ЭЛИТОЛОГИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Шумовская Наталья Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент Астраханский филиал Волжского государственного университета водного транспорта Российская Федерация, 414000, г. Астрахань, ул. Урицкого, 17 / ул. Никольская, 6 / ул. Фиолетова, 14 E-mail: [email protected]
Карташов Максим Вячеславович, кандидат экономических наук, доцент Каспийский институт морского и речного транспорта филиал
Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Урицкого, 17 / ул. Никольская, 6 / ул. Фиолетова, 14 E-mail: [email protected]
Темой и обьектом данного исследования являются проблемы национальной безопасности Союзного государства России и Белоруссии; а также роль политических элит в обеспечении национальной безопасности. Авторы поставили своей целью раскрыть особенности национальной безопасности Союзного государства России и Белоруссии на современном этапе. Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи: 1) охарактеризовать общие тенденции развития безопасности как глобальной проблемы современности; 2) определить сущность понимания политическими элитами актуальных проблем национальной безопасности; 3) выяснить основные параметры экономической безопасности России и Белоруссии в системе Союзного государства; 4) установить базовые черты политической безопасности Союзного государства; 5) раскрыть основные характеристики культурной безопасности и установить константы единого духовного пространства. В работе дан анализ общих характеристик развития безопасности в рамках современного глобального проекта и критика его основных положений; определены особенности понимания современными политическими элитами России и Белоруссии актуальных проблем национальной безопасности; выяснены основные факторы, которые влияют на безопасность РФ и РБ в системе их Союзного государства. Решающую роль в обеспечении совместной национальной безопасности играет создание единого образовательного пространства, продвижение академической мобильности, программы двойных дипломов ведущих университетов, реализация совместных культурных и научных проектов.
Ключевые слова: Союзное государство, интеграция, общая доктрина безопасности, политические элиты, политические лидеры
THE POLITICAL ELITES OF RUSSIA AND BELARUS IN THE MODERN CONTEXT OF THE UNION STATE
Shumovskaya Natalia, Ph. D. (Economics), Associate Professor
Astrakhan branch of the Volga State University of Water Transport
17 Uritskogo St. / 6 Nikolskaya St. / 14 Fioletova St., Astrakhan, 414000, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Kartashov Maxim, Ph. D. (Economics), Associate Professor
Astrakhan branch of the Volga State University of Water Transport
17 Uritskogo St. / 6 Nikolskaya St. / 14 Fioletova St., Astrakhan, 414000, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The topic and object of this study are the problems of national security of the Union State of Russia and Belarus; and the role of political elites in ensuring national security. The authors set as their goal to reveal the features of national security of the Union State of Russia and Belarus at the present stage. To achieve this goal, the author had to solve the following tasks: 1) characterize the general trends in the development of security as a global problem of our time; 2) determine the essence of understanding by political elites of the urgent problems of national security; 3) find out the main parameters of the economic security of Russia and Belarus in the Union State system; 4) establish the basic features of the political security of the Union State; 5) reveal the basic characteristics of cultural security and establish the constants of a single spiritual space. The paper gives an analysis of the general characteristics of security development within the framework of a modern global project and criticism of its main provisions; features of understanding by the current political elites of Russia and Belarus of the urgent problems of national security have
been identified; found out the main factors that affect the security of the Russian Federation and Belarus in the system of their Union State. A decisive role in ensuring joint national security is played by the creation of a single educational space, the promotion of academic mobility, the double diploma programs of leading universities, and the implementation of joint cultural and scientific projects.
Keywords: Union State, integration, general doctrine of security, political elites, political leaders
В выработке общей стратегии национальной безопасности немаловажным является успешное решение интеграционного проекта России и Белоруссии по созданию Союзного государства. Для раскрытия этого вопроса необходимым является мониторинг позиций политических векторов в РФ и РБ по вопросам координации общего взаимодействия, выработке стратегии и определения тактики их общего интеграционного проекта. В целом субъекты интеграционного взаимодействия демонстрируют стабильную ориентацию на институционный метод. При этом политическое руководство двух стран старается избежать авторитарного стиля общения и не стремится радикально решить проблему политико-правового устройства Союзного государства. Среди элит существует относительно равноправный политический диалог, что для раскрытия выбранной нами темы национальной безопасности принципиальное значение имеет то, как сами политические лидеры и их элиты оценивают свою роль в этом процессе. В данном случае речь пойдёт о позиции российских и белорусских политиках относительно сущности проводимой ими политики в сфере обеспечения национальной безопасности. Для этого нам предстоит обратиться к их публичным выступлениям, в которых они и формулируют лежащие в основе их политики идеи и принципы.
