Научная статья на тему 'Политическая составляющая социального статуса молодежи Поволжья'

Политическая составляющая социального статуса молодежи Поволжья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
282
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозова Галина Викторовна

Статья посвящена характеристике политических ценностей и ориентаций молодого поколения Поволжского федерального округа и определению их динамики. Особое внимание уделено выявлению различий в оценке молодежью региональной и федеральной власти, в уровне удовлетворенности деятельностью властных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Морозова Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая составляющая социального статуса молодежи Поволжья»

Том 150, кн. 7

Гуманитарные науки

2008

УДК 32.001

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА МОЛОДЕЖИ ПОВОЛЖЬЯ

Г. В. Морозова Аннотация

Статья посвящена характеристике политических ценностей и ориентаций молодого поколения Поволжского федерального округа и определению их динамики. Особое внимание уделено выявлению различий в оценке молодежью региональной и федеральной власти, в уровне удовлетворенности деятельностью властных структур.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, социальный статус, политические предпочтения, ценностные ориентации.

Исследование социального самочувствия молодежи Поволжья проводилось в июне - октябре 2007 года в десяти регионах Поволжского федерального округа. Одним из аспектов исследования стало изучение политических и ценностных ориентаций, гражданских позиций молодого поколения1.

В этой связи в исследование были включены вопросы, связанные как с выявлением уровня интереса молодежи к политической жизни, удовлетворенности деятельностью власти, с определением ценностных ориентаций и политических предпочтений, так и с выявлением факторов, их детерминирующих, прежде всего основных условий жизнедеятельности молодежи. В данной статье будут рассмотрены только политические и ценностные ориентации молодого поколения Поволжского региона.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о сравнительно невысоком уровне интереса молодежи к политике. И, хотя в ответ на вопрос «Интересуетесь ли Вы политической жизнью?» 71.1% респондентов (суммарно) отметили свой интерес к этой сфере жизни общества, только каждый шестой опрошенный (16.8%) подчеркнул, что постоянно интересуется политикой, а 54.5% - лишь иногда.

1 Для формирования выборочной совокупности использовался многоступенчатый сбор с применением квотной случайной выборки. Выборочная совокупность составила 3000 человек. При данном объеме выборки ошибка (мера подобия выборочной модели генеральной совокупности) составляет 2%. Опрос проводился сотрудниками Республиканского центра молодежных, инновационных и профилактических программ в десяти регионах Поволжья: Самарская область, Республика Татарстан, Оренбургская область, Удмуртия, Ульяновская область, Саратовская область, Пензенская область, Башкортостан, Мордовия, Чувашия. Социальный состав респондентов был представлен следующим образом: мужчины составляли 45.6%, женщины - 54.4%; из них: семейные - 20.9%, холостые (незамужние) - 74.7%, разведенные - 4.4%; в возрасте 16-19 лет - 35.1%, 20-24 года - 38%, 25 - 29 лет - 27%; образовательный ценз респондентов был представлен следующим образом: с высшим образованием - 22.4%, с неполным высшим - 33.9%, со средним профессиональным - 15,2%, с начальным профессиональным - 6.1%, с основным общим - 22.4%.

Табл. 1

Удовлетворенность респондентов деятельностью различных ветвей государственной власти Российской Федерации

Удовлетворены ли Вы В % к числу опрошенных

деятельностью правительства РФ? парламента РФ? президента РФ?

1 Да, удовлетворен 16.2 15.1 53.5

2 Удовлетворен отчасти 36.1 30.8 26.6

3 Нет, не удовлетворен 20.0 18.3 4.7

4 Затрудняюсь ответить 27.8 35.8 15.1

Табл. 2

Удовлетворенность респондентов деятельностью различных ветвей государственной власти Республики Татарстан

Удовлетворены ли Вы деятельностью В % к числу опрошенных

правительства РТ? парламента РТ? президента РТ?

1 Да, удовлетворен 16.1 14.0 44.1

2 Удовлетворен отчасти 29.6 28.0 24.8

3 Нет, не удовлетворен 14.0 19.5 8.4

4 Затрудняюсь ответить 40.4 44.6 22.7

Самый высокий уровень интереса, по полученным результатам, фиксировался среди опрошенной молодежи в Удмуртии (25,8%), в Оренбургской области (24,3%) и в Чувашии (20,2%), а самый низкий - в Республике Татарстан, где только 8,2% респондентов ответили, что постоянно интересуются политикой, что в два раза меньше, чем по опросу в целом.

