ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2011. № 1
УГОЛ ЗРЕНИЯ
В.В. Делов
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ДОКТОРА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК Г.В. МОРОЗОВОЙ "НАУЧНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
И ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН"
Монография доктора социологических наук Г.В. Морозовой будет полезна ученым политологам и социологам, руководителям структурных подразделений государственных ведомств, интересующихся молодежной политикой, проанализированной на примере Республики Татарстан.
Ключевые слова: молодежная политика, молодая семья, Республика Татарстан, Поволжский регион.
Монография доктора социологических наук Г.В. Морозовой "Научное обеспечение молодежной политики и политики в области физической культуры и спорта в Республике Татарстан" является фундаментальным научным исследованием в области социального развития молодого поколения граждан и этапов становления институтов государственной политики в Республике Татарстан в период с 1994 по 2008 г., а также выявляет тенденции и направления векторов политических механизмов властных структур в этом регионе.
Об актуальности темы данного исследования свидетельствует и то, что 2009 г. Указом Президента Российской Федерации был объявлен "Годом молодежи", а в 2010 г. Организация Объединенных Наций объявила о старте "Международного года молодежи", тем самым обозначив внимание многих государств к проблемам подрастающего поколения.
В свете модернизации российской государственности тема представленного исследования, безусловно, является весьма актуальной и насущной, так как политика реализации приоритетных национальных и субнациональных проектов в большой степени зависит от вовлеченности молодежи в данные процессы, а также в силу существования таких незыблемых констант, как здоровье и образование нации. Кроме того, проблема недостаточно изучена из-за исторических и политических особенностей, в числе которых в первую очередь необходимо отметить юный возраст российской демократии. Хочется сделать особый акцент на степени вовлеченности автора в процесс изучения данной пробле-
матики — представленное исследование является итогом 15-летних кропотливых исследований.
Автор рассматривает проблематику становления современного молодого поколения республики, а также всего Поволжского региона, политические механизмы реализации молодежной политики, проводит оценки общественного мнения, основанные на материалах глубинных социологических исследований. Фактически каждая глава монографии, являющаяся по сути отдельной работой, содержит в себе выводы и рекомендации. Научный текст подкреплен графиками и статистическими таблицами, что делает его более доступным и понятным. Автор собрал и представил перечень всей нормативно-правовой базы материализации государственной молодежной политики в Республике Татарстан за период с 1994 по 2004 г.: законы, указы Президента, постановления Кабинета министров. В связи с этим монография представляет большой интерес для специалистов, работающих в министерствах и ведомствах, деятельность которых связана с проведением государственной молодежной политики Российской Федерации.
В первой главе "Стратегия государственной молодежной политики и положение молодежи в Республике Татарстан в начале III тысячелетия" автор монографии ставит перед собой цель "определить особенности положения молодежи, концептуальные основы и процесс институционализации молодежной политики в Татарстане, ее социальный эффект в динамике социальных, экономических и политических характеристик молодого поколения республики". Здесь он рассматривает и описывает принципы региональной молодежной политики, социально-демографические характеристики молодежи региона, эффективность деятельности органов государственной власти, разрабатывает практические рекомендации для принятия управленческих решений по развитию позитивных тенденций в молодежной среде. В первом разделе "Социальный портрет молодежи Татарстана" автор анализирует динамику численности молодого поколения Республики, возрастно-половой состав молодежи, рождаемость и смертность населения, уделяет внимание другим демографическим проблемам; подробно описано состояние здоровья этого социального слоя общества, а также его вовлеченности в сферу политического участия. Автор проводит обследование молодых семей Татарстана, указывая на то, что "семья как первичная ячейка общества, реализующая свои социальные, демографические, экономические, биологические функции, связана со всей общественной системой", а посему "воздействует на социальную организацию общества, определяет во многом возможности и перспективы его развития". Особый интерес представляет раздел главы "Концептуальные основы Государственной молодежной политики: сущность, цели, задачи, принципы формирования", в котором рассмотрены цели и задачи молодежной политики Татарстана, требования и правила, на которых строится
система молодежной политики в регионе, описаны принципы, которыми Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан руководствуется в своей деятельности. В третьем разделе "Особенности институциализации молодежной политики" молодежная политика определяется как "социальный институт, являющийся частью всей социальной системы", дается историографическая справка интенсивного развития молодежной инфраструктуры, описываются основные функции молодежной политики и процессы формирования нормативно-правовой базы.
