Научная статья на тему 'Политическая терминология в религиозно-философских произведениях И. А. Ильина'

Политическая терминология в религиозно-философских произведениях И. А. Ильина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
366
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАГМЕМА / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНОЧНОСТЬ / ТЕРМИН / ТЕРМИНОСИСТЕМА / ДИСКУРС АВТОРА / АМБИСЕМИЯ ПРАГМЕМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стародубец С. Н.

Cтатья отражает результаты исследования религиозно-философского дискурса И.А. Ильина, произведения которого – сложная контаминация политической, религиозной, философской и эстетической структур, что находит отражение в системной организации лексических единиц. Исследование лексических единиц в лексико-семантическом и дискурсивном аспектах позволяет говорить о функционировании в дискурсе базовых прагмем (= идеологем) единого и синкретичного плана содержания. Политическая терминология в системе названных средств – наиболее продуктивный пласт, эксплицирующий идеологическую оценочность и авторскую семантику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая терминология в религиозно-философских произведениях И. А. Ильина»

УДК 811

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ

ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А. ИЛЬИНА

© 2012 С. Н. Стародубец

докт. филол. наук, зав. каф. гуманитарных дисциплин, доцент e-mail: strmosaramhler. ru

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Статья отражает результаты исследования религиозно-философского дискурса И. А. Ильина, произведения которого - сложная контаминация политической, религиозной, философской и эстетической структур, что находит отражение в системной организации лексических единиц. Исследование лексических единиц в лексико-семантическом и дискурсивном аспектах позволяет говорить о функционировании в дискурсе базовых прагмем (= идеологем) единого и синкретичного плана содержания. Политическая терминология в системе названных средств - наиболее продуктивный пласт, эксплицирующий идеологическую оценочность и авторскую семантику.

Ключевые слова: прагмема, идеологическая оценочность, термин,

терминосистема, дискурс автора, амбисемия прагмем.

Произведения Ивана Александровича Ильина в контексте русского философского возрождения первой половины ХХ века - сложная контаминация политической, религиозной, философской и эстетической структур, отраженная в системной организации лексических единиц. Исследование лексических единиц в лексико-семантическом и дискурсивном аспектах в произведениях И. А. Ильина позволило нам сделать вывод о функционировании в дискурсе базовых прагмем (слов, соединяющих идеологическую оценочность и предметность, - термин М.Н. Эпштейна [Эпштейн 1991]), эксплицирующих единый план содержания (философский, религиозный, политический), и прагмем-синкретов, репрезентирующих два, три, четыре плана содержания (философский, религиозный, политический и эстетический в разных комбинациях) [Стародубец 2009].

Нами обосновано, что религиозно-философская концепция И. А. Ильина и в плане выражения, и в плане содержания представляет собой идеологию национально государственного бытия как факт русской духовной лингвокультуры. Идеология национально государственного бытия в дискурсе И.А. Ильина детерминирует единство многих составляющих, которые образуют эксплицитный и имплицитный этнокультурный фон, определяющий взгляд автора на основополагающие философские, религиозные, политические и эстетические проблемы. Аксиологической доминантой дискурса является этнокультурная идеологическая рефлексия адресанта и адресата и заданный в их диалоге национально-культурный фон, реализованный посредством «культурного компонента» в составе языковых единиц. Идеологизированное слово, соединяющее предметность и оценочность, - прагмема -есть функциональный и когнитивный маркер дискурса И.А. Ильина, репрезентирующий актуальную (рематическую) базу посредством синкретизма плана содержания в интенсионале (инвариант оценочности ^ пейоративный и мелиоративный варианты) и/или импликационале (совмещение религиозного, философского, политического и эстетического плана содержания в том или ином конкретном случае).