Для одной пятой части опрошенных, по их собственному признанию, политическая жизнь общества не представляет никакого интереса. Наибольшее число молодежи с такой позицией было среди опрошенных в Башкортостане -33.9%, что в 1.5 раза больше, чем по массиву.

Вывод о невысоком уровне интереса у молодежи к политической жизни подтверждается и большим количеством респондентов, затруднившихся ответить на вопросы, связанные с оценкой деятельности государственной власти, как федеральной, так и на уровне региона (табл. 1, 2). Так, на вопрос, выявляющий удовлетворенность молодого поколения деятельностью исполнительной власти Российской Федерации - президентской и правительства, затруднились ответить 15.1 и 27.8% респондентов (соответственно), а законодательной (парламент России) - 35.8% опрошенных.

Еще большее число участвующих в исследовании не смогло дать оценку деятельности местной власти. 22.7% респондентов затруднились ответить на вопрос «Удовлетворены ли Вы деятельностью Президента Республики Татарстан?». Почти каждый второй опрошенный не смог определить свое отношение к деятельности правительства и парламента республики (40.4 и 44.6% соответственно).

Вместе с тем полученные данные свидетельствуют и об очевидной информационной недостаточности деятельности российской власти как в центре, так и в

регионах, определенной незавершенности формирования коммуникационного пространства страны, о неадекватности как транслирующих (прямых) каналов связи, так и обратных, обеспечивающих взаимодействие граждан, общества и власти.

Анализ ответов на вопросы, связанные с удовлетворенностью молодежи деятельностью российской власти, позволяет утверждать, что в целом молодое поколение дает ей достаточно позитивную оценку. Так, только менее 5% респондентов не удовлетворены деятельностью действовавшего на момент опроса президента России, одну пятую часть участвующих в исследовании не устраивает работа правительства и почти столько же - парламента РФ. Эти результаты свидетельствуют о значительно более высоком рейтинге президентской власти. Удовлетворенность молодежи деятельностью главы государства в 3.4 раза выше удовлетворенности работой правительства и парламента России.

Наибольшее число полностью довольных работой президента РФ фиксировалось в Мордовии (67.9%) и в Ульяновской области (64.2%), работой правительства и парламента России - в Пензенской области, где число удовлетворенных их работой составляет 24.6%, что в 1.5 раза больше, чем по опросу в целом.

Оценка деятельности властных структур региона также определялась посредством выявления удовлетворенности респондентов их работой. По полученным результатам, самым высоким рейтингом обладает глава Татарстана. 44.1% опрошенной молодежи в республике полностью довольны деятельностью президента Республики Татарстан. На втором месте находится глава Мордовии, число удовлетворенных его работой составляет 40.7%, и на третьем месте -президент Башкортостана (33.6%).

Самое большое число респондентов, не удовлетворенных деятельностью руководителя региона, фиксировалось в Удмуртии (где 37.7% опрошенных отметили, что полностью недовольны его работой), в Самарской области (30.4%) и в Пензенской области (30.2%).

По работе правительства региона наибольшая доля неудовлетворенной молодежи отмечена среди опрошенных в Удмуртской области - 39.6% (что в 1.8 раза больше, чем по опросу в целом), в Самарской области - 32.5% и в Пензенской области - 30.2%.

В этих же регионах фиксировался и наибольший уровень недовольных работой законодательной ветви власти. 29.7% опрошенных молодых людей в Самарской области отметили, что они не удовлетворены работой парламента региона, столько же (29.6%) - в Удмуртии (что в 1.5 раза больше, чем по массиву) и 26.2% - в Пензенской области.

Полученные результаты позволяют утверждать, что в регионе Татарстана удовлетворенность молодого поколения деятельностью власти достаточно высока, хотя число респондентов, полностью довольных работой президента Татарстана, несколько меньше, чем президента России (44.1% против 58.6%), а доля респондентов, не удовлетворенных деятельностью М.Ш. Шаймиева, в 1.8 раза превышает количество недовольных работой главы Российской Федерации.

Более высокая доля не удовлетворенных деятельностью руководителя региона вполне может быть объяснена тем обстоятельством, что вопросы, связанные с непосредственными условиями жизнедеятельности людей, решаются в значительной мере на местном уровне и любое не вполне популярное решение

в регионе незамедлительно сказывается на рейтинге местной власти. Безусловно, в этих результатах имеет место и эффект отдаленности федеральной власти, отсутствие подчас полной и своевременной информации о ее деятельности.

