BECTH MOCK УН-ТА СЕР 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ 2006. № 6
ДИСКУССИЯ
Весной 2005 г. на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках общероссийской научной конференции "Перестройка: 20лет спустя " состоялось заседание круглого стола. Доклады участников были опубликованы на страницах нашего журналаВ этом номере вниманию читателей предлагается материал в развитие темы.
Е. И. Волгин
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КПСС (1990-1991 гг.)
Реформа советской политической системы привела к стремительной утрате КПСС ее былых властных позиций2. Данное обстоятельство существенным образом влияло на саму модель партийно-политического устройства коммунистической организации. XXVIII съезд КПСС (лето 1990 г.) по-прежнему характеризовал компартию как политическое объединение авангардного типа. Однако, как показывала реальная практика начала 90-х годов, КПСС теперь вряд ли могла в полной мере претендовать на роль передового отрада советского общества. Впрочем, резкое снижение статуса КПСС как правящей партии явилось отнюдь не только прямым следствием всеобъемлющей демократизации политической системы. Существенную роль здесь также сыграл целый ряд многочисленных внутрипартийных коллизий, не получивших пока что должного освещения в исследовательской литературе.
Известно, что партию авангардного типа всегда отличает комплекс определенных свойств и признаков. Такая политическая организация стоит во главе движения за социальный прогресс, вырабатывает и, что самое главное, воплощает в жизнь принципиально новые подходы в осуществлении государственной политики. Действительно, XXVIII съезд (как всегда подобало любому форуму компартии) ставил перед КПСС целый ряд амбициозных социально-экономических и политических задач. Однако осуществить намеченные планы в тех условиях для компартии не представлялось возможным. Проблема
1 Вестн Моск. ун-та. Сер 12. Политические науки 2005 № 5, 6.
2 См: Волгин Е КПСС в контексте советской политической модернизации (конец 80-х — начало 90-х годов) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки 2004 № 3. С. 75-87.
заключалась отнюдь не только в кардинально изменившихся объективных условиях "политической игры" (пересмотр 6-й статьи Конституции СССР, постепенное наделение советских органов реальными полномочиями и т.д.). Давление, которое испытывала компартия со стороны внешних политических оппонентов, осуществлялось параллельно развитию внутри КПСС институционального кризиса, связанного с дисфункцией руководящих органов некогда всемогущей и всеобъемлющей организации. Этот кризис, возникший на рубеже 80— 90-х годов, был, в свою очередь, обусловлен масштабной кампанией по сокращению и реорганизации партаппарата в центре и на местах (по самым общим подсчетам, исполнительные штаты компартии были сокращены примерно наполовину). Известная акция, проведенная непродуманно и поспешно, хотя и позволила сэкономить для партийного бюджета определенные средства, в целом же принесла компартии весьма сомнительные дивиденды. Сокращение аппарата, сопровождавшееся заметным ослаблением материальной защищенности и социальной заинтересованности его сотрудников, стало главной причиной резкого снижения исполнительной дисциплины, особенно когда дело касалось вопросов политической аналитики, а также оперативного обмена актуальной информацией между партийными комитетами разного уровня.
Что касается деятельности обновленного после XXVIII съезда ЦК КПСС, ответственного за разработку и принятие стратегических партийных решений, то его участники оказались ввергнуты в долгие и яростные, но при этом абсолютно бесплодные дискуссии. Работа же нового Политбюро ЦК КПСС, приобретавшая, по свидетельству его непосредственных участников, "семинарский характер", также оказалась крайне неэффективной. Тем не менее заметное ослабление Политбюро в начале 90-х годов не помешало участникам этого партийного органа вступить в острое противоборство с недавно учрежденным в стране Президентским советом. «Политбюро ЦК КПСС почувствовало в Президентском совете угрозу для своей власти и "убило" его»3, — именно так разъясняет смысл известного институционального противостояния А. Яковлев. Однако, как нам кажется, "прораб перестройки" несколько упрощает главный смысл этого противостояния. Президентский совет мыслился Горбачевым как сугубо государственное образование, всячески обособленное от партийных структур. "Не могло быть и речи о том, — свидетельствует В. Медведев, участник новой президентской структуры, — чтобы Совет действовал по указке ПБ (Политбюро. —Е.В)"а. В то же время получилось так, что структурные основы Президентского совета формировались главным образом за счет организационно-кадровых ресурсов центральных партийных структур.
