ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА «БРАТЬЕВ ЧИСТОТЫ» И ИХ ТРАКТАТОВ
Мирзоев А.
Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
В формировании и существовании общества «Братьев чистоты»* и их трактатов есть весомые отличительные факторы, способствовавшее в нелегкой политической борьбе в халифате, на принципах нелегальной жизнеспособности творить и оставить после себя уникальное научно- философское наследие. Хотя все основные общественно-политические и философские течения мусульманского Средневековья старались охватывать различные проблемы и каким- то образом находить пути их решения, для «Братьев чистоты» они имеют свои отличительные черты. «Братья чистоты» изучали в равной степени политику, философию, естественно-научные воззрения, точные и правовые науки, нравственность, этику, и другие отрасли.
Труды, содержащие религиозно-философские, научные, социальные и политические проблемы, которым присущ научно-энциклопедический характер, очевидно, становятся уникальными в истории арабской мусульманской литературы, ещё потому что «явление на подобие "Братьев чистоты" в исламской культуре является единственным в своём роде» [5, с. 242].
История возникновения общества «Братьев чистоты» и их трактатов является одной из малоизученных по сравнению с другими течениями, движениями или обществам и произведениям такого рода, но нельзя рассматривать их формирование в отдельности от общественно -политического строя и от развития интелектуальной мысли того периода, ибо уникальная философская система «Братьев чистоты», одновременно несет на себя печать эпохи, славившейся своей жестокостью, драматизмом и трагизмом повседневности.
Тайных, нераскрытых и спорных вопросов, связанных с обществом «Братьев чистоты» очень много, и исследователи как на Западе, так и на Востоке тысячелетиями старались раскрыть их, и положить конец спорам, но, как видно, даже сегодня споры не стихают. Одним из тех вопросов, при ответе на которых среди исследователей бытуют разные мнения, является эпоха жизни и деятельности «Братьев чистоты» и время сочинения трактатов, которое датируется исследователями не совсем конкретно. Анализ трудов исследователей, которые пытались установить данный период, свидетельствует о том, что точно теперь датировать период жизни авторов и их творений становится почти невозможным. В итоге, мы также, как и некоторые исследователи, в том числе Назариев Р. З. согласимся с тем, что «...почти все исследователи указывают на век, а не на годы жизни и деятельности авторов» [10, с. 20].
Средневековый период мусульманского Востока в целом исследователями характеризуется неспокойным и неоднозначным, а период которого мы определили, как время формирования общества «Братьев чистоты», сочинения их трактатов, т.е. со середины IX в. до конца X в., по справедливому выражению академика Крачковского И.Ю. характеризируется как: «...эпоха высшего расцвета арабской культуры-«Ренессанс ислама». [5, с. 171]. Хотя в исследованиях встречаются и такие мнения, согласно которым Аббасидский период называется «Золотым веком» исламской цивилизации, также есть и мнения, где характер отдельных периодов этой династии показан в противоположном ракурсе. В книге «История таджикской философии», авторы утверждают, что «период выхода на арену «Братьев чистоты» приходится на середину IV в.х. (Х в. н.э.), когда в Арабском халифате начался общественно-политический, экономический и культурный упадок» [6, с. 290].
В случае, когда промежуток времени в исследовательских работах охватывает более полутора веков, само по себе выявить особенности идейных предпосылок и основополагающих идей в формировании общества «Братьев чистоты» становится ещё труднее, хотя бы потому, что как пишут некоторые исследователи в том числе Назариев Р. «предметом острых дискуссий между исследователями является выяснение
* Полное называние тайного общества: «Ихван ас-сафа и хуллон ал вафа, ахл ал хамди абно ал маджд» ■1^11 еЫ^ .д-аЛ И^И (sUi_i.ll что означает "Братьев Чистоты и верные (преданные) друзья, люди, достойные хвалы и сыновья славы».
принадлежности авторов «Братьев чистоты» к тому или иному религиозному направлению или философской школе» [10, с. 21]. Но одновременно «Братья чистоты» не составляют исключение из того, что идеи, выраженные ими, строятся на принципе «основных постулатов мусульманской метафизики, первым примером которых является Коран» [10, с. 48].