Основу тезауруса в дискурсе И. А. Ильина представляет идеологизированная лексика, отражающая рациональное и иррациональное представление о мире в рамках символической идеологии национально-государственного бытия, являющейся оппозиционной по отношению к официально установленной. Базовой характеристикой идеологизированной лексики является оценочность, которая входит в ядро лексического значения, может быть принадлежностью денотативного или сигнификативного компонентов, исходя из чего мы разграничиваем: сигнификативно идеологизированные оценочные слова (революция, социализм, коммунизм и т.п.); сигнификативно-денотативно идеологизированные оценочные слова (западничество, империализм, равенство и т.п.); в случае если идеологизированный компонент значения находится вне ядра, т. е. составляет его коннотацию, мы говорим о коннотативно-денотативных идеологизированных словах (правый/левый, крайний и т.п.), хотя и признаем условность такой характеристики, так как коннотация прямого значения становится принадлежностью денотата переносного значения (наиболее продуктивным средством выражения оценочности является синтаксический (религиозный закон, духовный национализм и др.), что связано с контаминацией двух или трех планов содержания в контексте произведений И.А. Ильина.); мы также выделяем оценочность инвариантную и вариантную: оценочный инвариантный компонент лексического значения сигнификативно-денотативного характера и оценочный вариантный компонент прагматического характера (который является принадлежностью импликационала); на внутрисемном уровне данное явление может быть охарактеризовано как оценочная энантиосемия.

Базовыми составляющими терминосистемы И. А. Ильина являются философская, религиозная и политическая терминология. Наиболее продуктивной из названных является последняя (371 единица в нашей выборке относительно 129 собственно философских и 85 собственно религиозных терминов и терминологических сочетаний).

Политическая лексика и терминология - это слова и слововосочетания, обозначающие социально и идеологически дифференцированные понятия

политического содержания, которые в процессе употребления приобретают социальноидеологическую оценочность [Голованевский 1993: 32].

Политическая лексика и терминология включает в свой состав многочисленные языковые единицы, но каждая языковая личность избирает из ее состава только продуктивные в составе тезауруса личности.

Подчеркиваем, что политическая терминология также представляет собой часть глобальной философской системы понятий.

В философско-политических и религиозно-философских произведениях И. А. Ильина употреблены следующие термины и терминологические сочетания: агитация, анархия, беспочвенник, бонапартизм, демагогия, демагог, деспотия, доктринер, доктринерство, идеолог, идеология, (советский) империализм, (русская)

колонизация, конституция, пролетарий, пролетариат, папацезаризм, партия,

пропаганда, цезарепапизм, самозванство, сионизм, славянофилы, сервилизм,

(левый/правый) тоталитаризм, тоталитарист, утопизм, фашизм, шовинизм, экономизм, этатизм; большевистский нигилизм, левая правизна, правая левизна, общественная деморализация, политический радикализм и др.

Названная группа представлена также подгруппой политических

идеологизированных слов неоднородного состава, которая растворена в моделях: П + Р, Р + П, Ф + П; П + Ф + Р, Ф + П + Р, Ф + П + Э; Р + Ф + П; Р + П + Э; Ф + П + Р + Э (где П - политический, Р - религиозный, Ф - философский, Э - эстетический план

содержания языковой единицы). Это так называемые прагмемы-синкреты, семантическое своеобразие которых описывается нами отдельно.

Следует констатировать, что собственно политическая терминология в дискурсе И. А. Ильина продуктивна, хотя специальное и глубокое дефинирование понятий политического содержания отсутствует, имеет место или краткое оценочное описание того или иного политического явления (автор считает необходимым категорично и отчетливо представить свою позицию по данному вопросу), или пространное, часто с импликацией оценочного значения.

Зафиксированы краткие определения, как правило, оформленные посредством вставных конструкций (идеологическое значение в таком контексте либо имплицировано, либо выявляется посредством последующего или предыдущего контекста): «Согласно этому есть государства, националисты которых

удовлетворяются успехами своего народного хозяйства (экономизм1), или мощью и блеском своей государственной организации (этатизм2), или же завоеваниями своей армии (империализм3). <...> Поэтому русское национальное сознание не впадало в

соблазны экономизма, этатизма и империализма, и русскому народу никогда не

1 «Экономизм. 1. Направление в русской социал-демократии, заключающееся в пропаганде среди

