Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ М. РОБЕСПЬЕРА'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ М. РОБЕСПЬЕРА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
318
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗЗРЕНИЕ / ПРАВА ГРАЖДАНИНА / ВЛАСТЬ / РЕЖИМ СВОБОДЫ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ТЕРРОР / АППАРАТ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шаталова П.В., Калашникова Е.Б.

В статье рассматриваются основные политические и правовые взгляды М.Робеспьера. Уделяется внимание тому, какие начала должны лежать в фундаменте политического союза. А также дана характеристика основных концепций М.Робеспьера. Данные концепции внесли значительный вклад в развитие французской истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шаталова П.В., Калашникова Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL VIEWS OF M. ROBESPIERRE

The article examines the main political and legal views of M. Robespierre. The attention is paid to what beginnings have to lie in the base of the political union.As well as the characteristic of the basic concepts of M. Robespierre. These concepts have made a significant contribution to the development of French history.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ М. РОБЕСПЬЕРА»

2.Павлов, П. С. Сертификация систем качества / П. С. Павлов, И. И. Хафизов // Молодой учёный. - 2017. - № 8(142). - С. 62-65.

3.Ватин Н.И. Контроль качества строительной продукции / Ватин Н.И., Макеев П.В., Вегера А.Г., Самопляс Т.В.// Методические указания. СПб. 2003-13 с.

УДК 9

Шаталова П.В. студент 1 курс, Институт права ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»

РФ, Самара Калашникова Е.Б, к.и.н., доцент кафедра теории и философии права ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»

РФ, Самара

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ М. РОБЕСПЬЕРА Аннотация: В статье рассматриваются основные политические и правовые взгляды М.Робеспьера. Уделяется внимание тому, какие начала должны лежать в фундаменте политического союза. А также дана характеристика основных концепций М.Робеспьера. Данные концепции внесли значительный вклад в развитие французской истории.

Ключевые слова: воззрение, права гражданина, власть, режим свободы, правительство, террор, аппарат государства.

Shatalova P. V. 1st year student, Institute of Law Samara State University of Economics

Russia, Samara

Kalashnikova E.B., Candidate of historical Sciences, associate Professor

Department of theory and philosophy of law Samara State University of Economics

Russia, Samara POLITICAL AND LEGAL VIEWS OF M. ROBESPIERRE Abstract: the article examines the main political and legal views of M. Robespierre. The attention is paid to what beginnings have to lie in the base of the political union. As well as the characteristic of the basic concepts of M. Robespierre. These concepts have made a significant contribution to the development of French history.

Key words: view, citizen rights, power, freedom regime, government, terror, state apparatus.

Одно их важнейших мест в развитии истории политических и правовых учений принадлежит М. Робеспьеру. Невозможно полностью понять движение силы и ход исторического развития Франции XVIII, если

не изучить деятельность Робеспьера. Также невозможно полностью усвоить истоки тенденций политико-правовой науки и некоторых направлений национальной общественной мысли вплоть до наших дней.

Сущность общности политико-юридических воззрений Робеспьера составляют положения о государственной власти, об аппарате государства, о принципах его построения и функционирования. По мнению Робеспьера, три элемента должны находиться в основании политического союза: первым из них является обеспечение и охрана естественных прав гражданина, совершенствование всех его способностей. Вторым - право каждого гражданина на участие в законодательстве и управлении, определённое безусловным равенством и свободой людей, данной им от рождения. Третьим - верховенство власти народа в государстве. Какая бы ни была ситуация, народ всегда имеет право решать свою судьбу сам. «Когда один член общества подвергается угнетению, то очевидно угнетение и всего общества. Если общество подвергается угнетению, то угнетению подвергается и каждый член общества». Право на сопротивление угнетению следует из других прав человека. Суждения о независимости народа и о том, что общество не может стать свободным, не освободившись от угнетения и произвола почти каждого своего члена, стали важными приобретениями прогрессивной политической мысли [6, с. 163]. Изначально Робеспьер полагал, что народ, все граждане имеют право пользоваться свободой и уважением, вне зависимости от того, что возможность народа, всех граждан пользоваться свободой и уважением не обусловлена напрямую той или иной комбинацией правительственных учреждений и законов. Но по мере нарастания революции, он начинает ещё сильнее осознавать разницу социально-политического содержания форм правления.

Робеспьер выступает против диктаторских инструментов осуществления власти до конца 1973 года. Он убеждён, что нужно выносить смертный приговор каждому, кто предложит форму власти, которая наносит вред режиму свободы, установленному Французской республикой [4, с. 62]. В период этого времени Робеспьер придерживается мнения, что гарантией для режима свободы является не столько усиление репрессий против его врагов, сколько надёжное функционирование государственно-правовых механизмов, которые обеспечивают индивидуальную и общественную свободу. В речи «О Конституции» он предлагает Конвенту исполнить разделение власти, чётко выделить административный аппарат и законодательные учреждения, рассмотреть сокращение сроков полномочий всех должностных лиц, особенно тех, которые обладают широкими полномочиями, эти лица должны находиться в зависимости от суверена, то есть, народа, а не от отдельных лиц[2, с. 105].