При более глубоком изучении, истории философии мусульманского Востока раннесредневекового периода, все более настойчиво о себе даёт знать, склонность, как философов, так и историков, и прочих мыслителей найти те потенциалы и возможности, которые бы, наряду с Кораном и исламской идеологией становились бы прочным основанием для практической ориентации человеческой деятельности. Ислам как и прежные монотеистические религии возник в форме систематизированного вероучения. Учение ислама было сформулировано в свяшенной книге - Коран, и она ещё в раннем этапе своего развития и распространения утвердила основные принципы, и на основе божественного откровения и хадисов канонизировало свои неизменённые формулы (догмы). Но отличительная черта ислама была в том, что поиск знания и истины в нём поощрялся самой идеологией, т.е., исламская религия в начале своего развития не позволила «знанию» стать монополией для отдельных лиц или института власти, а наоборот, сделало его тем основным критерием жизни любого мусульманина, или же группу единомышленников, которые в силу своих возможностей стали толковать Коран и сунны, отвечающие их социально-политическим и идеологическим установкам. В рамках такого правового плюрализма, в исламе зарождаются многочисленные течения, которые на раннем этапе своего развития, основываясь на место знания в исламе, брались решать всякие свои проблемы и сообща и в отдельности, независимо от какой-либо сферы людской жизни. Хотя такая тенденция в исламе продолжалась не долго, но она была очень эффективной не только для Востока, также, и для Запада. «Было время, -пишет Мухаммад Икбал,- когда европейская мысль, брала вдохновение от исламского мира» [9, с. 231.
Одним из таких движений в исламе было и общество «Братьев чистоты», хотя по характеру возникновения и существования их невозможно приравнять к тем или иным течениям, которые появились лишь на почве активной полемики и познания истины.
К основным и важным истокам развития общественной мысли, добавляется государственный строй халифата, который с целью своего укрепления завоевал много земель и к тому времени, (эпоха «Братьев чистоты») до четвертого столетия хиджры, сформулировал свои правила на огромной территории. Иначе говоря, в руках правителей халифата исламская теология стала инструментом разработки, борьбы и защиты своих интересов. Глядя на социально-политические изменения в предшествующей эпохе «Братьев чистоты», мы видим, что как арабские Омейяды стремительным рывком двигались на Иран и Среднюю Азию, несмотря на то, что эти народы имели свою давнюю историю, цивилизацию и конечно же религиозное верование, арабы же сами до ислама имели "кочевой племенной уклад" [4, с. 200].
Как отмечают многие исследователи к началу правления Аббасидов о себе заявили разнообразные законодательные школы, в том числе все четыре основные суннитские школы (ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский), а также, небольшие сплочённые оппозиционные фракции, устоявшие после несколько трагических событий периода Омейадов.
Первое что сделали Аббасиды, это было то, что столицу исламской империи они перенесли из Дамаска (Сирии) в город, который был основан в 762 г. Ал- Мансуром на берегу реки Тигр, и который назывался Багдадом. Этот Аббасидский халиф выбрал Багдад именно потому, что место расположено на пересечении торговых путей, в центре плодородной области Мессопотамии. Как правило, при смене династии наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Вот и в этом вопросе мы видим, что как продукт своей эпохи, наши философы, т.е. члены общества «Братьев чистоты» стремились предавать реальные факты, хотя и в метафизической форме. Они также, как и Фараби разработали проект идеального государства, которое у них именуется как «мадинат-ал фадила руханиййа» (духовный и целомудренный город) или «давлат ал ахл ал-хайр» (государство целомудренных людей), управлялась бы законодательным философом-пророком [1, с. 31-33], где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость.
По сути дела, творчество «Братьев чистоты» было результатом развития и процветания исламской культуры. В эпохе, когда греческая философия постепенно вошла в научные круги, некоторые из философов часть содержания их совместили со своими идеями, а общество «Ихван ас-сафа» выбрало эту философию в некоторых местах в качестве объекта и предмета исследования, и которое оказало значительное влияние на них. Следует отметить, что трактаты «Братьев» не были ограничены Кораном и мусульманской литературой, они включали в себя в вдохновленной и в более значительной форме греческие философские трактаты. Но они не становились подражателями греков, а синтезировали их идеи со своими взглядами, которые подкреплялись стихами Корана или хадисами пророка, что свойственно мусульманским мыслителям средневековья, и что соответствовало их религиозным доктринам.
