Татьяна КАЛУГИНА
ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
В статье проанализированы теоретические подходы к феномену социального предпринимательства. Выявлена связь социального предпринимательства с предпринимательством в целом, а также рассмотрена его специфика.
The article analyses theoretical approaches to the phenomenon of social entrepreneurial activity. Connection of social entrepreneurial activity with entrepreneurship on the whole was revealed; specificity of social entrepreneurship is considered.
Ключевые слова:
социальное предпринимательство, предпринимательство, социальные проблемы, виды капитала, социальный капитал, креативность, инновация; social entrepreneurial activity, entrepreneurship, social problems, types of capital, social capital, creativity, innovation.
КАЛУГИНА Татьяна Геннадьевна — к.и.н, эксперт Иркутского межрегионального института общественных наук [email protected]
Социальное предпринимательство как практическая деятель -ность, интегрирующая процесс получения экономической и социальной выгоды, получило широкое развитие во второй половине XX в. Широко известны основанная Б. Стриклэндом в 1968 г Гильдия манчестерских ремесленников1, использующая воз -можности изобразительного и исполнительского искусства для раз -вития городских сообществ, банк «Грамин», основанный в 1976 г. профессором М. Юнусом для искоренения бедности и поддержки бедных женщин в Бангладеш2. За свою деятельность М. Юнус стал в 2006 г. лауреатом Нобелевской премии мира. На русском языке опубликована его работа, посвященная концепции «социального бизнеса»3. Типичным представителем глобальной организации социального предпринимательства, поддерживающей социально предпринимательские инициативы по всему миру, является фонд «Ашока», основанный Б. Драйтоном в 1981 г.4 По сравнению с дру -гими образцами социальной работы организаций коммерческого и некоммерческого сектора, социальное предпринимательство, раз личаясь по сфере деятельности и условиям предоставления услуг, выделяется тем, как оно работает. Ключевыми здесь являются понятия инновации и предпринимательства.
В разных странах социальное предпринимательство развива -ется в разных социально экономических и культурных контек стах. Глубокий сравнительный анализ этого содержится в работе «Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования»5.
Часть исследователей рассматривают социальное предпринима -тельство как процесс создания ценностей путем сочетания ресур -сов новыми способами. Эти комбинации ресурсов предназначены в первую очередь для изучения и использования возможностей получения социального блага путем стимулирования социальных изменений или удовлетворения социальных потребностей. С точки зрения Мартина и Осберга, ключевым словом в категории соци -
1 http://www.manchesterguild.org
2 http://www.grameen- info.org
3 Юнус М. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. — М. : Альпина Паблишерз, 2010.
4 http://www.ashoka.org
5 Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования — М. : ИД Высшей школы экономики, 2011.
ального предпринимательства является «предпринимательство», а «социальность» играет лишь модифицирующую роль1. Основное различие, по мнению авторов, лежит не в плоскости мотивации (делать ради денег или из альтруизма), а в сфере характеристик «предвосхищаемой и про -изводимой ценности» (блага).
Несмотря на то что преимущества, кото -рые дает социальное предприниматель -ство, ясны очень многим, его реальное зна -чение и специфика недостаточно исследо -ваны. В условиях растущей популярности социальное предпринимательство может означать разное для разных людей. Это обусловлено как относительной новизной термина, так и разнообразием социальных инициатив, которые различаются по мас -штабам, целевым группам и странам. Для одних социальное предпринимательство ассоциируется исключительно с непри быльными организациями, открывшими какие -либо доходные предприятия. Другие понимают под этим непременно непри -быльные организации. Третьи считают его разновидностью социальной ответствен -ности бизнеса, реализующего социально значимые программы через независимые организационные структуры.
В экономической теории главными при -знаками любого предпринимателя счита -ются готовность рисковать и делать инве -стиции, а также стремление к прибыли. Но после работ Пьера Бурдье также известно, что типов капиталов бывает много. Еще раз повторим, что в феномене социаль -ного предпринимательства можно выде лить две важные составляющие. Первая из них связана с социальным развитием и выражается в том, что:
1) результаты деятельности предприни -мателя связаны с социальным бытием;
2) предприниматели используют раз -личные формы социального капитала, связанные с другими формами капитала;
3) организации, создаваемые предпри -нимателями для реализации своего биз неса, являются общественными, потому что не принадлежат владельцам и не рас сматривают прибыль как свою основную цель и представляют собой часть граждан ского общества.