3 Яковлев А. Горькая чаша. Ярославль, 1994. С 247
4 Медведев В. В команде Горбачева: взгляд изнутри. М , 1994. С 164
Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что КПСС в начале 90-х годов могла претендовать на роль не авангардной, а скорее, парламентской организации. Сам характер политической деятельности КПСС в тот период говорит в пользу этого соображения. Известно, что отличительной особенностью парламентской ассоциации является разработка стратегии и тактики политического поведения своих представителей в органах государственной власти. В конце 80-х — начале 90-х годов КПСС постепенно начинала осваивать эту совершенно нехарактерную для нее ранее функцию. Первостепенная роль здесь принадлежала аппарату ЦК КПСС, который пытался координировать работу депутатов-коммунистов в советских органах. Так, к примеру, аналитическая записка ЦК, составленная специально для делегатов-коммунистов IV Съезда народных депутатов СССР, содержала перечень конкретных мер, необходимых для обеспечения политического преимущества компартии в ходе известного форума. Во-первых, рекомендовалось организовать встречу в ЦК с депутатами, избранными от КПСС, для выработки их позиции на грядущем съезде. Во-вторых, в этом документе отмечалась необходимость "спрогнозировать и обобщить" вопросы, которые вполне могут возникнуть в ходе заседаний. В-третьих, ЦК считал целесообразным высказать рекомендации лидерам крупных региональных комитетов партии о политическом взаимодействии с народными депутатами в период подготовки и во время проведения съезда. В-четвертых, центральный партаппарат планировал проводить постоянные переговоры с лояльно настроенными в отношении компартии депутатами о совместных действиях. И наконец, предполагалось пригласить на съезд членов ЦК, лидеров крупных партийных комитетов на местах, не являвшихся народными депутатами СССР, чтобы усилить позиции КПСС9. Похожие рекомендации, правда, высказывались высшими партийными инстанциями и раньше — во время первых съездов народных депутатов СССР. Однако тогда разработка подобных документов носила для ЦК КПСС во многом пробный, экспериментальный характер, ибо в конце 80-х годов руководство правящей партии не было до конца уверено в "безальтернативное™" начатых Горбачевым демократических экспериментов. Теперь же, когда политическая реформа вступила
крупнейших промышленных регионов страны, около 53% рабочих заявили о своем негативном отношении к деятельности КПСС на современном этапе. Неуди-
вительно, что в 1990 г. ряды КПСС покинули 874 тыс. рабочих, т е каждый шестой
представитель данной социальной категории, состоящий в партии (РГАНИ Ф. 89.
Оп. 12 Д 27 Л 20). В феврале 1990 г. по стране вновь прокатилась мощная волна забастовочного движения шахтеров. И если раньше шахтеры являлись первыми инициаторами отмены 6-й статьи Конституции СССР, то теперь они зачастую требовали упразднения региональных комитетов компартии
9 РГАНИ. Ф. 89. Оп. 5 Д 7. Л 2-5.
в свою решающую фазу, заблаговременное продумывание действий депутатов-коммунистов в высших органах государственной власти стало для сотрудников центрального аппарата КПСС привычным делом. Более того, со временем в их "политических сценариях" стала наблюдаться даже некоторая преемственность. Например, если взять заключительный пункт приведенной нами записки, то можно сказать, что прецедент приглашения руководящих партийных работников на съезды народных депутатов СССР в качестве гостей стал неотъемлемой частью парламентской тактики ЦК КПСС. Значительно уступая своим "демократическим" оппонентам в той части, которая касается качества контраргументации, представители руководящих партийных структур пытались компенсировать этот пробел за счет количественного перевеса.