Определённый интерес представляет роль политических лидеров и их элит в преодолении вызовов и угроз. Особенно это касается кризисных времен, когда уровень безопасности резко снижается в силу нарастания негативных (деструктивных) факторов. Особый интерес заслуживает вопрос взаимодействия лидера и организации или общества в нестабильные периоды развития социума: с одной стороны, именно в такие периоды исторического развития лидерам дано проявить себя, свои способности, умения, знания, качества; с другой стороны, в период социального и политического кризиса интерес к лидерству не исчезает, а напротив, в «смутные времена» появляется множество людей, желающих самореализоваться в политике в качестве ведущего общественного начала.
Сначала мы рассмотрим позиции политических лидеров этих двух стран, а затем сверим их с позицией политических элит. Сравнительный анализ позволит выявить те узловые моменты политической реальности, по которым у них существуют согласие или разночтение.
А. Г. Лукашенко о проблемах национальной безопасности. Безопасность - это главная проблема, которую государство обязано решать в интересах своих граждан. Первый президент Республики Беларусь (с 1994 г.) Александр Григорьевич Лукашенко (1954 г.р.) считает, что власти должны прилагать максимум усилий для того, чтобы Белорусское государство с каждым годом становилось сильнее, а значит, оставалось в будущем независимым: «Я об этом уже говорил в новогоднем обращении. Единственное, что мы должны видеть, и то, чем мы должны заниматься, - это экономика. Если только мы сделаем хоть маленький шажок вперёд в этом бурном мировом кризисном явлении, это обязательно отразится на благополучии и благосостоянии нашего народа. Если мы сделаем этот шаг, это придаст нам уверенность. Поэтому я так настоятельно требую от правительства, от всех уровней власти, чтобы мы предметно занимались этими вопросами» [11].
Белорусский лидер с присущей ему откровенностью неоднократно заявлял о том, что стремиться придерживаться сугубо реалистической позиции в политике. «Есть какие-то перехлёсты в плане того, что надо отделиться, выделиться, ещё что-то там. Знаете, жизнь всё расставит на свои места. Никогда не надо бежать впереди паровоза. Никогда не надо ставить для решения те вопросы, которых сегодня не существует. Нам абсолютно не мешает сегодня то, что мы с братскими народами - россиянами, украинцами, другими народами и народностями, которые проживают в наших государствах, в лоне православия находимся вместе». Президент считает главным обеспечить стабильность, мир и покой в стране и подчеркнул, что страна потеряла огромное количество людей, защищавших белорусские земли, поэтому он очень трепетно относится к вопросу белорусской государственности [12]
Белорусский народ заслужил своё государство ценой колоссальных людских потерь: «Мы должны понимать главную формулу наших действий: мы никому не позволим унижать наш народ и государство. Это лежит в основе. Если кто-то этого не понимает, тогда нам
не просто будет с ними не то что строить отношения, но и разговаривать... Мы никому не можем отдать эту землю и это государство. Оно нам досталось в непростой исторической действительности. Прямо скажем, в борьбе и войнах. Мы потеряли огромное количество людей, защищая нашу землю. Поэтому мы так трепетно, и я в том числе, относимся к этим проблемам».
А. Г. Лукашенко всегда высказывается за взвешенную реалистическую политику: «Мы никогда не пойдём по пути конфронтации, создания сложностей, каких-то проблемных дополнительных вопросов. Проблем и так хватает в мире. Мы всегда будем стабильны, ответственны, честны, справедливы» [12].
По словам белорусского президента, на международной арене современная Беларусь воспринимается как надёжный и предсказуемый партнёр. «Неслучайно она всё чаще ассоциируется с "островком стабильности" в регионе, исповедуя такие ценности, как исключительные миролюбие и безопасность. Мы неизменно выступаем за решение конфликтных ситуаций цивилизованным путём, за столом переговоров. Без применения военной силы, без оказания политического и экономического давления. Сегодня Минск стал значимой площадкой для урегулирования региональных кризисов» [13].