рабочих идей борьбы с предпринимателями за экономические интересы (АС, 316; СОП, 122). II. Социал-демократическое учение, видящее в экономической борьбе рабочего класса единственный путь к его освобождению (ЧС, 659). <...> и умаляющее значение политической борьбы (ДБ, 1530; НК, 1010; ЕС, 569). Социалистическое учение о необходимости единственно экономической борьбы (МТС, 725). III. Оппортунистическое направление, в рядах социал-демократии 90- и начала 900-х годов (ЭС, 420). Оппортунистическое течение в русском социал-демократическом движении конца ХГХ-начала ХХ в., сторонники которого считали, что рабочий класс должен бороться исключительно за улучшение своего экономического положения, предоставив буржуазии политическую борьбу с самодержавием (БАС-17, 1754)» [Голованевский 1995: 116]; «Экономизм. ист. полит. Течение в русской социал-демократии в

конце 90-х годов 19 века, выступавшее за необходимость экономических, а не политических форм в достижении целей» [БТС 1997 3: 401]. В дискурсе И.А. Ильина - в расширенном метонимическом значении: государство, базовым принципом которого является экономическое благоустройство и благосостояние. !

2 «Этатизм от фр. е1а1 - государство, полит. Форма, режим правления, доктрина, признающие приоритет государства во всех сферах общественной жизни, и в первую очередь экономической» [БТС 1997 3: 454].

3 «Империализм. 1. Означает исключительно военный образ управления государством (Т-П, 263). Империализм - то же, что деспотизм (ЧС-1, 340). 1. Государственное правление, основанное на военных началах; 2. приверженность к империи (БС, 239). II. Политическое состояние государства, при котором господствует не закон, а произвол правителя, опирающийся на военную силу; приверженность к империи (СБ, 316). III. Военный деспотизм, опирающийся на стремление народа к мировому господству (ОС, 46). <...> Государственное правление, отличающееся деспотизмом верховной власти,

опирающееся на военное сословие (П., 145). Исключительно военное управление государством (ЭС, 136). IV. Политическая система, пытающаяся примирить принцип народовластия с неограниченным правлением одного лица. Связано с Ю. Цезарем. Отсюда: цезаризм (НК, 329). <...> Политическая система. Сущность ее заключается в том, власть сосредоточена в руках монарха, который управляет страною, опираясь на армию, а особо важных случаях обращается к народному голосованию (ЧС, 228229). V. Политика, стремящаяся к захвату колоний с целью расширения рынков сбыта и сопряженная с большими затратами на содержание постоянных армий и флота (ЕС, 164). <...> VI. Политика современных крупнокапиталистических государств, характеризуемая стремлением национального капитала установить господство на мировом рынке путем захвата источников сырья и рынков сбыта товаров (Сл., 75; Ст, 23). 1. Монополистическая стадия развития капитализма, его высшая и в то же время последняя стадия, являющаяся кануном социалистической революции пролетариата. 2.

Захватническая внешняя политика, проводимая к.-л. государством или объединением государств» [Голованевский 1995: 37-38].

Необходимо подчеркнуть, что, будучи ярким представителем русской либеральной мысли, в контексте своих произведений И.А. Ильин употреблял термин империализм в значении, зафиксированном в словарях, отражающих взгляды либерального лагеря, в частности, в «Словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (1910 г.) под редакцией А.Н. Чудинова (ЧС, 228229).

казалось, что главное дело его — это успех его хозяйства, его государственной власти и его оружия» (15 октября 1950 г.) [Ильин 2008: 366-367].

Представленные термины в контексте религиозно-философских произведений И. А. Ильина реализуют безоценочностное значение прагмемы, несмотря на то что спектр идеологической дифференциации названных номинаций в начале ХХ века достаточно разнопланов. К примеру, идеологически-оценочный термин империализм в различных значениях (образ правления, политическое состояние государства, политическое направление, политическая система, политика, характер правления, стадия развития) репрезентирует в русской дореволюционной мысли следующие варианты:

• как правило, безоценочностный в дефинициях словарей, отражающих взгляды либерального лагеря, - первое значение в «Идеологически-оценочном словаре русского языка ХК - начала ХХ вв.» профессора Аркадия Леонидовича Голованевского («Словарь иностранных слов» А.Н. Чудинова 1894 г. и 1910 г.., словарь под ред. Ф.Н. Берга 1901г.), реже пейоративный - второе значение, представленное в названном словаре («Словарь иностранных слов» под ред. В.В. Битнера 1905 г.);

• пейоративно оценочный (третье, пятое и шестое значения в словаре А. Л. Голованевского), как результат развития оценочного компонента значения посредством наиболее продуктивного употребления в работах представителей революционно-демократического направления («Словарь политических, социальноэкономических и некоторых других слов» Ачадова (Ф.А. Данилова) 1906 г. и др.).

Как и другие религиозные философы, период духовной рефлексии которых детерминирован и хронологически определен эпохой социальных изменений начала ХХ века, И. А. Ильин осмысливает базовые мировоззренческие понятия - атрибуты коммунистической идеологии, такие как: революция, социализм, коммунизм, марксизм и др. - с разных позиций, в контексте диалога с действующей системой отношений и организации общества, употребляя названные и подобные им прагмемы в аспекте философско-политического, иногда и религиозно-философско-политического видения.

Многие понятия все-таки осмыслены философом и в собственно политическом смысле. Например, пролетарий.

В «Идеологически-оценочном словаре русского языка ХК — начала ХХ века» представлена комплексная дефиниция прагмемы пролетарий, включающая изначально безоценочностное значение слова, а затем оценочное, мелиоративно оценочностное: «Пролетарий (пролетарии). 1. ... 2. Вообще бедный человек низшего сословия, лишенный всяких средств (Сл. 1861, 425). Человек, не имеющий собственности, живущий трудами (Б-1, 524; Б-12, 347). II. Бобыль, безземельный, бесприютный (Д-Ш, 493). .Самый бедный класс народа, не имеющий никакой собственности (Т-Ш, 218; СТС, 39). <...> Лицо, принадлежащее к пролетариату (СБ, 683) ... рабочие, представители пролетариата (НК, 744). <...> Класс народа, не имеющий собственности и живущий повседневным трудом, продавая имущему классу свою силу, имущественную и умственную (СГ, 530). ... 2. В капиталистическом обществе -наемный рабочий, лишенный средств производства; рабочий крупной промышленности» [Голованевский 1995: 80-81].

Дискурс И.А. Ильина репрезентирует пейоративно оценочное значение прагмемы пролетарий: «<...> пролетарий является человеком, лично не

заинтересованным в качестве и количестве продуктов своего труда, в расцвете своей фабрики - совсем не заинтересованным или почти не заинтересованным. Работа для него есть нечто вынужденное, помимо воли, необходимость без любви и творчества. Его дух, его любовь, его творческая воля не вовлекаются в его работу. <...> Великая и таинственная сила частной собственности выдыхается здесь в технических и

социальных условиях работы: творческий дух и труд расходятся, распадаются, и пролетарий, хозяйственно обессиленный, отучается от счастья творящего и совершенствующего частного собственника. Вот источник социалистической химеры; и коммунист, обращаясь к пролетарию, находит в нем психологически изуродованного человека, социально готового идиота в отношении к частной собственности» [Ильин 2001: 234].

Пейоративно оценочное значение прагмемы пролетарий в дискурсе И. А. Ильина осложняется эмоционально-экспрессивными оттенками, эксплицированными посредством предикатов «изуродованный человек», «идиот».

Такое категоричное определение прагмемы пролетарий, с позиции философа, обусловлено комплексом факторов: в первую очередь, социальными (как мы видим, речь идет об отсутствии привязанности к частной собственности), идеологическими (безрелигиозностью), этическими (низким уровнем нравственности в силу объективных и субъективных причин), национальными (всесмешением, отсутствием национального чувства).

В работах последних лет (конец 40-х-начало 50-х гг.) достаточно продуктивен термин фашизм (= национал-социализм) не столько применительно к политической ситуации, сложившейся в Италии (итальянский фашизм) и Германии, сколько в более широком обобщенном значении, исходя из объективного осмысления сути политического явления, когда положительный мотив национального единения утрирован и воплощен в своей противоположности.