Более подробно об историческом контексте периода Аббасидов пишет Анри Корбэн «Начиная с 60-х гг. IX в., стали наблюдаться признаки политического упадка. ...Ослабляли государство и восстания чернокожих рабов-зинджей в конце IX в., а также вооруженные выступления карматов . ..В 945 г. все оставшиеся за халифами области были заняты Буидами. В 1055 г. Буидов сменили сельджуки, фактически управлявшие государством при номинальном суверенитете бесправных халифов» [2, с. 62]. Таким образом, период Аббасидов, если в своём раннем этапе развития славился наивысшим политическим могуществом и культурным расцветом, из-за которого Адам Мец осмелился называть его "Мусульманским ренессансом", то со временем, произошло расчленение от халифата некоторых частей на территории Африки (Север) и Мавараунехре и Хорасане. Здесь также очевидно два важных момента: первое то, что политические интриги разного характера, приведшие Аббасидов к власти. т.е. завоевали они власть путем обмана и хитрости, и второе, опят- таки завоевав власть с поддержкой и под покровительством шиитов они со временем становились ярыми противниками их идеологии, став во главе ортодоксального суннизма и вдохновителями государства противников шиитов. В первом случае, они сперва использовали Абу Муслима в качестве великого полководца, и в 750 году воспользовавшись его могущественной рукой, покончили с Омейидами, и сами встали на престол в халифате, и сразу в следующий год 751 использовали его в борьбе против сильной армии китайцев на берегу реки Таласа (Джамбула). Но укрепившись у власти они в 755 г. при халифе Абу Джафара ал Мансура пригласив Абу Муслима в дворец и зверски справились с ним. В далнейшем они держали власть в своих руках вплоть до завоевания монголами. Последний Аббасидский халиф Му тасим был убит монголами, захватившими Багдад в 1258 г. Во втором случае, халиф аль-Мансур подчеркивая собственные родовые отношения Аббасидов к пророку Мухаммеду через его дядю Аббаса, главные стратегические свои цели и задачи видел в объединении всех мусульман суннитов в мощную империю, а его будущие преемники уже ставили перед собой цели вырвать с корнем шиитское движение в соседних государствах. Несмотря на арабское свое происхождение, династия Аббасидов при усилении влияния арабского языка как официального, они часто стали терять своё политическое и социальное превосходство. Например, такой распад в халифате случился в конце IX в. восстаниями зинджей и карматов. Зинджи в 869 г. с поддержкой карматов восстали и на протяжение почти 14 лет держали под своей властью район Басры и Хузистана. Карматы также восстали в Сирии, Ираке и Бахрейне. В Бахрейне они тогда создали своего государства и около полутра веков стояли у власти.
Восстания чернокожих рабов зинджей и карматов в совокупности привели к тому, что Аббасиды в Халифате на рубеже IX- X вв. практически контролировали только Багдадом и прилегавшими к нему районами северной часта Ирана. Тут ещё на территории западноиранских землях в 935 г. возникло государство Буидов, которое к 945 г. окончательно лишили халифата светской власти, захватив Багдад. Институт халифат просуществовал еще около трех веков, их халифы уже были только духовными главами, окончательно потеряв правление.
Определяя предпосылки формирования тайного движения «Ихван ас- сафа» и истории сочинения их трактатов, надо исходить из следующих соображениях:
1. Появление тайного общества «Ихван ас сафа» нельзя рассматривать в отдельности от социально -политического строя эпохи, т.е. являясь предметом политическо- религиозной и общественной борьбы своей эпохи, они сформулировали идеальную философскую школу, члены которой на самом деле, хотели бы сыграть
ведущую роль в адаптации их идей с реалиями. И это бы способствовало развитию социальных отношений в соответствии с их учением, на примере общественного строя и правления периода Аббасидов, правителей которых они считали нелегитимным, предводителями угнетения и насилия, узурпаторами власти [11, с. 181]. Политическое видение «Братьев чистоты» было таким, что в долгосрочной перспективе они хотели бы вернуть власть роду пророку, и этого они не скрывали [11, с. 181-182].