О перспективах Союзного государства РФ и РБ А. Г. Лукашенко говорит весьма оптимистически сдержанно: «В самом термине "Союзное государство" мы закладывали прежде всего перспективы. Подписали договор и назвали: Союзное государство. Это не значит, что мы с этого момента его создали. Это было нашей целью. ... Что сделано за 20 лет? .У нас единое экономическое пространство, в большинстве случаев мы работаем по единым нормам, правилам и законам. В большинстве случаев. Есть нюансы, которые надо снимать, я уже частично их затрагивал. У нас движение людей, рабочей силы, да и капитала, абсолютно свободное. Любой россиянин может приехать в любую точку Беларуси, любой белорус может приехать в любую точку России и быть, как у себя дома. Это дорогого стоит, что в ходе строительства Союзного государства у нас уже в сознании практически каждого человека, который заинтересован в посещении Беларуси, а у белорусов - в посещении России, укоренилось то, что мы живем на одной земле. Общей земле» [13].
В ходе строительства союзного государства элиты РФ и РБ научились проводить единую внешнюю политику. По мнению А. Г. Лукашенко, «у нас вообще нет проблем здесь. Мы научились защищать своё Отечество едиными вооружёнными силами. Вы знаете, что в рамках Договора о коллективной безопасности, а ещё раньше по договорам и соглашениям с Россией, мы здесь на западном направлении как альтернативу НАТО создали единую белорусско-российскую группировку, основу которой составляет 70-тысячная армия Вооруженных Сил Беларуси. Это, по признанию натовцев, лучшая в СНГ, обученная и хорошо вооружённая армия, которая сегодня находится впереди, на передовом фронте, на защите совместных рубежей. У нас совместная противовоздушная оборона (от Чёрного моря до Балтики). Хотя и здесь, конечно, недостатков хватает, но главное, что мы это сделали». Одним из существенных достижений -свободная передвижение граждан РФ и РБ по территории Союзного государства».
Белорусский лидер считает, что суверенные страны должны выстраивать свои взаимоотношения на принципах равноправия и взаимовыгодного интеграционного доверия. «Когда речь заходит об интеграционных процессах на постсоветском пространстве и в мире, в Белоруссии исходят из того, что страны должны быть единой семьей. И, самое главное, в этой семье мы должны быть равноправны. Только такие союзы способны выжить. Иным и заниматься не надо - это пустая трата времени».
Несмотря на то, что Белоруссия проголосовала против резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с которой присоединение Крыма к России считается не имеющим законной силы, 3 октября 2014 г. в интервью "Euronews" А. Г. Лукашенко заявил: «Здесь многие говорят, что когда-то там Крым "неправильно" отошёл к Украине, что это территория исконно российская, и так далее. Это неправильный подход». В этом же интервью на вопрос: «Были бы Вы готовы признать Донецкую народную республику и Луганскую народную республику?», Лукашенко ответил «Нет, нет, но мы же совсем другой позиции придерживаемся. Мы не хотели бы разрушения Украинского государства». Тем более А. Г. Лукашенко не хотелось, что бы трагический опыт Украины был воспроизведён его оппозицией в Белоруссии. А о том, что украинские радикалы пытались «перетащить» на свою сторону РБ путём радикализации её оппозиции власти самой Белоруссии, сообщали неоднократно [11].
Пример майданной Украины всегда приходит на память белорусским властям, когда они рассматривают угрозу подъёма местного национализма. Подобные вещи ими интерпретируются как подрыв существующего общественно-политического строя и призыв к свержению власти [8].
«Украина стала театром военных действий и театром разборок крупных геополитических сил. Я об этом сказал - это не только Запад, но и Восток, к сожалению. Что касается России, то я считаю, что ошибок наделали много здесь и Запад, и Россия. Но изначально большую ответственность на себе несёт Запад, а не Россия. Не Россия на том же Майдане совершала эскалацию конфликта, не Россия там действовала, а некоторые должностные лица западных государств, об этом знает весь мир и мы тоже, потому что мы были рядом. Эти лица действовали открыто, подстрекая участников Майдана к столкновениям».