Следующая глава книги является исследованием "Социальное положение молодежи Республики Татарстан (по результатам социологического исследования в 1994 и 2004 гг.)". В этой главе автор уделяет внимание изучению динамики социально-экономического положения молодежи, ее ценностных ориентаций и предпочтений за указанный период. Данное исследование носит сугубо социологический характер, достаточно серьезно насыщено цифровыми показателями, графическими и табличными инструментами. Используется метод сравнительного анализа для сопоставления данных опросов населения в 1994 и 2004 гг. Кажется верным метод сравнения уровня жизни, семейного статуса, трудовой занятости, уровня образования, общественно-политической активности респондентов с позиции зависимости от места их проживания. Такой подход позволяет автору сделать правильные выводы по итогам исследования, а внимание читателя заостряется на глубокой социальной дифференциации среди молодежи столичного региона, других городов республики и молодого поколения сельского населения.
В третьей части монографии "Социализация сельской молодежи Республики Татарстан (сравнительный анализ за период 1998—2005 гг.)" рассматривается особый статус и место сельской молодежи в свете особых интересов и потребностей, специфики и особенностей развития данной общественной группы, "связанных с существенным неравенством шансов доступа к основным социальным благам: образованию, условиям охраны здоровья, социальной защите, обеспечению занятости". Как следует из названия главы, автор вновь обращается к методу сравнительного анализа и использует данные двух исследований, проведенных в 1998 и 2005 гг. Особый интерес представляет подраздел "Сельская молодежь в политике". В частности, Г.В. Морозова указывает на то, что молодежь села далеко не безразлична к политической жизни — 79,5% опрошенных респондентов отметили, что они интересуются политической ситуацией в нашей стране. Это, безусловно, весьма значительная цифра. В данной главе автор уделяет достаточное внимание проблемам социального самочувствия сельской молодежи, которое выявлялось с помощью вопроса об удовлетворенности жизнью, была составлена таблица, классифицирующая наиболее сложные проблемы в жизни сельчан. В главе представлен раздел, посвященный про-
блемам занятости молодежи села (неудовлетворенность условиями работы, проблемы трудовой мотивации). Также автор поднимает тему самооценки уровня жизни сельской молодежи.
Последующие главы книги посвящены проблемам развития физической культуры и спорта в регионе. Четвертая глава носит название "Состояние развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан (по результатам социологического исследования 2006 г.)", пятая — "Некоторые аспекты сравнительного анализа состояния и развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан. Результаты социологического исследования 2002—2006 гг.". Данные главы невозможно рассматривать по отдельности друг от друга, так как даже в части введения эти главы содержат один и тот же контент, из-за чего возникает вопрос о необходимости включения в монографию обеих глав. Анализируя состояние физической культуры и спорта в регионе, автор опирается на социологический опрос, проводимый Республиканским научно-методическим центром при Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан в период с сентября по декабрь 2006 года. Актуальность исследования объясняется "необходимостью разработки долгосрочной стратегии развития массового спорта в республике, формирования здорового образа жизни населения и особенно молодого поколения, создания принципиально новых условий для спорта высших достижений". Здесь вновь приводится оценка состояния здоровья молодежи, впервые в монографии поднимается тема борьбы с наркоманией, изучается мотивация, побуждающая молодежь заниматься физической культурой и спортом. Весьма примечательно: в работе затронут вопрос о качестве работы государственных органов в сфере развития физкультуры и спорта, данные соцопроса отражены в таблице. Каждая из глав содержит выводы и рекомендации, а один из общих выводов автор формулирует следующим образом: "На уровне менталитета населения республики, не исключая молодое поколение, нет явно выраженного активного отношения к занятиям спортом. Преодолеть это можно лишь последовательными совместными усилиями институтов власти и общественности на основе понимания роли физической культуры и спорта как условия упрочения национальной идентификации, долговременного развития человеческого фактора". Автор считает, что основополагающую роль в воспитании здорового, физически развитого общества должно взять на себя государство.
