Экономические науки
35
УДК 338.2
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ
Баласултанов М.Г., магистрант 2-го курса,
направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Северо-Кавказский институт, г. Пятигорск E-mail: [email protected]
В статье делается упор на экономическую составляющую современного состояния некоммерческого сектора. Дается обоснование специфики «третьего сектора» экономики и приводятся объективные причины, выступающие в качестве сдерживающих факторов развития этой сферы в России. Также проводится анализ роли государства в развитии экономической эффективности некоммерческого сектора. Ключевые слова: «третий сектор», некоммерческая организация, экономическая теория, социальные проблемы, государство.
ASSESSMENT OF THE ECONOMIC ROLE OF THE NONCOMMERCIAL SECTOR IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES
Balasultanov M.G., undergraduate of the 2st course,
direction of preparation "The public and municipal administration",
FSBEI HE "Russian academy of national economy and public service under the President
of the Russian Federation", North Caucasian institute, city of Pyatigorsk
The article focuses on the economic component of the current state of the non-profit sector. The substantiation of the specificity of the "third sector" of the economy is given and the objective reasons that act as constraints to the development of this sphere in Russia are given. The role of the state in developing the economic efficiency of the non-profit sector is also analyzed.
Key words: "third sector", non-profit organization, economic theory, social problems, state.
Сегодня существуют экономические, социологические, политологические теории некоммерческого сектора. Исследование проблем функционирования организаций третьего сектора с позиций разных наук создает «точки соприкосновения», например, взгляд на роль социального капитала в развитии гражданского общества. Вместе с тем целостная экономическая теория некоммерческого сектора, объясняющая причины его возникновения и факторы развития, пока не сложилась. Во многом это объясняется высокой степенью разнородности некоммерческих организаций (НКО) с точки зрения их целей и принципов функционирования.
Существующие экономические теории неком-
мерческого сектора можно условно разделить на теории поведения и теории роли некоммерческих организаций в экономике. В западной литературе сформировались два основных направления теорий неприбыльного сектора (теорий роли): теории спроса на продукты НКО и теории предложения на основе данной формы хозяйствования. В рамках этих теорий сформулированы преимущества представителей «третьего» сектора, позволяющие им участвовать в межсекторной конкуренции с государством и бизнесом.
При этом некоммерческое производство имеет, разумеется, свою специфику. НКО производят чистые и смешанные общественные блага,
клубные блага (для своих членов), «доверительные» блага, merit goods (социально значимые блага), relational goods (блага, которые формируются в процессе взаимодействия, общения участников процесса производства).
К теориям спроса, объясняющим процессы создания и развития НКО можно отнести теорию рыночных провалов (контрактных провалов), теорию провалов государства, которой, в свою очередь, противопоставляется теория взаимозависимости.
В определенных условиях НКО пользуются большим доверием, чем государство и бизнес, что является их конкурентным преимуществом. Если представители государственного сектора не в состоянии производить какие-то услуги и товары, относящиеся к коллективным и социально значимым благам, то их могут начать создавать НКО, роль государства при этом может сводиться к поддержке развития НКО.
Теории предложения - теория социального (некоммерческого) предпринимательства, теория субсидирования, теория контроля стейкхолде-ров - объясняют появление и развитие НКО как проявления альтруизма граждан, стремящихся решать социальные проблемы.
С позиций теорий спроса некоммерческий сектор заполняет существующие лакуны, т. е. фактически занимаются тем, чего не делают по тем или иным причинам бизнес и государство. С точки зрения теорий предложения общество выбирает, где и как лучше производить коллективные блага и социальные услуги: в госсекторе, в бизнесе или в некоммерческом секторе. При этом НКО могут и не выдерживать конкуренции, т. е. при определенных условиях работать хуже государства или бизнеса (теория «трех провалов»).
Особенностью развития отечественного неприбыльного сектора является влияние множества дополнительных факторов, прежде всего институциональных, которые накладывают существенные ограничения на действие традиционных теорий. В частности, к факторам, ограничивающим спрос на услуги российского некоммерческого сектора можно отнести низкий уровень осведомленности о некоммерческих организациях как форме хозяйствования и об
их деятельности. Согласно некоторым опросам, около 50 % россиян не знают об НКО ничего. Высок и процент тех, кто не имеет представления о том, чем конкретно занимаются эти организации. Например, многие из наших сограждан не осознают, что негосударственные образовательные учреждения, товарищества собственников жилья (ТСЖ) - это некоммерческие организации.
Среди факторов, ограничивающих предложение услуг в некоммерческом секторе, -издержки по созданию НКО (за последнее время они выросли), по привлечению средств (проблема обострилась после «ухода» из России различных зарубежных НКО), издержки, связанные с ужесточением режима регулирования деятельности НКО со стороны органов власти.
Таким образом, предварительный анализ ситуации позволяет утверждать, что в России наблюдается низкий спрос и серьезные ограничения в предложении на услуги НКО. Этот вывод приводит к формулировке гипотезы: развитие некоммерческого сектора идет в нашей стране главным образом в рамках теорий предложения -социального предпринимательства и контроля стейкхолдеров.