Вместе с тем удовлетворенность молодежи деятельностью Президента Татарстана почти в три раза выше, чем работой правительства и парламента республики. Однако доля молодежи, недовольной деятельностью исполнительной и законодательной власти в Татарстане, примерно в полтора раза меньше, чем по опросу в целом. Так, если деятельностью кабинета министров РТ не довольны 14.0% респондентов, то по массиву это число составляет 22.4%, что также подтверждает вывод о достаточно высоком рейтинге государственной власти в РТ.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на позитивную в целом оценку деятельности российской власти, молодое поколение взвешенно и критически к ней относится. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос «Чьи интересы, на Ваш взгляд, защищает сегодня власть России?». Наибольшее число респондентов (практически каждый второй - 42.1%) отметило вариант «интересы чиновников».

Только порядка двадцати процентов опрошенных полагают, что нынешняя власть в России руководствуется в своей деятельности достижением блага народа. Из них 8.7% опрошенных убеждены, что власть защищает их интересы, а 12.0% респондентов подчеркнули, что нынешняя власть служит интересам простых граждан, трудящихся.

Одна треть опрошенных (33.9%) убеждена, что сегодня власть в стране защищает интересы узкого круга собственников, 14.8% респондентов указали, что сегодня власть России реализует интересы иностранного капитала, и 11.2% участвующих в исследовании считают, что власть служит интересам предпринимателей среднего уровня, малого бизнеса.

Сопряжение ответов на этот вопрос с местом проживания участвующих в исследовании показало, что наибольшая доля убежденных в конструктивном содержании российской власти проживает в Ульяновской области. Молодежи, уверенной, что власть защищает ее интересы и интересы таких, как она, простых граждан, трудящихся, здесь оказалось почти в полтора раза больше, чем по опросу.

Самое критическое отношение молодого поколения к деятельности власти отмечено в Мордовии, где зафиксировано наибольшее число уверенных, что сегодня власть в России служит интересам чиновников, и это подчеркнули 53.1% опрошенных.

Политические предпочтения молодежи Поволжья изучались с помощью вопроса «Сторонником какой политической партии или движения Вы себя считаете?». Первый вывод, который можно сделать, анализируя полученные результаты, состоит в том, что партийная структуризация в молодежной среде далека от завершения. Более половины участвующих в исследовании (53,8%) не выразили своих партийных предпочтений. Из них 36,4% респондентов прямо ответили, что не являются сторонником какой-либо партии, а 17,4% опрошенных вообще затруднились ответить на этот вопрос.

Ситуация с партийной структуризацией молодого поколения различна в регионах Поволжья. Если принять долю респондентов, затруднившихся отве-

тить на вопрос о партийных предпочтениях, и число отметивших, что они не являются сторонником никакой политической партии, за область партийной неструктурированности в молодежной среде, то по регионам Поволжья она будет представлена следующим образом:

1) Республика Татарстан - 64.3%;

2) Башкортостан - 55.8%;

3) Удмуртия - 54.1%;

4) Пензенская область - 54.0%;

5) Саратовская область - 53.1%;

6) Самарская область - 51%;

7) Ульяновская область - 48.4%;

8) Чувашия - 47.6%;

9) Оренбургская область - 46.8%;

10) Мордовия - 42%.

Таким образом, зона партийной неструктурированности в молодежной среде наименьшая в Мордовии, где не определились со своими партийными пристрастиями 42% респондентов, и наибольшая - в Татарстане (64.3%).

Самое большое число сторонников среди молодежи у партии «Единая Россия», что подчеркнули 33.6% опрошенных. У этой партии наибольшая социальная база среди молодых в Мордовии (51.9%, что в 1.5 раза больше, чем по массиву), в Чувашии (46.0%) и в Ульяновской области (45%) и наименьшая - в Самарской области и в Татарстане (26.4 и 26.3% соответственно).

Второе место по числу сторонников в молодежной среде занимает Либерально-демократическая партия России, что подчеркнули 4.7% опрошенных. Особенно большое число молодежи выразило поддержку этой политической силе в Оренбургской (8.3%), Самарской (7.4%) и Саратовской (7.2%) областях. Наименьшей популярностью среди молодежи ЛДПР пользуется в Чувашии (число ее молодых сторонников составляет здесь 0.8%) и в Ульяновской области (1.7%).