Вторая составляющая, связанная с пред принимательством, отражается в том, что:
1 Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition // Stanford Social Innovation Review, 2007, spring.
1) предприниматели всегда сталкива -ются с вызовами со стороны неожиданных обстоятельств;
2) они вдохновляются осознанием своей миссии, связанной с решением опреде ленных проблем;
3) социальный предприниматель всегда выступает как инноватор, занятый разви тием новых сервисов и организаций2.
В России на данный момент реализу ются различные проекты, целью которых является развитие социального предпри нимательства в разных сферах. На этом пути встречается ряд препятствий.
Проведенный И.Б. Рутковской ана -лиз ситуации в ряде российских городах позволяет сделать следующие выводы.
• В силу новизны и неоднозначности понятия социального предприниматель ства необходимо уделить особое внимание формированию в предпринимательском сообществе и в российском обществе в целом ясного понимания этого термина и связанных с ним понятий «социальное предприятие» и «социальный предприни матель».
• Большинство участников состояв шихся встреч и интервью видят главную причину социальных проблем в низких доходах населения и связывают социаль -ное предпринимательство с вовлечением трудоспособных представителей малообеспеченных слоев/групп населения в активную экономическую деятельность посредством создания ими собственного бизнеса или создания для них рабочих мест с учетом их возможностей и ограни чений.
• К числу основных препятствий, сдерживающих развитие социального предпринимательства, следует отнести отсутствие необходимых знаний и навы ков предпринимательской деятельности. Поэтому одной из задач должно стать обу чение основам предпринимательства и применению бизнес подходов к решению социальных задач.
В последнее время социальное предпри нимательство получает все большую под держку правительства и президента РФ. Формируется нормативное обоснование феномена социального предпринима -тельства и ставится вопрос о его законо дательном закреплении. В июне 2011 г. в
2 Борнштейн Д. Как изменить мир: Социальное предпринимательство и сила новых идей. — М. : Альпина Паблишер, 2012.
Министерстве экономического развития РФ утвержден перечень видов предпри -нимательской деятельности, которые в 2012 г. будут поощряться грантами из гос бюджета. В этот список впервые вклю чена строка «социальное предпринима тельство». В мае 2011 г. по инициативе премьер министра В. Путина создано Агентство стратегических инициатив, в чьи задачи, в частности, входит поддержка социальных проектов и нового бизнеса
— социально ориентированных органи -заций, а также распространение лучших практик развития социальных проек тов в регионах РФ. Особую роль в раз витии социально предпринимательской деятельности играют некоммерческие фонды. Среди них необходимо выделить фонд «Наше будущее» (основан в 2007 г.), который инициирует проекты, развивает их, оказывает финансовую поддержку по средством грантов и беспроцентных кре дитов (поддержано 23 проекта).
Расширение сети социальнопредпринимательских инициатив ориен тировано, прежде всего, на региональный уровень. Это предполагает конструктив ное отношение к ним со стороны местных органов власти. В Иркутске и Иркутской обл. движение социального предпринима тельства еще не оформлено, хотя регион обладает достаточным потенциалом для развития этого типа бизнеса.
• Имеются инициативные люди, распо лагающие реалистичными бизнес идеями с целевой направленностью на решение/ смягчение существующих социальных проблем и улучшение качества жизни местного сообщества. О наличии про ектов свидетельствуют результаты кон курсов, реализуемых в рамках программ поддержки малого и среднего предпри нимательства, молодежных и социальных программ Иркутской обл.
• Существует необходимая инфра структура, включающая организации, оказывающие поддержку начинающим и действующим предпринимателям, а также организации/структуры, ориентирован ные на решение социальных проблем и способные оказать содействие социаль -ным предпринимателям в реализации их инициатив.
• Развиваются целевые программы, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства и реше ние социальных проблем, которые можно
использовать для ресурсного обеспечения деятельности социальных предпринима телей.
