Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ РЕВОЛЮЦИОННОГО ТЕРРОРА'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ РЕВОЛЮЦИОННОГО ТЕРРОРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1171
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ТЕРРОР / МОНАРХИЯ / РЕСПУБЛИКА / ЯКОБИНЦЫ / ЖИРОНДИСТЫ / FRENCH REVOLUTION / TERROR / MONARCHY / REPUBLIC / JACOBINS / GIRONDINS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акопьянц А. С.

История Великой французской революции 1789-1799 гг. до сих пор занимает важное место в отечественной и зарубежной литературе. Она сокрушила феодально-абсолютистский строй, расчистила почву для победы и утверждения капитализма в передовых странах. В ходе революции была проведена огромная созидательная работа, выработана знаменитая Декларация человека и гражданина 1789 г., ставшая основой для становления международно-правового института защиты прав человека. Вместе с тем впервые в истории в ходе революции был применен жесточайший массовый террор против «врагов народа» (это понятие трактовалось произвольно). В данной статье предпринята попытка выявить объективные и субъективные факторы «революционного правосудия», избегая при этом упрощения и тенденции свести причины террора к «злой воле» вождей революции. В то же время автором показаны причины эволюции взглядов вождя якобинской диктатуры М. Робеспьера от первоначального неприятия смертной казни как меры наказания к активной поддержке беспощадного террора против «врагов народа». Террор, начавшийся стихийно с самого начала революции в форме насильственных эксцессов со стороны народа, получил во время якобинской диктатуры статус государственной политики. Изучение вопроса об истоках революционного террора дает определенный «ключ» к пониманию политических репрессий в нашей стране. Революция 1917 г. в России закономерно пробудила всплеск интереса к революции французской. Новый этап обращения к опыту Великой французской революции наступил во время внутрипартийной борьбы в 1920-х - начале 1930-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE ORIGINS OF REVOLUTIONARY TERROR

The history of the French Revolution of 1789-1794 still occupies an important place in Russian and foreign literature. It destroyed the feudal absolutist system, cleared the ground for the establishment of capitalism in the developed countries. During the Revolution, a huge creative work was carried out, the famous Declaration of the Rights of Man and of the Citizen of 1789 was developed, becoming the basis for the formation of the international legal institutions for the protection of human rights. At the same time, during the Revolution cruel mass terror was used against “enemies of the people” for the first time in history (at that time the concept was interpreted broadly and arbitrarily). The article attempts to identify the objective and subjective factors of the “revolutionary justice”, while avoiding simplifications and the tendency to reduce the causes of terror to the “evil will” of the Revolution leaders. The author also shows the reasons for the evolution of the views of the leader of the Jacobin dictatorship M. Robespierre from the initial rejection of the death penalty as a measure of punishment to the active support of merciless terror against “enemies of the people”. The terror, that spontaneously begun at the very breakout of the revolution in the form of violent excesses by the common people, later received the status of the state policy during the Jacobin dictatorship. The study of the origins of the revolutionary terror provides a clue to understanding the political repression in the Soviet Union. The revolution of 1917 in Russia naturally aroused a surge of interest in the French revolution. A new stage in the appeal to the experience of the French revolution began during the internal Bolshevik party struggle in the 1920s and early 1930s.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ РЕВОЛЮЦИОННОГО ТЕРРОРА»

ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 94

А. С. Акопьянц

К вопросу об истоках революционного террора

История Великой французской революции 1789-1799 гг. до сих пор занимает важное место в отечественной и зарубежной литературе. Она сокрушила феодально-абсолютистский строй, расчистила почву для победы и утверждения капитализма в передовых странах. В ходе революции была проведена огромная созидательная работа, выработана знаменитая Декларация человека и гражданина 1789 г., ставшая основой для становления международно-правового института защиты прав человека. Вместе с тем впервые в истории в ходе революции был применен жесточайший массовый террор против «врагов народа» (это понятие трактовалось произвольно).

