь шла не о борьбе с религией, а о её подчинении буржуазному государству. Поэтому логично и оправданно выглядит значительное внимание, которое уделено анализу идеологии кемализма. Важным и объективным представляется вывод о том, что кемализм не являлся целостной системой и включал в себя набор эклектичных принципов, отражавших борьбу за независимость и создание нового государства. В конечном итоге автор констатирует, что в Турции создали буржуазно-помещичье государство, бывшее парламентской республикой по форме правления.
Расстановка политических сил в 1923-1960 гг. рассматривается во второй главе монографии. Особое внимание уделено Народно-республиканской партии, созданной М. Кемалем и его соратниками, её программным принципам. Хотя партия по своему составу и политическому характеру была буржуазно-помещичьей, её лидеры отрицали классовые противоречия в турецком обществе, пытались выдать себя за выразителей общенародных интересов. Несмотря на наличие в стране других политических партий, после разгрома кемалистами в 1925 г. Прогрессивно-республиканской партии и в 1926 г. остатков младотурецкого комитета «Единение и прогресс», в Турции на долгие годы установилась по сути дела однопартийная система. Анализируя ситуацию после окончания Второй мировой войны, автор выявляет причины начавшегося демонтажа однопартийной системы, но показывает, что пришедшая к власти Демократическая партия пошла по пути авторитарного правления. В 50-е гг. правительство поощряло националистические настроения, поддерживало возрождение религиозного фанатизма, подавляло всякую оппозиционную деятельность. В результате антинародной политики турецкое общество оказалось в жесточайшем кризисе, а период Первой республики завершился государственным переворотом 1960 г.
Третья глава содержит анализ турецкой политической системы в годы Второй республики (1961-1981), которая получила название в связи с принятием новой конституции. Как отмечает автор, важной отличительной чертой Второй республики стало утверждение многопартийной системы и стремление соблюдать конституционные процедуры. Однако ни коалиционные, ни однопартийные правительства, часто сменявшие друг друга, не смогли решить неотложные социально-экономические проблемы и обеспечить политическую стабильность. На общей ситуации прежде всего сказывалось то, что при укреплении ведущего капиталистического уклада в стране сохранялись и докапиталистические уклады вместе с соответствующими социальными группами. На политическую борьбу оказывали влияние и традиции, и религиозные особенности, затрагивавшие значительную часть населения. Автор также обращает внимание на ожесточённую борьбу за власть между буржуазными партиями, что по сути дела постепенно превращало армию в своеобразного политического арбитра. Не случайно в условиях чрезвычайного обострения социально-политической обстановки в сентябре 1980 г. военными был совершён государственный переворот.
Основные направления социальной политики турецких правительств в 1923-1981 гг. раскрываются в четвёртой главе. Читатель узнаёт о росте классовой дифференциации в обществе,
о тяжёлом материальном положении трудящихся. Несмотря на принятые законы о труде и о наделении крестьян землёй, социальная напряжённость нарастала, о чём свидетельствовал рост и крестьянского, и рабочего движений. Анализируя социально-экономические проблемы, Вар-таньян показывает застой в экономике, быстрое увеличение числа безработных, наличие серьёзного жилищного кризиса. После Второй мировой войны все указанные проблемы вызвали массовую эмиграцию турок в другие европейские страны. На фоне экономических трудностей во второй половине 1970-х гг. и неспособности правительств справиться с ними начались мощные выступления трудящихся, сопровождавшиеся активизацией анархистов и экстремистов. Всё это подтолкнуло турецких военных к государственному перевороту.
В ноябре 1982 г. в Турции была принята новая конституция, положившая начало Третьей республике и современному этапу развития страны, который продолжается и сегодня. В пятой главе автор подробно рассматривает содержание конституции и её особенности, делает вывод, что её основная задача - поднять авторитет государства и усилить исполнительную власть по сравнению с законодательной и судебной. Показано значение принятых в 1983 г. законов о политических партиях и о выборах депутатов парламента. Вскоре в стране образовались 15 политических партий и были заложены основы для перехода к гражданскому правлению. Помимо чисто политических проблем в данной главе внимание также уделено начавшимся реформам под руководством главы правительства Т. Озала, направленным на либерализацию экономики и укрепление рыночных отношений. В результате удалось достичь высоких темпов ВВП, но в конце 1980-х гг. экономические проблемы вновь обострились и в стране разразился очередной кризис, выйти из которого удалось только во второй половине 1990-х гг.