A. Г. Лукашенко не устаёт повторять, что Российская Федерация для Белоруссии была и остаётся не просто стратегическим партнёром и союзником, а близким и братским государством [3]. Важнейшим направлением интеграции Беларуси и России является региональное сотрудничество. «В это непростое время белорусам и россиянам нужно держаться вместе, быть сильными, уметь заставить считаться с собой, сообща отстаивать наши интересы. У нас есть ни с чем не сравнимая ценность - мир и согласие в доме. Всеми силами мы обязаны беречь это достояние. Чтобы за спокойную жизнь людей не пришлось платить кровью, как это происходит во многих местах, - к прискорбию, и в очень близкой и родной нам Украине».
B. В. Путин о проблемах национальной безопасности. В выступлениях российского президента тема национальной безопасности особенно остро зазвучала после его «Мюнхенской речи» 2007 г., когда Россия перешла к более чёткому и решительному отстаиванию своих национальных интересов [16].
Национальная безопасность любого государства с неограниченным суверенитетом обеспечивается всей совокупностью имеющихся в её распоряжении сил, средств и ресурсов. В мае 2009 г. Указом президента была утверждена стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Концепция провозгласила переход России к новой государственной политике в области национальной безопасности. «В ней впервые на таком уровне чётко и однозначно заявлено, что к числу стратегических национальных приоритетов, через которые реализуются потребности государства в обеспечении национальной безопасности, относится образование. Оно выходит в число приоритетных направлений формирования и развития российской государственности, сохранения самобытности страны, обеспечения её национальной безопасности, укрепления военной организации государства. Глубокий и всесторонний анализ этой взаимосвязи имеет важное теоретическое и практическое значение» [9].
В своих многочисленных выступлениях В. В. Путин выделил угрозы, которые в настоящее время ставят под удар концепцию национальной безопасности. Это целый комплекс проблем, которые и определяют средства их решения. К таким угрозам национальной безопасности относятся: неразвитость демократических институтов, межнациональные конфликты, коррупция, нарушение международного права, вмешательство во внутренние дела иностранных держав, проблемы разоружения и расширения НАТО на Восток, проблема бедности и миграции, реформа вооружённых сил.
Прежде всего скрытую угрозу таит в себе имитационная демократия, к которой охотно склоняется большинство авторитарных политических режимов. В. В. Путин неоднократно подчёркивал, что он против так называемой фейковой демократии. Формализация демократических норм может лишь подорвать авторитет самой демократии. «Уверен, нам не нужны балаган и соревнование в раздаче необеспеченных обещаний. Нам не нужна ситуация, когда демократия сводится к вывеске, когда за "народовластие" выдаётся разовое развлекательное политическое шоу и кастинг кандидатов, где содержательный смысл выхолащивается эпатажными заявлениями и взаимными обвинениями. А настоящая политика - уходит в тень закулисных сделок и решений, которые ни с каким избирателем не обсуждаются в принципе. Вот такого тупика, соблазна "упростить политику", создать фиктивную демократию "на потребу" - мы должны избежать. В политике есть неизбежная доля политтехнологий. Но имиджмейкеры, "мастера билбордов" не должны управлять политиками. Да я уверен - и народ больше на такое не купится» [17].
Незрелая демократия порождает слабость общественного контроля над политиками, неразвитость в России гражданского общества. «Не может быть реальной демократии -
утверждает президент России, - без того, чтобы политика принималась бы большинством населения, отражала бы интересы этого большинства. Да, возможно на короткий период увлечь значительную часть общества звонкими лозунгами, образами прекрасного будущего; но если потом люди не увидят себя в этом будущем - они надолго отвернутся и от политики, и от общественных задач. Так уже не раз бывало в нашей истории» [17].
Еще один серьёзный блок угроз находится в сфере национальной политики. Во всех войнах враги России в первую очередь пытались разыграть именно национальную карту, разрушив изнутри единство этой монолитной этнической системы. «Для России - с её многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчёт в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие». В. В. Путин глубоко убеждён, «что попытки проповедовать идеи построения русского "национального", моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории. Более того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности. Да и любой дееспособной, суверенной государственности на нашей земле» [1б].