На третьем месте по популярности находится партия «Справедливая Россия», число ее сторонников среди молодежи составляет 3.8%. Наибольшую поддержку этой партии выразила молодежь Самарской области, где доля ее сторонников насчитывает 9%.

Число респондентов, разделяющих позиции Коммунистической партии Российской Федерации, составляет среди молодежи Поволжья менее 2% (1.8%). Наибольшая поддержка этой партии молодым поколением зафиксирована в Оренбургской области (3%), в Самарской области (2.9%) и в Башкортостане (2.8%), где число ее сторонников примерно в 1.6 раза больше, чем по опросу.

Четвертое место занимает партия «Яблоко». Доля ее приверженцев среди молодежи составляет менее одного процента (0.9%). Самое большое число респондентов, разделяющих ее позиции, отмечено в Саратовской области - 2.4% и в Татарстане - 1.6%.

На пятом месте по популярности находится партия «Союз правых сил», ее сторонниками считают себя 0.7% опрошенных.

Незавершенность партийной структурированности молодого поколения Поволжского региона, выявленная в ходе исследования, является следствием общей ситуации социальной неструктурированности в российском обществе.

Табл. 3

Мнение респондентов об условиях улучшения жизни народа

Что бы Вы сделали, чтобы улучшить жизнь про- В % к числу Ранг

стых граждан? опрошенных

1 Ничего, все и так хорошо 3.5 8

2 Отправил бы правительство в отставку 8.4 7

3 Сменил бы всю власть 13.5 6

4 Запретил бы вывоз капитала из страны 22.4 5

5 Усилил бы роль государства. Его ответственность 34.0 2

6 Укрепил бы судебную власть 29.1 4

7 Принял бы меры по снижению социального неравенства 38.0 1

8 Усилил бы политику в отношении детей 33.9 3

9 Другое 1.8

10 Затрудняюсь ответить 12.8

Иной эта ситуация и не могла быть. Процесс структуризации, формирование социальных субъектов, их упорядочивание, выстраивание иерархии социальных статусов и интересов представляет собой длительную процедуру, которая в принципе не может быть осуществлена в рамках трансформационного периода, тем более в завершающей ее части - политической составляющей.

Политическая структуризация общества, формирование политических интересов, предпочтений, моделей политического поведения, партийных ориен-таций, пристрастий и установок граждан не могут складываться вне рамок социальной структурированности, по временному интервалу занимающей не одно поколение.

Вместе с тем политическая неструктурированность молодого поколения не означает, как показало исследование, его безразличия к жизни общества, его проблемам, возможностям их решения. Полученные результаты позволяют утверждать, что молодежь волнуют события, происходящие в России, она соотносит себя с ними, сопереживает судьбе страны, хорошо разбирается в сложившейся ситуации.

Аргументом в пользу сделанного вывода служат данные, полученные при ответах на вопрос «Что бы Вы сделали, чтобы улучшить жизнь простых граждан?» (табл. 3). Как приоритет номер один государственной политики молодежь рассматривает устранение растущей социальной дифференциации в обществе, что отметили почти сорок процентов опрошенных. Особенно остро проблема социального неравенства, растущей поляризации общества воспринимается молодежью Удмуртии, где обозначивших эту проблему как первоочередную в 1.4 раза больше, чем по опросу.

Второе место среди мер по улучшению жизни народа, по мнению опрошенных, занимает необходимость укрепления государства, повышение его ответственности за проводимую политику, что отметили более трети респондентов (34.0%), и практически столько же (33.9%) участвующих в исследовании уверены, что первоочередной задачей сегодня является усиление политики в отношении детей и молодежи. В рейтинге мероприятий по улучшению жизни простых граждан это условие заняло третье место.

Анализ ответов на этот вопрос, проведенный по месту проживания респондентов, свидетельствует, что усиление ответственности государства осознается молодежью практически в равной мере во всех регионах Поволжья. Наибольшее звучание этот фактор приобрел в Чувашии, Оренбургской области, Мордовии, в Саратовской области, в Удмуртии (41.9, 40.8, 40.7, 39.2, 39.0% соответственно) и наименьшее - в Татарстане (30.3%, что в 1.3 раза меньше, чем по массиву).