Шестая глава монографии носит название "Социальное самочувствие молодежи Поволжья (по результатам социологического исследования 2007 г.)". В данном разделе книги Г.В. Морозова уходит от глубокой субрегиональной специфики прочих исследований и предлагает читателю аналитический отчет о самочувствии молодежи всего Поволжского региона. Опрос проводился в десяти (автор указывает на
четырнадцать) регионах: Республиках Удмуртия, Мордовия, Чувашия, Татарстан и Башкортостан, а также в Самарской, Оренбургской, Ульяновской, Саратовской, Пензенской областях. Данное исследование включало в себя вопросы, связанные с определением источников дохода семьи, обеспеченностью и удовлетворенностью молодежи жильем, выявление самооценки материального уровня жизни. Представляется, что на основе только этих показателей нельзя получить достоверную картину социального самочувствия молодежи целого региона страны. Но автор со свойственной ему скрупулезностью проводит данную работу на очень высоком научном уровне. Поднимаются проблемы материальных затруднений молодежи, сферы отечественной системы образования, трудоустройства. Г.В. Морозова вновь прибегает к методу сравнительного анализа: проводится исследование политических предпочтений молодежи и удовлетворенности работой государственной и региональной власти. Данному политико-социологическому анализу уделено достойное внимание. Также в данном разделе поднимается вопрос о структуре досуга молодого поколения Поволжского региона, о структуре ценностных ориентаций молодежи, изучается мнение молодежи об условиях, необходимых для достижения успеха. Проанализировав ответы респондентов на вопрос: "Как вы относитесь к своему будущему?", автор указывает на то, что молодежь региона настроена оптимистично: "я думаю, что сам выстою в любых условиях", "я уверен, что жить будет лучше". Однако также отмечается, что в молодежном сознании укрепляется установка на собственные силы, "опора на собственные ноги". Как видится, данную ситуацию необходимо регулировать и усиливать поддержку молодежи механизмами государственного аппарата.
Достаточно болезненная в масштабах всего государства проблематика рассматривается в седьмой главе "Оценка общественного мнения населения Республики Татарстан в ходе реализации национального проекта «Образование»". Сам автор делает акцент именно на этом: "...эффективно функционирующая система образования — это решающее условие поступательного развития экономики страны, повышения ее международной конкурентоспособности." и далее: "...сегодня оно приобретает все большую значимость в вопросах укрепления национальной безопасности, обеспечения противодействий идеологии экстремизма и террора, распространения гуманитарных общечеловеческих ценностей". Автор задается целью выяснить, как население оценивает ход реализации национального проекта "Образование", а отличительной чертой этого исследования необходимо назвать качественные характеристики выборки, которую составили представители всех поколений граждан от 16 до 59 лет. Делаются достаточно очевидные, но вместе тем необходимые для последующего анализа выводы: образование занимает значительное место в общественном сознании, на-
селение дает весьма низкую оценку его качеству, имеется определенный рост расходов на образование среди жителей республики и интерес к политике, осуществляемой в этой сфере. Автор указывает на неоднозначность в отношении респондентов к введению Единого государственного экзамена — 33,6% считают, что отныне упростится процедура поступления в вуз, 17,3% уверены, что коррупция придет в среднюю школу, 14,1% утверждают, что это не позволит обеспечить отбор одаренных, талантливых детей.
Последняя глава книги носит название "Социальное самочувствие молодой семьи в Республике Татарстан (2008)". Частично данной тематики автор касался еще в первой главе, указав, что институт семьи "воздействует на социальную организацию общества, определяет во многом возможности и перспективы его развития". Данную работу необходимо воспринимать как более чуткий и глубинный анализ сей проблематики, направленный на понимание "...причин, вызывающих разрушение семейных ценностей и функций семьи в условиях изменяющейся общественной среды, с изучением условий и факторов, определяющих социальный статус и роль семьи, так и с разработкой рекомендаций по повышению результативности государственной политики в отношении молодой семьи, формирования достойного качества и уровня жизни, укрепления семейных ценностей". В исследовании изучались условия и материальный уровень жизни семей, отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям, социально-психологический климат семей. Автор приходит к выводу, что "молодая семья республики — преобладающе здоровая, приверженная культурным и духовным ценностям. Адаптируясь к современной реальности, она обретает новый семейный и социальный облик и потенциал, новую функциональность". Этот вывод должен быть стимулятором при планировании будущей государственной молодежной политики как Татарстана, так и всей страны в целом.
Специфика данной книги заключается в ее достаточно узкоспециализированной субрегиональной социологическо-политологической составляющей. В этом и плюс работы и, возможно, минус. С одной стороны, нужно понимать: такое исследование дает республиканскому правительству неоценимую возможность для правильной, адекватной оценки происходящих в последние пятнадцать лет общественно-социальных процессов в молодежной среде Татарстана, предоставляется возможность изучать, регулировать и изменять их в случае необходимости. С другой стороны, остается не до конца ясным, насколько возможно экстраполировать основные тенденции и выводы автора монографии на другие субъекты Российской Федерации, возможно ли федеральным ведомствам вынести необходимые решения для реформирования бюрократического аппарата во всей стране и ставил ли автор перед собой такую задачу.
Монография доктора социологических наук Г.В. Морозовой будет весьма полезна ученым-политологам и социологам, руководителям структурных подразделений государственных ведомств, специалистам по работе с молодежью, а также всем, кого интересует проблематика становления нового молодого поколения современной России.