В данной статье предпринята попытка выявить объективные и субъективные факторы «революционного правосудия», избегая при этом упрощения и тенденции свести причины террора к «злой воле» вождей революции. В то же время автором показаны причины эволюции взглядов вождя якобинской диктатуры М. Робеспьера от первоначального неприятия смертной казни как меры наказания к активной поддержке беспощадного террора против «врагов народа». Террор, начавшийся стихийно с самого начала революции в форме насильственных эксцессов со стороны народа, получил во время якобинской диктатуры статус государственной политики. Изучение вопроса об истоках революционного террора дает определенный «ключ» к пониманию политических репрессий в нашей стране. Революция 1917 г. в России закономерно пробудила всплеск интереса к революции французской. Новый этап обращения к опыту Великой французской революции наступил во время внутрипартийной борьбы в 1920-х - начале 1930-х гг.

Ключевые слова: Великая французская революция, террор, монархия, республика, якобинцы, жирондисты.

Вопрос о том, является ли «революционное правосудие» (террор) в период революционных потрясений объективной необходимостью или проявлением «злой воли» вождей революции, - один из наиболее актуальных в зарубежной и отечественной литературе, посвященной истории революций. Обращение к истории Великой французской революции, в ходе которой был впервые применен массовый террор против «врагов революции», дает возможность понять, что субъективный фактор, связанный с личностными установками и этическими представлениями вождей революции, играет важную роль для понимания истоков революционного террора.

Идейным вдохновителем революционного террора, который осуществляется в целях «революционной необходимости», многие считают Максимилиана Робеспьера, одного из главных вождей Великой французской революции 1789-1799 гг. Он родился 6 мая 1758 г. в г. Аррасе в семье потомственных юристов. По семейной традиции он изучал право в престижном лицее Людовика Великого в Париже, а затем окончил юридический факультет Сорбонны. После окончания университета он начал заниматься адвокатской практикой в

родном Аррасе и быстро приобрел популярность в своей профессии. Первые шаги М. Робеспьера на юридическом поприще совпали с назреванием великих событий. В середине ХУШ в. власть французских королей казалась незыблемой, но это было не так. Давно копившееся недовольство со стороны так называемого третьего сословия (95 % населения Франции) прорвалось в 1789 г., когда Людовик XVI созвал Генеральные штаты - совещательный орган, представлявший собрание депутатов от трех сословий. Депутатом от своей провинции в Генеральные штаты от третьего сословия был избран М. Робеспьер. Целью Генеральных штатов, открытых 5 мая 1789 г. в Версальском дворце, было решение проблемы острого бюджетного дефицита. Неожиданно для короля экономическая повестка сменилась политической. Представители третьего сословия потребовали расширения своих прав. 17 июня собрание третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием. Этим самым оно становилось высшим представительным и законодательным органом всего французского народа. К Национальному собранию постепенно присоединились депутаты от духовенства и дворян. Депутаты от всех трех со-

словий 9 июля провозгласили Национальное собрание учредительным, т. е. учреждающим новую государственность Франции. В ответ на планы короля силой разогнать Учредительное собрание в Париже вспыхнуло восстание, к которому присоединились солдаты Французской гвардии. 14 июля 1789 г. была захвачена крепость-тюрьма Бастилия, бывшая символом политических репрессий. Здание тюрьмы было разрушено вскоре после штурма крепости. После событий 14 июля по Франции прокатилась волна «муниципальной революции», в ходе которой новые революционные муниципалитеты возникли по всей стране, заменив собой прежние власти. Началась Великая французская революция.

Учредительное собрание начало проводить радикальные реформы. Был принят закон о равенстве всех граждан перед законом. Отменялись все сословия, институт наследования дворянства и титулы. Было национализировано церковное имущество. Под давлением крестьянских восстаний были отменены феодальные повинности крестьян. Высшей властью объявлялась нация, а не король. 26 августа Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (17 ст.). В качестве естественных и неотъемлемых прав она провозглашала равенство в правах, свободу, частную собственность, сопротивление угнетению, презумпцию невиновности, свободу слова и совести [1, с. 250-282]. В период 1789-1791 гг. в связи с обсуждением в Учредительном собрании различных законопроектов М. Робеспьер неоднократно выступал по разным вопросам. В 1789 г. он выступил 69 раз, в 1790 г. - 125 раз, в 1791 г. - 328 раз. Он становился все более популярным в народе.