Можно утверждать, что полученные результаты не случайны. В тех регионах, где не уделяется достаточного внимания проблемам социального развития молодежи, где государственные меры по поддержке молодого поколения незначительны, высок процент респондентов, обозначивших эту проблему как приоритетную.

В Татарстане, отметившем в 2004 г. десятилетие реализации молодежной политики в республике, признанном федеральным центром одним из трех регионов-лидеров в сфере молодежной политики, оказалось наименьшее число респондентов, озабоченных проблемами социального развития молодого поколения.

Необходимость проведения сильной государственной политики в отношении детей и молодежи особенно настойчиво прозвучала в ответах молодежи Удмуртии, где ее подчеркнуло в 1.4 раза большее число, чем в целом по опросу.

Четвертым условием, способным обеспечить улучшение жизни народа, молодежь считает укрепление судебной власти, что отметили почти тридцать процентов респондентов. Этот результат, бесспорно, свидетельствует о значимости в молодежном сознании становления в России правового государства, которое невозможно без обеспечения верховенства судебной ветви.

Каждый четвертый опрошенный (22.4%) указал на необходимость запрета вывоза капитала из страны. В рейтинге мер по улучшению жизни населения страны это условие заняло пятое место. Сам факт, что практически 20% участвующих в исследовании осознают значимость этого фактора в обеспечении интересов и безопасности государства, свидетельствует об определенной политической зрелости молодого поколения, о высоком уровне его государственного самосознания.

Только 7% респондентов убеждены, что без смены правительства в России невозможно добиться кардинальных перемен. Следует подчеркнуть, что в регионах Поволжья такая позиция воспринимается молодежью неоднозначно. Если в Саратовской области доля разделяющих ее составляет 12.0%, что в 1.7 раз больше, чем по массиву, то в Мордовии и Чувашии - почти в 3 раза меньше, чем по опросу (2.5%).

Специальным аспектом исследования стал вопрос о ценностных ориента-циях молодого поколения. С его решением было связано выявление прежде всего содержания нравственной составляющей личности. В этой связи респондентам был предложен вопрос: «Какие качества Вы цените в себе как в представителе молодого поколения?». Распределение ответов представлено табл. 4.

Если проранжировать полученные результаты, то первое место в структуре ценностных ориентаций молодежи занимает такое качество человека, как ответственность, что отметили 41% респондентов. На второе место опрашиваемые поставили трудолюбие, что подчеркнули 36.2%. Третье место разделили с незна-

Табл. 4

Структура ценностных ориентаций молодежи (к числу опрошенных)

№ Какие качества Вы цените в себе как в представителе молодого поколения? % Ранг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Нравственность 24.1 4

2 Культура 16.6 6

3 Любовь к родине, патриотизм 24.4 4

4 Трудолюбие 36.2 2

5 Терпимость к чужой позиции, мнению 17.0 5

6 Активность, предприимчивость 29.9 3

7 Уважение к старшим, к традициям 29.6 3

8 Уважение к другим народам 10.2 8

9 Ответственность 41.0 1

10 Уважение к законам 11.3 7

11 Другое 0.8

12 Затрудняюсь ответить 5.9

чительным отличием такие параметры личностной составляющей, как активность, предприимчивость (29.9%) и уважение к старшим, традициям (29.6%).

Следует подчеркнуть, что такие качества человека, как активность, предприимчивость, представляют собой в общем-то характеристики нового образа жизни, в большей мере присущего социальной системе с рыночными механизмами. И тот факт, что почти треть участвующих в исследовании отметили их значимость, позволяет утверждать, что молодое поколение успешно адаптируется к новым общественным отношениям, разделяя и усваивая ценности этой модели.

Четвертое место заняли с разницей в 0.3% любовь к родине, патриотизм и нравственность, что отметили 24.4 и 24.1% респондентов соответственно. Полученные данные позволяют констатировать позитивную динамику в структуре ценностных ориентаций молодежи России, преодоление в ней деформаций, произошедших в 1990-е годы и выразившихся в размывании гражданских позиций, патриотических ориентаций в молодежной среде, в определенной утрате государственной идентичности.

На пятом месте в шкале нравственных составляющих находится такое качество, как толерантность, терпимость к иной позиции, мнению, что разделяет практически каждый шестой респондент (17.0%). Полученные данные позволяют сделать вывод о наличии в молодежном сознании установки на культуру согласия, компромисса, что значимо для становления в России гражданского общества, стабильной демократии.