Парламентская партия занимается планированием избирательных кампаний, выдвижением и подготовкой соответствующих кандидатов к предстоящим выборам, идеологической и организационной работой по обеспечению победы своим ставленникам, уделяет большое внимание изучению общественного мнения об обстановке в тех или иных регионах и в стране в целом, выявляет и оценивает альтернативные политические силы. Надо сказать, что в начале 90-х годов все эти вопросы находились в поле зрения КПСС. В 1991 г. в Москве состоялась научно-практическая конференция "Деятельность КПСС в условиях политического плюрализма". Она была организована АОН при ЦК КПСС, а также целым рядом партийных инстанций. Цель данного форума заключалась в том, чтобы проанализировать основные тенденции в политической жизни современного общества, а также выработать конкретные рекомендации для формирования стратегии и тактики КПСС в условиях многопартийности. Перед компартией, как отмечалось в итоговых резолюциях конференции, ставилась конкретная задача, заключавшаяся в освоении с помощью профессиональных приемов ведения политических кампаний в условиях жесткой конкуренции, ибо "время проб и интуитивных шагов ушло"10. Партийным комитетам всех уровней рекомендовалось осваивать методику политического анализа и прогноза, своевременно реагировать на меняющуюся обстановку, умело взаимодействовать с общественными силами социалистической ориентации, готовиться к работе в обстановке политического соперничества. Кроме того, комитетам КПСС на местах предлагалось обратить особое внимание на планирование избирательных кампаний. В этой связи предусматривалось составление подробных паспортов каждого избирательного округа с обозначением его демографической и социальной структуры, выявлением интересов проживающих здесь избирателей. Региональным структурам компартии рекомендовалось использовать в своей повседневной работе
10 Там же. Ф. 89. Оп. 20. Д. 68. Л. 2-16.
практику политического мониторинга, непрерывного анализа расстановки общественных сил. Одновременно представители компартии на местах должны были проводить систематические консультации и диалоги с теми партиями и общественно-политическими организациями, которые разделяли социалистические ценности.
В низовых звеньях КПСС методы парламентской деятельности помогали осваивать недавно учрежденные здесь советы секретарей первичных партийных организаций. Уже к октябрю 1990 г. они существовали в каждом втором городе или районе, в каждой шестой области11. Окончательное их оформление в единый общесоюзный центр завершилось к весне 1991 г., когда состоялось первое заседание Совета секретарей первичных партийных организаций при ЦК КПСС. Данный Совет состоял из 50 секретарей при следующей норме представительства: один человек от 10 тыс. организаций. Совет секретарей задумывался как сугубо методологическое партийное образование, подотчетное Секретариату ЦК. Новообразованный Совет должен был вырабатывать рекомендации по участию партийных организаций в выборах в государственные органы власти, заниматься непосредственной подготовкой кандидатов в народные депутаты от КПСС, а также следить за успешным освоением депутатами-коммунистами парламентских форм работы.
Важнейшим аспектом деятельности партии парламентского типа является организация идейно-политического противодействия конкурирующим общественным движениям. Для КПСС начала 90-х годов этот вопрос приобрел первостепенную важность, ибо критическая тональность "демократической" прессы достигла в тот период своего апогея. В противовес резким заявлениям оппозиции центральный аппарат требовал от комитетов КПСС приложить все усилия для формирования в общественном сознании "положительного, даже привлекательного образа партии". Сильными чертами этого образа, по мнению аналитиков со Старой площади, должны были стать: приверженность компартии к позициям единой союзной государственности, гарантия внутренней безопасности и общественного порядка, обеспечение социальной защиты малоимущих слоев населения, а также накопленный опыт управления социально-экономическими процессами12.
11 Правда. 1990. 16 окт.
12РГАНИ. Ф. 89. Оп 20 Д. 68 Л 4-5 Судя по имеющимся в нашем распоряжении данным, можно говорить об определенных, хотя и весьма скромных достижениях компартии. Так, результаты социологических исследований, опубликованные в "Независимой газете" — периодическом издании, которое чрезвычайно трудно уличить в пристрастии к коммунистической организации, — свидетельствовали о заметном росте популярности КПСС среди жителей столицы Если в августе 1990 г. партию поддерживали 13% москвичей (в ноябре того же года ситуация практически не изменилась), то к январю 1991 г. эта цифра возросла до
Проанализировав стратегический план общественно-политической деятельности КПСС в начале 90-х годов, нетрудно заметить, что он не содержит и тени намека на то, что компартия собиралась использовать какие-либо инициативные методы, характерные для политической ассоциации авангардного типа: организация масштабных акций протеста, проведение митингов и манифестаций. Все действия ограничивались, как правило, участием коммунистов в предвыборных кампаниях, в представительных органах государственной власти, т.е. не выходили за рамки сугубо парламентской работы.