В своих выступлениях он неоднократно останавливался на вопросах уголовного права. Большую речь в Учредительном собрании он произнес в связи с обсуждением проекта Уголовного кодекса 1791 г. Проект подвергся длительному рассмотрению, особое внимание в нем было обращено на решение вопроса о том, сохранить ли в качестве наказания смертную казнь (проект ее исключал).

В прениях выступило большое число депутатов. С речью, специально посвященной вопросу о смертной казни, выступил и М. Робеспьер (в 1906 г. речь «О смертной казни»

была издана на русском языке в виде брошюры издательством «Жизнь»). М. Робеспьер выступил против смертной казни и призвал депутатов исключить из кодекса «кровавые законы, предписывающие юридические убийства», ибо их не могут допустить ни общий интерес, ни разум, ни человеколюбие. Он стремился доказать два основных положения:

1) смертная казнь крайне несправедлива;

2) она гораздо более способствует увеличению преступлений, чем их предупреждению. По мнению М. Робеспьера, общество не имеет права казнить человека. Ничто не оправдывает казнь преступника, уже не могущего причинить вред обществу, так как он находится в руках правосудия. Цель наказания состоит не в том, чтобы мучить виновных, а в том, чтобы предупреждать преступления. Но смертная казнь вовсе не является средством предупреждения преступлений. Если бы это было так, то, очевидно, в тех странах, где она широко применяется, совершалось бы меньше всего преступлений. Между тем на деле происходит как раз обратное.

М. Робеспьер высказывался и о судебных ошибках, осуждении невиновных людей и показал, что в этих случаях применение смертной казни оказывается роковым наказанием невиновного человека. Мягкость уголовных законов, указывал М. Робеспьер, сопутствует свободе, мудрости, гуманности управления. Поэтому французский народ не должен применять в качестве наказания смертную казнь [2]. Против взглядов М. Робеспьера выступил его ближайший соратник Жан-Поль Марат, который, отдавая дань гуманизму М. Робеспьера, все же признал, что право применять смертную казнь вытекает из принципа соразмерности наказания тяжести совершенного преступления, из права необходимой обороны. По итогам обсуждения Учредительное собрание 1 июня 1791 г. приняло два постановления о смертной казни: смертная казнь не будет отменена; смертная казнь должна состоять в простом лишении жизни без пыток. Эти решения имели важнейшее значение для дальнейшего хода революции и эволюции взглядов М. Робеспьера по этому вопросу.

10 августа 1792 г. после штурма дворца Тюильри тысячелетняя французская монархия пала. В какой-то степени в этом был виноват сам

Людовик XXVI, принявший решение тайно покинуть страну и при поддержке иностранных держав начать борьбу против революции, за восстановление старого порядка, что вызвало всплеск антимонархических настроений. Законодательное собрание, начавшее свою работу после роспуска Учредительного собрания, приняло решение об отрешении короля от власти и созыве нового органа - Национального конвента. Людовик XXVI был арестован и отправлен во дворец Тампль.

19 августа во Францию вторглись войска интервентов, началась война за защиту завоеваний революции. 20 сентября 1792 г. власть перешла к Национальному конвенту, высшему законодательному и исполнительному органу, который должен был определить будущее государственное устройство Франции. Депутаты единогласно проголосовали за отмену монархии. 21 сентября 1792 г. во Франции была провозглашена республика.

Ведущими силами в Конвенте оказались жирондисты («умеренные») и якобинцы («крайне левые»), лидерами которых были М. Робеспьер, Ж. Дантон, Ж.-П. Марат, Л. А. Сен-Жюст.