Отличительной чертой Робспьера, как политического мыслителя является разработанная им концепция конституционного и революционного правительства. После создания этой концепции существенно меняется весь комплекс робеспьеровских политико-правовых идей. В них ярко выражается

тяготение к авторитарным формам властвования. Заметен уклон в сторону правового нигилизма. Выделяется два типа правительства. Конституционное правительство, целью которого является сохранение утвердившейся республики, занятие гражданской свободы. Революционное правительство действует в бурных обстоятельствах. Он отмечает, что террор - это сосуществование либерально-демократических и авторитарных идей.

В речи «О принципах революционного правительства» отображено разграничение двух типов правительства. В данной речи Робеспьер придерживается мнения, что «конституционный корабль» создаётся из расчёта на плавание только в «спокойном море», в той атмосфере, где не придётся идти «навстречу противному ветру»[7, с. 47].

Целью конституционного правительства является сохранение уже утвердившейся республики, в первую очередь, занятие гражданской свободой, охрана индивидов от злоупотреблений, допускаемых публичной властью. «Конституция - это режим мирной и победоносной свободы».

Правительство революционное представляется Робеспьеру иначе. Оно существует для того, чтобы действовать в бурных обстоятельствах: когда «на море не штиль, а шторм», когда в стране происходит революция. В общем, это правительство является непосредственным продуктом и одновременно прямым орудием совершаемой революции. Здесь очень важно отметить и всегда иметь в виду понятие самой сути революции Робеспьером. По мнению Робеспьера, в первую очередь, она обозначает состояние войны в обществе. «Революция - это война свободы против ее врагов».

Сравнение революции с войной значительно повлияло на характер видения Робеспьером лагеря «врагов свободы», а также на интерпретацию робеспьеровских задач и методов борьбы с людьми, которые находятся в этом лагере. Кем же являются эти люди? Ясно, что это различные заговорщики, посягающие на свободу и пытающиеся её уничтожить, лица, выступающие против мероприятий революции. Но не только они одни. Контрреволюционерами признаются все носители «безнравственного», «неблагоразумного» «растленного». «Врагам свободы»,

контрреволюционерам революционное правительство должно нести только смерть. Положение войны предписывает, по Робеспьеру, правительству необходимость действовать чрезвычайно активно и, главное, «быть более свободным в своих движениях», нежели являются институты власти в мирное время. Просьба дать правительству на время революции, то есть, войны возможность следовать «менее единообразным и менее строгим правилам» расценивается как санкция на несвязанность центральной власти законами суверена [1, с. 41].

Робеспьер понимает, чем опасна власть революционного правительства. Поэтому звучат его успокаивающие и обнадёживающие речи о том, что это правительство обойдёт произвол, будет заботиться только о благе народа, справедливости и т.п. Гарантиями служения революционной

власти общественным интересам, правам человека, свободе являются «честность», «чистота», добродетель тех, кто стоит у власти [5, с. 154].

Ясно, что немалое количество проблем возникает и в процессе изучения террора. Очевидно, Революция не относится к данному катастрофичному событию, так же как и роль Робеспьера в истории Революции не относится к роли «террориста», создателя террора. Несмотря на это, Робеспьер и террор неразрывны: рассуждать на тему одного непременно значит рассматривать и другое [3, с.14].

Цели, заставившие Робеспьера поддерживать идею об обязательном обращении к принципам насилия, используя террор для борьбы со старыми правилами, ради установления республиканско-демократического строя, «подсказаны» ему некими мировоззренческими и идеологическими представлениями. Робеспьер отождествляет террор со справедливостью.

По мнению Робеспьера террор - это благое дело. Он видит в нём «следствие общего принципа демократии». Но он уточняет, что террор - это сосуществование либерально-демократических и авторитарных идей, его необходимо приводить в ход «при самых важных потребностях отечества». «Но кто и соответственно каким установленным критериям станет определять, когда и на какой срок появляются эти «наиболее важные потребности»? Конкретного ответа на подобные вопросы до сих пор нет. У Робеспьера и его приверженец, спасателей Отчества, в сознании тайно витает мысль о возможности заставить нацию построить свободное, справедливое общество, применяя меры насилия.

Таким образом, смысловым ядром совокупности политико-юридических робеспьеровских воззрений являются положения о государственной власти, об аппарате государства, о принципах его построения и функционирования.

Использованные источники:

1.Абаков К.В. Взгляды М. Робеспьера // История. - 2015. - №9.

2.Гончар Н.И. Традиции и новаторство в "Театре революции" Ромена Роллана ("Дантон", "Четырнадцатое июля", "Робеспьер"): Дис. ... канд. филолог. наук. - Черновцы, 1984. - 203 с.

З.Замолодская О.М. Социально-философский анализ истории понятия «террор/терроризм»: Автореферат дис. ... канд. философ. наук. - М., 2013. -26 с.

4.Левандовский А. Робеспьер. - М.: Молодая гвардия, 1965. - 304 с.

5.Мясников А.Г. И. Кант и М. Робеспьер: Критика политического деспотизма ожидание прогрсса // Философия и общество. - 2008. - №2.

6.Соломатин В.В. Буонарроти и Робеспьер // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2003. - №3.

7.Linton M. Robespierre, the French Revolution's Man of Terror // BBC History Magazine. - 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.