Узуально: «Фашизм (ит. ГаБаБшо, от лат. ГаБаБ - связка прутьев, пучок) полит. Течение, допускающее возможность и необходимость насильственного, силового объединения общества (нации) на основе представлений о его кровно-духовной (родовой) связи, с истреблением, вытеснением из себя всех, не входящих в это объединение, отсюда крайние формы агрессии и нетерпимости, характерные для ф. Национальные и идеологические формы ф. обусловливаются исходной, взятой за основание объединения (ит. ГаБСЮ - связка) идеи» [БТС 1997: 3: 267].

В контексте произведений И.А. Ильина фашизм оценивается как явление противоречивое (например, небезынтересен факт, что некоторые современные исследователи считают И.А. Ильина проповедником русского фашизма): «Фашизм есть явление сложное, многостороннее и, исторически говоря, далеко еще не изжитое. В нем есть здоровое и больное, старое и новое, государственноохранительное и разрушительное. Поэтому в оценке его нужны спокойствие и справедливость. Но опасности его необходимо продумать до конца. <...> Фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственноохранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным. <...> Выступая против левого тоталитаризма, фашизм был, далее, прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ» (06 декабря 1948 г.) [Ильин 2008: 86]4.

4 «А если кто-нибудь назовет свое прежним именем («фашизм» или «национал-социализм»), то это будет истолковано как намерение возродить все пробелы и фатальные ошибки прошлого.

Эти пробелы и ошибки состояли в следующем:

1. Безрелигиозность. Враждебное отношение к христианству, к религиям, исповеданиям и церквам вообще.

2. Создание правого тоталитаризма как постоянного и якобы «идеального» строя.

3. Установление партийной монополии и вырастающей из нее коррупции и деморализации.

4. Уход в крайности национализма и воинственного шовинизма (национальная «мания грандиоза»).

5. Смещение социальных реформ с социализмом и соскальзывание через тоталитаризм в огосударствление хозяйства.

В отношении определения будущего России И. А. Ильин не предлагает утопических конструкций или иллюзий, он считает возможным исцеление России от духовного кризиса, постигшего ее вследствие воплощения псевдоидеалов революции, только через «национально-государственно-воспитывающую диктатуру»:

«Предлагать ему (русскому государству: примечание наше. - С.С.) народоправство можно только в надежде: заменить тоталитарный трафарет коммунистов новым, тоже тоталитарным партийным трафаретом. Что же может быть противнее истинному демократу, чем такая фальсификация «народоправства»? Или они попытаются создать новый «демократический фашизм», чтобы, воспевая свободу, попирать ее от лица новой, неслыханной в истории псевдо-демократии» (11 июля 1949 г.) [Ильин 2008: 174].

С точки зрения мыслителя, у России нет демократического будущего.

Таким образом, политическая терминология в дискурсе И. А. Ильина является лексическим репрезентантом собственно политического дискурса в дискурсе автора.

Бесспорно, «политический дискурс работает в режиме реального времени, <...> его аксиоматика задается соответствующей идеологией, вследствие чего динамические и комплексные классификации коммуникативной («дискурсивной») семантики и прагматики отличаются от соответствующих классификаций языка» [Корниенко 1999: 68], так как в значительной степени определяются экстралингвистически.

Именно поэтому максимально продуктивно употребление политических терминов в работах, относящихся к периоду эмиграции, работах, направленных на объединение русской интеллигенции, представителей Белого движения в контексте «Белой идеи» с целью национального возрождения России, в частности в трудах «О революции» (1921-1930-ые годы), «Наши задачи» (1948-1954 гг.).

