Научная статья на тему 'Политические элиты Российской Федерации и Украины: сходство и различия в подходах к модернизации'

Политические элиты Российской Федерации и Украины: сходство и различия в подходах к модернизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
306
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / УКРАИНА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВЛАСТЬ / БИЗНЕС / ПРЕЗИДЕНТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / POLITICAL ELITE / RUSSIAN FEDERATION / UKRAINE / MODERNIZATION / POWER / BUSINESS / PRESIDENT / EFFICIENCY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Богатырев Станислав Владимирович

В статье отражены некоторые вопросы особенностей развития политических элит Российской Федерации и Украины. Определены основные тенденции их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the development of political elite in the Russian Federation and in Ukraine are represented in the article. Main tendencies of its development are defined.

Текст научной работы на тему «Политические элиты Российской Федерации и Украины: сходство и различия в подходах к модернизации»

Станислав БОГАТЫРЕВ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ К МОДЕРНИЗАЦИИ

В статье отражены некоторые вопросы особенностей развития политических элит Российской Федерации и Украины. Определены основные тенденции их развития.

Some features of the development of political elites in the Russian Federation and in Ukraine are represented in the article. Main tendencies of its development are defined.

Ключевые слова:

политические элиты, Российская Федерация, Украина, модернизация, власть, бизнес, президент, эффективность, развитие; political elite, Russian Federation, Ukraine, modernization, power, business, president, efficiency, development.

БОГАТЫРЕВ Станислав Владимирович — соискатель РАНХиГС при Президенте РФ stanislav-bogatyrev@ yandex.ru

В политической теории под модернизацией понимается сово -купность процессов индустриализации, бюрократизации, секуляризации, урбанизации, ускоренного развития обра -зования и науки, ускорения пространственной и социальной мобильности, повышения качества жизни, которые ведут к фор -мированию качественно нового современного общества. Развитие современных политических институтов, современной политиче -ской структуры государства составляет содержание политической модернизации. При этом политические институты и политические структуры не должны быть калькой их аналогов в странах раз -витой демократии. Они должны разрабатываться и применяться согласно изменяющимся условиям жизни конкретной страны, вызовам современности и ментальности общества.

Успешной модернизации способствует ряд факторов1, в т.ч.:

— внутренняя готовность модернизирующегося общества к глубоким политическим реформам, ограничивающим власть бюро -кратии и устанавливающим адекватные «правила игры» для основ -ных политических субъектов;

— желание и способность наиболее развитых стран мира оказать этому обществу эффективную экономическую и политическую помощь, смягчив тяжесть проводимых реформ.

Препятствовать процессу политической модернизации могут такие основные причины2, как:

— отставание в развитии других сфер жизнедеятельности обще -ства (экономической, социальной, духовной);

— быстро протекающая демократизация общества, которая может вызвать дисфункции в жизни гражданского общества и государ -ства.

Среди исследователей, активно занимавшихся теоретическими проблемами политической модернизации, особое место принад -лежит С. Хантингтону, который предложил теоретическую схему политической модернизации. Отправной точкой служит сово купность внутренних и внешних факторов, побуждающих правя -

1 Лапкин В.В., Пантин В.И. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис, 2011, № 3, с. 44.

2 Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политиче -ской модернизации // Полис, 2012, № 3, с. 93.

щую политическую элиту к осуществле нию изменений. Преобразования могут коснуться всех сфер жизнедеятельно сти общества, но не должны затронуть политическую систему. Для того чтобы трансформация произошла успешно, нужно обеспечить равновесие всех сфер жизни общества. Определяющим условием является готовность политической элиты проводить не только технико экономическую, но и политическую модернизацию1. Появляется все более осознанное стремление общества к поли тическому участию, к поиску механиз мов и способов воздействия на принятие государственных решений. Происходит борьба между «новой» и «старой» поли -тическими элитами. В результате этой борьбы разрушается старая система, со здаются новые государственные органы, правовые нормы, способные обеспе чить участие масс в политической жизни общества. Прежнюю правящую элиту, не сумевшую справиться с возникшими проблемами, оттесняет новая элита, пре тендующая на руководство обществом и государством.