Шестое место в ценностных ориентациях молодежи занял фактор культуры. Его важность подчеркнули 16.6%. Вместе с тем значимость такого качества, как уважение к закону, разделяет только десятая часть опрошенных (11.3%). Это качество заняло седьмое, предпоследнее место в ранге ценностных ориен-таций, что свидетельствует о сложности процесса формирования правовой культуры, ее усвоения молодым поколением и осознания в полной мере важности этой характеристики.

Табл. 5

Мнение молодежи об условиях, необходимых для достижения жизненного успеха (к числу опрошенных)

№ Что, на Ваш взгляд, важно для достижения успеха в жизни? % Ранг

1 Талант, выдающиеся способности 27.0 4

2 Помощь родителей, родственников 16.6 8

3 Хорошее образование 50.1 1

4 Удача, везение 28.8 3

5 Умение работать с полной отдачей сил 26.1 5

6 Здоровье 30.8 2

7 Деньги 19.6 7

8 Поддержка влиятельных друзей, «сильных мира сего» 16.4 8

9 Умение приспосабливаться к ситуации 26.1 6

10 Способность идти на риск, нести ответственность 16.6 8

11 Другое 0.9

12 Затрудняюсь ответить 2.7

И последнее, восьмое место, по мнению опрашиваемых, занимает такое качество личности, как уважение к другим народам, что подчеркнули 10.2%. Полученные данные содержат все основания, чтобы сделать вывод о том, что трансляция социального опыта, воспроизводство социальных связей и отношений, культурных норм и ценностей вполне укладываются в рамки успешной социализации молодого поколения, адекватной новым реалиям России.

Содержание ценностной составляющей в структуре личности молодого человека контролировалось и с помощью вопроса «Что, на Ваш взгляд, важно для достижения успеха в жизни?». Распределение ответов представлено табл. 5.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для достижения жизненного успеха определяющим условием молодежь считает образование, что подчеркнуло наибольшее число респондентов (50.1%) и, заметим, с большим отрывом в двадцать процентов от других условий, определяющих успех.

Эти данные, бесспорно, свидетельствуют и о терминальной и инструментальной ценности образования в молодежном сознании. В этой связи неизмеримо возрастает ответственность государства за осуществляемую реформу системы отечественного образования, за решение имеющихся в ней проблем, касающихся в первую очередь качества и доступности (равенства шансов) образования, его большей интеграции в открытую мировую образовательную систему.

Второе место среди условий, определяющих успех в жизни, молодежь назвала здоровье, что отметила почти треть опрошенных (30.8%). Эти результаты не являются случайными. Они во многом обусловлены и ухудшением состояния здоровья молодого поколения, ростом заболеваемости, в том числе хронических болезней, и осознанием в полной мере этого фактора и его последствий самой молодежью.

Несомненно, это обстоятельство требует усиления внимания со стороны государственных органов, работающих с молодежью, к созданию условий, ук-

репляющих физические силы подрастающего поколения, к мерам по расширению профилактических мероприятий по охране и предупреждению заболеваемости, пропаганде и развитию физической культуры и спорта, в целом формированию здорового образа жизни.

Фактор удачи, везения занимает значительное место в сознании молодого поколения. По нашим данным, его отметили 28.8%, то есть почти каждый третий опрошенный. Можно лишь отметить, что значимость этого фактора свойственна молодежи во все времена, и исследование лишь вновь стало тому подтверждением.

Следует особо подчеркнуть, что по полученным результатам можно сделать вывод о конструктивном отношении молодого поколения к жизни, к своему месту в ней, поскольку успех своей жизни молодежь напрямую связывает с личностными усилиями. Так, существенное место среди условий, обеспечивающих успех, молодежь отводит особым, выдающимся способностям человека, таланту. Важность этого качества отметили 27%, и оно заняло четвертое место в ранговой шкале условий достижения жизненного успеха.

Умение работать с полной отдачей сил как необходимую составляющую отметили более четверти опрошенных (26.0%). К этому же разряду личностных усилий, роли собственного вклада в достижении жизненного успеха следует отнести и такие качества, как умение приспосабливаться к ситуации (что оказалось значимым для 20.8% респондентов), способность идти на риск (что подчеркнули 16.6% участвующих в исследовании).