К концу 1792 г. наиболее острым стал вопрос о судьбе короля. Была обнаружена его секретная переписка с эмиграцией и европейскими монархами, содержавшая просьбу вооруженного вмешательства в дела Франции. Это сделало суд над королем по обвинению в измене неизбежным. 13 ноября 1792 г. Конвент приступил к обсуждению вопроса о судьбе бывшего короля, в ходе которого был поставлен вопрос о применении к нему высшей меры наказания в виде смертной казни. Роль трибунала взяли на себя сами депутаты. 15 января 1793 г. депутаты Конвента почти единогласно признали гражданина Людовика Капета (так после 21 сентября 1792 г. официально именовался Людовик XVI) виновным в заговоре против свободы. Воздержалось всего несколько человек. «Невозможно царствовать и не быть виновным», - заявил в своей речи на суде Л. А. Сен-Жюст [3, с. 13]. Используя и развивая аргументацию Сен-Жюста, казни короля потребовал и М. Робеспьер [4, т. 2, с. 133-141]. 17 января последовало поименное (по требованию Марата) голосование о мере наказания бывшего монарха. С очень небольшим перевесом (из 721 депутата проголосовало

«за» 387) [5, с. 174] победили сторонники смертного приговора без отсрочки, в числе которых был и М. Робеспьер, два года назад добивавшийся отмены смертной казни как меры наказания. 21 января 1793 г. король был публично гильотинирован на площади Революции (ныне - площадь Согласия). Современники писали, что десятки тысяч людей с восторгом кричали: Да здравствует республика! Да здравствует нация! Сообщение о казни короля Франции привело к смятению в правящих кругах монархической Европы. В России это событие, известие о котором было получено 29 января, довело до предела тревогу среди представителей правящего класса. Русский двор, как и европейские дворы, оделся в 6-недельный траур. После казни Людовика XVI были разорваны все дипломатические и торговые отношения России и Франции, все российские подданные должны были покинуть пределы Франции, а французы, не отрекшиеся под присягой от революции, высланы из России [6, с. 139-140].

Нарастание борьбы между жирондистами и якобинцами продолжилось после казни короля. Опираясь на поддержку вооруженного народа, в июне 1793 г. якобинцы изгоняют из Конвента «умеренных» - жирондистов, своих основных политических противников. Власть переходит к вождям якобинцев - Робеспьеру, Дантону, Марату (он был вскоре убит жирон-дисткой Шарлоттой Корде). Якобинцы получили большинство в Комитете общественного спасения, созданном Конвентом в апреле 1793 г. для координации усилий по обороне республики, фактически правительстве революционной Франции. Комитет возглавил М. Робеспьер. Якобинцы пришли к власти в самый критический момент в жизни республики. На Францию двигались войска завоевателей. Большинство департаментов были охвачены мятежами. Обострился экономический и продовольственный кризис. В сложнейшей ситуации были полностью отменены феодальные повинности, установлены фиксированные цены на хлеб и товары первой необходимости, проведены другие радикальные шаги в экономике и социальной сфере. Была принята Конституция 1793 г. Сопротивление роялистов, военная угроза со стороны европейских держав против революционной Фран-

ции, возможность реставрации монархии поставила вопрос о защите революционных завоеваний от внешних и внутренних «врагов народа». М. Робеспьер приходит к выводу, что осуществить лозунги свободы, равенства и справедливости невозможно без расправы с «врагами народа». Результатом революции, по мнению М. Робеспьера, должно стать общество нравственно совершенных людей, готовых безоговорочно жертвовать своими личными интересами ради общественных. Тот, кто не разделяет стремления к «царству добродетели», - порочный человек, «контрреволюционер», подлежащий уничтожению [7, с. 303]. Так как восстание роялистов разрасталось, жирондисты начали террор против якобинцев, М. Робеспьер объявил главной бедой республики в условиях одновременного ведения внешней и гражданской войны предательство и измену.

Якобинское правительство ответило на контрреволюционный террор (восстания, заговоры, измены, шпионаж, провоцирование голода и т. д.) революционным террором. М. Робеспьер называл террор проявлением «быстрой, строгой и непреклонной справедливости» [4, т. 3, с. 112]. К врагам революции он был беспощаден. Комитет общественного спасения начинает масштабную кампанию по уничтожению врагов революции, превратившуюся в «эпоху террора» (сентябрь 1793 -июль 1794 г.). Следует подчеркнуть, что начавшийся стихийно с самого начала революции в форме насильственных «эксцессов» со стороны народа террор, опять же по требованию парижских «низов», получил во время якобинской диктатуры статус государственной политики. «Террор был роковой необходимостью переживаемого момента, и сами роялисты установили бы его против республиканцев, если бы оказались сильнее», - писал известный историк Французской революции А. Матьез [8, с. 462].