Распад СССР стал отправной точкой на пути модернизации как Российской Федерации, так и Украины2. Опорой реформаторов стала наиболее активная в социальном отношении часть общества, разделяющая его цели. Реформирование обеих стран осуществлялось в условиях кризиса, когда экономическая и полити ческая активность населения оказалась недостаточной для приведения россий ской и украинской жизни в соответствие с европейскими стандартами.

В отличие от стран Запада, где экономика являлась базисом политики, на постсоветском пространстве все было наоборот. Экономика развивалась под контролем институтов власти. Однако на определенном этапе реформ новый актор

— частный бизнес, — как джинн, вышел из бутылки и обрел властные претензии. При этом, несмотря на сходство процес сов, украинская и российская реальность имели отличительные черты.

Украинский бизнес в начале нового века обрел относительно самостоя

1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М. : АСТ, 2003, с. 97.

2 Бронников В.В. Трансформация современной украинской политической элиты // Полггачна думка, 2010, № 8, с. 13.

тельную позицию и сам стал государст -венной властью, диктуя этому институту уже собственные условия. На территории Украины центр выступает не как вершина вертикали, а как один из игро -ков, наряду с влиятельными региональ -ными элитами3. Прослеживается борьба региональных элит с центром в сфере управления государством. В 2005 г. к власти пришла элитная группа во главе с В. Ющенко, выступавшая в качестве оппозиции. В конституцию были вне сены существенные изменения, рас ширившие полномочия национального парламента и местных законодательных органов власти. Это также способствовало усилению роли региональных поли -тических элит. В 2006—2007 гг. на терри -тории Украины вступила в действие про -порциональная избирательная система выборов в парламент. Избрание в 2007 г. нового состава Верховной рады способствовало обновлению политической элиты4. К власти пришло правительство во главе с Ю. Тимошенко. Президент и кабинет министров вступили в оже сточенную борьбу за раздел полномо чий, что привело к резкому снижению авторитета обеих властей. Поэтому не случайным выглядит в 2010 г. избрание новым президентом В. Януковича, кото -рый стремится к выстраиванию верти кали власти в стране. Таким образом, на Украине имеет место высокий уровень политической конкуренции, что и определяет нестабильный политический климат.

В России отношения власти и бизнеса на протяжении последнего двадцати -летия претерпевали сложную эволю цию. Российская политическая элита смогла выстроить вертикаль власти. И хотя содержание данной политической модели и последствия ее практического применения оцениваются экспертами неоднозначно, тем не менее существу ющая в России политическая система представляется более эффективной в управленческом плане. Кроме того, предложенные в послании президента

3 Малахов В. Интеллигенция и элита: становле -ние в современной Украине // Політична думка, 2011, № 3, с. 25.

4 Томенко М. Итоги парламентских выборов в Украине. Политические ориентации и предпочтения населения // Політична думка, 2007, № 7, с. 37.

РФ реформы политической системы обе щают сделать ее более демократичной. В Государственную думу РФ уже внесен пакет законопроектов, касающихся изме нения избирательного законодательства на федеральном и региональном уровне, порядка регистрации политических пар тий и др., что, помимо прочего, спо собно обеспечить большую прозрачность и открытость механизмов легитимации власти. Политическая модернизация в начале нулевых годов на территории РФ осуществлялись в условиях более ста бильных, поскольку для России харак терен невысокий уровень конкуренции, что способствует установлению более стабильного политического климата в стране.

Подводя итог изложенному выше, можно сделать вывод, что политический контекст экономической модернизации в Российской Федерации и на территории Украины отличен, но общим является то, что модернизация в обеих странах носит поверхностный, имитационный харак

тер1. Значительная часть модернизаци -онных целей не достигнута.

Желательным направлением коррек -ции модернизационных преобразований в России является то, что при наличии жесткой вертикали власти должно быть наличие «общественной горизонтали». Необходимо взаимодействие общественных и политических организаций, представляющих интересы различных слоев и групп населения (например, «Общероссийский народный фронт»). На Украине желательно, чтобы острая политическая конкуренция дополнялась эффективным взаимодействием с обще ством, экономической конкуренцией и достижением качественно новых эконо мических результатов. Сочетание верти кали власти и «общественной горизон тали» может стать основой для успешной реализации политической модернизации как на территории РФ, так и на террито рии Украины.

1 Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Полис, 2012, № 3, с. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.