В шестой главе анализируется роль ислама и армии в жизни турецкого общества. После Второй мировой войны в стране наблюдалось постепенное восстановление позиций ислама, но после имевших место военных переворотов этот процесс приостановился. Однако в 70-е гг. исламские настроения опять начинают расти, что сопровождается появлением исламских политических партий. В 90-е гг. процесс исламизации проявился в активизации религиозных орденов и во всё большей популярности Партии благоденствия. После запрещения последней на передовые позиции выдвинулась Партия справедливости и развития (ПСР), основанная в 2001 г., которая одержала безоговорочную победу на выборах в ноябре 2002 г. ПСР с тех пор доминирует, но, по мнению автора, её всё же нельзя отнести к привычным партиям исламистского толка. Руководители партии сумели сформировать широкую политическую платформу, не апеллируя исключительно к мусульманскому или этническому электорату. В то же время по мере усиления ПСР армия, игравшая важную политическую роль в стране, начала понемногу утрачивать своё значение. Данная тенденция была закреплена в Конституции Турции после всенародного референдума 2010 г., что ещё более усилило позиции ПСР.
Социально-политическая система Третьей республики в годы правления ПСР характеризуется в седьмой главе. Вартаньян анализирует политику партии и даёт объективную оценку её лидерам, включая действующего президента Турецкой Республики Р.Т. Эрдогана. С самого начала партийным руководством предпринималась попытка доказать возможность сосуществования принципов ислама и светского общества. При этом осуществлялась масштабная программа приватизации и обеспечивался приток в страну иностранного капитала. Несмотря на острую внутрипартийную борьбу по программным вопросам, последовательная стратегия экономического роста привела к известным экономическим успехам. Соответственно укреплялись политические позиции ПСР, которая уверенно побеждала на парламентских выборах. Автор указывает, что важнейшим событием XXI в. стала неудавшаяся попытка военного переворота в 2016 г. Введение режима чрезвычайного положения, напряжённая и неустойчивая внутренняя обстановка способствовали усилению авторитарных методов правления. В конечном итоге это привело к переходу от парламентской к президентской республике. Соответствующие поправки к конституции, включая увеличение полномочий президента, были одобрены на референдуме в апреле 2017 г.
Сегодня важнейшую роль в политической жизни Турции играет курдская проблема. Поэтому вполне закономерно, что восьмая глава монографии посвящена именно ей. По конституции все турецкие граждане имеют равные права, но о других народах, проживающих на территории страны, в ней ничего не говорится. Поэтому вполне логичной выглядит борьба курдов за признание их этноса и требование предоставления автономного статуса турецкому Курдистану.
Автор показывает особенности этапов борьбы курдского народа за свои права, обращает внимание на то, что турецкая армия периодически вела военные действия против курдов. При этом руководству Турецкой Республики приходится учитывать требование своих коллег из Европейского Союза (куда Турция хочет вступить) о решении курдской проблемы политическим путём. Таким образом подходы к курдскому вопросу постоянно менялись - на смену жестким, силовым способам приходили попытки политического диалога, направленные на общее смягчение позиций сторон конфликта. Ситуация в Курдистане ещё более обострилась после неудавшегося военного переворота 2016 г., когда опять возобладали силовые методы. Завершается глава размышлениями автора о перспективах разрешения курдской проблемы. Единственный реальный путь - это справедливое и демократическое урегулирование путём мирных и конструктивных переговоров всех заинтересованных сторон.
Подводя итог, следует отметить, что монография Э.Г. Вартаньян представляет собой серьёзное научное исследование. Выводы и обобщения автора основываются на многочисленных источниках и опубликованных трудах по избранной теме. Анализируется процесс становления социально-политической системы современной Турции, что очень важно для понимания нынешней ситуации в стране и политики, проводимой её руководством. Читается монография легко, и думается, что она понравится всем, кто интересуется данной проблематикой. Несомненно, она будет полезна и другим исследователям в их научной работе, а также студентам, изучающим историю и политику Турецкой Республики.
Информация об авторе
И.М. Узнародов - доктор исторических наук, профессор.
Information about the author
I.M. Uznarodov - Doctor of Science (History), Professor.