Террор проходил в соответствии с принципами, провозглашенными революцией. Смертная казнь не должна была быть физически мучительной. В эпоху революционного террора печальную славу приобрела гильотина - механическое устройство для отсечения головы с падающим лезвием весом до 100 кг. Она легко разбиралась, что позволяло перевозить ее в нужные места. «Проходимость» гильотины

была достаточно высокой. Сбоев она не давала. Инициатором применения гильотины во время казней стал профессор анатомии Жозеф Гильотен. Во-первых, таким способом, как считалось, смерть наступает безболезненно и мгновенно. Во-вторых, если прежде у высших сословий были свои привилегии (им головы отрубали, а простолюдинов за преступления вешали), то теперь равноправие в вопросах казни было установлено для всех. Гильотинированы были прежде всего самые статусные лица Франции - король Людовик XVI и его жена королева Мария-Антуанетта. Принцип равенства включал и то, что на гильотину отправляли не только мужчин, но и женщин. По мнению революционеров, новые власти шли по пути гуманизации правосудия. Интересно, что с помощью гильотины казнили вплоть до середины XX в., дольше всех это практиковалось во Франции. Последний смертный приговор там был приведен в исполнение в 1977 г. В годы Второй мировой войны с помощью гильотины в немецкой тюрьме нацистами были казнены чешский коммунист, журналист Юлиус Фучик, героиня французского Сопротивления Виктория Оболенская, советский татарский поэт Муса Джалиль и др.

Логика террора была такова: вначале под нож гильотины по приговору революционного трибунала попали очевидные враги новой власти (аристократы, священники, отказавшиеся присягнуть новому режиму, участники роялистских мятежей, монархисты). Затем террор обрушился против основных политических оппонентов якобинцев - жирондистов. А в апреле 1794 г. через революционный трибунал прошли уже соратники М. Робеспьера по якобинской партии - вожди революции, придерживавшиеся иных (более правых или левых), чем руководители якобинцев, взглядов по ряду вопросов: Жан Эбер, Жорж Дантон, Камилл Демулен. Обвинение в восстановлении королевской власти, выдвинутое против Дантона, бывшего после гибели Марата, наряду с Робеспьером, самой крупной фигурой революционеров, было абсурдно. Однако Дантон стал центром притяжения тех, кто, разбогатев за годы революции, теперь стремился остановить ее, был сторонником умеренности в социальных вопросах, склонялся к необходимости ослабить революционную диктатуру. Обви-

нительный приговор для людей, имевших огромный авторитет, был вынесен с грубым нарушением процессуальных норм.

10 июня 1794 г. по предложению Ж. Ку-тона и М. Робеспьера Конвент принимает декрет о реорганизации революционного трибунала, направленный на сокращение и ускорение судопроизводства. Было расширено толкование понятия «враг народа» и до предела упрощена судебная процедура. Отменялся предварительный допрос обвиняемых, их допрашивали прямо в суде. Свидетели не привлекались. Арестованные лишались права на защиту. Апелляции не допускались. Единственной мерой наказания за контрреволюционные преступления осталась смертная казнь. По сути, нарушалась ст. 9 Декларации прав человека и гражданина: «Каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное», а также ст. 7, 10, 13. Декрет должен был дать революционному правительству мощное оружие для подавления возросших сил контрреволюции, ужесточения революционного правосудия. Введение этих мер на первый взгляд вряд ли было оправданным. Благодаря созданной якобинцами армии для отражения внешней агрессии, введению всеобщей воинской повинности 26 июня 1794 г. была достигнута победа над австрийской армией. Угроза прямого вторжения во Францию европейских коалиций была устранена, реставрация монархии отпала. Принятый закон был направлен прежде всего против тех депутатов Конвента, которые успели нагреть руки в ходе революции (Барраса, Тальена, Фуше и др.), чьи интересы перестали соответствовать позиции Неподкупного (так называли М. Робеспьера за честность и презрение к материальным благам) и его единомышленников. Многие депутаты сделали из террора средство личного обогащения, казня и милуя по своему усмотрению.