Противники России всегда разжигали национальную рознь, пытаясь противопоставить интересы федерального центра и регионов. Лозунги типа «Хватит кормить Кавказ» порождают, по его мнению, лозунги «Хватит кормить Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Подмосковье.». Подробные идеи уже привели в 1991 г. к распаду СССР. «Именно по таким рецептам действовали те, - отмечает В. В. Путин, - кто привёл к распаду Советский Союз. Что касается пресловутого национального самоопределения, которым, борясь за власть и геополитические дивиденды, не раз спекулировали политики самых разных направлений - от Владимира Ленина до Вудро Вильсона, то русский народ давно самоопределился. Самоопределение русского народа - это полиэтническая цивилизация, скреплённая русским культурным ядром. И этот выбор русский народ подтверждал раз за разом - и не на плебисцитах и референдумах, а кровью. Всей своей тысячелетней историей».
Несомненной угрозой для национальной безопасности является рост коррупции. Борьба с этим социально-политическим злом стала национальной программой современной российской власти. «Разговоры о коррупции в России банальны. Есть исторический соблазн победить коррупцию путём репрессий - борьба с коррупцией, безусловно, предполагает применение репрессивных мер. Тем не менее, проблема здесь принципиально глубже. Это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства (о чём говорил выше) и проблема мотивации чиновников - людей на службе государства. И с этим, на наш взгляд, существуют огромные трудности».
В. В. Путин фактически повторяет знаменитый тезис Платона о том, что власть необходимо отделить от собственности, для того чтобы искоренить в обществе коррупцию «Для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция». При этом он правильно замечает, что «борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений, например призывов к массовым репрессиям. Те, кто громче всех кричат о засилье коррупции и требуют репрессий, одного не понимают: в условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. И ещё каким. Мало никому не покажется» [15].
На международной арене несомненной угрозой национальной безопасности В. В. Путин видит в систематическом нарушении США основ международного права. Об этом российский президент заявлял ещё в своей знаменитой «Мюнхенской речи» в 2007 г.: «Мы видим всё большее пренебрежение основополагающими принципами международного права. Больше того, отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединённых Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере - и навязывается другим государствам. Ну кому это понравится? Кому это понравится?
В международных делах всё чаще встречается стремление решить тот или иной вопрос, исходя из так называемой политической целесообразности, основанной на текущей
политической конъюнктуре. И это, конечно, крайне опасно. И ведёт к тому, что никто уже не чувствует себя в безопасности. Я хочу это подчеркнуть: никто не чувствует себя в безопасности! Потому что никто не может спрятаться за международным правом как за каменной стеной. Такая политика является, конечно, катализатором гонки вооружений». Высказывание подобных опасений было не одноразовым. Российская сторона в 2010-е гг. неоднократно высказывала свою озабоченность по поводу нарушения международного права и неизменно получала со стороны своих западных оппонентов встречные обвинения в том же самом. Особенно эта критика усилилась после вхождения Крыма в состав России, что было расценена противниками и врагами России как аннексия и оккупация.
Он также обращает внимание мирового политического сообщества на очевидный застой в области разоружения, что несёт потенциальную опасность дестабилизации международных отношений. «Россия выступает за возобновление диалога по этому важнейшему вопросу... Россия строго придерживается и намерена в дальнейшем придерживаться Договора о нераспространении ядерного оружия и многостороннего режима контроля за ракетными технологиями. Принципы, заложенные в этих документах, носят универсальный характер. Сегодня такие ракеты [как ракеты средней и малой дальности] уже имеет целый ряд стран: Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, Индия, Иран, Пакистан, Израиль. Многие другие государства мира разрабатывают эти системы и планируют поставить их на вооружение. И только США и Россия несут обязательства не создавать подобных систем вооружений. Ясно, что в этих условиях мы вынуждены задуматься об обеспечении своей собственной безопасности. Милитаризация космоса, по мнению России, может спровоцировать непредсказуемые для мирового сообщества последствия - не меньшие, чем начало ядерной эры. И мы не раз выступали с инициативами, направленными на недопущение оружия в космос» [17].
Очевидным вызовом для России стал процесс расширения НАТО на Восток. В. В. Путин считает, что «процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серёзно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение? И что стало с теми заверениями, которые давались западными партнёрами после роспуска Варшавского договора? Где теперь эти заявления? О них даже никто не помнит. Но я позволю себе напомнить в этой аудитории, что было сказано. Хотел бы привести цитату из выступления Генерального секретаря НАТО господина Вернера в Брюсселе 17 мая 1990 г. Он тогда сказал: «Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ даёт Советскому Союзу твёрдые гарантии безопасности. Где эти гарантии?». Запад фактически обманул Россию с заверениями о не расширении своего блока. И веры западным политикам после таких провокаций в России больше нет.
Президент России считает, что вмешательство во внутренние дела иностранных держав недопустимо. «Камни и бетонные блоки Берлинской стены давно разошлись на сувениры. Но нельзя забывать, что её падение стало возможным и благодаря историческому выбору, в том числе нашего народа - народа России, выбору в пользу демократии и свободы, открытости и искреннего партнерства со всеми членами большой европейской семьи. Сейчас же нам пытаются навязать уже новые разделительные линии и стены - пусть виртуальные, но всё-таки разделяющие, разрезающие наш общий континент. Неужели вновь потребуются долгие годы и десятилетия, смена нескольких поколений политиков, чтобы "разобрать" и "демонтировать" эти новые стены?». Чуть позже в политический лексикон войдут словосочетания «цветные революция» и «арабская весна». Именно о подобных вмешательствах во внутренние дела суверенных стран и предупреждал в 2007 г. на Мюнхенской конференции по безопасности В. В. Путин [18].
По мнению В. В. Путина, одной из важнейших тем, непосредственно влияющей на глобальную безопасность является проблема борьбы с бедностью. С этой темой напрямую связана проблема миграции, которая обострилась в настоящее время до предела, достигнув исторического пика уже в 2015-2017 гг. Идя на свой очередной президентский срок в 2012 г., он отмечал: «Нельзя допустить, чтобы у нас возникли замкнутые, обособленные национальные анклавы, в которых часто действуют не законы, а разного рода "понятия". И в первую очередь нарушаются права самих мигрантов - как со стороны собственных криминальных авторитетов, так и коррупционеров от власти. Именно на коррупции расцветает этническая преступность. С правовой точки зрения преступные группировки, построенные по национальному, клановому принципу, ничем не лучше обычных банд. Но в наших условиях этническая преступность является проблемой
не только криминальной, но и проблемой государственной безопасности. И к ней надо соответствующим образом относиться» [17].
Центральным ядром системы национальной безопасности являются вооружённые силы и силовые структуры государства. В 2010-е гг. Россия приступила к масштабному, комплексному перевооружению армии и флота, других силовых структур, обеспечивающих безопасность государства. «Приоритеты здесь - это ядерные силы, воздушно-космическая оборона, системы связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, "беспилотники" и роботизированные ударные комплексы, современная транспортная авиация, системы индивидуальной защиты бойца на поле боя, высокоточное оружие и средства борьбы с ним. Система подготовки органов управления и войск должна стать более качественной, интенсивной и всеохватывающей. Основные усилия будут сконцентрированы на «сколачивании» эффективных межвидовых группировок войск и сил, повышении готовности воинских частей к выполнению боевых задач» [14]. Была определена целая перспективная идеология развития видов и родов войск, ясно обозначены их цели и задачи в соответствующих концептуальных документах. Всё это позволило поднять Вооружённые силы России на новый технологический уровень, гарантировав тем самым и новый уровень национальной безопасности страны в целом.
Список литературы
1. Вартумян, А. А. Эволюция концептуального обоснования сущности и структуры политики национальной безопасности / А. А. Вартумян // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2014. - № 1.
2. Вартумян, А. А. Гражданское общество и СМИ в системе антикоррупционной политики современной России / А. А. Вартумян, П. Л. Карабущенко. Пятигорск : Пятигорский филиал Северо-Кавказского федерального университета, 2014. - 204 с.
3. Гаврилина, Н. Е. Перспективы политики импортозамещения и возможности малобюджетного маркетинга на региональных рынках / Н. Е. Гаврилина, Д. В. Полховский // АСТРАПОЛИС: Астраханские политические исследования. - 2016. - Т. 5. - С. 62-70.
4. Глазьев, С. Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции / С. Ю. Глазьев. - Москва : РАН, 2013.
5. Карабущенко, П. Л. Политико-административная элита Белоруссии 1990-2000-е гг. / П. Л. Карабущенко // Современная научная мысль. - 2015. - № 1. - С. 64-74.
6. Карабущенко, П. Л. Проблема эффективности власти современной российской политико-административной элиты / П. Л. Карабущенко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2014. -№ 1 (38). - С. 170-183.
7. Карташев, В. А. Система систем: Очерки обшей теории и методологии / В.А. Карташев. - Москва : Прогресс-Академия, 1995.
8. Клоцвог, Ф. Н. Пути сближения экономических систем Беларуси и России / Ф. Н. Клоцвог // Белорусско-российские отношения в контексте европейской интеграции. - Москва, 2004. - 145 с.
9. Фельдман, О. А. Образовательный потенциал системы национальной безопасности России / О. А. Фельдман. - Москва, 2011. - С. 3.
10. Александр Лукашенко подписал распоряжение, которым утверждено решение совета специального фонда Президента по поддержке талантливой молодёжи // Советская Белоруссия. - Вторник, 3 января 2017. -№ 1 (25136).
11. Лукашенко: никому не позволим унижать наш народ и государство // Беларусь сегодня. Советская Белоруссия. - 07.01.2017. - № 249 (25131).
12. Диалог в масштабе. Пресс-конференция Лукашенко для журналистов российских региональных СМИ: полная версия // Советская Белоруссия. - Пятница, 18 ноября 2016. - № 222 (25104).
13. Бастрыкин рассказал о гибридной войне США против России. - 18.04.2016. - Режим доступа: http://tsargrad.tv/news/2016/04/18/bastrykin-rasskazal-o-gibridnoj-vojne-ssha-protiv-rossii, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
14. Путин, В. В. Россия: национальный вопрос / В. В. Путин // Независимая газета. - 23.01.2012.
15. Путин, В. В. Демократия и качество государства / В. В. Путин // Коммерсант. - 06.02.2012. - № 20/П (4805). - С. 1-2.
16. Путин, В. В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России / В. В. Путин // Российская газета. - 20.02.2012. - № 35 (5708).
17. Путин заявил о попытке противников Трампа подорвать его легитимность. - 17.01.2017. - Режим доступа: https://news.mail.ru/politics/ 28457791/? йготгг^М, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
18. Рак, Ю. Беларусь озабочена нарастающим антагонизмом между ЕС и Россией - Президент / Ю. Рак // Беларусь сегодня. - 21.11.2016.
19. Рапота, Г. Работа над созданием Конституционного акта Союзного государства продолжается. Евразийский коммуникационный центр / Г. Рапота. - Режим доступа: http://eurasiancenter.ru/politicsnews/ 20150402/1004050831.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 10.05.2016).
References
1. Vartumyan, A. A. Evolyutsiya kontseptualnogo obosnovaniya sushchnosti i struktury politiki natsional-noy bezopasnosti [Evolution of the conceptual substantiation of the essence and structure of national security policy]. Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of the Pyatigorsk State Linguistic University], 2014, no. 1.
2. Vartumyan, A. A., Karabushchenko, P. L. Grazhdanskoe obshchestvo i SMI v sisteme antikorruptsionnoy politiki sovremennoy Rossii [Civil society and the media in the system of anti-corruption policies of modern Russia]. Pyatigorsk, Pyatigorsk branch of the North Caucasus Federal University Publ., 2014, 204 p.
3. Gavrilina, N. Ye., Polkhovskiy D. V. Perspektivy politiki importozameshcheniya i vozmozhnosti malobyudzhetnogo marketinga na regionalnykh rynkakh [Prospects for import substitution policies and the possibility of low-budget marketing in regional markets]. ASTRAPOLIS: Astrakhanskie politicheskie issledovaniya [ASTRAPOLIS: Astrakhan Political Studies], 2016, vol. 5, pp. 62-70.
4. Glazev, S. Yu. O tselyakh, problemakh i merakh gosudarstvennoy politiki razvitiya i integratsii [On the goals, problems and measures of the state policy of development and integration]. Moscow, Russian Academy Sciense Publ., 2013.
5. Karabushchenko, P. L. Politiko-administrativnaya elita Belorussii 1990-2000-e gg. [Political and administrative elite of Belarus 1990-2000-ies]. Sovremennaya nauchnaya mysl [Modern scientific thought], 2015, no. 1, pp. 64-74.
6. Karabushchenko, P. L. Problema effektivnosti vlasti sovremennoy rossiyskoy politiko-administrativnoy elity [The problem of the effectiveness of power in the modern Russian political and administrative elite]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian region: politics, economics, culture], 2014, no. 1 (38), pp. 170-183.
7. Kartashev, V. A. Sistema sistem: Ocherki obshey teorii i metodologii [System of systems: Essays on the general theory and methodology]. Moscow, Progress-Akademiya Publ., 1995.
8. Klotsvog, F. N. Puti sblizheniya ekonomicheskikh sistem Belarusi i Rossii [Ways of rapprochement of the economic systems of Belarus and Russia]. Belorussko-rossiyskie otnosheniya v kontekste evropeyskoy integratsii [Belarusian-Russian-Russian relations in the context of European integration]. Moscow, 2004, 145 p.
9. Feldman, O. A. Obrazovatelnyy potentsial sistemy natsionalnoy bezopasnosti Rossii [Educational potential of the national security system of Russia]. Moscow, 2011, p. 3.
10. Aleksandr Lukashenko podpisal rasporyazhenie, kotorym utverzhdeno reshenie soveta spetsialnogo fonda Prezidenta po podderzhke talantlivoy molodezhi [Alexander Lukashenko signed a decree that approved the decision of the Council of the President's Special Fund for the Support of Talented Youth]. Sovetskaya Belorussiya [Soviet Belarus], Tuesday, January 3, 2017, no. 1 (25136).
11. Lukashenko: nikomu ne pozvolim unizhat nash narod i gosudarstvo [Lukashenko: we will not allow anyone to humiliate our people and state]. Belarus segodnya. Sovetskaya Belorussiya [Belarus today. Soviet Belarus], 07.01.2017, no. 249 (25131).
12. Dialog v masshtabe. Press-konferentsiya Lukashenko dlya zhurnalistov rossiyskikh regionalnykh SMI: polnaya versiya [Dialogue to scale. Lukashenko press conference for journalists of the Russian regional media: full version]. Sovetskaya Belorussiya [Soviet Belarus], Friday, November 18, 2016, no. 222 (25104).
13. Bastrykin rasskazal o gibridnoy voyne SShA protiv Rossii [Bastrykin spoke about the US hybrid war against Russia]. Available at: http://tsargrad.tv/news/2016/04/18/bastrykin-rasskazal-o-gibridnoj-vojne-ssha-protiv-rossii.
14. Putin, V. V. Rossiya: natsionalnyy vopros [Russia: the national question]. Nezavisimaya gazeta [Nezavisimaya Gazeta], 23.01.2012.
15. Putin, V. V. Demokratiya i kachestvo gosudarstva [Democracy and the quality of the state]. Kommersant [Kommersant], 06.02.2012, no. 20/P (4805), pp. 1-2.
16. Putin, V. V. Byt silnymi: garantii natsionalnoy bezopasnosti dlya Rossii [To be strong: guarantees of national security for Russia]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 20.02.2012, no. 35 (5708).
17. Putin zayavil o popytke protivnikov Trampa podorvat ego legitimnost [Putin announced an attempt by opponents of trump to undermine his legitimacy]. Available at: https://news.mail.ru/politics/ 28457791/? frommail=1.
18. Rak, Yu. Belarus ozabochena narastayushchim antagonizmom mezhdu YeS i Rossiey - Prezident [South Belarus concerned about growing antagonism between EU and Russia - President]. Belarus segodnya [Belarus today], 21.11.2016.
19. Rapota, G. Rabota nad sozdaniem Konstitutsionnogo akta Soyuznogo gosudarstva prodolzhaetsya. Yevraziyskiy kommunikatsionnyy tsentr [Work on the creation of the Constitutional Act of the Union State continues. Eurasian Communication Center]. Available at: http://eurasiancenter.ru/politicsnews/20150402/1004050831.html (Accessed: 10.05.2016).