Научная статья на тему 'Политические и социально-экономические основы формирования социально ориентированных некоммерческих организаций'

Политические и социально-экономические основы формирования социально ориентированных некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
672
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / SOCIALLY-ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / SOCIAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маракулина Ксения Александровна

В статье рассматриваются предпосылки социально-экономического и политического характера, являющиеся основаниями для возникновения и формирования социально ориентированных некоммерческих организаций в современных российских условиях.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article preconditions of socio-economic and political nature that are the bases for the emergence and formation of socially-oriented non-profit organizations in the modern Russian conditions are considered.

Текст научной работы на тему «Политические и социально-экономические основы формирования социально ориентированных некоммерческих организаций»

Ксения МАРАКУЛИНА

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

формирования социально

ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье рассматриваются предпосылки социально-экономического и политического характера, являющиеся основаниями для возникновения и формирования социально ориентированных некоммерческих организаций в современных российских условиях.

In the article preconditions of socio-economic and political nature that are the bases for the emergence and formation of socially-oriented non-profit organizations in the modern Russian conditions are considered.

Ключевые слова:

социально ориентированные некоммерческие организации, научно-технический прогресс, социальные проблемы, коммерческие структуры, общественные институты, теория невыполненного контракта, новая политическая культура, благотворительный сектор; socially-oriented non-profit organizations, scientific and technical progress, social problems, commercial structures, public institutes, theory of outstanding contract, new political culture, charitable sector.

Некоммерческие организации (НКО) являются составной частью так называемого третьего сектора гражданского общества как сферы самостоятельного проявления актив -ности автономных граждан, наряду с самостоятельно сформиро -вавшимися ассоциациями и организациями, которые, по существу, не должны зависеть от прямого вмешательства и какой -либо произ -вольной регламентации со стороны органов государственной вла -сти. То есть, при оценке предпосылок появления некоммерческих организаций в обществе следует оценивать социальное и экономи -ческое состояние общества, а также отношение органов государст -венной власти к НКО.

Согласно теории Д. Рифкина1, ключевым фактором возник -новения НКО является противоречивость воздействия научно -технического прогресса на современную социально политическую ситуацию в мире. Повышение производительности труда приводит к обвальному сокращению занятости. Технологические измене -ния оказывают влияние практически на все сферы политической и общественной жизни. Сформированное в соответствии с техноло гическими новшествами число рабочих мест намного меньше, чем было ранее, и этот отрицательный баланс все в большей степени увеличивается.

В новых условиях функции поддержания социального здоровья общества остаются вне сферы деятельности государства и бизнеса. Основные социальные проблемы остаются вне компетенции го -сударственных и коммерческих структур, особенно в либерально -рыночных системах. Так, при возложении социальных услуг на го -сударство происходит рост бюрократического аппарата и, несмотря на увеличивающиеся льготы и отчисления на социальные услуги, число социальных проблем не уменьшается. Деятельность же ком -мерческих структур направлена на размещение активов в экономи

1 Rifkin J. The End of Work — The Decline of the Global Labour Force and the Dawn of the Post- Market Era. - N.Y : Tarcher/Putman, 1995.

МАРАКУЛИНА

Ксения

Александровна — аспирант кафедры общей политологии Финансового университета при Правительстве РФ к^ета.татЫ1та@ gmail.com

чески прибыльных сферфх, и потому заниматься несвойственными им функ -циями они не могут и не хотят.

Ранее, в рамках традиционного обще -ства, интересы которого были направ-лены на повышение духовных потребно -стей своих граждан в силу необходимости сохранения психологического и социаль ного здоровья1, этими проблемами зани -мались религиозные организации. Но по мере распространения светского образо вания религиозное чувство притупляется, и современная церковь не в состоянии должным образом удовлетворить социаль ные запросы общества.