Буржуазия уже не хотела мириться с ограничениями экономической свободы, которые проводило правительство. Робеспьер хотел нанести по ним новый удар, чтобы избавиться от небезупречных в моральном отношении депутатов Конвента. Однако 27 июля 1794 г. (9 термидора по революционному календарю) на заседании Конвента Робеспьер был обвинен в узурпации власти и измене делу революции. Страх ареста объединил против Робеспь-

ера большинство депутатов. Он был арестован во время заседания Конвента и уже на следующий день 28 июля вместе со своими ближайшими соратниками (21 чел., включая мэра Парижа, бывшего главу революционного трибунала, бывшего командующего Национальной гвардии) без суда гильотинирован на площади Революции. Ему было 36 лет. Сбылись слова главы партии жирондистов Пьера Верньо: «Революция подобна богу Сатурну. Она пожирает собственных детей» (эту фразу часто приписывают Дантону). Действительно, на гильотине окончилась жизнь почти всех лидеров революции, а вместе с ними и она сама.

Каким образ М. Робеспьера остался в истории? Наиболее актуальным он оказался в СССР. Надо отметить, что во Франции нет ни одного памятника Робеспьеру (однако Дантону и Марату есть). Небольшой скульптурный бюст установлен в бывшей с 1793 г. тюрьме для «врагов революции», ныне музее Консьержери, где Робеспьер провел последний день своей жизни. Его скульптура входит в скульптурную композицию, изображающую, помимо него, Дантона, Демулена, Сент-Жюста в Пантеоне в Париже (1913), получившую название «Республиканский алтарь», прославляющий Национальный Конвент. В Париже установлены две мемориальные таблички: первая в 1975 г. на улице Сент-Оноре, 398, где Робеспьер жил с 1791 г. до своей смерти, вторая в Консьержери, где он провел ночь перед казнью. Несколько мемориальных досок и бюстов установлено на родине Робеспьера в Аррасе. Улицы Робеспьера в Париже нет. Его именем названа станция парижского метрополитена, открытая в 1937 г.

Революция 1917 г. в России закономерно пробудила всплеск интереса к Французской революции. В 1917-1922 гг. было переиздано, написано и переведено множество разных работ, посвященных истории Великой французской революции, которые носили как научный, так и пропагандистский и публицистический характер. Публиковались также и переводы ключевых текстов той эпохи - «Декларации прав человека и гражданина», речей Робеспьера, Марата и других лидеров революции. Ряд кратких биографий вышел в серии «Кому пролетариат ставит памятники?» Были опубликованы переводы и переложения французских революционных песен «Марсельезы» и «Карманьолы».

После Октябрьской революции в стране началась волна переименований городов и улиц. В Петрограде было решено увековечить имена Марата и Робеспьера. В октябре 1918 г. появилась название улицы Марата (ранее -Преображенская, Грязная, Николаевская, проспект 27 февраля), сохранившееся до настоящего времени. В 1923 г. Воскресенская набережная была переименована в набережную Робеспьера. В 2014 г. ей было возвращено историческое название. В 1918 г. советским правительством был выдвинут план монументальной пропаганды, который предполагал установление памятников и скульптур известным революционерам в целях агитации и пропаганды, в том числе героям французской революции: Робеспьеру, Марату, Дантону. 4 ноября 1918 г. состоялось открытие 4-метрового бетонного памятника Робеспьеру, приуроченное к первой годовщине Октябрьской революции. На церемонии присутствовало несколько сотен человек, играли «Марсельезу». Однако через несколько дней памятник был обнаружен разрушенным. Причиной этого стало низкое качество материалов, не выдержавших дождей и последовавших заморозков. Установленные бюсты Дантона и Марата также не сохранились.