Шииты-исмаилиты, появившись в смутной и сложной ситуации всего за полтора века, сперва в 899 году вышли из подполья и уже потом в 909 г. установили халифат Фатимидов. О роли последних в формировании общества «Братьев чистоты» говорит хотя бы тот факт, что многие исследователи их связывают в одну цепь. Отсюда вывод может быть таким, что общая политико-идеологическая и социальная обстановка периода жизни и деятельности членов общества, является одним из важных причин и предметом понимания в вопросе возникновения «Братьев чистоты». Также, общество мусульманского мира стала свидетелем некомпетентных политических лиц в управлении.
2. Наука и философия сыграли важную роль в адаптации идей «Братьев чистоты» с реалиями и с целью примирения разума и религии, а также применения разума в делах религии. Мухаммад Икбал, останавливаясь на роли рационального познания в исламе в книге «Возрождение религиозных идей в исламе» пишет: «Работы последователей эзотерических и не эзотерических рационалистов составляет очень важную поучительную главу в нашей (исламской) культуре и представляют собой поучительное стремление к достижению гармоничной систематизации рационального и логического мышления, так и к духу преданности души по отношению к истине. Тем временем, оно показывает ограниченность той эпохи, в среде которой теологические школы ислама остались малоэффектным в той степени, что, если оно происходило в другой эпохе, его эффективность была бы намного больше» [9, с. 18]. Также известный французский исследователь истории исламской философии Анри Корбен анализируя роли теоретического осмысления философских и теологических вопросов в исламе уделяет им важное место: «Философское исследование (тахкик) чувствовало себя в Исламе "как у себя дома" потому, что здесь оно отражало фундаментальный смысл пророчества и пророческого Откровения с его имплицитными герменевтическими проблемами. Философия в мире Ислама принимает форму "пророческой философии" [2, с. 36]. Также в этой книге он пишет: «Философское мышление в Исламе, - пишет Анри Корбен-, основывалось на двойном движении: исхождении от Начала (мабда") и возвращении к Началу (ма'ад) в вертикальном измерении. Формы мыслятся здесь, скорее, в пространстве, чем во времени. Наши мыслители видят мир не в "эволюции" на горизонтальной плоскости, но в восхождении, прошлое находится не позади нас, но "под нашими ногами". На эту ось нанизаны смыслы божественных Откровений, соответствующие духовным иерархиям, уровням Вселенной, открывающимся с порога метаистории» [2, с. 124]. Следует отметить, что в деле усиления позиции разума и рационального мышления, включения ее в ткань религиозного дискурса, а также влияния роста науки и установления баланса с религией, т.е. гармонии философии и теологии, разума и Откровения, большую заслугу имеют «Братьи чистоты».
3. Особенно плодотворно сказалась широкая переводческая деятельность, всячески поощряемая первыми халифами, которые оказали самое непосредственное влияние на развитии науки и культуры. Переводческая деятельность — сирийцев, греков, персов, и самых арабов познакомивших мусульман с трудами Аристотеля, и Платона, Пифагора и Парменида, Сократа, Птолемея, а также с индийскими трактатами по космологии и медицине с персидскими историческими и литературными сочинениями и т.д., безусловно, имели свои плоды в процветании восточной интеллектуальной мысли. В части влияние этих идей на трактаты «Братьев чистоты» по справедливому выражению Назариева Р.З.: «...эти идеи давали возможность выразить мнения и оформить свои взгляды в духе рационализма» [10, с. 75]. Другие исследователи тоже затрагивают данную проблему, в частности в книге «История рациональной науки» С. Забехулло пишет: «.Братья в тоже время извлекают пользу из различных религиозных учений, античной философии и пехлевийских источников» [3, с. 68].