В итоге третий сектор служит альтер -нативой исчезающим традиционным социальным институтам. То есть, идет формирование общественных институ тов, предлагающих решение тех или иных социальных проблем и меры по удовлетворению духовных и общественных запросов. Особенностью некоммерческих организаций в странах Запада является их направленность на потребности духов ного характера работника интеллекту -ального труда. Они направляют энергию своих членов на решение острых соци альных задач, свойственных урбанизи рованному обществу, формируют чувство гражданской ответственности и создают предпосылки влияния на государство и общество2.

Рассматривая экономические основы появления социально ориентированных организаций, мы видим, что в экономиче ской деятельности неизбежно возникают ситуации, при которых действие свобод ных рыночных сил не может обеспечить эффективное использование ресурсов. Рынок теряет свою эффективность в случае естественного монополизма, про явления некоторых внешних эффектов, однобокого наполнения информацион ной базы. Информационная однобокость характеризуется дефицитом коммер ческой информации. Соответственно, появляется необходимость создания механизмов внерыночной направлен ности, которые могли бы гарантировать обеспечение возможности функциони рования в условиях информационного дефицита, а также механизмов, гаранти

1 Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 2001.

2 Мэтьюз Д. Политики для народа. Граждане в

поиске своего места в политике. — М., 1995.

рующих соответствие продукции необ -ходимым стандартам. Поскольку ограни -чивается выбор и контроль за качеством услуг, потребители не всегда имеют воз -можность оценки полезности благ. В то же время у производителей затруднено получение достоверной информации о предпочтениях потребителей в продуктах или услугах общественного пользования. Это приводит к тому, что предпринима -тельские структуры не решаются вести такой бизнес, который дает возможность подключения к нему государственного или некоммерческого сектора.

Таким образом, недостатками рыноч ного механизма являются ситуации, при которых свободное действие рыночных сил не в состоянии обеспечить эффектив ное использование материальных ресурсов в ситуациях естественного монополизма, проявления нежелательных для обще -ства побочных эффектов, асимметричной информации.

Некоммерческие организации возни кают в ситуациях, в которых потребители не в состоянии дать правильную оценку количественной и качественной стороны услуги или товара, что связывается либо с самой природой предоставляемой услуги, либо с обстоятельствами, когда фирма предоставляет услугу. Это породило так называемую теорию невыполненного контракта Г. Хансманна3. В этой ситуа -ции население находится в условиях так называемого категорического ограни чения, при котором предполагается, что оказываемая государством услуга должна быть доступной для всех, универсальной и унифицированной. Именно здесь неза менимыми становятся услуги социально ориентированных некоммерческих орга низаций.

Вообще потребители оказываются более защищенными при взаимодействии с некоммерческими организациями, по скольку в основе последних лежит дух добровольного исполнения обязательств, поддерживаемый не мотивацией извле -чения прибыли, а внутренними ценност ными установками, т.к. деятельность их членов является фактором смыслообра -зующего характера. Социальная деятель ность членов некоммерческих социально направленных организаций ориентиру

3 Hansmann H. The Role of Nonprofit Enterprise // Yale Law Journal, 1980, № 89.

Рисунок 1. Схема появления некоммерческих организаций

ется на реализацию свободной воли и социально значимой потребности обще ства. Для предпринимательства жизненно необходим институт конкуренции, в то время как для организаций третьего сек тора, прежде всего социально ориенти рованных, не стремящихся к получению прибыли, — соответствие выполняемой работы идеалу их миссии.

Современные российские органы госу дарственной власти при решении социаль ных вопросов опираются в своей деятель ности на обобщенную макроскопическую информацию и потому не в состоянии учесть особенности интересов различных групп и слоев населения и специфику регионов.

Будучи добровольческими по своей сути, некоммерческие организации в состоянии более эффективно осуществлять функ ции социального обслуживания, т.к. они лучше понимают социальные проблемы. Именно поэтому ядром третьего сектора являются организации благотворительной направленности: осуществляя ту же де -ятельность, что и государственные учреж -дения, они делают это с большей степенью эффективности и гибкости.

Таким образом, социально ориентированные организации являются своего рода первопроходцами в области выяв -ления назревших социальных проблем, которые государственные структуры в силу своей отдаленности от населения или еще не выявили, или, выявив, не осо знали их значимости. Поэтому социально ориентированные некоммерческие орга низации могут быть своеобразным ори -

ентиром и показателем степени здоровья и благополучия общества1.