Новый этап обращения к опыту Французской революции наступил во время внутрипартийной борьбы в 1920-х гг. Две противо-

борствующие группы, сформированные вокруг Л. Троцкого и И. Сталина, отстаивали свое видение перспектив развития СССР. Памятуя об опыте Французской революции, связанном с началом репрессий против революционеров, «троцкисты» разглядели в политике и характере окружения И. Сталина начало Термидора, т. е. эпохи реакции и контрреволюции. Идею советского Термидора Л. Троцкий развил уже в эмиграции в своих публикациях (в их числе «Сталин» и др.) [9]. Образ М. Робеспьера запечатлен и в литературном наследии. В 1959 г. вышли его статьи и речи. Биография М. Робеспьера несколько раз переиздавалась в СССР в серии «Жизнь замечательных людей», а также была издана в современной России в 2016 г. [10-12]. Не остались в стороне и филателисты. В 1950 г. во Франции вышла марка, изображающая Робеспьера; в 1989 г. к 200-летию Французской революции в СССР выпустили марки, посвященные Робеспьеру, Марату, Дантону.

Начав свою политическую карьеру с требования равноправия граждан и отмены смертной казни, М. Робеспьер завершил ее делением на «добродетельных» и «врагов народа», введением массового террора. Однозначную оценку деятельности М. Робеспьера дать невозможно. Вместе с тем надо понять, о чем предостерегает история в лице Максимилиана Робеспьера.

Библиографический список

1. Конституционные и законодательные акты буржуазных государств Х'УП-Х'УШ вв. : сб. док. М. : Госюриздат, 1957. 588 с.

2. Робеспьер М. О смертной казни // Революционная законность и правосудие. Статьи и речи. М. : Госюриздат, 1959. С. 106-111.

3. Сен-Жюст Л. А. Речи. Трактаты. СПб. : Наука, 1995. 472 с.

4. РобеспьерМ. Избранные произведения : в 3 т. М. : Наука, 1965. Т. 2, 3.

5. Манфред А. З. Великая французская буржуазная революция. М. : Гос. изд-во полит. лит., 1956. 285 с.

6. Штранге М. М. Русское общество и французская революция 1789-1794 гг. М. : Изд-во АН СССР, 1956. 205 с.

7. Чудинов А. В. Французская революция: история и мифы. М. : Наука, 2007. 310 с.

8. Матьез А. Французская революция. Ростов н/Д : Феникс, 1995. 573 с.

9. Троцкий Л. Сталин : в 2 т. / под ред. Ю. Фельштинского. М. : Политиздат, 1990. Т. 1, 2.

10. Левандовский А. Робеспьер. М. : Молодая гвардия, 1959. 496 с. (Жизнь замечательных людей ; вып. 23 (289)).

11. Гладилин А. Т. Евангелие от Робеспьера: Повесть о великом революционере. М. : Политиздат, 1970. 319 с.

12. Морозова Е. В. Робеспьер. М. : Молодая гвардия, 2016. 256 с. (Жизнь замечательных людей ; вып. 1802 (1602)).

A. S. Akopyants To the Issue of the Origins of Revolutionary Terror

Abstract. The history of the French Revolution of 1789-1794 still occupies an important place in Russian and foreign literature. It destroyed the feudal absolutist system, cleared the ground for the establishment of capitalism in the developed countries. During the Revolution, a huge creative work was carried out, the famous Declaration of the Rights of Man and of the Citizen of 1789 was developed, becoming the basis for the formation of the international legal institutions for the protection of human rights. At the same time, during the Revolution cruel mass terror was used against "enemies of the people" for the first time in history (at that time the concept was interpreted broadly and arbitrarily).

The article attempts to identify the objective and subjective factors of the "revolutionary justice", while avoiding simplifications and the tendency to reduce the causes of terror to the "evil will" of the Revolution leaders. The author also shows the reasons for the evolution of the views of the leader of the Jacobin dictatorship M. Robespierre from the initial rejection of the death penalty as a measure of punishment to the active support of merciless terror against "enemies of the people". The terror, that spontaneously begun at the very breakout of the revolution in the form of violent excesses by the common people, later received the status of the state policy during the Jacobin dictatorship. The study of the origins of the revolutionary terror provides a clue to understanding the political repression in the Soviet Union. The revolution of 1917 in Russia naturally aroused a surge of interest in the French revolution. A new stage in the appeal to the experience of the French revolution began during the internal Bolshevik party struggle in the 1920s and early 1930s.

Key words: French Revolution; terror; monarchy; republic; Jacobins; Girondins.

Акопьянц Анаит Суреновна - доктор исторических наук, профессор кафедры «История и политология» СГУПС. E-mail: anaitak@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.