4. Персы и их культура сыграли очень важную роль в формировании общества «Братьев чистоты», об этом говорит хотя бы тот факт, что сами авторы согласно мнениям большинства исследователей, принадлежали к этой этнической группе.
5. Трактаты «Братьев чистоты» будучи эклектичными по природе, основывались на разных верах и философиях и сильную скрытую тенденцию рационализма.. Даже при классификации наук они опирались на разум и философию, нежели на интуицию и религию [11, с. 4691. Они попытались создать гармонию между всеми силами совершенного человека. Более того, они открыто писали, что человеческий разум без помощи Откровения, воображения и интуиции не в силах постичь сущность и существо метафизического мира и трансцендентальные истины, каковыми для них являлись, например, душа, собственно разум и другие сущностные силы человека.
Литература:
1. Seyyed Hossein Nasr, An Introduction to Islamic Cosmological Doctrines: Conceptions of Nature and Methods Used for Its Study by the Ikhwan Al-Safa', Al-Bimni, and Ibn Sina, Edition: revised, Published by SUNY Press, 1993, Chapter 1.
2. Анри Корбэн. История исламской философии (Таърихи фалсафаи исломи перевод Асадулло Мехтари). - Тегеран, 1982.
3. Забехулла С. История рациональной науки (Тарихи улуми акли), Тегеран, 1373.
4. И.В. Журавлев. Подготовка воинов Аллаха. VI-XIII века. М, 2000.
5. И.Ю. Крачковский. Избран. соч., IV, - «Ал- Мас'уди и путешественники X в. на Север». М. 1940 г.
6. История таджикской философии (с древнейших времен до XV в.). В трех томах. Том II. Под общей редакцией А.А. Шамолова. - Душанбе: «Дониш», 2011.
7. Л. Массиньон. Методы художественного выражения// сб.: Арабская средневековая культура и литература, М., 1978.
8. Мухаммад Икбал. Возрождение религиозных идей в исламе (Эхёи фикри дини дар ислом -на тадж. языке). Душанбе, Эр-граф, 2010.
9. Переход греческой науки в исламский мир (Интиколи улуми юнони ба олами ислом). Перевод Ахмад Арам.
10. Назариев Р. Социальная философия «Ихван ас- сафа и Насира Хусрава». Душанбе 2011.
11. Расаил Ихвон ус-сафо ва хуллон ал-вафо (Трактаты «Братьев чистоты и друзей верности). Ч. 4. - Кум: Мактаби аль-Аъломи аль- Исломи, 1405 х. том 1.2.3.4.
12. Сайид Хусайн Наср. Взгляды исламских мыслителей о природе (Назари мутафаккирони исломй оиди табиат). - Тегеран, 1983.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА
«БРАТЬЕВ ЧИСТОТЫ» И ИХ ТРАКТАТОВ
В статье рассматривается вопрос формирования общества «Братьев чистоты» и их трактатов, в политико- идеологических условиях эпохи Аббасидов. Уникальная философская система «Братьев чистоты» несет на себе печать эпохи, славившейся своей жестокостью, драматизмом и трагизмом повседневности. В статье автор попытался выявить особенности этой эпохи и их влияние на развитие философского мировоззрения.
Ключевые слова: эпоха, ислам, философия, «Братья чистоты», Аббасиды, идея, общество, трактаты.
POLITICAL AND IDEOLOGICAL BASIS OF FORMATION SOCIETY OF "BRETHREN OF
PURITY" AND THEIR TREATISES
The article deals with emergence of a society "Brethren of Purity" and their treatises in political ideological conditions of Abbasid epoch. The unique system of philosophy "Brethren of Purity" was influenced by the era, renowned for its brutality, drama and tragedy of everyday life. Therefore, this article attempted to identify features of the era and their influence on the development of philosophical outlook.
Keywords: era, Islam, philosophy, "Brethren of Purity", the Abbasids, the idea, society, knowledge, treatises.
Сведение об авторе: Мирзоев Абдулхак, аспирант кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета им. Садридина Айни, е-mail: mirzoev_abdul@mail.ru
About author: Mirzoev Abdulhaq, post-graduate student, Philosophy Department, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini