Научная статья на тему 'Политические аспекты научно-технического сотрудничества России, Украины и Беларуси'

Политические аспекты научно-технического сотрудничества России, Украины и Беларуси Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СНГ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсеев В. В.

В статье приведен краткий анализ развития научно-технического сотрудничества на постсоветском пространстве за последние двадцать лет. Отмечена позитивная роль МААН в укреплении многостороннего сотрудничества. Показано, что Россия, Украина и Беларусь могут способствовать углублению этого процесса. При этом российскобелорусские отношения в научно-технической сфере служат примером для других стран СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические аспекты научно-технического сотрудничества России, Украины и Беларуси»

Политические аспекты

научно-технического сотрудничества России, Украины и Беларуси

В статье приведен краткий анализ развития научно-технического сотрудничества на постсоветском пространстве за последние двадцать лет. Отмечена позитивная роль МААН в укреплении многостороннего сотрудничества. Показано, что Россия, Украина и Беларусь могут способствовать углублению этого процесса. При этом российско-белорусские отношения в научно-технической сфере служат примером для других стран СНГ.

Ключевые слова: СНГ, сотрудничество, Союзное государство.

За последние двадцать лет процесс интеграции на территории постсоветского пространства прошел сложный путь. «Парад суверенитетов» новых государств, который начался с подписания в декабре 1991 г. лидерами трех славянских республик: России, Украины и Беларуси Беловежских соглашений, привел к созданию Содружества Независимых Государств в составе 11-ти государств (страны Прибалтики отказались вступать в эту организацию; Грузия входила в состав СНГ в период 1993-2009 гг.). В Алма-Атинской декларации (декабрь 1991 г.) были изложены цели создания и принципы деятельности содружества, а также провозглашена «приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков» [1]. Это должно было способствовать развитию научно-технического сотрудничества, в первую очередь между Россией, Украиной и Беларусью. Однако центробежные тенденции оказались слишком сильны.

Вначале еще была возможна реальная интеграция на всей территории СНГ путем формирования, в том числе, единого технологического пространства. Свидетельством этого стало подписание главами государств в сентябре 1993 г. в Москве Договора о создании экономического союза. Юридической основой для него послужил Устав СНГ и другие ранее принятые нормативные документы.

В октябре 1994 г. решением Совета глав государств СНГ был создан Межгосударственный экономический комитет как постоянно действующий координирующий и исполнительный орган Экономического союза. Он провел большой объем работы, но реальные результаты экономической интеграции государств СНГ оказались достаточно скромными [2].

В. В.Евсеев,

к. т. н., с. н. с., начальник Отдела планирования НИР Научно-организационного управления РАН

e-mail: vlad.evseev@gmail.com, evseev@presidium.ras.ru

В середине 1990-х гг. развитие СНГ продолжалось в неблагоприятных условиях. Многим хотелось получить от интеграции немедленный результат, но созданные в рамках СНГ институты работали недостаточно эффективно. Все это не только мешало экономической интеграции, но и вело к глубокому кризису внутри содружества. Как следствие, научно-техническое сотрудничество на территории постсоветского пространства продолжало ослабляться. При этом научные сотрудники все более отвлеклись от решения национальных проблем путем предоставления различного рода зарубежных грантов, а практически не получавшая финансирования отраслевая наука в основном прекратила свое существование. Негативные тенденции проникли в сферу профессионального образования. Все это, а также многое другое привело к резкому снижению научно-технического потенциала всех без исключения республик бывшего Советского Союза.

Тем не менее, Содружество Независимых Государств удалось сохранить. Одна из причин этого состоит в том, что СНГ остается наиболее представительной организацией, несмотря на понижение статуса Туркменистана в августе 2005 г. до «ассоциированного члена» и выхода из содружества в августе 2009 г. Грузии.

По-прежнему остается потребность в сохранении площадки для разрешения как экономических, так и других проблем. С этой точки зрения, замены СНГ пока не предвидится. Однако ее деятельность необходимо активизировать путем, например, расширения как двустороннего, так и многостороннего научнотехнического сотрудничества. Локомотивом этого процесса должны стать Россия, Украина и Беларусь.

При этом следует учитывать тот опыт, который был накоплен в рамках созданной в 1993 г. Международной ассоциации академий наук (МААН), штаб-

ИННОВАЦИИ № 12 (158), 2011

ИННОВАЦИИ № 12 (158), 2011

квартира которой находится в Киеве. По-видимому, именно эта структура могла бы способствовать не только восстановлению, но и углублению связей между учеными стран СНГ, сохранению и развитию научного потенциала, прежде всего фундаментальной науки, интеграции науки и образования а также подготовки научных кадров [3].

Российско-украинское сотрудничество

Для Москвы сохранение партнерских отношений с Украиной имеет исключительно важное значение. Подтверждением этого служит наш внешнеторговый оборот, который в 2010 г. составил около $35 млрд (самый большой на территории постсоветского пространства, для Киева — основной внешнеторговый партнер) [4]. Помимо этого, через территорию Украины проходит 78% общего транзита российской нефти и 68% природного газа. Следовательно, для РФ она является главным транзитным государством, посредством которого, в значительной степени, обеспечивается наполнение российского бюджета. Все это способствует развитию между нашими странами прагматического взаимовыгодного сотрудничества, нацеленного на установление таких отношений, которые предопределяются совместной историей, общей культурой и теснейшими экономическими связями.

Базисом российско-украинских отношений является «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной» (или «Большой договор»), который был подписан в мае 1997 г. в Киеве сроком на 10 лет, а в октябре 2008 г. был пролонгирован еще на 10 лет. Настоящий договор юридически закрепляет территориальную целостность обоих государств, незыблемость существующих границ и отсутствие взаимных территориальных претензий друг к другу. Необходимость такого договора важна еще и потому, что демаркация наших общих границ, протяженностью 2246 км, до сих пор не проведена.

Основополагающими документами российско-украинских отношений также является ряд межправительственных соглашений в сфере топливноэнергетического комплекса и безопасности, включая условия базирования Черноморского флота РФ. Всего между Москвой и Киевом заключено около 200 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений.

Россия стремится к углублению связей с Украиной, в том числе в научно-технической сфере, на основе принципов добрососедства, прагматизма и взаимной выгоды. Уникальным механизмом реализации этой цели является созданная в 2005 г. российско-украинская межгосударственная комиссия во главе с президентами наших стран, в рамках которой сформирован Комитет по вопросам экономического сотрудничества, а также различные подкомитеты и подкомиссии.

Потенциал указанной комиссии в полной мере до сих пор не реализован. Тем не менее, в рамках, например, соответствующей подкомиссии готовятся необходимые материалы и рассматриваются вопросы дальнейшего развития военно-технического сотрудничества, создания на территории Украины совместного

российско-украинского центра сервисного обслуживания, модернизации, ремонта вооружений и военной техники противовоздушной обороны.

Россия и Украина, по-прежнему, сильно зависят друг о друга. Так, российские вертолеты комплектуются украинскими двигателями, военно-воздушные силы РФ используют самолеты семейства Ан, а на боевом дежурстве в Ракетных войсках стратегического назначения стоят межконтинентальные баллистические ракеты, разработанные в Конструкторском бюро «Южное» им. ак. М. К. Янгеля. В тоже время, Москва все больше переносит производство российских вооружений и военной техники на собственную территорию. Эта тенденция особенно усилилась после трагических событий августа 2008 г. на Кавказе.

Следует заметить, что авиационная промышленность Украины получает из России около 70% готовых изделий и 95% материалов и полуфабрикатов; в кооперации участвуют около 100 российских предприятий. В области судостроения 75 российских предприятий получают из Украины свыше 1,5 тыс. комплектующих изделий. Оборонно-промышленный комплекс РФ привлекает к своей деятельности более 100 украинских предприятий [5]. На двустороннем уровне осуществляется 40% научных исследований в ракетно-космической и авиастроительной сферах.

Активно развивается российско-украинское сотрудничество в космической сфере. За последние годы реализованы мероприятия по созданию единого навигационного пространства на базе российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, продолжена реализация общих проектов: «Наземный старт», «Морской старт» и «Днепр». Осуществляется совместное производство ракеты-носителя «Зенит».

Хорошие перспективы имеет научно-техническое сотрудничество между нашими странами. Для этого уже создана необходимая правовая база, а в качестве приоритетов определены следующие направления: атомная энергетика, авиастроение, космическая деятельность и нанотехнологии [6].

Украина может обеспечить России дополнительные конкурентные преимущества на мировом космическом рынке благодаря разработкам в области баллистики, космических технологий, материаловедения и сварки, производства малых спутников и ракетоносителей. В качестве ее альтернативы рассматриваются Китай и Франция, а в перспективе — Бразилия, Республика Корея, Индия и Турция.

Украина обладает уникальными технологиями в области авиастроения. Так, например, самолет Ан-148, не имеет аналогов в мире. В ноябре 2005 г. лицензия на его производство была передана Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу. Завершаются сроки государственных испытаний военнотранспортного самолета Ан-70. Его первый экземпляр, уже проданный Москве, находится на этапе сборочных работ. Российская армия планирует приобрести несколько десятков самолетов этого типа.

Вместе с тем, в российско-украинских отношениях существуют серьезные проблемы, что накладывает ограничения на развитие двустороннего научнотехнического сотрудничества. В значительно степени

они обусловлены завышенными ожиданиями Киева со стороны Запада, что ярко проявилось во время правления президента В. Ющенко. Достаточно часто западный вектор внешней политики, а также постоянные внутриполитические проблемы и обусловленное этим ослабление органов исполнительной власти мешали Украине выстраивать с Россией партнерские отношения, в том числе в рассматриваемой сфере. С другой стороны, несовпадение национальных интересов и некоторые субъективные причины оказывали аналогичное (негативное) воздействие на Москву, подталкивая ее к принятию односторонних мер, например, в нефтегазовой области.

Следовательно, российско-украинское научнотехническое сотрудничество далеко от своего совершенства. Обладая высоким потенциалом, родственными научными школами и технологически близкой экспериментальной базой мы имеем хороший базис для расширения такого сотрудничества как на двусторонней основе, так и на многосторонней — в рамках МААН. И хотя у нам много проблем, есть одно общее, что нас сближает: на Западе или Востоке Украину и Россию никто не ждет. Значит, наши государства просто обречены на сотрудничество в рассматриваемой сфере. И чем скорее мы поймем это, тем успешнее сможем решать собственные проблемы.

Российско-белорусское сотрудничество

Подписание в декабре 1999 г. между Россией и Беларусью Договора о создании Союзного государства позволило приступить к формированию единого таможенного и экономического пространства, расширить взаимодействие в гуманитарной области, сферах внешней политики, обороны и безопасности. И хотя в последние годы российско-белорусские отношения развивались достаточно сложно, ни Россия, ни Беларусь не отказались от своих союзнических обязательств.

В настоящее время между Россией и Белоруссией действует свыше 150 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Принципиально новым шагом в дальнейшем развитии интеграционного взаимодействия стало формирование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Как следствие, между Москвой и Минском активно развиваются экономические связи. Объем двустороннего товарооборота в 2010 г. составил $28 млрд (рост по сравнению с 2009 г. на 19%, однако уровень 2008 г. — $34 млрд так и не был достигнут). Отрицательное для Белоруссии сальдо в торговле с Россией сократилось с $10 млрд в 2009 г. до $8 млрд в 2010 г. В целом, удельный вес Белоруссии во внешнеторговом обороте России составляет 5%, а доля России во аналогичном обороте Белоруссии — 46% [7].

В торгово-экономических отношениях между Россией и Беларусью завершается переход на универсальные рыночные принципы. Для этого в 2006 г. был подписан контракт, определивший новые условия поставок в Белоруссию российского природного газа. В мае 2007 г. заключен договор, в соответствии с которым ОАО «Газпром» на коммерческой основе приобрел за $2,5 млрд 50% акций белорусской компании ОАО

«Белтрансгаз». С января 2011 г. поставки российской нефти в Белоруссию осуществляются на беспошлинной основе, а доходы от экспорта продуктов ее переработки переводятся в бюджет Российской Федерации (поступлениями от продажи собственной нефти Минск распоряжается по своему усмотрению).

Для поддержки белорусской экономики и стабилизации социально-экономического положения Москва предоставила Минску льготные государственные кредиты: в размере $1,5 млрд в декабре 2007 г., $1 млрд в ноябре 2008 г. и $500 млн в марте 2009 г.

Реализация 40 межгосударственных экономических, оборонных и социальных программ является важным направлением интеграционного взаимодействия. Финансирование таких программ частично осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2011 г. превышает $160 млн (взнос России — 65%, Белоруссии — 35%). Из них 40% финансовых средств направляется на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, развитие промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, связи и информатики, 26% — на цели военно-технического сотрудничества, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, 17% — на социальную политику, здравоохранение, физическую культуру, экологию, образование, культуру и СМИ.

В целях углубления двустороннего научнотехническое сотрудничества Российской академией наук (РАН), Национальной академией наук (НАН) Республики Беларусь совместно с другими заинтересованными организациями определены приоритетные направления в области космических исследований, сфере информатики и разработки современных технологий, включая наноматериалы и нанотехнологии и биотехнологии

Следует заметить, что НАН Беларуси входит в состав правительства, поэтому может выступать в роли государственного заказчика, взаимодействуя с органами исполнительной власти РФ. Так, с 1999 г. достаточно успешно развивается ее сотрудничество с Федеральным космическим агентством России. За эти годы было реализованы три совместные программы:

а) «Разработка и использование космических средств и технологий получения, обработки и отображения космической информации» (шифр «Космос-БР», 1999-2002 гг.).

Программа выполнялась с участием 18 российских и 14 белорусских организаций (предприятий). В ходе ее реализации был получен экспериментальный образец центра приема космической информации, способный обрабатывать данные как американских спутников МОАА, так и российских типа «Метеор-3М»; разработаны принципиально новые антенная система и технология дешифрования космических снимков; создан опытный навигационно-связной терминал. Помимо этого, получены технологии изготовления солнечных элементов, которые обладают стабильностью временных характеристик, стойкостью к радиации, а также имеют относительную низкую себестоимость производства[8];

ИННОВАЦИИ № 12 (158), 2011

ИННОВАЦИИ № 12 (158), 2011

б) «Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства» (шифр «Космос-СГ», 2004-2007 гг.);

Для осуществления программы была образована кооперация в составе более 60 предприятий (организаций) из Российской Федерации и Республики Беларусь. Это позволило в рамках Союзного государства разработать новые технологии обработки космической информации, получаемой в ходе дистанционного зондирования Земли и использования спутниковой навигационной системы повышенной точности; создать новые образцы космической техники и средства для проведения их испытания [9].

в) «Разработка базовых элементов, технологий соз-

дания и применения орбитальных и наземных средств многофункциональной космической системы» (шифр «Космос-НТ», 2008-2011 гг.).

В результате выполнения совместной программы российские и белорусские предприятия разработали экспериментальный образец микроспутника нового поколения, срок службы которого превышает 10 лет. Это создало предпосылки обеспечения доступа потребителей к недорогой космической информации, качество и объем которой соответствует современным требованиям [10]. Выполненные совместные исследования в сфере космоса способствовали активизации научной деятельности в смежных областях. В частности, для совершенствования образцов ракетно-космической техники потребовалось создать новые, более легкие материалы, а также покрытия с заданными свойствами. Как следствие, в рамках Союзного государства была разработана программа «Нанотехнологии-СГ», осуществление которой началось в 2009 г. Другая проблема возникла ввиду несоответствия национальных стандартов и условий сертификации космической техники. Для ее устранения была подготовлена программа «Стандартизация-СГ».

Обнадеживают перспективы научно-технического сотрудничества России и Беларуси. В частности, предполагается разработать новые методы восстановительной терапии патологически измененных тканей и органов с использованием стволовых клеток («Стволовые клетки»), а также получить и внедрить технологии нового поколения по производству радионуклидов и радиофармпрепаратов для диагностики и терапии онкологических заболеваний («Нуклид») [11].

Приведенная информация убеждает в том, что научно-техническое сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь развивается достаточно успешно. Союзнические отношения и стабильный, в отличие от Украины, внешнеполитический курс создают благоприятные условия для его дальнейшего развития. Конечно, и здесь возможны проблемы, например, субъективного характера. Но решать их в рамках Союзного государства значительно легче.

Таким образом, актуальность развития научнотехнического сотрудничества является бесспорной для всей территории Содружества Независимых Госу-

дарств. За последние двадцать лет накоплен большой опыт такого сотрудничества как на двусторонней, так и многосторонней основе. Наибольших успехов в этом направлении удалось добиться МААН, что позволило в целом предотвратить разрушение академий наук, сохранить их организационную структуру и в значительной степени — кадровый потенциал и инфраструктуру. Теперь необходимо двигаться дальше путем углубления сотрудничества. Россия, Украина и Беларусь, как государства - члены СНГ наиболее сохранившие научный потенциал, обязаны возглавить этот процесс.

Российско-белорусские отношения в рассматриваемой сфере могут служить примером для других стран на постсоветском пространстве. Они имеют пусть достаточно ограниченный, но надежный источник финансирования в виде бюджета Союзного государства. На такие отношения в меньшей степени влияет политическая конъюнктура. Как следствие, двустороннее научно-техническое сотрудничество не только привело к важным результатам, но и позволило заложить прочный фундамент взаимовыгодного партнерства на будущее.

Взаимоотношения Москвы и Киева в научнотехнической сфере менее стабильны, что в значительной степени обусловлено сохраняющимся западным курсом украинского руководства и неустойчивостью в этой стране внутриполитической ситуации. Это создает серьезные ограничения на развитие двусторонних отношений, несмотря на сильную зависимость государств друг от друга. Готовность вместе идти на Запад не является достаточной для укрепления научно-технического сотрудничества. Для этого нужно иметь другие, более серьезные причины. К сожалению, в Киеве далеко не все понимают это.

* * *

Работа выполнена при поддержке проекта РГНФ 11-02-00631а.

Список использованных источников

1. Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г.//Сборник документов по международному праву. Алматы, 1998.

2. И. М. Коротченя. Экономический совет суверенных государств: стратегия и тактика становления. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 1995.

3. Б. Е. Патон. Международной ассоциации академий наук — 10 лет//Наука и жизнь, № 11, 2003.

4. Российско-украинский товарооборот увеличился вдвое/ежеквартальный журнал «Бизнес в странах СНГ и Балтии». М., 30 июня 2010. http://sngbaltia.ru/rus/news/rossijsko-ukrainskij-tovarooborot-uvelichilsya-vdvoe.html.

5. Н. П. Денисенко, С. В. Бреус, С. В. Вовчок. Научно-техническое сотрудничество стран в условиях глобального экономического кризиса//Система информационно-аналитических ресурсов по инновационной и технологической тематике. М., 11 февраля 2011. http://innclub.info/index.php/2011/02/11/научно-техническое-сотрудничество-с/.

6. Т. Пересичный. Потенциал научно-технического сотрудничества Украины и России//Информационный сайт «Одна родина». Киев, 2 октября 2009. http://odnarodyna.ru/articles/5/870. html.

7. Российско-белорусские отношения, вопросы строительства Союзного государства//Официальный сайт Правительства Российской Федерации. М., 15 марта 2011. http://premier.gov. ru/visits/world/14460/info/14467.

8. Программа «Космос-БР» //Официальный сайт Национального совета по космосу при Совете Министров Республики Беларусь. Минск. http://www.space.basnet.by/cosmos_br.htm.

9. Программа «Космос-СГ» //Официальный сайт Национального совета по космосу при Совете Министров Республики Беларусь. Минск. http://www.space.basnet.by/cosmos_sg.htm.

10. Последствия реализации программы//Информационный сайт «Программа Космос-НТ». Минск. http://www.cosmos.basnet. by/realization.html.

11. П. А. Витязь. Формирование единого научно-технического пространства Союзного государства России и Беларуси в рамках союзных программ//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, № 1, Вологда, 2011.

Political Aspects of the Scientific-Technical Cooperation of Russia, Ukraine and Belarus V. V. Evseev, Ph. D. (Technic), Senior Associate, Head of a division, Scientific and Organizational Department of the Russian Academy of Sciences.

The article gives a brief analysis of scientific and technical cooperation in post-Soviet space for the last 20 years. The positive role of IAAS in strengthening multilateral cooperation is noted. It is shown, that Russia, Ukraine and Belarus may contribute to the deepening of this process. At the same time the Russian-Belarusian relations in science and technology serve as an example for other CIS countries.

Keywords: CIS, cooperation, the Union State.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.