Партию парламентского типа отличает также еще и целый ряд специфических организационных особенностей. Например, в качестве ее базовых структурных образований выступают в основном территориальные комитеты. XXVIII съезд, дабы подчеркнуть авангардную роль КПСС, сохранял за компартией территориально-производственный принцип. Однако начавшаяся в стране постепенная департизация государственных структур вносила заметные корректировки во внутреннее строение компартии. Еще задолго до указа Бориса Ельцина "О департизации" число цеховых партийных организаций в промышленности уменьшилось на 40 тыс., а партийных групп — на 136 тыс.13 Так, территориально-производственный принцип, зафиксированный в последнем Уставе КПСС, под воздействием "объективных факторов" постепенно уступал территориальному началу. Аппарат ЦК КПСС, понимая, что не в силах противостоять процессу стремительной департизации, разработал определенный план, направленный на повышение политической активности территориальных первичных партийных организаций, работа которых, носившая ранее во многом формальный характер, приобретала в меняющихся условиях особую актуальность. Летом 1991 г. Комиссия по обновлению работы первичных парторганизаций, проанализировав политическую ситуацию в стране, пришла к выводу о том, что работа "по месту жительства" приобретает в настоящее время для партии принципиальное значение. Всем региональным комитетам рекомендовалось всемерно активизировать практику работы "первичек" среди населения, "делая достоянием партии все, что может оказаться полезным". Все крупные партийные комитеты должны были до 1 января 1992 г. сообщить в ЦК КПСС о принимаемых мерах по улучшению работы по месту жительства населения, ибо, как отмечалось в специальной записке, "вместе с борьбой за власть сюда перемещается борьба за влияние на людей".
26%. Одновременно обратимся к показателям популярности Демплатфор-мы, окончательно оформившейся к тому времени в оппозиционное антикоммунистическое течение. В августе 1990 г. ее рейтинг составлял 19%, в ноябре того же года он снизился до 12%, а в январе 1991 г. составил всего 1% (Независимая газета 1991 16 февр.).
13 РГАНИ, Ф. 89. Оп. 12. Д. 27. Л. 20.
3 ВМУ, политические науки, № 6
33
Основная тяжесть работы по организации деятельности "первичек" перекладывалась именно на региональные структуры КПСС районного и городского уровня, так как 15,7 тыс. партийных организаций, действовавших при домоуправлениях и сельсоветах и состоявших преимущественно из коммунистов-пенсионеров, не могли, по мнению ЦК, взять на себя решение поставленных задач. Кроме того, Комиссия считала целесообразным восстановить практику, когда каждый коммунист выполняет какие-либо поручения по месту жительства. Предусматривалось также сосредоточение в единые территориальные партийные организации коммунистов, связанных по роду своей деятельности: работников просвещения, здравоохранения, культуры и т.д. Предполагалось даже создание территориальных организаций, куда входили бы члены КПСС, работавшие в кооперативах или занимавшиеся предпринимательской деятельностью. Комитетам КПСС на местах рекомендовалось создавать специальные выборные штабы, включавшие представителей советов секретарей первичных парторганизаций. При этих штабах должны были учреждаться социологические, методологические, пропагандистские центры, а также мобильные группы, которые занимались бы опросами населения, агитацией, распространением печатной продукции. Коммунисты, как отмечалось в записке ЦК КПСС, должны суметь закрепиться "везде, где идет живое общение с людьми". Особое внимание уделялось вопросам, связанным с подготовкой выборов в местные органы власти. В этой сфере требовалось проявлять "профессиональный уровень организации дела"14.
Говоря о структуре аппарата партии парламентского типа, отметим, что она отличается известной компактностью, чего не скажешь о рабочих органах КПСС даже после их существенной реорганизации в начале 90-х годов. Тем не менее в региональном партийном аппарате происходило дальнейшее сокращение производственных отделов: в 1991 г. в ЦК республиканских компартий, крайкомах, обкомах и горкомах КПСС были окончательно ликвидированы отделы и сектора оборонной промышленности15. Упразднению подлежали также отделы административных органов, курировавших деятельность КГБ. Любопытные тенденции наметились и в аппарате ЦК КПСС. В самом начале 1991 г. здесь была апробирована идея создания специальной координационной группы из представителей всех отделов ЦК. Эта группа, обладавшая большими возможностями и мобильностью, должна была заниматься анализом политической ситуации в стране, а также координированием работы всех отделов по решению неотложных во-
14 Там же. Оп. 20. Д. 60. Л. 1-12.