Посредством проведенного анализа мы пришли к выводу, что понятия, на основе которых складывается картина мира И. А. Ильина, находят свое выражение в лексемах с неоднородным планом содержания, при этом экстенсионал слова оказывается обусловленным антропологически. В этой связи обоснованным является использование термина амбисемия прагмем, предложенного В. А. Татариновым: амбисемия прагмем - есть свойство оценочного слова «функционировать в языке с разным объемом семантики, свойство, которое вызывается рядом экстралингвистических факторов (использование одного слова разными школами, учеными)» [Татаринов 1996: 228]. (Может быть оправдано употребление термина “идеологически обусловленная синонимия” [Крючкова 1989: 30], однако в этом случае необходимо подчеркнуть, что для такого типа синонимии характерно полное несовпадение сочетаемости.) С одной стороны, амбисемия прагмем тесно связана с синкретичностью семантики слова, способностью актуализировать два или более семантических признака [Конецкая 1998: 32], если речь идет о лексемах синкретичного плана содержания (религиозно-философского, философско-политического, религиознополитического, религиозно-эстетического, философско-эстетического, политикоэстетического, религиозно-философско-политического, религиозно-философско-эстетического, философско-политико-эстетического, религиозно-политико-

эстетического, религиозно-философско-политико-эстетического [Стародубец 2009]), с другой стороны, амбисемия политических терминов, рассмотренных выше, не связана с синкретичностью семантики базового идеологизированного средства, определена идеологией национально-государственного бытия И. А. Ильина. Уместность подобного термина действительно оправдана в случае характеристики употребления одного и того же слова в контексте произведений различных идеологических систем, так как он

6. Впадение в идолопоклоннический цезаризм с его демагогией, раболепством и деспотией» (06 декабря 1948 г.) [Ильин Наши задачи О фашизме 1993-1: 87].

оказывается более емким, чем, например, термин «семантическая бинарность», предложенный М.Н. Николаевым [Николаев 1979] для характеристики употребления слов с противоположной оценочностью, так как разница в употреблении не всегда связана только лишь с противоположной оценочностью, а чаще с объемом понятия. Не может быть признано, на наш взгляд, целесообразным и употребление для характеристики рассматриваемых явлений термина «многозначность слова», как это делает В.Т. Клоков [Клоков 1990], так как разграничить первичное и вторичное значение политического термина или сочетания возможно лишь условно, а элементы семантики, которые на первый взгляд представляются утраченными, на самом деле оказываются имплицированными, но значимыми для воссоздания актуального смысла слова в аспекте осмысления дискурса.

Библиографический список

БТС - Надель-Червинская М. А. Большой толковый словарь иностранных слов. В 3 т. Pостов-на-Дону: «Феникс», 1997. Т. 1-3.

Голованевский А. Л. Идеологически-оценочный словарь русского языка XIX-начала XX века. Брянск: PИО БГУ, 1995. 170 с.

Ильин И. А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том 1. Составление, предисловие и комментарии Ю.Т. Лисицы. М.: Айрис-пресс, 2008. 528 с.

Ильин И. А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы; им. указ. О.В. Лисицы. М.: Pусская книга, 2001. 57б с.

Клоков В. Т. Лексика в функционально-идеологическом аспекте: пособие по спецкурсу для студентов филолог. факультетов. Саратов: Саратовский университет, 1990. 31 с.

Конецкая В. П. Аксиомы, закономерности и гипотезы в лексикологии // Вопросы языкознания. 1998. №2. С. 22-37.

Корниенко А. В. Язык и дискурс в социологической перспективе. СПб.: С.-Петерб. гос. электротехн. ун-т им. В.И. Ульянова, С.-Петерб. фил. Ин-та социологии PАН, 1999. 40 с.

Крючкова Т. Б. Особенности формирования и развития общественнополитической лексики и терминологии. М., «Наука», 1989. 149 с.

Николаев М. Н. О семантической бинарности дефиниции политического термина: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Калинин, 1979. 21 с.

Стародубец С. Н. Специфика организации языковых символических средств в дискурсе И.А. Ильина: дис. ... докт. филол. наук: 10.02.01. Брянск, 2009. 522 с.

Татаринов В. А. Исторические и теоретические основания терминоведения как отрасли отечественного языкознания: дис. ... докт. филол. наук: 10.02.19. М., 199б. 403 с.

Эпштейн М. Н. Идеология и язык // Вопросы языкознания. 1991. № 1. С. 19-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.