Эта молодежная установка «опоры на собственные ноги» подтверждается и небольшой долей респондентов, рассчитывающих на помощь родителей, родственников в благополучном устройстве своей жизни, что подчеркнули 16.6% опрошенных. Примерно столько же респондентов (16.4%) подчеркнули необходимость поддержки влиятельных друзей, «сильных мира сего» для успеха в жизни, обеспечения карьеры.

Этот вывод подтверждается и ответами на вопрос «Что, по Вашему мнению, означает жить хорошо?», с помощью которого также выявлялись ценностные ориентации молодежи (табл. 6). Иметь влиятельных друзей как условие хорошей жизни фиксировалось менее чем у четырех процентов респондентов (3.9%).

Полученные результаты свидетельствуют о бесспорной доминанте в структуре ценностей молодого поколения материального фактора, что отметили почти три четверти опрошенных (64.7%), и ценностей крепкой, дружной семьи. Семейные ценности оказались значимыми почти для шестидесяти двух процентов респондентов (61.7%).

Практически для каждого второго важно здоровье. В качестве жизненного приоритета его рассматривают 44.9% опрошенных.

Следует особо отметить, что ответы на этот вопрос вновь подтверждают значимость в молодежном сознании труда как одной из основных ценностей, что подчеркнули почти тридцать процентов участвующих в исследовании (29.9%).

Пятая часть опрошенной молодежи (18.8%) разделяет ценность свободы человека, рассматривая возможность ни от кого не зависеть как важнейшую составляющую хорошей жизни.

Табл. 6

Мнение респондентов о критериях хорошей жизни (к числу опрошенных)

№ Что, по Вашему мнению, означает жить хорошо? % Ранг

1 Быть материально обеспеченным 64,7 1

2 Иметь крепкую, здоровую семью 61,7 2

3 Иметь интересную работу 29,9 4

4 Быть здоровым 44,9 3

5 Приносить людям пользу 7,2 8

6 Иметь влиятельных знакомых 3,9 9

7 Иметь хорошее жилье 11,8 7

8 Быть свободным, ни от кого не зависеть 18,8 5

9 Реализовать и развивать свои возможности, свой потенциал 17,5 6

10 Другое 08

11 Затрудняюсь ответить 1,8

Практически для каждого шестого опрошенного (17.5%) существенно наличие условий для реализации и развития своих способностей, своего потенциала. Вместе с тем полученные результаты по определению ориентаций молодого поколения регионов Поволжья позволяют сделать вывод о формировании личности, ценностная структура которой укладывается в рамки индивидуалистической. Подтверждением этого вывода служит и незначительная доля в 7.2% респондентов, связывающих свою жизнь с общественными ценностями, характеристиками коллективистского образа жизни, такими, как возможность приносить людям пользу, служение народу.

В целом полученные результаты свидетельствуют, что социализационный процесс в условиях модернизации российской общественной системы наполняется новыми легитимными формами трансляции социальных, политических ценностей, культурных норм, традиций, моделей поведения. Есть все основания утверждать, что усвоение молодым поколением социального опыта, влияние общества, его институтов и структур на личность обеспечивают в целом ее успешную социализацию. Этот вывод подтверждается и ответами на вопрос «Как Вы относитесь к своему будущему?», связанный с выявлением социального самочувствия, настроения молодежи.

Основной вывод, который можно сделать, анализируя полученные результаты, заключается в бесспорной доминанте оптимистического настроения в молодежной среде. Ее составляют респонденты, подчеркнувшие варианты ответа «я думаю, что сам выстою в любых условиях» и «я уверен, что жить будет лучше». Их доля (суммарно) составляет 59.9% и в два с половиной раза превышает число молодежи, пессимистически настроенной, отметившей, что со страхом думает о будущем, боится за своих детей, их жизнь (22.9%).

Вместе с тем полученные данные вновь подтверждают вывод, что в молодежном сознании укрепляется установка на собственные силы, установка «опоры на собственные ноги». Об этом свидетельствует малая доля респондентов, рассчитывающих на помощь родителей, родственников (11.5%), и совсем не-

значительное число (5.7%) опрошенных, возлагающих надежды на помощь государства.

Конечно, последний результат отчасти обусловлен практически уходом государства на протяжении 90-х годов XX века от ответственности за социальное развитие молодого поколения, и именно с этим обстоятельством во многом связано сведение, можно сказать, к минимуму патерналистских настроений в молодежной среде.