Социально-политическими основами формирования социально ориентиро ванных некоммерческих организаций являются недостатки деятельности власт ных структур с их бюрократизмом, одно образием, шаблонностью предоставления одинаковых социальных услуг без учета интересов групп населения и регионов, а также с необходимостью создания инсти тутов гражданского общества.

Говоря о формировании НКО, можно рассмотреть следующую схему их появле ния и развития (см. рис. 1):

• 1- й этап — появление социальной про -блемы;

• 2 - й этап — появление социальной группы решения, готовой заниматься дан ной проблемой с позиций добровольче ства;

• 3 - й этап — наличие (приложение уси -лий группы к их появлению) первичных ресурсов;

• 4 - й этап — наличие правового поля, не создающего препятствий для формирова ния НКО;

• 5 - й этап — признание НКО в качестве социального института;

• 6 - й этап — взаимодействие НКО с дру -гими некоммерческими организациями, реализующими сходные цели, и объеди -нение их в сетевые структуры.

Отсутствие любого из этапов или его выпадение из указанной схемы в перспек

1 Гражданские инициативы и будущее России / под ред. М.И. Либоракиной, В.Н. Якимца. — М., 1997.

тиве приводит к недостаточной комплек тации предпосылок для создания устой чиво работающих в обществе некоммер ческих организаций.

Таким образом, следует отметить, что в современную эпоху выдвигаются новые проблемы, требующие корректировки сложившихся в социуме приоритетов. Основные усилия СО НКО направляются на те области социальной деятельности, которые непосредственно определяют качественную сторону жизни, социаль -ную стабильность, национальную безо пасность, демографические проблемы, связанные с необходимостью поддержки материнства и детства, ограничением смертности и пр.

Социальная ответственность является психологическим составным элементом любого общества. Именно организации третьего сектора в состоянии в полной мере предоставить весомую поддержку различным социальным группам, что ока зывает воздействие на остальные секторы, которые вынуждены принимать правила игры, навязанные социально ориентиро ванными организациями, и более каче -ственно и результативно действовать в общественных интересах. В результате их деятельности население оказыва ется вовлеченным в процесс социальных изменений, в разработку общественных инноваций, что, в свою очередь, приводит к усилению ответственности государст венной власти, поскольку тем самым пра вительственные программы подвержены постоянному мониторингу со стороны социально ориентированных некоммерче ских организаций, что позволяет послед ним осуществлять политическое давление на все уровни власти.

При этом основные акценты должны переноситься с задач построения социаль ного партнерства на условиях взаимодей

ствия на задачи построения и реализации партнерства на базе системы взаимовы годного сотрудничества между государ ственными органами, органами местного самоуправления, некоммерческими орга низациями, особенно социальной ориен тации, и коммерческими структурами как тремя равноправными субъектами взаимо действия в целях объединения совместных усилий для реализации социально значи мых для государства и общества задач.

Взаимодействие и сотрудничество трех секторов при внутреннем соперничестве образует эффективно функционирующую систему гражданского общества, где осно вой является совпадение общественных и частных интересов.

При этом, согласно выстроенной нами схеме, для существования подобной системы, в которую встроены НКО, обя зательным является прохождение ряда этапов в процессе их создания и существо вания. Выпадение любого из этих этапов или значимое изменение, приводящее к дестабилизации положения НКО в обще -стве, приводит к резкому ослаблению некоммерческих организаций.

В частности, на данный момент в рос сийском социуме наблюдается два основ ных тренда, дальнейшее развитие которых может пагубно сказаться на судьбе неком мерческих организаций в России. Это падение инициативности общественных структур, готовых к диалогу между власт ными структурами, коммерческими и общественными организациями, а также ужесточение давления со стороны госу дарства, проявляющееся в последние годы (попытки формализовать, «легализовать» и законодательно оформить волонтерское движение), субъективный интерес госу дарства к источникам финансирования НКО и политизация вопроса их функцио нирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.