Ключевой структурой в реализации программы развития социального пред принимательства в Иркутске может стать «Школа социального предпринима тельства». Реализация данного проекта направлена на решение ключевой про блемы развития социального предприни мательства, которая заключается в недо статочном уровне профессиональной подготовки социальных предпринима телей, их слабой информированности по различным вопросам предприниматель ской деятельности, в т.ч. в сфере социаль -ных бизнес - проектов. Обучение в Школе социального предпринимательства про -водится на основе международной серти фицированной программы «Социальное предпринимательство 2.1». Эта программа была разработана специально сформи рованной группой российских и между народных экспертов из России, Бельгии, Финляндии, прошла апробацию в рамках работы ШСП в Омске.
В программу обучения входят:
I. Образовательный компонент в виде трех модулей:
1) «Вызовы времени и социальное пред принимательство»;
2) «Социально предпринимательский проект»;
3) «Инструменты продвижения социально предпринимательского про екта».
II. Консалтинговый компонент, кото -рый предусматривает:
1) консультации слушателей школы со стороны экспертов;
2) коучинг слушателей школы со сто роны менторов из числа успешных дей ствующих предпринимателей и предста вителей органов власти.
Работа по развитию институтов социаль -ного предпринимательства предполагает, что в ситуации ограниченности ресурсов на муниципальном уровне будет задей -ствована технология, позволяющая раци -онально расходовать бюджетные средства, предоставляющая возможность решать проблемы региона силами самого сообще ства без значительных финансовых влия ний, но на условиях административной поддержки различных предприниматель ских инициатив со стороны властей. Это соотносится с основными принципами
Концепции стратегии развития Иркутска. Важным принципом, связанным с идеей «степ - бай - степ» (step by step), является тиражируемость результатов работы ШСП, возможность их распространения. Деятельность школы связана с проработ кой конкретного бизнеса и формирова нием (благодаря интеллектуальному экс пертному ядру школы) моделей на его базе. Как возможная структура развития ШСП может стать эффективной частью инфра структуры поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) в городе. Это связано не только с конкретными проектами, но и с технологиями. В Иркутске развивается инфраструктура поддержки МСБ, вклю -чающая: фонды развития МСБ, муни -ципальную Программу развития МСБ, проект создания центра поддержки МСБ, систему оказания специальных образова тельных услуг (консультации и обучение в сфере МСБ).
Среди возможных сфер развития СП наиболее очевидными являются сфера образования (в т.ч. дошкольного и допол -нительного) и национально культурные центры как ресурс городского развития. В сфере дополнительного образования возможна реализация проектов на базе средних общеобразовательных школ, системы среднего и высшего профес сионального образования. Социально-предпринимательские проекты могут решать такие задачи, как:
— укрепление позиций самих образова -тельных структур (развитие их автономно -сти, что подразумевает создание при них коммерческих структур);
— решение проблем профессиональной адаптации и частично — трудоустройства (для ссузов и вузов);
— развитие различных форм детских
садов (частные сады, группы временного пребывания) — для дошкольного образо -вания.
Распространенной темой в социальном предпринимательстве являются проекты, направленные на постинтернатное сопро вождение — привлечение детей - сирот к разным проектам. Отдельную группу, которую можно задействовать в различных бизнесах СП, составляют лица с ограни ченными возможностями. Важно подчер -кнуть, что, помимо развития МСБ, соци альное предпринимательство работает на активизацию деятельности НКО как важ ного ресурса местного сообщества. В рам ках социального предпринимательства НКО могут наметить новые перспективы своего развития, в т.ч. предприниматель -скую деятельность, не противоречащую своим уставам, а именно приоритетность решения социальных задач.
Социальное предпринимательство выступает как значимый фактор решения сложных региональных социальных про блем, развития инновационной регио -нальной среды (описание конкретных проектов Школы социального предпри -нимательства ИГУ), как дополнительный стимул к развитию малого и среднего предпринимательства и как важный резер вуар накопления социального капитала, способствующего развитию сетей доверия в современном российском обществе.
Статья подготовлена в рамках проекта «Политическая модернизация российских регионов: вызовы и риски». Соглашение от 26.07.2012 г. № 14.B37.21.0282. Министерство образования и науки РФ, Иркутский государственный университет «Программа стратегического развития». Проект Р222-МИ-005.