Общие выводы

1. Выявленный в ходе исследования сравнительно невысокий уровень интереса молодого поколения Поволжского региона к политической жизни свидетельствует о недостаточности информационного обеспечения деятельности власти в России, как в центре, так и в регионах. Можно говорить и об определенной незавершенности формирования коммуникационного пространства страны, о неадекватности как транслирующих (прямых) каналов связи, так и обратных, обеспечивающих взаимодействие граждан, общества и власти.

2. В целом молодое поколение дает достаточно позитивную оценку деятельности российской власти. Только менее 5% респондентов не удовлетворены деятельностью действовавшего на момент опроса президента России, одну пятую часть участвующих в исследовании не устраивает работа правительства и почти столько же - парламента РФ. Эти результаты свидетельствуют о значительно более высоком рейтинге президентской власти. Так, удовлетворенность молодежи деятельностью главы государства в 3.4 раза выше удовлетворенности работой правительства и парламента России.

3. Вместе с тем, несмотря на позитивную в целом оценку деятельности российской власти, молодое поколение взвешенно и критически к ней относится. Только порядка двадцати процентов опрошенных полагают, что нынешняя власть в России руководствуется в своей деятельности достижением блага народа. Самое критическое отношение молодого поколения к деятельности власти отмечено в Мордовии, где зафиксировано наибольшее число уверенных, что сегодня власть в России служит интересам чиновников (это подчеркнули 53.1% опрошенных).

4. Партийная структуризация в молодежной среде далека от завершения, что является следствием общей ситуации социальной неструктурированности в российском обществе. Иной она и не могла быть. Формирование социальных субъектов, их упорядочивание, выстраивание иерархии социальных позиций представляет собой длительную процедуру.

Политическая структуризация общества, формирование политических интересов, моделей поведения, партийных ориентаций граждан не могут проходить вне рамок социальной структурированности, по временному интервалу занимающей не одно поколение.

5. Политическая неструктурированность молодого поколения не означает его безразличия к жизни общества, его проблемам, возможностям их решения. Проведенное исследование позволяет утверждать, что молодежь волнуют события, происходящие в России, она соотносит себя с ними, сопереживает судьбе страны, разбирается в сложившейся ситуации. Как приоритет номер один

государственной политики молодежь рассматривает устранение растущей социальной дифференциации в обществе, что отметил практически каждый второй - сорок процентов опрошенных.

6. Исследование ценностных ориентаций молодежи России позволяет констатировать позитивную динамику в их структуре, постепенное преодоление в ней деформаций, произошедших в 1990-е годы и выразившихся в размывании гражданских позиций, патриотических ориентаций в молодежной среде, в определенной утрате государственной идентичности.

Вместе с тем полученные результаты позволяют сделать вывод о формировании личности, ценностная структура которой вполне укладывается в рамки индивидуалистической. Следует подчеркнуть, что такие качества человека, как активность, предприимчивость, установка на собственные силы, установка «опоры на собственные ноги», представляют собой в общем-то характеристики, присущие социальной системе с рыночными механизмами. И тот факт, что почти треть участвующих в исследовании отметили их значимость, позволяет утверждать, что молодое поколение успешно адаптируется к новым общественным отношениям, разделяя и усваивая ценности рыночной модели.

7. Основной вывод, который можно сделать, заключается в бесспорной доминанте оптимистического настроения в молодежной среде. Доля респондентов, оптимистически настроенных, в два с половиной раза превышает число молодежи, пессимистически настроенной, отметившей, что со страхом думает о будущем, боится за своих детей, их жизнь.

В целом полученные результаты позволяют утверждать, что социализаци-онный процесс в условиях модернизации российской общественной системы наполняется новыми легитимными формами трансляции социальных, политических ценностей, культурных норм, традиций, моделей поведения, и усвоение молодым поколением социального опыта, влияние общества, его институтов и структур на личность обеспечивают ее успешную социализацию.

Summary

G. V. Morozova. The Political Component of the Volga Region Youth's Social Status.

The article views the political status characteristics of the Volga federal region young generation, describes its systems of value, citizenship, political preferences, and specifies its dynamics. Special attention is paid to finding differences in youth's assessment of regional and federal authorities, and in the level of satisfaction by authorities' work.

Key words: youth, youth policy, political preferences, value system, citizenship.

Поступила в редакцию 29.01.08

Морозова Галина Викторовна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной политологии Казанского государственного университета. E-mail: polit@ksu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.