В целях подтверждения или опровержения гипотезы был проведен корреляционно-регрессионный анализ, в процессе которого исследовались взаимосвязи между количеством неприбыльных организаций и основными экономическими показателями в российских регионах. Размеры некоммерческого сектора в субъектах РФ (количество НКО на 10 тыс. чел.) существенно отличаются: этот показатель варьируется от 6 до 48. При этом в первой половине 2008 г. наблюдалось резкое сокращение числа зарегистрированных организаций, что является следствием ужесточения законодательства и проведения органами власти масштабных проверок организаций некоммерческого сектора.
Полученные результаты с большой вероятностью позволяют предположить, прежде всего, положительную зависимость между размерами некоммерческого сектора и таким фактором предложения как уровень занятости. При этом показатели спроса - уровень бедности и этни-
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ
ческое разнообразие практически не влияют на количество НКО.
Очевидно, что есть и дополнительные факторы, которые следует учитывать в дальнейшем, например, наличие в регионах инфраструктуры некоммерческого сектора (ресурсных центров), а также характер отношений НКО с местными властями.
Одна из проблем, с которой столкнулись исследователи, - большая разнородность организаций некоммерческого сектора. Так, ТСЖ, объединения садоводов и огородников - это формы экономической самоорганизации, чьи принципы деятельности существенно отличаются от принципов организаций, составляющих «ядро» некоммерческого сектора (общественных объединений, ассоциаций, автономных некоммерческих организаций). Было бы полезно сравнить факторы развития этих НКО с другими некоммерческими организациями, а также с коммерческими компаниями. Общий же предварительный вывод, который можно сделать, таков: некоммерческий сектор в России существует в основном благодаря инициативе и активности отдельных граждан, формирующих предложение некоммерческого сектора. При этом спрос на услуги НКО в целом невелик.
Однако нельзя умалять значение того факта, что в свою очередь противопоставление теорий государственных провалов и взаимозависимости применительно к некоммерческому сектору несколько искусственно, ведь помимо названных в докладе факторов, на возникновение и развитие НКО влияют и другие. А сами некоммерческие организации часто возникают как раз там, где нет ни государства, ни бизнеса, где есть лакуны.
Само противопоставление этих теорий началось с исследований в рамках Проекта сравнительного анализа развития некоммерческого сектора Университета Джонса Хопкинса, Казалось бы, чем меньше государство тратит на производство общественных благ, тем больше должен быть некоммерческий сектор, призванный заполнить лакуны. Но во многих странах картина наблюдается иная: чем больше выделяется бюджетных средств на социальную сферу, тем больше неком-
мерческий сектор, т. к. значительная часть этих госсредств направляется на поддержку неприбыльных организаций, работающих в этой сфере. Очевидно, что на первый план выходит такая причина роста числа НКО как создание государством благоприятных условий для их развития. Но у этого процесса есть оборотная сторона: тесное взаимодействие с органами власти в качестве подрядчиков в сфере социального обслуживания может приводить к бюрократизации НКО, а предоставляемые им преференции в ряде случаев могут быть использованы в корыстных целях.
Евгений Капогузов, заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства Омского государственного университета считает, что необходимо говорить не только о «трех провалах» - государства, рынка и некоммерческого сектора, - но и о «провалах общества», т. е. о пассивности большинства граждан при решении социальных и экономических проблем.
Несомненно, одной из основных причин низкой активности российских граждан и, следовательно, недостаточного развития некоммерческого сектора является общественная инертность, сформировавшаяся в результате подавления государством общественной инициативы в течение многих десятилетий.
В работах отечественных ученых по данной проблематике, таких как Александр Аузан, Виталий Тамбовцев и других раскрываются отдельные сегменты некоммерческого сектора, а в целом обобщающих работ по экономической теории некоммерческого сектора немного.
Гражданское общество развивается не только под влиянием экономических факторов, но и социокультурных и прочих. Их нельзя исключать из исследования, так как общая картина в таком случае может быть искажена. Неэкономические факторы в рамках указанных теорий тоже имеют значение, например, национальное или религиозное многообразие. В западных странах, чем больше конфессий представлено в регионе, тем более развит неприбыльный сектор. Однако для окончательных выводов в отношении российских регионов требуется специальное исследование.
Исходя из вышеизложенного, единственно возможной теорией, объясняющей, как и почему развиваются НКО, является теория предложения. Однако необходимо учитывать тот факт, что «выбирает всегда не общество, а человек,
индивид». Поэтому использование таких понятий, как «общественное настроение», «общественный выбор», значение которых не всегда ясно, может увести исследователя далеко от проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Князева М.В. Функционирование некоммерческих организаций в Российской Федерации на современном этапе и их влияние на социально-экономические процессы // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344. С. 141-144.
2. Грищенко А.В. Налогообложение некоммерческих организаций: проблемы и перспективы: монография. М.: Дело и Сервис, 2013. - 160 с.
3. Гурская М.М., Владимирова М.А. Нормативно-правовое регулирование некоммерческих организаций: настоящее и будущее // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 4. С. 130-137.