15 Там же. Оп. 21. Д. 54. Л. 1
просов16. Примечательно, что речь шла не об учреждении в центральном аппарате КПСС еще одного бюрократического подразделения в виде очередного отдела, а о сравнительно небольшой группе "быстрого реагирования" (именно так она обозначалась в соответствующих документах), способной в сжатые сроки не только представить тщательный анализ той или иной ситуации, но и выработать целый ряд адекватных контрмер. Данное обстоятельство свидетельствует о заметном стремлении к постепенному совершенствованию партийного аппарата, увеличению его политической мобильности.
Главенствующая роль в структурах парламентской организации принадлежит, как правило, партийной элите. Для внутренней жизни КПСС, где "партийный актив" всегда имел первостепенное значение, данный принцип не утратил своей актуальности и в начале 90-х годов. В то же время нельзя не отметить, что вся система номенклатурной иерархии претерпевала в известный период заметные демократические изменения: многие рядовые коммунисты, сравнительно недавно вступившие в КПСС, всего за два-три года делали "головокружительную" партийную карьеру, буквально "врываясь" в центральные органы компартии. Другое дело, что реальное влияние этих "спонтанных выдвиженцев" в руководящих партийных инстанциях подчас сводилось к минимуму, в то время как рядовые члены парламентской партии имели в своем распоряжении эффективные рычаги политического воздействия на свое непосредственное руководство: неуплата членских взносов, саботирование общепартийных мероприятий, разработка альтернативных программ, наконец, выход из самой организации. Все эти "внутрипартийные санкции протеста" широко применялись рядовыми коммунистами в начале 90-х годов. Причем чаще всего партийцы прибегали именно к последней, наиболее радикальной мере. Однако разрыв с КПСС отныне уже не являлся крайне неблагоприятным фактором для дальнейшего социального продвижения вышедшего из партии. Да и само членство в коммунистической организации перестало быть необходимым условием для карьерного роста обладателя партбилета. Отныне оно диктовалось, скорее, сугубо личными политическими симпатиями и в гораздо меньшей степени связывалось с какими-либо корыстными мотивами.
Устав парламентской организации относительно либерален: он часто признает существование в партии различных течений, фракций и платформ. В этой связи вспомним радикальные решения XXVIII съезда, которые не только легализовали внутрипартийный идеологический плюрализм, но и, согласившись с реальной федерализацией КПСС, фактически "стирали облик" унитарной коммунистической
16 Там же Оп. 4. Д 25. Л. 2.
организации, превращая ее республиканские сегменты в автономные образования, способные со временем вырасти в суверенные политические партии.
Подведем основные итоги. Период с начала 1990 г. по август 1991 г. характеризовался для КПСС вынужденным отказом от модели авангардной партии и постепенной трансформацией в сторону парламентской политической ассоциации. Об этом свидетельствует целый ряд конкретных факторов:
1) кризис исполнительной инфраструктуры КПСС, не позволявший активно претворять в жизнь масштабные политические и социально-экономические решения;
2) ослабление территориально-производственного принципа строения партии в пользу именно территориального начала;
3) заметная организационная и идеологическая либерализация внутрипартийной жизни;
4) падение интереса к социальным запросам трудящихся масс, а также резкое сокращение представителей даннрй социальной категории в центральных органах КПСС;
5) реальное превалирование в руководящих структурах представителей профессиональной партийной элиты;
6) неконфликтный, всецело законопослушный стиль общественно-политической деятельности, исключавший какие-либо экстраординарные акции.
В политической практике известны прецеденты успешной трансформации авангардных коммунистических организаций в парламентские партии. Не исключено, что и КПСС (в случае "мирного развития" политического процесса) со временем вполне могла бы окончательно превратиться в подобное объединение. Однако события августа 1991 г. навсегда лишили компартию подобной перспективы.